KNOWLEDGE HYPERMARKET


Мастерство Н. В. Гоголя .Полные уроки
Строка 5: Строка 5:
<br>  
<br>  
-
'''Тема урока''': Мастерство М.В. Гоголя.<br>'''Цель урока''': Анализ литературной деятельности&nbsp; Гоголя,характер его произведений.<br>'''Тип урока''': Образовательно-воспитательный.<br>'''Ход урока'''<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Гогль.jpg|263x355px|Гогль.jpg]]<br><br>&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp; «Теперь, через сто лет после «Вечеров», еще нельзя говорить, что Гоголь отшумел в нас», — наверное, эти слова Андрея Белого можно повторить и сейчас (исследование «Мастерство Гоголя» было создано по поводу столетия издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»).<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Удивительный и неповторимый язык Гоголя удивляет нас и сегодня. Язык писателя богат и необычен: его фраза — «без меры в ширину, без конца в длину», она сложна, «многоэтажна», «многоярусна», в ней можно найти нагромождение глаголов, обилие эпитетов, сравнений, метафор. Гоголь любил глаголы и использовал их для «увеличения энергии глагольного действия», срывая с места предметы: пошли писать версты, рассыпалась избами деревня, бричка мчалась во всю пропалую, деревня унеслась из виду...<br>  
+
=== '''Тема урока''' ===
 +
Мастерство М.В. Гоголя.
 +
 
 +
=== <br>'''Цель урока''' ===
 +
&nbsp;Анализ литературной деятельности&nbsp; Гоголя,характер его произведений
 +
 
 +
=== <br>'''Тип урока''' ===
 +
&nbsp;Образовательно-воспитательный.
 +
 
 +
=== <br>'''Ход урока'''<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Гогль.jpg|263x355px|Гогль.jpg]]<br><br>&nbsp;&nbsp; &nbsp; ===
 +
 
