|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Совершенствование речи учащихся при изучении народных сказок<br><br>На изучение народных сказок в 5 классе отводится более трех недель. Кроме того, народным сказкам посвящаются уроки развития устной и письменной речи, внеклассного чтения. В школах именно по народным сказкам часто устраиваются утренники, конкурсы. Словом, у школьников 5 класса есть возможность еще раз вернуться к их любимому жанру, вспомнить героев своих любимых сказок, поговорить об их необыкновенных приключениях, воспринять красоту и слаженность самих сказок.<br><br>Народные сказки с их неторопливым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, особенно важны для совершенствования устной речи школьника.<br><br>Проводя первую беседу о ранее прочитанных (в начальной школе или самостоятельно) народных сказках, учитель поймет, кто из школьников особенно любит и понимает поэзию народной сказки, умеет передать ее особенности даже в небольших высказываниях и пересказах.<br><br>Последующие уроки по этой теме — изучение двух сказок: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка». Коснемся лишь некоторых видов работы, которые вводят учащихся в мир русской народной сказки и одновременно содействуют совершенствованию их мышления и речи.<br><br>После небольшой беседы о прочитанном учитель расскажет о произведениях устного народного творчества и в большей степени о народной сказке, как бы подытоживая изучение и вводя школьников в новую тему.<br><br>Этот рассказ учителя о народных сказках, их особенностях, сказителях важно насытить лексикой, характерной для народных сказок, может быть, сопроводить рассказ демонстрацией некоторых иллюстраций, показать, как звучат при хорошем пересказе зачины, концовки сказок. Именно это создает особый настрой для слушания, понимания и дальнейшего сказывания текстов народных сказок. Очень важно заранее тщательно подготовить чтение или рассказ учителем сказки, а часть этой работы поручить лучшим школьникам. Чтение вслух обогатит школьников наиболее верными интонациями, которые можно закрепить дополнительными вопросами после чтения:<br><br>— Расставьте ударения, прочитайте вслух начало сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали». Обратим внимание на ритм, слаженность, напевность:<br><br> В некотором царстве,<br> в некотором государстве...<br> Жили-были старик и старуха,<br> и было у них три сына...<br> Младшего звали Иванушка...<br> Жили они не ленились,<br> целый день трудились...<br><br>— Сравните с началом сказки «Царевна-лягушка». Что общего и что различного в том, как они начинаются? «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич...»<br><br>Школьники замечают, что в обеих сказках есть такие слова: «В некотором царстве, в некотором государстве... И в той и в другой сказке говорится о третьем сыне, только он назван по имени — Иванушка, Иван-царевич... Однако в первой сказке это начато несколько длиннее, — говорят школьники. — В нем рассказывается еще о том, как трудились старик со старухой...» Потому показывается мирный труд, что дальше мир нарушается нападением чуда-юда... «И то и другое начало сказки надо читать напевно, протяжно...»<br><br>Обратим внимание школьников, что и на протяжении всей сказки мы все время будем чувствовать особый ритм, в некоторых случаях — рифму, которая поможет читать и сказывать эти сказки:<br><br>«Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить...»<br><br>Школьники пробуют пересказывать и читать отдельные фрагменты сказки под наблюдением учителя, составляют план, отрабатывают выразительное чтение и различные виды пересказов.<br><br>При обучении пересказам учащиеся особенно внимательны к отдельным словам и выражениям сказки: жили-были, не ленились, трудились, пахали, засевали, напасть, истребить, спалить, затужили, загоревали, утешают, не горюйте, биться насмерть, не тосковать, удерживать, отговаривать, снарядили, мечи булатные, котомки, хлеб-соль... В хорошо построенном пересказе школьники используют эти слова, столь важные для народной речи и для народной сказки, замечают, насколько емки и полны чувств эти простые русские слова, как верно передают они события, которые происходят с героями.<br><br>Целесообразно рассмотреть повнимательнее и построение диалогов, обратив внимание на чувство собственного достоинства героев и вместе с тем особой деликатности, проявляющейся в разговоре сыновей с родителями:<br><br>— Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: молод еще, чтоб на бой идти.<br><br>— Нет, — говорит Иван (подчеркнем, что там, где он принимает важное решение, его называют уже не Иванушкой, а Иваном), — не к лицу мне (что значит «не к лицу»?) дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!<br><br>То же мы можем наблюдать и в разговоре братьев со старухой, но вот иной диалог — с врагом. Как здесь держится Иван — крестьянский сын? Через речь героя мы можем сказать, что держится он смело, с достоинством, вместе с тем скромно. Какие слова говорят о его близости с народом? Похожи ли его ответы на пословицы? Чем?<br><br>В пушкинской «Сказке о мертвой царевне...» говорится о царевне так: «В миг по речи те спознали, Что царевну принимали...» Также по речи героев народных сказок можно многое сказать об их характере.<br><br>Сопоставим речь Ивана — крестьянского сына и обращения к нему во время боя чуда-юда. Прочитаем выразительно вслух в классе. Пусть школьники почувствуют разницу в речи героев, их поведении. Этот диалог можно включить и в выборочный, и в художественный пересказы учащихся.