|
|
(2 промежуточные версии не показаны) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 7 класс|Литература 7 класс]]>>Пословицы и Поговорки''' | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 7 класс, урок, на Тему, Пословицы, и Поговорки, литература, рассказ, писатель, пересказ, речи, народному творчеству, сказки</metakeywords> |
| + | |
| + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 7 класс|Литература 7 класс]]>>Пословицы и Поговорки''' <br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ<br><br>Чтобы заинтересовать семиклассников этой темой, настроить на ее восприятие, объяснение и запоминание, свободное включение пословиц и поговорок в разговорную повседневную речь, прочитаем им высказывание М. Шолохова, открывающее сборник «Пословицы русского народа» (М., 1957): «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.»<br><br>Убедить ребят в необходимости хорошо знать и использовать в нашей речи пословицы и поговорки помогут и слова Н. В. Гоголя: «.в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, — все шевелящее и задирающее за живое.» 1 .<br><br>Осмысляя эти малые жанры фольклора, усваивая их особенности, школьники проникаются пониманием, что пословицы и поговорки — хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность их оценок, безусловность их суждений: «Пословица ведется, как изба веником метется», «Пословицу обжаловать нельзя».<br><br>Разумеется, есть пословицы устаревшие, ушедшие в прошлое вместе со своим временем. Но большинство из них и теперь могут радовать, обогащая ум и сердце подростков. Кроме того, произведения малого фольклорного жанра способны вернуть обычной разговорной речи былую меткость, точность и выразительность.<br><br>Раздел «Пословицы и поговорки» откроет для школьников дорогу к фольклорному богатству всех стран мира, особенно если эта тема будет продолжена на уроках развития речи, внеклассного чтения и на внеклассных занятиях, если семиклассники будут использовать пословицы и поговорки на переменах в школе, в разговоре с друзьями и родственниками дома. Почти каждый раздел программы по литературе дает возможность включить в работу над текстом пословицы и поговорки, ибо лишь непосредственное их использование в обычной речи будет говорить о плодотворном изучении этого материала. Уроки по этой теме можно условно разделить на три этапа: знакомство — освоение — использование.<br><br>Мы имеем в виду путь, когда семиклассники слушают учителя, читают статью, пословицы и поговорки различных стран, объясняют их прямой и переносный смысл, отвечают на вопросы учебника и учителя, вводят их в предложения собственной конструкции или в свой рассказ.<br><br>Что же такое пословица и поговорка? Прочитаем статью и заметим, на какие группы разделены данные в учебнике пословицы, объясним их прямой и переносный смысл. Ответим на вопросы учебника. Познакомимся с пословицами других стран, сопоставим пословицы народов мира на одну и ту же тему. Постараемся уловить и сходство, и различие: например, латышская пословица «Руки не протянешь, так и с полки ложки не достанешь». Вот французская пословица: «Безделье — мать всех пороков». Найдем к этим пословицам похожие по смыслу, «живущие» в других странах мира.<br><br>Некоторые учащиеся расскажут о собирателях пословиц, например о В. И. Дале, другие сообщат занимательные истории. Так, в газете «Советская Россия» от 14 февраля 1989 года под названием «Позаимствуйте словцо» была следующая заметка: «Иногда во Франции говорят, что вторым после президента человеком в стране по популярности является Антуанетта де Вильякур. Эта женщина живет на юге Франции в городе Байонна. Прославилась же она тем, что имеет богатейшую коллекцию пословиц, поговорок, шуток. Французы — народ живой и остроумный — ценят меткое словцо, веселый каламбур. Свое собрание Антуанетта унаследовала от матери и продолжает его неустанно пополнять. По словам собирательницы, сейчас в ее коллекции 18 тысяч пословиц, поговорок, шуток, острых словечек. Очень часто к услугам Вильякур прибегают писатели, журналисты, политические деятели».<br><br>Школьники с удовольствием пишут сочинения по пословице, готовят устные рассказы, объясняют пословицу, толкуют ее, сравнивают с другими. Приведем материалы по работе с пословицами, которые были предложены учительницей московской школы — № 1666 Е. В. Ключниковой.