|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <metakeywords>Литература, класc, урок, на тему, 11 класc, И. А. Бунин, Чистый понедельник.</metakeywords>И. А. БУНИН. «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»<br> | | <metakeywords>Литература, класc, урок, на тему, 11 класc, И. А. Бунин, Чистый понедельник.</metakeywords>И. А. БУНИН. «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»<br> |
| | | |
- | <br> | + | <u><br> «Чистый понедельник»</u> |
| + | |
| + | Герои Бунина бескомпромиссны в исканиях абсолютной любви. «Мы оба были богаты; здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами», — рассказывает герой «Чистого понедельника». Казалось бы, у них есть все для абсолютного счастья. Что еще нужно? «Счастье наше, дружок, — приводит его любимая слова Платона Каратаева,— как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету». Но они — разные натуры. Герой «Чистого понедельника» (как, впрочем, и ряда других новелл — «Гали Ганской», например, или «Тани», или «Темных аллей») — «обычный», при всей своей физической привлекательности и эмоциональной наполненности, человек. Не то — героиня. В ее странных поступках ощущается значительность характера, редкостность «избранной» натуры. Ее сознание разорвано. Она не прочь окунуться в «сегодняшнюю» жизнь той «янтарной Москвы — концертов Шаляпина, «капустников» Художественного театра, каких-то курсов, чтения модных западных писателей начала века: Гофмансталя, Шиицлсра, Пшибышев- «кого, лекций Андрея Белого и т. д. Но внутренне она чужда (как и сам Бунин) всему этому. Она напряженно ищет что-то цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким и несостоятельным. В «чистый понедельник» она рассчиталась с «миром» — манящей любовью и любимым и ушла на «великий постриг», в монастырь. Рассказ представляет собой образчик прозы позднего Бунина, с его тяготением к совершенному лаконизму, художественной краткости, сгущению внешней изобразительности, что позволяет говорить о новореализме как писательском методе.<br>Как поэт, Бунин оттачивал и совершенствовал свой дар, однако здесь муза, вдохновение посещали его нечасто. Зато немногочисленные стихи, пронизанные чувством одиночества, бездомности и тоски по России, представляли собой шедевры:<br>У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому.<br>Когда я уходил с отцовского двора. Сказать «прости» родному дому!<br>У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьется сердце, горестно и громко.<br>Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своей уж ветхою котомкой!<br>Нетрудно заметить, что и с точки зрения житейской, и с точки зрения исторической последнее двадцатилетие его долгой жизни оказалось рассеченным пополам: первое, «мирное», десятилетие отмечено его нобелевским лауреатством, спокойной и сосредоточенной работой над романом «Жизнь Арсеньева», относительной материальной обеспеченностью и окончательным (пусть и не очень громким, но прочным) признанием его таланта, согрето любовью к «последней музе» — поэтессе и писательнице Галине Кузнецовой; десятилетие следующее принесло оккупацию Франции гитлеровскими войсками, разрыв с любимой, голод, страдании писателя в отрезанном Грасе, а затем — тяжелую болезнь и медленное угасание в подлинной нужде и гордой бедности.<br>В ночь на 8 ноября 1953 г. Бунин скончался в Париже, в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха.<br>? 1. Как развивалась русская проза в начале века? Какие направления и искания определяли ее развитие?<br>2. Каковы истоки социальной двойственности Бунина? В чем проявилось тяготение к дворянским традициям и отталкивание писателя от них? Как воспринимал Бунин «барина и мужика»? Рассмотрите с этой позиции раннюю прозу Бунина, например «Антоновские ябпоки», «Танька».<br>3. В чем проявляется взаимосвязь Бунина-прозаика и Бунина-поэта? Как метафоричность поэзии, ее музыкальность и ритм вторгаются в прозу? Можно ли сказать, что проза Бунина вспахана плугом поэта («Антоновские яблоки»)?<br>4. С чем связана поэтизация одиночества в творчестве Бунина 1900-х гг.? Рассмотрите стихотворения Бунина «Сонет», «Одиночество», рассказы «Перевал», «Осень».<br>5. Как вы думаете, почему ни символизм, ни романтизм горьковского направления не повлияли на предревопюциониое творчество Бу¬нина?<br>6. Определите смысл философских исканий Бунина, нашедших отражение в рассказе «Иоанн-Рыдалец».<br>7. Каковы особенности повествования в рассказе «Иоанн Рыдалец»?<br>8. Сравните характеры братьев Красовых — Кузьмы и Тихона. В чем проявляется сходство и в чем глубокое различие этих героев?<br>9. В чем заключается скрытая полемика Бунина с Горьким (повесть «Деревня»)?<br>10. Как выражена тема обреченности мира в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»?