<br><br>Оценка таких пересказов и чтения будет коллективной. Пересказ по предварительно составленному в классе плану оценивается с учетом требования — насколько полно был сделан пересказ? Использованы ли важные для народной сказки слова и выражения, интонации? Описания типа «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — выезжает чудо-юдо девятиголовое...» коротки, но также важны для пересказа.<br><br><br>Организации речевой практики на основе прочитанных народных сказок помогут вопросы и задания, которые помещены после текстов сказок. Особое внимание обратим на задание по пересказам, связанное с пословицами:<br><br>Какими пословицами можно воспользоваться при характеристике Ивана —крестьянского сына?<br><br>Такого рода задания можно и продолжить, озаглавив той или иной пословицей отдельные фрагменты текста, отдельные эпизоды сказки, завершив свой рассказ одной из пословиц.<br><br>При изучении народной сказки «Царевна-лягушка» следует также обратить внимание на особый этикет разговора-диалога:<br><br>«Позвал однажды царь сыновей и говорит им:<br><br>— Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!<br>— За кого же нам, батюшка, посвататься?<br>— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь...»<br><br>Каким тоном надо произнести подчеркнутые слова, чтобы показать особую деликатность, вежливость, теплое отношение героев друг к другу?<br><br>При чтении отрабатывается особенность произнесения повторов с тем, чтобы в художественном или выборочном пересказах они прозвучали выразительно:<br><br> Пустил стрелу старший брат — упала она...<br> Пустил стрелу средний брат — упала она...<br> Пустил стрелу Иван-царевич — полетела она...<br><br>Такие упражнения, в свою очередь, не могут не повлиять и на обычную разговорную речь учащихся. Особенно интересно проходит работа с учащимися, когда учитель добивается верного понимания того, как, с помощью каких слов, интонаций убеждает лягушка Ивана-царевича взять ее:<br><br>— Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж! (Что происходит с царевичем? Что он говорит? Чего он боится? Почему лягушке удается убедить царевича?)<br><br>— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь! (Как нужно произнести эту фразу? Что может скрываться за этими немудреными словами?)<br><br>Понаблюдаем за речью царевны-лягушки на протяжении всей сказки. О каких чертах характера рассказывает нам построение ее речи, слова, интонации?<br><br>— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!<br><br>Сказка «Царевна-лягушка» вся пронизана каким-то особым светом и теплом высоконравственных взаимоотношений между главными героями. Это необычайно ясно выражено в диалогах, в том, насколько чутко героиня относится к настроению Ивана-царевича, как не торопится сообщать заранее о том, что будет сделано, но делает все лучше других невесток, а царевич и царь умеют оценить сделанное, по-настоящему похвалить за это царевну-лягушку.<br><br>Именно это важно и нужно показать детям, что будет служить и глубокому пониманию идеи сказки, и воспитательным моментом, и осознанию школьниками огромной значимости слова в тексте.<br><br>Выразительное чтение диалогов по ролям нравится школьникам, а при тщательном анализе и правильном понимании «уходят» ненужный пафос, ложные интонации и учитель добивается по-настоящему верного чтения, а затем хорошего художественного пересказа этой великолепной сказки.<br><br>Понаблюдаем, как меняются определения «слову» в повторном вопросе-обращении царевны-лягушки к Ивану-царевичу:<br><br>— Иль услышал от своего отца слово неласковое?<br>— Иль услышал от отца слово недоброе?<br>— О чем запечалился?<br><br>Удивление царевича выражается тоже целым набором синонимов, выражающих крайнее удивление, восхищение... И опять это свидетельствует и о том, что в самом деле необыкновенны изделия царевны-лягушки, но и о том, что Иван-царевич умеет ценить прекрасное, восхищаться им:<br><br>— Глянул царевич на каравай — диву дался: никогда таких не видывал!<br>— Глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!<br><br>Интересны оценки и царя:<br><br>— Вот этот хлеб только в большие праздники есть!<br>— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!<br><br>Для закрепления лексики, которая была в сказках, целесообразна в конце изучения сказок и викторина, например:<br><br>— Кто из героев сказок приговаривал: «Утро вечера мудренее!»? Что он этим хотел сказать?<br><br>— Какими привычными для сегодняшнего дня словами можно заменить слова «кручиниться», «тужить» и какие чувства они обозначают?<br><br>— Как проявляется речевой этикет, деликатность 1 в речи положительных сказочных героев? Проследите и прочитайте примеры диалогов в текстах народных сказок.<br><br>— Какую кузницу закрыли на двенадцать железных дверей, на двенадцать кованых замков и зачем? Кто и от кого скрывался в ней?<br><br>— Прочитайте внимательно описание дуба: «Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни за сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл». Что примечательного в этом описании? Как назывался этот дуб? Что подчеркивается этим описанием? Герою какой сказки и с чьей помощью удалось добраться до кованого ларца, висящего на этом дубе?<br><br>— Какими словами показано удивление Ивана-царевича, когда он рассматривал то, что сделала царевна-лягушка по приказу царя?<br><br>— В чем проявилась высокая оценка царя сделанному царевной-лягушкой? Можем ли мы так сегодня оценить какую-то домашнюю работу наших близких?