KNOWLEDGE HYPERMARKET


Н. А. Некрасов. «Железная дорога»
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 6 класс, Н. А. Некрасов, «Железная дорога»</metakeywords>  
+
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 6 класс, Н. А. Некрасов, «Железная дорога», стихотворения, статья, К. Чуковский, лирика, природа, творчество, цивилизации, крестьянина</metakeywords>  
-
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Литература|Литература]]&gt;&gt;[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]&gt;&gt;Н. А. Некрасов. «Железная дорога» '''  
+
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Литература|Литература]]&gt;&gt;[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]&gt;&gt;Н. А. Некрасов. «Железная дорога» ''' <br>  
-
<br>
+
<br>  
<br>  
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''&nbsp;&nbsp;&nbsp; Н. А. НЕКРАСОВ <br>'''
+
'''Н. А. Некрасов. «Железная дорога»'''  
-
'''&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; «Железная дорога» <br>'''<br>«Железная&nbsp; дорога»&nbsp; всегда изучалась&nbsp; в школе. И сложился не только положительный, но и отрицательный&nbsp; опыт&nbsp; работы.&nbsp; Давно&nbsp; замечено,&nbsp; что&nbsp; Некрасов&nbsp; представлен&nbsp; в школе односторонне, только как певец народных страданий, причем стихи его рассматриваются <br>нередко&nbsp; как&nbsp; имеющие&nbsp; отношение&nbsp; только&nbsp; к прошлому,&nbsp; как&nbsp; иллюстрация&nbsp; к истории, а потому они не вызывают интереса школьников. Но повинна в этом не поэзия Некрасова, а наш подход к ней. <br>
+
<br>«Железная&nbsp; дорога»&nbsp; всегда изучалась&nbsp; в школе. И сложился не только положительный, но и отрицательный&nbsp; опыт&nbsp; работы.&nbsp; Давно&nbsp; замечено,&nbsp; что&nbsp; '''[[Н. А. Некрасов. Очерк жизни и творчества|Некрасов]]'''&nbsp; представлен&nbsp; в школе односторонне, только как певец народных страданий, причем стихи его рассматриваются нередко&nbsp; как&nbsp; имеющие&nbsp; отношение&nbsp; только&nbsp; к прошлому,&nbsp; как&nbsp; иллюстрация&nbsp; к истории, а потому они не вызывают интереса школьников. Но повинна в этом не поэзия Некрасова, а наш подход к ней. <br>  
-
Конечно,&nbsp; Некрасов&nbsp; пишет&nbsp; о конкретных&nbsp; явлениях&nbsp; прошлого.&nbsp; Но великий&nbsp; поэт, описывая&nbsp; свое&nbsp; время,&nbsp; всегда&nbsp; говорит&nbsp; о том,&nbsp; что&nbsp; важно&nbsp; для&nbsp; всего&nbsp; человечества. Увидеть непреходящее значение стихотворения — задача уроков о Некрасове.&nbsp; <br>
+
Конечно,&nbsp; Некрасов&nbsp; пишет&nbsp; о конкретных&nbsp; явлениях&nbsp; прошлого.&nbsp; Но великий&nbsp; поэт, описывая&nbsp; свое&nbsp; время,&nbsp; всегда&nbsp; говорит&nbsp; о том,&nbsp; что&nbsp; важно&nbsp; для&nbsp; всего&nbsp; человечества. Увидеть непреходящее значение '''[[Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века|стихотворения]]''' — задача уроков о Некрасове.&nbsp; <br>  
-
В этом&nbsp; учителю&nbsp; помогут&nbsp; работы&nbsp; К. И. Чуковского&nbsp; и Н. Н. Скатова10,&nbsp; к которым мы рекомендуем&nbsp; обратиться.&nbsp; К. И. Чуковский&nbsp; прекрасно&nbsp; показал&nbsp; песенную&nbsp; основу стихотворения&nbsp; как&nbsp; проявление&nbsp; народности.&nbsp; Н. Н. Скатов&nbsp; утверждает,&nbsp; что&nbsp; главное в стихотворении —&nbsp; его&nbsp; поэтичность.&nbsp; Она&nbsp; есть «внутренняя&nbsp; мера,&nbsp; которой&nbsp; все&nbsp; в стихе измерено&nbsp; и оценено»<sup>11</sup><br>
+
