|
|
(1 промежуточная версия не показана) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 9 класс, урок, на Тему, Россия в поисках перспектив, 1917 — 1927 гг, Россия, ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПОТЕРИ, НЭП</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 9 класс, урок, на Тему, Россия в поисках перспектив, 1917 — 1927 гг, Россия, Духовная жизнь, достижения, потери, НЭП, Гражданская война, большевики, Коммунистическая партия, революция, культура, Россия, церкви</metakeywords> |
| | | |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[Иcтория 9 класс|История 9 класс]]>>История: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ''' | + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[Иcтория 9 класс|История 9 класс]]>>История: Духовная жизнь: достижения и потери''' |
| | | |
- | '''<br>''' | + | '''<br>''' |
| | | |
- | '''Духовная жизнь: достижения и потери''' | + | '''Духовная жизнь: достижения и потери''' |
| | | |
- | #Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы.
| + | ''1.Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. '' |
- | #Развитие науки.
| + | |
- | #Сумерки Серебряного века.
| + | |
- | #Большевики и интеллигенция.
| + | |
- | #«Сменовеховство».
| + | |
- | #Большевики и церковь.
| + | |
- | #Начало «нового» искусства.
| + | |
- | #Приметы времени.
| + | |
| | | |
- | <br>'''Борьба с неграмотностью.''' Строительство советской школы. В. И. Ленин называл неграмотность населения России одним из главных врагов социалистической революции. Популярным стал решительный, почти военный лозунг — ликвидация неграмотности. При этом Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Безграмотный человек стоит вне политики». Поэтому задача заключалась не столько в том, чтобы научить людей читать и писать, сколько в том, чтобы через это воздействовать на их умонастроения.
| + | ''2.Развитие науки. '' |
| | | |
- | В декабре 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В нем указывалось, что ввиду необходимости сознательного участия в политической жизни страны все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте. Предупреждалось, что все уклоняющиеся от этого «привлекаются к уголовной ответственности». В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Все более или менее образованные люди были привлечены к этой работе Перепись 1926 г. определила, что с 1917 г. свою неграмотность «ликвидировали» 5 млн. человек.<br>С 1918 г. началась перестройка народного образования. 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР. В основу этого документа были положены передовые для того времени идеи как русских, так и зарубежных педагогов.
| + | ''3.Сумерки Серебряного века. '' |
| | | |
- | Новая советская школа была бесплатной, в ней широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка Впрочем, иногда педагогические поиски переходили все границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.
| + | ''4.'''[[Встановлення радянської влади. Громадянська війна і національно-визвольні рухи народів колишньої Російської Імперії.|Большевики]]''' и интеллигенция. '' |
| | | |
- | Декретом СНК от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для того чтобы поднять их общеобразовательный уровень до минимально необходимого при обучении в высшей школе, при университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями.
| + | ''5.«Сменовеховство». '' |
| | | |
- | Так начала создаваться новая советская интеллигенция.
| + | ''6.Большевики и церковь. '' |
| | | |
| + | ''7.Начало «нового» искусства.'' |
| | | |
| + | ''8.Приметы времени.'' |
| | | |
- | '''Развитие науки.''' В начальный период своего правления большевики в какой-то степени мирились с существованием различных направлений в культурной и научной жизни. Продолжались процессы, заданные Серебряным веком с его плюрализмом и нарочитым отстранением от политики. До 1922 г. в Москве в доме Н. А. Бердяева еженедельно проводились философские диспуты, действовала и Вольная академия духовной культуры. Очень популярными были публичные лекции по истории религии и культуры в Политехническом музее, рабочих клубах, учреждениях. | + | <br><u>'''Борьба с неграмотностью.''' </u> |
| | | |
- | Представители гуманитарных направлений науки работали тогда благодаря собственному энтузиазму, зачастую вопреки воле властей. Напротив, ученых-естественников, особенно тех, кто был связан с укреплением обороны и экономики страны или имел безоговорочное мировое признание, новая власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству. Им обеспечивались по возможности сносные условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это совсем не означало, что они разделяли воззрения большевиков. Среди таких ученых мы встречаем имена основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К- Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, крупнейшего специалиста по растениеводству К- А. Тимирязева и др.<br>С введением нэпа оживились традиционные формы научной работы. Были разрешены частные издания, возобновился выпуск известных научно-популярных журналов — «Былое», «Голос минувшего», «Экономист», «Право и жизнь». Стали собираться профессиональные съезды ученых-аграрников, экономистов, врачей.
| + | Строительство советской школы. В. И. Ленин называл неграмотность населения России одним из главных врагов социалистической '''[[Російська революція 1917 р. Більшовицький переворот.|революции]]'''. Популярным стал решительный, почти военный лозунг — ликвидация неграмотности. При этом Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Безграмотный человек стоит вне политики». Поэтому задача заключалась не столько в том, чтобы научить людей читать и писать, сколько в том, чтобы через это воздействовать на их умонастроения. |
| | | |
| + | В декабре 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В нем указывалось, что ввиду необходимости сознательного участия в политической жизни страны все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте. Предупреждалось, что все уклоняющиеся от этого «привлекаются к уголовной ответственности». В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Все более или менее образованные люди были привлечены к этой работе Перепись 1926 г. определила, что с 1917 г. свою неграмотность «ликвидировали» 5 млн. человек.<br>С 1918 г. началась перестройка народного [http://xvatit.com/vuzi/ '''образования''']. 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР. В основу этого документа были положены передовые для того времени идеи как русских, так и зарубежных педагогов. |
| | | |
| + | Новая советская школа была бесплатной, в ней широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка Впрочем, иногда педагогические поиски переходили все границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены. |
| | | |
- | '''Сумерки Серебряного века.''' В полном расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию многие деятели художественной культуры Серебряного века. Одни из них, превыше всего ценя свободу творчества, оказались в эмиграции. К середине 20-х гг. за границу уехал ряд виднейших русских писателей и поэтов. Это были люди как старшего поколения, успевшие прославиться еще в дореволюционные годы (И. Бунин, А. Куприн, К- Бальмонт, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Вяч. Иванов и др.), так и более молодые, создавшие свои лучшие произведения уже за границей (В. Ходасевич, Г. Иванов и др.). Этот блестящий список продолжили русские композиторы, певцы и музыканты: А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, А. Вертинский. Не менее впечатляет и список русских художников-эмигрантов. Достаточно назвать имена И. Репина, В. Кандинского, Л. Бакста, К. Коровина, М. Шагала.
| + | Декретом СНК от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для того чтобы поднять их общеобразовательный уровень до минимально необходимого при обучении в высшей школе, при университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. |
| | | |
- | Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился на острове Капри в Италии.<br>Часть выдающихся деятелей культуры осталась в Советской России, уйдя в духовную оппозицию к правящему режиму. Среди них можно назвать А. Ахматову, М. Волошина, Н. Замятина (он выехал за границу в 1933 г.), В. Короленко, М. Пришвина, М. Булгакова.