 +
&nbsp; «Теперь, через сто лет после «Вечеров», еще нельзя говорить, что Гоголь отшумел в нас», — наверное, эти слова Андрея Белого можно повторить и сейчас (исследование «Мастерство Гоголя» было создано по поводу столетия издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»).<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Удивительный и неповторимый язык Гоголя удивляет нас и сегодня. Язык писателя богат и необычен: его фраза — «без меры в ширину, без конца в длину», она сложна, «многоэтажна», «многоярусна», в ней можно найти нагромождение глаголов, обилие эпитетов, сравнений, метафор. Гоголь любил глаголы и использовал их для «увеличения энергии глагольного действия», срывая с места предметы: пошли писать версты, рассыпалась избами деревня, бричка мчалась во всю пропалую, деревня унеслась из виду...<br>  
&nbsp;&nbsp;&nbsp;{{#ev:youtube|J5TFWaqC0k8}}  
&nbsp;&nbsp;&nbsp;{{#ev:youtube|J5TFWaqC0k8}}  
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp; Даже привычные художественные приемы оборачиваются новыми для нас сторонами. Так, например, эпитеты то метафоричны, то метонимичны, в них много гиперболизма. Характерна для эпитетов Гоголя «неумеренная роскошь» определений, а в речи часто встречается нагромождение эпитетов: странное, и манящее, и несущее, и чудесное слово, черство, неотесано, неладно, нестройно, негоже, нехорошо... Андрей Белый пишет по этому поводу, что Гоголь — «Плюшкин словечек».<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Сравнения щедро варьируются в произведениях писателя: глаза — как огонь, как молния, как звездочки, как выстрелы, как клещи, репой, как у вола; нос — как пятачок, как слива, как пробка, как пуговица, как топор.<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Необычно выглядят отрицательные сравнения: не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок...Часто сравнения гиперболичны: штаны как Черное море, посинел как Черное море, красное море запорожцев...<br>  
+
&nbsp;&nbsp;&nbsp; Даже привычные художественные приемы оборачиваются новыми для нас сторонами. Так, например, [[Чтение_молча._Анализ_текста._Основные_признаки_текста._Метафоры,_сравнения,_эпитеты._Аллитерация.|'''эпитеты''']] то метафоричны, то метонимичны, в них много гиперболизма. Характерна для эпитетов Гоголя «неумеренная роскошь» определений, а в речи часто встречается нагромождение эпитетов: странное, и манящее, и несущее, и чудесное слово, черство, неотесано, неладно, нестройно, негоже, нехорошо... Андрей Белый пишет по этому поводу, что Гоголь — «Плюшкин словечек».<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Сравнения щедро варьируются в произведениях писателя: глаза — как огонь, как молния, как звездочки, как выстрелы, как клещи, репой, как у вола; нос — как пятачок, как слива, как пробка, как пуговица, как топор.<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Необычно выглядят отрицательные сравнения: не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок...Часто сравнения гиперболичны: штаны как Черное море, посинел как Черное море, красное море запорожцев...<br>  
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Козак.jpg|445x264px|Козак.jpg]]<br>&nbsp; &nbsp;&nbsp; По свидетельствам очевидцев М В Гоголь собрал множество этнографических и археологических материалов .Он считал украинские песни, мифы ,легенды настоящей живой, яркой историей ,по которой раскрывается вся жизнь народа. Этими размышлениями Николай Васильевич делится в письмах к своим ближайшим друзьям ,ученым И И Срезневского ,М О Максимовича, М П Погодина ,С П Шевырева и многих других.  
+
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Козак.jpg|445x264px|Козак.jpg]]<br>&nbsp; &nbsp;&nbsp; По свидетельствам очевидцев М В Гоголь собрал множество этнографических и археологических материалов .Он считал украинские [[Обрядовый_фольклор._Календарно-обрядовые_песни|'''песни''']], [[Мифы_народов_мира|'''мифы''']] ,легенды настоящей живой, яркой историей ,по которой раскрывается вся жизнь народа. Этими размышлениями Николай Васильевич делится в письмах к своим ближайшим друзьям ,ученым И И Срезневского ,М О Максимовича, М П Погодина ,С П Шевырева и многих других.  
*'''Задание'''
*'''Задание'''
Строка 19: Строка 30:
&nbsp; &nbsp;&nbsp; В творчестве Гоголя сравнение — лаборатория метафор.Художественные средства реализуются в зависимости от роли образа. Поскольку образ Чичикова в поэме «Мертвые души» централен, то «к нему стянуты и сюжетные линии, и лица, и вещи». И, как отмечают исследователи, поражает символизм мелочей. Человек, который хочет стать богачом, пока владеет лишь тройкой коней. И в этой тройке каждый конь имеет не только масть: каурый, гнедой и чубарый. Они наделены и характерами. Так, чубарый сильно лукав. Вспомним, что именно его назовут Бонапартом. Тройка коней въезжает в ворота гостиницы губернского города в самом начале первой главы, она не раз упоминается во время странствий Чичикова и, наконец, появляется в патетических строках финала. Автор дает возможность пристального и заинтересованного наблюдения даже за этими «героями».<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;{{#ev:youtube|Il_Qy6ghIUo&feature=related}}  