В этом&nbsp; учителю&nbsp; помогут&nbsp; работы&nbsp; К. И. Чуковского&nbsp; и Н. Н. Скатова10,&nbsp; к которым мы рекомендуем&nbsp; обратиться.&nbsp; К. И. Чуковский&nbsp; прекрасно&nbsp; показал&nbsp; песенную&nbsp; основу стихотворения&nbsp; как&nbsp; проявление&nbsp; народности.&nbsp; Н. Н. Скатов&nbsp; утверждает,&nbsp; что&nbsp; главное в стихотворении —&nbsp; его&nbsp; поэтичность.&nbsp; Она&nbsp; есть «внутренняя&nbsp; мера,&nbsp; которой&nbsp; все&nbsp; в стихе измерено&nbsp; и оценено»<sup>11</sup><br>  
-
При&nbsp; этом&nbsp; исследователи&nbsp; по-разному&nbsp; понимают&nbsp; некрасовскую оценку&nbsp; народа. К. И. Чуковский&nbsp; видит&nbsp; пафос&nbsp; стихотворения&nbsp; в возмущении&nbsp; поэта&nbsp; рабьей пассивностью народа. Н. Н. Скатов считает, что поэт изобразил народ прежде всего «в его поэтической&nbsp; и нравственной&nbsp; сущности,&nbsp; достойной&nbsp; поэтического&nbsp; определения,&nbsp; и народ в его рабьей пассивности, вызывающей горькую иронию»<sup>12</sup>
+
При&nbsp; этом&nbsp; исследователи&nbsp; по-разному&nbsp; понимают&nbsp; некрасовскую оценку&nbsp; народа. '''[[Конспект урока на тему: К. Чуковский|К. И. Чуковский]]'''&nbsp; видит&nbsp; пафос&nbsp; стихотворения&nbsp; в возмущении&nbsp; поэта&nbsp; рабьей пассивностью народа. Н. Н. Скатов считает, что поэт изобразил народ прежде всего «в его поэтической&nbsp; и нравственной&nbsp; сущности,&nbsp; достойной&nbsp; поэтического&nbsp; определения,&nbsp; и народ в его рабьей пассивности, вызывающей горькую иронию»<sup>12</sup>  
-
Но мы постараемся взглянуть на стихотворение&nbsp; не только&nbsp; как&nbsp; на изображение&nbsp; состояния&nbsp; народа&nbsp; в XIX&nbsp; веке,&nbsp; а как на поэтическое&nbsp; решение&nbsp; вечной&nbsp; проблемы:&nbsp; в чем&nbsp; назначение человека,&nbsp; что&nbsp; такое созидание, творчество, какой ценой создается все ценное, что такое труд? Конечно, здесь есть&nbsp; и горькие&nbsp; размышления&nbsp; о созидателях&nbsp; и хозяевах,&nbsp; отнюдь&nbsp; не потерявшие&nbsp; своей актуальности в наше время.
+
Но мы постараемся взглянуть на стихотворение&nbsp; не только&nbsp; как&nbsp; на изображение&nbsp; состояния&nbsp; народа&nbsp; в XIX&nbsp; веке,&nbsp; а как на поэтическое&nbsp; решение&nbsp; вечной&nbsp; проблемы:&nbsp; в чем&nbsp; назначение человека,&nbsp; что&nbsp; такое созидание, творчество, какой ценой создается все ценное, что такое труд? Конечно, здесь есть&nbsp; и горькие&nbsp; размышления&nbsp; о созидателях&nbsp; и хозяевах,&nbsp; отнюдь&nbsp; не потерявшие&nbsp; своей актуальности в наше время.  
-
Предложенная&nbsp; в учебнике&nbsp; вступительная&nbsp; статья,&nbsp; думается,&nbsp; положит&nbsp; начало&nbsp; такому подходу.&nbsp; Этот&nbsp; материал&nbsp; может&nbsp; быть&nbsp; прочитан&nbsp; ребятами&nbsp; самостоятельно&nbsp; или&nbsp; вслух подготовленным&nbsp; учеником,&nbsp; результатом&nbsp; работы&nbsp; может&nbsp; быть&nbsp; ответ&nbsp; на вопросы,&nbsp; данные <br>в учебнике, или другие, но вопросы и задания целесообразно предложить перед чтением статьи.  
+
Предложенная&nbsp; в учебнике&nbsp; вступительная&nbsp; '''[[Урок развития речи. Жанры речи. Статья в газету на морально-этическую тему|статья]]''',&nbsp; думается,&nbsp; положит&nbsp; начало&nbsp; такому подходу.&nbsp; Этот&nbsp; материал&nbsp; может&nbsp; быть&nbsp; прочитан&nbsp; ребятами&nbsp; самостоятельно&nbsp; или&nbsp; вслух подготовленным&nbsp; учеником,&nbsp; результатом&nbsp; работы&nbsp; может&nbsp; быть&nbsp; ответ&nbsp; на вопросы,&nbsp; данные в учебнике, или другие, но вопросы и задания целесообразно предложить перед чтением статьи.  
-