<br><br>Школьники устно дают описание портретов героев сказок, рассматривают иллюстрации И. Билибина и картину В. Васнецова, иллюстрации других художников к прочитанным сказкам, обсуждают, насколько совпадают их представления о внешнем облике героев с художественным изображением на картинах, иллюстрациях.<br><br>Пятиклассники с удовольствием читают, перечитывают, слушают и даже сочиняют сказки. Вот почему так важно иметь в виду цепочку — уроки литературы, развития речи, внеклассного чтения — внеклассные занятия, которые помогают закрепить интерес к сказке, углубить ее восприятие, развить на основе ее чтение, воображение и речь учащихся. Приведем небольшие выдержки из сказок, «сочиненных» и рассказанных устно и письменно учащимися Тамбовской и Воронежской областей:<br><br> Сказка о том, как Желудь стал Дубом<br><br>Висел на дубе Желудь и радовался:<br><br>— Вот какой я красивый! Рубашка на мне прочная — дождь не промочит. Шапка теплая — мороз не страшен. Так до лета на дереве перезимую...<br><br>Радовался, радовался, да вдруг налетел ветер и рванул ветку. Только и успел Желудь крикнуть: «Ай!..»<br><br>Полежал, полежал, пощупал шапку, потрогал бока — все на месте.<br><br>— Что же теперь делать буду? — запечалился Желудь. — От родного дерева вон куда улетел. Холодно... На дереве под листьями прятался, а тут...<br><br>Лежал Желудь печальный, невеселый. А ветер все рвал золотые листья и бросал их на мокрую землю.<br><br>— Теплее стало, — сказал Желудь и прикрылся листьями. Поворочался, улегся поудобнее да и заснул.<br><br>Шло время. Отшумели метели. Пригрело солнышко и зазвенели ручьи. Неудобно стало Желудю лежать на мокрой земле. Повертелся он и поднялся.<br><br>— Гляди-ко, листочки на деревьях выросли! — воскликнул он.<br><br>Попробовал перекатиться к дубу, но что-то держало его. Глянул вниз и ахнул...<br><br>— Да у меня ноги растут...<br><br>Хотел шапку поправить, а там тоже листочки выросли. И стал Желудь расти, расти и постепенно к лету стал маленьким Дубком...<br><br> Примерный план-схема<br><br>проведения работы по теме «Народное творчество на уроках литературы, на внеклассных занятиях, связанных с этими уроками»<br><br>Цель: проследить связь классной и внеклассной работы, целесообразность использования межпредметных связей.<br><br>Таблицу смотри здесь.<br><br>Многие рассказанные детьми сказки начинались так: «В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей, и было у них три сына... Один раз пошли они в лес погулять. Старший и средний пошли вперед, а младший — Иванушка — отстал от них и заблудился. Шел он, шел и нашел книгу... А книга была не простая, а волшебная. В ней написано, как найти свое счастье. Тогда Иван пришел домой, поклонился отцу в ноги и попросил благословить его искать счастье...»<br><br>Эти и другие сказки пятиклассников, разумеется, складываются иногда из того, что они прочитали, в них добавляется собственная фантазия учащихся, однако везде присутствуют сказочная интонация, напевность, повторы, зачины и концовки, т. е. особенности народных сказок в той или иной мере используются школьниками.<br><br>Особую роль для закрепления полученных знаний и умений в данном случае будут играть звукозаписи с чтением известных актеров, исполняющих сказки. Оценить красоту сказывания сказок профессиональными чтецами — вот одна из важнейших задач такой работы.<br><br>В заключение повторим, что русская народная сказка дает необычайно много для совершенствования и обогащения разговорной речи учащихся, если этой работе учитель уделит внимание на уроках литературы, развития речи, внеклассного чтения, в процессе внеклассной работы (конкурсы на лучшее сказывание сказок, выступления учащихся на занятиях кружка и на вечере сказок и т. д.).<br><br><br><br><br>
| + | ''' Совершенствование речи учащихся при изучении народных сказок'''<br><br>На изучение народных сказок в 5 классе отводится более трех недель. Кроме того, народным сказкам посвящаются уроки развития устной и письменной речи, внеклассного чтения. В школах именно по народным сказкам часто устраиваются утренники, конкурсы. Словом, у школьников 5 класса есть возможность еще раз вернуться к их любимому жанру, вспомнить героев своих любимых сказок, поговорить об их необыкновенных приключениях, воспринять красоту и слаженность самих сказок. |
| + | |
| + | Народные сказки с их неторопливым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, особенно важны для совершенствования устной речи школьника. |
| + | |
| + | Проводя первую беседу о ранее прочитанных (в начальной школе или самостоятельно) народных сказках, учитель поймет, кто из школьников особенно любит и понимает поэзию народной сказки, умеет передать ее особенности даже в небольших высказываниях и пересказах. |
| + | |
| + | Последующие уроки по этой теме — изучение двух сказок: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка». Коснемся лишь некоторых видов работы, которые вводят учащихся в мир русской народной сказки и одновременно содействуют совершенствованию их мышления и речи. |
| + | |
| + | После небольшой беседы о прочитанном учитель расскажет о произведениях устного народного творчества и в большей степени о народной сказке, как бы подытоживая изучение и вводя школьников в новую тему. |
| + | |
| + | Этот рассказ учителя о народных сказках, их особенностях, сказителях важно насытить лексикой, характерной для народных сказок, может быть, сопроводить рассказ демонстрацией некоторых иллюстраций, показать, как звучат при хорошем пересказе зачины, концовки сказок. Именно это создает особый настрой для слушания, понимания и дальнейшего сказывания текстов народных сказок. Очень важно заранее тщательно подготовить чтение или рассказ учителем сказки, а часть этой работы поручить лучшим школьникам. Чтение вслух обогатит школьников наиболее верными интонациями, которые можно закрепить дополнительными вопросами после чтения: |