<br><br>Учащиеся устно и письменно толковали пословицу «В радости знай меру, в беде не теряй веру». Были ответы не совсем точные, приблизительные, иногда близкие к пониманию смысла пословицы, но сам поиск был интересным и полезным.<br><br>«Пословицы заключают в себе большой смысл. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют, высмеивают человеческие пороки...»<br><br>«Каждая пословица заключает в себе важный смысл. Вот и пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» учит, ободряет, она как бы предупреждает: если тебе хорошо, будь весел, радостен, но не нужно забывать о других, которым, может быть, очень тяжело в этот момент... Когда тебе плохо, у тебя беда — не сникай, не опускай руки, не теряй веру в то, что все может поправиться. Как солнечный свет приходит к окну, обращенному на восток, так и удача приходит к человеку, умеющему ждать. Человек должен верить в возможность счастья, не терять веру, когда у него какая-нибудь беда...»<br><br>«Эта пословица башкирская, но я знаю русские пословицы, близкие к ней по смыслу: «Не все ненастье, проглянет и красное солнышко», «Терпи, казак, атаманом будешь».<br><br>Далее школьники с удовольствием участвовали в играх, викторинах, которые приготовлены были учительницей (кстати, материал для этого есть в книге «Читаем, думаем, спорим.»), например:<br><br>Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните<br>их:<br><br>У семи нянек дитя без глазу.<br>Семь бед — один ответ.<br>Семи пядей во лбу.<br>Семь раз примерь, один раз отрежь.<br>Один с сошкой, семеро с ложкой.<br>Семеро одного не ждут. <br>У него семь пятниц на неделе. <br>Седьмая вода на киселе. <br>Семь верст до небес и все лесом. <br>За семь верст киселя хлебать.<br><br>Вспомните пословицы и поговорки, связанные с временами года, объясните их:<br><br>Весна красна цветами, а осень снопами. <br>Весною час упустишь — годом не наверстаешь. <br>Летний день год кормит.<br>Лето припасает, а зима проедает. <br>Летом без дела сидеть — зимой хлеба не иметь.<br><br>Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки:<br><br>1. Готовь лыжи летом. 1. Готовь сани летом, а телегу зимой.<br>2. Мал городок, да дорог. 2. Мал золотник, да дорог.<br>3. Цыплят считают и зимой. 3. Цыплят по осени считают.<br>4. Проводили по одежде. 4. Встречают по одежке, а провожают по уму. <br>5. Посадка в чужие сани уже объявлена. 5. В чужие сани не садись. <br>Приведите русскую пословицу, похожую по смыслу на латинскую, например:<br><br>Латинские пословицы Русские пословицы<br>Где друзья, там богатство. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.<br>Кто слишком спешит, позже справляется со своим делом. Тише едешь, дальше будешь.<br>Написанная буква останется. Что написано пером, того не вырубишь топором<br>Обсуждать надо часто, решать — однажды. Семь раз отмерь, один раз отрежь.<br><br>Далее учительница задает вопросы или рассказывает сюжеты, а ответить на них предлагает пословицей или поговоркой:<br><br>— В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?<br><br>(Делать из мухи слона.)<br><br>— В какой поговорке утверждается, что нужно определить цену и вес горю?<br><br>(Узнает, почем фунт лиха.)<br><br>— Игорь груб с друзьями, часто подводит их. Однажды он пожаловался брату, что с ним никто не хочет дружить. Какие пословицы напомнил ему брат?<br><br>(Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ.)<br><br>К урокам развития речи, основанным на материале былин и пословиц, учащиеся под руководством учителя готовят иллюстрации, репродукции картин на былинные сюжеты: монтажи, отбирают лучшие сочинения на эти темы, звукозаписи актерского чтения, устраивают книжные выставки и выставки изделий художественных промыслов, выполненных на сюжеты былин (например, деревянные скульптурки, вышивки, поделки и пр.). Это помогает организовать викторины, конкурсы, экскурсии по подготовленной выставке, придумать рассказы по картине, рисунку и пр., а главное — ощутить на уроке особую атмосферу, создать ситуацию речевого общения и особого интереса к фольклорным произведениям.<br><br>Приведем в качестве примера урок развития устной речи в школе — 1666, организованный учительницей Г. Н. Мироновой.