|
|
(4 промежуточные версии не показаны) | Строка 1: |
Строка 1: |
| + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 11 класс|Литература 11 класс]]>>Литература: Литература начала ХХ века''' |
| + | |
| ==== '''Одностишия как литературная форма''' ==== | | ==== '''Одностишия как литературная форма''' ==== |
| | | |
- | ''Знаете ли вы, что одна лишь строчка "произведенья" может стать шедевром? Как вы думаете, почему?'' | + | ''Знаете ли вы, что одна произведение, состоящее из одной строчки может стать шедевром? Как вы думаете, почему?'' |
| | | |
| ''Знаете ли вы , что такое одностишье?'' | | ''Знаете ли вы , что такое одностишье?'' |
Строка 7: |
Строка 9: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | <u>'''[[Image:Ntrc.jpg|left|205x176px]]'''</u><u>'''Моностих'''</u> '''([http://xvatit.com/kapriz/krasota_mir/103346-otshvezali-mi-shvezov.html одностишье])''' — литературная форма: стихотворение, состоящее из одной строки.<br>как утверждают специалисты, однострочные стихотворения возникли уже в античной поэзии, но достоверных подтверждений этому нет: дошедшие до нас однострочные тексты древнегреческих и римских авторов представляют собой лишь обломки не сохранившихся полностью стихотворений. Но, например, моностих Авзония «Рим» представляет собой исключение. Однако позже (в позднеантичный период) такие фрагменты произведений существовали как самодостаточные и становись объектом имитации позднейших авторов. <br>Новый период в истории одностиший как литературной формы начался в XX веке: в 1914 году Гийома Аполлинера с выходом одностишья «Поющий» Гийома Аполлинера , форма одностишья стала популярным экспериментом не только французских, но и английских (Р.Ходжсон), американских, итальянских, румынских поэтов. <br>Русская поэзия, однако, обратилась к литературному моностиху двумя десятилетиями раньше, когда Валерий Брюсов опубликовал свое знаменитое однострочное сочинение «О закрой свои бледные ноги» . Интересно, что моностихи публиковали и раньше: на рубеже XVIII—XIX вв. , авторами которых были Державин, Карамзин , Хвостов, но эти тексты создавались на принципах эпитафии и не были развиты в дальнейшем. | + | <u>'''[[Image:Ntrc.jpg|left|205x176px|Ntrc.jpg]]'''</u><u>'''Моностих'''</u> '''([http://xvatit.com/kapriz/krasota_mir/103346-otshvezali-mi-shvezov.html одностишье])''' — литературная форма: стихотворение, состоящее из одной строки.<br>Как утверждают специалисты, однострочные стихотворения возникли уже в античной поэзии, но достоверных подтверждений этому нет: дошедшие до нас однострочные тексты древнегреческих и римских авторов представляют собой лишь обломки не сохранившихся полностью стихотворений. Но, например, моностих Авзония «Рим» представляет собой исключение. Однако несколько позже (в позднеантичный период) такие фрагменты произведений существовали как самодостаточные и становись объектом имитации позднейших авторов. <br>Новый период в истории одностиший как литературной формы начался в XX веке: в 1914 году Гийома Аполлинера с выходом одностишья «Поющий» Гийома Аполлинера , форма одностишья стала популярным экспериментом не только французских, но и английских (Р.Ходжсон), американских, итальянских, румынских поэтов. <br>Русская поэзия, однако, обратилась к литературному моностиху двумя десятилетиями раньше, когда Валерий Брюсов опубликовал свое знаменитое однострочное сочинение «О закрой свои бледные ноги» . Интересно, что моностихи публиковали и раньше: на рубеже XVIII—XIX вв. , авторами которых были Державин, Карамзин , Хвостов, но эти тексты создавались на принципах эпитафии и не были развиты в дальнейшем. |
| | | |
| Чего в мой дремлющий не входит ум?<br> Державин<br><br>А море Черное шумит не умолкая<br> Лермонтов | | Чего в мой дремлющий не входит ум?<br> Державин<br><br>А море Черное шумит не умолкая<br> Лермонтов |
Строка 19: |
Строка 21: |
| Рай на лице ее, однако в сердце ад<br> Иван Хемницер<br> Тайно себя уничтожить<br> Александр Блок<br><br>Всевыразительность есть ключ миров и тайн<br> Константин Бальмонт | | Рай на лице ее, однако в сердце ад<br> Иван Хемницер<br> Тайно себя уничтожить<br> Александр Блок<br><br>Всевыразительность есть ключ миров и тайн<br> Константин Бальмонт |
| | | |
