'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Информатика]]>>[[Информатика 8 класс. Полные уроки]]>>Информатика: Пользовательский интерфейс.''' <br>
+
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Информатика]]>>[[Информатика 8 класс. Полные уроки]]>>Информатика: Пользовательский интерфейс.''' <br>
<metakeywords>Информатика, класс, урок, на тему, 8 класс, Пользовательский интерфейс.</metakeywords>
<metakeywords>Информатика, класс, урок, на тему, 8 класс, Пользовательский интерфейс.</metakeywords>
-
'''Тема: Пользовательский интерфейс'''
+
== Тема ==
-
'''Цель: '''Дать понятие о интерфейсе пользователя.
+
*'''Пользовательский интерфейс'''
-
Процесс укоренения информационных технологий в сферы человеческой жизнедеятельности со времен продолжает все больше углубляться. Компьютерные системы становятся более простыми и понятными даже для человека, не являющегося спецом, например, в области информатики. Это стало возможным прежде всего потому, что и пользователи и программное обеспечение взаимодействуют с компьютером с помощью операционной системы.
+
== Цель ==
-
ОС предоставляет интерфейсы и для пользователей, и для приложений.
+
*Дать понятие о интерфейсе пользователя.
-
'''Понятие интерфейса пользователя.'''
+
== Ход урока ==
-
'''Интерфейс''' - в широком смысле слова, это способ (стандарт) взаимодействия между объектами.
+
=== Понятие интерфейса ===
-
Интерфейс в техническом смысле слова задаёт параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов.
+
-
Различают интерфейс пользователя, программный интерфейс (набор методов для взаимодействия между программами) и физический интерфейс (взаимодействия физических устройств). Но нам интересен лишь первый из них.
+
Процесс укоренения информационных технологий в сферы человеческой жизнедеятельности со времен продолжает все больше углубляться. Компьютерные системы становятся более простыми и понятными даже для человека, не являющегося спецом, например, в области информатики. Это стало возможным прежде всего потому, что и пользователи и программное обеспечение взаимодействуют с компьютером с помощью операционной системы.
-
{{#ev:youtube| 3Y09I-gefhk }}
+
ОС предоставляет интерфейсы и для пользователей, и для приложений.
-
<br>
+
-
<br>
+
=== Понятие интерфейса пользователя ===
+
-
'''Пользовательский интерфейс''' - комплекс программных и аппаратных средств, поддерживающих взаимодействие пользователя с ПК. Основу такой «дружбы» составляют так званые диалоги - обмен информацией между человеком и компьютером, производимый в реальном масштабе времени для совместного достижения конкретной целы. Каждый такой диалог состоит из процессов ввода/вывода, физически обеспечивающих связь пользователя и ПК. Обмен информацией осуществляется передачей сообщения.
+
'''Интерфейс''' - в широком смысле слова, это способ (стандарт) взаимодействия между объектами.
-
[[Image:12131.jpg]] <br>
+
Интерфейс в техническом смысле слова задаёт параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов.
-
<br>
+
Различают интерфейс пользователя, программный интерфейс (набор методов для взаимодействия между программами) и физический интерфейс (взаимодействия физических устройств). Но нам интересен лишь первый из них.
-
<br>
+
-
Пользователь ПК передает ''сообщения следующих типов:''<br>
+
{{#ev:youtube| 3Y09I-gefhk }}
-
<br>
+
<br>'''Пользовательский интерфейс''' - комплекс программных и аппаратных средств, поддерживающих взаимодействие пользователя с ПК. Основу такой «дружбы» составляют так званые диалоги - обмен информацией между человеком и компьютером, производимый в реальном масштабе времени для совместного достижения конкретной целы. Каждый такой диалог состоит из процессов ввода/вывода, физически обеспечивающих связь пользователя и ПК. Обмен информацией осуществляется передачей сообщения.
Пользователь ПК передает ''сообщения следующих типов:''<br>
-
- запрос операции или функции<br>
+
- запрос информации<br>- запрос помощи<br>- запрос операции или функции<br>- ввод или изменение информации
-
- ввод или изменение информации
+
В ответ компьютер дает, например, какие-либо справки, сообщения об ошибках, сообщения, требующие ответа, приказы для действий. Пользовательский интерфейс (ПИ) иногда понимают как внешний графический вид приложения. Но ведь пользователь через интерфейс воспринимает всю программу в целом. А это значит, такое понимание термина является не полным. На деле ПИ объединяет в себе всю структуру и элементы программы, оказывающие влияние на связь пользователя с самим приложением.