&nbsp; &nbsp;&nbsp; В творчестве Гоголя сравнение — лаборатория метафор.Художественные средства реализуются в зависимости от роли образа. Поскольку образ Чичикова в поэме «Мертвые души» централен, то «к нему стянуты и сюжетные линии, и лица, и вещи». И, как отмечают исследователи, поражает символизм мелочей. Человек, который хочет стать богачом, пока владеет лишь тройкой коней. И в этой тройке каждый конь имеет не только масть: каурый, гнедой и чубарый. Они наделены и характерами. Так, чубарый сильно лукав. Вспомним, что именно его назовут Бонапартом. Тройка коней въезжает в ворота гостиницы губернского города в самом начале первой главы, она не раз упоминается во время странствий Чичикова и, наконец, появляется в патетических строках финала. Автор дает возможность пристального и заинтересованного наблюдения даже за этими «героями».<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;{{#ev:youtube|Il_Qy6ghIUo&feature=related}}  
-
Об блестящее знание М В Гоголем всемирной истории равно как и истории мифологии искусства и культуры античности ярко свидетельствуют его научные труды ,по исторической тематике в которых множество ссылок сопоставлений, сравнений с античностью и прямых обращений к ней, а также историко педагогические статьи.  
+
Об блестящее знание М В Гоголем [[Проблемы_периодизации_всемирной_истории._Полные_уроки|'''всемирной истории''']] равно как и истории мифологии [[Тенденции_развития_культуры_и_искусства|'''искусства''']] и культуры античности ярко свидетельствуют его научные труды ,по исторической тематике в которых множество ссылок сопоставлений, сравнений с античностью и прямых обращений к ней, а также историко педагогические статьи.  
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Читает.jpg|454x337px|Читает.jpg]]<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Можно старательно разглядеть и шкатулку, которая также не раз появляется перед глазами читателя.Обратим внимание на цвета, которые преобладают в палитре Гоголя. В первом томе «Мертвых душ» это белый, черный, серый, затем идет желтый, золотой, красный и синий цвета. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» на первом месте стоит красный цвет, а следом идут золотой, синий и белый.<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp; При этом в раннем творчестве в текстах писателя преобладали не только чистые цвета, но и простые, чистые, мелодичные звуки. В «Мертвых душах» картина иная. Припомним одно из описаний: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить». Мир цвета и звука оживляет картины заштатного города .<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Величие Гоголя состоит в том, что он сумел донести до читателя и ярость сатиры, и лирическую стихию. Он видел жизнь во всей ее противоречивости и сложности и передал эту способность читателю: видеть смешное и прекрасное, ощущать их бесконечное движение.<br>  
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Читает.jpg|454x337px|Читает.jpg]]<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Можно старательно разглядеть и шкатулку, которая также не раз появляется перед глазами читателя.Обратим внимание на цвета, которые преобладают в палитре Гоголя. В первом томе «Мертвых душ» это белый, черный, серый, затем идет желтый, золотой, красный и синий цвета. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» на первом месте стоит красный цвет, а следом идут золотой, синий и белый.<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp; При этом в раннем творчестве в текстах писателя преобладали не только чистые цвета, но и простые, чистые, мелодичные звуки. В «Мертвых душах» картина иная. Припомним одно из описаний: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить». Мир цвета и звука оживляет картины заштатного города .<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Величие Гоголя состоит в том, что он сумел донести до читателя и ярость сатиры, и лирическую стихию. Он видел жизнь во всей ее противоречивости и сложности и передал эту способность читателю: видеть смешное и прекрасное, ощущать их бесконечное движение.<br>  
Строка 29: Строка 40:
<br>  
<br>  
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Ревиз.jpg|365x349px|Ревиз.jpg]]&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Творчество Гоголя оказало огромное влияние на русскую литературу. «Говорено, что все мы выросли из гоголевской «Шинели». А «Старосветские помещики»? А «Тарас Бульба»? А «Вечера на хуторе близ Дикань-ки»? А петербургские повести? А пьесы Гоголя? Из них разве никто и ничего не выросло?» (В. Астафьев.)<br><br>  
+
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Ревиз.jpg|365x349px|Ревиз.jpg]]&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Творчество Гоголя оказало огромное влияние на русскую литературу. «Говорено, что все мы выросли из гоголевской «Шинели». А «Старосветские помещики»? А «[[Н._В._Гоголь._«Тарас_Бульба»|'''Тарас Бульба''']]»? А «Вечера на хуторе близ Дикань-ки»? А петербургские повести? А пьесы Гоголя? Из них разве никто и ничего не выросло?» (В. Астафьев.)<br><br>  
*'''Задание'''
*'''Задание'''
Строка 37: Строка 48:
♦ Каково отношение Н. В. Гоголя к своему творчеству?  
♦ Каково отношение Н. В. Гоголя к своему творчеству?  
-
<br>Использованная литература:<br><br>Урок на тему: Историко-педагогическое наследие М.В. Гоголя, учитель литературы и языка Понащук С.В., сш № 1 г. Керч.<br>Волик Лариса. Педагогические взгляды Николая Гоголя / / Путь образования. - № 3 (49). - 2008. - С. 51-56.<br>&nbsp;Каманин Н. Научные и литературные произведения Н.В. Гоголя по истории&nbsp;&nbsp; Малороссии. — Киев, 2009<br>Куликова Л.Б. Современный взгляд на историко-педагогические труды М. В. Гоголя .Педагогика и психология 2008 № 1 (50). - С.119-128.<br><br> &nbsp;&nbsp; <br> &nbsp;&nbsp; Отредактировано и&nbsp; прислано Китаевым&nbsp; В.А  
+
=== <br>''Список использованной литературы:'' ===
 +
 
