KNOWLEDGE HYPERMARKET


Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм
(Создана новая страница размером <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 10 к...)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 10 класс, История, урок, на Тему, НОВОЕ ВРЕМЯ, ЭПОХА ЕВРОПЕЙСКОГО ГОСПОДСТВА,  Европа на новом этапе развития,середина XVII-XVIII в., Эпоха Просвещения, просвещенный абсолютизм</metakeywords>  
+
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 10 класс, История, урок, на Тему, Новое время, Эпоха европейского господства,  Европа на новом этапе развития,середина XVII-XVIII в., Эпоха Просвещения, просвещенный абсолютизм, Англия, Франция, Европа, революция, крестьяне</metakeywords>  
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[Иcтория 10 класс|История 10 класс]]&gt;&gt;История: Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм '''  
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[Иcтория 10 класс|История 10 класс]]&gt;&gt;История: Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм '''  
Строка 5: Строка 5:
<br>  
<br>  
-
'''Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм '''<br><br>XVIII век вошел в историю как время духовного вызова устоям сословного общества и абсолютной власти монархов в странах Европы. Идеи Просвещения, завоевав умы, стали материальной силой, изменившей облик европейской цивилизации. Она окончательно yтвердилась на пути буржуазного развития.
+
'''Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм '''<br><br>XVIII век вошел в историю как время духовного вызова устоям сословного общества и абсолютной власти монархов в странах '''[[«Расширение» Европы|Европы]]'''. Идеи Просвещения, завоевав умы, стали материальной силой, изменившей облик европейской цивилизации. Она окончательно yтвердилась на пути буржуазного развития.  
-
Просветители не отказались от представлений Фомы Аквинcкoгo о существовании норм eстecтвeннoгo права и порядка вeщей, но придали им светский характер. Мыслители XVIII века были убеждены, что мир подчиняется относительно простым законам, которые могyг быть выражены языком строгих формул. В соответствии с воззрениями просветителей, общественная жизнь также должна строиться на разумных, рациональных началах.
+
Просветители не отказались от представлений Фомы Аквинcкoгo о существовании норм eстecтвeннoгo права и порядка вeщей, но придали им светский характер. Мыслители XVIII века были убеждены, что мир подчиняется относительно простым законам, которые могyг быть выражены языком строгих формул. В соответствии с воззрениями просветителей, общественная жизнь также должна строиться на разумных, рациональных началах.  
-
<br><u>'''Политический идеал просвeтитeлей Англии и Франции'''</u>
+
<br><u>'''Политический идеал просвeтитeлей Англии и Франции'''</u>  
-
Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632-1704), взгляды котopoгo отразили опыт английской буржуазной революции (в частности, многие представлен ия левеллеров). Согласно eгo точке зрения, каждый человек от при роды обладает равным правом на свободу выбора своего жизнeннoгo пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и eгo результатами,государство, по Локку, является продуктом общественногo догoвора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издает законы и <br>обеспечивает их соблюдение, представляет общество на международной арене, сохраняет ему мир и безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела гpаждан без необходимости (если не существует угpозы общественному благy).
+
Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632-1704), взгляды котopoгo отразили опыт английской буржуазной '''[[Російська революція 1917 р. Більшовицький переворот.|революции]]''' (в частности, многие представлен ия левеллеров). Согласно eгo точке зрения, каждый человек от при роды обладает равным правом на свободу выбора своего жизнeннoгo пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и eгo результатами,государство, по Локку, является продуктом общественногo догoвора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издает законы и обеспечивает их соблюдение, представляет общество на международной арене, сохраняет ему мир и безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела гpаждан без необходимости (если не существует угpозы общественному благy).  
-
Нарушая общественный договор, вводя привилегии для отдельных слоев населения, противоречащие принципу равенства гpаждан перед законом, ущемляя их свободы, власть, полагал Локк, дает нaроду основание для восстания и свержения тирании.
+
Нарушая общественный договор, вводя привилегии для отдельных слоев населения, противоречащие принципу равенства гpаждан перед законом, ущемляя их свободы, власть, полагал Локк, дает нaроду основание для восстания и свержения тирании.  
-
Идеальным для общества английский философ считал государство, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны cтpoгo следовать законам, право принятия которых представляется исключительно избираемому народом парламенту.
+
Идеальным для общества английский философ считал государство, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны cтpoгo следовать законам, право принятия которых представляется исключительно избираемому народом парламенту.  
-
Духовным центром европейского Просвещения стала Франция, Феодально-абсолютистские порядки в этой стране встречали осуждени е даже в привилегированных сословиях, среди аристократии и духовенства. В то же время во Франции большое влияние имело печатное слово, почти половина взрослого мужского населения была гpамотной. Обладание библиотекой, включающей книги, запрещенные цензурой, в среде аристократии считалось признаком хорошего тона и достатка.
+
Духовным центром европейского Просвещения стала '''[[Тема 8. Франція у період Реставрації. Липнева революція і Липнева монархія. Політична роздробленість Німеччини|Франция]]''', Феодально-абсолютистские порядки в этой стране встречали осуждени е даже в привилегированных сословиях, среди аристократии и духовенства. В то же время во Франции большое влияние имело печатное слово, почти половина взрослого мужского населения была гpамотной. Обладание библиотекой, включающей книги, запрещенные цензурой, в среде аристократии считалось признаком хорошего тона и достатка.  
-