| + | Так начала создаваться новая советская интеллигенция. |
| | | |
- | Некоторые же деятели культуры восприняли революцию как очистительную грозу, которая освежит и омолодит страну, разбудит неведомые созидающие силы. Они считали себя продолжателями революционных традиций дореволюционной русской культуры. Октябрьская революция была воспета в стихах В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-Буфф» по пьесе В. Маяковского в постановке В. Мейерхольда и с оформлением К. Малевича.
| + | <br> |
| | | |
- | Большевики и интеллигенция. В августе 1921 г. был опубликован сенсационный материал о разоблачении так называемой Петроградской боевой организации, которая готовила «кровавый переворот». Активными участниками этой «контрреволюционной» организации объявлялась группа известных российских ученых и деятелей культуры. Хотя следствие велось наспех и не располагало убедительными доказательствами виновности арестованных, многих из них приговорили к смертной казни. Среди расстрелянных были известный ученый-химик профессор М. М. Тихвинский и выдающийся русский поэт Николай Гумилев.
| + | <u>'''Развитие науки.''' </u> |
| | | |
- | В 1922 г. советское правительство решилось на выдворение из страны 160 крупнейших российских ученых и философов, известных не только в России, но и во всем мире. В числе высланных были философы Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов, Н. Лосский, С. Булгаков, Ф. Степун, Б. Вышеславцев, И. Ильин, А. Изгоев, Е. Трубецкой, И. Лапшин; ректоры Московского и Петербургского университетов зоолог М. Новиков и философ Л. Карсавин; большая группа математиков; известные историки А. Кизеветтер, В. Мякотин, А. Боголепов; социолог П. Сорокин и др. Эти люди вовсе не стремились к эмиграции. Не разделяя идеологических установок большевизма, они тем не менее не являлись активными борцами с ним. | + | В начальный период своего правления большевики в какой-то степени мирились с существованием различных направлений в культурной и научной жизни. Продолжались процессы, заданные Серебряным веком с его плюрализмом и нарочитым отстранением от политики. До 1922 г. в Москве в доме Н. А. Бердяева еженедельно проводились философские диспуты, действовала и Вольная академия духовной '''[[Презентація уроку: Побут, традиції і господарювання греків. Грецька культура.|культуры]]'''. Очень популярными были публичные лекции по истории религии и культуры в Политехническом музее, рабочих клубах, учреждениях. |
| | | |
- | В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет — Главлит, обязанный осуществлять контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.<br>
| + | Представители гуманитарных направлений науки работали тогда благодаря собственному энтузиазму, зачастую вопреки воле властей. Напротив, ученых-естественников, особенно тех, кто был связан с укреплением обороны и экономики страны или имел безоговорочное мировое признание, новая власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству. Им обеспечивались по возможности сносные условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это совсем не означало, что они разделяли воззрения большевиков. Среди таких ученых мы встречаем имена основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, крупнейшего специалиста по растениеводству К- А. Тимирязева и др.<br>С введением нэпа оживились традиционные формы научной работы. Были разрешены частные издания, возобновился выпуск известных научно-популярных журналов — «Былое», «Голос минувшего», «Экономист», «Право и жизнь». Стали собираться профессиональные съезды ученых-аграрников, экономистов, врачей. |
| | | |
- | <br> | + | <br> |
| | | |
- | '''«Сменовеховство». '''После Октябрьской революции Россию покинуло более миллиона ее граждан. Примерно четверть эмигрантов составляли офицеры и солдаты белых армий. Среди гражданских лиц были представители всех сословий и профессий, значительный процент составляла интеллигенция. | + | <u>'''Сумерки Серебряного века.'''</u> |
| | | |
- | Большинство эмигрантов были настроены враждебно к советской власти и считали ее неизбежное падение лишь делом времени. Вместе с тем определенная часть эмигрантов начала пересмотр своей точки зрения на события в России. Это движение получило название «сменовеховство», так как наиболее полно его идеи были изложены в вышедшем в июле 1921 г. в Праге сборнике статей «Смена вех». Авторами его были публицисты кадетской ориентации Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, А. В. Бобрищев-Пушкин и др. Переосмыслив причины и характер русской революции, они увидели в ней глубоко национальные корни. Среди этих корней назывались славянофильство, чаадаевский пессимизм, герценовский революционный романтизм, якобизм Ткачева, идеи Чернышевского и Достоевского, религиозно-философские конструкции Н. Бердяева и С. Булгакова. Революция, говорили «сменовеховцы», приняла форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного». И только большевикам удалось остановить разлившееся море народной анархии, вогнать ее в государственное русло и начать, несмотря на свои утопические лозунги, восстановление русского великодержавия, русской империи. Во имя осуществления этой великой задачи необходимо объединить все усилия, прекратить борьбу с советской властью, ибо она в про-цессе возрождения русской государственности неизбежно должна утратить свои экстремистские черты и будет развиваться в сторону буржуазно-демократических порядков. Переход к нэпу был воспринят «сменовеховцами» как подтверждение правильности своих выводов. Н. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.
