|
|
Строка 7: |
Строка 7: |
| '''<br>Уроки 17—18''' | | '''<br>Уроки 17—18''' |
| | | |
- | ''' ТКАНЫЕ УЗОРЫ''' | + | ''' ТКАНЫЕ УЗОРЫ''' |
| | | |
| <br> | | <br> |
Строка 20: |
Строка 20: |
| |- | | |- |
| | Выполнение на дощечках тканой закладки по мотивам традиционных узорных поясов | | | Выполнение на дощечках тканой закладки по мотивам традиционных узорных поясов |
- | | 1. Знакомить с традицией изготовления узорных женских и мужских поясов на дощечках, их орнаментом и колоритом.<br>2. Осваивать приемы изготовления из картона приспособлений для ручного узорного ткачества — дощечек и челнока. <br>3. Совершенствовать умения подбора гармоничной цветовой гаммы ниток для основы тканого изделия, определять их количество в соответствии с задуманным узором. <br>4. Формировать умения готовить дощечки к ткачеству, ткать узорное полотно на двух дощечках, украшать концы тканого изделия кистями | + | | 1. Знакомить с традицией изготовления узорных женских и мужских поясов на дощечках, их орнаментом и [[Колорит|колоритом]].<br>2. Осваивать приемы изготовления из картона приспособлений для ручного узорного ткачества — дощечек и челнока. <br>3. Совершенствовать умения подбора гармоничной цветовой гаммы ниток для основы тканого изделия, определять их количество в соответствии с задуманным узором. <br>4. Формировать умения готовить дощечки к ткачеству, ткать узорное полотно на двух дощечках, украшать концы тканого изделия кистями |
| | Картон, клей, нитки вязальные двух-трех цветов средней толщины; карандаш, линейка, шило ножницы | | | Картон, клей, нитки вязальные двух-трех цветов средней толщины; карандаш, линейка, шило ножницы |
- | | 1. Беседа о разнообразии элементов народного костюма — пояса, о традиции узорного ткачества поясов на дощечках.<br>2. Рассматривание по технологической карте приемов конструирования дощечек и челнока, подготовки дощечек к ткачеству. <br>3. «Твоя мастерская». Конструирование дощечек и челнока из картона. Подготовка уточной нити. Отмеривание и заправка нитей в дощечки с учетом выбранного колорита изделия.<br>4. Беседа о традиционных приемах узорного ткачества на дощечках. <br>5. Работа по технологической карте. Анализ последовательности ткачества на двух дощечках. <br>6. Ткачество собственного варианта закладки на двух дощечках. Оформление кисточками краев тканого изделия | + | | 1. Беседа о разнообразии элементов народного костюма — пояса, о традиции узорного ткачества поясов на дощечках.<br>2. Рассматривание по технологической карте приемов конструирования дощечек и челнока, подготовки дощечек к ткачеству. <br>3. «[[Твоя_мастерская_-_2|Твоя мастерская]]». Конструирование дощечек и челнока из картона. Подготовка уточной нити. Отмеривание и заправка нитей в дощечки с учетом выбранного колорита изделия.<br>4. Беседа о традиционных приемах узорного ткачества на дощечках. <br>5. Работа по технологической карте. Анализ последовательности ткачества на двух дощечках. <br>6. Ткачество собственного варианта закладки на двух дощечках. Оформление кисточками краев тканого изделия |
| | Оформляется выставка узорных закладок. Выбираются наиболее интересные по цветовой гамме, аккуратности выполнения | | | Оформляется выставка узорных закладок. Выбираются наиболее интересные по цветовой гамме, аккуратности выполнения |
| |} | | |} |
Строка 28: |
Строка 28: |
| <br>'''Примерный ход уроков''' | | <br>'''Примерный ход уроков''' |
| | | |
- | <br> Уроки проходят в дни, когда по народному календарю наступает Святочная неделя — время праздников и гуляний. На этих праздниках каждый хотел показать свой красивый наряд, подчеркивая тем самым свое умение и мастерство. | + | <br> Уроки проходят в дни, когда по [[Тема_5._Народний_календар.|народному календарю]] наступает Святочная неделя — время праздников и гуляний. На этих праздниках каждый хотел показать свой красивый наряд, подчеркивая тем самым свое умение и мастерство. |
| | | |
