|
|
Строка 2: |
Строка 2: |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]>>Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]>>Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»''' |
| + | <br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Н. В. ГОГОЛЬ <br><br> «Ночь перед Рождеством» <br><br><br>Беседу о повести «Ночь перед Рождеством» можно начать с рассказа о том, почему <br>сборник, куда вошло это произведение, назван «Вечера на хуторе близ Диканьки». <br>Учитель коснется своеобразия композиции этого произведения, а также истории его <br>создания. В связи с этим можно коротко рассказать о детстве писателя, его жизни <br>в Петербурге, интересе к украинскому фольклору. Обращение Гоголя к украинской теме <br>было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои <br>первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. <br>Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу <br>глубокого интереса к украинской культуре. <br><br>«Здесь так занимает всех все малороссийское…» — с радостным изумлением <br>сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург. <br><br>В повести «Ночь перед Рождеством» сильно и ярко выражена поэтическая душа <br>народа: его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к фальши, <br>доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор. <br><br>Вступительное слово учителя может быть завершено чтением статьи в учебнике, <br>а также короткими сообщениями учащихся (на две-три минуты), которые заранее <br>подготовлены дома по книгам И. Золотусского «По следам Гоголя» (М.: Детская <br>литература, 1984), главы: «Сорочинцы», «Васильевка», «Нежин», «Петербург»; Н. С. Шер <br>«Рассказы о русских писателях» (М.: Детская литература, 1982) и др. <br><br>Варианты изучения повести Гоголя могут быть разными. Учитель может подробно <br>остановиться на истории создания повести, а также жизни писателя в Петербурге, что поможет учащимся в какой-то степени «войти в повесть». Другой вариант — чтение <br>и изучение повести сразу, если учащиеся уже знакомы с историей ее создания, так как в V классе они изучали одну из повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — <br>«Заколдованное место». В любом случае изучение повести будет проходить «вслед <br>за автором». <br><br>При чтении повести «Ночь перед Рождеством» встречается довольно много <br>незнакомых слов. Обращается внимание учащихся на то, что в предисловиях к I и II <br>частям сборника даны «по азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому <br>понятны». Некоторые из них можно включить в рассказ учителя, другие будут объяснены <br>короткими репликами при чтении. <br><br>Во время рассказа учителя можно было бы показать репродукции картин <br>А. И. Куинджи «Ночь на Днепре», И. Е. Репина «Вечорницi» и др., которые дадут <br>возможность лучше представить обстановку и место действия, одежду и обычаи <br>украинского народа. <br><br>Текст повести обязательно должен звучать в классе. Это поможет почувствовать <br>особенности стиля Гоголя. При чтении нужно не только выделять главное в поведении героев, но и обращать внимание на поэтичность и обаяние картин украинской природы, а также юмор, которым пронизано все произведение Гоголя. <br><br>В классе учитель может прочесть три главки с краткими комментариями (до слов: <br>«Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое…»). <br><br>Далее можно предложить озаглавить каждую из прочитанных частей, желательно <br>цитатами из текста. Например: <br><br> 1. «Черт украл месяц». <br> 2. «Два кума отправились в дорогу». <br> 3. «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка». <br><br>Учащиеся продолжат озаглавливать прочитанные части, самостоятельно знакомясь <br>с произведением, чтобы по завершении работы был составлен план всей повести. <br><br>На дом предлагается прочитать следующие пять частей (до слов: «Шумнее и шумнее <br>раздавались по улицам песни…») и озаглавить их. Выбрать одну из сцен и подготовить художественный пересказ. <br><br>Второй урок начинается с проверки домашнего задания. Учащиеся читают следующие <br>пункты плана и вносят свои поправки. Приводим примерные названия прочитанных <br>частей: <br><br> 4. «Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить все к своему месту; но мешков не тронула». <br> 5. «Больно поколотил проклятый кузнец!» <br> 6. «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!» <br> 7. «Кузнец вошел, не говоря ни слова, не снимая шапки, и почти повалился на лавку. Заметно было, что он весьма не в духе». <br> 8. «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда…» <br><br>Следующий этап урока — художественный пересказ отдельных сцен: «Солоха точно <br>ведьма», «Чуб по дороге к дьяку», «Солоха и именитые обитатели села» и др. <br><br>Выполняя эту работу, ученик определит начало и конец художественного