| + | В полном расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию многие деятели художественной культуры Серебряного века. Одни из них, превыше всего ценя свободу творчества, оказались в эмиграции. К середине 20-х гг. за границу уехал ряд виднейших русских писателей и поэтов. Это были люди как старшего поколения, успевшие прославиться еще в дореволюционные годы (И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Вяч. Иванов и др.), так и более молодые, создавшие свои лучшие произведения уже за границей (В. Ходасевич, Г. Иванов и др.). Этот блестящий список продолжили русские композиторы, певцы и музыканты: А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, А. Вертинский. Не менее впечатляет и список русских художников-эмигрантов. Достаточно назвать имена И. Репина, В. Кандинского, Л. Бакста, К. Коровина, М. Шагала. |
| | | |
- | Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков, ибо она, с одной стороны, позволяла расколоть эмиграцию, а с другой — в какой-то мере освящала результаты Октябрьской революции.<br>
| + | Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился на острове Капри в Италии.<br>Часть выдающихся деятелей культуры осталась в Советской России, уйдя в духовную оппозицию к правящему режиму. Среди них можно назвать А. Ахматову, М. Волошина, Н. Замятина (он выехал за границу в 1933 г.), В. Короленко, М. Пришвина, М. Булгакова. |
| | | |
- | «Сменовеховство» с видимым удовлетворением и даже с облегчением восприняла и часть российской интеллигенции, оставшаяся на родине, на службе новой власти. Эта идеология оправдывала и даже возвышала их в собственных глазах, ибо они могли почувствовать себя сопричастными великому делу воссоздания российской державы. Эти настроения явились побудительным мотивом возвращения многих людей из эмиграции на родину. Одним из первых (в 1923 г.) в СССР вернулся русский писатель Алексей Толстой, позже приехали С. Прокофьев, М. Цветаева, М. Горький, А. Куприн.<br>
| + | Некоторые же деятели культуры восприняли революцию как очистительную грозу, которая освежит и омолодит страну, разбудит неведомые созидающие силы. Они считали себя продолжателями революционных традиций дореволюционной русской культуры. Октябрьская революция была воспета в стихах В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-Буфф» по пьесе В. Маяковского в постановке В. Мейерхольда и с оформлением К. Малевича. |
| | | |
- | Тем не менее большевики вовсе не хотели расползания «сменовеховской» идеологии в собственной стране. В эмиграции — другое дело, там — пожалуйста. Но в Советской России большевикам не нужны были «буржуазные адвокаты», претендующие к тому же на идеологическую независимость.<br>
| + | Большевики и интеллигенция. В августе 1921 г. был опубликован сенсационный материал о разоблачении так называемой Петроградской боевой организации, которая готовила «кровавый переворот». Активными участниками этой «контрреволюционной» организации объявлялась группа известных российских ученых и деятелей культуры. Хотя следствие велось наспех и не располагало убедительными доказательствами виновности арестованных, многих из них приговорили к смертной казни. Среди расстрелянных были известный ученый-химик профессор М. М. Тихвинский и выдающийся русский поэт Николай Гумилев. |
| | | |
- | <br>'''Большевики и церковь.''' Большевики поставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование человека, что во все времена являлось делом церкви.
| + | В 1922 г. советское правительство решилось на выдворение из страны 160 крупнейших российских ученых и философов, известных не только в России, но и во всем мире. В числе высланных были философы Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов, Н. Лосский, С. Булгаков, Ф. Степун, Б. Вышеславцев, И. Ильин, А. Изгоев, Е. Трубецкой, И. Лапшин; ректоры Московского и Петербургского университетов зоолог М. Новиков и философ Л. Карсавин; большая группа математиков; известные историки А. Кизеветтер, В. Мякотин, А. Боголепов; социолог П. Сорокин и др. Эти люди вовсе не стремились к эмиграции. Не разделяя идеологических установок большевизма, они тем не менее не являлись активными борцами с ним. |
| | | |
- | Первым актом устранения церкви из активной общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет, хотя и не ставил подобных задач, послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместной практикой стали самовольное закрытие церквей, конфискация церковного имущества и предметов культа, аресты священнослужителей и привлечение их к принудительным работам и т. д.<br>Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. Когда в 1921 г. разразился страшный голод, Тихон обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им Церковный комитет помощи голодающим развернул активную деятельность.
| + | В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет — Главлит, обязанный осуществлять контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.<br> |
| | | |
- | Но большевистское руководство было недовольно тем, что церковь перехватила инициативу у государства. В феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в подлинный грабеж церковного имущества. Это вызвало протест как со стороны церковнослужителей, так и верующих. В течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводившими реквизиции. Наиболее кровавый характер приобрели события в городе Шуя, во время которых было ранено 10 человек и 4 человека убито. В. И. Ленин использовал эти события для нанесения церкви решающего удара. В апреле — мае 1922 г. в Москве и в июле 1922 г. в Петрограде были организованы громкие суды, на которых ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.<br>
| + | <br> |
| | | |
- | В то же время внутри самой православной церкви произошел раскол, спровоцированный властями. Часть молодых церковнослужителей объявили в мае 1922 г. о ликвидации патриаршества и провозгласили создание так называемой «Живой церкви», свободной от «затхлых» догм и отражающей живой дух революционной эпохи. Советская власть взяла новую церковь под свою опеку.
| + | <u>'''«Сменовеховство».'''</u> |
| | | |
- | Усилилась и антирелигиозная пропаганда. В первичных партийных и комсомольских ячейках этот вид идеологической работы был объявлен едва ли не ведущим. В 1925 г. создается Союз воинствующих безбожников, организуется выпуск массового журнала «Безбожник».<br>После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Взявший на себя патриаршие обязанности митрополит Петр был сослан в 1926 г.<br>Коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового человека» и новой пролетарской интеллигенции.
| + | После Октябрьской революции [[Росія. Особливості ЕГП та ПГП. Природні умови і природні ресурси. Населення, особливості національного складу|'''Россию''']] покинуло более миллиона ее граждан. Примерно четверть эмигрантов составляли офицеры и солдаты белых армий. Среди гражданских лиц были представители всех сословий и профессий, значительный процент составляла интеллигенция. |
| | | |
- | <br>
| + | Большинство эмигрантов были настроены враждебно к советской власти и считали ее неизбежное падение лишь делом времени. Вместе с тем определенная часть эмигрантов начала пересмотр своей точки зрения на события в России. Это движение получило название «сменовеховство», так как наиболее полно его идеи были изложены в вышедшем в июле 1921 г. в Праге сборнике статей «Смена вех». Авторами его были публицисты кадетской ориентации Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, А. В. Бобрищев-Пушкин и др. Переосмыслив причины и характер русской революции, они увидели в ней глубоко национальные корни. Среди этих корней назывались славянофильство, чаадаевский пессимизм, герценовский революционный романтизм, якобизм Ткачева, идеи Чернышевского и Достоевского, религиозно-философские конструкции Н. Бердяева и С. Булгакова. Революция, говорили «сменовеховцы», приняла форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного». И только большевикам удалось остановить разлившееся море народной анархии, вогнать ее в государственное русло и начать, несмотря на свои утопические лозунги, восстановление русского великодержавия, русской империи. Во имя осуществления этой великой задачи необходимо объединить все усилия, прекратить борьбу с советской властью, ибо она в про-цессе возрождения русской государственности неизбежно должна утратить свои экстремистские черты и будет развиваться в сторону буржуазно-демократических порядков. Переход к нэпу был воспринят «сменовеховцами» как подтверждение правильности своих выводов. Н. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая. |
| | | |
- | '''Начало «нового» искусства. '''В области художественной культуры набирали силу новые тенденции и явления. Все громче заявляет о себе литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству рабочих. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. Одной из самых знаменитых был 1-й Рабочий театр. В нем начинали свое творчество будущие светила советского искусства: режиссеры С. М. Эйзенштейн и И. А. Пырьев, актеры М. М. Штраух, Э. П. Гарин и др.<br>В идеологии Пролеткульта существовали сильные левые тенденции. Проповедуя идею «чистой» пролетарской культуры, они призывали выбрасывать «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого.
| + | Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков, ибо она, с одной стороны, позволяла расколоть эмиграцию, а с другой — в какой-то мере освящала результаты Октябрьской революции.<br> |
| | | |
- | В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из их художественных достоинств, а с точки зрения социального происхождения авторов. Все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось не заслуживающим внимания.
| + | «Сменовеховство» с видимым удовлетворением и даже с облегчением восприняла и часть российской интеллигенции, оставшаяся на родине, на службе новой власти. Эта идеология оправдывала и даже возвышала их в собственных глазах, ибо они могли почувствовать себя сопричастными великому делу воссоздания российской державы. Эти настроения явились побудительным мотивом возвращения многих людей из эмиграции на родину. Одним из первых (в 1923 г.) в СССР вернулся русский писатель Алексей Толстой, позже приехали С. Прокофьев, М. Цветаева, М. Горький, А. Куприн.<br> |
| | | |
- | В 20-е гг. стали издаваться произведения писателей нового поколения, участников революции и Гражданской войны. Во многих из них не только воспевалась революционная романтика, но и исследовались сложнейшие жизненные проблемы, психологические конфликты. Произведения И. Бабеля («Конармия»), Вс. Иванова («Сопки. Партизанские повести»), А. Серафимовича («Железный поток»), К. Тренева («Любовь Яровая»), М. Шолохова («Донские рассказы»), Д. Фурманова («Чапаев»),<br>A. Фадеева («Разгром»), А. Веселого («Россия, кровью умытая») вошли в золотой фонд русской литературы. Литература с помощью таких произведений становилась более доступной для понимания широких слоев населения. | + | Тем не менее большевики вовсе не хотели расползания «сменовеховской» идеологии в собственной стране. В эмиграции — другое дело, там — пожалуйста. Но в Советской России большевикам не нужны были «буржуазные адвокаты», претендующие к тому же на идеологическую независимость.<br> |
| | | |
- | В этот же период во всю свою мощь раскрылся талант великого русского поэта С. Есенина, а его творческая и личная судьба стали отражением противоречий, характерных для революционной эпохи.
| + | <br><u>'''Большевики и церковь.''' </u> |
| | | |
- | Нэп выдвинул на первый план в литературе сатиру. Она обнажала противоречия своего времени, которые меняли, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. Зощенко, романом И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами B. Маяковского «Клоп», «Баня».<br>Значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, агитирующие за коммунистическое будущее. Расцветает искусство плаката, появляются талантливые мастера этого жанра — В. Дени («Банда»), Д. Мо-ор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»).
| + | Большевики поставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование человека, что во все времена являлось делом церкви. |
| | | |
- | Особое место в плакате тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Активная роль в создании «Окон РОСТА» принадлежала В. Маяковскому, который проявил здесь талант не только поэта и публициста, но и художника.<br>
| + | Первым актом устранения церкви из активной общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет, хотя и не ставил подобных задач, послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместной практикой стали самовольное закрытие церквей, конфискация церковного имущества и предметов культа, аресты священнослужителей и привлечение их к принудительным работам и т. д.<br>Главой Русской православной '''[[Оформлення церковної організації. Константин I Великий, його політика щодо християнства.|церкви]]''' после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. Когда в 1921 г. разразился страшный голод, Тихон обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им Церковный комитет помощи голодающим развернул активную деятельность. |
| | | |
- | В это же время в изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России). В своей декларации «ахрровцы» объявили, что гражданским долгом каждого мастера является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». | + | Но большевистское руководство было недовольно тем, что церковь перехватила инициативу у государства. В феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в подлинный грабеж церковного имущества. Это вызвало протест как со стороны церковнослужителей, так и верующих. В течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводившими реквизиции. Наиболее кровавый характер приобрели события в городе Шуя, во время которых было ранено 10 человек и 4 человека убито. В. И. Ленин использовал эти события для нанесения церкви решающего удара. В апреле — мае 1922 г. в Москве и в июле 1922 г. в Петрограде были организованы громкие суды, на которых ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.<br> |
| | | |
- | Примерами такого стиля являются картины И. Бродского («Ленин и манифестация»), М. Грекова («Тачанка»), Е. Чепцова («Заседание сельской ячейки»).<br>Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год». Скульптор А. Матвеев создал известную композицию «Октябрь». В портретной скульптуре продолжала работать А. Голубкина.
| + | В то же время внутри самой православной церкви произошел раскол, спровоцированный властями. Часть молодых церковнослужителей объявили в мае 1922 г. о ликвидации патриаршества и провозгласили создание так называемой «Живой церкви», свободной от «затхлых» догм и отражающей живой дух революционной эпохи. Советская власть взяла новую церковь под свою опеку. |
| | | |
- | Масса замыслов была у архитекторов Они разрабатывали гигантские планы строительства невиданных городов будущего. В стилевом отношении у них преобладали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня III Интернационала», заложившее основы современного индустриального дизайна.
| + | Усилилась и антирелигиозная пропаганда. В первичных партийных и комсомольских ячейках этот вид идеологической работы был объявлен едва ли не ведущим. В 1925 г. создается Союз воинствующих безбожников, организуется выпуск массового журнала «Безбожник».<br>После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Взявший на себя патриаршие обязанности митрополит Петр был сослан в 1926 г.<br>'''[[Коммунистическая партия в 20-е гг.|Коммунистическая партия]]''' закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового человека» и новой пролетарской интеллигенции. |
| | | |
- | Продолжал развиваться кинематограф. В 20-е гг. в историю мирового кино вошли фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», положившие начало освоению революционной темы в этом виде искусства.
| + | <br> |
| | | |
- | До середины 20-х гг. культура развивалась в условиях относительного идеологического плюрализма, рожденного могучей волной культуры начала XX в. С укреплением позиций И. В. Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. принимается резолюция ЦК ВКХ1(б) «О политике партии в области художественной литературы». Она положила начало партийному диктату в области художественного творчества. Выступая на совещании с интеллигенцией, Н. И. Бухарин предложил ей «идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии». Началось свертывание художественного разномыслия.<br>
| + | <u>'''Начало «нового» искусства.'''</u> |
| | | |
- | <br> | + | В области художественной культуры набирали силу новые тенденции и явления. Все громче заявляет о себе литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству рабочих. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. Одной из самых знаменитых был 1-й Рабочий театр. В нем начинали свое творчество будущие светила советского искусства: режиссеры С. М. Эйзенштейн и И. А. Пырьев, актеры М. М. Штраух, Э. П. Гарин и др.<br>В идеологии Пролеткульта существовали сильные левые тенденции. Проповедуя идею «чистой» пролетарской культуры, они призывали выбрасывать «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого. |
| | | |
- | '''Приметы времени. '''За годы нэпа страна залечила самые страшные военные раны: была восстановлена экономика, несмотря на многочисленные трудности, жизнь принимала нормальный облик. Вопреки ожесточенной антирелигиозной пропаганде, многие отмечали Пасху, крестили детей, служили молебны в церквах. Правда, венчаний было все меньше и меньше: молодежь предпочитала гражданский брак. В моде были новые имена для новорожденных, отражающие дух революционной эпохи. В загсах висели рекомендательные списки с такими именами, как Индустрия; Октябрина, Коммуна, Идея — для девочек; Червонец, Спартак, Текстиль, Владлен, Марлей — для мальчиков. В газетах много писали о поисках отважным путешественником Куликом таинственного Тунгусского метеорита Всеобщее внимание привлекали герои Арктики — бесстрашный норвежец Амундсен и итальянский генерал Нобиле. И конечно, первые, не связанные с войной и революцией советские герои — моряки ледокола «Красин» и полярные летчики, спасающие в Арктике гибнущих героев-полярников.<br>
| + | В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из их художественных достоинств, а с точки зрения социального происхождения авторов. Все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось не заслуживающим внимания. |
| | | |
- | Таким образом, духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась известным плюрализмом. Но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.
