KNOWLEDGE HYPERMARKET


Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»
(Новая страница: «<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 5 класс, Л. Н. То...»)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 5 класс, Л. Н. Толстой, «Кавказский пленник», 5 класс</metakeywords>  
+
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 5 класс, Л. Н. Толстой, «Кавказский пленник», Рассказ, природа, слово, войны, чтение</metakeywords>  
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Литература|Литература]]&gt;&gt;[[Литература 5 класс|Литература 5 класс]]&gt;&gt;Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»'''  
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Литература|Литература]]&gt;&gt;[[Литература 5 класс|Литература 5 класс]]&gt;&gt;Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»'''  
-
<br>  
+
<br> '''Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»'''
-
&nbsp;Л. Н. ТОЛСТОЙ.&nbsp; «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»<br><br>Изучение в школе рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», написанного в 1872 г., имеет утвердившуюся традицию, несмотря на то что рассказ этот время от времени «кочует» из начальной школы в среднюю и обратно. Многочисленные рекомендации следовало бы рассмотреть обзорно, имея целью создание общей методической модели. Исходя из этого, мы предлагаем примерное планирование темы и практическое ее использование.<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Примерное планирование изучения рассказа<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; «Кавказский пленник»<br><br>1-й урок. «На Кавказе тогда война была». Слово о Л. Н. Толстом. Детские годы. Начало литературной деятельности. Служба на Кавказе. Исторические события, получившие свое отражение в рассказе. История создания рассказа «Кавказский пленник». Рассказ как произведение для детей. Смысл жанрового определения «рассказ-быль». Чтение на уроке 1-й и 2-й глав рассказа.<br><br>2-й урок. Два пленника. Обмен впечатлениями от самостоятельного домашнего чтения рассказа. Комментированное перечитывание на уроке 3-й и 4-й глав рассказа. Жизнь Жилина и Костылина в плену. Быт и нравы горцев.<br><br>3-й урок. Два побега. Перечитывание в классе 5-й и 6-й глав рассказа. Сопоставление двух побегов. Дружба Жилина с Диной. Истоки вражды людей и дружбы между ними. Портрет в рассказе.<br><br>4-й урок. Любимый рассказ Л. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Два характера —две судьбы. Роль картин природы в рассказе (пейзаж глазами героя). Особенности языка рассказа. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Отношение Л. Н. Толстого к войне как к варварскому способу решения национальных конфликтов. Подготовка к классной письменной работе.<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Опережающие вопросы и задания<br><br>Общие:<br><br>— Подготовиться к беседе о произведениях Толстого, изучавшихся ранее.<br><br>— Самостоятельно прочитать рассказ «Кавказский пленник». Составить цитатный план рассказа, например:<br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1. Не дамся им живой.<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 4. Нынче бежать надо.<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 5. Бросить товарища не годится.<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.<br><br>&nbsp;— Подготовиться к беседе по 1-й и 2-й главам рассказа.<br><br>— Ответить на вопросы: какие эпизоды в рассказе кажутся вам основными и почему? В каких из них сопоставляется поведение Жилина и Костылина? Подумать над смыслом заглавия рассказа.<br><br>Групповые:<br><br>— Подготовить словесные портреты Жилина, Костылина и Дины (устное рисование).<br><br>Индивидуальные:<br><br>— Подготовить сообщения о жизни Л. Толстого: детские годы, история с «зеленой палочкой», Л. Толстой на Кавказе и в Севастополе.<br><br>— Подготовить рассказы о дружбе Жилина и Дины от лица обоих.<br><br>Содержанием вступительного слова учителя и сообщений учащихся о Л. Толстом могло бы быть воспроизведение главы «Любимый рассказ Толстого» из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой».<br><br>Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и «Хаджи Мурат».<br><br>Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.<br><br>Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы друг на друга.<br><br>Лев Толстой выступал против всяких войн как варварского способа разрешать несогласия, а не только против этой войны. Поэтому писатель в рассказе написал коротко: «На Кавказе тогда война была», не уточняя, какая именно. В одном из пособий рекомендуется избегать параллелей с современностью, но ассоциации тут напрашиваются, и важно уточнить, что дело не в совпадениях, а в общем отношении писателя к войне.<br><br>В пособии «Л. Н. Толстой в школе» В. В. Голубков вспоминал, как его ученики в начальной земской школе в сорокаградусный мороз слушали чтение учителем рассказа «Кавказский пленник». При этом Голубков только читал, а между тем ученики увидели разницу между Жилиным и Костылиным, им нравилась Дина, они поняли, что татары бывают злые, а бывают и добрые. И учитель воспринимал этот урок чтения как неповторимый праздник.<br><br>Двадцать лет спустя Голубков повторил опыт эмоционального чтения не в сельской школе, а результат был опять удивительный. Ученики воспроизводили сюжет, понимали героев с несложной психологией, но такие образы, как татарин на пасеке или старик, потерявший сыновей, были для них сложны. Методист делает важный вывод: на уроках по изучению рассказа должен прежде всего звучать текст Толстого, которому будет сопутствовать анализ, опирающийся на детские впечатления и имеющий целью доведение этих впечатлений до ясных понятий, а вопросы и задания должны стимулировать самостоятельное освоение учениками прочитанного.