|
|
Строка 2: |
Строка 2: |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]>>Древнерусская литература''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]>>Древнерусская литература''' |
| + | |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА <br><br><br>Два отрывка из «Повести временных лет» предлагаются для чтения шестиклассникам. <br>Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному <br>читателю? Эти вопросы поставит учитель перед собой, а потом постарается помочь на них <br>ответить и ученикам. <br><br>Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Об этом <br>хорошо сказал Д. С. Лихачев, слова которого приведены в качестве эпиграфа. Знакомство <br>с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений. <br><br>Но с историей школьник знакомится не только на уроках литературы. А что дает <br>чтение летописи? <br><br>Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого <br>как бы разрушают преграды между эпохами. Вот это чувство сопричастности к истории <br>и должно возникнуть у юного читателя. Но воспринять искусство древности не просто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современному произведению. Поэтому очень важно вступление к теме, в котором учитель постарается показать своеобразие древней литературы, создать у ребят ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры. <br><br>Чтобы осуществить эту задачу, надо объяснить, что такое летопись. Летописание <br>началось на Руси в XI в. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого <br>называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался <br>в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше <br>общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни он стал <br>игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. <br>Ученые называют 1073 год. <br><br>Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII в. монах Киево-Печерского <br>монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» — одно из самых замечательных <br>произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная <br>и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так <br>что это произведение — плод творчества нескольких поколений летописцев. <br><br>В учебнике приведена миниатюра из Летописного свода, изображающая Сильвестра. <br>Это образ идеального летописца, летописца вообще. Древнерусский художник <br>не стремился передать индивидуальные черты писателя, ему важно было изобразить <br>не Сильвестра, а летописца. Поэтому нарисован монастырь — его стены, храм <br>и убранство внутри монастыря и даже внутри кельи — и монах, пишущий за столом. <br><br>Рассматривая миниатюру, обратим внимание на то, как изображает художник <br>предметы. Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи <br>летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче <br>дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. <br>В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Отсюда так называемая обратная перспектива. Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Монастырь должен быть нарисован весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее внутри его показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм. <br><br>Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор-<br>летописец». Художник современности использует совсем другие средства: мы видим <br>часть интерьера, внутри кельи летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы <br>вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже — просто это другой язык. <br>Приоткрыть же некоторые, наиболее заметные черты древнерусского искусства <br>необходимо, чтобы ребята учились видеть его художественную специфику. Это поможет <br>и в летописи увидеть не просто сообщение об исторических событиях, а художественное <br>произведение. <br><br>Приведенная миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали <br>в Древней Руси летописанию. Об этом же говорит и то, что до нас дошли имена <br>летописцев: ведь в летописях упоминались только имена тех, кто считался исторически значимым. <br><br>Почему же так важно было для наших предков записать, что «в лето» такое-то <br>произошли такие-то события? Потому что жизнь таким образом приобретала <br>общечеловеческое значение, Русская земля осмыслялась в системе мира, русская история <br>становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» <br>от Всемирного потопа, летописец говорит о происхождении славян от Иафета — одного <br>из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной <br>истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, <br>передающиеся от отцов к детям. Так проявляются патриотизм автора и одновременно его <br>общечеловеческие идеалы. <br><br>Хорошо, если удастся найти и показать репродукцию первой страницы «Повести…»1<br><br>Изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, <br>переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые <br>строки. <br><br>Буквы писались вертикально, каждая отдельно. Для экономии места некоторые слова <br>сокращались и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами <br>почти нет. Такой шрифт назывался «устав». Написание текста напоминало рисование: <br>красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы <br>усердного труда. <br><br>На все это стоит обратить внимание, чтобы школьники прикоснулись к подлинной <br>истории уже на первом уроке. А если есть возможность показать древние книги в музее, <br>надо это сделать. <br><br>Итак, введение в тему дает ученикам много новых сведений, поэтому здесь большую <br>роль неизбежно сыграет слово учителя. Как добиться того, чтобы слушание не было пассивным? <br><br>Можно перед слушанием предложить задания типа: сформулировать главную мысль <br>рассказа учителя, или составить простой план, или пересказать по предложенному плану. <br>Можно перемежать объяснение элементами беседы, ставить перед учениками вопросы <br>и совместно искать на них ответы. Таким же образом интересно рассматривать <br>и иллюстрации. <br><br>Ученики должны стать равноправными участниками диалога. Уважительное внимание <br>к их размышлениям и поискам, стремлению выразить свое впечатление не менее важно, <br>чем сообщение материала учителем. <br><br>Вот один из возможных вариантов урока: <br><br> 1. Чтение учениками вступительной статьи учебника. <br> 2. Слово учителя: начало летописания в Древней Руси. Самостоятельная работа <br>учащихся при слушании: выделить главную мысль, назвать имена первых летописцев. <br>Имена летописцев записаны на доске, а на закрытой ее части — главная мысль <br>сообщения. После ответа двух ребят эта формулировка открывается, ребята сопоставляют <br>свои формулировки и предложенную учителем, выбирают лучшую или составляют новую <br>из нескольких и записывают ее в тетради. <br> 3. Рассматривание миниатюры «Летописец Сильвестр» и картины Васнецова. Беседа, <br>слово учителя. <br> 4. Слово учителя: значение летописания. Перед слушанием ребята получают задание <br>ответить на вопрос: почему наши предки придавали такое большое значение <br>летописанию? <br> Один из учеников отвечает на вопрос, класс дополняет и уточняет ответ. <br> 5. Рассматривание страницы «Повести временных лет», беседа, слово учителя. <br> 6. Чтение летописного «Сказания о Кожемяке» учителем. <br> 7. Рассматривание иллюстрации, изображающей конное войско. <br> 8. Беседа. Примерные вопросы: <br><br> 1) «И стал тужить Владимир…» Почему? <br> 2) Кем был юноша, решившийся на поединок? (Прокомментируем: дружина — <br>почетная часть общества, но среди дружинников не нашлось поединщика. Юноша — <br>простой человек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания…».) <br> 3) Что прославляет летописец? <br> 4) Какие особенности речи повествователя вы заметили? <br> 5) Почему летописцу важно было рассказать об этом эпизоде? (Доказательство, что у русских есть свои герои, не уступающие героям других народов, продолжающие <br>подвиги тех, чьи имена уже внесены в скрижали мировой истории.) <br><br>Домашнее задание: подготовить художественный пересказ произведения. Найти <br>репродукции картин художников, изображавших Древнюю Русь.<br><br>Примерный план следующего урока: <br><br> 1. Проверка домашнего задания. Класс оценивает ответ. Если ребята принесли <br>репродукции, можно часть урока посвятить их обсуждению, устроить выставку. Или <br>учитель сам найдет изобразительный материал, покажет слайды, кадры диафильма. <br> 2. Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным <br>учеником. <br> 3. Беседа. Примерные вопросы: <br><br> 1) Кто герой этого сказания? Что он сделал? <br> 2) Что прославляет летописец? (Заметим, что и здесь герой — простой человек. <br>Он спас свой город хитростью. Мудрость, находчивость летописец также считает <br>общечеловеческими ценностями.) <br> 3) Какие слова и выражения в обоих сказаниях свидетельствуют о достоверности <br>рассказанного? <br><br> 4. Ответ на вопросы учебника. Устные ответы учеников уточняются слушателями. <br> 5. Обсуждение эпиграфа к теме. <br> 6. Работа над сценарием. <br> Домашнее задание: продолжить и закончить сценарий. <br><br><br>
| + | ''' ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА '''<br><br>Два отрывка из «Повести временных лет» предлагаются для чтения шестиклассникам. Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю? Эти вопросы поставит учитель перед собой, а потом постарается помочь на них <br>ответить и ученикам. |
| | | |
| + | Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Об этом хорошо сказал Д. С. Лихачев, слова которого приведены в качестве эпиграфа. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений. |
| | | |
| + | Но с историей школьник знакомится не только на уроках литературы. А что дает чтение летописи? |
| + | |
| + | Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Вот это чувство сопричастности к истории и должно возникнуть у юного читателя. Но воспринять искусство древности не просто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современному произведению. Поэтому очень важно вступление к теме, в котором учитель постарается показать своеобразие древней литературы, создать у ребят ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры. |
| + | |
| + | Чтобы осуществить эту задачу, надо объяснить, что такое летопись. Летописание началось на Руси в XI в. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. <br>Ученые называют 1073 год. |
| + | |
| + | Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» — одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная <br>и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение — плод творчества нескольких поколений летописцев. |
| + | |
| + | В учебнике приведена миниатюра из Летописного свода, изображающая Сильвестра. Это образ идеального летописца, летописца вообще. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты писателя, ему важно было изобразить не Сильвестра, а летописца. Поэтому нарисован монастырь — его стены, храм и убранство внутри монастыря и даже внутри кельи — и монах, пишущий за столом. |
| + | |
| + | Рассматривая миниатюру, обратим внимание на то, как изображает художник предметы. Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Отсюда так называемая обратная перспектива. Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Монастырь должен быть нарисован весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее внутри его показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм. |
| + | |
| + | Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец». Художник современности использует совсем другие средства: мы видим часть интерьера, внутри кельи летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже — просто это другой язык. Приоткрыть же некоторые, наиболее заметные черты древнерусского искусства необходимо, чтобы ребята учились видеть его художественную специфику. Это поможет и в летописи увидеть не просто сообщение об исторических событиях, а художественное произведение. |
| + | |
| + | Приведенная миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Об этом же говорит и то, что до нас дошли имена летописцев: ведь в летописях упоминались только имена тех, кто считался исторически значимым. |
| + | |
| + | Почему же так важно было для наших предков записать, что «в лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, Русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от Всемирного потопа, летописец говорит о происхождении славян от Иафета — одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. Так проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы. |
| + | |
| + | Хорошо, если удастся найти и показать репродукцию первой страницы «Повести…»<sup>1</sup> |
| + | |
| + | Изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки. |
| + | |
| + | Буквы писались вертикально, каждая отдельно. Для экономии места некоторые слова сокращались и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт назывался «устав». Написание текста напоминало рисование: <br>красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда. |
| + | |
| + | На все это стоит обратить внимание, чтобы школьники прикоснулись к подлинной истории уже на первом уроке. А если есть возможность показать древние книги в музее, надо это сделать. |
| + | |
| + | Итак, введение в тему дает ученикам много новых сведений, поэтому здесь большую роль неизбежно сыграет слово учителя. Как добиться того, чтобы слушание не было пассивным? |
| + | |
| + | Можно перед слушанием предложить задания типа: сформулировать главную мысль рассказа учителя, или составить простой план, или пересказать по предложенному плану. Можно перемежать объяснение элементами беседы, ставить перед учениками вопросы <br>и совместно искать на них ответы. Таким же образом интересно рассматривать и иллюстрации. |
| + | |
| + | Ученики должны стать равноправными участниками диалога. Уважительное внимание к их размышлениям и поискам, стремлению выразить свое впечатление не менее важно, чем сообщение материала учителем. |
| + | |
| + | Вот один из возможных вариантов урока: |
| + | |