| + | В 20-е гг. стали издаваться произведения писателей нового поколения, участников революции и '''[[Огненные версты гражданской|Гражданской войны]]'''. Во многих из них не только воспевалась революционная романтика, но и исследовались сложнейшие жизненные проблемы, психологические конфликты. Произведения И. Бабеля («Конармия»), Вс. Иванова («Сопки. Партизанские повести»), А. Серафимовича («Железный поток»), К. Тренева («Любовь Яровая»), М. Шолохова («Донские рассказы»), Д. Фурманова («Чапаев»),<br>A. Фадеева («Разгром»), А. Веселого («Россия, кровью умытая») вошли в золотой фонд русской литературы. Литература с помощью таких произведений становилась более доступной для понимания широких слоев населения. |
| | | |
- | <br> <u>'''ДОКУМЕНТЫ'''</u>
| + | В этот же период во всю свою мощь раскрылся талант великого русского поэта С. Есенина, а его творческая и личная судьба стали отражением противоречий, характерных для революционной эпохи. |
| | | |
- | '''ИЗ СБОРНИКА «СМЕНА ВЕХ»'''<br>Большевизм с его крайностями и ужасами — это болезнь, но вместе с тем это закономерное, хоть и неприятное состояние нашей страны в процессе ее эволюции. И не только все прошлое России, но и мы сами виноваты в том, что страна заболела. Болезни, может быть, могло и не быть, но теперь спорить и вздыхать поздно, родина больна, болезнь идет своим порядком, и мы, русская интеллигенция, мозг страны, не имеем права стоять в стороне и ждать, чем кончится кризис: выздоровлением или смертью. Наш долг — помочь лечить раны больной родины, любовно отнестись к ней, не считаясь с ее приступами горячечного бреда. Ясно, что, чем скорее интеллигенция возьмется за энергичную работу культурного и экономического восстановления России, тем скорее к больной вернутся все ее силы, исчезнет бред и тем легче завершится процесс обновления ее организма.
| + | Нэп выдвинул на первый план в литературе сатиру. Она обнажала противоречия своего времени, которые меняли, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. Зощенко, романом И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами B. Маяковского «Клоп», «Баня».<br>Значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, агитирующие за коммунистическое будущее. Расцветает искусство плаката, появляются талантливые мастера этого жанра — В. Дени («Банда»), Д. Мо-ор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). |
| | | |
- | <br>'''ИЗ ЗАПИСКИ В. И. ЛЕНИНА. 19 МАРТА 1922 г.'''<br>Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах ва-ляются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие цер-ковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед по-давлением какого угодно сопротивления...
| + | Особое место в плакате тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Активная роль в создании «Окон РОСТА» принадлежала В. Маяковскому, который проявил здесь талант не только поэта и публициста, но и художника.<br> |
| | | |
- | Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.
| + | В это же время в изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России). В своей декларации «ахрровцы» объявили, что гражданским долгом каждого мастера является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». |
| | | |
- | <br>'''ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:'''<br>1. Какое значение придавала советская власть строительству новой школы? Какие положительные и от-рицательные стороны имел этот процесс?
| + | Примерами такого стиля являются картины И. Бродского («Ленин и манифестация»), М. Грекова («Тачанка»), Е. Чепцова («Заседание сельской ячейки»).<br>Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год». Скульптор А. Матвеев создал известную композицию «Октябрь». В портретной скульптуре продолжала работать А. Голубкина. |
| | | |
- | 2. В чем вы видите причины неприятия значительной частью российской интеллигенции Октября 1917 г.? Каковы мотивы тех, кто признал неизбежность революции? <br>
| + | Масса замыслов была у архитекторов Они разрабатывали гигантские планы строительства невиданных городов будущего. В стилевом отношении у них преобладали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня III Интернационала», заложившее основы современного индустриального дизайна. |
| | | |
- | 3. Почему именно с переходом к нэпу резко ужесточилось отношение власти к старой интеллигенции?<br>
| + | Продолжал развиваться кинематограф. В 20-е гг. в историю мирового кино вошли фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», положившие начало освоению революционной темы в этом виде искусства. |
| | | |
- | 4. Каковы причины гонений, направленных против православной церкви и ее служителей? <br>
| + | До середины 20-х гг. культура развивалась в условиях относительного идеологического плюрализма, рожденного могучей волной культуры начала XX в. С укреплением позиций И. В. Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. принимается резолюция ЦК ВКХ1(б) «О политике партии в области художественной литературы». Она положила начало партийному диктату в области художественного творчества. Выступая на совещании с интеллигенцией, Н. И. Бухарин предложил ей «идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии». Началось свертывание художественного разномыслия.<br> |
| | | |
- | 5. Расскажите о достижениях русской культуры этого периода. Обратите внимание и на процессы, происходившие в эмиграции. | + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''Приметы времени.'''</u> |
| + | |
| + | За годы нэпа страна залечила самые страшные военные раны: была восстановлена экономика, несмотря на многочисленные трудности, жизнь принимала нормальный облик. Вопреки ожесточенной антирелигиозной пропаганде, многие отмечали Пасху, крестили детей, служили молебны в церквах. Правда, венчаний было все меньше и меньше: молодежь предпочитала гражданский брак. В моде были новые имена для новорожденных, отражающие дух революционной эпохи. В загсах висели рекомендательные списки с такими именами, как Индустрия; Октябрина, Коммуна, Идея — для девочек; Червонец, Спартак, Текстиль, Владлен, Марлей — для мальчиков. В газетах много писали о поисках отважным путешественником Куликом таинственного Тунгусского метеорита Всеобщее внимание привлекали герои Арктики — бесстрашный норвежец Амундсен и итальянский генерал Нобиле. И конечно, первые, не связанные с войной и революцией советские герои — моряки ледокола «Красин» и полярные летчики, спасающие в Арктике гибнущих героев-полярников.<br> |
| + | |
| + | Таким образом, духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась известным плюрализмом. Но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру. |
| + | |
| + | <br><u>'''Документы'''</u> |
| + | |
| + | '''Из сборника «Смена вех»''' |
| + | |
| + | Большевизм с его крайностями и ужасами — это болезнь, но вместе с тем это закономерное, хоть и неприятное состояние нашей страны в процессе ее эволюции. И не только все прошлое России, но и мы сами виноваты в том, что страна заболела. Болезни, может быть, могло и не быть, но теперь спорить и вздыхать поздно, родина больна, болезнь идет своим порядком, и мы, русская интеллигенция, мозг страны, не имеем права стоять в стороне и ждать, чем кончится кризис: выздоровлением или смертью. Наш долг — помочь лечить раны больной родины, любовно отнестись к ней, не считаясь с ее приступами горячечного бреда. Ясно, что, чем скорее интеллигенция возьмется за энергичную работу культурного и экономического восстановления России, тем скорее к больной вернутся все ее силы, исчезнет бред и тем легче завершится процесс обновления ее организма. |
| + | |
| + | <br>'''Из записки В. И. Ленина. 19 марта 1922 г.''' |
| + | |
| + | Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах ва-ляются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие цер-ковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед по-давлением какого угодно сопротивления... |
| + | |
| + | Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать. |
| + | |
| + | <br><u>'''Вопросы и задания:'''</u> |
| + | |
| + | ''1. Какое значение придавала советская власть строительству новой школы? Какие положительные и от-рицательные стороны имел этот процесс?'' |
| + | |
| + | ''2. В чем вы видите причины неприятия значительной частью российской интеллигенции Октября 1917 г.? Каковы мотивы тех, кто признал неизбежность революции? <br>'' |
| + | |
| + | ''3. Почему именно с переходом к нэпу резко ужесточилось отношение власти к старой интеллигенции?<br>'' |
| + | |
| + | ''4. Каковы причины гонений, направленных против православной церкви и ее служителей? <br>'' |
| + | |
| + | ''5. Расскажите о достижениях русской культуры этого периода. Обратите внимание и на процессы, происходившие в эмиграции.'' |
| + | |
| + | <br><u>'''Расширяем словарный запас:'''</u> |
| | | |
- | <br>'''Расширяем словарный запас:'''<br>'''ПЛЮРАЛИЗМ''' — многообразие чего-либо (мнений, форм собственности и т. д.).<br><br>
| + | '''Плюрализм''' — многообразие чего-либо (мнений, форм собственности и т. д.).<br><br> |
| | | |
| <br> ''История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003'' <br> | | <br> ''История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003'' <br> |
| + | |
| + | <br> |
| | | |
| <sub>Полный перечень тем по классам, календарный план согласно школьной программе по истории [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], видеоматериал по истории для 9 класса [[История|скачать]]</sub> | | <sub>Полный перечень тем по классам, календарный план согласно школьной программе по истории [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], видеоматериал по истории для 9 класса [[История|скачать]]</sub> |
Строка 125: |
Строка 156: |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект урока''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] опорный каркас | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] интерактивные технологии | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] интерактивные технологии |
| | | |
| '''<u>Практика</u>''' | | '''<u>Практика</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] задачи и упражнения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] задачи и упражнения |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] самопроверка | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] самопроверка |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашние задания | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашние задания |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] дискуссионные вопросы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] риторические вопросы от учеников | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников |
- |
| + | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фотографии, картинки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] графики, таблицы, схемы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
| '''<u></u>''' | | '''<u></u>''' |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
- | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] исправление ошибок в учебнике''' | + | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обновление фрагмента в учебнике | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обновление фрагмента в учебнике |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] элементы новаторства на уроке | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] замена устаревших знаний новыми | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми |
- |
| + | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] идеальные уроки ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обсуждения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обсуждения |
| | | |
| | | |
Текущая версия на 12:50, 11 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>История>>История 9 класс>>История: Духовная жизнь: достижения и потери
Духовная жизнь: достижения и потери
1.Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы.
2.Развитие науки.
3.Сумерки Серебряного века.
4.Большевики и интеллигенция.
5.«Сменовеховство».
6.Большевики и церковь.
7.Начало «нового» искусства.
8.Приметы времени.
Борьба с неграмотностью.
Строительство советской школы. В. И. Ленин называл неграмотность населения России одним из главных врагов социалистической революции. Популярным стал решительный, почти военный лозунг — ликвидация неграмотности. При этом Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Безграмотный человек стоит вне политики». Поэтому задача заключалась не столько в том, чтобы научить людей читать и писать, сколько в том, чтобы через это воздействовать на их умонастроения.
В декабре 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В нем указывалось, что ввиду необходимости сознательного участия в политической жизни страны все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте. Предупреждалось, что все уклоняющиеся от этого «привлекаются к уголовной ответственности». В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Все более или менее образованные люди были привлечены к этой работе Перепись 1926 г. определила, что с 1917 г. свою неграмотность «ликвидировали» 5 млн. человек. С 1918 г. началась перестройка народного образования. 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР. В основу этого документа были положены передовые для того времени идеи как русских, так и зарубежных педагогов.
Новая советская школа была бесплатной, в ней широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка Впрочем, иногда педагогические поиски переходили все границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.
Декретом СНК от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для того чтобы поднять их общеобразовательный уровень до минимально необходимого при обучении в высшей школе, при университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями.
Так начала создаваться новая советская интеллигенция.
Развитие науки.
В начальный период своего правления большевики в какой-то степени мирились с существованием различных направлений в культурной и научной жизни. Продолжались процессы, заданные Серебряным веком с его плюрализмом и нарочитым отстранением от политики. До 1922 г. в Москве в доме Н. А. Бердяева еженедельно проводились философские диспуты, действовала и Вольная академия духовной культуры. Очень популярными были публичные лекции по истории религии и культуры в Политехническом музее, рабочих клубах, учреждениях.
Представители гуманитарных направлений науки работали тогда благодаря собственному энтузиазму, зачастую вопреки воле властей. Напротив, ученых-естественников, особенно тех, кто был связан с укреплением обороны и экономики страны или имел безоговорочное мировое признание, новая власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству. Им обеспечивались по возможности сносные условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это совсем не означало, что они разделяли воззрения большевиков. Среди таких ученых мы встречаем имена основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, крупнейшего специалиста по растениеводству К- А. Тимирязева и др. С введением нэпа оживились традиционные формы научной работы. Были разрешены частные издания, возобновился выпуск известных научно-популярных журналов — «Былое», «Голос минувшего», «Экономист», «Право и жизнь». Стали собираться профессиональные съезды ученых-аграрников, экономистов, врачей.