<br><br>На первом уроке такими вопросами и заданиями могли бы быть следующие:<br><br>— Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами?<br><br>— Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение?<br><br>— Сравните поведение Жилина и Костылина во время торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери?<br><br>На втором уроке важно выявить отличия в поведении плененных героев, отсюда вопросы и задания, направленные на выяснение мотивов действий Жилина и бездействия Костылина:<br><br>— Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему? Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?<br><br>— Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?<br><br>— Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?<br><br>— Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, например: ходит, высматривает, рукодельничает, роет и т. д. То же самое в отношении Костылина (пишет, ждет, скучает, спит). Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?<br><br>На третьем уроке сопоставление двух пленных получает дополнительный материал. После перечитывания в классе двух последних глав уместно спросить ребят о том, как ведут себя Жилин и Костылин при первом побеге. Предлагается выбрать из 5-й главы глагольные описания действий обоих беглецов, например: раскопал дыру, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе. А что делает в это время другой? Зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.<br><br>— Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во время побега? Почему вы так предполагали? (По материалам Н. Я. Мещеряковой.)<br><br>— Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии)?<br><br>Обратите внимание учеников на то, что и фамилии героев как бы в паре, рифмуются. Можно предложить отдельным школьникам найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль»: жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку.<br><br>В ряде методических пособий предлагаются полезные задания и вопросы, связанные с темой дружбы Жилина и Дины. Естественно, что прежде всего возникает вопрос о том, почему Дина помогает Жилину, почему она относится к нему не так, как другие горцы, да и не так, как относилась она сама вначале. Почему она перестала видеть в нем врага? Только ли потому, что он подарил ей куклу?<br><br>— Почему вначале о Дине говорилось «... прыгнет прочь, как коза дикая», а в конце — «как козочка прыгает»?<br><br>— Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом? По каким деталям видно отношение Жилина к Дине?<br><br>&nbsp;— Чем у Жилина, Толстого и у нас вызывает симпатию Дина? Какие детали ее портрета, поведения помогают понять это? Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?<br><br>— Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? (По материалам А. К. Киселева, Е. С. Романичевой, М. С. Дубинской, Л. С. Новосельской, Р. И. Альбетковой, Н. Я. Мещеряковой, Д. В. Дубининой.)<br><br>На четвертом уроке подводятся итоги чтения и анализа рассказа. Важно дать понять ученикам, почему этот рассказ был любимым у самого Л. Толстого, который писал об этом так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Он замечал, что «длинный закрученный период, с вставочными и вводными предложениями, не только не есть красота, но он почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли».<br><br>Вопросы и задания на четвертом уроке призваны выделить именно эти качества рассказа. Например, вопросы из рекомендаций Л. И. Коноваловой:<br><br>— Почему произведение Л. Н. Толстого названо «рассказ-быль»?<br><br>— Дает ли Толстой развернутые портреты своих героев? Попробуйте воссоздать портреты Жилина, Костылина и Дины, используя ключевые детали текста. Выделите у каждого героя основную деталь портрета.<br><br>— Как описания природы помогают понять переживания героев? Почему фразу «Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается» можно назвать характерной для этого рассказа?<br><br>Во всех рекомендациях выделен основной проблемный вопрос: почему в заглавии рассказа сказано об одном пленнике, ведь их двое?<br><br>— Зачем же тогда автору в рассказе понадобился Костылин?<br><br>— Подходит ли к Жилину слово герой в обычном смысле? Чем отличается Жилин от сказочных героев?<br><br>— Что вы можете сказать о языке рассказа? Прост он или сложен, понятен или есть непонятные слова и выражения? Почему автор выделяет глаголы?<br><br>В доступной пятиклассникам форме уместно было бы сказать, что «Кавказский пленник» тоже своего рода «Война и мир», только для детей. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, — «мир».<br><br>Толстой утверждает, что все люди могут быть дружны, что разные обычаи, язык, вера не мешают, если люди уважают друг друга, умеют работать, не рвутся к наживе. Что думает Толстой о войне?<br><br>С. Я. Маршак высоко оценил любимый рассказ Толстого за силу воздействия на читателя, краткость, за сложность и простоту одновременно. Язык рассказа напоминает язык народных сказок и былей. Фразы нередко начинаются с глагола, что передает стремительность развития действия, делает язык рассказа близким к разговорному. Вот почему и сам Толстой считал рассказ своим лучшим произведением.<br><br><br><br><br><br>
+
<br>Изучение в школе рассказа '''[[Л. Н. Толстой. Очерк жизни и творчества|Л. Н. Толстого]]''' «Кавказский пленник», написанного в 1872 г., имеет утвердившуюся традицию, несмотря на то что рассказ этот время от времени «кочует» из начальной школы в среднюю и обратно. Многочисленные рекомендации следовало бы рассмотреть обзорно, имея целью создание общей методической модели. Исходя из этого, мы предлагаем примерное планирование темы и практическое ее использование.<br><br><u>'''Примерное планирование изучения рассказа «Кавказский пленник»'''</u>
 +
 
