|
|
(3 промежуточные версии не показаны) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 6 класс, Н. А. Некрасов, «Железная дорога»</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 6 класс, Н. А. Некрасов, «Железная дорога», стихотворения, статья, К. Чуковский, лирика, природа, творчество, цивилизации, крестьянина</metakeywords> |
| | | |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]>>Н. А. Некрасов. «Железная дорога» ''' | + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]>>Н. А. Некрасов. «Железная дорога» ''' <br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Н. А. НЕКРАСОВ <br><br> «Железная дорога» <br><br>«Железная дорога» всегда изучалась в школе. И сложился не только положительный, <br>но и отрицательный опыт работы. Давно замечено, что Некрасов представлен в школе <br>односторонне, только как певец народных страданий, причем стихи его рассматриваются <br>нередко как имеющие отношение только к прошлому, как иллюстрация к истории, <br>а потому они не вызывают интереса школьников. Но повинна в этом не поэзия Некрасова, <br>а наш подход к ней. <br><br>Конечно, Некрасов пишет о конкретных явлениях прошлого. Но великий поэт, <br>описывая свое время, всегда говорит о том, что важно для всего человечества. Увидеть непреходящее значение стихотворения — задача уроков о Некрасове. <br><br>В этом учителю помогут работы К. И. Чуковского и Н. Н. Скатова10, к которым <br>мы рекомендуем обратиться. К. И. Чуковский прекрасно показал песенную основу <br>стихотворения как проявление народности. Н. Н. Скатов утверждает, что главное <br>в стихотворении — его поэтичность. Она есть «внутренняя мера, которой все в стихе <br>измерено и оценено»11<br><br>При этом исследователи по-разному понимают некрасовскую <br>оценку народа. К. И. Чуковский видит пафос стихотворения в возмущении поэта рабьей <br>пассивностью народа. Н. Н. Скатов считает, что поэт изобразил народ прежде всего «в его <br>поэтической и нравственной сущности, достойной поэтического определения, и народ <br>в его рабьей пассивности, вызывающей горькую иронию»12<br><br>Но мы постараемся взглянуть на стихотворение не только как на изображение состояния народа в XIX веке, а как на поэтическое решение вечной проблемы: в чем назначение человека, что такое созидание, творчество, какой ценой создается все ценное, что такое труд? Конечно, здесь есть и горькие размышления о созидателях и хозяевах, отнюдь не потерявшие своей актуальности в наше время. <br><br>Предложенная в учебнике вступительная статья, думается, положит начало такому <br>подходу. Этот материал может быть прочитан ребятами самостоятельно или вслух <br>подготовленным учеником, результатом работы может быть ответ на вопросы, данные <br>в учебнике, или другие, но вопросы и задания целесообразно предложить перед чтением <br>статьи. <br><br>Как и всегда при обращении к лирике, первое прочтение произведения должно быть <br>дано учителем. В подготовке к чтению пригодится богатый материал рекомендованных <br>статей. Передать поэтичность, высоту духовности, масштабность образов стихотворения, <br>в котором речь идет о «родимой Руси», выразить интонацией эмоциональное богатство <br>произведения, от будничности до высокой патетики, от трагизма до горькой иронии, — <br>задача сложная. <br><br>Нередко при изучении стихотворения Некрасова используют иллюстрации. Здесь есть <br>одна опасность: обычно художникам удается хорошо передать тяжесть труда строителей <br>дороги, это есть и в некрасовском произведении. Такова, например, картина Г. Савицкого <br>«Ремонтные работы при строительстве железной дороги». Пафос этого полотна <br>соответствует лишь одной стороне некрасовского стихотворения — изображению <br>мучительного, тяжкого труда строителей. И надо сопоставить впечатление от картины <br>и от стихотворения, увидеть, чем отличается главная мысль Некрасова от идеи <br>художника. Лишь отчасти помогают пониманию стихотворения и рисунки, где <br>изображаются участники разговора в вагоне поезда (Н. Винцман). Поэтому, думается, <br>вместо иллюстраций лучше обратиться к воображению ребят, для