Сумерки Серебряного века.
В полном расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию многие деятели художественной культуры Серебряного века. Одни из них, превыше всего ценя свободу творчества, оказались в эмиграции. К середине 20-х гг. за границу уехал ряд виднейших русских писателей и поэтов. Это были люди как старшего поколения, успевшие прославиться еще в дореволюционные годы (И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Вяч. Иванов и др.), так и более молодые, создавшие свои лучшие произведения уже за границей (В. Ходасевич, Г. Иванов и др.). Этот блестящий список продолжили русские композиторы, певцы и музыканты: А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, А. Вертинский. Не менее впечатляет и список русских художников-эмигрантов. Достаточно назвать имена И. Репина, В. Кандинского, Л. Бакста, К. Коровина, М. Шагала.
Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился на острове Капри в Италии. Часть выдающихся деятелей культуры осталась в Советской России, уйдя в духовную оппозицию к правящему режиму. Среди них можно назвать А. Ахматову, М. Волошина, Н. Замятина (он выехал за границу в 1933 г.), В. Короленко, М. Пришвина, М. Булгакова.
Некоторые же деятели культуры восприняли революцию как очистительную грозу, которая освежит и омолодит страну, разбудит неведомые созидающие силы. Они считали себя продолжателями революционных традиций дореволюционной русской культуры. Октябрьская революция была воспета в стихах В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-Буфф» по пьесе В. Маяковского в постановке В. Мейерхольда и с оформлением К. Малевича.
Большевики и интеллигенция. В августе 1921 г. был опубликован сенсационный материал о разоблачении так называемой Петроградской боевой организации, которая готовила «кровавый переворот». Активными участниками этой «контрреволюционной» организации объявлялась группа известных российских ученых и деятелей культуры. Хотя следствие велось наспех и не располагало убедительными доказательствами виновности арестованных, многих из них приговорили к смертной казни. Среди расстрелянных были известный ученый-химик профессор М. М. Тихвинский и выдающийся русский поэт Николай Гумилев.
В 1922 г. советское правительство решилось на выдворение из страны 160 крупнейших российских ученых и философов, известных не только в России, но и во всем мире. В числе высланных были философы Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов, Н. Лосский, С. Булгаков, Ф. Степун, Б. Вышеславцев, И. Ильин, А. Изгоев, Е. Трубецкой, И. Лапшин; ректоры Московского и Петербургского университетов зоолог М. Новиков и философ Л. Карсавин; большая группа математиков; известные историки А. Кизеветтер, В. Мякотин, А. Боголепов; социолог П. Сорокин и др. Эти люди вовсе не стремились к эмиграции. Не разделяя идеологических установок большевизма, они тем не менее не являлись активными борцами с ним.
В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет — Главлит, обязанный осуществлять контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.
«Сменовеховство».
После Октябрьской революции Россию покинуло более миллиона ее граждан. Примерно четверть эмигрантов составляли офицеры и солдаты белых армий. Среди гражданских лиц были представители всех сословий и профессий, значительный процент составляла интеллигенция.
Большинство эмигрантов были настроены враждебно к советской власти и считали ее неизбежное падение лишь делом времени. Вместе с тем определенная часть эмигрантов начала пересмотр своей точки зрения на события в России. Это движение получило название «сменовеховство», так как наиболее полно его идеи были изложены в вышедшем в июле 1921 г. в Праге сборнике статей «Смена вех». Авторами его были публицисты кадетской ориентации Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, А. В. Бобрищев-Пушкин и др. Переосмыслив причины и характер русской революции, они увидели в ней глубоко национальные корни. Среди этих корней назывались славянофильство, чаадаевский пессимизм, герценовский революционный романтизм, якобизм Ткачева, идеи Чернышевского и Достоевского, религиозно-философские конструкции Н. Бердяева и С. Булгакова. Революция, говорили «сменовеховцы», приняла форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного». И только большевикам удалось остановить разлившееся море народной анархии, вогнать ее в государственное русло и начать, несмотря на свои утопические лозунги, восстановление русского великодержавия, русской империи. Во имя осуществления этой великой задачи необходимо объединить все усилия, прекратить борьбу с советской властью, ибо она в про-цессе возрождения русской государственности неизбежно должна утратить свои экстремистские черты и будет развиваться в сторону буржуазно-демократических порядков. Переход к нэпу был воспринят «сменовеховцами» как подтверждение правильности своих выводов. Н. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.
Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков, ибо она, с одной стороны, позволяла расколоть эмиграцию, а с другой — в какой-то мере освящала результаты Октябрьской революции.
«Сменовеховство» с видимым удовлетворением и даже с облегчением восприняла и часть российской интеллигенции, оставшаяся на родине, на службе новой власти. Эта идеология оправдывала и даже возвышала их в собственных глазах, ибо они могли почувствовать себя сопричастными великому делу воссоздания российской державы. Эти настроения явились побудительным мотивом возвращения многих людей из эмиграции на родину. Одним из первых (в 1923 г.) в СССР вернулся русский писатель Алексей Толстой, позже приехали С. Прокофьев, М. Цветаева, М. Горький, А. Куприн.
Тем не менее большевики вовсе не хотели расползания «сменовеховской» идеологии в собственной стране. В эмиграции — другое дело, там — пожалуйста. Но в Советской России большевикам не нужны были «буржуазные адвокаты», претендующие к тому же на идеологическую независимость.
Большевики и церковь.
Большевики поставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование человека, что во все времена являлось делом церкви.
Первым актом устранения церкви из активной общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет, хотя и не ставил подобных задач, послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместной практикой стали самовольное закрытие церквей, конфискация церковного имущества и предметов культа, аресты священнослужителей и привлечение их к принудительным работам и т. д. Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. Когда в 1921 г. разразился страшный голод, Тихон обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им Церковный комитет помощи голодающим развернул активную деятельность.
Но большевистское руководство было недовольно тем, что церковь перехватила инициативу у государства. В феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в подлинный грабеж церковного имущества. Это вызвало протест как со стороны церковнослужителей, так и верующих. В течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводившими реквизиции. Наиболее кровавый характер приобрели события в городе Шуя, во время которых было ранено 10 человек и 4 человека убито. В. И. Ленин использовал эти события для нанесения церкви решающего удара. В апреле — мае 1922 г. в Москве и в июле 1922 г. в Петрограде были организованы громкие суды, на которых ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.
В то же время внутри самой православной церкви произошел раскол, спровоцированный властями. Часть молодых церковнослужителей объявили в мае 1922 г. о ликвидации патриаршества и провозгласили создание так называемой «Живой церкви», свободной от «затхлых» догм и отражающей живой дух революционной эпохи. Советская власть взяла новую церковь под свою опеку.
