KNOWLEDGE HYPERMARKET


Художественная культура
(Новая страница: «'''Гипермаркет знаний>>История>>[[Исто...»)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
 +
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 7 класс,  урок, на Тему, Художественная культура, Франция, Россия, война, культура</metakeywords>
 +
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[История 8 класс|История 8 класс]]&gt;&gt;Художественная культура'''  
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[История 8 класс|История 8 класс]]&gt;&gt;Художественная культура'''  
<br>  
<br>  
-
§ 17. Художественная культура<br><br>Развитие художественной культуры в первой половине XIX в. <br><br>В начале XIX в. значительно возрос интерес общества к произведениям литературы и искусства. Появившийся еще во второй половине XVIII в. «просвещенный читатель» интересовался не только романами и стихами, но и философскими и историческими произведениями, его увлекала классическая трагедия и комическая опера. Новым и широко распространенным явлением стали домашние спектакли и музыкальные вечера. Усилился интерес к собиранию книг, коллекционированию. Все это способствовало развитию художественной культуры.<br><br>карт<br><br>Важной особенностью развития литературы и искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Яркой чертой эпохи стало и усложнение культурной жизни, усиление взаимовлияния различных областей культуры — литературы и истории, философии и литературы, живописи и музыки.<br><br>Господствующим направлением в русском и европейском искусстве начала XIX в. оставался, как и ранее, классицизм. Его последователи в качестве образца избрали классическое античное искусство и стремились ему подражать. Однако русский классицизм имел и некоторые особенности. Если во второй половине XVIII в., в отличие от европейского, он был более тесно связан с идеями просвещения народа и освобождения угнетенных, то под влиянием наполеоновских войн в начале XIX в. в основу произведений классицизма были положены идеи служения государю и Отечеству.<br><br>Возникший перед Отечественной войной 1812 г. сентиментализм, в отличие от классицизма, был обращен не к разуму, а к чувствам и переживаниям людей. Основы этого нового направления были заложены еще в конце XVIII в. Н. М. Карамзиным (повесть «Бедная Лиза»).<br><br>Одним из ведущих новых направлений в художественной культуре первых десятилетий XIX в. стал романтизм. Его главной отличительной чертой было противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям, отечественной истории, утверждению сильной, раскрепощенной личности.<br><br>В 20—50-е гг. XIX в. получает широкое распространение другое новое направление — реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из течений нового стиля стал критический реализм, выявлявший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемен.<br><br>Русская литература. В первой половине XIX в. русская литература вступила в свой «золотой век». Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы.<br><br>Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало творчество Николая Михайловича Карамзина. В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новогорода» (1803) он сопоставляет республиканскую (воплощенную в истории Новгорода) и самодержавную («московскую») традиции отечественной истории. Несмотря на симпатии к республиканским идеям, свой выбор Карамзин делает в пользу самодержавия, а тем самым — единого и сильного Российского государства. Этими мыслями был проникнут и его научный труд «История государства Российского».<br><br>Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох.<br><br>Появление романтизма в русской литературе связано с именами Василия Андреевича Жуковского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского.<br><br>В начале своего творчества романтические произведения создали наши великие поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Их произведениям, в отличие от мечтательных, а порой мистических работ Жуковского, были присущи жизненный оптимизм, активная полиция в борьбе за идеалы. Эти черты были преобладающими в романтической литературе начала XIX в., и именно пни наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 30—40-е гг. Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина (по нраву считающегося родоначальником реализма в русской нитературе) — историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник» и др., а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».<br><br>Основателем «натуральной школы» (критического реализма) явился Николай Васильевич Гоголь. Одним из ярких произведений этого художественного направления стала его повесть «Шинель», положившая, наряду с другими его работами («Мертвые души», «Ревизор» и др.), начало «гоголевскому периоду» русской литературы (30— 40-е гг.). «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — отмечал позже Ф. М. Достоевский.<br><br>Новый, незнакомый и реалистичный мир русского купечества показал читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди — сочтемся» (1849) Александр Николаевич Островский, раскрывший отличительные черты представителей стремительно усиливавшего свое значение купечества. Драматург работал в молодости в Московском Коммерческом суде, где почерпнул богатый жизненный материал, связанный с бытом и нравами купечества.<br><br>В 40—50-х гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» (1847—1852) Ивана Сергеевича Тургенева, описавшего не только природу среднерусской полосы, но и крепостных крестьян, к которым он отнесся с искренней симпатией и теплотой.<br><br>Беспросветная нищета и забитость крепостного крестьянина были изображены в повестях Дмитрия Васильевича Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка». Как писал один из современников, «ни один образованный человек того времени... не мог читать без слез о несчастьях Антона и не возмущаться ужасами крепостного права».<br><br>Первая половина XIX в. стала временем становления современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную письменную речь предшествующего века.<br><br>карт <br>Разъезд публики после спектакля в Александринском театре в Петербурге<br><br>Театр. В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе.<br><br>В конце XVIII—начале XIX в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.<br><br>В 20—30-е гг. в театре все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев и героико-трагедийной тематикой пьес. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мо- чалов, снискавший особую популярность в ролях Гамлета (в одноименной трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь»). Его герои отличались самоотверженной борьбой за свободу и справедливость, а его игра — бурной эмоциональностью.<br><br>С 40-х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. В драматургии оно было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин, выходец из крепостных. Он был подлинным реформатором русского актерского искусства. Щепкин был первым, кто предложил подчинить зесь спектакль единой идее. Каждая новая роль Щепкина в Малом театре становилась крупнейшим общественным событием жизни Москвы.<br><br>Другим замечательным актером школы сценического реализма был Александр Евстафьевич Мартынов. Его творчество связано с Александринским театром в Петербурге. Он с великолепным мастерством передавал переживания и повседневный быт «маленького человека» своего времени.<br><br>Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге самым известным был Александринский театр, отличавшийся от более демократичного Московского Малого своим официальным характером.<br><br>Музыка. Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического 1812 г. Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К. А. Кавоса «Иван Сусанин» (1815).<br><br>Вся первая половина XIX в. прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А. Е. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева и др.<br><br>Романтическое направление в музыкальном искусстве представлял Александр Николаевич Верстовский, автор популярной оперы «Аскольдова могила».