| + | |
| + | — Расставьте ударения, прочитайте вслух начало сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали». Обратим внимание на ритм, слаженность, напевность:<br><br> В некотором царстве,<br> в некотором государстве...<br> Жили-были старик и старуха,<br> и было у них три сына...<br> Младшего звали Иванушка...<br> Жили они не ленились,<br> целый день трудились...<br><br>— Сравните с началом сказки «Царевна-лягушка». Что общего и что различного в том, как они начинаются? «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич...» |
| + | |
| + | Школьники замечают, что в обеих сказках есть такие слова: «В некотором царстве, в некотором государстве... И в той и в другой сказке говорится о третьем сыне, только он назван по имени — Иванушка, Иван-царевич... Однако в первой сказке это начато несколько длиннее, — говорят школьники. — В нем рассказывается еще о том, как трудились старик со старухой...» Потому показывается мирный труд, что дальше мир нарушается нападением чуда-юда... «И то и другое начало сказки надо читать напевно, протяжно...» |
| + | |
| + | Обратим внимание школьников, что и на протяжении всей сказки мы все время будем чувствовать особый ритм, в некоторых случаях — рифму, которая поможет читать и сказывать эти сказки: |
| + | |
| + | «Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить...» |
| + | |
| + | Школьники пробуют пересказывать и читать отдельные фрагменты сказки под наблюдением учителя, составляют план, отрабатывают выразительное чтение и различные виды пересказов. |
| + | |
| + | При обучении пересказам учащиеся особенно внимательны к отдельным словам и выражениям сказки: жили-были, не ленились, трудились, пахали, засевали, напасть, истребить, спалить, затужили, загоревали, утешают, не горюйте, биться насмерть, не тосковать, удерживать, отговаривать, снарядили, мечи булатные, котомки, хлеб-соль... В хорошо построенном пересказе школьники используют эти слова, столь важные для народной речи и для народной сказки, замечают, насколько емки и полны чувств эти простые русские слова, как верно передают они события, которые происходят с героями. |
| + | |
| + | Целесообразно рассмотреть повнимательнее и построение диалогов, обратив внимание на чувство собственного достоинства героев и вместе с тем особой деликатности, проявляющейся в разговоре сыновей с родителями: |
| + | |
| + | — Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: молод еще, чтоб на бой идти. |
| + | |
| + | — Нет, — говорит Иван (подчеркнем, что там, где он принимает важное решение, его называют уже не Иванушкой, а Иваном), — не к лицу мне (что значит «не к лицу»?) дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться! |
| + | |
| + | То же мы можем наблюдать и в разговоре братьев со старухой, но вот иной диалог — с врагом. Как здесь держится Иван — крестьянский сын? Через речь героя мы можем сказать, что держится он смело, с достоинством, вместе с тем скромно. Какие слова говорят о его близости с народом? Похожи ли его ответы на пословицы? Чем? |
| + | |
| + | В пушкинской «Сказке о мертвой царевне...» говорится о царевне так: «В миг по речи те спознали, Что царевну принимали...» Также по речи героев народных сказок можно многое сказать об их характере. |
| + | |
| + | Сопоставим речь Ивана — крестьянского сына и обращения к нему во время боя чуда-юда. Прочитаем выразительно вслух в классе. Пусть школьники почувствуют разницу в речи героев, их поведении. Этот диалог можно включить и в выборочный, и в художественный пересказы учащихся. |
| + | |
| + | Оценка таких пересказов и чтения будет коллективной. Пересказ по предварительно составленному в классе плану оценивается с учетом требования — насколько полно был сделан пересказ? Использованы ли важные для народной сказки слова и выражения, интонации? Описания типа «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — выезжает чудо-юдо девятиголовое...» коротки, но также важны для пересказа. |
| + | |
| + | Организации речевой практики на основе прочитанных народных сказок помогут вопросы и задания, которые помещены после текстов сказок. Особое внимание обратим на задание по пересказам, связанное с пословицами: |
| + | |
| + | Какими пословицами можно воспользоваться при характеристике Ивана —крестьянского сына? |
| + | |
| + | Такого рода задания можно и продолжить, озаглавив той или иной пословицей отдельные фрагменты текста, отдельные эпизоды сказки, завершив свой рассказ одной из пословиц. |
| + | |
| + | При изучении народной сказки «Царевна-лягушка» следует также обратить внимание на особый этикет разговора-диалога: |
| + | |
| + | «Позвал однажды царь сыновей и говорит им: |
| + | |
| + | — Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!<br>— За кого же нам, батюшка, посвататься?<br>— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь...» |
| + | |
| + | Каким тоном надо произнести подчеркнутые слова, чтобы показать особую деликатность, вежливость, теплое отношение героев друг к другу? |
| + | |
| + | При чтении отрабатывается особенность произнесения повторов с тем, чтобы в художественном или выборочном пересказах они прозвучали выразительно:<br><br> Пустил стрелу старший брат — упала она...<br> Пустил стрелу средний брат — упала она...<br> Пустил стрелу Иван-царевич — полетела она...<br><br>Такие упражнения, в свою очередь, не могут не повлиять и на обычную разговорную речь учащихся. Особенно интересно проходит работа с учащимися, когда учитель добивается верного понимания того, как, с помощью каких слов, интонаций убеждает лягушка Ивана-царевича взять ее: |