<br><br>К уроку прочитаны и обсуждены былины о Вольге и Микуле, об Илье Муромце, о Садко. В классной комнате — выставка книг, иллюстрации к былинам известных художников и самих учащихся, проигрыватель, на партах — учебники, сочинения на фольклорные темы, собственные, написанные школьниками былины.<br><br>Вступительное слово учитель начинает с того, что «судьба у каждого может быть разной, но, как бы она ни сложилась, какая бы дума ни овладела человеком, ему всегда могут помочь пословицы и даже былины.<br><br>Прислушайтесь к мудрому слову былин, и это слово подскажет вам, что делать, как поступить.»<br><br>Звучит звукозапись былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.<br><br>Такое начало создало соответствующий настрой и ввело учащихся в мир былин и их героев.<br><br>Словарная работа включала объяснение слов гусли, гусляр, войско — дружина, еда — сыть, висок — косица, пахарь — оратай, введение их в собственные предложения, разгадывание самостоятельно подготовленных кроссвордов.<br><br>Затем учащиеся отвечают на вопросы учителя и товарищей, сами формулируют вопросы: какой подвиг труднее совершить — ратный или трудовой? Только ли о ратных подвигах рассказывают былины?<br><br>Проводится конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок (кто больше назовет и верно их истолкует).<br><br>На уроке обсуждаются и комментируются рисунки, выполненные семиклассниками, иллюстрации различных художников. Один из учеников рассказывает: «Книгу «Садко» оформляли два молодых художника — Калерия и Борис Кукулиевы. Они живут в Палехе. Это небольшое село в Ивановской области давно стало центром русского народного художественного промысла. Раньше большинство художников писали иконы. Все палешане, от малого до старого, имеют отношение к этому народному промыслу. В Палехе много художественных мастерских. Изделия, созданные здесь, достойно представлены на самых престижных международных выставках. Художники-палешане пишут картины, расписывают шкатулки, делают декорации. Со страниц этой книги к нам сходят герои, которые честны и благородны, красивы и всегда готовы постоять за свой народ...»<br><br>Интересны размышления Сережи З. на тему «Какому былинному герою ты бы поставил памятник?»: «Я поставил бы памятник русской словесности. Сказать честно, я не хотел бы ставить памятник одному былинному герою, дабы не умалять достоинства других, не уступающих ему в славе. Все слышали об Илье Муромце, совершившем много доблестных подвигов. Но и Микула Селянинович заслуживает всеобщего уважения. Поэтому после долгих размышлений я решил, что, если бы у меня была возможность поставить памятник, я бы воздвиг его в честь русской словесности, а точнее — в честь русской былины. Этот памятник запечатлел бы образы всех былинных героев, которые защищали родную землю от врагов, пахали пашни, совершали самые разные подвиги...»<br><br>Комментарии к рисункам также не были стандартными, приведем наиболее интересный: «Микулу я изобразила таким большим, потому что он намного сильнее Вольги. Его силу подчеркивают большие руки. Он был из деревни, занимался земледелием. Одет он очень просто. Земля у него пышная, плодородная, потому что сам он трудолюбив и усерден. Лошадь у Микулы тоже большая, потому что ей приходится много трудиться и потому что она под стать богатырскому сложению Микулы. Вольгу я изобразила таким маленьким потому, что он слабее Микулы, но все-таки и он богатырь, и это я выразила красным плащом. Лошадь Вольги маленькая, так как должна соответствовать фигуре Вольги...»<br><br>В конце урока одна семиклассница поведала своим друзьям: «Признаюсь, совсем недавно я мало что знала о былинах, но однажды случилось вот что: по литературе нам задали прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович». Я прочла. И что же? Я так заинтересовалась этими чудесными рассказами, а затем и, сама того не заметив, полюбила былины... С тех пор я прочла много былин. Когда я их читала, то ясно представляла себе тех гусляров, перебиравших струны и завораживавших слушателей диковинными историями.<br><br>Все былинные герои хороши... Я считаю, что если устроить соревнование между ними в уме, смелости и ловкости, то все бы они заняли первые места. Так что, если бы мне предложили выбрать героя из былин для того, чтобы поставить ему памятник, я бы не стала выбирать, а поставила бы памятник им всем...»<br><br>Учительница подвела итоги, отметив наиболее интересные рассказы, удачные вопросы, пересказы, дала рекомендации тем, кто в этом нуждался, подарила наиболее активным открытки.