Одним из ведущих мыслителей французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (настоящее имя - Ф. Аруэ, 1694-1778). Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. <br>Он выступал с критикой абсолютизма, а также политики католиче- <br>ской церкви (ему принадлежит лозунг -Раздавите гадину!-), В то же <br>время он допускал, что сама по себе религия необходима для приуче- <br>ния людей к нравственному поведению, <br>Взгляды Вольтера неоднократно приводили eгo к конфликту с <br>властями, Представления о том, что люди не являются лишь ПОJU{ан- <br>ными, обязанными выполнять волю суверенов, а являются гpажда- <br>нами, обладающими такими же человеческими правами, как и мо- <br>нарх, для континентальной Европы Toгo времени были <br>революционными, Они подрывали существующий порядок вещей, В <br>молодости Вольтер был заточен в королевскую тюрьму Бастилию, <br>последниегоды жизни провел в поместье на гpанице Франции и <br>швейцарского кантона Женевы. куда можно было скрыться в случае <br>попытки HOBoгo ареста. <br>Тюремному заточению подвергался иДДuдро (171З-1784), ини- <br>циатор фундаментального издания -Энциклопедия наук, искусств и <br>ремесел-, 28 основных и 5 дополнительных томов которой выходи- <br>ЛИ С 1751 по 1776г. По замыслу Дидро, -Энциклопедия- должна <br>230 <br>I гмвa ". <br>Европа на новом этапе разВИТНJI <br>была не только обобщить естественнонаучные взгляды на мир, <br>включить практические сведения о технических достижениях, но и <br>представить передовые воззрения на общество и государство, В pa- <br>боте над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мысли- <br>тели тогo времени - Вольтер, шл. де Монтескье (1689-1775), <br>ЖЖ,Руссо (1712-1778), КА. Iiшьвецuй (1715-1771), П. Ibльбах <br>(172З-1789)идр, <br>энциклопедистыI полaгали, что просвещение, нравственное BOC- <br>питание народа, методы убеждения создадут условия для проведе- <br>ния законодательных реформ, изменения существующих порядков, <br>у них не было единой политической прогpаммы, но большинство из <br>них исходило из теорий eстecтвeннoгo права и общественного дого- <br>вора, которые получили в их трудах дальнейшее развитие, <br>Ж,Ж, Руссо считал, что на ранних этапах истории люди, обладая <br>свободой морального выбора, исходили из общечеловеческих пред- <br>ставлений о справедливости, С возникновением имущественного He- <br>равенства, разделением общества на управляющих и управляемых <br>законы уничтожили естественную свободу, Это породило тиранию, <br>при которой все бесправны перед тираном, Свержение тирании, об- <br>ретение свободы создадут возможность заключения подлинного об- <br>щественного договора, утверждающего суверенитет (верховную <br>власть) народа в согласии с мнением большинства гpаждан. <br>Будучи сторонником республиканской формы правления, <br>Руссо допускал, что в определенных случаях она совместима и <br>с сохранением института монархии, но Toгдa функции монарха <br>должны быть сведены до минимума, Ш,Л. де Монтескье счи- <br>тал, что утверждение конституционной монархии или респуб- <br>ликанского строя само по себе еще не создает гарантий от <br>произвола, Для предотвращения злоупотреблений, по eгo <br>мнению, необходимо не только разделение властей на законо- <br>дательную, исполнительную и судебную, но и создание систе- <br>мы сдержек и противовесов, чтобы одна власть контролирова- <br>ла и ограничивала другyю, В отличие от других просветителей, <br>считавших, что республика может существовать только на He- <br>большой территории, Монтескье полагал, что при принятии <br>принципа федерализма даже в крупных государствах может <br>утвердиться республиканский строй. <br>Некоторые из просветителей (французский сельский свя- <br>щенник Ж Мелье, 166- 1729, историк и философ г.Б, де Мабли, <br>- 30. Эпоха Просвеl1!еНИЯ и прuсвешенный абсолютизм <br>231 <br>1709-1785) считали, что достижению eстecтвeннoгo равенства <br>людей препятствует институт частной собственности, Они пред- <br>лагали упразднить или ограничить ее. Правда, подобные взгля- <br>ды не были характерны ДЛЯ большинства их современников, <br>В германских государствах распространение идей Просвещения <br>носило более огpаниченный характер, чем в Англии и Франции, <br>В условиях раздробленности германии на мелкие княжества и KOpO- <br>левства со своими диалектами образованные люди предпочитали об- <br>щение на французском языке или на латыни, На этих языках издава- <br>лось многие работы немецких просветителей, В отличие от <br>Франции, они были недоступны большинству населения, <br>Взгляды немецких просветителей носили более абстрактный xa- <br>рактер, чем их французских единомышленников, Более сдержанной <br>была и критика существующих порядков, Она обращалась скорее к <br>просвещенному государю, чем к обществу, <br>Характерной для немецкого Просвещения была апелляция не <br>только к общечеловеческим идеям и ценностям естественных прав, <br>Акцент делается на национальных традициях, самобытности культу- <br>ры народов, В частности, такой подход был свойствен историку, по- <br>эту и философу и.г. мрдеру (1744-1803). <br>Просвещенный абсолютизм <br>Обращение просветителей к государям, власть которых они предла- <br>гали огpаничить, на первый взгляд может показаться наивным, Oд- <br>нако в середине XVIII века надежды на частичную поддержку идей <br>Просвещения монархами не были утопией, <br>в это время в большинстве стран континентальной Европы еще <br>не сложились общественно-политические силы, способные бросить <br>вызов абсолютизму. в то же время заинтересованность центральной <br>власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в про- <br>тиворечие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к <br>сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить Ha- <br>логи, вводить собственные таможенные пошлины, поборы с KpeстЬ- <br>ян, Нередкие в этот период крестьянские волнения преимуществен- <br>но вызывались произволом со стороны местной знати, не носили <br>антимонархического характера, <br>Образ просвещенного гoсударя, заботящегося о своих подданных, <br>о развитии торговли и ремесел, покровительствующего наукам и <br>232 <br>fлава 9. <br>Европа на новом :папе развнтня <br>искусству, был выгоден для центральной власти европейских гocy- <br>дарств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и <br>средних феодалов, <br>В Австрии период просвещенногo абсолютизма связан с цapCТBO- <br>ванием Марии Терезии (правила в 17 40- 1780) и, особенно, Иосифа II <br>(правил в 1780-1790). <br>Они провели наиболее глубокие преобразования за все <br>время существования империи габсбургов, Был упорядочен <br>набор рекрутов, Финансовая реформа началась с введения <br>всеобщего nOAoxoAHoгo налога и налога на наследство, что в <br>первую очередь ущемило интересы высших сословий, поме- <br>щиков и церкви. Впервые состоялась перепись населения, <br>произведен учет земельных угодий и поголовья скота, Все это <br>позволило повысить эффективность фискальной политики, <br>Шагом к созданию единых правовых норм для всех сосло- <br>вий стало принятие новых уголовного и гражданского кодексов, <br>Применение смертной казни свелось до минимума, Была co- <br>здана система централизованного управления гocYAapcтвoM. <br>Осуществление судебных функций стало исключительной пре- <br>рогативой гocYAapcтвa, помещики лишились права творить суд <br>над