- | <br>Примечательно, что в XX веке одностишья появились во всех основных западных поэзиях, со временем были эстетически нормализированы и превратившись в закономерную, не связанную с эпатирующим эффектом форму поэтического высказывания. Яркими представителями «одностишников» в России были Константин Бальмонт, Лев Озеров, Даниил Хармс, Геннадий Айги, Илья Сельвинский, Иван Жданов и др.<br>На рубеже 1980-90-х гг. поэт Владимир Вишневский даже создал на основе моностиха собственный авторский жанр, который принес автору широкую популярность.<br>Специалисты также проводят параллели между моностихами и хайку – одним из жанров стихотворной японской поэзии - который в оригинале представляет собой один столбец иероглифов.<br> | + | <br>Примечательно, что в XX веке одностишья появились во всех основных западных поэзиях, со временем были эстетически нормализированы и превратившись в закономерную, не связанную с эпатирующим эффектом форму поэтического высказывания. Яркими представителями «одностишников» в России были Константин Бальмонт, Лев Озеров, Даниил Хармс, Геннадий Айги, Илья Сельвинский, Иван Жданов и др.<br>На рубеже 1980-90-х гг. поэт Владимир Вишневский даже создал на основе моностиха собственный авторский жанр, который принес автору широкую популярность. |
| | | |
- | Литературоведенье (литературная терминология) рассматривает моностих как парадоксальное явление, ибо многие определения стиха явно или неявно требуют наличия в стихотворном тексте более чем одной строки. Многие поэты и теоретики во главе с Владимиром Буричем утверждали, что однострочные тексты нельзя рассматривать ни как стихотворные, ни как прозаические: Бурич, например, предложил выделить их в особый, третий класс текстов, и назвал такие тексты «удетеронами» (от греческого «ни тот ни другой»). Его поддержали Михаил Гаспаров и Юрий Орлицкий. <br>Однако такая теоретическая позиция вступает в критическое противоречие с читательской интуицией: трудно поверить, что однострочный текст Владимира Вишневского «И долго буду тем любезен я и этим…», который мгновенно опознаваем в качестве шестистопного ямба и представляющий собой ироническую трансформацию строки из знаменитого стихотворения Пушкина «Памятник», хотя сам по себе стихотворным не является. Иные специалисты, в частности Максима Шапир, исследуя одностишные тексты, обращаются к стиховедческой концепции Юрия Тынянова, для которого главным признаком стиха были происходящие в стиховой речи изменения словесной семантики под действием ритма , то есть давления звучания на значение. Некоторые специалисты предпочитают термину «моностих» образованный Владимиром Марковым по аналогии термин «однострок». Однако за пределами научной литературы одностишные произведения называют чаще всего одностишиями.<br> | + | [[Image:Vishnevskii 1.jpg]] |
| + | |
| + | Владимир Вишневский<br>Специалисты также проводят параллели между моностихами и хайку – одним из жанров стихотворной японской поэзии - который в оригинале представляет собой один столбец иероглифов.<br> |
| + | |
| + | Литературоведенье (литературная терминология) рассматривает моностих как парадоксальное явление, ибо многие определения стиха явно или неявно требуют наличия в стихотворном тексте более чем одной строки. Многие поэты и теоретики во главе с Владимиром Буричем утверждали, что однострочные тексты нельзя рассматривать ни как стихотворные, ни как прозаические: Бурич, например, предложил выделить их в особый, третий класс текстов, и назвал такие тексты «удетеронами» (от греческого «ни тот ни другой»). Его поддержали Михаил Гаспаров и Юрий Орлицкий. <br>Однако такая теоретическая позиция вступает в критическое противоречие с читательской интуицией: трудно поверить, что однострочный текст Владимира Вишневского «И долго буду тем любезен я и этим…», который мгновенно опознаваем в качестве шестистопного ямба и представляющий собой ироническую трансформацию строки из знаменитого стихотворения Пушкина «Памятник», хотя сам по себе стихотворным не является. Иные специалисты, в частности Максима Шапир, исследуя одностишные тексты, обращаются к стиховедческой концепции Юрия Тынянова, для которого главным признаком стиха были происходящие в стиховой речи изменения словесной семантики под действием ритма , то есть давление звучания на значение. Некоторые специалисты предпочитают термину «моностих» образованный Владимиром Марковым по аналогии термин «однострок». Однако за пределами научной литературы одностишные произведения называют чаще всего одностишиями.<br> |
| | | |
| Также хочется привести несколько цитат об одностишьях:<br> | | Также хочется привести несколько цитат об одностишьях:<br> |
Строка 27: |
Строка 33: |