работы которого <br>стихотворение дает много пищи. Ребята сами представят и картину природы, которую <br>видит рассказчик из окна поезда, и папашу в пальто на красной подкладке, и Ваню. <br>Представят они и фантастическую картину — толпу мертвецов, и то, о чем они <br>рассказывают или поют. Здесь большие возможности для применения устного рисования, <br>размышлений над деталями нарисованных поэтом картин. <br><br>Например, обратим внимание на непоэтические на первый взгляд «кочи, и моховые <br>болота, и пни», которые под волшебным «лунным сиянием» становятся прекрасными <br>и составляют частички высокого образа «родимой Руси». Постараемся почувствовать <br>в некрасовском отношении к природе народность поэта: и воздух у него «здоровый, <br>ядреный», и речка «студеная». В общем, это не просто пейзаж, и значение его не в том, чтобы сказать: в природе все прекрасно, а в жизни народа все плохо. Мысль Некрасова совсем другая. <br><br>И в природе есть то, что не кажется красивым, но это родина. От самого человека <br>зависит, взглянуть ли на эти картины глазами любящего сына или равнодушно <br>оценивающего эстета. И в жизни народа есть много уродливого, даже ужасного, но это не должно заслонить от взора главного: созидательной, творческой роли труженика. Поэтому сразу после страшных картин подневольного труда строителей дороги, после изображения белоруса, в котором, кажется, все ужасно, и даже работает он «механически» — где уж говорить о творчестве! — но именно после этих слов рассказчик не только предлагает Ване приглядеться к нему внимательно, но и призывает его «мужика уважать». Некрасов говорит нам: да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим. <br><br>Мало того, такой ценой и достигается преобразование мира. Гибнут труженики, <br>но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. В масштабах всемирной истории так <br>и происходит. Нельзя представлять себе путь цивилизации как движение «от победы <br>к победе», а труженика этаким плакатным богатырем, без напряжения идущим вперед. <br>Разговор на эту тему (разумеется, в соответствии с возрастными возможностями <br>шестиклассников) чрезвычайно важен сейчас. И Некрасов поможет в обсуждении этой <br>проблемы. <br><br>Понимание созидательной силы труда и дает поэту основание провозгласить свою <br>веру в будущее. И одно дело, когда слова поэта «Да не робей за отчизну любезную…» <br>воспринимаются как простая декларация, и совсем другое, когда они стали выводом <br>из глубоких и горьких раздумий, из увиденного зорким взглядом высокого и трагического <br>облика труженика. <br><br>Рассказчик в стихотворении не спорит с генералом, он обращается к Ване. Вспомним, <br>что у Некрасова есть немало стихов, обращенных к детям: «Плач детей», «Крестьянские <br>дети», «Школьник», «Дед Мазай и зайцы»; многие из них знакомы шестиклассникам. <br>Поэт стремился «правду… рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне. Вспомнить <br>знакомые произведения, прочитать новые, чтобы воспринять боль и веру поэта, — важная <br>задача уроков. <br><br>Многое ушло в прошлое. В частности, понимание народа как «простого народа», труда <br>как прежде всего физического. Для нас поэт Некрасов — такой же представитель народа, <br>как и изображенные им крестьяне, а труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя — <br>такая же созидательная деятельность, как и труд строителя, крестьянина, рабочего <br>у станка. Вероятно, не только темнотой народа объясняется его покорность. И вряд ли современному читателю захочется, как гимназисту в воспоминании Г. В. Плеханова13, взять ружье и идти сражаться за русский народ. Не так просты пути, ведущие к «выпрямлению» человека, согнутого рабством. Но об этом нет смысла говорить в шестом классе, как нет смысла и приводить указанные слова Плеханова. <br><br>А вот поговорить о том, что открывает Некрасов сегодняшнему читателю, <br>необходимо. Но не столько прямо, в лоб, сколько путем размышлений над произведением, <br>результатом которых явится выразительное его прочтение. <br><br><br><br><br>''Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''