| Человек всегда стремился к красоте как в своем жилище, так и в одежде. В народном костюме это стремление видно в каждой детали костюма — от рубахи и сарафана до такой небольшой по размеру, но важной части костюма, как пояс. | | Человек всегда стремился к красоте как в своем жилище, так и в одежде. В народном костюме это стремление видно в каждой детали костюма — от рубахи и сарафана до такой небольшой по размеру, но важной части костюма, как пояс. |
| | | |
- | Рассматривая на иллюстрациях изображения фрагментов народных поясов, учащиеся вспоминают усвоенные ранее сведения о поясе и получают новую информацию. С древнейших времен пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма, он был не просто деталью одежды, а отражением миропонимания наших предков. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить — представление, сохранявшееся в крестьянской среде. | + | Рассматривая на иллюстрациях изображения фрагментов народных поясов, учащиеся вспоминают усвоенные ранее сведения о поясе и получают новую [[Первое_путешествие_во_времени:как_хранили_информацию_раньше|информацию]]. С древнейших времен пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма, он был не просто деталью одежды, а отражением миропонимания наших предков. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить — представление, сохранявшееся в крестьянской среде. |
| | | |
| Упоминания о защитной силе пояса можно встретить в народных сказках, например «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Три царства — медное, серебряное и золотое» и др. | | Упоминания о защитной силе пояса можно встретить в народных сказках, например «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Три царства — медное, серебряное и золотое» и др. |
Строка 38: |
Строка 38: |
| Далее педагог рассказывает ученикам о традиции ткачества поясов. Ткать узорные пояса в прошлом должна была уметь каждая женщина. Девочку учили этому с 5—6 лет. Пояса являлись непременной принадлежностью приданого невесты, поэтому девушка с детства готовила их вместе с приданым и на свадьбе дарила каждому родственнику жениха, а семьи тогда были очень большие. Пояса были праздничными и будничными. Новые пояса, вытканные из цветного гаруса и льна, надевали по праздникам, поношенные пояса или вытканные из грубой домашней шерсти носили повседневно. | | Далее педагог рассказывает ученикам о традиции ткачества поясов. Ткать узорные пояса в прошлом должна была уметь каждая женщина. Девочку учили этому с 5—6 лет. Пояса являлись непременной принадлежностью приданого невесты, поэтому девушка с детства готовила их вместе с приданым и на свадьбе дарила каждому родственнику жениха, а семьи тогда были очень большие. Пояса были праздничными и будничными. Новые пояса, вытканные из цветного гаруса и льна, надевали по праздникам, поношенные пояса или вытканные из грубой домашней шерсти носили повседневно. |
| | | |
- | По фотографиям поясов ученики определяют наиболее часто встречающуюся цветовую гамму — сочетания различных оттенков красного, черного, золотистого и коричневого цветов. | + | По [[Химическое_действие_света._Фотография|фотографиям]] поясов ученики определяют наиболее часто встречающуюся цветовую гамму — сочетания различных оттенков красного, черного, золотистого и коричневого цветов. |
| | | |
| После этого педагог знакомит детей с устройством одного из распространенных на территории России приспособлений для ткачества поясов — дощечками. Традиционные дощечки — это пластинки из дерева или кости. На всех углах дощечки сделаны отверстия для продевания нитей основы. Углы у дощечек скруглены, чтобы не задевать нити в процессе ткачества. Ширина пояса зависела от количества дощечек, которые использовали в ткачестве. Узенький поясок можно соткать на 2—4 дощечках, средний — на 10—14, а широкий — на 30 дощечках. Кроме дощечек, нужен челнок, на который наматывают уточную нить. Он же может служить и приспособлением для уплотнения тканого полотна. Нитки для основы лучше взять шерстяные или синтетические (например, акриловые), а для утка — толстые катушечные (№ 10, суровые), цвет которых похож на нити основы. <br> В ходе беседы ученики с помощью технологической карты анализируют