| + | |
| + | — Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж! (Что происходит с царевичем? Что он говорит? Чего он боится? Почему лягушке удается убедить царевича?) |
| + | |
| + | — Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь! (Как нужно произнести эту фразу? Что может скрываться за этими немудреными словами?) |
| + | |
| + | Понаблюдаем за речью царевны-лягушки на протяжении всей сказки. О каких чертах характера рассказывает нам построение ее речи, слова, интонации? |
| + | |
| + | — Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! |
| + | |
| + | Сказка «Царевна-лягушка» вся пронизана каким-то особым светом и теплом высоконравственных взаимоотношений между главными героями. Это необычайно ясно выражено в диалогах, в том, насколько чутко героиня относится к настроению Ивана-царевича, как не торопится сообщать заранее о том, что будет сделано, но делает все лучше других невесток, а царевич и царь умеют оценить сделанное, по-настоящему похвалить за это царевну-лягушку. |
| + | |
| + | Именно это важно и нужно показать детям, что будет служить и глубокому пониманию идеи сказки, и воспитательным моментом, и осознанию школьниками огромной значимости слова в тексте. |
| + | |
| + | Выразительное чтение диалогов по ролям нравится школьникам, а при тщательном анализе и правильном понимании «уходят» ненужный пафос, ложные интонации и учитель добивается по-настоящему верного чтения, а затем хорошего художественного пересказа этой великолепной сказки. |
| + | |
| + | Понаблюдаем, как меняются определения «слову» в повторном вопросе-обращении царевны-лягушки к Ивану-царевичу: |
| + | |
| + | — Иль услышал от своего отца слово неласковое?<br>— Иль услышал от отца слово недоброе?<br>— О чем запечалился? |
| + | |
| + | Удивление царевича выражается тоже целым набором синонимов, выражающих крайнее удивление, восхищение... И опять это свидетельствует и о том, что в самом деле необыкновенны изделия царевны-лягушки, но и о том, что Иван-царевич умеет ценить прекрасное, восхищаться им: |
| + | |
| + | — Глянул царевич на каравай — диву дался: никогда таких не видывал!<br>— Глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать! |
| + | |
| + | Интересны оценки и царя: |
| + | |
| + | — Вот этот хлеб только в большие праздники есть!<br>— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать! |
| + | |
| + | Для закрепления лексики, которая была в сказках, целесообразна в конце изучения сказок и викторина, например: |
| + | |
| + | — Кто из героев сказок приговаривал: «Утро вечера мудренее!»? Что он этим хотел сказать? |
| + | |
| + | — Какими привычными для сегодняшнего дня словами можно заменить слова «кручиниться», «тужить» и какие чувства они обозначают? |
| + | |
| + | — Как проявляется речевой этикет, деликатность 1 в речи положительных сказочных героев? Проследите и прочитайте примеры диалогов в текстах народных сказок. |
| + | |
| + | — Какую кузницу закрыли на двенадцать железных дверей, на двенадцать кованых замков и зачем? Кто и от кого скрывался в ней? |
| + | |
| + | — Прочитайте внимательно описание дуба: «Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни за сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл». Что примечательного в этом описании? Как назывался этот дуб? Что подчеркивается этим описанием? Герою какой сказки и с чьей помощью удалось добраться до кованого ларца, висящего на этом дубе? |
| + | |
| + | — Какими словами показано удивление Ивана-царевича, когда он рассматривал то, что сделала царевна-лягушка по приказу царя? |
| + | |
| + | — В чем проявилась высокая оценка царя сделанному царевной-лягушкой? Можем ли мы так сегодня оценить какую-то домашнюю работу наших близких? |
| + | |
| + | Школьники устно дают описание портретов героев сказок, рассматривают иллюстрации И. Билибина и картину В. Васнецова, иллюстрации других художников к прочитанным сказкам, обсуждают, насколько совпадают их представления о внешнем облике героев с художественным изображением на картинах, иллюстрациях. |
| + | |
| + | Пятиклассники с удовольствием читают, перечитывают, слушают и даже сочиняют сказки. Вот почему так важно иметь в виду цепочку — уроки литературы, развития речи, внеклассного чтения — внеклассные занятия, которые помогают закрепить интерес к сказке, углубить ее восприятие, развить на основе ее чтение, воображение и речь учащихся. Приведем небольшие выдержки из сказок, «сочиненных» и рассказанных устно и письменно учащимися Тамбовской и Воронежской областей:<br><br> '''Сказка о том, как Желудь стал Дубом'''<br><br>Висел на дубе Желудь и радовался: |
| + | |
| + | — Вот какой я красивый! Рубашка на мне прочная — дождь не промочит. Шапка теплая — мороз не страшен. Так до лета на дереве перезимую... |
| + | |
| + | Радовался, радовался, да вдруг налетел ветер и рванул ветку. Только и успел Желудь крикнуть: «Ай!..» |
| + | |
| + | Полежал, полежал, пощупал шапку, потрогал бока — все на месте. |
| + | |
| + | — Что же теперь делать буду? — запечалился Желудь. — От родного дерева вон куда улетел. Холодно... На дереве под листьями прятался, а тут... |
| + | |
| + | Лежал Желудь печальный, невеселый. А ветер все рвал золотые листья и бросал их на мокрую землю. |
| + | |
| + | — Теплее стало, — сказал Желудь и прикрылся листьями. Поворочался, улегся поудобнее да и заснул. |
| + | |
