|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Ф. А. ИСКАНДЕР <br><br> «Тринадцатый подвиг Геракла» <br><br>Мало кто из шестиклассников знаком с произведениями Фазиля Искандера. Поэтому <br>урок должен быть построен так, чтобы учащиеся могли познакомиться с этим интересным <br>писателем, с его произведениями. <br><br>Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, <br>яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг — <br>по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: <br><br>«Я русский писатель, но певец Абхазии». <br><br>В одном из интервью Искандер заметил об этом так: «Я никогда не задумываюсь <br>о том, чтобы быть ярко национальным абхазским писателем. Это должно получаться само <br>собой. Я беру тот или иной момент абхазской жизни не потому, что он абхазский, <br>а потому, что вижу в этом талант действительности. „Вот это интересно, — я говорю, — <br>об этом интересно поговорить“. А потом это уже оказывается и национально наиболее <br>ярким»18. <br><br>Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло <br>в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был <br>служащим. Еще с дореволюционных времен у него был иранский паспорт, поэтому <br>в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского <br>происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи <br>взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен <br>на каторжные работы. <br><br>Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в Университет <br> на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом <br>Государственного библиотечного института. Он пишет стихи и в 1951 году переходит <br>в Литературный институт имени Горького, который заканчивает в 1954 году. <br><br>В 1957 году вышла первая книга стихов Ф. Искандера «Горные тропы». Но настоящая <br>известность пришла к нему с прозой. <br><br>Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело». Через <br>шесть лет в «Юности» появляются два его новых рассказа — «Рассказ о море» и «Петух». <br>В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг <br>Геракла». И в этом же году восемь рассказов Искандера были включены в пятитомник <br>«Библиотеки произведений советских писателей». <br><br>Проза Искандера началась с рассказов о детстве. <br><br>В небольших смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные <br>нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем <br>состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем <br>главными в творчестве Ф. Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих <br>вопросов, а лишь делает их более близкими читателю. <br><br>Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рекомендуется программой для <br>чтения и обсуждения в классе. Поэтому все учащиеся дома прочитают его и постараются <br>ответить на вопросы: «Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? <br>Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?» <br><br>Задача урока по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» не должна исчерпываться <br>разговором только об этом произведении. Еще важнее познакомить учащихся с другими <br>рассказами писателя, пробудить у них желание и интерес читать их. Поэтому учитель заранее советует желающим прочитать к уроку и другие рассказы писателя, например: «Рассказ о море», «Первое дело», «Мученики сцены», «Дедушка», «Лошадь дяди <br>Казыма», «Запретный плод», «Петух» и др., чтобы затем высказать свое мнение. <br><br>Такая беседа в классе имеет большое значение, так как она не только даст <br>возможность высказать свои впечатления о прочитанном, но и явится хорошей <br>рекомендацией для тех учеников, которые еще плохо знакомы с творчеством писателя. Если учитель имеет возможность, хорошо было бы на такую беседу отвести целый урок. <br><br>Урок по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» может быть построен по-разному, <br>это будет зависеть от желания учителя и возможностей класса. Но при всех <br>обстоятельствах надо в начале урока познакомить с биографией писателя. В одном случае <br>это будет краткое вступительное слово учителя, в другом — чтение (в сокращении) <br>учителем или заранее подготовленным учеником интересного юмористического <br>автобиографического рассказа «Начало» (чтение занимает 10—12 минут). <br><br>Следующий этап урока — обмен впечатлениями от прочитанных дома рассказов <br>Ф. Искандера. Хотелось бы при этом привести мнение критика: «К рассказам Искандера <br>о детстве возможно два отношения… иной читатель воспримет их как пустяковые, <br>юмористические легкие историйки, забавные эпизоды. И второе — понимание того, что <br>за благополучием и юмором, за внешней „пустяшностью“ скрывается драматическая <br>сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между <br>праздником и трагедией, „пустяком“ и проблемой, в которой увязаешь, как только <br>начинаешь этот „пустяк“ распутывать»19. <br><br>И