приемы выполнения дощечек и челнока из картона, изготовляют их. <br><br>'''Последовательность работы (с. 66):''' | | После этого педагог знакомит детей с устройством одного из распространенных на территории России приспособлений для ткачества поясов — дощечками. Традиционные дощечки — это пластинки из дерева или кости. На всех углах дощечки сделаны отверстия для продевания нитей основы. Углы у дощечек скруглены, чтобы не задевать нити в процессе ткачества. Ширина пояса зависела от количества дощечек, которые использовали в ткачестве. Узенький поясок можно соткать на 2—4 дощечках, средний — на 10—14, а широкий — на 30 дощечках. Кроме дощечек, нужен челнок, на который наматывают уточную нить. Он же может служить и приспособлением для уплотнения тканого полотна. Нитки для основы лучше взять шерстяные или синтетические (например, акриловые), а для утка — толстые катушечные (№ 10, суровые), цвет которых похож на нити основы. <br> В ходе беседы ученики с помощью технологической карты анализируют приемы выполнения дощечек и челнока из картона, изготовляют их. <br><br>'''Последовательность работы (с. 66):''' |
Строка 44: |
Строка 44: |
| <br> • Возьми картон двух цветов, начерти и вырежи по два квадрата размером 6 × 6 см. <br> • Склей между собой два квадрата разных цветов. <br> • На расстоянии одного сантиметра от каждой стороны квадрата отметь точки для отверстий и сделай их дыроколом.<br> • Закругли углы у своих дощечек.<br> • Разметь прямоугольник для челнока размером 10 х 3 см, выполни и вырежи челнок. <br><br> Детям предлагается соткать на двух дощечках закладку для книги. Они выбирают разные цвета нитей для основы и утка, по технологической карте планируют порядок отмеривания нитей для изделия, заправки их в дощечки и подготовки дощечек к ткачеству.<br><br>'''Последовательность работы (с. 67):''' | | <br> • Возьми картон двух цветов, начерти и вырежи по два квадрата размером 6 × 6 см. <br> • Склей между собой два квадрата разных цветов. <br> • На расстоянии одного сантиметра от каждой стороны квадрата отметь точки для отверстий и сделай их дыроколом.<br> • Закругли углы у своих дощечек.<br> • Разметь прямоугольник для челнока размером 10 х 3 см, выполни и вырежи челнок. <br><br> Детям предлагается соткать на двух дощечках закладку для книги. Они выбирают разные цвета нитей для основы и утка, по технологической карте планируют порядок отмеривания нитей для изделия, заправки их в дощечки и подготовки дощечек к ткачеству.<br><br>'''Последовательность работы (с. 67):''' |
| | | |
- | <br> • Намотай уточную нить на челнок. Отмерь нити основы (4 нити одного и 4 нити другого цвета) «через локоток». <br> • Нити для каждой дощечки (2 нити одного и 2 нити другого цвета) свяжи с одного конца общим узлом. <br> • Вдень в 2 отверстия дощечки нити одного цвета, а в остальные — 2 нити другого цвета. <br> • Заправь вторую дощечку, вдевая нити со стороны, окрашенной таким же цветом. <br> • Сложи дощечки друг с другом так, чтобы дощечки были обращены друг к другу одинаковыми по цвету сторонами и соединились вместе нити основы одного цвета. <br> • Свяжи все нити на одном конце общим узлом. <br> • Натяни нити основы, свяжи их на противоположном конце общим узлом. <br><br> На следующем уроке ученики осваивают традиционные приемы ткачества на дощечках. | + | <br> • Намотай уточную нить на челнок. Отмерь нити основы (4 нити одного и 4 нити другого цвета) «через локоток». <br> • Нити для каждой дощечки (2 нити одного и 2 нити другого цвета) свяжи с одного конца общим узлом. <br> • Вдень в 2 отверстия дощечки нити одного цвета, а в остальные — 2 нити другого цвета. <br> • Заправь вторую дощечку, вдевая нити со стороны, окрашенной таким же цветом. <br> • Сложи дощечки друг с другом так, чтобы дощечки были обращены друг к другу одинаковыми по цвету сторонами и соединились вместе нити основы одного цвета. <br> • Свяжи все нити на одном конце общим узлом. <br> • Натяни нити основы, свяжи их на противоположном конце общим узлом. <br><br> На следующем уроке ученики осваивают [[Колониализм_и_кризис_«традиционного_общества»_в_странах_Востока|традиционные]] приемы ткачества на дощечках. |