 +
''<br>1. &nbsp;&nbsp;Урок на тему: Историко-педагогическое наследие М.В. Гоголя, учитель литературы и языка Понащук С.В., сш № 1 г. Керч.<br>2.Волик Лариса. Педагогические взгляды Николая Гоголя / / Путь образования. - № 3 (49). - 2008. - С. 51-56.<br>3. Каманин Н. Научные и литературные произведения Н.В. Гоголя по истории&nbsp;&nbsp; Малороссии. — Киев, 2009<br>4. Куликова Л.Б. Современный взгляд на историко-педагогические труды М. В. Гоголя .Педагогика и психология 2008 № 1 (50). - С.119-128.''<br><br> &nbsp;&nbsp; <br> &nbsp;&nbsp; Отредактировано и&nbsp; прислано Китаевым&nbsp; В.А  
----
----
-
'''<u>Над уроком работали</u>'''
+
'''<u>Над уроком работали</u>'''  
-
Китаев В.А.
+
Китаев В.А.  
-
 
+
<br> Понащук С.В.  
-
Понащук С.В.
+
----
----
-
 
+
<br>
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов&nbsp; высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>  
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов&nbsp; высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>  
-
   
 
-
 
[[Category:Русская_литература_10_клас]]
[[Category:Русская_литература_10_клас]]

Версия 11:59, 31 августа 2012


Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс.Полные уроки>>Литература: Мастерство Н. В. Гоголя .Полные уроки 


Содержание

Тема урока

Мастерство М.В. Гоголя.


Цель урока

 Анализ литературной деятельности  Гоголя,характер его произведений


Тип урока

 Образовательно-воспитательный.


Ход урока

                                                                                   Гогль.jpg

    

  «Теперь, через сто лет после «Вечеров», еще нельзя говорить, что Гоголь отшумел в нас», — наверное, эти слова Андрея Белого можно повторить и сейчас (исследование «Мастерство Гоголя» было создано по поводу столетия издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»).
     Удивительный и неповторимый язык Гоголя удивляет нас и сегодня. Язык писателя богат и необычен: его фраза — «без меры в ширину, без конца в длину», она сложна, «многоэтажна», «многоярусна», в ней можно найти нагромождение глаголов, обилие эпитетов, сравнений, метафор. Гоголь любил глаголы и использовал их для «увеличения энергии глагольного действия», срывая с места предметы: пошли писать версты, рассыпалась избами деревня, бричка мчалась во всю пропалую, деревня унеслась из виду...

   

    Даже привычные художественные приемы оборачиваются новыми для нас сторонами. Так, например, эпитеты то метафоричны, то метонимичны, в них много гиперболизма. Характерна для эпитетов Гоголя «неумеренная роскошь» определений, а в речи часто встречается нагромождение эпитетов: странное, и манящее, и несущее, и чудесное слово, черство, неотесано, неладно, нестройно, негоже, нехорошо... Андрей Белый пишет по этому поводу, что Гоголь — «Плюшкин словечек».
     Сравнения щедро варьируются в произведениях писателя: глаза — как огонь, как молния, как звездочки, как выстрелы, как клещи, репой, как у вола; нос — как пятачок, как слива, как пробка, как пуговица, как топор.
    Необычно выглядят отрицательные сравнения: не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок...Часто сравнения гиперболичны: штаны как Черное море, посинел как Черное море, красное море запорожцев...

     Козак.jpg
     По свидетельствам очевидцев М В Гоголь собрал множество этнографических и археологических материалов .Он считал украинские песни, мифы ,легенды настоящей живой, яркой историей ,по которой раскрывается вся жизнь народа. Этими размышлениями Николай Васильевич делится в письмах к своим ближайшим друзьям ,ученым И И Срезневского ,М О Максимовича, М П Погодина ,С П Шевырева и многих других.

  • Задание

♦ Прокомментируйте суждение Н. Г. Чернышевского: «Мы называем Гоголя... величайшим русским писателем...