еще: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, <br>то и проблемы соответственно малы. Искандер обладает способностью не только „делать <br>из мухи слона“, но и исследовать „муху“ так, что на ней будет показана серьезнейшая,пожалуй, и сегодня актуальная проблематика»20. <br><br>Для того чтобы ученики не прошли мимо главного в прочитанных рассказах, можно <br>беседу в классе сопровождать отдельными вопросами, например такими: «Какое <br>настроение вызвал у вас „Рассказ о море“? Как можно было бы назвать его по-другому? <br>Почему день, описанный в рассказе „Первое дело“, становится событием в жизни героя? <br>Сформулируйте кратко, о чем рассказ „Мученики сцены“. Какова его главная мысль?» <br><br>Было бы хорошо, если бы учитель выделил время и рассказ «Тринадцатый подвиг <br>Геракла» был прочитан в классе. Это дало бы возможность почувствовать своеобразие <br>прозы писателя, особенность его стиля, силу и обаяние юмора. Если же придется <br>ограничиться домашним чтением рассказа, то очень важно так организовать работу <br>в классе, чтобы постоянно звучал текст на уроке. 104<br><br>Рассказ Искандера изучается в конце учебного года, когда учащиеся уже овладели <br>необходимыми знаниями и литературными умениями. <br><br>Поэтому анализ этого произведения будет своеобразной проверкой того, что знают <br>и что уже умеют делать учащиеся. При этом следует отметить, что лишь на первый взгляд <br>рассказ этот кажется простым. Он повествует вроде бы всего лишь о том, как мальчик пытался обвести вокруг пальца своего учителя, чтобы не получить двойку. Развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех и как он противостоит обману, фальши, лжи. Понимание этого поможет правильно ответить на вопрос, в чем состоит главная идея этого произведения, и сформулировать ее. <br><br>Останавливаясь на своеобразии этого рассказа, уместно обратиться к статье учебной <br>хрестоматии «Юмор», предложить учащимся выделить юмористические эпизоды <br>в рассказе и подумать, как, каким образом писателю удается в каждом конкретном случае <br>вызвать смех. <br><br>Обращаясь к вопросу, предложенному учащимся в качестве домашнего задания <br>(«Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?»), учащиеся говорят о мифах Древней Греции — «Двенадцати подвигах Геракла» — и делают вывод, что название этого произведения (как и отчество учителя — Диогенович) еще в большей степени увеличивает юмористическое <br>его звучание. <br><br>Завершить разговор можно следующим заданием: «Предположим, что этот рассказ <br>будет иллюстрировать художник. Какие, на ваш взгляд, эпизоды выберет он, чтобы точно <br>передать суть рассказа?» <br><br>Дома учащимся предлагается написать сочинение о том, каким они представляют <br>рассказчика. Предварительно нужно выделить эпизоды, поступки, слова, наиболее яркие <br>для его характеристики. Сочинение следует озаглавить. <br><br>План (примерный) <br><br> 1. Кто такой рассказчик? <br> 2. Как он относится к товарищам по классу? <br> 3. Почему Харлампий Диогенович сравнил его с Гераклом? <br> 4. Как сам герой оценивает свои поступки? <br> 5. Каково авторское отношение к нему? <br><br>В заключение урока учитель может сообщить учащимся о том, что есть у Искандера <br>герой, который как бы наследует все лучшее, что было воплощено в характерах героев предшествующих рассказов. Его зовут Чик. Ф. Искандер создал целый цикл повестей и рассказов о Чике, которые складываются в отдельную книгу, где повести и рассказы, как главы, продолжают и дополняют друг друга. Учащимся рекомендуются эти книги для самостоятельного чтения: «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Защита Чика», «Чаепитие и любовь к морю», «Животные в городе», «Чик на охоте», «Подвиг Чика». <br><br><br><br><br>
| + | ''' Ф. А. ИСКАНДЕР <br><br> «Тринадцатый подвиг Геракла» '''<br><br>Мало кто из шестиклассников знаком с произведениями Фазиля Искандера. Поэтому урок должен быть построен так, чтобы учащиеся могли познакомиться с этим интересным писателем, с его произведениями. |
| + | |
| + | Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг — по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: |
| + | |
| + | «Я русский писатель, но певец Абхазии». |
| + | |
| + | В одном из интервью Искандер заметил об этом так: «Я никогда не задумываюсь о том, чтобы быть ярко национальным абхазским писателем. Это должно получаться само собой. Я беру тот или иной момент абхазской жизни не потому, что он абхазский, а потому, что вижу в этом талант действительности. „Вот это интересно, — я говорю, — об этом интересно поговорить“. А потом это уже оказывается и национально наиболее ярким»<sup>18</sup>. |
| + | |
| + | Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим. Еще с дореволюционных времен у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы. |
| + | |
| + | Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в Университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института. Он пишет стихи и в 1951 году переходит в Литературный институт имени Горького, который заканчивает в 1954 году. |
| + | |
| + | В 1957 году вышла первая книга стихов Ф. Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой. |
| + | |
| + | Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело». Через шесть лет в «Юности» появляются два его новых рассказа — «Рассказ о море» и «Петух». В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг <br>Геракла». И в этом же году восемь рассказов Искандера были включены в пятитомник «Библиотеки произведений советских писателей». |
| + | |
| + | Проза Искандера началась с рассказов о детстве. |
| + | |
| + | В небольших смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем главными в творчестве Ф. Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю. |
| + | |
| + | Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рекомендуется программой для чтения и обсуждения в классе. Поэтому все учащиеся дома прочитают его и постараются ответить на вопросы: «Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? <br>Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?» |
| + | |
| + | Задача урока по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» не должна исчерпываться разговором только об этом произведении. Еще важнее познакомить учащихся с другими рассказами писателя, пробудить у них желание и интерес читать их. Поэтому учитель заранее советует желающим прочитать к уроку и другие рассказы писателя, например: «Рассказ о море», «Первое дело», «Мученики сцены», «Дедушка», «Лошадь дяди Казыма», «Запретный плод», «Петух» и др., чтобы затем высказать свое мнение. |
| + | |
| + | Такая беседа в классе имеет большое значение, так как она не только даст возможность высказать свои впечатления о прочитанном, но и явится хорошей рекомендацией для тех учеников, которые еще плохо знакомы с творчеством писателя. Если учитель имеет возможность, хорошо было бы на такую беседу отвести целый урок. |
| + | |
| + | Урок по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» может быть построен по-разному, это будет зависеть от желания учителя и возможностей класса. Но при всех обстоятельствах надо в начале урока познакомить с биографией писателя. В одном случае это будет краткое вступительное слово учителя, в другом — чтение (в сокращении) учителем или заранее подготовленным учеником интересного юмористического автобиографического рассказа «Начало» (чтение занимает 10—12 минут). |
| + | |
| + | Следующий этап урока — обмен впечатлениями от прочитанных дома рассказов Ф. Искандера. Хотелось бы при этом привести мнение критика: «К рассказам Искандера о детстве возможно два отношения… иной читатель воспримет их как пустяковые, юмористические легкие историйки, забавные эпизоды. И второе — понимание того, что за благополучием и юмором, за внешней „пустяшностью“ скрывается драматическая сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между <br>праздником и трагедией, „пустяком“ и проблемой, в которой увязаешь, как только начинаешь этот „пустяк“ распутывать»<sup>19</sup>. |
| + | |
| + | И еще: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы. Искандер обладает способностью не только „делать из мухи слона“, но и исследовать „муху“ так, что на ней будет показана серьезнейшая,пожалуй, и сегодня актуальная проблематика»<sup>20</sup>. |
| + | |
| + | Для того чтобы ученики не прошли мимо главного в прочитанных рассказах, можно беседу в классе сопровождать отдельными вопросами, например такими: «Какое настроение вызвал у вас „Рассказ о море“? Как можно было бы назвать его по-другому? Почему день, описанный в рассказе „Первое дело“, становится событием в жизни героя? Сформулируйте кратко, о чем рассказ „Мученики сцены“. Какова его главная мысль?» |
| + | |
| + | Было бы хорошо, если бы учитель выделил время и рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» был прочитан в классе. Это дало бы возможность почувствовать своеобразие прозы писателя, особенность его стиля, силу и обаяние юмора. Если же придется <br>ограничиться домашним чтением рассказа, то очень важно так организовать работу в классе, чтобы постоянно звучал текст на уроке. |
| + | |
| + | Рассказ Искандера изучается в конце учебного года, когда учащиеся уже овладели необходимыми знаниями и литературными умениями. |
| + | |
| + | Поэтому анализ этого произведения будет своеобразной проверкой того, что знают и что уже умеют делать учащиеся. При этом следует отметить, что лишь на первый взгляд рассказ этот кажется простым. Он повествует вроде бы всего лишь о том, как мальчик пытался обвести вокруг пальца своего учителя, чтобы не получить двойку. Развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех и как он противостоит обману, фальши, лжи. Понимание этого поможет правильно ответить на вопрос, в чем состоит главная идея этого произведения, и сформулировать ее. |
| + | |