| В. Ф. Марков: «...Их (одностроков) двухтысячелетний возраст и то, что они стоят в преддверии белой страницы,— их, так сказать, «антисиленциальность» заставляет задуматься, дажеесли уверен, что они не нужны «нашему времени когда»».<br>М. Л. Гаспаров: «...Такие «стихи» возможны только в культуре с развитой поэтической традицией». | | В. Ф. Марков: «...Их (одностроков) двухтысячелетний возраст и то, что они стоят в преддверии белой страницы,— их, так сказать, «антисиленциальность» заставляет задуматься, дажеесли уверен, что они не нужны «нашему времени когда»».<br>М. Л. Гаспаров: «...Такие «стихи» возможны только в культуре с развитой поэтической традицией». |
| | | |
- | <br>Сегодня одностишия обрели новый виток в развитии и активно применяется в жанре юмора и сатиры. Публицисты, журналисты, шоу-мены, политики и другие известные и активные люди используют одностишья, как лучший метод выражения концентрированной остроумной и яркой мысли. | + | <br>Сегодня одностишья обрели новый виток в развитии и активно применяется в жанре юмора и сатиры. Публицисты, журналисты, шоу-мены, политики и другие известные и активные люди используют одностишья как лучший метод выражения концентрированной остроумной и яркой мысли. |
| | | |
| Современные одностишья:<br> | | Современные одностишья:<br> |
Строка 37: |
Строка 43: |
| Без умысла поэзия творится<br> Александр Федулов<br> | | Без умысла поэзия творится<br> Александр Федулов<br> |
| | | |
- | <br>''Дети, попробуйте создать несколько своих? Легко ли это? <br>Скажите, чем , по вашему мнению, кроме объема отличается одностишье от обычного стихотворенья?'' | + | <br>''Попробуйте создать несколько своих одностиший. Легко ли это? '' |
| + | |
| + | ''<br>Скажите, чем , по вашему мнению, кроме объема отличается одностишье от обычного стихотворенья?'' |
| + | |
| + | <br> ''Выделите основные характерные черты одностиший.'' |
| + | |
| + | Источники: |
| + | |
| + | Сергей Бирюков. Поэтический мастеркласс. Урок второй, одностишный. – Топос . - 01/12/2003 |
| + | |
| + | Моностих// http://ru.wikipedia.org |
| + | |
| + | Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П.Белокурова. - СПб. : Паритет, 2006. |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | ---- |
| + | |
| + | ---- |
| + | |
| + | [http://xvatit.com/kapriz/krasota_mir/103346-otshvezali-mi-shvezov.html Уроки одностиший]<br> |
| + | |
| + | Конкурс одностиший [http://xvatit.com/exclusive/yazyk/odnostishya_o_yazyke/index.php "Одностишье на языке"] |
| + | |
| + | ---- |
| | | |
- | [http://xvatit.com/kapriz/krasota_mir/103346-otshvezali-mi-shvezov.html Уроки одностиший]
| + | ---- |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Конкурс одностиший [http://xvatit.com/exclusive/yazyk/odnostishya_o_yazyke/index.php "Одностишье на языке"]
| + | [[Category:Литература_начала_ХХ_века._Фишки_для_любознательных]] |
Текущая версия на 15:43, 21 июня 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 11 класс>>Литература: Литература начала ХХ века
Одностишия как литературная форма
Знаете ли вы, что одна произведение, состоящее из одной строчки может стать шедевром? Как вы думаете, почему?
Знаете ли вы , что такое одностишье?
Моностих (одностишье) — литературная форма: стихотворение, состоящее из одной строки. Как утверждают специалисты, однострочные стихотворения возникли уже в античной поэзии, но достоверных подтверждений этому нет: дошедшие до нас однострочные тексты древнегреческих и римских авторов представляют собой лишь обломки не сохранившихся полностью стихотворений. Но, например, моностих Авзония «Рим» представляет собой исключение. Однако несколько позже (в позднеантичный период) такие фрагменты произведений существовали как самодостаточные и становись объектом имитации позднейших авторов. Новый период в истории одностиший как литературной формы начался в XX веке: в 1914 году Гийома Аполлинера с выходом одностишья «Поющий» Гийома Аполлинера , форма одностишья стала популярным экспериментом не только французских, но и английских (Р.Ходжсон), американских, итальянских, румынских поэтов. Русская поэзия, однако, обратилась к литературному моностиху двумя десятилетиями раньше, когда Валерий Брюсов опубликовал свое знаменитое однострочное сочинение «О закрой свои бледные ноги» . Интересно, что моностихи публиковали и раньше: на рубеже XVIII—XIX вв. , авторами которых были Державин, Карамзин , Хвостов, но эти тексты создавались на принципах эпитафии и не были развиты в дальнейшем.