Как&nbsp; и всегда&nbsp; при&nbsp; обращении&nbsp; к лирике,&nbsp; первое&nbsp; прочтение&nbsp; произведения&nbsp; должно&nbsp; быть дано&nbsp; учителем.&nbsp; В подготовке&nbsp; к чтению&nbsp; пригодится&nbsp; богатый&nbsp; материал&nbsp; рекомендованных статей. Передать поэтичность, высоту духовности, масштабность образов стихотворения, в котором&nbsp; речь&nbsp; идет&nbsp; о «родимой&nbsp; Руси»,&nbsp; выразить&nbsp; интонацией&nbsp; эмоциональное&nbsp; богатство произведения,&nbsp; от будничности&nbsp; до высокой&nbsp; патетики,&nbsp; от трагизма&nbsp; до горькой&nbsp; иронии, — задача сложная.  
+
Как&nbsp; и всегда&nbsp; при&nbsp; обращении&nbsp; к '''[[Презентація уроку на тему «Лірика О.С.Пушкіна – «біографія його душі»»|лирике]]''',&nbsp; первое&nbsp; прочтение&nbsp; произведения&nbsp; должно&nbsp; быть дано&nbsp; учителем.&nbsp; В подготовке&nbsp; к чтению&nbsp; пригодится&nbsp; богатый&nbsp; материал&nbsp; рекомендованных статей. Передать поэтичность, высоту духовности, масштабность образов стихотворения, в котором&nbsp; речь&nbsp; идет&nbsp; о «родимой&nbsp; Руси»,&nbsp; выразить&nbsp; интонацией&nbsp; эмоциональное&nbsp; богатство произведения,&nbsp; от будничности&nbsp; до высокой&nbsp; патетики,&nbsp; от трагизма&nbsp; до горькой&nbsp; иронии, — задача сложная.  
-
Нередко при изучении стихотворения Некрасова используют иллюстрации. Здесь есть одна опасность: обычно художникам удается хорошо передать тяжесть труда строителей дороги, это есть и в некрасовском произведении. Такова, например, картина Г. Савицкого <br>«Ремонтные&nbsp; работы&nbsp; при&nbsp; строительстве&nbsp; железной&nbsp; дороги».&nbsp; Пафос&nbsp; этого&nbsp; полотна соответствует&nbsp; лишь&nbsp; одной&nbsp; стороне&nbsp; некрасовского&nbsp; стихотворения —&nbsp; изображению мучительного,&nbsp; тяжкого&nbsp; труда&nbsp; строителей.&nbsp; И надо&nbsp; сопоставить&nbsp; впечатление&nbsp; от картины и от стихотворения,&nbsp; увидеть,&nbsp; чем&nbsp; отличается&nbsp; главная&nbsp; мысль&nbsp; Некрасова&nbsp; от идеи художника.&nbsp; Лишь&nbsp; отчасти&nbsp; помогают&nbsp; пониманию&nbsp; стихотворения&nbsp; и рисунки,&nbsp; где изображаются&nbsp; участники&nbsp; разговора&nbsp; в вагоне&nbsp; поезда (Н.&nbsp; Винцман).&nbsp; Поэтому,&nbsp; думается, вместо&nbsp; иллюстраций&nbsp; лучше&nbsp; обратиться&nbsp; к воображению&nbsp; ребят,&nbsp; для&nbsp; работы&nbsp; которого стихотворение&nbsp; дает&nbsp; много&nbsp; пищи.&nbsp; Ребята&nbsp; сами&nbsp; представят&nbsp; и картину&nbsp; природы,&nbsp; которую видит&nbsp; рассказчик&nbsp; из окна&nbsp; поезда,&nbsp; и папашу&nbsp; в пальто&nbsp; на красной&nbsp; подкладке,&nbsp; и Ваню. <br>Представят&nbsp; они&nbsp; и фантастическую&nbsp; картину —&nbsp; толпу&nbsp; мертвецов,&nbsp; и то,&nbsp; о чем&nbsp; они рассказывают или поют. Здесь большие возможности для применения устного рисования, размышлений над деталями нарисованных поэтом картин.  
+
Нередко при изучении стихотворения Некрасова используют иллюстрации. Здесь есть одна опасность: обычно художникам удается хорошо передать тяжесть труда строителей дороги, это есть и в некрасовском произведении. Такова, например, картина Г. Савицкого «Ремонтные&nbsp; работы&nbsp; при&nbsp; строительстве&nbsp; железной&nbsp; дороги».&nbsp; Пафос&nbsp; этого&nbsp; полотна соответствует&nbsp; лишь&nbsp; одной&nbsp; стороне&nbsp; некрасовского&nbsp; стихотворения —&nbsp; изображению мучительного,&nbsp; тяжкого&nbsp; труда&nbsp; [http://xvatit.com/vuzi/ '''строителей'''].&nbsp; И надо&nbsp; сопоставить&nbsp; впечатление&nbsp; от картины и от стихотворения,&nbsp; увидеть,&nbsp; чем&nbsp; отличается&nbsp; главная&nbsp; мысль&nbsp; Некрасова&nbsp; от идеи художника.&nbsp; Лишь&nbsp; отчасти&nbsp; помогают&nbsp; пониманию&nbsp; стихотворения&nbsp; и рисунки,&nbsp; где изображаются&nbsp; участники&nbsp; разговора&nbsp; в вагоне&nbsp; поезда (Н.