пересказа, <br>самостоятельно выделит отдельные художественные детали, сосредоточит внимание <br>на элементах характеристики героя. <br><br>Завершить работу можно беседой по вопросам, предложенным в хрестоматии: <br><br> 1. С какими героями познакомились вы в прочитанных главах повести? Опишите <br>одного из них. <br> 2. Какие герои повести Гоголя встречались вам ранее в народных сказках? <br> 3. Найдите портрет Оксаны. Перечитайте эти строки. Рассмотрите иллюстрации <br>Ю. Лебедева или А. Каневского. Какой момент запечатлел художник? Озаглавьте <br>иллюстрацию словами текста. <br> 4. Какие отношения сложились у кузнеца Вакулы с нечистой силой? Почему черт <br>поклялся мстить ему? 52<br> 5. Что помешало казаку Чубу добраться до дьяка и почему, возвратившись, он не узнал <br>своей хаты? <br><br>Дома ребята читают повесть до слов: «Сначала страшно показалось Вакуле» — <br>и озаглавливают прочитанные части. Выбирают один из диалогов для выразительного <br>чтения в классе. <br><br>На третьем уроке учащиеся продолжают озаглавливание сцен и составление плана. <br><br>Примерные названия частей: <br><br>— «Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня <br>не увидишь уже больше на этом свете». <br>— «Попробую еще средство: пойду к запорожцу пузатому Пацюку». <br>— «Кум набрел на мешки и остановился в изумлении». <br><br>Далее в выразительном чтении звучат диалоги, выбранные учащимися заранее: <br>разговор Чуба и кума по дороге к дьяку, Оксаны и Вакулы, Чуба и Вакулы, Солохи <br>и ее поклонников и др. <br><br>После этой предварительной работы классу предлагается обратиться к сцене «Вакула <br>у Пацюка», чтобы учащиеся могли составить сценарий (см. задание в хрестоматии). <br><br>В оставшееся время можно провести работу с иллюстрациями. Учащиеся <br>рассматривают иллюстрации разных художников: Ю. Лебедева, А. Каневского, <br>М. Родионова. Отвечают на вопросы: что изображено на рисунке? Какими словами можно <br>озаглавить? Иллюстрации какого художника понравились больше и почему? Какие <br>устные иллюстрации можно было бы создать? Работа завершается описанием одной <br>из иллюстраций. <br><br>Дома учащиеся дочитывают повесть до конца, завершают озаглавливание ее частей, <br>выделяют происшествия и приключения героев, которые можно было бы назвать <br>комическими, и думают над тем, что при чтении вызвало смех. <br><br>На четвертом уроке завершается работа над планом. <br><br>— «Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом…» <br>— «Погляди, какие я тебе принес черевики! — сказал Вакула, — те самые, которые <br>носит царица». <br>— «…Еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал <br>церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными <br>цветами». <br><br>План читается с начала и до конца. <br><br>Естественным продолжением урока явится беседа по вопросам хрестоматии. Беседа <br>поможет уяснить, как понята повесть, и подведет учащихся к осознанию итоговых <br>вопросов: <br><br> 1. Почему Вакула добивается своей цели? В чем была его сила? <br> 2. Какие народные легенды использовал Гоголь в «Ночи перед Рождеством»? <br>Сравните фантастику в этом произведении с фантастикой в известных вам сказках. В чем, <br>по-вашему, их различие? <br> 3. В повести «Ночь перед Рождеством» много пословиц и поговорок… Вспомните, <br>когда и кем они были произнесены. В чем еще проявляется народный характер повести? <br> 4. Найдите в повести слова и выражения, которые вы встречали в народных сказках. Какой, по-вашему, вывод можно из этого сделать? <br> 5. О каких народных обрядах рассказывает Н. В. Гоголь в повести и какими песнями сопровождались эти обряды? <br><br>Следующая часть урока посвящается изображению комического в повести. <br><br>На протяжении всех уроков учитель постоянно обращал внимание на юмор <br>произведения Гоголя. На четвертом уроке отводится специально время для осознания <br>природы юмора, его специфики. Учащиеся называют, а затем читают найденные ими <br>юмористические сцены, например: «Возвращение Чуба в свою хату», «Поклонники <br>у Солохи», «Вакула у Пацюка», «Как были найдены Чуб и дьяк», «Встреча Чуба <br>с Головою» и др. Шестиклассники пытаются определить, что вызывало при чтении этих <br>сцен смех. Далее читается в учебнике определение юмора, после чего предлагается найти <br>в повести «Ночь перед Рождеством» примеры: <br><br> 1) неожиданных поступков или слов героев; <br> 2) гиперболы — преувеличения до неправдоподобия. <br><br>Завершается работа тем, что учащиеся вспоминают юмористические произведения, <br>прочитанные ими ранее. <br><br>Заканчивается урок предложением дома сочинить веселую новогоднюю сказку, <br>в которой происходят невероятные происшествия, герои попадают в смешные положения <br>и само повествование вызывает смех. <br><br><br><br><br>