<br><br>Примером работы, проведенной с пользой для общего и речевого развития, стали былины, написанные самими ребятами. Кирилл О. прочел свою былину «Как три богатыря красну девицу из неволи доставили», героями которой стали его товарищи по классу. Слушал класс с особым любопытством, то и дело раздавался добродушный смех одноклассников:<br><br>«Как прошла-то весть по всея Руси, что украл-похитил Змей-страшилище, страшилище о трех головах, красну девицу.<br><br>Со всех концов земли русской поехали удалые добры-молодцы девицу из беды вызволяти.<br><br>Как из стольна града, из Московии, выезжал чудо-богатырь Константин Перовский. Как садился он на добра коня, на добра коня — сива мерина. Как уж сел чудо-богатырь на коня в первый раз — боком сел. Как уж сел чудо-богатырь на коня во второй раз — криво сел. А сел он в третий раз — задом сел. И молвил тут герой: «И так сойдет!»<br><br>А и ехал чудо-богатырь во чисто поле, а и видел он добра молодца, добра молодца Михайла Титыча. Говорил-то он Михайле да таковы слова, говорил-то он насмехаючись: «Ох и мал же ты, Михайло, на что сгодишься-то? Неужто хочешь ты сразиться со страшным Змеищем?» И ответствовал добрый молодец: «Зря смеешься ты, чудо- богатырь. Хоть я мал, да горазд в делах. Про меня народ говорит: «Мал, да удал». Хоть и мал добрый молодец, да востер у него меч булатный, и лихой под ним конь вороной, а как молвит он, да по-аглицки, так зауважает его басурман как переводчика...»<br><br>И поехали они вместе красну девицу вызволяти.<br><br>А и ехали они день, а и ехали они другой, а и ехали они третий день. Повстречали они на своем пути добра молодца Александрушку. Ох, и славен сей богатырь, ох, и смел, да и конь под ним — круче некуда. На врага летит пританцовывая. И не раз спасал он хозяина, от стрел вражьих уворачиваясь, потому как был он танцор-конь, танцор-конь да весь в хозяина.<br><br>И подъезжали они к норе, к норе Змеевой. Змей, хозяин той норы, держал, басурман, одну голову да у выхода, а вторую голову да в кроватушке, а третью-то голову — настороже, у темницы сырой, где красна девица томилася.<br><br>Разбудили тогда богатыри Змея лютого и сражались с ним, не щадя живота своего.<br><br>Час сражалися, Михайло Титыч срубил булатным мечом одну голову злодею — смел и удал ведь был Михайлушко. Второй час сражалися, срубил вторую голову Змеищу страшному Александрушка. Он ведь смелый был и сноровистый. Третий час сражалися богатыри, не могли одолеть Змеища проклятого. Вдруг споткнулся сивый мерин под чудо- богатырем, и грузно пал богатырь на третью голову Змееву. И раздавил чудо-богатырь вражину, ведь не был тот чудо-богатырь легок, как перышко, хоть и звался Константином Перовским, а было в нем весу да ведь в тридцать пуд.<br><br>Выходила тут красна девица из темницы своей да благодарствовала богатырям за избавленьице, за избавленьице от злого Змея Горыныча. А в мужья-то она никого не выбрала, ведь все богатыри отличалися своей ловкостью да отвагою...»<br><br>Иная былина получилась у Саши Г.<br><br>Дмитрий Иванович и Михайло Титович<br><br>То не волк рысью бежит,<br>То не птица вихрем летит,<br>То не заяц в чистом поле столбом стоит, <br>А то едет по полю Дмитрий Иванович, <br>Дмитрий Иванович — богатырь святорусский. <br>А как повстречал он в поле богатыря на лихом коне, <br>На лихом коне да на буланеньком. <br>Да спрашивает Дмитрий Иванович: <br>— Гой ты еси богатырь святорусский, <br>Как имя твое да куда едешь ты? <br>А богатырь тот нервный был <br>Да закричал во всю мочь свою:<br>— Я Михайло Титович<br>Еду я туда, куда тебе не надо.<br>Осерчал тут шибко Дмитрий Иванович<br>Да говорит Михайле Титовичу:<br>— Шибко обидел меня ты!<br>Обидел да не извенился.<br>Будем с тобой силой мериться!<br>И повел Дмитрий Иванович<br>Михайло Титовича через темен лес,<br>Через чисто поле<br>Да через речку, через речку Смородину.<br>А жил там Змей Горыныч,<br>Одихмантьев <br>Дмитрий Иванович подкрался к нему<br>Да задушил одной левой!<br>А Михайло Титович взял гору Змееву,<br>Гору серую, камянистую,<br>Да закинул ее выше солнышка.<br>И поняли богатыри, что нет им равных,<br>И стали рядом жить, дружить да век коротать.