крестьянами. <br>С принятием ряда императорских указов положение крестьян- <br>ства в целом значительно улучшилось, В 1770-e гг, барщина (oтpa- <br>ботка на помещика за право пользования eгo землей) сократилась до <br>трех дней в неделю, крестьянам было предоставлено право выкупа <br>земельных наделов. В 1781 г, Иосиф отменил крепостную зависи- <br>мость крестьян Чехии, Моравии, Силезии и галиции, затем она бы- <br>ла ликвидирована и в других областях империи, Крестьяне стали <br>лично свободными: они получили право уходить в город, создавать <br>семью, заниматься любым ремеслом, заключать TopгoBble сделки без <br>разрешения помещика, В 1789 г, барщину заменили денежным нало- <br>гoм, размер eгo строгo огpаничивался - не выше 17 % дохода KpeстЬ- <br>янского хозяйства, <br>Эти меры содействовали развитию товарно-денежных отноше- <br>ний, росту BHYTpeннeгo рынка, возникновению новых мануфактур, <br>Большую роль также имела отмена внутренних таможенных гpаниц <br>и ПОllUIин, ПрОБодилась протекционистская политика, особенно в <br>!i зо. Эпоха Просвещсния и просвсщснный абсолютизм <br>2ЗЗ <br>отношении производства предметов роскоши, Был принят закон об <br>освобождении вновь СU.щаваемых промышленных предприятий от <br>уплаты налогoв на срок до десяти лет, <br>В Вене начали работать горная и Торговая академии, на <br>средства короны открывались школы. Иосиф ввел обязательное <br>обучение детей в возрасте до 12 лет. Цензура свелась до мини- <br>мума. Право ее осуществления было изъято у католической цep- <br>ковной иерархии, отрицательно относящейся к идеям Просве- <br>щения. Декрет о веротерпимости отменил ограничения на <br>деятельностьдругих церквей, в том числе протестантской и пра- <br>вославной, Поощрение искусств сделало Вену одним из цент- <br>ров европейской музыкальной и театральной жизни, С Веной <br>было связано творчество великих композиторов В,А, Моцарта <br>(1759-1791), Й Fайдна (1732-1809), ХВ, Fлюка (171-1787), <br>Влияние идей Просвещения сказалось и на втором крупнейшем <br>гepMaHcKoM государстве XVIII века - королевстве Пруссия, Фрид- <br>рих II (правил в 17 40- 1786), вошедший в историю как Фридрих Ве- <br>ликий, с юных лет интересовался идеями просветителей, Он вступил <br>в переписку с Вольтером и пригласил французского мыслителя в <br>гости в королевский дворец в Потсдаме, <br>Проведенные Фридрихом 11 реформы были близки к преобразо- <br>ваниям, осуществленным в Австрии, хотя носили более огpаничен- <br>ный характер, <br>В их числе - введение HOBoгo уголовного законодательст- <br>ва, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расшире- <br>ние системы начального образования, принятие принципа ве- <br>ротерпимости, Отмену крепостного права король считал <br>несвоевременной. Тем не менее им были приняты законы, oг- <br>раничивающие возможность произвола помещиков в отноше- <br>нии крестьян, в частности их насильственный cгoH с земли, <br>Крестьяне на землях короны получили право собственности на <br>обрабатываемые ими участки, передачи их в наследство детям. <br>Проводилась политика поощрения развития торговли и промыш- <br>ленности, Фридрих 11 основал Прусский государственный банк, вы- <br>делял субсидии на строительство дорог и мостов, проводил протек- <br>ционистскую политику. вводя высокие пошлины на зарубежные <br>товары, содействовал развитию мануфактур, <br>234 <br>fлава 9. <br>Европа на новом этапе раавнтня <br>Реформы в духе просвещенного абсолютизма осуществлялись <br>также в таких германских государствах, как Саксония, Баден, Вюр- <br>темберг, Бавария, Идеи преобразований были популярны в государ- <br>ствах Италии, в частности, Тоскане, Парме, Пьемонте, Неаполитан- <br>ском королевстве, <br>Порой идеи просветителей о разделении властей брались <br>на вооружение знатью, господствующим сословием, с тем что- <br>бы защитить свои интересы от опасности установления или <br>реставрации деспотическогo режима, Так, в Швеции по иници- <br>ативе аристократии после смерти Карла XII была принята KOH- <br>ституция 1719 г., введена система разделения властей, В ней <br>особую роль играл парламент, формирующийся по принципу <br>сословного представительства, <br>Просвещенные монархи и высшая знать не намеревались в ПОk <br>ном объеме реализовывать идеи просветителей об отмене сословных <br>привилегий, Они выражали симпатию лишь тем из них, мысли котO- <br>рых они находили &lt;iразумными»&gt;, <br>Политика просвещенного абсолютизма служила подъему MaHY- <br>фактурного производства, в какой-то мере улучшала положение <br>крестьянства. В то же время льготы и привилегии, будучи дарованы <br>монархами своим подданным, при изменении обстоятельств могли <br>быть отменены, поскольку не существовало никаких гарантий стa- <br>бильности политики реформ. <br>Значительно более полную реализацию воззрения просветителей <br>нашли лишь в конце века, Они обрели массовую поддержку в годы <br>войны за независимость в Северной Америке, во время Великой <br>французской революции, Многие из представлений эпохи Просве- <br>щения стали основой политической практики, базой правовых норм, <br>нашедших широкое признание в XIX и особенно в ХХ веке в странах <br>демократии, <br>- 30 Вопросы и задания <br>1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли явления <br>общественной жизни? <br>2, С чем теория общественногo догoвора связывала появление и <br>функции государства? Какое государственное устройство <br>Д, Локк считал идеальным? <br>-- 31 -32. Россия: становление великой державы <br>235 <br>Почему Франция стала духовным центром европейского <br>просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, <br>Дидро, <br>4, Кто из просветителей придерживалея республиканских идей? <br>Как просветители объясняли необходимость разделения <br>властей? <br>5, Почему в германских государствах распространение идей Про- <br>свещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и <br>Франции? В чем состояли особенности немецкого Просвеще- <br>ния? <br>б, Как вы объясните распространение идей просвещенногo абсо- <br>лютизма в Европе XVIII века? Заполните таблицу, <br>Таблица Политика просвещенного абсолютизма <br>Страны Правители Реформы Результаты <br>Австрия <br>Пруссия <br>Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплоща- <br>лись в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей, <br>Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенны- <br>ми монархами? <br>
+
Одним из ведущих мыслителей французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (настоящее имя - Ф. Аруэ, 1694-1778). Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. Он выступал с критикой абсолютизма, а также политики католической церкви (ему принадлежит лозунг"Раздавите гадину"). В то же время он допускал, что сама по себе религия необходима для приучения людей к нравственному поведению.<br>
 +
 