| + | '''Н. А. Некрасов. «Железная дорога»''' |
| + | |
| + | <br>«Железная дорога» всегда изучалась в школе. И сложился не только положительный, но и отрицательный опыт работы. Давно замечено, что '''[[Н. А. Некрасов. Очерк жизни и творчества|Некрасов]]''' представлен в школе односторонне, только как певец народных страданий, причем стихи его рассматриваются нередко как имеющие отношение только к прошлому, как иллюстрация к истории, а потому они не вызывают интереса школьников. Но повинна в этом не поэзия Некрасова, а наш подход к ней. <br> |
| + | |
| + | Конечно, Некрасов пишет о конкретных явлениях прошлого. Но великий поэт, описывая свое время, всегда говорит о том, что важно для всего человечества. Увидеть непреходящее значение '''[[Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века|стихотворения]]''' — задача уроков о Некрасове. <br> |
| + | |
| + | В этом учителю помогут работы К. И. Чуковского и Н. Н. Скатова10, к которым мы рекомендуем обратиться. К. И. Чуковский прекрасно показал песенную основу стихотворения как проявление народности. Н. Н. Скатов утверждает, что главное в стихотворении — его поэтичность. Она есть «внутренняя мера, которой все в стихе измерено и оценено»<sup>11</sup><br> |
| + | |
| + | При этом исследователи по-разному понимают некрасовскую оценку народа. '''[[Конспект урока на тему: К. Чуковский|К. И. Чуковский]]''' видит пафос стихотворения в возмущении поэта рабьей пассивностью народа. Н. Н. Скатов считает, что поэт изобразил народ прежде всего «в его поэтической и нравственной сущности, достойной поэтического определения, и народ в его рабьей пассивности, вызывающей горькую иронию»<sup>12</sup> |
| + | |
| + | Но мы постараемся взглянуть на стихотворение не только как на изображение состояния народа в XIX веке, а как на поэтическое решение вечной проблемы: в чем назначение человека, что такое созидание, творчество, какой ценой создается все ценное, что такое труд? Конечно, здесь есть и горькие размышления о созидателях и хозяевах, отнюдь не потерявшие своей актуальности в наше время. |
| + | |
| + | Предложенная в учебнике вступительная '''[[Урок развития речи. Жанры речи. Статья в газету на морально-этическую тему|статья]]''', думается, положит начало такому подходу. Этот материал может быть прочитан ребятами самостоятельно или вслух подготовленным учеником, результатом работы может быть ответ на вопросы, данные в учебнике, или другие, но вопросы и задания целесообразно предложить перед чтением статьи. |
| + | |
| + | Как и всегда при обращении к '''[[Презентація уроку на тему «Лірика О.С.Пушкіна – «біографія його душі»»|лирике]]''', первое прочтение произведения должно быть дано учителем. В подготовке к чтению пригодится богатый материал рекомендованных статей. Передать поэтичность, высоту духовности, масштабность образов стихотворения, в котором речь идет о «родимой Руси», выразить интонацией эмоциональное богатство произведения, от будничности до высокой патетики, от трагизма до горькой иронии, — задача сложная. |
| + | |
| + | Нередко при изучении стихотворения Некрасова используют иллюстрации. Здесь есть одна опасность: обычно художникам удается хорошо передать тяжесть труда строителей дороги, это есть и в некрасовском произведении. Такова, например, картина Г. Савицкого «Ремонтные работы при строительстве железной дороги». Пафос этого полотна соответствует лишь одной стороне некрасовского стихотворения — изображению мучительного, тяжкого труда [http://xvatit.com/vuzi/ '''строителей''']. И надо сопоставить впечатление от картины и от стихотворения, увидеть, чем отличается главная мысль Некрасова от идеи художника. Лишь отчасти помогают пониманию стихотворения и рисунки, где изображаются участники разговора в вагоне поезда (Н. Винцман). Поэтому, думается, вместо иллюстраций лучше обратиться к воображению ребят, для работы которого стихотворение дает много пищи. Ребята сами представят и картину '''[[Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века|природы]]''', которую видит рассказчик из окна поезда, и папашу в пальто на красной подкладке, и Ваню. Представят они и фантастическую картину — толпу мертвецов, и то, о чем они рассказывают или поют. Здесь большие возможности для применения устного рисования, размышлений над деталями нарисованных поэтом картин. |