| + | 1. Чтение учениками вступительной статьи учебника. <br> 2. Слово учителя: начало летописания в Древней Руси. Самостоятельная работа учащихся при слушании: выделить главную мысль, назвать имена первых летописцев. Имена летописцев записаны на доске, а на закрытой ее части — главная мысль <br>сообщения. После ответа двух ребят эта формулировка открывается, ребята сопоставляют свои формулировки и предложенную учителем, выбирают лучшую или составляют новую из нескольких и записывают ее в тетради. <br> 3. Рассматривание миниатюры «Летописец Сильвестр» и картины Васнецова. Беседа, слово учителя. <br> 4. Слово учителя: значение летописания. Перед слушанием ребята получают задание ответить на вопрос: почему наши предки придавали такое большое значение летописанию? Один из учеников отвечает на вопрос, класс дополняет и уточняет ответ. <br> 5. Рассматривание страницы «Повести временных лет», беседа, слово учителя. <br> 6. Чтение летописного «Сказания о Кожемяке» учителем. <br> 7. Рассматривание иллюстрации, изображающей конное войско. <br> 8. Беседа. Примерные вопросы: <br><br> 1) «И стал тужить Владимир…» Почему? <br> 2) Кем был юноша, решившийся на поединок? (Прокомментируем: дружина — почетная часть общества, но среди дружинников не нашлось поединщика. Юноша — простой человек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания…».) <br> 3) Что прославляет летописец? <br> 4) Какие особенности речи повествователя вы заметили? <br> 5) Почему летописцу важно было рассказать об этом эпизоде? (Доказательство, что у русских есть свои герои, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги тех, чьи имена уже внесены в скрижали мировой истории.) <br><br>'''Домашнее задание:''' подготовить художественный пересказ произведения. Найти <br>репродукции картин художников, изображавших Древнюю Русь.<br><br>''' Примерный план следующего урока: '''<br><br> 1. Проверка домашнего задания. Класс оценивает ответ. Если ребята принесли репродукции, можно часть урока посвятить их обсуждению, устроить выставку. Или учитель сам найдет изобразительный материал, покажет слайды, кадры диафильма. <br> 2. Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным учеником. <br> 3. Беседа. Примерные вопросы: <br><br> 1) Кто герой этого сказания? Что он сделал? <br> 2) Что прославляет летописец? (Заметим, что и здесь герой — простой человек. Он спас свой город хитростью. Мудрость, находчивость летописец также считает общечеловеческими ценностями.) <br> 3) Какие слова и выражения в обоих сказаниях свидетельствуют о достоверности рассказанного? <br><br> 4. Ответ на вопросы учебника. Устные ответы учеников уточняются слушателями. <br> 5. Обсуждение эпиграфа к теме. <br> 6. Работа над сценарием. |
| + | |
| + | '''Домашнее задание:''' продолжить и закончить сценарий. <br><br><br> |
| + | |
| + | <br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
Версия 17:45, 25 июля 2011
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>Древнерусская литература
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Два отрывка из «Повести временных лет» предлагаются для чтения шестиклассникам. Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю? Эти вопросы поставит учитель перед собой, а потом постарается помочь на них ответить и ученикам.
Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Об этом хорошо сказал Д. С. Лихачев, слова которого приведены в качестве эпиграфа. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.
Но с историей школьник знакомится не только на уроках литературы. А что дает чтение летописи?
Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Вот это чувство сопричастности к истории и должно возникнуть у юного читателя. Но воспринять искусство древности не просто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современному произведению. Поэтому очень важно вступление к теме, в котором учитель постарается показать своеобразие древней литературы, создать у ребят ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.
Чтобы осуществить эту задачу, надо объяснить, что такое летопись. Летописание началось на Руси в XI в. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют 1073 год.
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» — одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение — плод творчества нескольких поколений летописцев.
В учебнике приведена миниатюра из Летописного свода, изображающая Сильвестра. Это образ идеального летописца, летописца вообще. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты писателя, ему важно было изобразить не Сильвестра, а летописца. Поэтому нарисован монастырь — его стены, храм и убранство внутри монастыря и даже внутри кельи — и монах, пишущий за столом.
Рассматривая миниатюру, обратим внимание на то, как изображает художник предметы. Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Отсюда так называемая обратная перспектива. Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Монастырь должен быть нарисован весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее внутри его показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм.
Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец». Художник современности использует совсем другие средства: мы видим часть интерьера, внутри кельи летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже — просто это другой язык. Приоткрыть же некоторые, наиболее заметные черты древнерусского искусства необходимо, чтобы ребята учились видеть его художественную специфику. Это поможет и в летописи увидеть не просто сообщение об исторических событиях, а художественное произведение.
