KNOWLEDGE HYPERMARKET


Чеканка на резиновой подкладке
(Новая страница: «<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Технология, Технология 7 кл...»)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 5: Строка 5:
<br>  
<br>  
-
30. Чеканка на резиновой подкладке<br>&nbsp;<br>Чеканка - способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы. <br><br>Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное<br>и объемное изображение.<br><br>Чеканка была известна еще в древнем Египте,античной Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка достигла в древнерусском&nbsp; искусстве XV - XVII вв.<br>В настоящее время чеканные панно прочно вошли в оформление интерьеров общественных зданий, станций метрополитена и т.д. <br><br>Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3...1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы из мягкой отожженной стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь&nbsp; (кровельное железо).&nbsp;&nbsp; &nbsp;<br><br>В прошлом для чеканки ювелирны изделий&nbsp; и церковной утвари применялись драгоценные металлы - золото, серебро и их сплавы.<br><br>Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни&nbsp; особой формы длиной 120...170мм .<br>Некоторые из них показаны на рис. 92. С помощью расходника на металле <br>&nbsp; воспроизводят контур рисунка , обводя его в виде более или менее <br>&nbsp;четкой сплошной линии. Лощатники служат для&nbsp; выравнивания&nbsp;&nbsp; плоских поверхностей , а бобошники - для&nbsp; получения полукруглых форм при чеканке.<br><br>При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем&nbsp; (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чеканы держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность&nbsp; (бой) была косо приподнята&nbsp; и вследствии этого&nbsp; при ударе молотком постоянно двигалась вперед.&nbsp; В правой руке держат молоточек, которым наносят легкие частые удары по<br>чекану, продвигая его.<br><br>карт<br><br>При выколотке крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы (рис. 93).<br><br>Их изготавливают из твердых пород дерева — граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выращивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.<br><br>Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении — расходка с опусканий фона. Выполняется она в несколько этапов.<br><br>карт<br><br>Рис. 93. Деревянные чеканы<br><br>На первом этапе на листе бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без теней с чистыми полями (по 30...40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл (рис 94, а). <br>&nbsp;<br>карт<br><br>Рис. 94. Рисунок д Пя чеканки (а) и чеканная пластина (б)<br><br>Второй этап состоит в подготовке металлической пластины. Ее вырезают ножницами по металлу с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25...40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.<br><br>Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.<br><br>На третьем этане переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого ее поверхность с помощью кисти или ваттного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного к^лея. После высыхания краски на нее кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают &amp; металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком.<br><br>На следующем этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.<br><br>Пятым этапом являтся опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.<br><br>Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъема) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка.<br><br>Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за время обводки контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов чеканами нагартовалась, то есть стала хрупкой, потеряла пластичность. Для восстановления ее пластичности проводят отжиг пластины. Этот этап изготовления изделия выполняется учителем. При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до темно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покрыта темным налетом — окалиной. Для ее удаления металлическую поверхность промывают в 10...15%-ных растворах кислот — соляной и серной (выполняется только учителем). Осветленную пластину промывают водой и сушат.<br><br>Алюминиевую пластину можно не отжигать.<br><br>Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают чеканом- бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался.<br><br>Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпуклые участки).<br><br>Следующим этапом является цветовая декоративная отделка (патинирование) изделия. Наиболеее удобными являются "нехимические" способы патинирования. Цветные защитные пленки на стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5...8 мм) пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку.<br><br>По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (220 °С), затем желтый (230 °С) и т.д. (см. цвета побежалости в табл. 4). Цвета переходят один в другой постепенно. На любом оттенке можно остановиться, достаточно снять изделие с плитки.<br><br>Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если ее покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем.<br>Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках.<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; !&nbsp;&nbsp; &nbsp;Правила безопасности<br><br>1.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Осторожно обходиться с заготовками, поскольку листовой металл имеет острые кромки.<br>2.&nbsp;&nbsp; &nbsp;При вырезании металлической пластины не держать левую руку близко к ножницам, чтобы пальцы не попали под лезвие. <br>3.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Правку листовых заготовок выполнять исправной киянкой.<br>4.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Чеканку выполнять молотком с надежно насаженной на исправную ручку головкой.<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Практическая работа<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Изготовление металлических рельефов методом чеканки<br><br>1.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Выберите изделие, которое вы хотели бы изготовить (номерной знак для квартиры, садового участка или рабочего места учебной мастерской, элементы орнамента для декорировки стендов с учебными пособиями, металлические подкладки под крючки, вешалки, декоративная пластинка на шкатулку и др.).<br>2.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Выполните рисунок чеканного рельефа.<br>3.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Вырежьте листовую металлическую заготовку нужного размера и выправьте ее.<br>4.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Перенесите рисунок на металлическую поверхность.<br>5.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Выполните расходку (обводку контура рисунка) чеканом-расходником.<br>6.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Опустите фон рисунка с помощью чекана-лощат-<br>ника.<br>7.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Выровняйте фон, чтобы он всеми участками касался одной плоскости.<br>8.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Окончательно доработайте рельеф.<br><br>О Чеканка, чеканы (расходник, лощатник, бобошник), расходка с опусканием фона.<br>&nbsp;<br>1. Что такое чеканка? 2. Какой листовой металл используют для чеканки? 3. Что такое чеканы? Какие они бывают? 4. Как перевести рисунок на поверхность металлической пластины? 5. Что такое расходка? Каким инструментом она выполняется? 6. Как выполняется опускание фона рельефного изображения? <br><br><br><br><br><br><br><br><br>
+
<br>
 +
 