 +
'''1-й урок.''' «На Кавказе тогда война была». Слово о Л. Н. Толстом. Детские годы. Начало литературной деятельности. Служба на Кавказе. Исторические события, получившие свое отражение в рассказе. История создания рассказа «Кавказский пленник». '''[[Роман. Рассказ. Повесть|Рассказ]]''' как произведение для детей. Смысл жанрового определения «рассказ-быль». Чтение на уроке 1-й и 2-й глав рассказа.<br>
 +
 
 +
'''2-й урок'''. Два пленника. Обмен впечатлениями от самостоятельного домашнего чтения рассказа. Комментированное перечитывание на уроке 3-й и 4-й глав рассказа. Жизнь Жилина и Костылина в плену. Быт и нравы горцев.<br>
 +
 
 +
'''3-й урок'''. Два побега. Перечитывание в классе 5-й и 6-й глав рассказа. Сопоставление двух побегов. Дружба Жилина с Диной. Истоки вражды людей и дружбы между ними. Портрет в рассказе.<br>
 +
 
 +
'''4-й урок.''' Любимый рассказ Л. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Два характера —две судьбы. Роль картин '''[[Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века|природы]]''' в рассказе (пейзаж глазами героя). Особенности языка рассказа. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Отношение Л. Н. Толстого к войне как к варварскому способу решения национальных конфликтов. Подготовка к классной письменной работе.<br><br><u>'''Опережающие вопросы и задания'''</u><br>'''<br>Общие:'''<br>
 +
 
 +
''— Подготовиться к беседе о произведениях Толстого, изучавшихся ранее.<br>''
 +
 
 +
''— Самостоятельно прочитать рассказ «Кавказский пленник». Составить цитатный план рассказа, например:''
 +
 
 +
''1. Не дамся им живой.<br>2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.<br>3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.<br>4. Нынче бежать надо.<br>5. Бросить товарища не годится.<br>6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.''
 +
 