| | | |
| Учитель знакомит школьников со способами закрепления дощечек для тканья. Традиционно один конец нитей, вдетых в дощечки, привязывали к поясу, а другой — к неподвижному предмету (накидывали на крючок в стене, прикрепляли к скамье и т. д.). Мастерица садилась так, чтобы нити основы были натянуты, дощечки двигала ближе к себе. | | Учитель знакомит школьников со способами закрепления дощечек для тканья. Традиционно один конец нитей, вдетых в дощечки, привязывали к поясу, а другой — к неподвижному предмету (накидывали на крючок в стене, прикрепляли к скамье и т. д.). Мастерица садилась так, чтобы нити основы были натянуты, дощечки двигала ближе к себе. |
Строка 50: |
Строка 50: |
| Для детской работы можно применять другой прием крепления дощечек: привязать оба конца нитей к спинкам двух стульев, к парте и спинке стула и т. д. | | Для детской работы можно применять другой прием крепления дощечек: привязать оба конца нитей к спинкам двух стульев, к парте и спинке стула и т. д. |
| | | |
- | Педагог объясняет, что при ткачестве на дощечках рисунок орнамента зависит от цвета нитей основы и расположения дощечек. Если в дощечки заправлены нити двух цветов, а дощечки сложены друг к другу одинаковыми по цвету сторонами и одинаково расположены нити основы каждого цвета, то получается узор «уголки». | + | Педагог объясняет, что при ткачестве на дощечках [[Рисунок_на_пластилине|рисунок]] орнамента зависит от цвета нитей основы и расположения дощечек. Если в дощечки заправлены нити двух цветов, а дощечки сложены друг к другу одинаковыми по цвету сторонами и одинаково расположены нити основы каждого цвета, то получается узор «уголки». |
| | | |
| В ходе беседы, сопровождаемой демонстрацией приемов работы и анализом последовательности действий, по технологической карте ученики планируют процесс работы. <br><br>'''Последовательность работы (с. 68—69):''' | | В ходе беседы, сопровождаемой демонстрацией приемов работы и анализом последовательности действий, по технологической карте ученики планируют процесс работы. <br><br>'''Последовательность работы (с. 68—69):''' |
| | | |
- | <br> • Возьми челнок с уточной нитью и продень его в ткацкий зев (треугольное отверстие между верхними и нижними нитями) справа налево. Оставь с правой стороны небольшой конец уточной нити. <br> • Поверни одновременно обе дощечки к себе, чтобы отверстия 1 и 2 переместились вбок. <br> • После поворота дощечек продень челнок в ткацкий зев слева направо. Снова поверни дощечки так, чтобы отверстия 1 и 2 оказались внизу. <br> • Пропусти челнок в ткацкий зев справа налево. Вновь поверни дощечки к себе и боковой стороной челнока уплотни сотканную часть полотна. <br> • Продень челнок слева направо, еще раз поверни дощечки к себе. Они совершили полный оборот, отверстия 1 и 2 снова оказались наверху.<br> • Продолжай ткать такими же приемами. Не забывай после каждого поворота дощечек уплотнять полотно. Через некоторое время будет виден двухцветный узор «уголки», которым часто ткали пояса. <br> • Во время тканья нити на дальнем конце закручиваются. Скрепи дощечки неподвижно канцелярскими скрепками (чтобы не изменилось положение дощечек и сохранился узор). Отвяжи дальний конец нитей, распутай их и снова привяжи. <br> • Когда дощечки переместятся к противоположному концу основных нитей, отвяжи оба конца изделия, обрежь уточную нить, развяжи узлы на концах изделия, вынь дощечки. <br> • Края изделия оформи кисточками. Интересный рисунок получится, если во время тканья делать 4 оборота к себе и затем 4 от себя. Нити не закручиваются, и получается узор «ромбы и кресты». <br><br> Для практической работы девизом может послужить народная пословица «Терпение дает умение». <br><br>'''Дополнительная литература''' | + | <br> • Возьми челнок с уточной нитью и продень его в ткацкий зев (треугольное отверстие между верхними и нижними нитями) справа налево. Оставь с правой стороны небольшой конец уточной нити. <br> • Поверни одновременно обе дощечки к себе, чтобы отверстия 1 и 2 переместились вбок. <br> • После поворота дощечек продень челнок в ткацкий зев слева направо. Снова поверни дощечки так, чтобы отверстия 1 и 2 оказались внизу. <br> • Пропусти челнок в ткацкий зев справа налево. Вновь поверни дощечки к себе и боковой стороной челнока уплотни сотканную часть полотна. <br> • Продень челнок слева направо, еще раз поверни дощечки к себе. Они совершили полный оборот, отверстия 1 и 2 снова оказались наверху.