&nbsp; Винцман).&nbsp; Поэтому,&nbsp; думается, вместо&nbsp; иллюстраций&nbsp; лучше&nbsp; обратиться&nbsp; к воображению&nbsp; ребят,&nbsp; для&nbsp; работы&nbsp; которого стихотворение&nbsp; дает&nbsp; много&nbsp; пищи.&nbsp; Ребята&nbsp; сами&nbsp; представят&nbsp; и картину&nbsp; '''[[Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века|природы]]''',&nbsp; которую видит&nbsp; рассказчик&nbsp; из окна&nbsp; поезда,&nbsp; и папашу&nbsp; в пальто&nbsp; на красной&nbsp; подкладке,&nbsp; и Ваню. Представят&nbsp; они&nbsp; и фантастическую&nbsp; картину —&nbsp; толпу&nbsp; мертвецов,&nbsp; и то,&nbsp; о чем&nbsp; они рассказывают или поют. Здесь большие возможности для применения устного рисования, размышлений над деталями нарисованных поэтом картин.  
-
Например,&nbsp; обратим&nbsp; внимание&nbsp; на непоэтические&nbsp; на первый&nbsp; взгляд «кочи,&nbsp; и моховые болота,&nbsp; и пни»,&nbsp; которые&nbsp; под&nbsp; волшебным «лунным&nbsp; сиянием»&nbsp; становятся&nbsp; прекрасными и составляют&nbsp; частички&nbsp; высокого&nbsp; образа «родимой&nbsp; Руси».&nbsp; Постараемся&nbsp; почувствовать <br>в некрасовском&nbsp; отношении&nbsp; к природе&nbsp; народность&nbsp; поэта:&nbsp; и воздух&nbsp; у него «здоровый, ядреный»,&nbsp; и речка «студеная».&nbsp; В общем,&nbsp; это&nbsp; не просто&nbsp; пейзаж,&nbsp; и значение&nbsp; его&nbsp; не в том, чтобы&nbsp; сказать:&nbsp; в природе&nbsp; все&nbsp; прекрасно,&nbsp; а в жизни&nbsp; народа&nbsp; все&nbsp; плохо. Мысль Некрасова совсем другая.  
+
Например,&nbsp; обратим&nbsp; внимание&nbsp; на непоэтические&nbsp; на первый&nbsp; взгляд «кочи,&nbsp; и моховые болота,&nbsp; и пни»,&nbsp; которые&nbsp; под&nbsp; волшебным «лунным&nbsp; сиянием»&nbsp; становятся&nbsp; прекрасными и составляют&nbsp; частички&nbsp; высокого&nbsp; образа «родимой&nbsp; Руси».&nbsp; Постараемся&nbsp; почувствовать в некрасовском&nbsp; отношении&nbsp; к природе&nbsp; народность&nbsp; поэта:&nbsp; и воздух&nbsp; у него «здоровый, ядреный»,&nbsp; и речка «студеная».&nbsp; В общем,&nbsp; это&nbsp; не просто&nbsp; пейзаж,&nbsp; и значение&nbsp; его&nbsp; не в том, чтобы&nbsp; сказать:&nbsp; в природе&nbsp; все&nbsp; прекрасно,&nbsp; а в жизни&nbsp; народа&nbsp; все&nbsp; плохо. Мысль Некрасова совсем другая.  
-
И в природе&nbsp; есть&nbsp; то,&nbsp; что&nbsp; не кажется&nbsp; красивым,&nbsp; но это&nbsp; родина.&nbsp; От самого&nbsp; человека зависит,&nbsp; взглянуть ли&nbsp; на эти&nbsp; картины&nbsp; глазами&nbsp; любящего&nbsp; сына&nbsp; или&nbsp; равнодушно оценивающего&nbsp; эстета. И в жизни&nbsp; народа&nbsp; есть&nbsp; много&nbsp; уродливого,&nbsp; даже&nbsp; ужасного,&nbsp; но это не должно&nbsp; заслонить&nbsp; от взора&nbsp; главного:&nbsp; созидательной,&nbsp; творческой&nbsp; роли&nbsp; труженика. Поэтому&nbsp; сразу&nbsp; после&nbsp; страшных&nbsp; картин&nbsp; подневольного&nbsp; труда&nbsp; строителей&nbsp; дороги,&nbsp; после изображения&nbsp; белоруса,&nbsp; в котором,&nbsp; кажется,&nbsp; все&nbsp; ужасно,&nbsp; и даже&nbsp; работает он «механически» —&nbsp; где&nbsp; уж говорить&nbsp; о творчестве! —&nbsp; но именно&nbsp; после&nbsp; этих&nbsp; слов рассказчик не только предлагает Ване приглядеться&nbsp; к нему&nbsp; внимательно, но и призывает его «мужика уважать». Некрасов говорит нам: да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим.  
+