| + | ''' Н. В. ГОГОЛЬ <br><br> «Ночь перед Рождеством» '''<br><br>Беседу о повести «Ночь перед Рождеством» можно начать с рассказа о том, почему сборник, куда вошло это произведение, назван «Вечера на хуторе близ Диканьки». Учитель коснется своеобразия композиции этого произведения, а также истории его создания. В связи с этим можно коротко рассказать о детстве писателя, его жизни в Петербурге, интересе к украинскому фольклору. Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. <br> |
| + | |
| + | «Здесь так занимает всех все малороссийское…» — с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург. <br> |
| + | |
| + | В повести «Ночь перед Рождеством» сильно и ярко выражена поэтическая душа народа: его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к фальши, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор. <br> |
| + | |
| + | Вступительное слово учителя может быть завершено чтением статьи в учебнике, а также короткими сообщениями учащихся (на две-три минуты), которые заранее подготовлены дома по книгам И. Золотусского «По следам Гоголя» (М.: Детская литература, 1984), главы: «Сорочинцы», «Васильевка», «Нежин», «Петербург»; Н. С. Шер «Рассказы о русских писателях» (М.: Детская литература, 1982) и др. <br> |
| + | |
| + | Варианты изучения повести Гоголя могут быть разными. Учитель может подробно остановиться на истории создания повести, а также жизни писателя в Петербурге, что поможет учащимся в какой-то степени «войти в повесть». Другой вариант — чтение <br>и изучение повести сразу, если учащиеся уже знакомы с историей ее создания, так как в V классе они изучали одну из повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — «Заколдованное место». В любом случае изучение повести будет проходить «вслед <br>за автором». <br> |
| + | |
| + | При чтении повести «Ночь перед Рождеством» встречается довольно много незнакомых слов. Обращается внимание учащихся на то, что в предисловиях к I и II частям сборника даны «по азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны». Некоторые из них можно включить в рассказ учителя, другие будут объяснены короткими репликами при чтении. <br> |
| + | |
| + | Во время рассказа учителя можно было бы показать репродукции картин А. И. Куинджи «Ночь на Днепре», И. Е. Репина «Вечорницi» и др., которые дадут возможность лучше представить обстановку и место действия, одежду и обычаи украинского народа. <br> |
| + | |
| + | Текст повести обязательно должен звучать в классе. Это поможет почувствовать особенности стиля Гоголя. При чтении нужно не только выделять главное в поведении героев, но и обращать внимание на поэтичность и обаяние картин украинской природы, а также юмор, которым пронизано все произведение Гоголя. <br> |
| + | |
| + | В классе учитель может прочесть три главки с краткими комментариями (до слов: «Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое…»). <br> |
| + | |
| + | Далее можно предложить озаглавить каждую из прочитанных частей, желательно цитатами из текста. Например: <br><br> 1. «Черт украл месяц». <br> 2. «Два кума отправились в дорогу». <br> 3. «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка». <br><br>Учащиеся продолжат озаглавливать прочитанные части, самостоятельно знакомясь с произведением, чтобы по завершении работы был составлен план всей повести. <br> |
| + | |
| + | На дом предлагается прочитать следующие пять частей (до слов: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни…») и озаглавить их. Выбрать одну из сцен и подготовить художественный пересказ. <br> |
| + | |
| + | Второй урок начинается с проверки домашнего задания. Учащиеся читают следующие пункты плана и вносят свои поправки. Приводим примерные названия прочитанных частей: <br> |
| + | |
| + | 4. «Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить все к своему месту; но мешков не тронула». <br> 5. «Больно поколотил проклятый кузнец!» <br> 6. «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!» <br> 7. «Кузнец вошел, не говоря ни слова, не снимая шапки, и почти повалился на лавку. Заметно было, что он весьма не в духе». <br> 8. «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда…» <br> |
| + | |
| + | Следующий этап урока — художественный пересказ отдельных сцен: «Солоха точно ведьма», «Чуб по дороге к дьяку», «Солоха и именитые обитатели села» и др. <br> |
| + | |
| + | Выполняя эту работу, ученик определит начало и конец художественного пересказа, самостоятельно выделит отдельные художественные детали, сосредоточит внимание на элементах характеристики героя. <br> |
| + | |
| + | Завершить работу можно беседой по вопросам, предложенным в хрестоматии: <br> |
| + | |