<br><br>Центральное место в музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке, заложившему основы русской национальной школы в музыке. «Создает музыку народ, — говорил он, — а мы, художники, только ее аранжируем» (обрабатываем). Глинка сумел утвердить в русской музыке не только народные, но и реалистические традиции. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836). В ней Глинка прославил простого крестьянина-патриота и в то же время мужество, стойкость и величие характера всего русского народа.<br><br>Богатая социальная насыщенность отличала музыкальное творчество другого русского композитора — Александра Сергеевича Даргомыжского. Его главное произведение — опера «Русалка» — ознаменовало рождение нового жанра русской оперы — народно-бытовой психологической драмы.<br><br>Живопись. В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.<br><br>Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В одной из самых известных и масштабных своих работ — «Последний день Помпеи» (1830—1833) — он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. «И был «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем», — писал поэт-современник. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму. Оно проявилось во всех его картинах — «Автопортрете», «Всаднице» и др.<br><br>Яркими представителями романтизма в живописи стали замечательные портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин. Кипренский создал замечательные по своей выразительности портреты А. С. Пушкина и А. Н. Оленина (президента Академии художеств). В них он показал возвышенное начало, внутренний мир настроений и переживаний своих героев, известных всей России. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка» и др. Тропинин знаменит также тем, что стал автором второго прижизненного портрета А. С. Пушкина.<br><br>Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов. Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился 20 лет (1837— 1858). Основная идея картины — уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Каждый человек из множества изображенных на картине индивидуален и неповторим. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного, указать народу путь к лучшему будущему.<br><br>Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848), в которых мы видим драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности.<br><br>Рождение популярного в XIX в. бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова. Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка», в портретной галерее крестьян он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление живописи принято называть «венециановской школой».<br><br>Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.<br><br>Архитектура. В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX в. являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.<br><br>карт<br><br>Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц — Петербурга и Москвы, а также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей — ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое. В Петербурге именно тогда сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве — Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения — музеи, школы, библиотеки, театры.<br><br>Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806—1823); Андрей Никифоро- вич Воронихин, построивший Казанский собор (1801 — 1811), положивший начало ансамблю Невского проспекта; Карл Иванович Росси, создавший здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой и т. д. Все эти архитекторы работали в основном в Петербурге.<br><br>В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Вове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь, Театральная площадь с Большим театром, Триумфальные ворота и др. В этом же стиле творил и Демьян Иванович Жилярди.<br><br>С началом упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространяться «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя (1837—1889), Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне — Ленинградский) вокзал и др.<br><br>Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Ее отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западноевропейской и русской народной культуры. Все это делало художественную культуру России разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию ее влияния на жизнь не только просвещенных слоев общества, но и миллионов простых людей.<br><br>карт<br><br>? Вопросы и задания<br><br>Что было главной особенностью развития художественной культуры России в первой половине XIX в.? 2. Назовите примеры классицизма в русской архитектуре этого периода. Каковы были его основные черты? 3. Приведите примеры сентиментализма в отечественной литературе начала века. 4. Чем было вызвано, на ваш взгляд, появление и быстрое распространение в отечественной художественной культуре романтизма? Приведите примеры. 5. Покажите на конкретных примерах развитие реализма в художественной культуре России. 6. Чем можно объяснить тот факт, что русская литература этого периода приобрела преобладающее влияние в духовной жизни русского общества? 7. Какими принципиально новыми чертами была отмечена театральная жизнь? 8. Что принципиально нового произошло в развитии музыкального искусства? 9. Какой жанр живописи этого периода был наиболее любим в среде интеллигенции? 10. Кто из художников был основоположником критического реализма в русской живописи? 11. Каковы наиболее характерные черты стиля русского ампира? Приведите примеры этого стиля в русской архитектуре первой половины XIX в.<br><br>Документы<br><br>Из воспоминаний актера и писателя И. Ф. Горбунова. 1849 г.<br><br>...С появлением на сцене комедии Островского «Не в свои сани не садись» на московской сцене начинается новая эра. Я был на первом представлении этой комедии. Она была дана в бенефис Косицкой. Взвился занавес, и со сцены послышались новые слова, новый язык, до того неслыханный со сцены; появились живые люди из замкнутого купеческого мира, люди, на которых или плевал с высоты своего невежества петербургский драматург Григорьев «со товарищи», заставляя их говорить несуществующим, сочиненным, дурацким языком, или изображал их такими приторными патриотами, что тошно было смотреть на них.<br><br>Из «описания картин и эскизов Павла Федотова», составленного самим П. А. Федотовым<br><br>«Сватовство майора» (картина).<br><br>В купеческий дом сваха приводит жениха майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вино. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху.<br><br>Шампанское уже стоит на подносе на стуле.<br><br>Кошка зазывает гостей.<br><br>В комнате у левого края видна часть образов с лампадками; под ними стол с священными книгами.<br><br>На стенах портреты: митрополита, Кутузова, Кульнева и самого хозяина с книжкой в руках; картины: Иловайский на коне и вид монастыря.<br><br>Из речи Николая I на освящении Большого Кремлевского дворца. 1849 г.<br><br>Кремлевский дворец мой — изящное произведение зодчества, будет новым достойным украшением любезной моей древней столицы, тем более что он вполне соответствует окружающим его зданиям, священным для нас и по соединенным с ними воспоминаниям веков минувших и великих событий отечественной истории. <br><br>Вопросы и задания к документам: 1. Чем творчество А. Н. Островского отличалось от работ его предшественников, описывавших купеческий быт? 2. На примере творчества П. А. Федотова докажите, что в русской живописи происходило утверждение реалистических начал. 3. Чем отличался «московский стиль» в русской архитектуре первой половины XIX в. от «петербургского»? <br><br>Расширяем словарный запас:<br><br>Ампир — разновидность классицизма в архитектуре, возникшая во Франции при императоре Наполеоне (ампир — в переводе: империя).<br>Национальное самосознание — осознание представителями народа своего единства, права на независимость и свободу.<br>Художественная культура — совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества: литераторами, музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами.<br>Художественный стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определенного направления.<br><br><br><br><br><br>
+
'''§ 17. Художественная культура'''<br><br><u>'''Развитие художественной культуры в первой половине XIX в.'''</u>
 +
 