И в природе&nbsp; есть&nbsp; то,&nbsp; что&nbsp; не кажется&nbsp; красивым,&nbsp; но это&nbsp; родина.&nbsp; От самого&nbsp; человека зависит,&nbsp; взглянуть ли&nbsp; на эти&nbsp; картины&nbsp; глазами&nbsp; любящего&nbsp; сына&nbsp; или&nbsp; равнодушно оценивающего&nbsp; эстета. И в жизни&nbsp; народа&nbsp; есть&nbsp; много&nbsp; уродливого,&nbsp; даже&nbsp; ужасного,&nbsp; но это не должно&nbsp; заслонить&nbsp; от взора&nbsp; главного:&nbsp; созидательной,&nbsp; творческой&nbsp; роли&nbsp; труженика. Поэтому&nbsp; сразу&nbsp; после&nbsp; страшных&nbsp; картин&nbsp; подневольного&nbsp; труда&nbsp; строителей&nbsp; дороги,&nbsp; после изображения&nbsp; белоруса,&nbsp; в котором,&nbsp; кажется,&nbsp; все&nbsp; ужасно,&nbsp; и даже&nbsp; работает он «механически» —&nbsp; где&nbsp; уж говорить&nbsp; о '''[[Опорный каркас урока на тему: «Устное народное творчество»|творчестве]]'''! —&nbsp; но именно&nbsp; после&nbsp; этих&nbsp; слов рассказчик не только предлагает Ване приглядеться&nbsp; к нему&nbsp; внимательно, но и призывает его «мужика уважать». Некрасов говорит нам: да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим.  
-
Мало&nbsp; того,&nbsp; такой&nbsp; ценой&nbsp; и достигается&nbsp; преобразование&nbsp; мира.&nbsp; Гибнут&nbsp; труженики, но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. В масштабах всемирной истории так и происходит.&nbsp; Нельзя&nbsp; представлять&nbsp; себе&nbsp; путь&nbsp; цивилизации&nbsp; как&nbsp; движение «от победы к победе»,&nbsp; а труженика&nbsp; этаким&nbsp; плакатным&nbsp; богатырем,&nbsp; без&nbsp; напряжения&nbsp; идущим&nbsp; вперед. Разговор&nbsp; на эту&nbsp; тему (разумеется,&nbsp; в соответствии&nbsp; с возрастными&nbsp; возможностями шестиклассников)&nbsp; чрезвычайно&nbsp; важен&nbsp; сейчас.&nbsp; И Некрасов&nbsp; поможет&nbsp; в обсуждении&nbsp; этой проблемы.  
+
Мало&nbsp; того,&nbsp; такой&nbsp; ценой&nbsp; и достигается&nbsp; преобразование&nbsp; мира.&nbsp; Гибнут&nbsp; труженики, но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. В масштабах всемирной истории так и происходит.&nbsp; Нельзя&nbsp; представлять&nbsp; себе&nbsp; путь&nbsp; '''[[Зарождение первых цивилизаций|цивилизации]]'''&nbsp; как&nbsp; движение «от победы к победе»,&nbsp; а труженика&nbsp; этаким&nbsp; плакатным&nbsp; богатырем,&nbsp; без&nbsp; напряжения&nbsp; идущим&nbsp; вперед. Разговор&nbsp; на эту&nbsp; тему (разумеется,&nbsp; в соответствии&nbsp; с возрастными&nbsp; возможностями шестиклассников)&nbsp; чрезвычайно&nbsp; важен&nbsp; сейчас.&nbsp; И Некрасов&nbsp; поможет&nbsp; в обсуждении&nbsp; этой проблемы.  
-
Понимание&nbsp; созидательной&nbsp; силы&nbsp; труда&nbsp; и дает&nbsp; поэту&nbsp; основание&nbsp; провозгласить&nbsp; свою веру&nbsp; в будущее.&nbsp; И одно&nbsp; дело,&nbsp; когда&nbsp; слова&nbsp; поэта «Да не робей&nbsp; за отчизну&nbsp; любезную…» воспринимаются&nbsp; как&nbsp; простая&nbsp; декларация,&nbsp; и совсем&nbsp; другое,&nbsp; когда&nbsp; они&nbsp; стали&nbsp; выводом <br>из глубоких и горьких раздумий, из увиденного зорким взглядом высокого и трагического облика труженика.  
+
Понимание&nbsp; созидательной&nbsp; силы&nbsp; труда&nbsp; и дает&nbsp; поэту&nbsp; основание&nbsp; провозгласить&nbsp; свою веру&nbsp; в будущее.&nbsp; И одно&nbsp; дело,&nbsp; когда&nbsp; слова&nbsp; поэта «Да не робей&nbsp; за отчизну&nbsp; любезную…» воспринимаются&nbsp; как&nbsp; простая&nbsp; декларация,&nbsp; и совсем&nbsp; другое,&nbsp; когда&nbsp; они&nbsp; стали&nbsp; выводом из глубоких и горьких раздумий, из увиденного зорким взглядом высокого и трагического облика труженика.  
Рассказчик в стихотворении не спорит с генералом, он обращается к Ване. Вспомним, что у Некрасова&nbsp; есть немало&nbsp; стихов, обращенных к детям: «Плач детей», «Крестьянские дети», «Школьник», «Дед&nbsp; Мазай&nbsp; и зайцы»;&nbsp; многие&nbsp; из них&nbsp; знакомы&nbsp; шестиклассникам. Поэт стремился «правду… рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне. Вспомнить знакомые произведения, прочитать новые, чтобы воспринять боль и веру поэта, — важная задача уроков.  
