|
|
(1 промежуточная версия не показана) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 5 класс, Л. Н. Толстой, «Кавказский пленник», 5 класс</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 5 класс, Л. Н. Толстой, «Кавказский пленник», Рассказ, природа, слово, войны, чтение</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 5 класс|Литература 5 класс]]>>Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 5 класс|Литература 5 класс]]>>Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»''' |
| | | |
- | <br> | + | <br> '''Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»''' |
| | | |
- | ''' Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»'''<br><br>Изучение в школе рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», написанного в 1872 г., имеет утвердившуюся традицию, несмотря на то что рассказ этот время от времени «кочует» из начальной школы в среднюю и обратно. Многочисленные рекомендации следовало бы рассмотреть обзорно, имея целью создание общей методической модели. Исходя из этого, мы предлагаем примерное планирование темы и практическое ее использование.<br><br> ''' Примерное планирование изучения рассказа<br> «Кавказский пленник»'''<br><br>'''1-й урок.''' «На Кавказе тогда война была». Слово о Л. Н. Толстом. Детские годы. Начало литературной деятельности. Служба на Кавказе. Исторические события, получившие свое отражение в рассказе. История создания рассказа «Кавказский пленник». Рассказ как произведение для детей. Смысл жанрового определения «рассказ-быль». Чтение на уроке 1-й и 2-й глав рассказа.<br> | + | <br>Изучение в школе рассказа '''[[Л. Н. Толстой. Очерк жизни и творчества|Л. Н. Толстого]]''' «Кавказский пленник», написанного в 1872 г., имеет утвердившуюся традицию, несмотря на то что рассказ этот время от времени «кочует» из начальной школы в среднюю и обратно. Многочисленные рекомендации следовало бы рассмотреть обзорно, имея целью создание общей методической модели. Исходя из этого, мы предлагаем примерное планирование темы и практическое ее использование.<br><br><u>'''Примерное планирование изучения рассказа «Кавказский пленник»'''</u> |
| | | |
- | '''2-й урок'''. Два пленника. Обмен впечатлениями от самостоятельного домашнего чтения рассказа. Комментированное перечитывание на уроке 3-й и 4-й глав рассказа. Жизнь Жилина и Костылина в плену. Быт и нравы горцев.<br> | + | '''1-й урок.''' «На Кавказе тогда война была». Слово о Л. Н. Толстом. Детские годы. Начало литературной деятельности. Служба на Кавказе. Исторические события, получившие свое отражение в рассказе. История создания рассказа «Кавказский пленник». '''[[Роман. Рассказ. Повесть|Рассказ]]''' как произведение для детей. Смысл жанрового определения «рассказ-быль». Чтение на уроке 1-й и 2-й глав рассказа.<br> |
| | | |
- | '''3-й урок'''. Два побега. Перечитывание в классе 5-й и 6-й глав рассказа. Сопоставление двух побегов. Дружба Жилина с Диной. Истоки вражды людей и дружбы между ними. Портрет в рассказе.<br> | + | '''2-й урок'''. Два пленника. Обмен впечатлениями от самостоятельного домашнего чтения рассказа. Комментированное перечитывание на уроке 3-й и 4-й глав рассказа. Жизнь Жилина и Костылина в плену. Быт и нравы горцев.<br> |
| | | |
- | '''4-й урок.''' Любимый рассказ Л. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Два характера —две судьбы. Роль картин природы в рассказе (пейзаж глазами героя). Особенности языка рассказа. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Отношение Л. Н. Толстого к войне как к варварскому способу решения национальных конфликтов. Подготовка к классной письменной работе.<br><br> '''Опережающие вопросы и задания'''<br>'''<br>Общие:'''<br> | + | '''3-й урок'''. Два побега. Перечитывание в классе 5-й и 6-й глав рассказа. Сопоставление двух побегов. Дружба Жилина с Диной. Истоки вражды людей и дружбы между ними. Портрет в рассказе.<br> |
| | | |
- | — Подготовиться к беседе о произведениях Толстого, изучавшихся ранее.<br>
| + | '''4-й урок.''' Любимый рассказ Л. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Два характера —две судьбы. Роль картин '''[[Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века|природы]]''' в рассказе (пейзаж глазами героя). Особенности языка рассказа. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Отношение Л. Н. Толстого к войне как к варварскому способу решения национальных конфликтов. Подготовка к классной письменной работе.<br><br><u>'''Опережающие вопросы и задания'''</u><br>'''<br>Общие:'''<br> |