| + | Шло время. Отшумели метели. Пригрело солнышко и зазвенели ручьи. Неудобно стало Желудю лежать на мокрой земле. Повертелся он и поднялся. |
| + | |
| + | — Гляди-ко, листочки на деревьях выросли! — воскликнул он. |
| + | |
| + | Попробовал перекатиться к дубу, но что-то держало его. Глянул вниз и ахнул... |
| + | |
| + | — Да у меня ноги растут... |
| + | |
| + | Хотел шапку поправить, а там тоже листочки выросли. И стал Желудь расти, расти и постепенно к лету стал маленьким Дубком...<br><br> ''' Примерный план-схема<br>'''<br>проведения работы по теме «Народное творчество на уроках литературы, на внеклассных занятиях, связанных с этими уроками» |
| + | |
| + | Цель: проследить связь классной и внеклассной работы, целесообразность использования межпредметных связей. |
| + | |
| + | Таблицу смотри здесь. |
| + | |
| + | Многие рассказанные детьми сказки начинались так: «В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей, и было у них три сына... Один раз пошли они в лес погулять. Старший и средний пошли вперед, а младший — Иванушка — отстал от них и заблудился. Шел он, шел и нашел книгу... А книга была не простая, а волшебная. В ней написано, как найти свое счастье. Тогда Иван пришел домой, поклонился отцу в ноги и попросил благословить его искать счастье...» |
| + | |
| + | Эти и другие сказки пятиклассников, разумеется, складываются иногда из того, что они прочитали, в них добавляется собственная фантазия учащихся, однако везде присутствуют сказочная интонация, напевность, повторы, зачины и концовки, т. е. особенности народных сказок в той или иной мере используются школьниками. |
| + | |
| + | Особую роль для закрепления полученных знаний и умений в данном случае будут играть звукозаписи с чтением известных актеров, исполняющих сказки. Оценить красоту сказывания сказок профессиональными чтецами — вот одна из важнейших задач такой работы. |
| + | |
| + | В заключение повторим, что русская народная сказка дает необычайно много для совершенствования и обогащения разговорной речи учащихся, если этой работе учитель уделит внимание на уроках литературы, развития речи, внеклассного чтения, в процессе внеклассной работы (конкурсы на лучшее сказывание сказок, выступления учащихся на занятиях кружка и на вечере сказок и т. д.).<br><br><br><br><br> |
| | | |
| ''Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.'' | | ''Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.'' |
Версия 08:13, 25 июля 2011
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 5 класс>>Совершенствование речи учащихся при изучении народных сказок
Совершенствование речи учащихся при изучении народных сказок
На изучение народных сказок в 5 классе отводится более трех недель. Кроме того, народным сказкам посвящаются уроки развития устной и письменной речи, внеклассного чтения. В школах именно по народным сказкам часто устраиваются утренники, конкурсы. Словом, у школьников 5 класса есть возможность еще раз вернуться к их любимому жанру, вспомнить героев своих любимых сказок, поговорить об их необыкновенных приключениях, воспринять красоту и слаженность самих сказок.
Народные сказки с их неторопливым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, особенно важны для совершенствования устной речи школьника.
Проводя первую беседу о ранее прочитанных (в начальной школе или самостоятельно) народных сказках, учитель поймет, кто из школьников особенно любит и понимает поэзию народной сказки, умеет передать ее особенности даже в небольших высказываниях и пересказах.
Последующие уроки по этой теме — изучение двух сказок: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка». Коснемся лишь некоторых видов работы, которые вводят учащихся в мир русской народной сказки и одновременно содействуют совершенствованию их мышления и речи.
После небольшой беседы о прочитанном учитель расскажет о произведениях устного народного творчества и в большей степени о народной сказке, как бы подытоживая изучение и вводя школьников в новую тему.
Этот рассказ учителя о народных сказках, их особенностях, сказителях важно насытить лексикой, характерной для народных сказок, может быть, сопроводить рассказ демонстрацией некоторых иллюстраций, показать, как звучат при хорошем пересказе зачины, концовки сказок. Именно это создает особый настрой для слушания, понимания и дальнейшего сказывания текстов народных сказок. Очень важно заранее тщательно подготовить чтение или рассказ учителем сказки, а часть этой работы поручить лучшим школьникам. Чтение вслух обогатит школьников наиболее верными интонациями, которые можно закрепить дополнительными вопросами после чтения:
— Расставьте ударения, прочитайте вслух начало сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали». Обратим внимание на ритм, слаженность, напевность:
В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были старик и старуха, и было у них три сына... Младшего звали Иванушка... Жили они не ленились, целый день трудились...
— Сравните с началом сказки «Царевна-лягушка». Что общего и что различного в том, как они начинаются? «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич...»
Школьники замечают, что в обеих сказках есть такие слова: «В некотором царстве, в некотором государстве... И в той и в другой сказке говорится о третьем сыне, только он назван по имени — Иванушка, Иван-царевич... Однако в первой сказке это начато несколько длиннее, — говорят школьники. — В нем рассказывается еще о том, как трудились старик со старухой...» Потому показывается мирный труд, что дальше мир нарушается нападением чуда-юда... «И то и другое начало сказки надо читать напевно, протяжно...»