Рассказчик в стихотворении не спорит с генералом, он обращается к Ване. Вспомним, что у Некрасова&nbsp; есть немало&nbsp; стихов, обращенных к детям: «Плач детей», «Крестьянские дети», «Школьник», «Дед&nbsp; Мазай&nbsp; и зайцы»;&nbsp; многие&nbsp; из них&nbsp; знакомы&nbsp; шестиклассникам. Поэт стремился «правду… рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне. Вспомнить знакомые произведения, прочитать новые, чтобы воспринять боль и веру поэта, — важная задача уроков.  
-
Многое ушло в прошлое. В частности, понимание народа как «простого народа», труда как прежде всего физического. Для нас поэт Некрасов — такой же представитель народа, как и изображенные им крестьяне, а труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя — <br>такая же&nbsp; созидательная&nbsp; деятельность,&nbsp; как&nbsp; и труд&nbsp; строителя,&nbsp; крестьянина,&nbsp; рабочего у станка.&nbsp; Вероятно,&nbsp; не только&nbsp; темнотой&nbsp; народа&nbsp; объясняется&nbsp; его&nbsp; покорность.&nbsp; И вряд ли современному&nbsp; читателю&nbsp; захочется,&nbsp; как&nbsp; гимназисту&nbsp; в воспоминании&nbsp; Г. В. Плеханова13, взять&nbsp; ружье&nbsp; и идти&nbsp; сражаться&nbsp; за русский&nbsp; народ.&nbsp; Не так&nbsp; просты&nbsp; пути,&nbsp; ведущие к «выпрямлению»&nbsp; человека,&nbsp; согнутого&nbsp; рабством.&nbsp; Но об этом&nbsp; нет&nbsp; смысла&nbsp; говорить в шестом классе, как нет смысла и приводить указанные слова Плеханова.  
+
Многое ушло в прошлое. В частности, понимание народа как «простого народа», труда как прежде всего физического. Для нас поэт Некрасов — такой же представитель народа, как и изображенные им крестьяне, а труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя — такая же&nbsp; созидательная&nbsp; деятельность,&nbsp; как&nbsp; и труд&nbsp; строителя,&nbsp; '''[[Жизнь крестьянина|крестьянина]]''',&nbsp; рабочего у станка.&nbsp; Вероятно,&nbsp; не только&nbsp; темнотой&nbsp; народа&nbsp; объясняется&nbsp; его&nbsp; покорность.&nbsp; И вряд ли современному&nbsp; читателю&nbsp; захочется,&nbsp; как&nbsp; гимназисту&nbsp; в воспоминании&nbsp; Г. В. Плеханова13, взять&nbsp; ружье&nbsp; и идти&nbsp; сражаться&nbsp; за русский&nbsp; народ.&nbsp; Не так&nbsp; просты&nbsp; пути,&nbsp; ведущие к «выпрямлению»&nbsp; человека,&nbsp; согнутого&nbsp; рабством.&nbsp; Но об этом&nbsp; нет&nbsp; смысла&nbsp; говорить в шестом классе, как нет смысла и приводить указанные слова Плеханова.  
А вот&nbsp; поговорить&nbsp; о том,&nbsp; что&nbsp; открывает&nbsp; Некрасов&nbsp; сегодняшнему&nbsp; читателю, необходимо. Но не столько прямо, в лоб, сколько путем размышлений над произведением, результатом которых явится выразительное его прочтение.  
А вот&nbsp; поговорить&nbsp; о том,&nbsp; что&nbsp; открывает&nbsp; Некрасов&nbsp; сегодняшнему&nbsp; читателю, необходимо. Но не столько прямо, в лоб, сколько путем размышлений над произведением, результатом которых явится выразительное его прочтение.  
-
<br><br><br><br><br>''Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''  
+
<br>''Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''  
<sub>Книги и учебники согласно календарному плануванння по литературе 6 класса [[Литература|скачать]], помощь школьнику [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub>  
<sub>Книги и учебники согласно календарному плануванння по литературе 6 класса [[Литература|скачать]], помощь школьнику [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub>  