 +
''&nbsp;— Подготовиться к беседе по 1-й и 2-й главам рассказа.<br>''
 +
 
 +
''— Ответить на вопросы: какие эпизоды в рассказе кажутся вам основными и почему? В каких из них сопоставляется поведение Жилина и Костылина? Подумать над смыслом заглавия рассказа.''<br><br>'''Групповые:'''<br>
 +
 
 +
— Подготовить словесные портреты Жилина, Костылина и Дины (устное рисование).<br>'''<br>Индивидуальные:'''<br>
 +
 
 +
— Подготовить сообщения о жизни Л. Толстого: детские годы, история с «зеленой палочкой», Л. Толстой на Кавказе и в Севастополе.<br>
 +
 
 +
— Подготовить рассказы о дружбе Жилина и Дины от лица обоих.<br>
 +
 
 +
Содержанием вступительного '''[[Словарь к теме Устаревшие слова. Неологизмы|слова]]'''учителя и сообщений учащихся о Л. Толстом могло бы быть воспроизведение главы «Любимый рассказ Толстого» из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой».'''<br> '''
 +
 
 +
Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и «Хаджи Мурат».<br>
 +
 
 +
Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.<br>
 +
 
 +
Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы друг на друга.<br>
 +
 
 +
Лев Толстой выступал против всяких войн как варварского способа разрешать несогласия, а не только против этой '''[[Презентация урока на тему: Изображение войны в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»|войны]]'''. Поэтому писатель в рассказе написал коротко: «На Кавказе тогда война была», не уточняя, какая именно. В одном из пособий рекомендуется избегать параллелей с современностью, но ассоциации тут напрашиваются, и важно уточнить, что дело не в совпадениях, а в общем отношении писателя к войне.<br>
 +
 
 +
В пособии «Л. Н. Толстой в школе» В. В. Голубков вспоминал, как его ученики в начальной земской школе в сорокаградусный мороз слушали [[Выразительное чтение вслух. Обобщение и повторение изученного материала за 1-й семестр.|'''чтение''']] учителем рассказа «Кавказский пленник». При этом Голубков только читал, а между тем ученики увидели разницу между Жилиным и Костылиным, им нравилась Дина, они поняли, что татары бывают злые, а бывают и добрые. И учитель воспринимал этот урок чтения как неповторимый праздник.<br>
 +
 
 +
Двадцать лет спустя Голубков повторил опыт эмоционального чтения не в сельской школе, а результат был опять удивительный. Ученики воспроизводили сюжет, понимали героев с несложной психологией, но такие образы, как татарин на пасеке или старик, потерявший сыновей, были для них сложны. Методист делает важный вывод: на уроках по изучению рассказа должен прежде всего звучать текст Толстого, которому будет сопутствовать анализ, опирающийся на детские впечатления и имеющий целью доведение этих впечатлений до ясных понятий, а вопросы и [http://xvatit.com/vuzi/ '''задания'''] должны стимулировать самостоятельное освоение учениками прочитанного.<br>
 +
 
 +
На первом уроке такими вопросами и заданиями могли бы быть следующие:<br>
 +
 
 +
— Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами?<br>
 +
 
 +
— Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение?<br>
 +
 
 +
— Сравните поведение Жилина и Костылина во время торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери?<br>
 +
 
 +
На втором уроке важно выявить отличия в поведении плененных героев, отсюда вопросы и задания, направленные на выяснение мотивов действий Жилина и бездействия Костылина:<br>
 +
 
 +
— Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему? Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?<br>
 +
 
 +
— Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?<br>
 +
 
 +
— Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?
 +
 
 +
— Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, например: ходит, высматривает, рукодельничает, роет и т. д. То же самое в отношении Костылина (пишет, ждет, скучает, спит). Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?
 +
 
 +
На третьем уроке сопоставление двух пленных получает дополнительный материал. После перечитывания в классе двух последних глав уместно спросить ребят о том, как ведут себя Жилин и Костылин при первом побеге. Предлагается выбрать из 5-й главы глагольные описания действий обоих беглецов, например: раскопал дыру, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе. А что делает в это время другой? Зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.
 +
 