| + | 1. С какими героями познакомились вы в прочитанных главах повести? Опишите одного из них. <br> 2. Какие герои повести Гоголя встречались вам ранее в народных сказках? <br> 3. Найдите портрет Оксаны. Перечитайте эти строки. Рассмотрите иллюстрации Ю. Лебедева или А. Каневского. Какой момент запечатлел художник? Озаглавьте иллюстрацию словами текста. <br> 4. Какие отношения сложились у кузнеца Вакулы с нечистой силой? Почему черт поклялся мстить ему? <br> 5. Что помешало казаку Чубу добраться до дьяка и почему, возвратившись, он не узнал своей хаты? <br> |
| + | |
| + | Дома ребята читают повесть до слов: «Сначала страшно показалось Вакуле» — и озаглавливают прочитанные части. Выбирают один из диалогов для выразительного чтения в классе. <br> |
| + | |
| + | На третьем уроке учащиеся продолжают озаглавливание сцен и составление плана. <br> |
| + | |
| + | Примерные названия частей: <br> |
| + | |
| + | — «Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете». <br>— «Попробую еще средство: пойду к запорожцу пузатому Пацюку». <br>— «Кум набрел на мешки и остановился в изумлении». <br> |
| + | |
| + | Далее в выразительном чтении звучат диалоги, выбранные учащимися заранее: разговор Чуба и кума по дороге к дьяку, Оксаны и Вакулы, Чуба и Вакулы, Солохи и ее поклонников и др. <br> |
| + | |
| + | После этой предварительной работы классу предлагается обратиться к сцене «Вакула у Пацюка», чтобы учащиеся могли составить сценарий (см. задание в хрестоматии). <br> |
| + | |
| + | В оставшееся время можно провести работу с иллюстрациями. Учащиеся рассматривают иллюстрации разных художников: Ю. Лебедева, А. Каневского, М. Родионова. Отвечают на вопросы: что изображено на рисунке? Какими словами можно озаглавить? Иллюстрации какого художника понравились больше и почему? Какие устные иллюстрации можно было бы создать? Работа завершается описанием одной из иллюстраций. <br> |
| + | |
| + | Дома учащиеся дочитывают повесть до конца, завершают озаглавливание ее частей, выделяют происшествия и приключения героев, которые можно было бы назвать комическими, и думают над тем, что при чтении вызвало смех. <br> |
| + | |
| + | На четвертом уроке завершается работа над планом. <br> |
| + | |
| + | — «Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом…» <br>— «Погляди, какие я тебе принес черевики! — сказал Вакула, — те самые, которые носит царица». <br>— «…Еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами». <br> |
| + | |
| + | План читается с начала и до конца. <br> |
| + | |
| + | Естественным продолжением урока явится беседа по вопросам хрестоматии. Беседа поможет уяснить, как понята повесть, и подведет учащихся к осознанию итоговых вопросов: |
| + | |
| + | 1. Почему Вакула добивается своей цели? В чем была его сила? <br> 2. Какие народные легенды использовал Гоголь в «Ночи перед Рождеством»? Сравните фантастику в этом произведении с фантастикой в известных вам сказках. В чем, по-вашему, их различие? <br> 3. В повести «Ночь перед Рождеством» много пословиц и поговорок… Вспомните, когда и кем они были произнесены. В чем еще проявляется народный характер повести? <br> 4. Найдите в повести слова и выражения, которые вы встречали в народных сказках. Какой, по-вашему, вывод можно из этого сделать? <br> 5. О каких народных обрядах рассказывает Н. В. Гоголь в повести и какими песнями сопровождались эти обряды? |
| + | |
| + | Следующая часть урока посвящается изображению комического в повести. |
| + | |
| + | На протяжении всех уроков учитель постоянно обращал внимание на юмор произведения Гоголя. На четвертом уроке отводится специально время для осознания природы юмора, его специфики. Учащиеся называют, а затем читают найденные ими <br>юмористические сцены, например: «Возвращение Чуба в свою хату», «Поклонники у Солохи», «Вакула у Пацюка», «Как были найдены Чуб и дьяк», «Встреча Чуба с Головою» и др. Шестиклассники пытаются определить, что вызывало при чтении этих сцен смех. Далее читается в учебнике определение юмора, после чего предлагается найти в повести «Ночь перед Рождеством» примеры: |
| + | |
| + | 1) неожиданных поступков или слов героев; <br> 2) гиперболы — преувеличения до неправдоподобия. |
| + | |
| + | Завершается работа тем, что учащиеся вспоминают юмористические произведения, прочитанные ими ранее. |
| + | |
| + | Заканчивается урок предложением дома сочинить веселую новогоднюю сказку, в которой происходят невероятные происшествия, герои попадают в смешные положения и само повествование вызывает смех. <br><br><br><br><br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
Версия 18:20, 25 июля 2011
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
Н. В. ГОГОЛЬ
«Ночь перед Рождеством»
Беседу о повести «Ночь перед Рождеством» можно начать с рассказа о том, почему сборник, куда вошло это произведение, назван «Вечера на хуторе близ Диканьки». Учитель коснется своеобразия композиции этого произведения, а также истории его создания. В связи с этим можно коротко рассказать о детстве писателя, его жизни в Петербурге, интересе к украинскому фольклору. Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре.