Текущая версия на 10:03, 21 сентября 2012

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>Н. А. Некрасов. «Железная дорога»


Н. А. Некрасов. «Железная дорога»


«Железная  дорога»  всегда изучалась  в школе. И сложился не только положительный, но и отрицательный  опыт  работы.  Давно  замечено,  что  Некрасов  представлен  в школе односторонне, только как певец народных страданий, причем стихи его рассматриваются нередко  как  имеющие  отношение  только  к прошлому,  как  иллюстрация  к истории, а потому они не вызывают интереса школьников. Но повинна в этом не поэзия Некрасова, а наш подход к ней.

Конечно,  Некрасов  пишет  о конкретных  явлениях  прошлого.  Но великий  поэт, описывая  свое  время,  всегда  говорит  о том,  что  важно  для  всего  человечества. Увидеть непреходящее значение стихотворения — задача уроков о Некрасове. 

В этом  учителю  помогут  работы  К. И. Чуковского  и Н. Н. Скатова10,  к которым мы рекомендуем  обратиться.  К. И. Чуковский  прекрасно  показал  песенную  основу стихотворения  как  проявление  народности.  Н. Н. Скатов  утверждает,  что  главное в стихотворении —  его  поэтичность.  Она  есть «внутренняя  мера,  которой  все  в стихе измерено  и оценено»11

При  этом  исследователи  по-разному  понимают  некрасовскую оценку  народа. К. И. Чуковский  видит  пафос  стихотворения  в возмущении  поэта  рабьей пассивностью народа. Н. Н. Скатов считает, что поэт изобразил народ прежде всего «в его поэтической  и нравственной  сущности,  достойной  поэтического  определения,  и народ в его рабьей пассивности, вызывающей горькую иронию»12

Но мы постараемся взглянуть на стихотворение  не только  как  на изображение  состояния  народа  в XIX  веке,  а как на поэтическое  решение  вечной  проблемы:  в чем  назначение человека,  что  такое созидание, творчество, какой ценой создается все ценное, что такое труд? Конечно, здесь есть  и горькие  размышления  о созидателях  и хозяевах,  отнюдь  не потерявшие  своей актуальности в наше время.

Предложенная  в учебнике  вступительная  статья,  думается,  положит  начало  такому подходу.  Этот  материал  может  быть  прочитан  ребятами  самостоятельно  или  вслух подготовленным  учеником,  результатом  работы  может  быть  ответ  на вопросы,  данные в учебнике, или другие, но вопросы и задания целесообразно предложить перед чтением статьи.

Как  и всегда  при  обращении  к лирике,  первое  прочтение  произведения  должно  быть дано  учителем.  В подготовке  к чтению  пригодится  богатый  материал  рекомендованных статей. Передать поэтичность, высоту духовности, масштабность образов стихотворения, в котором  речь  идет  о «родимой  Руси»,  выразить  интонацией  эмоциональное  богатство произведения,  от будничности  до высокой  патетики,  от трагизма  до горькой  иронии, — задача сложная.