<br> <br>Московская учительница школы № 440 Е. Е. Фролова перед изучением былин предложила школьникам организовать урок повторения всех фольклорных жанров в форме зачета по ранее изученным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, скороговоркам.<br><br>К уроку была подготовлена выставка необходимой по данной теме литературы — сборники сказок, загадок, иллюстрации к сказкам, портреты сказителей, другие книги, посвященные фольклору.<br><br>Школьники выступали с сообщениями, ориентируясь на вопросы и задания: какие произведения относятся к устному народному творчеству? Дайте определение каждого из жанров фольклора — сказки, загадки, пословицы, поговорки, частушки, скороговорки. Назовите сказку, которая более всего нравится, расскажите о ее художественных особенностях, кратко передайте содержание, расскажите о героях сказки.<br><br>Учительница ставит и такой, на первый взгляд странный, вопрос: «Полезна или вредна сказка?» И поясняет: «Этот вопрос сейчас кажется странным, но всего 60 лет тому назад он возник — сказки вдруг запретили. Считалось, что сказки — выдумка, в них рассказывается о чудесах, а чудес на свете не бывает, следовательно, они дают неверное представление о мире, а потому они — вредны». К счастью, скоро это суждение было опровергнуто и сказка вновь вернулась к детям.<br><br>Затем учительница рассказывает различные сказки, а школьники называют их и определяют, к какому виду сказок они относятся (волшебные, бытовые, сказки о животных и пр.), объясняют логику своих рассуждении, рассказывают о героях, отвечая на вопросы:<br><br>Какими качествами наделен главный герой русских народных сказок?<br><br>Кто помогает ему в борьбе со злом? <br><br>Каковы особенности сказок (зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы и пр.)? Учащиеся приводят примеры.<br><br>Подробно, с примерами рассказывают семиклассники и о загадках.<br><br>Словом, уроков и подходов к темам «Былины», «Пословицы и поговорки» может быть множество. Важно выбрать наиболее оптимальный для каждого конкретного класса, завершив эту работу уроком развития речи, внеклассного чтения, и перебросить «мостик» к древнерусской литературе.<br><br>'' <sup>1</sup> Гоголь Н. О литературе. — М., 1952. — С. 190. ''<br><br><br><br><br><br><br>
| + | '''Пословицы и Поговорки'''<br><br>Чтобы заинтересовать семиклассников этой темой, настроить на ее восприятие, объяснение и запоминание, свободное включение '''[[Прислів'я та приказки . Повні уроки|пословиц]]''' и поговорок в разговорную повседневную речь, прочитаем им высказывание М. Шолохова, открывающее сборник «Пословицы русского народа» (М., 1957): «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.»<br> |
| | | |
- | <br> ''В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''
| + | Убедить ребят в необходимости хорошо знать и использовать в нашей '''[[Развитие устной речи учащихся 5 класса на уроках литературы|речи]]''' пословицы и поговорки помогут и слова Н. В. Гоголя: «.в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, — все шевелящее и задирающее за живое.» |
| | | |
- | <br> <sub>Рефераты, домашняя работа по литературе [[Литература|скачать]], учебники скатать бесплатно, [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] уроки, вопросы и ответы</sub>
| + | Осмысляя эти малые жанры фольклора, усваивая их особенности, школьники проникаются пониманием, что пословицы и поговорки — хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность их оценок, безусловность их суждений: «Пословица ведется, как изба веником метется», «Пословицу обжаловать нельзя». |
| | | |
- | <br> | + | Разумеется, есть пословицы устаревшие, ушедшие в прошлое вместе со своим временем. Но большинство из них и теперь могут радовать, обогащая ум и сердце подростков. Кроме того, произведения малого фольклорного жанра способны вернуть обычной разговорной речи былую меткость, точность и выразительность. |
| + | |
| + | Раздел «Пословицы и поговорки» откроет для школьников дорогу к фольклорному богатству всех стран мира, особенно если эта тема будет продолжена на уроках развития речи, внеклассного чтения и на внеклассных занятиях, если семиклассники будут использовать пословицы и поговорки на переменах в школе, в разговоре с друзьями и родственниками дома. Почти каждый раздел программы по '''[[Тесты по разделу «Литература XVIII века»|литературе]]''' дает возможность включить в работу над текстом пословицы и поговорки, ибо лишь непосредственное их использование в обычной речи будет говорить о плодотворном изучении этого материала. Уроки по этой теме можно условно разделить на три этапа: знакомство — освоение — использование. |