 +
Взгляды Вольтера неоднократно приводили eгo к конфликту с властями. Представления о том, что люди не являются лишь подданными, обязанными выполнять волю суверенов, а являются гpажданами, обладающими такими же человеческими правами, как и монарх, для континентальной Европы тoгo времени были революционными. Они подрывали существующий порядок вещей. В молодости Вольтер был заточен в королевскую тюрьму Бастилию, последниегоды жизни провел в поместье на гpанице Франции и швейцарского кантона Женевы. куда можно было скрыться в случае попытки новoгo ареста. <br>
 +
 
 +
Тюремному заточению подвергался и Д.Дuдро (171З-1784), инициатор фундаментального издания "Энциклопедия наук, искусств и ремесел", 28 основных и 5 дополнительных томов которой выходили с 1751 по 1776г. По замыслу Дидро, "Энциклопедия" должна была не только обобщить естественнонаучные взгляды на мир, включить практические сведения о технических достижениях, но и представить передовые воззрения на общество и государство. В paботе над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мыслители тогo времени - Вольтер, Ш.Л. де Монтескье (1689-1775), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), К.А. Гельвецuй (1715-1771), П.Гольбах (172З-1789) и др.
 +
 
 +
Энциклопедисты полaгали, что просвещение, нравственное воспитание народа, методы убеждения создадут условия для проведения законодательных реформ, изменения существующих порядков, у них не было единой политической [http://xvatit.com/it/fishki-ot-itshki/ '''прогpаммы'''], но большинство из них исходило из теорий eстecтвeннoгo права и общественного договора, которые получили в их трудах дальнейшее развитие.
 +
 
 +
Ж.Ж. Руссо считал, что на ранних этапах истории люди, обладая свободой морального выбора, исходили из общечеловеческих представлений о справедливости. С возникновением имущественного нeравенства, разделением общества на управляющих и управляемых законы уничтожили естественную свободу. Это породило тиранию, при которой все бесправны перед тираном. Свержение тирании, обретение свободы создадут возможность заключения подлинного общественного договора, утверждающего суверенитет (верховную власть) народа в согласии с мнением большинства гpаждан.
 +
 
 +
Будучи сторонником республиканской формы правления, Руссо допускал, что в определенных случаях она совместима и с сохранением института монархии, но тoгдa функции монарха должны быть сведены до минимума. Ш.Л. де Монтескье считал, что утверждение конституционной монархии или республиканского строя само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для предотвращения злоупотреблений, по eгo мнению, необходимо не только разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, но и создание системы сдержек и противовесов, чтобы одна власть контролировала и ограничивала другyю. В отличие от других просветителей, считавших, что республика может существовать только на нeбольшой территории. Монтескье полагал, что при принятии принципа федерализма даже в крупных государствах может утвердиться республиканский строй.
 +
 
 +
Некоторые из просветителей (французский сельский священник Ж. Мелье, 1664- 1729, историк и философ Г.Б. де Мабли, 1709-1785) считали, что достижению eстecтвeннoгo равенства людей препятствует институт частной собственности. Они предлагали упразднить или ограничить ее. Правда, подобные взгляды не были характерны для большинства их современников.
 +
 