 +
— Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во время побега? Почему вы так предполагали? (По материалам Н. Я. Мещеряковой.)
 +
 
 +
— Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии)?
 +
 
 +
Обратите внимание учеников на то, что и фамилии героев как бы в паре, рифмуются. Можно предложить отдельным школьникам найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль»: жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку.
 +
 
 +
В ряде методических пособий предлагаются полезные задания и вопросы, связанные с темой дружбы Жилина и Дины. Естественно, что прежде всего возникает вопрос о том, почему Дина помогает Жилину, почему она относится к нему не так, как другие горцы, да и не так, как относилась она сама вначале. Почему она перестала видеть в нем врага? Только ли потому, что он подарил ей куклу?
 +
 
 +
— Почему вначале о Дине говорилось «... прыгнет прочь, как коза дикая», а в конце — «как козочка прыгает»?
 +
 
 +
— Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом? По каким деталям видно отношение Жилина к Дине?
 +
 
 +
&nbsp;— Чем у Жилина, Толстого и у нас вызывает симпатию Дина? Какие детали ее портрета, поведения помогают понять это? Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?
 +
 
 +
— Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? (По материалам А. К. Киселева, Е. С. Романичевой, М. С. Дубинской, Л. С. Новосельской, Р. И. Альбетковой, Н. Я. Мещеряковой, Д. В. Дубининой.)
 +
 
 +
На четвертом уроке подводятся итоги чтения и анализа рассказа. Важно дать понять ученикам, почему этот рассказ был любимым у самого Л. Толстого, который писал об этом так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Он замечал, что «длинный закрученный период, с вставочными и вводными предложениями, не только не есть красота, но он почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли».
 +
 
 +
Вопросы и задания на четвертом уроке призваны выделить именно эти качества рассказа. Например, вопросы из рекомендаций Л. И. Коноваловой:
 +
 
 +
— Почему произведение Л. Н. Толстого названо «рассказ-быль»?
 +
 
 +
— Дает ли Толстой развернутые портреты своих героев? Попробуйте воссоздать портреты Жилина, Костылина и Дины, используя ключевые детали текста. Выделите у каждого героя основную деталь портрета.
 +
 
 +
— Как описания природы помогают понять переживания героев? Почему фразу «Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается» можно назвать характерной для этого рассказа?
 +
 
 +
Во всех рекомендациях выделен основной проблемный вопрос: почему в заглавии рассказа сказано об одном пленнике, ведь их двое?
 +
 
 +
— Зачем же тогда автору в рассказе понадобился Костылин?
 +
 
 +
— Подходит ли к Жилину слово герой в обычном смысле? Чем отличается Жилин от сказочных героев?
 +
 
 +
— Что вы можете сказать о языке рассказа? Прост он или сложен, понятен или есть непонятные слова и выражения? Почему автор выделяет глаголы?
 +
 
 +
В доступной пятиклассникам форме уместно было бы сказать, что «Кавказский пленник» тоже своего рода «Война и мир», только для детей. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, — «мир».
 +
 
 +
Толстой утверждает, что все люди могут быть дружны, что разные обычаи, язык, вера не мешают, если люди уважают друг друга, умеют работать, не рвутся к наживе. Что думает Толстой о войне?
 +
 
 +
С. Я. Маршак высоко оценил любимый рассказ Толстого за силу воздействия на читателя, краткость, за сложность и простоту одновременно. Язык рассказа напоминает язык народных сказок и былей. Фразы нередко начинаются с глагола, что передает стремительность развития действия, делает язык рассказа близким к разговорному. Вот почему и сам Толстой считал рассказ своим лучшим произведением.<br><br>
''Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс&nbsp;: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М.&nbsp;: Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.''  
''Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс&nbsp;: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М.&nbsp;: Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.''  

Текущая версия на 12:17, 20 сентября 2012

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 5 класс>>Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»


Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»


Изучение в школе рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», написанного в 1872 г., имеет утвердившуюся традицию, несмотря на то что рассказ этот время от времени «кочует» из начальной школы в среднюю и обратно. Многочисленные рекомендации следовало бы рассмотреть обзорно, имея целью создание общей методической модели. Исходя из этого, мы предлагаем примерное планирование темы и практическое ее использование.