| | | |
- | — Самостоятельно прочитать рассказ «Кавказский пленник». Составить цитатный план рассказа, например:<br><br> 1. Не дамся им живой.<br> 2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.<br> 3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.<br> 4. Нынче бежать надо.<br> 5. Бросить товарища не годится.<br> 6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.<br><br> — Подготовиться к беседе по 1-й и 2-й главам рассказа.<br>
| + | ''— Подготовиться к беседе о произведениях Толстого, изучавшихся ранее.<br>'' |
| | | |
- | — Ответить на вопросы: какие эпизоды в рассказе кажутся вам основными и почему? В каких из них сопоставляется поведение Жилина и Костылина? Подумать над смыслом заглавия рассказа.<br><br>'''Групповые:'''<br> | + | ''— Самостоятельно прочитать рассказ «Кавказский пленник». Составить цитатный план рассказа, например:'' |
| | | |
- | — Подготовить словесные портреты Жилина, Костылина и Дины (устное рисование).<br>'''<br>Индивидуальные:'''<br>
| + | ''1. Не дамся им живой.<br>2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.<br>3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.<br>4. Нынче бежать надо.<br>5. Бросить товарища не годится.<br>6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.'' |
| | | |
- | — Подготовить сообщения о жизни Л. Толстого: детские годы, история с «зеленой палочкой», Л. Толстой на Кавказе и в Севастополе.<br> | + | '' — Подготовиться к беседе по 1-й и 2-й главам рассказа.<br>'' |
| | | |
- | — Подготовить рассказы о дружбе Жилина и Дины от лица обоих.<br> | + | ''— Ответить на вопросы: какие эпизоды в рассказе кажутся вам основными и почему? В каких из них сопоставляется поведение Жилина и Костылина? Подумать над смыслом заглавия рассказа.''<br><br>'''Групповые:'''<br> |
| | | |
- | Содержанием вступительного слова учителя и сообщений учащихся о Л. Толстом могло бы быть воспроизведение главы «Любимый рассказ Толстого» из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой».<br>
| + | — Подготовить словесные портреты Жилина, Костылина и Дины (устное рисование).<br>'''<br>Индивидуальные:'''<br> |
| | | |
- | Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и «Хаджи Мурат».<br>
| + | — Подготовить сообщения о жизни Л. Толстого: детские годы, история с «зеленой палочкой», Л. Толстой на Кавказе и в Севастополе.<br> |
| | | |
- | Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.<br>
| + | — Подготовить рассказы о дружбе Жилина и Дины от лица обоих.<br> |
| | | |
- | Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы друг на друга.<br>
| + | Содержанием вступительного '''[[Словарь к теме Устаревшие слова. Неологизмы|слова]]'''учителя и сообщений учащихся о Л. Толстом могло бы быть воспроизведение главы «Любимый рассказ Толстого» из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой».'''<br> ''' |
| | | |
- | Лев Толстой выступал против всяких войн как варварского способа разрешать несогласия, а не только против этой войны. Поэтому писатель в рассказе написал коротко: «На Кавказе тогда война была», не уточняя, какая именно. В одном из пособий рекомендуется избегать параллелей с современностью, но ассоциации тут напрашиваются, и важно уточнить, что дело не в совпадениях, а в общем отношении писателя к войне.<br> | + | Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и «Хаджи Мурат».<br> |
| | | |
- | В пособии «Л. Н. Толстой в школе» В. В. Голубков вспоминал, как его ученики в начальной земской школе в сорокаградусный мороз слушали чтение учителем рассказа «Кавказский пленник». При этом Голубков только читал, а между тем ученики увидели разницу между Жилиным и Костылиным, им нравилась Дина, они поняли, что татары бывают злые, а бывают и добрые. И учитель воспринимал этот урок чтения как неповторимый праздник.<br>
| + | Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.<br> |
| | | |