| + | |
| + | Например, обратим внимание на непоэтические на первый взгляд «кочи, и моховые болота, и пни», которые под волшебным «лунным сиянием» становятся прекрасными и составляют частички высокого образа «родимой Руси». Постараемся почувствовать в некрасовском отношении к природе народность поэта: и воздух у него «здоровый, ядреный», и речка «студеная». В общем, это не просто пейзаж, и значение его не в том, чтобы сказать: в природе все прекрасно, а в жизни народа все плохо. Мысль Некрасова совсем другая. |
| + | |
| + | И в природе есть то, что не кажется красивым, но это родина. От самого человека зависит, взглянуть ли на эти картины глазами любящего сына или равнодушно оценивающего эстета. И в жизни народа есть много уродливого, даже ужасного, но это не должно заслонить от взора главного: созидательной, творческой роли труженика. Поэтому сразу после страшных картин подневольного труда строителей дороги, после изображения белоруса, в котором, кажется, все ужасно, и даже работает он «механически» — где уж говорить о '''[[Опорный каркас урока на тему: «Устное народное творчество»|творчестве]]'''! — но именно после этих слов рассказчик не только предлагает Ване приглядеться к нему внимательно, но и призывает его «мужика уважать». Некрасов говорит нам: да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим. |
| + | |
| + | Мало того, такой ценой и достигается преобразование мира. Гибнут труженики, но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. В масштабах всемирной истории так и происходит. Нельзя представлять себе путь '''[[Зарождение первых цивилизаций|цивилизации]]''' как движение «от победы к победе», а труженика этаким плакатным богатырем, без напряжения идущим вперед. Разговор на эту тему (разумеется, в соответствии с возрастными возможностями шестиклассников) чрезвычайно важен сейчас. И Некрасов поможет в обсуждении этой проблемы. |
| + | |
| + | Понимание созидательной силы труда и дает поэту основание провозгласить свою веру в будущее. И одно дело, когда слова поэта «Да не робей за отчизну любезную…» воспринимаются как простая декларация, и совсем другое, когда они стали выводом из глубоких и горьких раздумий, из увиденного зорким взглядом высокого и трагического облика труженика. |
| + | |
| + | Рассказчик в стихотворении не спорит с генералом, он обращается к Ване. Вспомним, что у Некрасова есть немало стихов, обращенных к детям: «Плач детей», «Крестьянские дети», «Школьник», «Дед Мазай и зайцы»; многие из них знакомы шестиклассникам. Поэт стремился «правду… рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне. Вспомнить знакомые произведения, прочитать новые, чтобы воспринять боль и веру поэта, — важная задача уроков. |
| + | |
| + | Многое ушло в прошлое. В частности, понимание народа как «простого народа», труда как прежде всего физического. Для нас поэт Некрасов — такой же представитель народа, как и изображенные им крестьяне, а труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя — такая же созидательная деятельность, как и труд строителя, '''[[Жизнь крестьянина|крестьянина]]''', рабочего у станка. Вероятно, не только темнотой народа объясняется его покорность. И вряд ли современному читателю захочется, как гимназисту в воспоминании Г. В. Плеханова13, взять ружье и идти сражаться за русский народ. Не так просты пути, ведущие к «выпрямлению» человека, согнутого рабством. Но об этом нет смысла говорить в шестом классе, как нет смысла и приводить указанные слова Плеханова. |
| + | |
| + | А вот поговорить о том, что открывает Некрасов сегодняшнему читателю, необходимо. Но не столько прямо, в лоб, сколько путем размышлений над произведением, результатом которых явится выразительное его прочтение. |
| + | |
| + | <br>''Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' |
| | | |