«Здесь так занимает всех все малороссийское…» — с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.
В повести «Ночь перед Рождеством» сильно и ярко выражена поэтическая душа народа: его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к фальши, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор.
Вступительное слово учителя может быть завершено чтением статьи в учебнике, а также короткими сообщениями учащихся (на две-три минуты), которые заранее подготовлены дома по книгам И. Золотусского «По следам Гоголя» (М.: Детская литература, 1984), главы: «Сорочинцы», «Васильевка», «Нежин», «Петербург»; Н. С. Шер «Рассказы о русских писателях» (М.: Детская литература, 1982) и др.
Варианты изучения повести Гоголя могут быть разными. Учитель может подробно остановиться на истории создания повести, а также жизни писателя в Петербурге, что поможет учащимся в какой-то степени «войти в повесть». Другой вариант — чтение и изучение повести сразу, если учащиеся уже знакомы с историей ее создания, так как в V классе они изучали одну из повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — «Заколдованное место». В любом случае изучение повести будет проходить «вслед за автором».
При чтении повести «Ночь перед Рождеством» встречается довольно много незнакомых слов. Обращается внимание учащихся на то, что в предисловиях к I и II частям сборника даны «по азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны». Некоторые из них можно включить в рассказ учителя, другие будут объяснены короткими репликами при чтении.
Во время рассказа учителя можно было бы показать репродукции картин А. И. Куинджи «Ночь на Днепре», И. Е. Репина «Вечорницi» и др., которые дадут возможность лучше представить обстановку и место действия, одежду и обычаи украинского народа.
Текст повести обязательно должен звучать в классе. Это поможет почувствовать особенности стиля Гоголя. При чтении нужно не только выделять главное в поведении героев, но и обращать внимание на поэтичность и обаяние картин украинской природы, а также юмор, которым пронизано все произведение Гоголя.
В классе учитель может прочесть три главки с краткими комментариями (до слов: «Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое…»).
Далее можно предложить озаглавить каждую из прочитанных частей, желательно цитатами из текста. Например:
1. «Черт украл месяц». 2. «Два кума отправились в дорогу». 3. «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка».
Учащиеся продолжат озаглавливать прочитанные части, самостоятельно знакомясь с произведением, чтобы по завершении работы был составлен план всей повести.
На дом предлагается прочитать следующие пять частей (до слов: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни…») и озаглавить их. Выбрать одну из сцен и подготовить художественный пересказ.
Второй урок начинается с проверки домашнего задания. Учащиеся читают следующие пункты плана и вносят свои поправки. Приводим примерные названия прочитанных частей:
4. «Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить все к своему месту; но мешков не тронула». 5. «Больно поколотил проклятый кузнец!» 6. «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!» 7. «Кузнец вошел, не говоря ни слова, не снимая шапки, и почти повалился на лавку. Заметно было, что он весьма не в духе». 8. «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда…»
Следующий этап урока — художественный пересказ отдельных сцен: «Солоха точно ведьма», «Чуб по дороге к дьяку», «Солоха и именитые обитатели села» и др.