| + | |
| + | Мы имеем в виду путь, когда семиклассники слушают учителя, читают статью, пословицы и поговорки различных стран, объясняют их прямой и переносный смысл, отвечают на вопросы учебника и учителя, вводят их в предложения собственной конструкции или в свой '''[[Роман. Рассказ. Повесть|рассказ]]'''. |
| + | |
| + | Что же такое пословица и поговорка? Прочитаем статью и заметим, на какие группы разделены данные в учебнике пословицы, объясним их прямой и переносный смысл. Ответим на вопросы учебника. Познакомимся с пословицами других стран, сопоставим пословицы народов мира на одну и ту же тему. Постараемся уловить и сходство, и различие: например, латышская пословица «Руки не протянешь, так и с полки ложки не достанешь». Вот французская пословица: «Безделье — мать всех пороков». Найдем к этим пословицам похожие по смыслу, «живущие» в других странах мира. |
| + | |
| + | Некоторые [http://xvatit.com/vuzi/ '''учащиеся'''] расскажут о собирателях пословиц, например о В. И. Дале, другие сообщат занимательные истории. Так, в газете «Советская Россия» от 14 февраля 1989 года под названием «Позаимствуйте словцо» была следующая заметка: «Иногда во Франции говорят, что вторым после президента человеком в стране по популярности является Антуанетта де Вильякур. Эта женщина живет на юге Франции в городе Байонна. Прославилась же она тем, что имеет богатейшую коллекцию пословиц, поговорок, шуток. Французы — народ живой и остроумный — ценят меткое словцо, веселый каламбур. Свое собрание Антуанетта унаследовала от матери и продолжает его неустанно пополнять. По словам собирательницы, сейчас в ее коллекции 18 тысяч пословиц, поговорок, шуток, острых словечек. Очень часто к услугам Вильякур прибегают '''[[Как я стал писателем (С сокращениями )|писатели]]''', журналисты, политические деятели». |
| + | |
| + | Школьники с удовольствием пишут сочинения по пословице, готовят устные рассказы, объясняют пословицу, толкуют ее, сравнивают с другими. Приведем материалы по работе с пословицами, которые были предложены учительницей московской школы — № 1666 Е. В. Ключниковой. |
| + | |
| + | Учащиеся устно и письменно толковали пословицу «В радости знай меру, в беде не теряй веру». Были ответы не совсем точные, приблизительные, иногда близкие к пониманию смысла пословицы, но сам поиск был интересным и полезным. |
| + | |
| + | «Пословицы заключают в себе большой смысл. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют, высмеивают человеческие пороки...» |
| + | |
| + | «Каждая пословица заключает в себе важный смысл. Вот и пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» учит, ободряет, она как бы предупреждает: если тебе хорошо, будь весел, радостен, но не нужно забывать о других, которым, может быть, очень тяжело в этот момент... Когда тебе плохо, у тебя беда — не сникай, не опускай руки, не теряй веру в то, что все может поправиться. Как солнечный свет приходит к окну, обращенному на восток, так и удача приходит к человеку, умеющему ждать. Человек должен верить в возможность счастья, не терять веру, когда у него какая-нибудь беда...» |
| + | |
| + | «Эта пословица башкирская, но я знаю русские пословицы, близкие к ней по смыслу: «Не все ненастье, проглянет и красное солнышко», «Терпи, казак, атаманом будешь». |
| + | |
| + | Далее школьники с удовольствием участвовали в играх, викторинах, которые приготовлены были учительницей (кстати, материал для этого есть в книге «Читаем, думаем, спорим.»), например: |
| + | |
| + | Вспомните пословицы и '''[[Прислів'я та приказки - малі жанри фольклору, джерело народної мудрості|поговорки]]''', в состав которых входит цифра семь, и объясните их: |
| + | |
| + | '' У семи нянек дитя без глазу.<br> Семь бед — один ответ.<br> Семи пядей во лбу.<br> Семь раз примерь, один раз отрежь.<br> Один с сошкой, семеро с ложкой.<br> Семеро одного не ждут. <br> У него семь пятниц на неделе. <br> Седьмая вода на киселе. <br> Семь верст до небес и все лесом. <br> За семь верст киселя хлебать.'' |
| + | |
| + | Вспомните пословицы и поговорки, связанные с временами года, объясните их: |
| + | |