Примерное планирование изучения рассказа «Кавказский пленник»

1-й урок. «На Кавказе тогда война была». Слово о Л. Н. Толстом. Детские годы. Начало литературной деятельности. Служба на Кавказе. Исторические события, получившие свое отражение в рассказе. История создания рассказа «Кавказский пленник». Рассказ как произведение для детей. Смысл жанрового определения «рассказ-быль». Чтение на уроке 1-й и 2-й глав рассказа.

2-й урок. Два пленника. Обмен впечатлениями от самостоятельного домашнего чтения рассказа. Комментированное перечитывание на уроке 3-й и 4-й глав рассказа. Жизнь Жилина и Костылина в плену. Быт и нравы горцев.

3-й урок. Два побега. Перечитывание в классе 5-й и 6-й глав рассказа. Сопоставление двух побегов. Дружба Жилина с Диной. Истоки вражды людей и дружбы между ними. Портрет в рассказе.

4-й урок. Любимый рассказ Л. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Два характера —две судьбы. Роль картин природы в рассказе (пейзаж глазами героя). Особенности языка рассказа. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Отношение Л. Н. Толстого к войне как к варварскому способу решения национальных конфликтов. Подготовка к классной письменной работе.

Опережающие вопросы и задания

Общие:

— Подготовиться к беседе о произведениях Толстого, изучавшихся ранее.

— Самостоятельно прочитать рассказ «Кавказский пленник». Составить цитатный план рассказа, например:

1. Не дамся им живой.
2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.
3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.
4. Нынче бежать надо.
5. Бросить товарища не годится.
6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.

 — Подготовиться к беседе по 1-й и 2-й главам рассказа.

— Ответить на вопросы: какие эпизоды в рассказе кажутся вам основными и почему? В каких из них сопоставляется поведение Жилина и Костылина? Подумать над смыслом заглавия рассказа.

Групповые:

— Подготовить словесные портреты Жилина, Костылина и Дины (устное рисование).

Индивидуальные:

— Подготовить сообщения о жизни Л. Толстого: детские годы, история с «зеленой палочкой», Л. Толстой на Кавказе и в Севастополе.

— Подготовить рассказы о дружбе Жилина и Дины от лица обоих.

Содержанием вступительного словаучителя и сообщений учащихся о Л. Толстом могло бы быть воспроизведение главы «Любимый рассказ Толстого» из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой».

Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и «Хаджи Мурат».

Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.

Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы друг на друга.

Лев Толстой выступал против всяких войн как варварского способа разрешать несогласия, а не только против этой войны. Поэтому писатель в рассказе написал коротко: «На Кавказе тогда война была», не уточняя, какая именно. В одном из пособий рекомендуется избегать параллелей с современностью, но ассоциации тут напрашиваются, и важно уточнить, что дело не в совпадениях, а в общем отношении писателя к войне.

В пособии «Л. Н. Толстой в школе» В. В. Голубков вспоминал, как его ученики в начальной земской школе в сорокаградусный мороз слушали чтение учителем рассказа «Кавказский пленник». При этом Голубков только читал, а между тем ученики увидели разницу между Жилиным и Костылиным, им нравилась Дина, они поняли, что татары бывают злые, а бывают и добрые. И учитель воспринимал этот урок чтения как неповторимый праздник.

Двадцать лет спустя Голубков повторил опыт эмоционального чтения не в сельской школе, а результат был опять удивительный. Ученики воспроизводили сюжет, понимали героев с несложной психологией, но такие образы, как татарин на пасеке или старик, потерявший сыновей, были для них сложны. Методист делает важный вывод: на уроках по изучению рассказа должен прежде всего звучать текст Толстого, которому будет сопутствовать анализ, опирающийся на детские впечатления и имеющий целью доведение этих впечатлений до ясных понятий, а вопросы и задания должны стимулировать самостоятельное освоение учениками прочитанного.