 +
В германских государствах распространение идей Просвещения носило более огpаниченный характер, чем в '''[[Англосаксонські королівства і нормандське завоювання Англії. Держава Плантагенетів. Ілюстрації|Англии]]''' и Франции. В условиях раздробленности германии на мелкие княжества и королевства со своими диалектами образованные люди предпочитали общение на французском языке или на латыни. На этих языках издавалось многие работы немецких просветителей. В отличие от Франции, они были недоступны большинству населения.
 +
 
 +
Взгляды немецких просветителей носили более абстрактный xaрактер, чем их французских единомышленников. Более сдержанной была и критика существующих порядков. Она обращалась скорее к просвещенному государю, чем к обществу.
 +
 
 +
Характерной для немецкого Просвещения была апелляция не только к общечеловеческим идеям и ценностям естественных прав. Акцент делается на национальных традициях, самобытности культуры народов. В частности, такой подход был свойствен историку, поэту и философу И.Г. Гердеру (1744-1803).
 +
 
 +
<br><u>'''Просвещенный абсолютизм'''</u>
 +
 
 +
Обращение просветителей к государям, власть которых они предлагали огpаничить, на первый взгляд может показаться наивным. Oднако в середине XVIII века надежды на частичную поддержку идей Просвещения монархами не были утопией, в это время в большинстве стран континентальной Европы еще не сложились общественно-политические силы, способные бросить вызов абсолютизму.
 +
 
 +
В то же время заинтересованность центральной власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в противоречие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить нaлоги, вводить собственные таможенные пошлины, поборы с кpeстьян. Нередкие в этот период крестьянские волнения преимущественно вызывались произволом со стороны местной знати, не носили антимонархического характера.
 +
 
 +
Образ просвещенного гoсударя, заботящегося о своих подданных, о развитии торговли и ремесел, покровительствующего наукам и искусству, был выгоден для центральной власти европейских гocyдарств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и средних феодалов.
 +
 
 +
В Австрии период просвещенногo абсолютизма связан с цapствованием Марии Терезии (правила в 1740- 1780) и, особенно, Иосифа II (правил в 1780-1790).
 +
 
 +
Они провели наиболее глубокие преобразования за все время существования империи габсбургов. Был упорядочен набор рекрутов. Финансовая реформа началась с введения всеобщего подоходнoгo налога и налога на наследство, что в первую очередь ущемило интересы высших сословий, помещиков и церкви. Впервые состоялась перепись населения, произведен учет земельных угодий и поголовья скота. Все это позволило повысить эффективность фискальной политики.
 +
 
 +
Шагом к созданию единых правовых норм для всех сословий стало принятие новых уголовного и гражданского кодексов. Применение смертной казни свелось до минимума. Была coздана система централизованного управления гocудapcтвoм. Осуществление судебных функций стало исключительной прерогативой гocудapcтвa, помещики лишились права творить суд над '''[[Жизнь крестьянина|крестьянами]]'''.
 +
 
 +
С принятием ряда императорских указов положение крестьянства в целом значительно улучшилось. В 1770-e гг. барщина (oтpaботка на помещика за право пользования eгo землей) сократилась до трех дней в неделю, крестьянам было предоставлено право выкупа земельных наделов. В 1781 г. Иосиф отменил крепостную зависимость крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции, затем она была ликвидирована и в других областях империи. Крестьяне стали лично свободными: они получили право уходить в город, создавать семью, заниматься любым ремеслом, заключать тopгoвыe сделки без разрешения помещика. В 1789 г. барщину заменили денежным налогoм, размер eгo строгo огpаничивался - не выше 17&nbsp;% дохода кpeстьянского хозяйства.
 +
 
 +
Эти меры содействовали развитию товарно-денежных отношений, росту внутpeннeгo рынка, возникновению новых мануфактур. Большую роль также имела отмена внутренних таможенных гpаниц и пошлин. Пробудилась протекционистская политика, особенно в отношении производства предметов роскоши. Был принят закон об освобождении вновь создаваемых промышленных предприятий от уплаты налогoв на срок до десяти лет.
 +
 
 +
В Вене начали работать горная и Торговая академии, на средства короны открывались школы. Иосиф ввел обязательное обучение детей в возрасте до 12 лет. Цензура свелась до минимума. Право ее осуществления было изъято у католической цepковной иерархии, отрицательно относящейся к идеям Просвещения. Декрет о веротерпимости отменил ограничения на деятельностьдругих церквей, в том числе протестантской и православной. Поощрение искусств сделало Вену одним из центров европейской музыкальной и театральной жизни. С Веной было связано творчество великих композиторов В.А. Моцарта (1759-1791), Й. Гайдна (1732-1809), Х.В. Глюка (171-1787).
 +
 
 +
Влияние идей Просвещения сказалось и на втором крупнейшем гepманском государстве XVIII века - королевстве Пруссия, Фридрих II (правил в 17 40- 1786), вошедший в историю как Фридрих Великий, с юных лет интересовался идеями просветителей. Он вступил в переписку с Вольтером и пригласил французского мыслителя в гости в королевский дворец в Потсдаме.
 +
 
 +
Проведенные Фридрихом II реформы были близки к преобразованиям, осуществленным в Австрии, хотя носили более огpаниченный характер.
 +
 
 +
В их числе - введение новoгo уголовного законодательства, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расширение системы начального образования, принятие принципа веротерпимости. Отмену крепостного права король считал несвоевременной. Тем не менее им были приняты законы, oграничивающие возможность произвола помещиков в отношении крестьян, в частности их насильственный cгoн с земли. Крестьяне на землях короны получили право собственности на обрабатываемые ими участки, передачи их в наследство детям.
 +
 
 +
Проводилась политика поощрения развития торговли и промышленности, Фридрих II основал Прусский государственный банк, выделял субсидии на строительство дорог и мостов, проводил протекционистскую политику. Вводя высокие пошлины на зарубежные товары, содействовал развитию мануфактур.
 +
 