| + | '' Весна красна цветами, а осень снопами. <br> Весною час упустишь — годом не наверстаешь. <br> Летний день год кормит.<br> Лето припасает, а зима проедает. <br> Летом без дела сидеть — зимой хлеба не иметь.'' |
| + | |
| + | Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки:<br><br>1. Готовь лыжи летом. 1. Готовь сани летом, а телегу зимой.<br>2. Мал городок, да дорог. 2. Мал золотник, да дорог.<br>3. Цыплят считают и зимой. 3. Цыплят по осени считают.<br>4. Проводили по одежде. 4. Встречают по одежке, а провожают по уму. <br>5. Посадка в чужие сани уже объявлена. 5. В чужие сани не садись. |
| + | |
| + | <br>Приведите русскую пословицу, похожую по смыслу на латинскую, например:<br>'''<br>Латинские пословицы Русские пословицы''' |
| + | |
| + | Где друзья, там богатство. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.<br>Кто слишком спешит, позже справляется со своим делом. Тише едешь, дальше будешь.<br>Написанная буква останется. Что написано пером, того не вырубишь топором<br>Обсуждать надо часто, решать — однажды. Семь раз отмерь, один раз отрежь.<br><br>Далее учительница задает вопросы или рассказывает сюжеты, а ответить на них предлагает пословицей или поговоркой: |
| + | |
| + | — В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? |
| + | |
| + | (Делать из мухи слона.) |
| + | |
| + | — В какой поговорке утверждается, что нужно определить цену и вес горю? |
| + | |
| + | (Узнает, почем фунт лиха.) |
| + | |
| + | — Игорь груб с друзьями, часто подводит их. Однажды он пожаловался брату, что с ним никто не хочет дружить. Какие пословицы напомнил ему брат? |
| + | |
| + | (Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ.)<br><br>К урокам развития речи, основанным на материале былин и пословиц, учащиеся под руководством учителя готовят иллюстрации, репродукции картин на былинные сюжеты: монтажи, отбирают лучшие сочинения на эти темы, звукозаписи актерского чтения, устраивают книжные выставки и выставки изделий художественных промыслов, выполненных на сюжеты былин (например, деревянные скульптурки, вышивки, поделки и пр.). Это помогает организовать викторины, конкурсы, экскурсии по подготовленной выставке, придумать рассказы по картине, рисунку и пр., а главное — ощутить на уроке особую атмосферу, создать ситуацию речевого общения и особого интереса к фольклорным произведениям. |
| + | |
| + | Приведем в качестве примера урок развития устной речи в школе — 1666, организованный учительницей Г. Н. Мироновой. |
| + | |
| + | К уроку прочитаны и обсуждены '''[[Былины|былины]]''' о Вольге и Микуле, об Илье Муромце, о Садко. В классной комнате — выставка книг, иллюстрации к былинам известных художников и самих учащихся, проигрыватель, на партах — учебники, сочинения на фольклорные темы, собственные, написанные школьниками былины. |
| + | |
| + | Вступительное слово учитель начинает с того, что «судьба у каждого может быть разной, но, как бы она ни сложилась, какая бы дума ни овладела человеком, ему всегда могут помочь пословицы и даже былины. |
| + | |
| + | Прислушайтесь к мудрому слову былин, и это слово подскажет вам, что делать, как поступить.» |
| + | |
| + | Звучит звукозапись былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. |
| + | |
| + | Такое начало создало соответствующий настрой и ввело учащихся в мир былин и их героев. |
| + | |
| + | Словарная работа включала объяснение слов гусли, гусляр, войско — дружина, еда — сыть, висок — косица, пахарь — оратай, введение их в собственные предложения, разгадывание самостоятельно подготовленных кроссвордов. |
| + | |
| + | Затем учащиеся отвечают на вопросы учителя и товарищей, сами формулируют вопросы: какой подвиг труднее совершить — ратный или трудовой? Только ли о ратных подвигах рассказывают былины? |
| + | |
| + | Проводится конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок (кто больше назовет и верно их истолкует). |
| + | |
| + | На уроке обсуждаются и комментируются рисунки, выполненные семиклассниками, иллюстрации различных художников. Один из учеников рассказывает: «Книгу «Садко» оформляли два молодых художника — Калерия и Борис Кукулиевы. Они живут в Палехе. Это небольшое село в Ивановской области давно стало центром русского народного художественного промысла. Раньше большинство художников писали иконы. Все палешане, от малого до старого, имеют отношение к этому народному промыслу. В Палехе много художественных мастерских. Изделия, созданные здесь, достойно представлены на самых престижных международных выставках. Художники-палешане пишут картины, расписывают шкатулки, делают декорации. Со страниц этой книги к нам сходят герои, которые честны и благородны, красивы и всегда готовы постоять за свой народ...» |