<br> • Продолжай ткать такими же приемами. Не забывай после каждого поворота дощечек уплотнять полотно. Через некоторое время будет виден двухцветный узор «уголки», которым часто ткали пояса. <br> • Во время тканья нити на дальнем конце закручиваются. Скрепи дощечки неподвижно канцелярскими скрепками (чтобы не изменилось положение дощечек и сохранился [[Радужные_узоры|узор]]). Отвяжи дальний конец нитей, распутай их и снова привяжи. <br> • Когда дощечки переместятся к противоположному концу основных нитей, отвяжи оба конца изделия, обрежь уточную нить, развяжи узлы на концах изделия, вынь дощечки. <br> • Края изделия оформи кисточками. Интересный рисунок получится, если во время тканья делать 4 оборота к себе и затем 4 от себя. Нити не закручиваются, и получается узор «ромбы и кресты». <br><br> Для практической работы девизом может послужить народная пословица «Терпение дает умение». <br><br>'''Дополнительная литература''' |
| | | |
- | <br> 1. Еремина О. Знак духовной силы // Народное творчество. — 2003. — № 4. — С. 58—59.<br> 2. Основы художественного ремесла. Пособие для учителя. В 2 ч. / под ред. В. А. Барадулина, О. В. Тонкус. — М., 1987. — Ч. 2.<br> 3. Рукоделие: опыт мастеров / сост. С. С. Рожков. — М., 1994. <br><br> | + | <br> 1. Еремина О. Знак духовной силы // Народное творчество. — 2003. — № 4. — С. 58—59.<br> 2. Основы художественного ремесла. Пособие для учителя. В 2 ч. / под ред. В. А. Барадулина, О. В. Тонкус. — М., 1987. — Ч. 2.<br> 3. Рукоделие: опыт [[Секреты_и_тайны_мастеров_(7_класс)|мастеров ]]/ сост. С. С. Рожков. — М., 1994. <br><br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
Текущая версия на 11:14, 18 июля 2012
Гипермаркет знаний>>Технология >>Технология 3 класс>> Тканые узоры
Уроки 17—18
ТКАНЫЕ УЗОРЫ
Творческое задание
| Задачи
| Материалы и инструменты
| План уроков
| Итоги
|
Выполнение на дощечках тканой закладки по мотивам традиционных узорных поясов
| 1. Знакомить с традицией изготовления узорных женских и мужских поясов на дощечках, их орнаментом и колоритом. 2. Осваивать приемы изготовления из картона приспособлений для ручного узорного ткачества — дощечек и челнока. 3. Совершенствовать умения подбора гармоничной цветовой гаммы ниток для основы тканого изделия, определять их количество в соответствии с задуманным узором. 4. Формировать умения готовить дощечки к ткачеству, ткать узорное полотно на двух дощечках, украшать концы тканого изделия кистями
| Картон, клей, нитки вязальные двух-трех цветов средней толщины; карандаш, линейка, шило ножницы
| 1. Беседа о разнообразии элементов народного костюма — пояса, о традиции узорного ткачества поясов на дощечках. 2. Рассматривание по технологической карте приемов конструирования дощечек и челнока, подготовки дощечек к ткачеству. 3. «Твоя мастерская». Конструирование дощечек и челнока из картона. Подготовка уточной нити. Отмеривание и заправка нитей в дощечки с учетом выбранного колорита изделия. 4. Беседа о традиционных приемах узорного ткачества на дощечках. 5. Работа по технологической карте. Анализ последовательности ткачества на двух дощечках. 6. Ткачество собственного варианта закладки на двух дощечках. Оформление кисточками краев тканого изделия
| Оформляется выставка узорных закладок. Выбираются наиболее интересные по цветовой гамме, аккуратности выполнения
|
Примерный ход уроков
Уроки проходят в дни, когда по народному календарю наступает Святочная неделя — время праздников и гуляний. На этих праздниках каждый хотел показать свой красивый наряд, подчеркивая тем самым свое умение и мастерство.