 +
В начале XIX в. значительно возрос интерес общества к произведениям литературы и искусства. Появившийся еще во второй половине XVIII в. «просвещенный читатель» интересовался не только романами и стихами, но и философскими и историческими произведениями, его увлекала классическая трагедия и комическая опера. Новым и широко распространенным явлением стали домашние спектакли и музыкальные вечера. Усилился интерес к собиранию книг, коллекционированию. Все это способствовало развитию художественной '''[[Презентація уроку: Побут, традиції і господарювання греків. Грецька культура.|культуры]]'''.
 +
 
 +
<br>[[Image:16.06-5.jpg|550px|Праздничные гуляния]]<br><br>Важной особенностью развития литературы и искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Яркой чертой эпохи стало и усложнение культурной жизни, усиление взаимовлияния различных областей культуры — литературы и истории, философии и литературы, живописи и [http://xvatit.com/relax/music-clips/ '''музыки.''']
 +
 
 +
Господствующим направлением в русском и европейском искусстве начала XIX в. оставался, как и ранее, классицизм. Его последователи в качестве образца избрали классическое античное искусство и стремились ему подражать. Однако русский классицизм имел и некоторые особенности. Если во второй половине XVIII в., в отличие от европейского, он был более тесно связан с идеями просвещения народа и освобождения угнетенных, то под влиянием наполеоновских войн в начале XIX в. в основу произведений классицизма были положены идеи служения государю и Отечеству.
 +
 
 +
Возникший перед Отечественной '''[[Отечественная война 1812 г.|войной]]''' 1812 г. сентиментализм, в отличие от классицизма, был обращен не к разуму, а к чувствам и переживаниям людей. Основы этого нового направления были заложены еще в конце XVIII в. Н. М. Карамзиным (повесть «Бедная Лиза»).
 +
 