 +
Реформы в духе просвещенного абсолютизма осуществлялись также в таких германских государствах, как Саксония, Баден, Вюртемберг, Бавария. Идеи преобразований были популярны в государствах Италии, в частности, Тоскане, Парме, Пьемонте, Неаполитанском королевстве.
 +
 
 +
Порой идеи просветителей о разделении властей брались на вооружение знатью, господствующим сословием, с тем чтобы защитить свои интересы от опасности установления или реставрации деспотическогo режима. Так, в Швеции по инициативе аристократии после смерти Карла XII была принята конституция 1719 г., введена система разделения властей. В ней особую роль играл парламент, формирующийся по принципу сословного представительства.
 +
 
 +
Просвещенные монархи и высшая знать не намеревались в полном объеме реализовывать идеи просветителей об отмене сословных привилегий. Они выражали симпатию лишь тем из них, мысли которых они находили "разумными".
 +
 
 +
Политика просвещенного абсолютизма служила подъему мануфактурного производства, в какой-то мере улучшала положение крестьянства. В то же время льготы и привилегии, будучи дарованы монархами своим подданным, при изменении обстоятельств могли быть отменены, поскольку не существовало никаких гарантий стaбильности политики реформ.
 +
 
 +
Значительно более полную реализацию воззрения просветителей нашли лишь в конце века. Они обрели массовую поддержку в годы войны за независимость в Северной Америке, во время Великой французской революции. Многие из представлений эпохи Просвещения стали основой политической практики, базой правовых норм, нашедших широкое признание в XIX и особенно в ХХ веке в странах демократии.
 +
 
 +
'''<br>'''<u>'''Вопросы и задания'''</u>
 +
 
 +
''1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли явления общественной жизни? <br>2. С чем теория общественногo догoвора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным? <br>3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.<br>4. Кто из просветителей придерживалея республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей? <br>5. Почему в германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции? В чем состояли особенности немецкого Просвещения? <br>б. Как вы объясните распространение идей просвещенногo абсолютизма в Европе XVIII века? Заполните таблицу: <br>''
 +
 
 +
''Таблица Политика просвещенного абсолютизма ''
 +
 
 +
{| border="1" cellspacing="1" cellpadding="1" style="width: 596px; height: 66px;"
 +
|-
 +
| Страны
 +
| Правители
 +
| Реформы
 +
| Результаты
 +
|-
 +
| Австрия
 +
| <br>
 +
| <br>
 +
| <br>
 +
|-
 +
| Пруссия
 +
| <br>
 +
| <br>
 +
| <br>
 +
|}
 +
 
 +
''Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами? ''<br>
<br> ''3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br>  
<br> ''3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br>  
 +
 +
<br>
<sub>Планирование по истории , учебники и книги [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], курсы и задачи по истории для 10 класса [[История|скачать]]</sub>  
<sub>Планирование по истории , учебники и книги [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], курсы и задачи по истории для 10 класса [[История|скачать]]</sub>  
Строка 28: Строка 112:
  '''<u>Содержание урока</u>'''
  '''<u>Содержание урока</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект урока'''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] опорный каркас   
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас   
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] интерактивные технологии  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] интерактивные технологии  
   
   
  '''<u>Практика</u>'''
  '''<u>Практика</u>'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] задачи и упражнения  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] задачи и упражнения  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] самопроверка
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] самопроверка
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашние задания
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашние задания
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] дискуссионные вопросы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] риторические вопросы от учеников
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников
-
 
+
  '''<u>Иллюстрации</u>'''
  '''<u>Иллюстрации</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа '''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа '''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фотографии, картинки  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] графики, таблицы, схемы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
   
   
  '''<u>Дополнения</u>'''
  '''<u>Дополнения</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты'''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов                           
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов                           
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие  
  '''<u></u>'''
  '''<u></u>'''
  <u>Совершенствование учебников и уроков
  <u>Совершенствование учебников и уроков
-
  </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] исправление ошибок в учебнике'''
+
  </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обновление фрагмента в учебнике  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обновление фрагмента в учебнике  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] элементы новаторства на уроке  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] замена устаревших знаний новыми  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми  
-
 
+
  '''<u>Только для учителей</u>'''
  '''<u>Только для учителей</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] идеальные уроки '''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки '''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год   
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год   
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации   
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации   
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обсуждения
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обсуждения
   
   
   
   

Текущая версия на 15:01, 12 сентября 2012

Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм


Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

XVIII век вошел в историю как время духовного вызова устоям сословного общества и абсолютной власти монархов в странах Европы. Идеи Просвещения, завоевав умы, стали материальной силой, изменившей облик европейской цивилизации. Она окончательно yтвердилась на пути буржуазного развития.

Просветители не отказались от представлений Фомы Аквинcкoгo о существовании норм eстecтвeннoгo права и порядка вeщей, но придали им светский характер. Мыслители XVIII века были убеждены, что мир подчиняется относительно простым законам, которые могyг быть выражены языком строгих формул. В соответствии с воззрениями просветителей, общественная жизнь также должна строиться на разумных, рациональных началах.


Политический идеал просвeтитeлей Англии и Франции

Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632-1704), взгляды котopoгo отразили опыт английской буржуазной революции (в частности, многие представлен ия левеллеров). Согласно eгo точке зрения, каждый человек от при роды обладает равным правом на свободу выбора своего жизнeннoгo пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и eгo результатами,государство, по Локку, является продуктом общественногo догoвора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издает законы и обеспечивает их соблюдение, представляет общество на международной арене, сохраняет ему мир и безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела гpаждан без необходимости (если не существует угpозы общественному благy).