 +
'''&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 30. Чеканка на резиновой подкладке'''<br>&nbsp;<br>Чеканка - способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы.
 +
 
 +
Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение.
 +
 
 +
Чеканка была известна еще в древнем [[Обозначение_чисел_и_счет_в_Древнем_Египте|Египте]],античной Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка достигла в древнерусском&nbsp; искусстве XV - XVII вв.<br>В настоящее время чеканные панно прочно вошли в оформление интерьеров общественных зданий, станций метрополитена и т.д.
 +
 
 +
Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3...1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы из мягкой отожженной стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь&nbsp; (кровельное железо).&nbsp;
 +
 
 +
В прошлом для чеканки ювелирны изделий&nbsp; и [[Господарське,_культурне_та_церковне_життя_в_українських_землях._Повні_уроки|церковной]] утвари применялись драгоценные металлы - золото, серебро и их сплавы.
 +
 
 +
Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни&nbsp; особой формы длиной 120...170мм .<br>Некоторые из них показаны на рис. 92. С помощью расходника на металле &nbsp; воспроизводят контур рисунка , обводя его в виде более или менее&nbsp;четкой сплошной линии. Лощатники служат для&nbsp; выравнивания&nbsp;&nbsp; плоских поверхностей , а бобошники - для&nbsp; получения полукруглых форм при чеканке.
 +
 
 +
При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем&nbsp; (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чеканы держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность&nbsp; (бой) была косо приподнята&nbsp; и вследствии этого&nbsp; при ударе молотком постоянно двигалась вперед.&nbsp; В правой руке держат молоточек, которым наносят легкие частые удары по чекану, продвигая его.<br><br>[[Image:20.04-32.jpg|Деревянные чеканы]]<br><br>При выколотке крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы (рис. 93).
 +
 
 +
Их изготавливают из твердых пород [[Засоби_виразності_декоративного_мистецтва_-_символи,_знаки_в_орнаментах._Символіка_«Дерева_життя»_в_декоративно-прикладному_мистецтві|дерева]] — граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выращивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.
 +
 
 +
Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении — расходка с опусканий фона. Выполняется она в несколько этапов.<br><br>[[Image:20.04-33.jpg|Деревянные чеканы]]<br><br>Рис. 93. Деревянные чеканы<br><br>На первом этапе на листе бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без теней с чистыми полями (по 30...40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл (рис 94, а). <br>&nbsp;<br>[[Image:20.04-34.jpg|чеканка]]<br><br>Рис. 94. Рисунок д Пя чеканки (а) и чеканная пластина (б)<br><br>Второй этап состоит в подготовке металлической пластины. Ее вырезают ножницами по металлу с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25...40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.
 +
 
 +
Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.
 +
 
 +
На третьем этане переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого ее поверхность с помощью кисти или ваттного тампона покрывают [[Живопись_акварельными_и_гуашевыми_красками|акварельными]] белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного к^лея. После высыхания краски на нее кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают &amp; металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком.
 +
 
 +
На следующем этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.
 +
 
 +
Пятым этапом являтся опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.
 +
 
 +
Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъема) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка.
 +
 