 +
Одним из ведущих новых направлений в художественной культуре первых десятилетий XIX в. стал романтизм. Его главной отличительной чертой было противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям, отечественной истории, утверждению сильной, раскрепощенной личности.
 +
 
 +
В 20—50-е гг. XIX в. получает широкое распространение другое новое направление — реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из течений нового стиля стал критический реализм, выявлявший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемен.
<br>  
<br>  
 +
 +
<u>'''Русская литература.''' </u>
 +
 +
В первой половине XIX в. русская литература вступила в свой «золотой век». Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы.
 +
 +
Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало творчество Николая Михайловича Карамзина. В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новогорода» (1803) он сопоставляет республиканскую (воплощенную в истории Новгорода) и самодержавную («московскую») традиции отечественной истории. Несмотря на симпатии к республиканским идеям, свой выбор Карамзин делает в пользу самодержавия, а тем самым — единого и сильного Российского государства. Этими мыслями был проникнут и его научный труд «История государства Российского».
 +
 +
Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох.
 +
 +
Появление романтизма в русской литературе связано с именами Василия Андреевича Жуковского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского.
 +
 +
В начале своего творчества романтические произведения создали наши великие поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Их произведениям, в отличие от мечтательных, а порой мистических работ Жуковского, были присущи жизненный оптимизм, активная полиция в борьбе за идеалы. Эти черты были преобладающими в романтической литературе начала XIX в., и именно пни наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 30—40-е гг. Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина (по нраву считающегося родоначальником реализма в русской нитературе) — историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник» и др., а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».
 +
 +
Основателем «натуральной школы» (критического реализма) явился Николай Васильевич Гоголь. Одним из ярких произведений этого художественного направления стала его повесть «Шинель», положившая, наряду с другими его работами («Мертвые души», «Ревизор» и др.), начало «гоголевскому периоду» русской литературы (30— 40-е гг.). «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — отмечал позже Ф. М. Достоевский.
 +
 +
Новый, незнакомый и реалистичный мир русского купечества показал читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди — сочтемся» (1849) Александр Николаевич Островский, раскрывший отличительные черты представителей стремительно усиливавшего свое значение купечества. Драматург работал в молодости в Московском Коммерческом суде, где почерпнул богатый жизненный материал, связанный с бытом и нравами купечества.
 +
 +
В 40—50-х гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» (1847—1852) Ивана Сергеевича Тургенева, описавшего не только природу среднерусской полосы, но и крепостных крестьян, к которым он отнесся с искренней симпатией и теплотой.
 +
 +
Беспросветная нищета и забитость крепостного крестьянина были изображены в повестях Дмитрия Васильевича Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка». Как писал один из современников, «ни один [http://xvatit.com/vuzi/ '''образованный'''] человек того времени... не мог читать без слез о несчастьях Антона и не возмущаться ужасами крепостного права».
 +
 +
Первая половина XIX в. стала временем становления современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную письменную речь предшествующего века.<br><br>[[Image:16.06-6.jpg|550px|Разъезд публики после спектакля]]<br><br>'''Театр.''' В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе.
 +
 +
В конце XVIII—начале XIX в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.
 +
 +
В 20—30-е гг. в театре все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев и героико-трагедийной тематикой пьес. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мо- чалов, снискавший особую популярность в ролях Гамлета (в одноименной трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь»). Его герои отличались самоотверженной борьбой за свободу и справедливость, а его игра — бурной эмоциональностью.
 +
 +
С 40-х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. В драматургии оно было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин, выходец из крепостных. Он был подлинным реформатором русского актерского искусства. Щепкин был первым, кто предложил подчинить зесь спектакль единой идее. Каждая новая роль Щепкина в Малом театре становилась крупнейшим общественным событием жизни Москвы.
 +
 +
Другим замечательным актером школы сценического реализма был Александр Евстафьевич Мартынов. Его творчество связано с Александринским театром в Петербурге. Он с великолепным мастерством передавал переживания и повседневный быт «маленького человека» своего времени.
 +
 +
Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге самым известным был Александринский театр, отличавшийся от более демократичного Московского Малого своим официальным характером.
 +
 +
<br>
 +
 +
<u>'''Музыка.'''</u>
 +
 +
Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического 1812 г. Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого '''[[Тема 22. Росія у 1991 – 2000 рр.|России]]'''. Одной из первых в этом ряду стала опера К. А. Кавоса «Иван Сусанин» (1815).
 +
 +
Вся первая половина XIX в. прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А. Е. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева и др.
 +
 +
Романтическое направление в музыкальном искусстве представлял Александр Николаевич Верстовский, автор популярной оперы «Аскольдова могила».
 +
 +
Центральное место в музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке, заложившему основы русской национальной школы в музыке. «Создает музыку народ, — говорил он, — а мы, художники, только ее аранжируем» (обрабатываем). Глинка сумел утвердить в русской музыке не только народные, но и реалистические традиции. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836). В ней Глинка прославил простого крестьянина-патриота и в то же время мужество, стойкость и величие характера всего русского народа.
 +
 +
Богатая социальная насыщенность отличала музыкальное творчество другого русского композитора — Александра Сергеевича Даргомыжского. Его главное произведение — опера «Русалка» — ознаменовало рождение нового жанра русской оперы — народно-бытовой психологической драмы.
 +
 +
<br>
 +
 +
<u>'''Живопись'''. </u>
 +
 +
В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.
 +
 +
Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В одной из самых известных и масштабных своих работ — «Последний день Помпеи» (1830—1833) — он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. «И был «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем», — писал поэт-современник. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму. Оно проявилось во всех его картинах — «Автопортрете», «Всаднице» и др.
 +
 +
