|
|
(1 промежуточная версия не показана) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 6 класс, Обрядовый фольклор, Календарно-обрядовые песни</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 6 класс, Обрядовый фольклор, Календарно-обрядовые песни, фольклор, слова, литературы, творчества, стихотворения, рассказ, В. А. Жуковский</metakeywords> |
| | | |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]>>Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни ''' | + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]>>Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни '''<br> |
| | | |
- | <br> | + | <br>'''Устное народное творчество''' |
| + | |
| + | '''<br>'''<u>'''Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни'''</u> |
| | | |
- | <br> ''' УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО <br> ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР. <br> КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ '''<br><br>Впервые шестиклассники знакомятся с обрядовым фольклором, календарно-обрядовыми песнями. Эта поэзия не совсем понятна школьникам, поэтому надо приблизить ее, сделать интересной для учащихся.
| + | Впервые шестиклассники знакомятся с обрядовым '''[[Література і фольклор. Повні уроки|фольклором]]''', календарно-обрядовыми песнями. Эта поэзия не совсем понятна школьникам, поэтому надо приблизить ее, сделать интересной для учащихся. |
| | | |
| Чтобы воспринять богатство старинной русской обрядовой поэзии, надо знать, о каких обрядах идет речь, когда и для чего они совершались, какую роль при этом играла песня. | | Чтобы воспринять богатство старинной русской обрядовой поэзии, надо знать, о каких обрядах идет речь, когда и для чего они совершались, какую роль при этом играла песня. |
| | | |
- | Учащиеся столкнутся и с такими трудностями, как слова, употребляемые в местных говорах и не получившие распространения в литературном языке (для этого есть подстрочные примечания, а можно предварительно выписать эти слова с объяснениями <br>на доске). Встретятся также непривычные словосочетания, непринятый порядок слов. С этими трудностями можно справиться при помощи предварительных объяснений и комментированного чтения. | + | Учащиеся столкнутся и с такими трудностями, как '''[[Словарь к теме Устаревшие слова. Неологизмы|слова]]''', употребляемые в местных говорах и не получившие распространения в литературном языке (для этого есть подстрочные примечания, а можно предварительно выписать эти слова с объяснениями на доске). Встретятся также непривычные словосочетания, непринятый порядок слов. С этими трудностями можно справиться при помощи предварительных объяснений и комментированного чтения. |
| | | |
- | Очень важно при изучении данной темы сообщить необходимые сведения, которые многое объяснят и сделают более понятной изучаемую поэзию. Не менее важно подготовить выразительное чтение помещенных в хрестоматии песен. Это должен сделать <br>учитель. | + | Очень важно при изучении данной темы сообщить необходимые сведения, которые многое объяснят и сделают более понятной изучаемую поэзию. Не менее важно подготовить выразительное чтение помещенных в хрестоматии '''[[М. Исаковский. Катюша. Враги сожгли родную хату|песен]]'''. Это должен сделать учитель. |
| | | |
| Все это поможет учащимся открыть мир поэзии, столетиями создававшийся народом, станет, может быть, яснее, почему народной обрядовой поэзией интересовались многие знаменитые русские писатели, композиторы, художники. | | Все это поможет учащимся открыть мир поэзии, столетиями создававшийся народом, станет, может быть, яснее, почему народной обрядовой поэзией интересовались многие знаменитые русские писатели, композиторы, художники. |
Строка 17: |
Строка 19: |
| Чтобы понять это, необходимо вспомнить, с одной стороны, о роли и месте фольклора в истории человеческой культуры и, с другой стороны, о его роли и месте в быту русского народа в XVIII—XIX вв. | | Чтобы понять это, необходимо вспомнить, с одной стороны, о роли и месте фольклора в истории человеческой культуры и, с другой стороны, о его роли и месте в быту русского народа в XVIII—XIX вв. |
| | | |
- | До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой. | + | До возникновения '''[[Литература и история|литературы]]''' вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой. |
| | | |
| Для понимания многих особенностей фольклорных произведений нужно знать, что представлял собой старый традиционный быт народа и какую роль играл в нем фольклор. | | Для понимания многих особенностей фольклорных произведений нужно знать, что представлял собой старый традиционный быт народа и какую роль играл в нем фольклор. |
Строка 23: |
Строка 25: |
| Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. | | Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. |
| | | |
- | Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут <br>желаемый результат. | + | Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. |
| | | |
- | Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. | + | Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного '''[[Великий дар творчества: радость и красота созидания|творчества]]''', и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. |
| | | |
| Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами — Масленицы, Весны, Троицы — мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии. | | Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами — Масленицы, Весны, Троицы — мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии. |
| | | |
- | По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию. | + | По своей форме эти песни — краткие '''[[Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века|стихотворения]]''', которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию. |
| | | |
- | Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем. Поэтому очень важно познакомить <br>школьников с этим миром народного творчества. | + | Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем. Поэтому очень важно познакомить школьников с этим миром народного творчества. |
| | | |
- | В учебнике есть краткие сведения об обрядовой поэзии, календарно-обрядовых песнях, которые составляют неотъемлемую часть этих обрядов. Было бы желательно, чтобы учитель более обстоятельно рассказал, где, когда и как исполнялись эти песни. Например, в своем рассказе о колядках учитель может сообщить о том, что рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа. | + | В учебнике есть краткие сведения об обрядовой поэзии, календарно-обрядовых песнях, которые составляют неотъемлемую часть этих обрядов. Было бы желательно, чтобы учитель более обстоятельно рассказал, где, когда и как исполнялись эти песни. Например, в своем '''[[Роман. Рассказ. Повесть|рассказе]]''' о колядках учитель может сообщить о том, что рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа. |
| | | |
- | Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. | + | Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания [http://xvatit.com/busines/ '''богатства'''], урожая и т. д. |
| | | |
| Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа. | | Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа. |
| | | |
- | Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например: <br><br> Не дашь пирога — <br> Мы корову за рога. <br> Не дашь кишку<sup>1</sup><br> — <br> Мы свинью за виску. <br> Не дашь блинка — <br> Мы хозяина в пинка. <br><br>Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. | + | Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например: <br><br> '' Не дашь пирога — <br> Мы корову за рога. <br> Не дашь кишку<sup>1</sup><br> — <br> Мы свинью за виску. <br> Не дашь блинка — <br> Мы хозяина в пинка. ''<br><br>Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. |
| | | |
| Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий. | | Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий. |
| | | |
- | Одним из видов новогодних песен были подблюдные песни. Они сопровождали новогодние гадания. В. А. Жуковский в поэме «Светлана» пересказывает одну из наиболее популярных подблюдных песен: <br><br> …Кузнец, <br> Скуй мне злат и нов венец, <br> Скуй кольцо златое. <br> Мне венчаться тем венцом, <br> Обручаться тем кольцом <br> При святом налое. <br><br>Можно сравнить ее с фольклорным вариантом: <br><br> Идет кузнец из кузницы, слава! <br> Несет кузнец три молота, слава! <br> Скуй, кузнец, мне золотой венец, слава! <br> Из образочков мне золот перстень, слава! <br> Из остаточков мне булавочку, слава! <br> Тем мне венцом венчатися, слава! <br> Тем кольцом обручатися, слава! <br> И той мне булавочкой убрус<sup>2</sup><br> притыкать, слава! <br> Кому песню поем, тому добро, слава! <br> Тому сбудется, не минуется, слава! <br><br>Известная подблюдная песня цитируется в 5-й главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. <br><br> ''' А. С. Пушкин : ''' <br> И вынулось колечко ей <br> Под песенку старинных дней: <br> Там мужички-то все богаты <br> Гребут лопатой серебро. <br> Кому поем, тому добро <br> И слава! <br><br> ''' Народная песня : '''<br> За рекой мужики живут богатые, слава! <br> Гребут золото лопатою, слава! <br> Кому песню поем, тому добро, слава! <br> Тому сбудется, не минуется, слава! <br><br>Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д. | + | Одним из видов новогодних песен были подблюдные песни. Они сопровождали новогодние гадания. '''[[В. А. Жуковский. «Спящая царевна», «Кубок»|В. А. Жуковский]]''' в поэме «Светлана» пересказывает одну из наиболее популярных подблюдных песен: <br><br> '' …Кузнец, <br> Скуй мне злат и нов венец, <br> Скуй кольцо златое. <br> Мне венчаться тем венцом, <br> Обручаться