Обратим внимание школьников, что и на протяжении всей сказки мы все время будем чувствовать особый ритм, в некоторых случаях — рифму, которая поможет читать и сказывать эти сказки:
«Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить...»
Школьники пробуют пересказывать и читать отдельные фрагменты сказки под наблюдением учителя, составляют план, отрабатывают выразительное чтение и различные виды пересказов.
При обучении пересказам учащиеся особенно внимательны к отдельным словам и выражениям сказки: жили-были, не ленились, трудились, пахали, засевали, напасть, истребить, спалить, затужили, загоревали, утешают, не горюйте, биться насмерть, не тосковать, удерживать, отговаривать, снарядили, мечи булатные, котомки, хлеб-соль... В хорошо построенном пересказе школьники используют эти слова, столь важные для народной речи и для народной сказки, замечают, насколько емки и полны чувств эти простые русские слова, как верно передают они события, которые происходят с героями.
Целесообразно рассмотреть повнимательнее и построение диалогов, обратив внимание на чувство собственного достоинства героев и вместе с тем особой деликатности, проявляющейся в разговоре сыновей с родителями:
— Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: молод еще, чтоб на бой идти.
— Нет, — говорит Иван (подчеркнем, что там, где он принимает важное решение, его называют уже не Иванушкой, а Иваном), — не к лицу мне (что значит «не к лицу»?) дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!
То же мы можем наблюдать и в разговоре братьев со старухой, но вот иной диалог — с врагом. Как здесь держится Иван — крестьянский сын? Через речь героя мы можем сказать, что держится он смело, с достоинством, вместе с тем скромно. Какие слова говорят о его близости с народом? Похожи ли его ответы на пословицы? Чем?
В пушкинской «Сказке о мертвой царевне...» говорится о царевне так: «В миг по речи те спознали, Что царевну принимали...» Также по речи героев народных сказок можно многое сказать об их характере.
Сопоставим речь Ивана — крестьянского сына и обращения к нему во время боя чуда-юда. Прочитаем выразительно вслух в классе. Пусть школьники почувствуют разницу в речи героев, их поведении. Этот диалог можно включить и в выборочный, и в художественный пересказы учащихся.
Оценка таких пересказов и чтения будет коллективной. Пересказ по предварительно составленному в классе плану оценивается с учетом требования — насколько полно был сделан пересказ? Использованы ли важные для народной сказки слова и выражения, интонации? Описания типа «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — выезжает чудо-юдо девятиголовое...» коротки, но также важны для пересказа.
Организации речевой практики на основе прочитанных народных сказок помогут вопросы и задания, которые помещены после текстов сказок. Особое внимание обратим на задание по пересказам, связанное с пословицами:
Какими пословицами можно воспользоваться при характеристике Ивана —крестьянского сына?
Такого рода задания можно и продолжить, озаглавив той или иной пословицей отдельные фрагменты текста, отдельные эпизоды сказки, завершив свой рассказ одной из пословиц.
При изучении народной сказки «Царевна-лягушка» следует также обратить внимание на особый этикет разговора-диалога:
«Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
— Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать! — За кого же нам, батюшка, посвататься? — А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь...»
Каким тоном надо произнести подчеркнутые слова, чтобы показать особую деликатность, вежливость, теплое отношение героев друг к другу?
При чтении отрабатывается особенность произнесения повторов с тем, чтобы в художественном или выборочном пересказах они прозвучали выразительно:
Пустил стрелу старший брат — упала она... Пустил стрелу средний брат — упала она... Пустил стрелу Иван-царевич — полетела она...
Такие упражнения, в свою очередь, не могут не повлиять и на обычную разговорную речь учащихся. Особенно интересно проходит работа с учащимися, когда учитель добивается верного понимания того, как, с помощью каких слов, интонаций убеждает лягушка Ивана-царевича взять ее:
— Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж! (Что происходит с царевичем? Что он говорит? Чего он боится? Почему лягушке удается убедить царевича?)
— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь! (Как нужно произнести эту фразу? Что может скрываться за этими немудреными словами?)
Понаблюдаем за речью царевны-лягушки на протяжении всей сказки. О каких чертах характера рассказывает нам построение ее речи, слова, интонации?
— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
Сказка «Царевна-лягушка» вся пронизана каким-то особым светом и теплом высоконравственных взаимоотношений между главными героями. Это необычайно ясно выражено в диалогах, в том, насколько чутко героиня относится к настроению Ивана-царевича, как не торопится сообщать заранее о том, что будет сделано, но делает все лучше других невесток, а царевич и царь умеют оценить сделанное, по-настоящему похвалить за это царевну-лягушку.
Именно это важно и нужно показать детям, что будет служить и глубокому пониманию идеи сказки, и воспитательным моментом, и осознанию школьниками огромной значимости слова в тексте.
Выразительное чтение диалогов по ролям нравится школьникам, а при тщательном анализе и правильном понимании «уходят» ненужный пафос, ложные интонации и учитель добивается по-настоящему верного чтения, а затем хорошего художественного пересказа этой великолепной сказки.
Понаблюдаем, как меняются определения «слову» в повторном вопросе-обращении царевны-лягушки к Ивану-царевичу:
— Иль услышал от своего отца слово неласковое? — Иль услышал от отца слово недоброе? — О чем запечалился?