- | Двадцать лет спустя Голубков повторил опыт эмоционального чтения не в сельской школе, а результат был опять удивительный. Ученики воспроизводили сюжет, понимали героев с несложной психологией, но такие образы, как татарин на пасеке или старик, потерявший сыновей, были для них сложны. Методист делает важный вывод: на уроках по изучению рассказа должен прежде всего звучать текст Толстого, которому будет сопутствовать анализ, опирающийся на детские впечатления и имеющий целью доведение этих впечатлений до ясных понятий, а вопросы и задания должны стимулировать самостоятельное освоение учениками прочитанного.<br>
| + | Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы друг на друга.<br> |
| | | |
- | На первом уроке такими вопросами и заданиями могли бы быть следующие:<br>
| + | Лев Толстой выступал против всяких войн как варварского способа разрешать несогласия, а не только против этой '''[[Презентация урока на тему: Изображение войны в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»|войны]]'''. Поэтому писатель в рассказе написал коротко: «На Кавказе тогда война была», не уточняя, какая именно. В одном из пособий рекомендуется избегать параллелей с современностью, но ассоциации тут напрашиваются, и важно уточнить, что дело не в совпадениях, а в общем отношении писателя к войне.<br> |
| | | |
- | — Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами?<br>
| + | В пособии «Л. Н. Толстой в школе» В. В. Голубков вспоминал, как его ученики в начальной земской школе в сорокаградусный мороз слушали [[Выразительное чтение вслух. Обобщение и повторение изученного материала за 1-й семестр.|'''чтение''']] учителем рассказа «Кавказский пленник». При этом Голубков только читал, а между тем ученики увидели разницу между Жилиным и Костылиным, им нравилась Дина, они поняли, что татары бывают злые, а бывают и добрые. И учитель воспринимал этот урок чтения как неповторимый праздник.<br> |
| | | |
- | — Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение?<br>
| + | Двадцать лет спустя Голубков повторил опыт эмоционального чтения не в сельской школе, а результат был опять удивительный. Ученики воспроизводили сюжет, понимали героев с несложной психологией, но такие образы, как татарин на пасеке или старик, потерявший сыновей, были для них сложны. Методист делает важный вывод: на уроках по изучению рассказа должен прежде всего звучать текст Толстого, которому будет сопутствовать анализ, опирающийся на детские впечатления и имеющий целью доведение этих впечатлений до ясных понятий, а вопросы и [http://xvatit.com/vuzi/ '''задания'''] должны стимулировать самостоятельное освоение учениками прочитанного.<br> |
| | | |
- | — Сравните поведение Жилина и Костылина во время торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери?<br>
| + | На первом уроке такими вопросами и заданиями могли бы быть следующие:<br> |
| | | |
- | На втором уроке важно выявить отличия в поведении плененных героев, отсюда вопросы и задания, направленные на выяснение мотивов действий Жилина и бездействия Костылина:<br>
| + | — Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами?<br> |
| | | |
- | — Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему? Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?<br> | + | — Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение?<br> |
| | | |
- | — Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?<br> | + | — Сравните поведение Жилина и Костылина во время торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери?<br> |
| | | |
- | — Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?
| + | На втором уроке важно выявить отличия в поведении плененных героев, отсюда вопросы и задания, направленные на выяснение мотивов действий Жилина и бездействия Костылина:<br> |
| | | |
- | — Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, например: ходит, высматривает, рукодельничает, роет и т. д. То же самое в отношении Костылина (пишет, ждет, скучает, спит). Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина? | + | — Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему? Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?<br> |
| | | |
- | На третьем уроке сопоставление двух пленных получает дополнительный материал. После перечитывания в классе двух последних глав уместно спросить ребят о том, как ведут себя Жилин и Костылин при первом побеге. Предлагается выбрать из 5-й главы глагольные описания действий обоих беглецов, например: раскопал дыру, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе. А что делает в это время другой? Зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.
| + | — Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?<br> |
| | | |
- | — Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во время побега? Почему вы так предполагали? (По материалам Н. Я. Мещеряковой.) | + | — Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов? |
| | | |
- | — Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии)? | + | — Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, например: ходит, высматривает, рукодельничает, роет и т. д. То же самое в отношении Костылина (пишет, ждет, скучает, спит). Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина? |
| | | |
- | Обратите внимание учеников на то, что и фамилии героев как бы в паре, рифмуются. Можно предложить отдельным школьникам найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль»: жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку.
| + | На третьем уроке сопоставление двух пленных получает дополнительный материал. После перечитывания в классе двух последних глав уместно спросить ребят о том, как ведут себя Жилин и Костылин при первом побеге. Предлагается выбрать из 5-й главы глагольные описания действий обоих беглецов, например: раскопал дыру, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе. А что делает в это время другой? Зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает. |
| | | |
- | В ряде методических пособий предлагаются полезные задания и вопросы, связанные с темой дружбы Жилина и Дины. Естественно, что прежде всего возникает вопрос о том, почему Дина помогает Жилину, почему она относится к нему не так, как другие горцы, да и не так, как относилась она сама вначале. Почему она перестала видеть в нем врага? Только ли потому, что он подарил ей куклу?
| + | — Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во время побега? Почему вы так предполагали? (По материалам Н. Я. Мещеряковой.) |
| | | |
- | — Почему вначале о Дине говорилось «... прыгнет прочь, как коза дикая», а в конце — «как козочка прыгает»? | + | — Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии)? |
| | | |
- | — Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом? По каким деталям видно отношение Жилина к Дине?
| + | Обратите внимание учеников на то, что и фамилии героев как бы в паре, рифмуются. Можно предложить отдельным школьникам найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль»: жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку. |
| | | |
- | — Чем у Жилина, Толстого и у нас вызывает симпатию Дина? Какие детали ее портрета, поведения помогают понять это? Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?
| + | В ряде методических пособий предлагаются полезные задания и вопросы, связанные с темой дружбы Жилина и Дины. Естественно, что прежде всего возникает вопрос о том, почему Дина помогает Жилину, почему она относится к нему не так, как другие горцы, да и не так, как относилась она сама вначале. Почему она перестала видеть в нем врага? Только ли потому, что он подарил ей куклу? |
| | | |
- | — Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? (По материалам А. К. Киселева, Е. С. Романичевой, М. С. Дубинской, Л. С. Новосельской, Р. И. Альбетковой, Н. Я. Мещеряковой, Д. В. Дубининой.) | + | — Почему вначале о Дине говорилось «... прыгнет прочь, как коза дикая», а в конце — «как козочка прыгает»? |
| | | |
- | На четвертом уроке подводятся итоги чтения и анализа рассказа. Важно дать понять ученикам, почему этот рассказ был любимым у самого Л. Толстого, который писал об этом так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Он замечал, что «длинный закрученный период, с вставочными и вводными предложениями, не только не есть красота, но он почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли».
| + | — Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом? По каким деталям видно отношение Жилина к Дине? |
| | | |
- | Вопросы и задания на четвертом уроке призваны выделить именно эти качества рассказа. Например, вопросы из рекомендаций Л. И. Коноваловой:
| + | — Чем у Жилина, Толстого и у нас вызывает симпатию Дина? Какие детали ее портрета, поведения помогают понять это? Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место? |
| | | |
- | — Почему произведение Л. Н. Толстого названо «рассказ-быль»? | + | — Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? (По материалам А. К. Киселева, Е. С. Романичевой, М. С. Дубинской, Л. С. Новосельской, Р. И. Альбетковой, Н. Я. Мещеряковой, Д. В. Дубининой.) |
| | | |
- | — Дает ли Толстой развернутые портреты своих героев? Попробуйте воссоздать портреты Жилина, Костылина и Дины, используя ключевые детали текста. Выделите у каждого героя основную деталь портрета.