тем кольцом <br> При святом налое. ''<br><br>Можно сравнить ее с фольклорным вариантом: <br><br> '' Идет кузнец из кузницы, слава! <br> Несет кузнец три молота, слава! <br> Скуй, кузнец, мне золотой венец, слава! <br> Из образочков мне золот перстень, слава! <br> Из остаточков мне булавочку, слава! <br> Тем мне венцом венчатися, слава! <br> Тем кольцом обручатися, слава! <br> И той мне булавочкой убрус<sup>2</sup><br> притыкать, слава! <br> Кому песню поем, тому добро, слава! <br> Тому сбудется, не минуется, слава! ''<br><br>Известная подблюдная песня цитируется в 5-й главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. <br><br> '' ''' А. С. Пушкин : ''' <br> И вынулось колечко ей <br> Под песенку старинных дней: <br> Там мужички-то все богаты <br> Гребут лопатой серебро. <br> Кому поем, тому добро <br> И слава! <br><br> ''' Народная песня : '''<br> За рекой мужики живут богатые, слава! <br> Гребут золото лопатою, слава! <br> Кому песню поем, тому добро, слава! <br> Тому сбудется, не минуется, слава! ''<br><br>Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д. |
| | | |
| В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же <br>неделе было принято кататься с гор на санках. | | В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же <br>неделе было принято кататься с гор на санках. |
| | | |
- | Что касается троицкого цикла, то можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Недаром поэтические образы и мелодии этих песен привлекали внимание многих русских писателей, например <br>А. Н. Островского: известная песня Леля «Туча со громом сговаривалась» и обрядовая песня троицкого цикла: <br><br> Туча с громом сговаривалась: <br> Доля-лёли-лёли-лё! <br> «Пойдем, туча, гулять на поле, <br> На то поле, на Заводское! <br> Ты с дождем, а я с милостью, <br> Ты польешь, а я выращу!»… <br><br>а также композиторов (песня «Во поле березонька стояла…» в Пятой симфонии П. И. Чайковского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и др.). | + | Что касается троицкого цикла, то можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Недаром поэтические образы и мелодии этих песен привлекали внимание многих русских писателей, например <br>А. Н. Островского: известная песня Леля «Туча со громом сговаривалась» и обрядовая песня троицкого цикла: <br><br> '' Туча с громом сговаривалась: <br> Доля-лёли-лёли-лё! <br> «Пойдем, туча, гулять на поле, <br> На то поле, на Заводское! <br> Ты с дождем, а я с милостью, <br> Ты польешь, а я выращу!»… ''<br><br>а также композиторов (песня «Во поле березонька стояла…» в Пятой симфонии П. И. Чайковского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и др.). |
| | | |
| Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера. | | Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера. |
Строка 57: |
Строка 59: |
| Вот одна из веснянок такого рода: | | Вот одна из веснянок такого рода: |
| | | |
- | …Синицы, синицы, <br> Принесите по спице! <br> Канарейки, <br> Канарейки, <br> Принесите по швейке<sup>3</sup>!<br><br> Четочки, чечеточки, <br> Принесите по щеточке! <br> Тогда, утки, <br> Дуйте в дудки, <br> Тараканы — <br> В барабаны! <br><br>На мотивах веснянок построены многие эпизоды «Снегурочки» А. Н. Островского. | + | '' …Синицы, синицы, <br> Принесите по спице! <br> Канарейки, <br> Канарейки, <br> Принесите по швейке<sup>3</sup>!<br><br> Четочки, чечеточки, <br> Принесите по щеточке! <br> Тогда, утки, <br> Дуйте в дудки, <br> Тараканы — <br> В барабаны! ''<br><br>На мотивах веснянок построены многие эпизоды «Снегурочки» А. Н. Островского. |
| | | |
| На изучение обрядового фольклора и календарно-обрядовых песен отводится два урока. Учитель, конечно, выберет нужный материал для вступительного слова и первый урок может отвести колядкам и масленичным песням. Особую роль при этом будет играть выразительное чтение песен самим учителем. Предварительно, как мы уже говорили, необходима кропотливая работа с непонятными словами и выражениями, которые могут быть объяснены заранее или при комментированном чтении. После этого можно предложить учащимся прочитать одну-две песни. | | На изучение обрядового фольклора и календарно-обрядовых песен отводится два урока. Учитель, конечно, выберет нужный материал для вступительного слова и первый урок может отвести колядкам и масленичным песням. Особую роль при этом будет играть выразительное чтение песен самим учителем. Предварительно, как мы уже говорили, необходима кропотливая работа с непонятными словами и выражениями, которые могут быть объяснены заранее или при комментированном чтении. После этого можно предложить учащимся прочитать одну-две песни. |
Строка 63: |
Строка 65: |
| Второй урок посвящается весенним, троицким и осенним песням. | | Второй урок посвящается весенним, троицким и осенним песням. |
| | | |