Удивление царевича выражается тоже целым набором синонимов, выражающих крайнее удивление, восхищение... И опять это свидетельствует и о том, что в самом деле необыкновенны изделия царевны-лягушки, но и о том, что Иван-царевич умеет ценить прекрасное, восхищаться им:
— Глянул царевич на каравай — диву дался: никогда таких не видывал! — Глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
Интересны оценки и царя:
— Вот этот хлеб только в большие праздники есть! — А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!
Для закрепления лексики, которая была в сказках, целесообразна в конце изучения сказок и викторина, например:
— Кто из героев сказок приговаривал: «Утро вечера мудренее!»? Что он этим хотел сказать?
— Какими привычными для сегодняшнего дня словами можно заменить слова «кручиниться», «тужить» и какие чувства они обозначают?
— Как проявляется речевой этикет, деликатность 1 в речи положительных сказочных героев? Проследите и прочитайте примеры диалогов в текстах народных сказок.
— Какую кузницу закрыли на двенадцать железных дверей, на двенадцать кованых замков и зачем? Кто и от кого скрывался в ней?
— Прочитайте внимательно описание дуба: «Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни за сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл». Что примечательного в этом описании? Как назывался этот дуб? Что подчеркивается этим описанием? Герою какой сказки и с чьей помощью удалось добраться до кованого ларца, висящего на этом дубе?
— Какими словами показано удивление Ивана-царевича, когда он рассматривал то, что сделала царевна-лягушка по приказу царя?
— В чем проявилась высокая оценка царя сделанному царевной-лягушкой? Можем ли мы так сегодня оценить какую-то домашнюю работу наших близких?
Школьники устно дают описание портретов героев сказок, рассматривают иллюстрации И. Билибина и картину В. Васнецова, иллюстрации других художников к прочитанным сказкам, обсуждают, насколько совпадают их представления о внешнем облике героев с художественным изображением на картинах, иллюстрациях.
Пятиклассники с удовольствием читают, перечитывают, слушают и даже сочиняют сказки. Вот почему так важно иметь в виду цепочку — уроки литературы, развития речи, внеклассного чтения — внеклассные занятия, которые помогают закрепить интерес к сказке, углубить ее восприятие, развить на основе ее чтение, воображение и речь учащихся. Приведем небольшие выдержки из сказок, «сочиненных» и рассказанных устно и письменно учащимися Тамбовской и Воронежской областей:
Сказка о том, как Желудь стал Дубом
Висел на дубе Желудь и радовался:
— Вот какой я красивый! Рубашка на мне прочная — дождь не промочит. Шапка теплая — мороз не страшен. Так до лета на дереве перезимую...
Радовался, радовался, да вдруг налетел ветер и рванул ветку. Только и успел Желудь крикнуть: «Ай!..»
Полежал, полежал, пощупал шапку, потрогал бока — все на месте.
— Что же теперь делать буду? — запечалился Желудь. — От родного дерева вон куда улетел. Холодно... На дереве под листьями прятался, а тут...
Лежал Желудь печальный, невеселый. А ветер все рвал золотые листья и бросал их на мокрую землю.
— Теплее стало, — сказал Желудь и прикрылся листьями. Поворочался, улегся поудобнее да и заснул.
Шло время. Отшумели метели. Пригрело солнышко и зазвенели ручьи. Неудобно стало Желудю лежать на мокрой земле. Повертелся он и поднялся.
— Гляди-ко, листочки на деревьях выросли! — воскликнул он.
Попробовал перекатиться к дубу, но что-то держало его. Глянул вниз и ахнул...
— Да у меня ноги растут...
Хотел шапку поправить, а там тоже листочки выросли. И стал Желудь расти, расти и постепенно к лету стал маленьким Дубком...
Примерный план-схема
проведения работы по теме «Народное творчество на уроках литературы, на внеклассных занятиях, связанных с этими уроками»
Цель: проследить связь классной и внеклассной работы, целесообразность использования межпредметных связей.
Таблицу смотри здесь.
Многие рассказанные детьми сказки начинались так: «В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей, и было у них три сына... Один раз пошли они в лес погулять. Старший и средний пошли вперед, а младший — Иванушка — отстал от них и заблудился. Шел он, шел и нашел книгу... А книга была не простая, а волшебная. В ней написано, как найти свое счастье. Тогда Иван пришел домой, поклонился отцу в ноги и попросил благословить его искать счастье...»
Эти и другие сказки пятиклассников, разумеется, складываются иногда из того, что они прочитали, в них добавляется собственная фантазия учащихся, однако везде присутствуют сказочная интонация, напевность, повторы, зачины и концовки, т. е. особенности народных сказок в той или иной мере используются школьниками.
Особую роль для закрепления полученных знаний и умений в данном случае будут играть звукозаписи с чтением известных актеров, исполняющих сказки. Оценить красоту сказывания сказок профессиональными чтецами — вот одна из важнейших задач такой работы.
В заключение повторим, что русская народная сказка дает необычайно много для совершенствования и обогащения разговорной речи учащихся, если этой работе учитель уделит внимание на уроках литературы, развития речи, внеклассного чтения, в процессе внеклассной работы (конкурсы на лучшее сказывание сказок, выступления учащихся на занятиях кружка и на вечере сказок и т. д.).
Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.
Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн, литературе для 5 класса скачать, школьная программа по литературе, планы конспектов уроков
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|