     В творчестве Гоголя сравнение — лаборатория метафор.Художественные средства реализуются в зависимости от роли образа. Поскольку образ Чичикова в поэме «Мертвые души» централен, то «к нему стянуты и сюжетные линии, и лица, и вещи». И, как отмечают исследователи, поражает символизм мелочей. Человек, который хочет стать богачом, пока владеет лишь тройкой коней. И в этой тройке каждый конь имеет не только масть: каурый, гнедой и чубарый. Они наделены и характерами. Так, чубарый сильно лукав. Вспомним, что именно его назовут Бонапартом. Тройка коней въезжает в ворота гостиницы губернского города в самом начале первой главы, она не раз упоминается во время странствий Чичикова и, наконец, появляется в патетических строках финала. Автор дает возможность пристального и заинтересованного наблюдения даже за этими «героями».

   

Об блестящее знание М В Гоголем всемирной истории равно как и истории мифологии искусства и культуры античности ярко свидетельствуют его научные труды ,по исторической тематике в которых множество ссылок сопоставлений, сравнений с античностью и прямых обращений к ней, а также историко педагогические статьи.

                                                                                                       Читает.jpg
    Можно старательно разглядеть и шкатулку, которая также не раз появляется перед глазами читателя.Обратим внимание на цвета, которые преобладают в палитре Гоголя. В первом томе «Мертвых душ» это белый, черный, серый, затем идет желтый, золотой, красный и синий цвета. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» на первом месте стоит красный цвет, а следом идут золотой, синий и белый.
    При этом в раннем творчестве в текстах писателя преобладали не только чистые цвета, но и простые, чистые, мелодичные звуки. В «Мертвых душах» картина иная. Припомним одно из описаний: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить». Мир цвета и звука оживляет картины заштатного города .
    Величие Гоголя состоит в том, что он сумел донести до читателя и ярость сатиры, и лирическую стихию. Он видел жизнь во всей ее противоречивости и сложности и передал эту способность читателю: видеть смешное и прекрасное, ощущать их бесконечное движение.

Тарас.jpg
     М В Гоголь занимался и глубокими философскими проблемами ,которые волнуют человечество и в наше время.
     В чем суть жизни, как ее понимать, ценить, пользоваться ее красотой и радостями, которые она нам дает. М В Гоголь искал ответа на этот вопрос ,сравнивая мировоззренческие основы величественного Древнего Египта, жизнеутверждающей Греции и железного Рима Анализируя .Этот тематический пласт в творчестве М В Гоголя уместно напомнить ,что в Украине до сих пор не созданы учебники нового поколения с античной и древней истории для высшей школы ,а также гимназий и лицеев .А тем временем наш великий соотечественник неоднократно подчеркивал, что античность- это фундамент культур всех новейших народов мира .

   


                                                                                                       Ревиз.jpg                                                                   
      Творчество Гоголя оказало огромное влияние на русскую литературу. «Говорено, что все мы выросли из гоголевской «Шинели». А «Старосветские помещики»? А «Тарас Бульба»? А «Вечера на хуторе близ Дикань-ки»? А петербургские повести? А пьесы Гоголя? Из них разве никто и ничего не выросло?» (В. Астафьев.)

  • Задание

♦ Какую роль играла дорога в судьбе писателя? Каково ее символическое значение в произведениях Н. В. Гоголя?

♦ Каково отношение Н. В. Гоголя к своему творчеству?


Список использованной литературы:


1.   Урок на тему: Историко-педагогическое наследие М.В. Гоголя, учитель литературы и языка Понащук С.В., сш № 1 г. Керч.
2.Волик Лариса. Педагогические взгляды Николая Гоголя / / Путь образования. - № 3 (49). - 2008. - С. 51-56.
3. Каманин Н. Научные и литературные произведения Н.В. Гоголя по истории   Малороссии. — Киев, 2009
4. Куликова Л.Б. Современный взгляд на историко-педагогические труды М. В. Гоголя .Педагогика и психология 2008 № 1 (50). - С.119-128.


  
   Отредактировано и  прислано Китаевым  В.А


Над уроком работали

Китаев В.А.


Понащук С.В.



Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов  высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Предмети > Литература > Русская литература 10 клас