- | После чтения песен проводится беседа по вопросам. | + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''После чтения песен проводится беседа по вопросам.'''</u> |
| | | |
- | — Какой фольклор называется обрядовым? <br> — Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми? <br> — Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен? <br> — Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? <br> — Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
| + | ''— Какой фольклор называется обрядовым? <br>— Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми? <br>— Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен? <br>— Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? <br>— Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?'' |
| | | |
| Расскажите об этом подробнее. | | Расскажите об этом подробнее. |
Строка 77: |
Строка 81: |
| Конец урока можно посвятить выразительному чтению одной или двух песен, при этом обращается особое внимание на напевность, повторы, обращения, эпитеты. | | Конец урока можно посвятить выразительному чтению одной или двух песен, при этом обращается особое внимание на напевность, повторы, обращения, эпитеты. |
| | | |
- | При подготовке к урокам учитель может использовать следующие книги: Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. — М., 1978; Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. К. Чистов, Б. Чистова. — Л., 1984; Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. — М., 1982; Киреевский П. В. Песни, собранные писателями. — М., 1968; Поэзия крестьянских праздников. — Л., 1970; Потешки, считалки, небылицы. — М., 1989. <br><br><br><br><br><br> | + | При подготовке к урокам учитель может использовать следующие книги: Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. — М., 1978; Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. К. Чистов, Б. Чистова. — Л., 1984; Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. — М., 1982; Киреевский П. В. Песни, собранные писателями. — М., 1968; Поэзия крестьянских праздников. — Л., 1970; Потешки, считалки, небылицы. — М., 1989. <br><br> |
| | | |
| ''Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' | | ''Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' |
Текущая версия на 19:12, 20 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
Устное народное творчество
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
Впервые шестиклассники знакомятся с обрядовым фольклором, календарно-обрядовыми песнями. Эта поэзия не совсем понятна школьникам, поэтому надо приблизить ее, сделать интересной для учащихся.
Чтобы воспринять богатство старинной русской обрядовой поэзии, надо знать, о каких обрядах идет речь, когда и для чего они совершались, какую роль при этом играла песня.
Учащиеся столкнутся и с такими трудностями, как слова, употребляемые в местных говорах и не получившие распространения в литературном языке (для этого есть подстрочные примечания, а можно предварительно выписать эти слова с объяснениями на доске). Встретятся также непривычные словосочетания, непринятый порядок слов. С этими трудностями можно справиться при помощи предварительных объяснений и комментированного чтения.
Очень важно при изучении данной темы сообщить необходимые сведения, которые многое объяснят и сделают более понятной изучаемую поэзию. Не менее важно подготовить выразительное чтение помещенных в хрестоматии песен. Это должен сделать учитель.
Все это поможет учащимся открыть мир поэзии, столетиями создававшийся народом, станет, может быть, яснее, почему народной обрядовой поэзией интересовались многие знаменитые русские писатели, композиторы, художники.
Чтобы понять это, необходимо вспомнить, с одной стороны, о роли и месте фольклора в истории человеческой культуры и, с другой стороны, о его роли и месте в быту русского народа в XVIII—XIX вв.
До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.
Для понимания многих особенностей фольклорных произведений нужно знать, что представлял собой старый традиционный быт народа и какую роль играл в нем фольклор.
Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.
Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.
Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами — Масленицы, Весны, Троицы — мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.
По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.
Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем. Поэтому очень важно познакомить школьников с этим миром народного творчества.
В учебнике есть краткие сведения об обрядовой поэзии, календарно-обрядовых песнях, которые составляют неотъемлемую часть этих обрядов. Было бы желательно, чтобы учитель более обстоятельно рассказал, где, когда и как исполнялись эти песни. Например, в своем рассказе о колядках учитель может сообщить о том, что рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.
Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д.
Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.
Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:
Не дашь пирога — Мы корову за рога. Не дашь кишку1 — Мы свинью за виску. Не дашь блинка — Мы хозяина в пинка.
Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи.
Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.
Одним из видов новогодних песен были подблюдные песни. Они сопровождали новогодние гадания. В. А. Жуковский в поэме «Светлана» пересказывает одну из наиболее популярных подблюдных песен:
…Кузнец, Скуй мне злат и нов венец, Скуй кольцо златое. Мне венчаться тем венцом, Обручаться тем кольцом При святом налое.
Можно сравнить ее с фольклорным вариантом:
Идет кузнец из кузницы, слава! Несет кузнец три молота, слава! Скуй, кузнец, мне золотой венец, слава! Из образочков мне золот перстень, слава! Из остаточков мне булавочку, слава! Тем мне венцом венчатися, слава! Тем кольцом обручатися, слава! И той мне булавочкой убрус2 притыкать, слава! Кому песню поем, тому добро, слава! Тому сбудется, не минуется, слава!
Известная подблюдная песня цитируется в 5-й главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин : И вынулось колечко ей Под песенку старинных дней: Там мужички-то все богаты Гребут лопатой серебро. Кому поем, тому добро И слава!
Народная песня : За рекой мужики живут богатые, слава! Гребут золото лопатою, слава! Кому песню поем, тому добро, слава! Тому сбудется, не минуется, слава!
Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках.
Что касается троицкого цикла, то можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Недаром поэтические образы и мелодии этих песен привлекали внимание многих русских писателей, например А. Н. Островского: известная песня Леля «Туча со громом сговаривалась» и обрядовая песня троицкого цикла:
Туча с громом сговаривалась: Доля-лёли-лёли-лё! «Пойдем, туча, гулять на поле, На то поле, на Заводское! Ты с дождем, а я с милостью, Ты польешь, а я выращу!»…
а также композиторов (песня «Во поле березонька стояла…» в Пятой симфонии П. И. Чайковского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и др.).
Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.
Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Некоторые веснянки напоминают знакомые с детства строки «Тараканища» или «Мухи-цокотухи» («тараканы — в барабаны»).
Вот одна из веснянок такого рода:
…Синицы, синицы, Принесите по спице! Канарейки, Канарейки, Принесите по швейке3!
Четочки, чечеточки, Принесите по щеточке! Тогда, утки, Дуйте в дудки, Тараканы — В барабаны!
На мотивах веснянок построены многие эпизоды «Снегурочки» А. Н. Островского.
На изучение обрядового фольклора и календарно-обрядовых песен отводится два урока. Учитель, конечно, выберет нужный материал для вступительного слова и первый урок может отвести колядкам и масленичным песням. Особую роль при этом будет играть выразительное чтение песен самим учителем. Предварительно, как мы уже говорили, необходима кропотливая работа с непонятными словами и выражениями, которые могут быть объяснены заранее или при комментированном чтении. После этого можно предложить учащимся прочитать одну-две песни.
Второй урок посвящается весенним, троицким и осенним песням.
После чтения песен проводится беседа по вопросам.
— Какой фольклор называется обрядовым? — Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми? — Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен? — Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? — Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
Расскажите об этом подробнее.
Следует также обратить внимание на словарную работу: например, объяснить значение слов «жито», «толокно», «лапти», «серп», «жать» и др.
Особое внимание обращается на то, что обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. Учитель обязательно коснется этого на уроках, поэтому вполне правомерна постановка такого вопроса:
— Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?
Конец урока можно посвятить выразительному чтению одной или двух песен, при этом обращается особое внимание на напевность, повторы, обращения, эпитеты.
При подготовке к урокам учитель может использовать следующие книги: Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. — М., 1978; Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. К. Чистов, Б. Чистова. — Л., 1984; Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. — М., 1982; Киреевский П. В. Песни, собранные писателями. — М., 1968; Поэзия крестьянских праздников. — Л., 1970; Потешки, считалки, небылицы. — М., 1989.
Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Книги, учебники Литература скачать, конспект на помощь учителю и ученикам, учиться онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|