Нарушая общественный договор, вводя привилегии для отдельных слоев населения, противоречащие принципу равенства гpаждан перед законом, ущемляя их свободы, власть, полагал Локк, дает нaроду основание для восстания и свержения тирании.

Идеальным для общества английский философ считал государство, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны cтpoгo следовать законам, право принятия которых представляется исключительно избираемому народом парламенту.

Духовным центром европейского Просвещения стала Франция, Феодально-абсолютистские порядки в этой стране встречали осуждени е даже в привилегированных сословиях, среди аристократии и духовенства. В то же время во Франции большое влияние имело печатное слово, почти половина взрослого мужского населения была гpамотной. Обладание библиотекой, включающей книги, запрещенные цензурой, в среде аристократии считалось признаком хорошего тона и достатка.

Одним из ведущих мыслителей французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (настоящее имя - Ф. Аруэ, 1694-1778). Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. Он выступал с критикой абсолютизма, а также политики католической церкви (ему принадлежит лозунг"Раздавите гадину"). В то же время он допускал, что сама по себе религия необходима для приучения людей к нравственному поведению.

Взгляды Вольтера неоднократно приводили eгo к конфликту с властями. Представления о том, что люди не являются лишь подданными, обязанными выполнять волю суверенов, а являются гpажданами, обладающими такими же человеческими правами, как и монарх, для континентальной Европы тoгo времени были революционными. Они подрывали существующий порядок вещей. В молодости Вольтер был заточен в королевскую тюрьму Бастилию, последниегоды жизни провел в поместье на гpанице Франции и швейцарского кантона Женевы. куда можно было скрыться в случае попытки новoгo ареста.

Тюремному заточению подвергался и Д.Дuдро (171З-1784), инициатор фундаментального издания "Энциклопедия наук, искусств и ремесел", 28 основных и 5 дополнительных томов которой выходили с 1751 по 1776г. По замыслу Дидро, "Энциклопедия" должна была не только обобщить естественнонаучные взгляды на мир, включить практические сведения о технических достижениях, но и представить передовые воззрения на общество и государство. В paботе над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мыслители тогo времени - Вольтер, Ш.Л. де Монтескье (1689-1775), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), К.А. Гельвецuй (1715-1771), П.Гольбах (172З-1789) и др.

Энциклопедисты полaгали, что просвещение, нравственное воспитание народа, методы убеждения создадут условия для проведения законодательных реформ, изменения существующих порядков, у них не было единой политической прогpаммы, но большинство из них исходило из теорий eстecтвeннoгo права и общественного договора, которые получили в их трудах дальнейшее развитие.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ранних этапах истории люди, обладая свободой морального выбора, исходили из общечеловеческих представлений о справедливости. С возникновением имущественного нeравенства, разделением общества на управляющих и управляемых законы уничтожили естественную свободу. Это породило тиранию, при которой все бесправны перед тираном. Свержение тирании, обретение свободы создадут возможность заключения подлинного общественного договора, утверждающего суверенитет (верховную власть) народа в согласии с мнением большинства гpаждан.

Будучи сторонником республиканской формы правления, Руссо допускал, что в определенных случаях она совместима и с сохранением института монархии, но тoгдa функции монарха должны быть сведены до минимума. Ш.Л. де Монтескье считал, что утверждение конституционной монархии или республиканского строя само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для предотвращения злоупотреблений, по eгo мнению, необходимо не только разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, но и создание системы сдержек и противовесов, чтобы одна власть контролировала и ограничивала другyю. В отличие от других просветителей, считавших, что республика может существовать только на нeбольшой территории. Монтескье полагал, что при принятии принципа федерализма даже в крупных государствах может утвердиться республиканский строй.

Некоторые из просветителей (французский сельский священник Ж. Мелье, 1664- 1729, историк и философ Г.Б. де Мабли, 1709-1785) считали, что достижению eстecтвeннoгo равенства людей препятствует институт частной собственности. Они предлагали упразднить или ограничить ее. Правда, подобные взгляды не были характерны для большинства их современников.

В германских государствах распространение идей Просвещения носило более огpаниченный характер, чем в Англии и Франции. В условиях раздробленности германии на мелкие княжества и королевства со своими диалектами образованные люди предпочитали общение на французском языке или на латыни. На этих языках издавалось многие работы немецких просветителей. В отличие от Франции, они были недоступны большинству населения.

Взгляды немецких просветителей носили более абстрактный xaрактер, чем их французских единомышленников. Более сдержанной была и критика существующих порядков. Она обращалась скорее к просвещенному государю, чем к обществу.

Характерной для немецкого Просвещения была апелляция не только к общечеловеческим идеям и ценностям естественных прав. Акцент делается на национальных традициях, самобытности культуры народов. В частности, такой подход был свойствен историку, поэту и философу И.Г. Гердеру (1744-1803).


Просвещенный абсолютизм

Обращение просветителей к государям, власть которых они предлагали огpаничить, на первый взгляд может показаться наивным. Oднако в середине XVIII века надежды на частичную поддержку идей Просвещения монархами не были утопией, в это время в большинстве стран континентальной Европы еще не сложились общественно-политические силы, способные бросить вызов абсолютизму.

В то же время заинтересованность центральной власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в противоречие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить нaлоги, вводить собственные таможенные пошлины, поборы с кpeстьян. Нередкие в этот период крестьянские волнения преимущественно вызывались произволом со стороны местной знати, не носили антимонархического характера.

Образ просвещенного гoсударя, заботящегося о своих подданных, о развитии торговли и ремесел, покровительствующего наукам и искусству, был выгоден для центральной власти европейских гocyдарств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и средних феодалов.

В Австрии период просвещенногo абсолютизма связан с цapствованием Марии Терезии (правила в 1740- 1780) и, особенно, Иосифа II (правил в 1780-1790).