-
+
-
<br>
+
-
+
-
<br>
+
-
+
-
В ответ компьютер дает, например, какие-либо справки, сообщения об ошибках, сообщения, требующие ответа, приказы для действий. Пользовательский интерфейс (ПИ) иногда понимают как внешний графический вид приложения. Но ведь пользователь через интерфейс воспринимает всю программу в целом. А это значит, такое понимание термина является не полным. На деле ПИ объединяет в себе всю структуру и элементы программы, оказывающие влияние на связь пользователя с самим приложением.<br>
+
И эти ''элементы'' - не только экран, но и:
И эти ''элементы'' - не только экран, но и:
-
*системная образность (например, рабочий стол в Windows)<br>
+
*системная образность (например, рабочий стол в Windows)
-
*визуальный дизайн окон и приложений <br>
+
*визуальный дизайн окон и приложений
-
+
*средства отображения информации (форматы и т. д.)
-
<br>
+
-
+
-
*средства отображения информации (форматы и т. д.)<br>
'''Процедурно-ориентированные интерфейсы''', когда вся работа с приложением сводится к выбору действия, которое надо выполнить, к вводу данных и обработке полученных результатов. Такие интерфейсы можно разделить на несколько подтипов: консольные, меню и со свободной навигацией. <br>
-
<br>
+
-
<br>
+
'''Консольный''' организовывает взаимодействие с пользователем на основе поочередного ввода/вывода данных в виде текста по схеме «вопрос-ответ». Например: ''ввод информации - решение задачи - вывод результата.'' Подобные интерфейсы сейчас используют в процессе обучения программированию или же в тех случаях, когда программа производит только лишь одну функцию (к примеру, в системных утилитах). <br>
-
'''Процедурно-ориентированные интерфейсы''', когда вся работа с приложением сводится к выбору действия, которое надо выполнить, к вводу данных и обработке полученных результатов. Такие интерфейсы можно разделить на несколько подтипов: консольные, меню и со свободной навигацией. <br>
+
-
'''Консольный''' организовывает взаимодействие с пользователем на основе поочередного ввода/вывода данных в виде текста по схеме «вопрос-ответ». Например: ''ввод информации - решение задачи - вывод результата.'' Подобные интерфейсы сейчас используют в процессе обучения программированию или же в тех случаях, когда программа производит только лишь одну функцию (к примеру, в системных утилитах). <br>
+
'''Интерфейс-меню''' позволяет выбирать нужные операции из списка, выводимого программой. Существуют одноуровневые и многоуровневые меню.<br>
-
'''Интерфейс-меню''' позволяет выбирать нужные операции из списка, выводимого программой. Существуют одноуровневые и многоуровневые меню.<br>
+
-
Первые используются для сравнительно простых случаев, когда вариантов операций немного (например, Создать, Открыть, Закрыть). Вторые применяются при большом количестве вариантов (например, различной сложности операции с файлами) Интерфейс со свободной навигацией помогает пользователю осуществлять операции, доступ к которым возможен через интерфейсные элементы. <br>
+
Первые используются для сравнительно простых случаев, когда вариантов операций немного (например, Создать, Открыть, Закрыть). Вторые применяются при большом количестве вариантов (например, различной сложности операции с файлами) Интерфейс со свободной навигацией помогает пользователю осуществлять операции, доступ к которым возможен через интерфейсные элементы. <br>
-
<br>
+
<br>Поскольку даже разные реализации этих компонентов построены, все же, на общих принципах управления, интерфейсы со свободной навигацией привычны и понятны любому пользователю.
-
<br>
+
[[Image:Exfghfgample.jpg|480px|Внешний вид интерфейсных элементов]]
-
+
-
Поскольку даже разные реализации этих компонентов построены, все же, на общих принципах управления, интерфейсы со свободной навигацией привычны и понятны любому пользователю.