Человек всегда стремился к красоте как в своем жилище, так и в одежде. В народном костюме это стремление видно в каждой детали костюма — от рубахи и сарафана до такой небольшой по размеру, но важной части костюма, как пояс.
Рассматривая на иллюстрациях изображения фрагментов народных поясов, учащиеся вспоминают усвоенные ранее сведения о поясе и получают новую информацию. С древнейших времен пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма, он был не просто деталью одежды, а отражением миропонимания наших предков. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить — представление, сохранявшееся в крестьянской среде.
Упоминания о защитной силе пояса можно встретить в народных сказках, например «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Три царства — медное, серебряное и золотое» и др.
Далее педагог рассказывает ученикам о традиции ткачества поясов. Ткать узорные пояса в прошлом должна была уметь каждая женщина. Девочку учили этому с 5—6 лет. Пояса являлись непременной принадлежностью приданого невесты, поэтому девушка с детства готовила их вместе с приданым и на свадьбе дарила каждому родственнику жениха, а семьи тогда были очень большие. Пояса были праздничными и будничными. Новые пояса, вытканные из цветного гаруса и льна, надевали по праздникам, поношенные пояса или вытканные из грубой домашней шерсти носили повседневно.
По фотографиям поясов ученики определяют наиболее часто встречающуюся цветовую гамму — сочетания различных оттенков красного, черного, золотистого и коричневого цветов.
После этого педагог знакомит детей с устройством одного из распространенных на территории России приспособлений для ткачества поясов — дощечками. Традиционные дощечки — это пластинки из дерева или кости. На всех углах дощечки сделаны отверстия для продевания нитей основы. Углы у дощечек скруглены, чтобы не задевать нити в процессе ткачества. Ширина пояса зависела от количества дощечек, которые использовали в ткачестве. Узенький поясок можно соткать на 2—4 дощечках, средний — на 10—14, а широкий — на 30 дощечках. Кроме дощечек, нужен челнок, на который наматывают уточную нить. Он же может служить и приспособлением для уплотнения тканого полотна. Нитки для основы лучше взять шерстяные или синтетические (например, акриловые), а для утка — толстые катушечные (№ 10, суровые), цвет которых похож на нити основы. В ходе беседы ученики с помощью технологической карты анализируют приемы выполнения дощечек и челнока из картона, изготовляют их.
Последовательность работы (с. 66):
• Возьми картон двух цветов, начерти и вырежи по два квадрата размером 6 × 6 см. • Склей между собой два квадрата разных цветов. • На расстоянии одного сантиметра от каждой стороны квадрата отметь точки для отверстий и сделай их дыроколом. • Закругли углы у своих дощечек. • Разметь прямоугольник для челнока размером 10 х 3 см, выполни и вырежи челнок.
Детям предлагается соткать на двух дощечках закладку для книги. Они выбирают разные цвета нитей для основы и утка, по технологической карте планируют порядок отмеривания нитей для изделия, заправки их в дощечки и подготовки дощечек к ткачеству.