Яркими представителями романтизма в живописи стали замечательные портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин. Кипренский создал замечательные по своей выразительности портреты А. С. Пушкина и А. Н. Оленина (президента Академии художеств). В них он показал возвышенное начало, внутренний мир настроений и переживаний своих героев, известных всей России. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка» и др. Тропинин знаменит также тем, что стал автором второго прижизненного портрета А. С. Пушкина.
 +
 +
Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов. Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился 20 лет (1837— 1858). Основная идея картины — уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Каждый человек из множества изображенных на картине индивидуален и неповторим. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного, указать народу путь к лучшему будущему.
 +
 +
Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848), в которых мы видим драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности.
 +
 +
Рождение популярного в XIX в. бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова. Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка», в портретной галерее крестьян он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление живописи принято называть «венециановской школой».
 +
 +
Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.
 +
 +
<br>
 +
 +
<u>'''Архитектура.''' </u>
 +
 +
В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX в. являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.<br><br>[[Image:16.06-7.jpg|550px|Гумно]]<br><br>Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц — Петербурга и Москвы, а также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей — ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое. В Петербурге именно тогда сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве — Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения — музеи, школы, библиотеки, театры.
 +
 +
Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806—1823); Андрей Никифоро- вич Воронихин, построивший Казанский собор (1801 — 1811), положивший начало ансамблю Невского проспекта; Карл Иванович Росси, создавший здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой и т. д. Все эти архитекторы работали в основном в Петербурге.
 +
 +
В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Вове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь, Театральная площадь с Большим театром, Триумфальные ворота и др. В этом же стиле творил и Демьян Иванович Жилярди.
 +
 +
С началом упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространяться «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя (1837—1889), Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне — Ленинградский) вокзал и др.
 +
 +
Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Ее отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западноевропейской и русской народной культуры. Все это делало художественную культуру России разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию ее влияния на жизнь не только просвещенных слоев общества, но и миллионов простых людей.<br><br>[[Image:16.06-8.jpg|550px|Александровская колонна]]<br><br><u>'''? Вопросы и задания'''</u>
 +
 +
''Что было главной особенностью развития художественной культуры России в первой половине XIX в.? ''
 +
 +
''2. Назовите примеры классицизма в русской архитектуре этого периода. Каковы были его основные черты? ''
 +
 +
''3. Приведите примеры сентиментализма в отечественной литературе начала века. ''
 +
 +
''4. Чем было вызвано, на ваш взгляд, появление и быстрое распространение в отечественной художественной культуре романтизма? Приведите примеры.''
 +
 +
''5. Покажите на конкретных примерах развитие реализма в художественной культуре России. ''
 +
 +
''6. Чем можно объяснить тот факт, что русская литература этого периода приобрела преобладающее влияние в духовной жизни русского общества? ''
 +
 +
''7. Какими принципиально новыми чертами была отмечена театральная жизнь? ''
 +
 +
''8. Что принципиально нового произошло в развитии музыкального искусства? ''
 +
 +
''9. Какой жанр живописи этого периода был наиболее любим в среде интеллигенции? ''
 +
 +
''10. Кто из художников был основоположником критического реализма в русской живописи? ''
 +
 +
''11. Каковы наиболее характерные черты стиля русского ампира? Приведите примеры этого стиля в русской архитектуре первой половины XIX в.''<br><br><u>'''Документы'''</u><br><br>'''Из воспоминаний актера и писателя И. Ф. Горбунова. 1849 г.'''
 +
 +
...С появлением на сцене комедии Островского «Не в свои сани не садись» на московской сцене начинается новая эра. Я был на первом представлении этой комедии. Она была дана в бенефис Косицкой. Взвился занавес, и со сцены послышались новые слова, новый язык, до того неслыханный со сцены; появились живые люди из замкнутого купеческого мира, люди, на которых или плевал с высоты своего невежества петербургский драматург Григорьев «со товарищи», заставляя их говорить несуществующим, сочиненным, дурацким языком, или изображал их такими приторными патриотами, что тошно было смотреть на них.<br><br>'''Из «описания картин и эскизов Павла Федотова», составленного самим П. А. Федотовым'''
 +
 +
«Сватовство майора» (картина).
 +
 +
В купеческий дом сваха приводит жениха майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вино. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху.
 +
 +
Шампанское уже стоит на подносе на стуле.
 +
 +
Кошка зазывает гостей.
 +
 +
В комнате у левого края видна часть образов с лампадками; под ними стол с священными книгами.
 +
 +
На стенах портреты: митрополита, Кутузова, Кульнева и самого хозяина с книжкой в руках; картины: Иловайский на коне и вид монастыря.<br><br>'''Из речи Николая I на освящении Большого Кремлевского дворца. 1849 г.'''
 +
 +
Кремлевский дворец мой — изящное произведение зодчества, будет новым достойным украшением любезной моей древней столицы, тем более что он вполне соответствует окружающим его зданиям, священным для нас и по соединенным с ними воспоминаниям веков минувших и великих событий отечественной истории. <br>'''<br>'''<u>'''Вопросы и задания к документам:''' </u>
 +
 +
''1. Чем творчество А. Н. Островского отличалось от работ его предшественников, описывавших купеческий быт? ''
 +
 +
''2. На примере творчества П. А. Федотова докажите, что в русской живописи происходило утверждение реалистических начал. ''
 +
 +
''3. Чем отличался «московский стиль» в русской архитектуре первой половины XIX в. от «петербургского»? ''<br>'''<br>'''<u>'''? Расширяем словарный запас:'''</u>
 +
 +
'''Ампир''' — разновидность классицизма в архитектуре, возникшая во '''[[Тема 8. Франція у період Реставрації. Липнева революція і Липнева монархія. Політична роздробленість Німеччини|Франции]]''' при императоре Наполеоне (ампир — в переводе: империя).<br>'''Национальное самосознание''' — осознание представителями народа своего единства, права на независимость и свободу.<br>'''Художественная культура''' — совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества: литераторами, музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами.'''<br>Художественный стиль''' — совокупность признаков, характеризующих искусство определенного направления.<br><br><br>
''Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс&nbsp;: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М.&nbsp;: Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.''  
''Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс&nbsp;: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М.&nbsp;: Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.''  