Усилилась и антирелигиозная пропаганда. В первичных партийных и комсомольских ячейках этот вид идеологической работы был объявлен едва ли не ведущим. В 1925 г. создается Союз воинствующих безбожников, организуется выпуск массового журнала «Безбожник». После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Взявший на себя патриаршие обязанности митрополит Петр был сослан в 1926 г. Коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового человека» и новой пролетарской интеллигенции.
Начало «нового» искусства.
В области художественной культуры набирали силу новые тенденции и явления. Все громче заявляет о себе литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству рабочих. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. Одной из самых знаменитых был 1-й Рабочий театр. В нем начинали свое творчество будущие светила советского искусства: режиссеры С. М. Эйзенштейн и И. А. Пырьев, актеры М. М. Штраух, Э. П. Гарин и др. В идеологии Пролеткульта существовали сильные левые тенденции. Проповедуя идею «чистой» пролетарской культуры, они призывали выбрасывать «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого.
В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из их художественных достоинств, а с точки зрения социального происхождения авторов. Все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось не заслуживающим внимания.
В 20-е гг. стали издаваться произведения писателей нового поколения, участников революции и Гражданской войны. Во многих из них не только воспевалась революционная романтика, но и исследовались сложнейшие жизненные проблемы, психологические конфликты. Произведения И. Бабеля («Конармия»), Вс. Иванова («Сопки. Партизанские повести»), А. Серафимовича («Железный поток»), К. Тренева («Любовь Яровая»), М. Шолохова («Донские рассказы»), Д. Фурманова («Чапаев»), A. Фадеева («Разгром»), А. Веселого («Россия, кровью умытая») вошли в золотой фонд русской литературы. Литература с помощью таких произведений становилась более доступной для понимания широких слоев населения.
В этот же период во всю свою мощь раскрылся талант великого русского поэта С. Есенина, а его творческая и личная судьба стали отражением противоречий, характерных для революционной эпохи.
Нэп выдвинул на первый план в литературе сатиру. Она обнажала противоречия своего времени, которые меняли, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. Зощенко, романом И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами B. Маяковского «Клоп», «Баня». Значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, агитирующие за коммунистическое будущее. Расцветает искусство плаката, появляются талантливые мастера этого жанра — В. Дени («Банда»), Д. Мо-ор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»).
Особое место в плакате тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Активная роль в создании «Окон РОСТА» принадлежала В. Маяковскому, который проявил здесь талант не только поэта и публициста, но и художника.
В это же время в изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России). В своей декларации «ахрровцы» объявили, что гражданским долгом каждого мастера является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве».
Примерами такого стиля являются картины И. Бродского («Ленин и манифестация»), М. Грекова («Тачанка»), Е. Чепцова («Заседание сельской ячейки»). Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год». Скульптор А. Матвеев создал известную композицию «Октябрь». В портретной скульптуре продолжала работать А. Голубкина.
Масса замыслов была у архитекторов Они разрабатывали гигантские планы строительства невиданных городов будущего. В стилевом отношении у них преобладали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня III Интернационала», заложившее основы современного индустриального дизайна.
Продолжал развиваться кинематограф. В 20-е гг. в историю мирового кино вошли фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», положившие начало освоению революционной темы в этом виде искусства.
До середины 20-х гг. культура развивалась в условиях относительного идеологического плюрализма, рожденного могучей волной культуры начала XX в. С укреплением позиций И. В. Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. принимается резолюция ЦК ВКХ1(б) «О политике партии в области художественной литературы». Она положила начало партийному диктату в области художественного творчества. Выступая на совещании с интеллигенцией, Н. И. Бухарин предложил ей «идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии». Началось свертывание художественного разномыслия.
Приметы времени.
За годы нэпа страна залечила самые страшные военные раны: была восстановлена экономика, несмотря на многочисленные трудности, жизнь принимала нормальный облик. Вопреки ожесточенной антирелигиозной пропаганде, многие отмечали Пасху, крестили детей, служили молебны в церквах. Правда, венчаний было все меньше и меньше: молодежь предпочитала гражданский брак. В моде были новые имена для новорожденных, отражающие дух революционной эпохи. В загсах висели рекомендательные списки с такими именами, как Индустрия; Октябрина, Коммуна, Идея — для девочек; Червонец, Спартак, Текстиль, Владлен, Марлей — для мальчиков. В газетах много писали о поисках отважным путешественником Куликом таинственного Тунгусского метеорита Всеобщее внимание привлекали герои Арктики — бесстрашный норвежец Амундсен и итальянский генерал Нобиле. И конечно, первые, не связанные с войной и революцией советские герои — моряки ледокола «Красин» и полярные летчики, спасающие в Арктике гибнущих героев-полярников.
Таким образом, духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась известным плюрализмом. Но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.
Документы
Из сборника «Смена вех»
Большевизм с его крайностями и ужасами — это болезнь, но вместе с тем это закономерное, хоть и неприятное состояние нашей страны в процессе ее эволюции. И не только все прошлое России, но и мы сами виноваты в том, что страна заболела. Болезни, может быть, могло и не быть, но теперь спорить и вздыхать поздно, родина больна, болезнь идет своим порядком, и мы, русская интеллигенция, мозг страны, не имеем права стоять в стороне и ждать, чем кончится кризис: выздоровлением или смертью. Наш долг — помочь лечить раны больной родины, любовно отнестись к ней, не считаясь с ее приступами горячечного бреда. Ясно, что, чем скорее интеллигенция возьмется за энергичную работу культурного и экономического восстановления России, тем скорее к больной вернутся все ее силы, исчезнет бред и тем легче завершится процесс обновления ее организма.
Из записки В. И. Ленина. 19 марта 1922 г.
Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах ва-ляются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие цер-ковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед по-давлением какого угодно сопротивления...
Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.
Вопросы и задания:
1. Какое значение придавала советская власть строительству новой школы? Какие положительные и от-рицательные стороны имел этот процесс?
2. В чем вы видите причины неприятия значительной частью российской интеллигенции Октября 1917 г.? Каковы мотивы тех, кто признал неизбежность революции?
3. Почему именно с переходом к нэпу резко ужесточилось отношение власти к старой интеллигенции?
4. Каковы причины гонений, направленных против православной церкви и ее служителей?
5. Расскажите о достижениях русской культуры этого периода. Обратите внимание и на процессы, происходившие в эмиграции.
Расширяем словарный запас:
Плюрализм — многообразие чего-либо (мнений, форм собственности и т. д.).
История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003
Полный перечень тем по классам, календарный план согласно школьной программе по истории онлайн, видеоматериал по истории для 9 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|