| + | На четвертом уроке подводятся итоги чтения и анализа рассказа. Важно дать понять ученикам, почему этот рассказ был любимым у самого Л. Толстого, который писал об этом так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Он замечал, что «длинный закрученный период, с вставочными и вводными предложениями, не только не есть красота, но он почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли». |
| | | |
- | — Как описания природы помогают понять переживания героев? Почему фразу «Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается» можно назвать характерной для этого рассказа?
| + | Вопросы и задания на четвертом уроке призваны выделить именно эти качества рассказа. Например, вопросы из рекомендаций Л. И. Коноваловой: |
| | | |
- | Во всех рекомендациях выделен основной проблемный вопрос: почему в заглавии рассказа сказано об одном пленнике, ведь их двое?
| + | — Почему произведение Л. Н. Толстого названо «рассказ-быль»? |
| | | |
- | — Зачем же тогда автору в рассказе понадобился Костылин? | + | — Дает ли Толстой развернутые портреты своих героев? Попробуйте воссоздать портреты Жилина, Костылина и Дины, используя ключевые детали текста. Выделите у каждого героя основную деталь портрета. |
| | | |
- | — Подходит ли к Жилину слово герой в обычном смысле? Чем отличается Жилин от сказочных героев? | + | — Как описания природы помогают понять переживания героев? Почему фразу «Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается» можно назвать характерной для этого рассказа? |
| | | |
- | — Что вы можете сказать о языке рассказа? Прост он или сложен, понятен или есть непонятные слова и выражения? Почему автор выделяет глаголы?
| + | Во всех рекомендациях выделен основной проблемный вопрос: почему в заглавии рассказа сказано об одном пленнике, ведь их двое? |
| | | |
- | В доступной пятиклассникам форме уместно было бы сказать, что «Кавказский пленник» тоже своего рода «Война и мир», только для детей. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, — «мир».
| + | — Зачем же тогда автору в рассказе понадобился Костылин? |
| | | |
- | Толстой утверждает, что все люди могут быть дружны, что разные обычаи, язык, вера не мешают, если люди уважают друг друга, умеют работать, не рвутся к наживе. Что думает Толстой о войне?
| + | — Подходит ли к Жилину слово герой в обычном смысле? Чем отличается Жилин от сказочных героев? |
| | | |
- | С. Я. Маршак высоко оценил любимый рассказ Толстого за силу воздействия на читателя, краткость, за сложность и простоту одновременно. Язык рассказа напоминает язык народных сказок и былей. Фразы нередко начинаются с глагола, что передает стремительность развития действия, делает язык рассказа близким к разговорному. Вот почему и сам Толстой считал рассказ своим лучшим произведением.
| + | — Что вы можете сказать о языке рассказа? Прост он или сложен, понятен или есть непонятные слова и выражения? Почему автор выделяет глаголы? |
| | | |
- | <br><br><br><br>
| + | В доступной пятиклассникам форме уместно было бы сказать, что «Кавказский пленник» тоже своего рода «Война и мир», только для детей. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, — «мир». |
| + | |
| + | Толстой утверждает, что все люди могут быть дружны, что разные обычаи, язык, вера не мешают, если люди уважают друг друга, умеют работать, не рвутся к наживе. Что думает Толстой о войне? |
| + | |
| + | С. Я. Маршак высоко оценил любимый рассказ Толстого за силу воздействия на читателя, краткость, за сложность и простоту одновременно. Язык рассказа напоминает язык народных сказок и былей. Фразы нередко начинаются с глагола, что передает стремительность развития действия, делает язык рассказа близким к разговорному. Вот почему и сам Толстой считал рассказ своим лучшим произведением.<br><br> |
| | | |
| ''Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.'' | | ''Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.'' |
Текущая версия на 12:17, 20 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 5 класс>>Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»
Изучение в школе рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», написанного в 1872 г., имеет утвердившуюся традицию, несмотря на то что рассказ этот время от времени «кочует» из начальной школы в среднюю и обратно. Многочисленные рекомендации следовало бы рассмотреть обзорно, имея целью создание общей методической модели. Исходя из этого, мы предлагаем примерное планирование темы и практическое ее использование.