Выполняя эту работу, ученик определит начало и конец художественного пересказа, самостоятельно выделит отдельные художественные детали, сосредоточит внимание на элементах характеристики героя.
Завершить работу можно беседой по вопросам, предложенным в хрестоматии:
1. С какими героями познакомились вы в прочитанных главах повести? Опишите одного из них. 2. Какие герои повести Гоголя встречались вам ранее в народных сказках? 3. Найдите портрет Оксаны. Перечитайте эти строки. Рассмотрите иллюстрации Ю. Лебедева или А. Каневского. Какой момент запечатлел художник? Озаглавьте иллюстрацию словами текста. 4. Какие отношения сложились у кузнеца Вакулы с нечистой силой? Почему черт поклялся мстить ему? 5. Что помешало казаку Чубу добраться до дьяка и почему, возвратившись, он не узнал своей хаты?
Дома ребята читают повесть до слов: «Сначала страшно показалось Вакуле» — и озаглавливают прочитанные части. Выбирают один из диалогов для выразительного чтения в классе.
На третьем уроке учащиеся продолжают озаглавливание сцен и составление плана.
Примерные названия частей:
— «Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете». — «Попробую еще средство: пойду к запорожцу пузатому Пацюку». — «Кум набрел на мешки и остановился в изумлении».
Далее в выразительном чтении звучат диалоги, выбранные учащимися заранее: разговор Чуба и кума по дороге к дьяку, Оксаны и Вакулы, Чуба и Вакулы, Солохи и ее поклонников и др.
После этой предварительной работы классу предлагается обратиться к сцене «Вакула у Пацюка», чтобы учащиеся могли составить сценарий (см. задание в хрестоматии).
В оставшееся время можно провести работу с иллюстрациями. Учащиеся рассматривают иллюстрации разных художников: Ю. Лебедева, А. Каневского, М. Родионова. Отвечают на вопросы: что изображено на рисунке? Какими словами можно озаглавить? Иллюстрации какого художника понравились больше и почему? Какие устные иллюстрации можно было бы создать? Работа завершается описанием одной из иллюстраций.
Дома учащиеся дочитывают повесть до конца, завершают озаглавливание ее частей, выделяют происшествия и приключения героев, которые можно было бы назвать комическими, и думают над тем, что при чтении вызвало смех.
На четвертом уроке завершается работа над планом.
— «Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом…» — «Погляди, какие я тебе принес черевики! — сказал Вакула, — те самые, которые носит царица». — «…Еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами».
План читается с начала и до конца.
Естественным продолжением урока явится беседа по вопросам хрестоматии. Беседа поможет уяснить, как понята повесть, и подведет учащихся к осознанию итоговых вопросов:
1. Почему Вакула добивается своей цели? В чем была его сила? 2. Какие народные легенды использовал Гоголь в «Ночи перед Рождеством»? Сравните фантастику в этом произведении с фантастикой в известных вам сказках. В чем, по-вашему, их различие? 3. В повести «Ночь перед Рождеством» много пословиц и поговорок… Вспомните, когда и кем они были произнесены. В чем еще проявляется народный характер повести? 4. Найдите в повести слова и выражения, которые вы встречали в народных сказках. Какой, по-вашему, вывод можно из этого сделать? 5. О каких народных обрядах рассказывает Н. В. Гоголь в повести и какими песнями сопровождались эти обряды?
Следующая часть урока посвящается изображению комического в повести.
На протяжении всех уроков учитель постоянно обращал внимание на юмор произведения Гоголя. На четвертом уроке отводится специально время для осознания природы юмора, его специфики. Учащиеся называют, а затем читают найденные ими юмористические сцены, например: «Возвращение Чуба в свою хату», «Поклонники у Солохи», «Вакула у Пацюка», «Как были найдены Чуб и дьяк», «Встреча Чуба с Головою» и др. Шестиклассники пытаются определить, что вызывало при чтении этих сцен смех. Далее читается в учебнике определение юмора, после чего предлагается найти в повести «Ночь перед Рождеством» примеры:
1) неожиданных поступков или слов героев; 2) гиперболы — преувеличения до неправдоподобия.
Завершается работа тем, что учащиеся вспоминают юмористические произведения, прочитанные ими ранее.
Заканчивается урок предложением дома сочинить веселую новогоднюю сказку, в которой происходят невероятные происшествия, герои попадают в смешные положения и само повествование вызывает смех.
Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Планы конспектов уроков по литературе 6 класса скачать, учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|