| + | Останавливаясь на своеобразии этого рассказа, уместно обратиться к статье учебной хрестоматии «Юмор», предложить учащимся выделить юмористические эпизоды в рассказе и подумать, как, каким образом писателю удается в каждом конкретном случае вызвать смех. |
| + | |
| + | Обращаясь к вопросу, предложенному учащимся в качестве домашнего задания («Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?»), учащиеся говорят о мифах Древней Греции — «Двенадцати подвигах Геракла» — и делают вывод, что название этого произведения (как и отчество учителя — Диогенович) еще в большей степени увеличивает юмористическое его звучание. |
| + | |
| + | Завершить разговор можно следующим заданием: «Предположим, что этот рассказ будет иллюстрировать художник. Какие, на ваш взгляд, эпизоды выберет он, чтобы точно передать суть рассказа?» |
| + | |
| + | Дома учащимся предлагается написать сочинение о том, каким они представляют рассказчика. Предварительно нужно выделить эпизоды, поступки, слова, наиболее яркие для его характеристики. Сочинение следует озаглавить. |
| + | |
| + | '''План (примерный) ''' |
| + | |
| + | 1. Кто такой рассказчик? <br> 2. Как он относится к товарищам по классу? <br> 3. Почему Харлампий Диогенович сравнил его с Гераклом? <br> 4. Как сам герой оценивает свои поступки? <br> 5. Каково авторское отношение к нему? |
| + | |
| + | В заключение урока учитель может сообщить учащимся о том, что есть у Искандера герой, который как бы наследует все лучшее, что было воплощено в характерах героев предшествующих рассказов. Его зовут Чик. Ф. Искандер создал целый цикл повестей и рассказов о Чике, которые складываются в отдельную книгу, где повести и рассказы, как главы, продолжают и дополняют друг друга. Учащимся рекомендуются эти книги для самостоятельного чтения: «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Защита Чика», «Чаепитие и любовь к морю», «Животные в городе», «Чик на охоте», «Подвиг Чика». <br><br><br><br><br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
Версия 11:32, 26 июля 2011
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»
Ф. А. ИСКАНДЕР
«Тринадцатый подвиг Геракла»
Мало кто из шестиклассников знаком с произведениями Фазиля Искандера. Поэтому урок должен быть построен так, чтобы учащиеся могли познакомиться с этим интересным писателем, с его произведениями.
Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг — по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе:
«Я русский писатель, но певец Абхазии».
В одном из интервью Искандер заметил об этом так: «Я никогда не задумываюсь о том, чтобы быть ярко национальным абхазским писателем. Это должно получаться само собой. Я беру тот или иной момент абхазской жизни не потому, что он абхазский, а потому, что вижу в этом талант действительности. „Вот это интересно, — я говорю, — об этом интересно поговорить“. А потом это уже оказывается и национально наиболее ярким»18.
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим. Еще с дореволюционных времен у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы.
Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в Университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института. Он пишет стихи и в 1951 году переходит в Литературный институт имени Горького, который заканчивает в 1954 году.
В 1957 году вышла первая книга стихов Ф. Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.
Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело». Через шесть лет в «Юности» появляются два его новых рассказа — «Рассказ о море» и «Петух». В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году восемь рассказов Искандера были включены в пятитомник «Библиотеки произведений советских писателей».
Проза Искандера началась с рассказов о детстве.
В небольших смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем главными в творчестве Ф. Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.
Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рекомендуется программой для чтения и обсуждения в классе. Поэтому все учащиеся дома прочитают его и постараются ответить на вопросы: «Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?»
Задача урока по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» не должна исчерпываться разговором только об этом произведении. Еще важнее познакомить учащихся с другими рассказами писателя, пробудить у них желание и интерес читать их. Поэтому учитель заранее советует желающим прочитать к уроку и другие рассказы писателя, например: «Рассказ о море», «Первое дело», «Мученики сцены», «Дедушка», «Лошадь дяди Казыма», «Запретный плод», «Петух» и др., чтобы затем высказать свое мнение.
Такая беседа в классе имеет большое значение, так как она не только даст возможность высказать свои впечатления о прочитанном, но и явится хорошей рекомендацией для тех учеников, которые еще плохо знакомы с творчеством писателя. Если учитель имеет возможность, хорошо было бы на такую беседу отвести целый урок.