Чего в мой дремлющий не входит ум? Державин
А море Черное шумит не умолкая Лермонтов
Мерещится мне всюду драма Некрасов
Русь, ты вся — поцелуй на морозе! Хлебников
Я научился вам, блаженные слова Мандельштам
Рай на лице ее, однако в сердце ад Иван Хемницер Тайно себя уничтожить Александр Блок
Всевыразительность есть ключ миров и тайн Константин Бальмонт
Примечательно, что в XX веке одностишья появились во всех основных западных поэзиях, со временем были эстетически нормализированы и превратившись в закономерную, не связанную с эпатирующим эффектом форму поэтического высказывания. Яркими представителями «одностишников» в России были Константин Бальмонт, Лев Озеров, Даниил Хармс, Геннадий Айги, Илья Сельвинский, Иван Жданов и др. На рубеже 1980-90-х гг. поэт Владимир Вишневский даже создал на основе моностиха собственный авторский жанр, который принес автору широкую популярность.
Владимир Вишневский Специалисты также проводят параллели между моностихами и хайку – одним из жанров стихотворной японской поэзии - который в оригинале представляет собой один столбец иероглифов.
Литературоведенье (литературная терминология) рассматривает моностих как парадоксальное явление, ибо многие определения стиха явно или неявно требуют наличия в стихотворном тексте более чем одной строки. Многие поэты и теоретики во главе с Владимиром Буричем утверждали, что однострочные тексты нельзя рассматривать ни как стихотворные, ни как прозаические: Бурич, например, предложил выделить их в особый, третий класс текстов, и назвал такие тексты «удетеронами» (от греческого «ни тот ни другой»). Его поддержали Михаил Гаспаров и Юрий Орлицкий. Однако такая теоретическая позиция вступает в критическое противоречие с читательской интуицией: трудно поверить, что однострочный текст Владимира Вишневского «И долго буду тем любезен я и этим…», который мгновенно опознаваем в качестве шестистопного ямба и представляющий собой ироническую трансформацию строки из знаменитого стихотворения Пушкина «Памятник», хотя сам по себе стихотворным не является. Иные специалисты, в частности Максима Шапир, исследуя одностишные тексты, обращаются к стиховедческой концепции Юрия Тынянова, для которого главным признаком стиха были происходящие в стиховой речи изменения словесной семантики под действием ритма , то есть давление звучания на значение. Некоторые специалисты предпочитают термину «моностих» образованный Владимиром Марковым по аналогии термин «однострок». Однако за пределами научной литературы одностишные произведения называют чаще всего одностишиями.
Также хочется привести несколько цитат об одностишьях:
В. Ф. Марков: «...Их (одностроков) двухтысячелетний возраст и то, что они стоят в преддверии белой страницы,— их, так сказать, «антисиленциальность» заставляет задуматься, дажеесли уверен, что они не нужны «нашему времени когда»». М. Л. Гаспаров: «...Такие «стихи» возможны только в культуре с развитой поэтической традицией».
Сегодня одностишья обрели новый виток в развитии и активно применяется в жанре юмора и сатиры. Публицисты, журналисты, шоу-мены, политики и другие известные и активные люди используют одностишья как лучший метод выражения концентрированной остроумной и яркой мысли.
Современные одностишья:
Не пугайся, любимая, это еще не стихи Владимир Вишневский
Ангелы играют в карты конечно же ангельские Геннадий Айги
Молния сказала что и ночное небо синее Станислав Лакоба
Пулей в улей звезданули. Пчелы взмыли, вытек мед. Татьяна Михайловская
Как все-таки безжалостно линяет новизна Александр Очеретянский
Без умысла поэзия творится Александр Федулов
Попробуйте создать несколько своих одностиший. Легко ли это?
Скажите, чем , по вашему мнению, кроме объема отличается одностишье от обычного стихотворенья?
Выделите основные характерные черты одностиший.
Источники:
Сергей Бирюков. Поэтический мастеркласс. Урок второй, одностишный. – Топос . - 01/12/2003
Моностих// http://ru.wikipedia.org
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П.Белокурова. - СПб. : Паритет, 2006.
Уроки одностиший
Конкурс одностиший "Одностишье на языке"
Предмети > Литература > Литература 11 класс > Литература начала ХХ века > Литература начала ХХ века. Фишки для любознательных
|