- кнопка (button) - индикатор хода выполнения задачи (progress bar)<br>
+
- кнопка (button) - индикатор хода выполнения задачи (progress bar)<br>
-
- ползунок (slider)<br>
+
- ползунок (slider)<br>
-
- списки: линейный (list box) и выпадающий (combo box) <br>
+
- списки: линейный (list box) и выпадающий (combo box) <br>
-
- переключатель (radio button)<br>
+
- переключатель (radio button)<br>
-
- меню (menu)<br>
+
- меню (menu)<br>
-
- панель инструментов (toolbar)<br>
+
- панель инструментов (toolbar)<br>
-
<br>
+
<br>
{{#ev:youtube| jYvkpYM2jpc&feature=fvw }}
{{#ev:youtube| jYvkpYM2jpc&feature=fvw }}
-
<br>
+
<br>
-
Важной особенностью таких интерфейсов является свойство изменяться в процессе взаимодействия с пользователем, при этом предлагая на выбор только операции, имеющие смысл в конкретной ситуации (к примеру, блокируя ввод в не нужные поля). <br>
+
Важной особенностью таких интерфейсов является свойство изменяться в процессе взаимодействия с пользователем, при этом предлагая на выбор только операции, имеющие смысл в конкретной ситуации (к примеру, блокируя ввод в не нужные поля). <br>
-
'''Объектно-ориентированные интерфейсы''' направлены на манипулирование объектами. К примеру, таким интерфейсом является программа «Проводник» ОС Windows. Объектами управления в этом случае есть файлы и каталоги (папки). Такие действия происходят примерно так: выделяется файл или папка (а если быть точнее, объект интерфейса, соответствующий файлу или папке) и «перетаскивается» в другую папку, инициируя таким образом перемещение «физического» файла на диске. [[Image:Examjghgple.jpg]]
+
'''Объектно-ориентированные интерфейсы''' направлены на манипулирование объектами. К примеру, таким интерфейсом является программа «Проводник» ОС Windows. Объектами управления в этом случае есть файлы и каталоги (папки). Такие действия происходят примерно так: выделяется файл или папка (а если быть точнее, объект интерфейса, соответствующий файлу или папке) и «перетаскивается» в другую папку, инициируя таким образом перемещение «физического» файла на диске.
3. Разница между интерфейсом-меню и интерфейсом со свободной навигацией<br>
+
''1. Объясните термин «интерфейс».<br>''
-
<br>
+
''2. Типы пользовательских интерфейсов<br>''
-
'''Список использованных источников: '''
+
''3. Разница между интерфейсом-меню и интерфейсом со свободной навигацией<br>''
-
1. Урок на тему "Интефейс пользователя", Яковенко Г.Н., г. Харьков
+
<br>
-
2. Т. Б. Большаков, Д. В. Иртегов. Операционные системы. - www.citforum.ru.<br>
+
== Список использованных источников ==
-
3. Методы и средства разработки пользовательского интерфейса: современное состояние, Клещев А.С. , Грибова В.В. , 2001<br>
+
''1. Урок на тему "Интефейс пользователя", Яковенко Г.Н., г. Харьков''
-
4. Программная инженерия. Стандартизация пользовательского интерфейса. Евгений Волченков. М, 2002.
+
''2. Т. Б. Большаков, Д. В. Иртегов. Операционные системы. - www.citforum.ru.<br>''
-
5. toader.chat.ru
+
''3. Методы и средства разработки пользовательского интерфейса: современное состояние, Клещев А.С. , Грибова В.В. , 2001<br>''
+
+
''4. Программная инженерия. Стандартизация пользовательского интерфейса. Евгений Волченков. М, 2002.''
+
+
''5. toader.chat.ru''
+
+
''6.www.swsys.ru''
+
+
----
-
6.www.swsys.ru
-
<br>
''Отредактировано и выслано преподавателем Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Соловьевым М. С.''
''Отредактировано и выслано преподавателем Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Соловьевым М. С.''
Строка 161:
Строка 155:
----
----
-
'''<u>Над уроком работали</u>'''
+
'''Над уроком работали'''
-
Яковенко Г.Н.
+
Яковенко Г.Н.
-
Соловьев М. С.
+
Соловьев М. С.
----
----
+
<br>
+
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>
-
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>
Процесс укоренения информационных технологий в сферы человеческой жизнедеятельности со времен продолжает все больше углубляться. Компьютерные системы становятся более простыми и понятными даже для человека, не являющегося спецом, например, в области информатики. Это стало возможным прежде всего потому, что и пользователи и программное обеспечение взаимодействуют с компьютером с помощью операционной системы.
ОС предоставляет интерфейсы и для пользователей, и для приложений.
Понятие интерфейса пользователя
Интерфейс - в широком смысле слова, это способ (стандарт) взаимодействия между объектами.
Интерфейс в техническом смысле слова задаёт параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов.