Нередко при изучении стихотворения Некрасова используют иллюстрации. Здесь есть одна опасность: обычно художникам удается хорошо передать тяжесть труда строителей дороги, это есть и в некрасовском произведении. Такова, например, картина Г. Савицкого «Ремонтные  работы  при  строительстве  железной  дороги».  Пафос  этого  полотна соответствует  лишь  одной  стороне  некрасовского  стихотворения —  изображению мучительного,  тяжкого  труда  строителей.  И надо  сопоставить  впечатление  от картины и от стихотворения,  увидеть,  чем  отличается  главная  мысль  Некрасова  от идеи художника.  Лишь  отчасти  помогают  пониманию  стихотворения  и рисунки,  где изображаются  участники  разговора  в вагоне  поезда (Н.  Винцман).  Поэтому,  думается, вместо  иллюстраций  лучше  обратиться  к воображению  ребят,  для  работы  которого стихотворение  дает  много  пищи.  Ребята  сами  представят  и картину  природы,  которую видит  рассказчик  из окна  поезда,  и папашу  в пальто  на красной  подкладке,  и Ваню. Представят  они  и фантастическую  картину —  толпу  мертвецов,  и то,  о чем  они рассказывают или поют. Здесь большие возможности для применения устного рисования, размышлений над деталями нарисованных поэтом картин.

Например,  обратим  внимание  на непоэтические  на первый  взгляд «кочи,  и моховые болота,  и пни»,  которые  под  волшебным «лунным  сиянием»  становятся  прекрасными и составляют  частички  высокого  образа «родимой  Руси».  Постараемся  почувствовать в некрасовском  отношении  к природе  народность  поэта:  и воздух  у него «здоровый, ядреный»,  и речка «студеная».  В общем,  это  не просто  пейзаж,  и значение  его  не в том, чтобы  сказать:  в природе  все  прекрасно,  а в жизни  народа  все  плохо. Мысль Некрасова совсем другая.

И в природе  есть  то,  что  не кажется  красивым,  но это  родина.  От самого  человека зависит,  взглянуть ли  на эти  картины  глазами  любящего  сына  или  равнодушно оценивающего  эстета. И в жизни  народа  есть  много  уродливого,  даже  ужасного,  но это не должно  заслонить  от взора  главного:  созидательной,  творческой  роли  труженика. Поэтому  сразу  после  страшных  картин  подневольного  труда  строителей  дороги,  после изображения  белоруса,  в котором,  кажется,  все  ужасно,  и даже  работает он «механически» —  где  уж говорить  о творчестве! —  но именно  после  этих  слов рассказчик не только предлагает Ване приглядеться  к нему  внимательно, но и призывает его «мужика уважать». Некрасов говорит нам: да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим.

Мало  того,  такой  ценой  и достигается  преобразование  мира.  Гибнут  труженики, но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. В масштабах всемирной истории так и происходит.  Нельзя  представлять  себе  путь  цивилизации  как  движение «от победы к победе»,  а труженика  этаким  плакатным  богатырем,  без  напряжения  идущим  вперед. Разговор  на эту  тему (разумеется,  в соответствии  с возрастными  возможностями шестиклассников)  чрезвычайно  важен  сейчас.  И Некрасов  поможет  в обсуждении  этой проблемы.

Понимание  созидательной  силы  труда  и дает  поэту  основание  провозгласить  свою веру  в будущее.  И одно  дело,  когда  слова  поэта «Да не робей  за отчизну  любезную…» воспринимаются  как  простая  декларация,  и совсем  другое,  когда  они  стали  выводом из глубоких и горьких раздумий, из увиденного зорким взглядом высокого и трагического облика труженика.

Рассказчик в стихотворении не спорит с генералом, он обращается к Ване. Вспомним, что у Некрасова  есть немало  стихов, обращенных к детям: «Плач детей», «Крестьянские дети», «Школьник», «Дед  Мазай  и зайцы»;  многие  из них  знакомы  шестиклассникам. Поэт стремился «правду… рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне. Вспомнить знакомые произведения, прочитать новые, чтобы воспринять боль и веру поэта, — важная задача уроков.

Многое ушло в прошлое. В частности, понимание народа как «простого народа», труда как прежде всего физического. Для нас поэт Некрасов — такой же представитель народа, как и изображенные им крестьяне, а труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя — такая же  созидательная  деятельность,  как  и труд  строителя,  крестьянина,  рабочего у станка.  Вероятно,  не только  темнотой  народа  объясняется  его  покорность.  И вряд ли современному  читателю  захочется,  как  гимназисту  в воспоминании  Г. В. Плеханова13, взять  ружье  и идти  сражаться  за русский  народ.  Не так  просты  пути,  ведущие к «выпрямлению»  человека,  согнутого  рабством.  Но об этом  нет  смысла  говорить в шестом классе, как нет смысла и приводить указанные слова Плеханова.

А вот  поговорить  о том,  что  открывает  Некрасов  сегодняшнему  читателю, необходимо. Но не столько прямо, в лоб, сколько путем размышлений над произведением, результатом которых явится выразительное его прочтение.


Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.

Книги и учебники согласно календарному плануванння по литературе 6 класса скачать, помощь школьнику онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.