 +
Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за время обводки контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов чеканами нагартовалась, то есть стала хрупкой, потеряла пластичность. Для восстановления ее пластичности проводят отжиг пластины. Этот этап изготовления изделия выполняется учителем. При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до темно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покрыта темным налетом — окалиной. Для ее удаления [[Металлическая_химическая_связь._Полные_уроки|металлическую]] поверхность промывают в 10...15%-ных растворах кислот — соляной и серной (выполняется только учителем). Осветленную пластину промывают водой и сушат.
 +
 
 +
Алюминиевую пластину можно не отжигать.
 +
 
 +
Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают чеканом- бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался.
 +
 
 +
Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпуклые участки).
 +
 
 +
Следующим этапом является цветовая декоративная отделка (патинирование) изделия. Наиболеее удобными являются "нехимические" способы патинирования. Цветные защитные пленки на стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5...8 мм) пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку.
 +
 
 +
По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (220 °С), затем желтый (230 °С) и т.д. (см. цвета побежалости в табл. 4). Цвета переходят один в другой постепенно. На любом оттенке можно остановиться, достаточно снять изделие с плитки.
 +
 
 +
Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если ее покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем.<br>Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках.<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;!&nbsp;&nbsp; &nbsp;Правила безопасности'''<br><br>1.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Осторожно обходиться с заготовками, поскольку листовой металл имеет острые кромки.<br>2.&nbsp;&nbsp; &nbsp;При вырезании металлической пластины не держать левую руку близко к ножницам, чтобы пальцы не попали под лезвие. <br>3.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Правку листовых заготовок выполнять исправной киянкой.<br>4.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Чеканку выполнять молотком с надежно насаженной на исправную ручку головкой.<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; '''Практическая работа'''
 +
 
 +
'''&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Изготовление металлических рельефов методом чеканки'''<br><br>1.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Выберите изделие, которое вы хотели бы изготовить (номерной знак для квартиры, садового участка или рабочего места учебной мастерской, элементы орнамента для декорировки стендов с учебными пособиями, металлические подкладки под крючки, вешалки, декоративная пластинка на шкатулку и др.).<br>2.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Выполните рисунок чеканного рельефа.<br>3.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Вырежьте листовую металлическую [[Сделаем_ажурную_заготовку|заготовку]] нужного размера и выправьте ее.<br>4.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Перенесите рисунок на металлическую поверхность.<br>5.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Выполните расходку (обводку контура рисунка) чеканом-расходником.<br>6.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Опустите фон рисунка с помощью чекана-лощатника.<br>7.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Выровняйте фон, чтобы он всеми участками касался одной плоскости.<br>8.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Окончательно доработайте рельеф.<br><br>'''О''' ''Чеканка, чеканы (расходник, лощатник, бобошник), расходка с опусканием фона.''<br>&nbsp;<br>1. Что такое чеканка?
 +
 
 +
2. Какой листовой металл используют для чеканки?
 +
 
 +
3. Что такое чеканы? Какие они бывают?
 +
 
 +
4. Как перевести рисунок на поверхность металлической пластины?
 +
 
 +
5. Что такое расходка? Каким инструментом она выполняется?
 +
 
 +
6. Как выполняется опускание фона рельефного изображения? <br><br><br><br><br><br><br><br><br>
-
<br> ''Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.''  
+
<br> ''Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. [[Трудовое_обучение|Трудовое обучение]]: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.''  
<br> <sub>Материалы по технологии за 7 класс [[Технология|скачать]], конспект по технологии, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub>  
<br> <sub>Материалы по технологии за 7 класс [[Технология|скачать]], конспект по технологии, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub>  
Строка 27: Строка 81:
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников
-
 
+
  '''<u>Иллюстрации</u>'''
  '''<u>Иллюстрации</u>'''
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа '''
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа '''
Строка 49: Строка 103:
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке  
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке  
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми  
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми  
-
 
+
  '''<u>Только для учителей</u>'''
  '''<u>Только для учителей</u>'''
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки '''
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки '''

Текущая версия на 15:19, 9 июля 2012

Гипермаркет знаний>>Технология>>Технология 7 класс>> Чеканка на резиновой подкладке



                                                               30. Чеканка на резиновой подкладке
 
Чеканка - способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы.

Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение.

Чеканка была известна еще в древнем Египте,античной Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка достигла в древнерусском  искусстве XV - XVII вв.
В настоящее время чеканные панно прочно вошли в оформление интерьеров общественных зданий, станций метрополитена и т.д.

Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3...1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы из мягкой отожженной стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь  (кровельное железо). 

В прошлом для чеканки ювелирны изделий  и церковной утвари применялись драгоценные металлы - золото, серебро и их сплавы.

Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни  особой формы длиной 120...170мм .
Некоторые из них показаны на рис. 92. С помощью расходника на металле   воспроизводят контур рисунка , обводя его в виде более или менее четкой сплошной линии. Лощатники служат для  выравнивания   плоских поверхностей , а бобошники - для  получения полукруглых форм при чеканке.

При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем  (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чеканы держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность  (бой) была косо приподнята  и вследствии этого  при ударе молотком постоянно двигалась вперед.  В правой руке держат молоточек, которым наносят легкие частые удары по чекану, продвигая его.

Деревянные чеканы

При выколотке крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы (рис. 93).

Их изготавливают из твердых пород дерева — граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выращивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.

Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении — расходка с опусканий фона. Выполняется она в несколько этапов.

Деревянные чеканы

Рис. 93. Деревянные чеканы

На первом этапе на листе бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без теней с чистыми полями (по 30...40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл (рис 94, а).
 
чеканка

Рис. 94. Рисунок д Пя чеканки (а) и чеканная пластина (б)

Второй этап состоит в подготовке металлической пластины. Ее вырезают ножницами по металлу с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25...40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.

Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.

На третьем этане переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого ее поверхность с помощью кисти или ваттного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного к^лея. После высыхания краски на нее кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают & металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком.

На следующем этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.

Пятым этапом являтся опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.

Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъема) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка.

Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за время обводки контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов чеканами нагартовалась, то есть стала хрупкой, потеряла пластичность. Для восстановления ее пластичности проводят отжиг пластины. Этот этап изготовления изделия выполняется учителем. При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до темно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покрыта темным налетом — окалиной. Для ее удаления металлическую поверхность промывают в 10...15%-ных растворах кислот — соляной и серной (выполняется только учителем). Осветленную пластину промывают водой и сушат.

Алюминиевую пластину можно не отжигать.

Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают чеканом- бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался.

Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпуклые участки).

Следующим этапом является цветовая декоративная отделка (патинирование) изделия. Наиболеее удобными являются "нехимические" способы патинирования. Цветные защитные пленки на стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5...8 мм) пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку.

По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (220 °С), затем желтый (230 °С) и т.д. (см. цвета побежалости в табл. 4). Цвета переходят один в другой постепенно. На любом оттенке можно остановиться, достаточно снять изделие с плитки.

Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если ее покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем.
Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках.

                                                      !    Правила безопасности

1.    Осторожно обходиться с заготовками, поскольку листовой металл имеет острые кромки.
2.    При вырезании металлической пластины не держать левую руку близко к ножницам, чтобы пальцы не попали под лезвие.
3.    Правку листовых заготовок выполнять исправной киянкой.
4.    Чеканку выполнять молотком с надежно насаженной на исправную ручку головкой.

                                                            Практическая работа

                                Изготовление металлических рельефов методом чеканки

1.    Выберите изделие, которое вы хотели бы изготовить (номерной знак для квартиры, садового участка или рабочего места учебной мастерской, элементы орнамента для декорировки стендов с учебными пособиями, металлические подкладки под крючки, вешалки, декоративная пластинка на шкатулку и др.).
2.    Выполните рисунок чеканного рельефа.
3.    Вырежьте листовую металлическую заготовку нужного размера и выправьте ее.
4.    Перенесите рисунок на металлическую поверхность.
5.    Выполните расходку (обводку контура рисунка) чеканом-расходником.
6.    Опустите фон рисунка с помощью чекана-лощатника.
7.    Выровняйте фон, чтобы он всеми участками касался одной плоскости.
8.    Окончательно доработайте рельеф.

О Чеканка, чеканы (расходник, лощатник, бобошник), расходка с опусканием фона.
 
1. Что такое чеканка?

2. Какой листовой металл используют для чеканки?

3. Что такое чеканы? Какие они бывают?

4. Как перевести рисунок на поверхность металлической пластины?

5. Что такое расходка? Каким инструментом она выполняется?

6. Как выполняется опускание фона рельефного изображения?









Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.


Материалы по технологии за 7 класс скачать, конспект по технологии, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.