Различают интерфейс пользователя, программный интерфейс (набор методов для взаимодействия между программами) и физический интерфейс (взаимодействия физических устройств). Но нам интересен лишь первый из них.
Пользовательский интерфейс - комплекс программных и аппаратных средств, поддерживающих взаимодействие пользователя с ПК. Основу такой «дружбы» составляют так званые диалоги - обмен информацией между человеком и компьютером, производимый в реальном масштабе времени для совместного достижения конкретной целы. Каждый такой диалог состоит из процессов ввода/вывода, физически обеспечивающих связь пользователя и ПК. Обмен информацией осуществляется передачей сообщения.
Пользователь ПК передает сообщения следующих типов:
- запрос информации - запрос помощи - запрос операции или функции - ввод или изменение информации
В ответ компьютер дает, например, какие-либо справки, сообщения об ошибках, сообщения, требующие ответа, приказы для действий. Пользовательский интерфейс (ПИ) иногда понимают как внешний графический вид приложения. Но ведь пользователь через интерфейс воспринимает всю программу в целом. А это значит, такое понимание термина является не полным. На деле ПИ объединяет в себе всю структуру и элементы программы, оказывающие влияние на связь пользователя с самим приложением.
И эти элементы - не только экран, но и:
системная образность (например, рабочий стол в Windows)
визуальный дизайн окон и приложений
средства отображения информации (форматы и т. д.)
устройства ввода и вывода данных другие.
Типы пользовательский интерфейсов
Процедурно-ориентированные интерфейсы, когда вся работа с приложением сводится к выбору действия, которое надо выполнить, к вводу данных и обработке полученных результатов. Такие интерфейсы можно разделить на несколько подтипов: консольные, меню и со свободной навигацией.
Консольный организовывает взаимодействие с пользователем на основе поочередного ввода/вывода данных в виде текста по схеме «вопрос-ответ». Например: ввод информации - решение задачи - вывод результата. Подобные интерфейсы сейчас используют в процессе обучения программированию или же в тех случаях, когда программа производит только лишь одну функцию (к примеру, в системных утилитах).
Интерфейс-меню позволяет выбирать нужные операции из списка, выводимого программой. Существуют одноуровневые и многоуровневые меню.
Первые используются для сравнительно простых случаев, когда вариантов операций немного (например, Создать, Открыть, Закрыть). Вторые применяются при большом количестве вариантов (например, различной сложности операции с файлами) Интерфейс со свободной навигацией помогает пользователю осуществлять операции, доступ к которым возможен через интерфейсные элементы.
Поскольку даже разные реализации этих компонентов построены, все же, на общих принципах управления, интерфейсы со свободной навигацией привычны и понятны любому пользователю.
- кнопка (button) - индикатор хода выполнения задачи (progress bar)
- ползунок (slider)
- списки: линейный (list box) и выпадающий (combo box)
- переключатель (radio button)
- меню (menu)
- панель инструментов (toolbar)
Важной особенностью таких интерфейсов является свойство изменяться в процессе взаимодействия с пользователем, при этом предлагая на выбор только операции, имеющие смысл в конкретной ситуации (к примеру, блокируя ввод в не нужные поля).
Объектно-ориентированные интерфейсы направлены на манипулирование объектами. К примеру, таким интерфейсом является программа «Проводник» ОС Windows. Объектами управления в этом случае есть файлы и каталоги (папки). Такие действия происходят примерно так: выделяется файл или папка (а если быть точнее, объект интерфейса, соответствующий файлу или папке) и «перетаскивается» в другую папку, инициируя таким образом перемещение «физического» файла на диске.
Вопросы
1. Объясните термин «интерфейс».
2. Типы пользовательских интерфейсов
3. Разница между интерфейсом-меню и интерфейсом со свободной навигацией
Список использованных источников
1. Урок на тему "Интефейс пользователя", Яковенко Г.Н., г. Харьков
2. Т. Б. Большаков, Д. В. Иртегов. Операционные системы. - www.citforum.ru.
3. Методы и средства разработки пользовательского интерфейса: современное состояние, Клещев А.С. , Грибова В.В. , 2001
4. Программная инженерия. Стандартизация пользовательского интерфейса. Евгений Волченков. М, 2002.
5. toader.chat.ru
6.www.swsys.ru
Отредактировано и выслано преподавателем Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Соловьевым М. С.
Над уроком работали
Яковенко Г.Н.
Соловьев М. С.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.