Текущая версия на 07:39, 10 сентября 2012

Гипермаркет знаний>>История>>История 8 класс>>Художественная культура


§ 17. Художественная культура

Развитие художественной культуры в первой половине XIX в.

В начале XIX в. значительно возрос интерес общества к произведениям литературы и искусства. Появившийся еще во второй половине XVIII в. «просвещенный читатель» интересовался не только романами и стихами, но и философскими и историческими произведениями, его увлекала классическая трагедия и комическая опера. Новым и широко распространенным явлением стали домашние спектакли и музыкальные вечера. Усилился интерес к собиранию книг, коллекционированию. Все это способствовало развитию художественной культуры.


Праздничные гуляния

Важной особенностью развития литературы и искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Яркой чертой эпохи стало и усложнение культурной жизни, усиление взаимовлияния различных областей культуры — литературы и истории, философии и литературы, живописи и музыки.

Господствующим направлением в русском и европейском искусстве начала XIX в. оставался, как и ранее, классицизм. Его последователи в качестве образца избрали классическое античное искусство и стремились ему подражать. Однако русский классицизм имел и некоторые особенности. Если во второй половине XVIII в., в отличие от европейского, он был более тесно связан с идеями просвещения народа и освобождения угнетенных, то под влиянием наполеоновских войн в начале XIX в. в основу произведений классицизма были положены идеи служения государю и Отечеству.

Возникший перед Отечественной войной 1812 г. сентиментализм, в отличие от классицизма, был обращен не к разуму, а к чувствам и переживаниям людей. Основы этого нового направления были заложены еще в конце XVIII в. Н. М. Карамзиным (повесть «Бедная Лиза»).

Одним из ведущих новых направлений в художественной культуре первых десятилетий XIX в. стал романтизм. Его главной отличительной чертой было противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям, отечественной истории, утверждению сильной, раскрепощенной личности.

В 20—50-е гг. XIX в. получает широкое распространение другое новое направление — реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из течений нового стиля стал критический реализм, выявлявший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемен.


Русская литература.

В первой половине XIX в. русская литература вступила в свой «золотой век». Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы.

Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало творчество Николая Михайловича Карамзина. В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новогорода» (1803) он сопоставляет республиканскую (воплощенную в истории Новгорода) и самодержавную («московскую») традиции отечественной истории. Несмотря на симпатии к республиканским идеям, свой выбор Карамзин делает в пользу самодержавия, а тем самым — единого и сильного Российского государства. Этими мыслями был проникнут и его научный труд «История государства Российского».

Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох.

Появление романтизма в русской литературе связано с именами Василия Андреевича Жуковского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского.

В начале своего творчества романтические произведения создали наши великие поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Их произведениям, в отличие от мечтательных, а порой мистических работ Жуковского, были присущи жизненный оптимизм, активная полиция в борьбе за идеалы. Эти черты были преобладающими в романтической литературе начала XIX в., и именно пни наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 30—40-е гг. Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина (по нраву считающегося родоначальником реализма в русской нитературе) — историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник» и др., а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».

Основателем «натуральной школы» (критического реализма) явился Николай Васильевич Гоголь. Одним из ярких произведений этого художественного направления стала его повесть «Шинель», положившая, наряду с другими его работами («Мертвые души», «Ревизор» и др.), начало «гоголевскому периоду» русской литературы (30— 40-е гг.). «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — отмечал позже Ф. М. Достоевский.

Новый, незнакомый и реалистичный мир русского купечества показал читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди — сочтемся» (1849) Александр Николаевич Островский, раскрывший отличительные черты представителей стремительно усиливавшего свое значение купечества. Драматург работал в молодости в Московском Коммерческом суде, где почерпнул богатый жизненный материал, связанный с бытом и нравами купечества.

В 40—50-х гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» (1847—1852) Ивана Сергеевича Тургенева, описавшего не только природу среднерусской полосы, но и крепостных крестьян, к которым он отнесся с искренней симпатией и теплотой.

Беспросветная нищета и забитость крепостного крестьянина были изображены в повестях Дмитрия Васильевича Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка». Как писал один из современников, «ни один образованный человек того времени... не мог читать без слез о несчастьях Антона и не возмущаться ужасами крепостного права».

Первая половина XIX в. стала временем становления современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную письменную речь предшествующего века.

Разъезд публики после спектакля

Театр. В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе.

В конце XVIII—начале XIX в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.

В 20—30-е гг. в театре все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев и героико-трагедийной тематикой пьес. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мо- чалов, снискавший особую популярность в ролях Гамлета (в одноименной трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь»). Его герои отличались самоотверженной борьбой за свободу и справедливость, а его игра — бурной эмоциональностью.

С 40-х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. В драматургии оно было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин, выходец из крепостных. Он был подлинным реформатором русского актерского искусства. Щепкин был первым, кто предложил подчинить зесь спектакль единой идее. Каждая новая роль Щепкина в Малом театре становилась крупнейшим общественным событием жизни Москвы.

Другим замечательным актером школы сценического реализма был Александр Евстафьевич Мартынов. Его творчество связано с Александринским театром в Петербурге. Он с великолепным мастерством передавал переживания и повседневный быт «маленького человека» своего времени.

Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге самым известным был Александринский театр, отличавшийся от более демократичного Московского Малого своим официальным характером.


Музыка.

Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического 1812 г. Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К. А. Кавоса «Иван Сусанин» (1815).

Вся первая половина XIX в. прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А. Е. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева и др.

Романтическое направление в музыкальном искусстве представлял Александр Николаевич Верстовский, автор популярной оперы «Аскольдова могила».

Центральное место в музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке, заложившему основы русской национальной школы в музыке. «Создает музыку народ, — говорил он, — а мы, художники, только ее аранжируем» (обрабатываем). Глинка сумел утвердить в русской музыке не только народные, но и реалистические традиции. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836). В ней Глинка прославил простого крестьянина-патриота и в то же время мужество, стойкость и величие характера всего русского народа.

Богатая социальная насыщенность отличала музыкальное творчество другого русского композитора — Александра Сергеевича Даргомыжского. Его главное произведение — опера «Русалка» — ознаменовало рождение нового жанра русской оперы — народно-бытовой психологической драмы.


Живопись.

В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В одной из самых известных и масштабных своих работ — «Последний день Помпеи» (1830—1833) — он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. «И был «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем», — писал поэт-современник. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму. Оно проявилось во всех его картинах — «Автопортрете», «Всаднице» и др.

Яркими представителями романтизма в живописи стали замечательные портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин. Кипренский создал замечательные по своей выразительности портреты А. С. Пушкина и А. Н. Оленина (президента Академии художеств). В них он показал возвышенное начало, внутренний мир настроений и переживаний своих героев, известных всей России. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка» и др. Тропинин знаменит также тем, что стал автором второго прижизненного портрета А. С. Пушкина.

Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов. Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился 20 лет (1837— 1858). Основная идея картины — уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Каждый человек из множества изображенных на картине индивидуален и неповторим. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного, указать народу путь к лучшему будущему.

Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848), в которых мы видим драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности.

Рождение популярного в XIX в. бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова. Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка», в портретной галерее крестьян он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление живописи принято называть «венециановской школой».

Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.


Архитектура.

В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX в. являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.

Гумно

Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц — Петербурга и Москвы, а также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей — ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое. В Петербурге именно тогда сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве — Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения — музеи, школы, библиотеки, театры.

Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806—1823); Андрей Никифоро- вич Воронихин, построивший Казанский собор (1801 — 1811), положивший начало ансамблю Невского проспекта; Карл Иванович Росси, создавший здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой и т. д. Все эти архитекторы работали в основном в Петербурге.

В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Вове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь, Театральная площадь с Большим театром, Триумфальные ворота и др. В этом же стиле творил и Демьян Иванович Жилярди.

С началом упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространяться «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя (1837—1889), Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне — Ленинградский) вокзал и др.

Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Ее отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западноевропейской и русской народной культуры. Все это делало художественную культуру России разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию ее влияния на жизнь не только просвещенных слоев общества, но и миллионов простых людей.

Александровская колонна

? Вопросы и задания

Что было главной особенностью развития художественной культуры России в первой половине XIX в.?

2. Назовите примеры классицизма в русской архитектуре этого периода. Каковы были его основные черты?

3. Приведите примеры сентиментализма в отечественной литературе начала века.

4. Чем было вызвано, на ваш взгляд, появление и быстрое распространение в отечественной художественной культуре романтизма? Приведите примеры.

5. Покажите на конкретных примерах развитие реализма в художественной культуре России.

6. Чем можно объяснить тот факт, что русская литература этого периода приобрела преобладающее влияние в духовной жизни русского общества?

7. Какими принципиально новыми чертами была отмечена театральная жизнь?

8. Что принципиально нового произошло в развитии музыкального искусства?

9. Какой жанр живописи этого периода был наиболее любим в среде интеллигенции?

10. Кто из художников был основоположником критического реализма в русской живописи?

11. Каковы наиболее характерные черты стиля русского ампира? Приведите примеры этого стиля в русской архитектуре первой половины XIX в.

Документы

Из воспоминаний актера и писателя И. Ф. Горбунова. 1849 г.

...С появлением на сцене комедии Островского «Не в свои сани не садись» на московской сцене начинается новая эра. Я был на первом представлении этой комедии. Она была дана в бенефис Косицкой. Взвился занавес, и со сцены послышались новые слова, новый язык, до того неслыханный со сцены; появились живые люди из замкнутого купеческого мира, люди, на которых или плевал с высоты своего невежества петербургский драматург Григорьев «со товарищи», заставляя их говорить несуществующим, сочиненным, дурацким языком, или изображал их такими приторными патриотами, что тошно было смотреть на них.

Из «описания картин и эскизов Павла Федотова», составленного самим П. А. Федотовым

«Сватовство майора» (картина).

В купеческий дом сваха приводит жениха майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вино. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху.

Шампанское уже стоит на подносе на стуле.

Кошка зазывает гостей.

В комнате у левого края видна часть образов с лампадками; под ними стол с священными книгами.

На стенах портреты: митрополита, Кутузова, Кульнева и самого хозяина с книжкой в руках; картины: Иловайский на коне и вид монастыря.

Из речи Николая I на освящении Большого Кремлевского дворца. 1849 г.

Кремлевский дворец мой — изящное произведение зодчества, будет новым достойным украшением любезной моей древней столицы, тем более что он вполне соответствует окружающим его зданиям, священным для нас и по соединенным с ними воспоминаниям веков минувших и великих событий отечественной истории.

Вопросы и задания к документам:

1. Чем творчество А. Н. Островского отличалось от работ его предшественников, описывавших купеческий быт?

2. На примере творчества П. А. Федотова докажите, что в русской живописи происходило утверждение реалистических начал.

3. Чем отличался «московский стиль» в русской архитектуре первой половины XIX в. от «петербургского»?

? Расширяем словарный запас:

Ампир — разновидность классицизма в архитектуре, возникшая во Франции при императоре Наполеоне (ампир — в переводе: империя).
Национальное самосознание — осознание представителями народа своего единства, права на независимость и свободу.
Художественная культура — совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества: литераторами, музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами.
Художественный стиль
— совокупность признаков, характеризующих искусство определенного направления.


Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.


Планирование уроков по истории онлайн, задачи и ответы по классам, домашнее задание по истории 8 класса скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.