| <sub>Книги и учебники согласно календарному плануванння по литературе 6 класса [[Литература|скачать]], помощь школьнику [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub> | | <sub>Книги и учебники согласно календарному плануванння по литературе 6 класса [[Литература|скачать]], помощь школьнику [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub> |
Текущая версия на 10:03, 21 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>Н. А. Некрасов. «Железная дорога»
Н. А. Некрасов. «Железная дорога»
«Железная дорога» всегда изучалась в школе. И сложился не только положительный, но и отрицательный опыт работы. Давно замечено, что Некрасов представлен в школе односторонне, только как певец народных страданий, причем стихи его рассматриваются нередко как имеющие отношение только к прошлому, как иллюстрация к истории, а потому они не вызывают интереса школьников. Но повинна в этом не поэзия Некрасова, а наш подход к ней.
Конечно, Некрасов пишет о конкретных явлениях прошлого. Но великий поэт, описывая свое время, всегда говорит о том, что важно для всего человечества. Увидеть непреходящее значение стихотворения — задача уроков о Некрасове.
В этом учителю помогут работы К. И. Чуковского и Н. Н. Скатова10, к которым мы рекомендуем обратиться. К. И. Чуковский прекрасно показал песенную основу стихотворения как проявление народности. Н. Н. Скатов утверждает, что главное в стихотворении — его поэтичность. Она есть «внутренняя мера, которой все в стихе измерено и оценено»11
При этом исследователи по-разному понимают некрасовскую оценку народа. К. И. Чуковский видит пафос стихотворения в возмущении поэта рабьей пассивностью народа. Н. Н. Скатов считает, что поэт изобразил народ прежде всего «в его поэтической и нравственной сущности, достойной поэтического определения, и народ в его рабьей пассивности, вызывающей горькую иронию»12
Но мы постараемся взглянуть на стихотворение не только как на изображение состояния народа в XIX веке, а как на поэтическое решение вечной проблемы: в чем назначение человека, что такое созидание, творчество, какой ценой создается все ценное, что такое труд? Конечно, здесь есть и горькие размышления о созидателях и хозяевах, отнюдь не потерявшие своей актуальности в наше время.
Предложенная в учебнике вступительная статья, думается, положит начало такому подходу. Этот материал может быть прочитан ребятами самостоятельно или вслух подготовленным учеником, результатом работы может быть ответ на вопросы, данные в учебнике, или другие, но вопросы и задания целесообразно предложить перед чтением статьи.
Как и всегда при обращении к лирике, первое прочтение произведения должно быть дано учителем. В подготовке к чтению пригодится богатый материал рекомендованных статей. Передать поэтичность, высоту духовности, масштабность образов стихотворения, в котором речь идет о «родимой Руси», выразить интонацией эмоциональное богатство произведения, от будничности до высокой патетики, от трагизма до горькой иронии, — задача сложная.
Нередко при изучении стихотворения Некрасова используют иллюстрации. Здесь есть одна опасность: обычно художникам удается хорошо передать тяжесть труда строителей дороги, это есть и в некрасовском произведении. Такова, например, картина Г. Савицкого «Ремонтные работы при строительстве железной дороги». Пафос этого полотна соответствует лишь одной стороне некрасовского стихотворения — изображению мучительного, тяжкого труда строителей. И надо сопоставить впечатление от картины и от стихотворения, увидеть, чем отличается главная мысль Некрасова от идеи художника. Лишь отчасти помогают пониманию стихотворения и рисунки, где изображаются участники разговора в вагоне поезда (Н. Винцман). Поэтому, думается, вместо иллюстраций лучше обратиться к воображению ребят, для работы которого стихотворение дает много пищи. Ребята сами представят и картину природы, которую видит рассказчик из окна поезда, и папашу в пальто на красной подкладке, и Ваню. Представят они и фантастическую картину — толпу мертвецов, и то, о чем они рассказывают или поют. Здесь большие возможности для применения устного рисования, размышлений над деталями нарисованных поэтом картин.