Приведенная миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Об этом же говорит и то, что до нас дошли имена летописцев: ведь в летописях упоминались только имена тех, кто считался исторически значимым.
Почему же так важно было для наших предков записать, что «в лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, Русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от Всемирного потопа, летописец говорит о происхождении славян от Иафета — одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. Так проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.
Хорошо, если удастся найти и показать репродукцию первой страницы «Повести…»1
Изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.
Буквы писались вертикально, каждая отдельно. Для экономии места некоторые слова сокращались и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт назывался «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда.
На все это стоит обратить внимание, чтобы школьники прикоснулись к подлинной истории уже на первом уроке. А если есть возможность показать древние книги в музее, надо это сделать.
Итак, введение в тему дает ученикам много новых сведений, поэтому здесь большую роль неизбежно сыграет слово учителя. Как добиться того, чтобы слушание не было пассивным?
Можно перед слушанием предложить задания типа: сформулировать главную мысль рассказа учителя, или составить простой план, или пересказать по предложенному плану. Можно перемежать объяснение элементами беседы, ставить перед учениками вопросы и совместно искать на них ответы. Таким же образом интересно рассматривать и иллюстрации.
Ученики должны стать равноправными участниками диалога. Уважительное внимание к их размышлениям и поискам, стремлению выразить свое впечатление не менее важно, чем сообщение материала учителем.
Вот один из возможных вариантов урока:
1. Чтение учениками вступительной статьи учебника. 2. Слово учителя: начало летописания в Древней Руси. Самостоятельная работа учащихся при слушании: выделить главную мысль, назвать имена первых летописцев. Имена летописцев записаны на доске, а на закрытой ее части — главная мысль сообщения. После ответа двух ребят эта формулировка открывается, ребята сопоставляют свои формулировки и предложенную учителем, выбирают лучшую или составляют новую из нескольких и записывают ее в тетради. 3. Рассматривание миниатюры «Летописец Сильвестр» и картины Васнецова. Беседа, слово учителя. 4. Слово учителя: значение летописания. Перед слушанием ребята получают задание ответить на вопрос: почему наши предки придавали такое большое значение летописанию? Один из учеников отвечает на вопрос, класс дополняет и уточняет ответ. 5. Рассматривание страницы «Повести временных лет», беседа, слово учителя. 6. Чтение летописного «Сказания о Кожемяке» учителем. 7. Рассматривание иллюстрации, изображающей конное войско. 8. Беседа. Примерные вопросы:
1) «И стал тужить Владимир…» Почему? 2) Кем был юноша, решившийся на поединок? (Прокомментируем: дружина — почетная часть общества, но среди дружинников не нашлось поединщика. Юноша — простой человек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания…».) 3) Что прославляет летописец? 4) Какие особенности речи повествователя вы заметили? 5) Почему летописцу важно было рассказать об этом эпизоде? (Доказательство, что у русских есть свои герои, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги тех, чьи имена уже внесены в скрижали мировой истории.)
Домашнее задание: подготовить художественный пересказ произведения. Найти репродукции картин художников, изображавших Древнюю Русь.
Примерный план следующего урока:
1. Проверка домашнего задания. Класс оценивает ответ. Если ребята принесли репродукции, можно часть урока посвятить их обсуждению, устроить выставку. Или учитель сам найдет изобразительный материал, покажет слайды, кадры диафильма. 2. Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным учеником. 3. Беседа. Примерные вопросы:
1) Кто герой этого сказания? Что он сделал? 2) Что прославляет летописец? (Заметим, что и здесь герой — простой человек. Он спас свой город хитростью. Мудрость, находчивость летописец также считает общечеловеческими ценностями.) 3) Какие слова и выражения в обоих сказаниях свидетельствуют о достоверности рассказанного?
4. Ответ на вопросы учебника. Устные ответы учеников уточняются слушателями. 5. Обсуждение эпиграфа к теме. 6. Работа над сценарием.
Домашнее задание: продолжить и закончить сценарий.
Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Планирование по литературе, учебники и книги онлайн, курсы и задачи по литературе для 6 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|