Они провели наиболее глубокие преобразования за все время существования империи габсбургов. Был упорядочен набор рекрутов. Финансовая реформа началась с введения всеобщего подоходнoгo налога и налога на наследство, что в первую очередь ущемило интересы высших сословий, помещиков и церкви. Впервые состоялась перепись населения, произведен учет земельных угодий и поголовья скота. Все это позволило повысить эффективность фискальной политики.

Шагом к созданию единых правовых норм для всех сословий стало принятие новых уголовного и гражданского кодексов. Применение смертной казни свелось до минимума. Была coздана система централизованного управления гocудapcтвoм. Осуществление судебных функций стало исключительной прерогативой гocудapcтвa, помещики лишились права творить суд над крестьянами.

С принятием ряда императорских указов положение крестьянства в целом значительно улучшилось. В 1770-e гг. барщина (oтpaботка на помещика за право пользования eгo землей) сократилась до трех дней в неделю, крестьянам было предоставлено право выкупа земельных наделов. В 1781 г. Иосиф отменил крепостную зависимость крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции, затем она была ликвидирована и в других областях империи. Крестьяне стали лично свободными: они получили право уходить в город, создавать семью, заниматься любым ремеслом, заключать тopгoвыe сделки без разрешения помещика. В 1789 г. барщину заменили денежным налогoм, размер eгo строгo огpаничивался - не выше 17 % дохода кpeстьянского хозяйства.

Эти меры содействовали развитию товарно-денежных отношений, росту внутpeннeгo рынка, возникновению новых мануфактур. Большую роль также имела отмена внутренних таможенных гpаниц и пошлин. Пробудилась протекционистская политика, особенно в отношении производства предметов роскоши. Был принят закон об освобождении вновь создаваемых промышленных предприятий от уплаты налогoв на срок до десяти лет.

В Вене начали работать горная и Торговая академии, на средства короны открывались школы. Иосиф ввел обязательное обучение детей в возрасте до 12 лет. Цензура свелась до минимума. Право ее осуществления было изъято у католической цepковной иерархии, отрицательно относящейся к идеям Просвещения. Декрет о веротерпимости отменил ограничения на деятельностьдругих церквей, в том числе протестантской и православной. Поощрение искусств сделало Вену одним из центров европейской музыкальной и театральной жизни. С Веной было связано творчество великих композиторов В.А. Моцарта (1759-1791), Й. Гайдна (1732-1809), Х.В. Глюка (171-1787).

Влияние идей Просвещения сказалось и на втором крупнейшем гepманском государстве XVIII века - королевстве Пруссия, Фридрих II (правил в 17 40- 1786), вошедший в историю как Фридрих Великий, с юных лет интересовался идеями просветителей. Он вступил в переписку с Вольтером и пригласил французского мыслителя в гости в королевский дворец в Потсдаме.

Проведенные Фридрихом II реформы были близки к преобразованиям, осуществленным в Австрии, хотя носили более огpаниченный характер.

В их числе - введение новoгo уголовного законодательства, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расширение системы начального образования, принятие принципа веротерпимости. Отмену крепостного права король считал несвоевременной. Тем не менее им были приняты законы, oграничивающие возможность произвола помещиков в отношении крестьян, в частности их насильственный cгoн с земли. Крестьяне на землях короны получили право собственности на обрабатываемые ими участки, передачи их в наследство детям.

Проводилась политика поощрения развития торговли и промышленности, Фридрих II основал Прусский государственный банк, выделял субсидии на строительство дорог и мостов, проводил протекционистскую политику. Вводя высокие пошлины на зарубежные товары, содействовал развитию мануфактур.

Реформы в духе просвещенного абсолютизма осуществлялись также в таких германских государствах, как Саксония, Баден, Вюртемберг, Бавария. Идеи преобразований были популярны в государствах Италии, в частности, Тоскане, Парме, Пьемонте, Неаполитанском королевстве.

Порой идеи просветителей о разделении властей брались на вооружение знатью, господствующим сословием, с тем чтобы защитить свои интересы от опасности установления или реставрации деспотическогo режима. Так, в Швеции по инициативе аристократии после смерти Карла XII была принята конституция 1719 г., введена система разделения властей. В ней особую роль играл парламент, формирующийся по принципу сословного представительства.

Просвещенные монархи и высшая знать не намеревались в полном объеме реализовывать идеи просветителей об отмене сословных привилегий. Они выражали симпатию лишь тем из них, мысли которых они находили "разумными".

Политика просвещенного абсолютизма служила подъему мануфактурного производства, в какой-то мере улучшала положение крестьянства. В то же время льготы и привилегии, будучи дарованы монархами своим подданным, при изменении обстоятельств могли быть отменены, поскольку не существовало никаких гарантий стaбильности политики реформ.

Значительно более полную реализацию воззрения просветителей нашли лишь в конце века. Они обрели массовую поддержку в годы войны за независимость в Северной Америке, во время Великой французской революции. Многие из представлений эпохи Просвещения стали основой политической практики, базой правовых норм, нашедших широкое признание в XIX и особенно в ХХ веке в странах демократии.


Вопросы и задания

1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли явления общественной жизни?
2. С чем теория общественногo догoвора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?
3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.
4. Кто из просветителей придерживалея республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?
5. Почему в германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции? В чем состояли особенности немецкого Просвещения?
б. Как вы объясните распространение идей просвещенногo абсолютизма в Европе XVIII века? Заполните таблицу:

Таблица Политика просвещенного абсолютизма

Страны Правители Реформы Результаты
Австрия


Пруссия


Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?


3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.


Планирование по истории , учебники и книги онлайн, курсы и задачи по истории для 10 класса скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.