Например, обратим внимание на непоэтические на первый взгляд «кочи, и моховые болота, и пни», которые под волшебным «лунным сиянием» становятся прекрасными и составляют частички высокого образа «родимой Руси». Постараемся почувствовать в некрасовском отношении к природе народность поэта: и воздух у него «здоровый, ядреный», и речка «студеная». В общем, это не просто пейзаж, и значение его не в том, чтобы сказать: в природе все прекрасно, а в жизни народа все плохо. Мысль Некрасова совсем другая.
И в природе есть то, что не кажется красивым, но это родина. От самого человека зависит, взглянуть ли на эти картины глазами любящего сына или равнодушно оценивающего эстета. И в жизни народа есть много уродливого, даже ужасного, но это не должно заслонить от взора главного: созидательной, творческой роли труженика. Поэтому сразу после страшных картин подневольного труда строителей дороги, после изображения белоруса, в котором, кажется, все ужасно, и даже работает он «механически» — где уж говорить о творчестве! — но именно после этих слов рассказчик не только предлагает Ване приглядеться к нему внимательно, но и призывает его «мужика уважать». Некрасов говорит нам: да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим.
Мало того, такой ценой и достигается преобразование мира. Гибнут труженики, но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. В масштабах всемирной истории так и происходит. Нельзя представлять себе путь цивилизации как движение «от победы к победе», а труженика этаким плакатным богатырем, без напряжения идущим вперед. Разговор на эту тему (разумеется, в соответствии с возрастными возможностями шестиклассников) чрезвычайно важен сейчас. И Некрасов поможет в обсуждении этой проблемы.
Понимание созидательной силы труда и дает поэту основание провозгласить свою веру в будущее. И одно дело, когда слова поэта «Да не робей за отчизну любезную…» воспринимаются как простая декларация, и совсем другое, когда они стали выводом из глубоких и горьких раздумий, из увиденного зорким взглядом высокого и трагического облика труженика.
Рассказчик в стихотворении не спорит с генералом, он обращается к Ване. Вспомним, что у Некрасова есть немало стихов, обращенных к детям: «Плач детей», «Крестьянские дети», «Школьник», «Дед Мазай и зайцы»; многие из них знакомы шестиклассникам. Поэт стремился «правду… рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне. Вспомнить знакомые произведения, прочитать новые, чтобы воспринять боль и веру поэта, — важная задача уроков.
Многое ушло в прошлое. В частности, понимание народа как «простого народа», труда как прежде всего физического. Для нас поэт Некрасов — такой же представитель народа, как и изображенные им крестьяне, а труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя — такая же созидательная деятельность, как и труд строителя, крестьянина, рабочего у станка. Вероятно, не только темнотой народа объясняется его покорность. И вряд ли современному читателю захочется, как гимназисту в воспоминании Г. В. Плеханова13, взять ружье и идти сражаться за русский народ. Не так просты пути, ведущие к «выпрямлению» человека, согнутого рабством. Но об этом нет смысла говорить в шестом классе, как нет смысла и приводить указанные слова Плеханова.
А вот поговорить о том, что открывает Некрасов сегодняшнему читателю, необходимо. Но не столько прямо, в лоб, сколько путем размышлений над произведением, результатом которых явится выразительное его прочтение.
Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Книги и учебники согласно календарному плануванння по литературе 6 класса скачать, помощь школьнику онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|