<br>11. Как донесена авторская концепция мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Что сближает рассказ с повестью «Деревня»?<br>12. В чем проявляется близость Бунина к позиции Л. Толстого-обличителя?<br>13. Какие черты, по мнению И. Бунина, характерны для подлинной любви? Почему он считает, что любовь — «краткий гость на земле» (рассказы «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные аллеи»)?<br>14. Как вы охарактеризуете эстетическое кредо Бунина — поэта и прозаика, эавершитепя классических традиций XIX в.?<br>Темы сочинении<br>Утверждение вечности природы в лирике И. Бунина.<br>Философская лирика И. Бунина.<br>Любовь как духовное возрождение в рассказах И. Бунина (цикл «Темные аллеи»).<br>Темы рефератов<br>Образ повествователя в произведениях И. Бунина.<br>Традиции русской классики в творчестве И. Бунина.<br><br><br><br>Советуем прочитать<br>Кузнецова Галина. Грасскнй дневник.—М., 1995.<br>Грасский дневник»- написан последней любовью и музой Бунина и оки.тгынает годы, когда писатель напряженно работал над своим итого- «мм произведением — романом «Жизнь Арсеньева», воссоздает слож¬ную творческую натуру писателя, его глубинный духовный мир и иепо- июримый облик. Это важнейший источник для постижения биографии н ишрчества Бунина. Помимо подробного дневника, который писался<br>I Кузнецовой в Грассе. в издание вошли отрывки из дневника военных ;и1. ее проза и стихи.<br>Муромцев а-Б у н и н а В. Н. Жизнь Бунина: Беседы с памятью,— М . 1989.<br>Жена, помощник, друг Бунина на протяжении их совместной жизни веля дневник. Книга написана на материале систематических записей<br>II II. Муромцевой. Они вносят много нового в наши представления о<br>л тети, характере, творческой лаборатории писателя, об условиях его<br>Iруда, интересах, исканиях русских эмигрантов в Париже. Многодеся- шлетний период биографии Бунина и близких ему людей освещен I» II. Муромцевой с искренностью и любовью.<br>Смирнова Л. А. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. М.. 1995.<br>В книге на широком общественно-художественном фоне- эпохи рас¬сматривается эволюция литературной деятельности писателя, тек- пуально проанализированы его программные произведения.<br> |
| | | |
| ''Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева - 8-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2003. <br>Отослано читателями из интернет-сайтов<br>'' | | ''Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева - 8-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2003. <br>Отослано читателями из интернет-сайтов<br>'' |
Версия 22:42, 16 ноября 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 11 класс>>Литература: И. А. Бунин. «Чистый понедельник»
И. А. БУНИН. «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»
«Чистый понедельник»
Герои Бунина бескомпромиссны в исканиях абсолютной любви. «Мы оба были богаты; здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами», — рассказывает герой «Чистого понедельника». Казалось бы, у них есть все для абсолютного счастья. Что еще нужно? «Счастье наше, дружок, — приводит его любимая слова Платона Каратаева,— как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету». Но они — разные натуры. Герой «Чистого понедельника» (как, впрочем, и ряда других новелл — «Гали Ганской», например, или «Тани», или «Темных аллей») — «обычный», при всей своей физической привлекательности и эмоциональной наполненности, человек. Не то — героиня. В ее странных поступках ощущается значительность характера, редкостность «избранной» натуры. Ее сознание разорвано. Она не прочь окунуться в «сегодняшнюю» жизнь той «янтарной Москвы — концертов Шаляпина, «капустников» Художественного театра, каких-то курсов, чтения модных западных писателей начала века: Гофмансталя, Шиицлсра, Пшибышев- «кого, лекций Андрея Белого и т. д. Но внутренне она чужда (как и сам Бунин) всему этому. Она напряженно ищет что-то цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким и несостоятельным. В «чистый понедельник» она рассчиталась с «миром» — манящей любовью и любимым и ушла на «великий постриг», в монастырь. Рассказ представляет собой образчик прозы позднего Бунина, с его тяготением к совершенному лаконизму, художественной краткости, сгущению внешней изобразительности, что позволяет говорить о новореализме как писательском методе. Как поэт, Бунин оттачивал и совершенствовал свой дар, однако здесь муза, вдохновение посещали его нечасто. Зато немногочисленные стихи, пронизанные чувством одиночества, бездомности и тоски по России, представляли собой шедевры: У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому. Когда я уходил с отцовского двора. Сказать «прости» родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьется сердце, горестно и громко. Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своей уж ветхою котомкой! Нетрудно заметить, что и с точки зрения житейской, и с точки зрения исторической последнее двадцатилетие его долгой жизни оказалось рассеченным пополам: первое, «мирное», десятилетие отмечено его нобелевским лауреатством, спокойной и сосредоточенной работой над романом «Жизнь Арсеньева», относительной материальной обеспеченностью и окончательным (пусть и не очень громким, но прочным) признанием его таланта, согрето любовью к «последней музе» — поэтессе и писательнице Галине Кузнецовой; десятилетие следующее принесло оккупацию Франции гитлеровскими войсками, разрыв с любимой, голод, страдании писателя в отрезанном Грасе, а затем — тяжелую болезнь и медленное угасание в подлинной нужде и гордой бедности. В ночь на 8 ноября 1953 г. Бунин скончался в Париже, в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха. ? 1. Как развивалась русская проза в начале века? Какие направления и искания определяли ее развитие? 2. Каковы истоки социальной двойственности Бунина? В чем проявилось тяготение к дворянским традициям и отталкивание писателя от них? Как воспринимал Бунин «барина и мужика»? Рассмотрите с этой позиции раннюю прозу Бунина, например «Антоновские ябпоки», «Танька». 3. В чем проявляется взаимосвязь Бунина-прозаика и Бунина-поэта? Как метафоричность поэзии, ее музыкальность и ритм вторгаются в прозу? Можно ли сказать, что проза Бунина вспахана плугом поэта («Антоновские яблоки»)? 4. С чем связана поэтизация одиночества в творчестве Бунина 1900-х гг.? Рассмотрите стихотворения Бунина «Сонет», «Одиночество», рассказы «Перевал», «Осень». 5. Как вы думаете, почему ни символизм, ни романтизм горьковского направления не повлияли на предревопюциониое творчество Бу¬нина? 6. Определите смысл философских исканий Бунина, нашедших отражение в рассказе «Иоанн-Рыдалец». 7. Каковы особенности повествования в рассказе «Иоанн Рыдалец»? 8. Сравните характеры братьев Красовых — Кузьмы и Тихона. В чем проявляется сходство и в чем глубокое различие этих героев? 9. В чем заключается скрытая полемика Бунина с Горьким (повесть «Деревня»)? 10. Как выражена тема обреченности мира в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»? 11. Как донесена авторская концепция мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Что сближает рассказ с повестью «Деревня»? 12. В чем проявляется близость Бунина к позиции Л. Толстого-обличителя? 13. Какие черты, по мнению И. Бунина, характерны для подлинной любви? Почему он считает, что любовь — «краткий гость на земле» (рассказы «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные аллеи»)? 14. Как вы охарактеризуете эстетическое кредо Бунина — поэта и прозаика, эавершитепя классических традиций XIX в.? Темы сочинении Утверждение вечности природы в лирике И. Бунина. Философская лирика И. Бунина. Любовь как духовное возрождение в рассказах И. Бунина (цикл «Темные аллеи»). Темы рефератов Образ повествователя в произведениях И. Бунина. Традиции русской классики в творчестве И. Бунина.
Советуем прочитать Кузнецова Галина. Грасскнй дневник.—М., 1995. Грасский дневник»- написан последней любовью и музой Бунина и оки.тгынает годы, когда писатель напряженно работал над своим итого- «мм произведением — романом «Жизнь Арсеньева», воссоздает слож¬ную творческую натуру писателя, его глубинный духовный мир и иепо- июримый облик. Это важнейший источник для постижения биографии н ишрчества Бунина. Помимо подробного дневника, который писался I Кузнецовой в Грассе. в издание вошли отрывки из дневника военных ;и1. ее проза и стихи. Муромцев а-Б у н и н а В. Н. Жизнь Бунина: Беседы с памятью,— М . 1989. Жена, помощник, друг Бунина на протяжении их совместной жизни веля дневник. Книга написана на материале систематических записей II II. Муромцевой. Они вносят много нового в наши представления о л тети, характере, творческой лаборатории писателя, об условиях его Iруда, интересах, исканиях русских эмигрантов в Париже. Многодеся- шлетний период биографии Бунина и близких ему людей освещен I» II. Муромцевой с искренностью и любовью. Смирнова Л. А. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. М.. 1995. В книге на широком общественно-художественном фоне- эпохи рас¬сматривается эволюция литературной деятельности писателя, тек- пуально проанализированы его программные произведения.
Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева - 8-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2003. Отослано читателями из интернет-сайтов
Литература онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по литературе, домашняя работа, вопросы и ответы, рефераты по литературе 11 класс, планы уроков
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|