Урок по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» может быть построен по-разному, это будет зависеть от желания учителя и возможностей класса. Но при всех обстоятельствах надо в начале урока познакомить с биографией писателя. В одном случае это будет краткое вступительное слово учителя, в другом — чтение (в сокращении) учителем или заранее подготовленным учеником интересного юмористического автобиографического рассказа «Начало» (чтение занимает 10—12 минут).
Следующий этап урока — обмен впечатлениями от прочитанных дома рассказов Ф. Искандера. Хотелось бы при этом привести мнение критика: «К рассказам Искандера о детстве возможно два отношения… иной читатель воспримет их как пустяковые, юмористические легкие историйки, забавные эпизоды. И второе — понимание того, что за благополучием и юмором, за внешней „пустяшностью“ скрывается драматическая сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между праздником и трагедией, „пустяком“ и проблемой, в которой увязаешь, как только начинаешь этот „пустяк“ распутывать»19.
И еще: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы. Искандер обладает способностью не только „делать из мухи слона“, но и исследовать „муху“ так, что на ней будет показана серьезнейшая,пожалуй, и сегодня актуальная проблематика»20.
Для того чтобы ученики не прошли мимо главного в прочитанных рассказах, можно беседу в классе сопровождать отдельными вопросами, например такими: «Какое настроение вызвал у вас „Рассказ о море“? Как можно было бы назвать его по-другому? Почему день, описанный в рассказе „Первое дело“, становится событием в жизни героя? Сформулируйте кратко, о чем рассказ „Мученики сцены“. Какова его главная мысль?»
Было бы хорошо, если бы учитель выделил время и рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» был прочитан в классе. Это дало бы возможность почувствовать своеобразие прозы писателя, особенность его стиля, силу и обаяние юмора. Если же придется ограничиться домашним чтением рассказа, то очень важно так организовать работу в классе, чтобы постоянно звучал текст на уроке.
Рассказ Искандера изучается в конце учебного года, когда учащиеся уже овладели необходимыми знаниями и литературными умениями.
Поэтому анализ этого произведения будет своеобразной проверкой того, что знают и что уже умеют делать учащиеся. При этом следует отметить, что лишь на первый взгляд рассказ этот кажется простым. Он повествует вроде бы всего лишь о том, как мальчик пытался обвести вокруг пальца своего учителя, чтобы не получить двойку. Развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех и как он противостоит обману, фальши, лжи. Понимание этого поможет правильно ответить на вопрос, в чем состоит главная идея этого произведения, и сформулировать ее.
Останавливаясь на своеобразии этого рассказа, уместно обратиться к статье учебной хрестоматии «Юмор», предложить учащимся выделить юмористические эпизоды в рассказе и подумать, как, каким образом писателю удается в каждом конкретном случае вызвать смех.
Обращаясь к вопросу, предложенному учащимся в качестве домашнего задания («Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?»), учащиеся говорят о мифах Древней Греции — «Двенадцати подвигах Геракла» — и делают вывод, что название этого произведения (как и отчество учителя — Диогенович) еще в большей степени увеличивает юмористическое его звучание.
Завершить разговор можно следующим заданием: «Предположим, что этот рассказ будет иллюстрировать художник. Какие, на ваш взгляд, эпизоды выберет он, чтобы точно передать суть рассказа?»
Дома учащимся предлагается написать сочинение о том, каким они представляют рассказчика. Предварительно нужно выделить эпизоды, поступки, слова, наиболее яркие для его характеристики. Сочинение следует озаглавить.
План (примерный)
1. Кто такой рассказчик? 2. Как он относится к товарищам по классу? 3. Почему Харлампий Диогенович сравнил его с Гераклом? 4. Как сам герой оценивает свои поступки? 5. Каково авторское отношение к нему?
В заключение урока учитель может сообщить учащимся о том, что есть у Искандера герой, который как бы наследует все лучшее, что было воплощено в характерах героев предшествующих рассказов. Его зовут Чик. Ф. Искандер создал целый цикл повестей и рассказов о Чике, которые складываются в отдельную книгу, где повести и рассказы, как главы, продолжают и дополняют друг друга. Учащимся рекомендуются эти книги для самостоятельного чтения: «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Защита Чика», «Чаепитие и любовь к морю», «Животные в городе», «Чик на охоте», «Подвиг Чика».
Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Планирование по литературе, учебники и книги онлайн, курсы и задачи по литературе для 6 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|