Примерное планирование изучения рассказа «Кавказский пленник»
1-й урок. «На Кавказе тогда война была». Слово о Л. Н. Толстом. Детские годы. Начало литературной деятельности. Служба на Кавказе. Исторические события, получившие свое отражение в рассказе. История создания рассказа «Кавказский пленник». Рассказ как произведение для детей. Смысл жанрового определения «рассказ-быль». Чтение на уроке 1-й и 2-й глав рассказа.
2-й урок. Два пленника. Обмен впечатлениями от самостоятельного домашнего чтения рассказа. Комментированное перечитывание на уроке 3-й и 4-й глав рассказа. Жизнь Жилина и Костылина в плену. Быт и нравы горцев.
3-й урок. Два побега. Перечитывание в классе 5-й и 6-й глав рассказа. Сопоставление двух побегов. Дружба Жилина с Диной. Истоки вражды людей и дружбы между ними. Портрет в рассказе.
4-й урок. Любимый рассказ Л. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Два характера —две судьбы. Роль картин природы в рассказе (пейзаж глазами героя). Особенности языка рассказа. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Отношение Л. Н. Толстого к войне как к варварскому способу решения национальных конфликтов. Подготовка к классной письменной работе.
Опережающие вопросы и задания
Общие:
— Подготовиться к беседе о произведениях Толстого, изучавшихся ранее.
— Самостоятельно прочитать рассказ «Кавказский пленник». Составить цитатный план рассказа, например:
1. Не дамся им живой. 2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный. 3. Прошла про Жилина слава, что он мастер. 4. Нынче бежать надо. 5. Бросить товарища не годится. 6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.
— Подготовиться к беседе по 1-й и 2-й главам рассказа.
— Ответить на вопросы: какие эпизоды в рассказе кажутся вам основными и почему? В каких из них сопоставляется поведение Жилина и Костылина? Подумать над смыслом заглавия рассказа.
Групповые:
— Подготовить словесные портреты Жилина, Костылина и Дины (устное рисование).
Индивидуальные:
— Подготовить сообщения о жизни Л. Толстого: детские годы, история с «зеленой палочкой», Л. Толстой на Кавказе и в Севастополе.
— Подготовить рассказы о дружбе Жилина и Дины от лица обоих.
Содержанием вступительного словаучителя и сообщений учащихся о Л. Толстом могло бы быть воспроизведение главы «Любимый рассказ Толстого» из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой».
Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и «Хаджи Мурат».
Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.
Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы друг на друга.
Лев Толстой выступал против всяких войн как варварского способа разрешать несогласия, а не только против этой войны. Поэтому писатель в рассказе написал коротко: «На Кавказе тогда война была», не уточняя, какая именно. В одном из пособий рекомендуется избегать параллелей с современностью, но ассоциации тут напрашиваются, и важно уточнить, что дело не в совпадениях, а в общем отношении писателя к войне.
В пособии «Л. Н. Толстой в школе» В. В. Голубков вспоминал, как его ученики в начальной земской школе в сорокаградусный мороз слушали чтение учителем рассказа «Кавказский пленник». При этом Голубков только читал, а между тем ученики увидели разницу между Жилиным и Костылиным, им нравилась Дина, они поняли, что татары бывают злые, а бывают и добрые. И учитель воспринимал этот урок чтения как неповторимый праздник.
Двадцать лет спустя Голубков повторил опыт эмоционального чтения не в сельской школе, а результат был опять удивительный. Ученики воспроизводили сюжет, понимали героев с несложной психологией, но такие образы, как татарин на пасеке или старик, потерявший сыновей, были для них сложны. Методист делает важный вывод: на уроках по изучению рассказа должен прежде всего звучать текст Толстого, которому будет сопутствовать анализ, опирающийся на детские впечатления и имеющий целью доведение этих впечатлений до ясных понятий, а вопросы и задания должны стимулировать самостоятельное освоение учениками прочитанного.
На первом уроке такими вопросами и заданиями могли бы быть следующие:
— Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами?
— Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение?
— Сравните поведение Жилина и Костылина во время торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери?
На втором уроке важно выявить отличия в поведении плененных героев, отсюда вопросы и задания, направленные на выяснение мотивов действий Жилина и бездействия Костылина:
— Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему? Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?
— Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?
— Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?
— Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, например: ходит, высматривает, рукодельничает, роет и т. д. То же самое в отношении Костылина (пишет, ждет, скучает, спит). Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?
На третьем уроке сопоставление двух пленных получает дополнительный материал. После перечитывания в классе двух последних глав уместно спросить ребят о том, как ведут себя Жилин и Костылин при первом побеге. Предлагается выбрать из 5-й главы глагольные описания действий обоих беглецов, например: раскопал дыру, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе. А что делает в это время другой? Зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.
— Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во время побега? Почему вы так предполагали? (По материалам Н. Я. Мещеряковой.)
— Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии)?
Обратите внимание учеников на то, что и фамилии героев как бы в паре, рифмуются. Можно предложить отдельным школьникам найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль»: жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку.
В ряде методических пособий предлагаются полезные задания и вопросы, связанные с темой дружбы Жилина и Дины. Естественно, что прежде всего возникает вопрос о том, почему Дина помогает Жилину, почему она относится к нему не так, как другие горцы, да и не так, как относилась она сама вначале. Почему она перестала видеть в нем врага? Только ли потому, что он подарил ей куклу?
— Почему вначале о Дине говорилось «... прыгнет прочь, как коза дикая», а в конце — «как козочка прыгает»?
— Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом? По каким деталям видно отношение Жилина к Дине?
— Чем у Жилина, Толстого и у нас вызывает симпатию Дина? Какие детали ее портрета, поведения помогают понять это? Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?
— Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? (По материалам А. К. Киселева, Е. С. Романичевой, М. С. Дубинской, Л. С. Новосельской, Р. И. Альбетковой, Н. Я. Мещеряковой, Д. В. Дубининой.)
На четвертом уроке подводятся итоги чтения и анализа рассказа. Важно дать понять ученикам, почему этот рассказ был любимым у самого Л. Толстого, который писал об этом так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Он замечал, что «длинный закрученный период, с вставочными и вводными предложениями, не только не есть красота, но он почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли».
Вопросы и задания на четвертом уроке призваны выделить именно эти качества рассказа. Например, вопросы из рекомендаций Л. И. Коноваловой:
— Почему произведение Л. Н. Толстого названо «рассказ-быль»?
— Дает ли Толстой развернутые портреты своих героев? Попробуйте воссоздать портреты Жилина, Костылина и Дины, используя ключевые детали текста. Выделите у каждого героя основную деталь портрета.
— Как описания природы помогают понять переживания героев? Почему фразу «Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается» можно назвать характерной для этого рассказа?
Во всех рекомендациях выделен основной проблемный вопрос: почему в заглавии рассказа сказано об одном пленнике, ведь их двое?
— Зачем же тогда автору в рассказе понадобился Костылин?
— Подходит ли к Жилину слово герой в обычном смысле? Чем отличается Жилин от сказочных героев?
— Что вы можете сказать о языке рассказа? Прост он или сложен, понятен или есть непонятные слова и выражения? Почему автор выделяет глаголы?
В доступной пятиклассникам форме уместно было бы сказать, что «Кавказский пленник» тоже своего рода «Война и мир», только для детей. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, — «мир».
Толстой утверждает, что все люди могут быть дружны, что разные обычаи, язык, вера не мешают, если люди уважают друг друга, умеют работать, не рвутся к наживе. Что думает Толстой о войне?
С. Я. Маршак высоко оценил любимый рассказ Толстого за силу воздействия на читателя, краткость, за сложность и простоту одновременно. Язык рассказа напоминает язык народных сказок и былей. Фразы нередко начинаются с глагола, что передает стремительность развития действия, делает язык рассказа близким к разговорному. Вот почему и сам Толстой считал рассказ своим лучшим произведением.
Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.
Видео по литературе скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|