Последовательность работы (с. 67):
• Намотай уточную нить на челнок. Отмерь нити основы (4 нити одного и 4 нити другого цвета) «через локоток». • Нити для каждой дощечки (2 нити одного и 2 нити другого цвета) свяжи с одного конца общим узлом. • Вдень в 2 отверстия дощечки нити одного цвета, а в остальные — 2 нити другого цвета. • Заправь вторую дощечку, вдевая нити со стороны, окрашенной таким же цветом. • Сложи дощечки друг с другом так, чтобы дощечки были обращены друг к другу одинаковыми по цвету сторонами и соединились вместе нити основы одного цвета. • Свяжи все нити на одном конце общим узлом. • Натяни нити основы, свяжи их на противоположном конце общим узлом.
На следующем уроке ученики осваивают традиционные приемы ткачества на дощечках.
Учитель знакомит школьников со способами закрепления дощечек для тканья. Традиционно один конец нитей, вдетых в дощечки, привязывали к поясу, а другой — к неподвижному предмету (накидывали на крючок в стене, прикрепляли к скамье и т. д.). Мастерица садилась так, чтобы нити основы были натянуты, дощечки двигала ближе к себе.
Для детской работы можно применять другой прием крепления дощечек: привязать оба конца нитей к спинкам двух стульев, к парте и спинке стула и т. д.
Педагог объясняет, что при ткачестве на дощечках рисунок орнамента зависит от цвета нитей основы и расположения дощечек. Если в дощечки заправлены нити двух цветов, а дощечки сложены друг к другу одинаковыми по цвету сторонами и одинаково расположены нити основы каждого цвета, то получается узор «уголки».
В ходе беседы, сопровождаемой демонстрацией приемов работы и анализом последовательности действий, по технологической карте ученики планируют процесс работы.
Последовательность работы (с. 68—69):
• Возьми челнок с уточной нитью и продень его в ткацкий зев (треугольное отверстие между верхними и нижними нитями) справа налево. Оставь с правой стороны небольшой конец уточной нити. • Поверни одновременно обе дощечки к себе, чтобы отверстия 1 и 2 переместились вбок. • После поворота дощечек продень челнок в ткацкий зев слева направо. Снова поверни дощечки так, чтобы отверстия 1 и 2 оказались внизу. • Пропусти челнок в ткацкий зев справа налево. Вновь поверни дощечки к себе и боковой стороной челнока уплотни сотканную часть полотна. • Продень челнок слева направо, еще раз поверни дощечки к себе. Они совершили полный оборот, отверстия 1 и 2 снова оказались наверху. • Продолжай ткать такими же приемами. Не забывай после каждого поворота дощечек уплотнять полотно. Через некоторое время будет виден двухцветный узор «уголки», которым часто ткали пояса. • Во время тканья нити на дальнем конце закручиваются. Скрепи дощечки неподвижно канцелярскими скрепками (чтобы не изменилось положение дощечек и сохранился узор). Отвяжи дальний конец нитей, распутай их и снова привяжи. • Когда дощечки переместятся к противоположному концу основных нитей, отвяжи оба конца изделия, обрежь уточную нить, развяжи узлы на концах изделия, вынь дощечки. • Края изделия оформи кисточками. Интересный рисунок получится, если во время тканья делать 4 оборота к себе и затем 4 от себя. Нити не закручиваются, и получается узор «ромбы и кресты».
Для практической работы девизом может послужить народная пословица «Терпение дает умение».
Дополнительная литература
1. Еремина О. Знак духовной силы // Народное творчество. — 2003. — № 4. — С. 58—59. 2. Основы художественного ремесла. Пособие для учителя. В 2 ч. / под ред. В. А. Барадулина, О. В. Тонкус. — М., 1987. — Ч. 2. 3. Рукоделие: опыт мастеров / сост. С. С. Рожков. — М., 1994.
Шпикалова Т. Я. Технология. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие, Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М: Просвещение, 2009 г.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|