На первом уроке такими вопросами и заданиями могли бы быть следующие:

— Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами?

— Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение?

— Сравните поведение Жилина и Костылина во время торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери?

На втором уроке важно выявить отличия в поведении плененных героев, отсюда вопросы и задания, направленные на выяснение мотивов действий Жилина и бездействия Костылина:

— Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему? Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?

— Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?

— Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?

— Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, например: ходит, высматривает, рукодельничает, роет и т. д. То же самое в отношении Костылина (пишет, ждет, скучает, спит). Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?

На третьем уроке сопоставление двух пленных получает дополнительный материал. После перечитывания в классе двух последних глав уместно спросить ребят о том, как ведут себя Жилин и Костылин при первом побеге. Предлагается выбрать из 5-й главы глагольные описания действий обоих беглецов, например: раскопал дыру, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе. А что делает в это время другой? Зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.

— Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во время побега? Почему вы так предполагали? (По материалам Н. Я. Мещеряковой.)

— Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии)?

Обратите внимание учеников на то, что и фамилии героев как бы в паре, рифмуются. Можно предложить отдельным школьникам найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль»: жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку.

В ряде методических пособий предлагаются полезные задания и вопросы, связанные с темой дружбы Жилина и Дины. Естественно, что прежде всего возникает вопрос о том, почему Дина помогает Жилину, почему она относится к нему не так, как другие горцы, да и не так, как относилась она сама вначале. Почему она перестала видеть в нем врага? Только ли потому, что он подарил ей куклу?

— Почему вначале о Дине говорилось «... прыгнет прочь, как коза дикая», а в конце — «как козочка прыгает»?

— Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом? По каким деталям видно отношение Жилина к Дине?

 — Чем у Жилина, Толстого и у нас вызывает симпатию Дина? Какие детали ее портрета, поведения помогают понять это? Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?

— Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? (По материалам А. К. Киселева, Е. С. Романичевой, М. С. Дубинской, Л. С. Новосельской, Р. И. Альбетковой, Н. Я. Мещеряковой, Д. В. Дубининой.)

На четвертом уроке подводятся итоги чтения и анализа рассказа. Важно дать понять ученикам, почему этот рассказ был любимым у самого Л. Толстого, который писал об этом так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Он замечал, что «длинный закрученный период, с вставочными и вводными предложениями, не только не есть красота, но он почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли».

Вопросы и задания на четвертом уроке призваны выделить именно эти качества рассказа. Например, вопросы из рекомендаций Л. И. Коноваловой:

— Почему произведение Л. Н. Толстого названо «рассказ-быль»?

— Дает ли Толстой развернутые портреты своих героев? Попробуйте воссоздать портреты Жилина, Костылина и Дины, используя ключевые детали текста. Выделите у каждого героя основную деталь портрета.

— Как описания природы помогают понять переживания героев? Почему фразу «Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается» можно назвать характерной для этого рассказа?

Во всех рекомендациях выделен основной проблемный вопрос: почему в заглавии рассказа сказано об одном пленнике, ведь их двое?

— Зачем же тогда автору в рассказе понадобился Костылин?

— Подходит ли к Жилину слово герой в обычном смысле? Чем отличается Жилин от сказочных героев?

— Что вы можете сказать о языке рассказа? Прост он или сложен, понятен или есть непонятные слова и выражения? Почему автор выделяет глаголы?

В доступной пятиклассникам форме уместно было бы сказать, что «Кавказский пленник» тоже своего рода «Война и мир», только для детей. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, — «мир».

Толстой утверждает, что все люди могут быть дружны, что разные обычаи, язык, вера не мешают, если люди уважают друг друга, умеют работать, не рвутся к наживе. Что думает Толстой о войне?

С. Я. Маршак высоко оценил любимый рассказ Толстого за силу воздействия на читателя, краткость, за сложность и простоту одновременно. Язык рассказа напоминает язык народных сказок и былей. Фразы нередко начинаются с глагола, что передает стремительность развития действия, делает язык рассказа близким к разговорному. Вот почему и сам Толстой считал рассказ своим лучшим произведением.

Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.


Видео по литературе скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.