| + | |
| + | Интересны размышления Сережи З. на тему «Какому былинному герою ты бы поставил памятник?»: «Я поставил бы памятник русской словесности. Сказать честно, я не хотел бы ставить памятник одному былинному герою, дабы не умалять достоинства других, не уступающих ему в славе. Все слышали об Илье Муромце, совершившем много доблестных подвигов. Но и Микула Селянинович заслуживает всеобщего уважения. Поэтому после долгих размышлений я решил, что, если бы у меня была возможность поставить памятник, я бы воздвиг его в честь русской словесности, а точнее — в честь русской былины. Этот памятник запечатлел бы образы всех былинных героев, которые защищали родную землю от врагов, пахали пашни, совершали самые разные подвиги...» |
| + | |
| + | Комментарии к рисункам также не были стандартными, приведем наиболее интересный: «Микулу я изобразила таким большим, потому что он намного сильнее Вольги. Его силу подчеркивают большие руки. Он был из деревни, занимался земледелием. Одет он очень просто. Земля у него пышная, плодородная, потому что сам он трудолюбив и усерден. Лошадь у Микулы тоже большая, потому что ей приходится много трудиться и потому что она под стать богатырскому сложению Микулы. Вольгу я изобразила таким маленьким потому, что он слабее Микулы, но все-таки и он богатырь, и это я выразила красным плащом. Лошадь Вольги маленькая, так как должна соответствовать фигуре Вольги...» |
| + | |
| + | В конце урока одна семиклассница поведала своим друзьям: «Признаюсь, совсем недавно я мало что знала о былинах, но однажды случилось вот что: по литературе нам задали прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович». Я прочла. И что же? Я так заинтересовалась этими чудесными рассказами, а затем и, сама того не заметив, полюбила былины... С тех пор я прочла много былин. Когда я их читала, то ясно представляла себе тех гусляров, перебиравших струны и завораживавших слушателей диковинными историями. |
| + | |
| + | Все былинные герои хороши... Я считаю, что если устроить соревнование между ними в уме, смелости и ловкости, то все бы они заняли первые места. Так что, если бы мне предложили выбрать героя из былин для того, чтобы поставить ему памятник, я бы не стала выбирать, а поставила бы памятник им всем...» |
| + | |
| + | Учительница подвела итоги, отметив наиболее интересные рассказы, удачные вопросы, '''[[36. РЗМ Усний стислий переказ тексту публіцистичного стилю|пересказы]]''', дала рекомендации тем, кто в этом нуждался, подарила наиболее активным открытки. |
| + | |
| + | Примером работы, проведенной с пользой для общего и речевого развития, стали былины, написанные самими ребятами. Кирилл О. прочел свою былину «Как три богатыря красну девицу из неволи доставили», героями которой стали его товарищи по классу. Слушал класс с особым любопытством, то и дело раздавался добродушный смех одноклассников: |
| + | |
| + | «Как прошла-то весть по всея Руси, что украл-похитил Змей-страшилище, страшилище о трех головах, красну девицу. |
| + | |
| + | Со всех концов земли русской поехали удалые добры-молодцы девицу из беды вызволяти. |
| + | |
| + | Как из стольна града, из Московии, выезжал чудо-богатырь Константин Перовский. Как садился он на добра коня, на добра коня — сива мерина. Как уж сел чудо-богатырь на коня в первый раз — боком сел. Как уж сел чудо-богатырь на коня во второй раз — криво сел. А сел он в третий раз — задом сел. И молвил тут герой: «И так сойдет!» |
| + | |
| + | А и ехал чудо-богатырь во чисто поле, а и видел он добра молодца, добра молодца Михайла Титыча. Говорил-то он Михайле да таковы слова, говорил-то он насмехаючись: «Ох и мал же ты, Михайло, на что сгодишься-то? Неужто хочешь ты сразиться со страшным Змеищем?» И ответствовал добрый молодец: «Зря смеешься ты, чудо- богатырь. Хоть я мал, да горазд в делах. Про меня народ говорит: «Мал, да удал». Хоть и мал добрый молодец, да востер у него меч булатный, и лихой под ним конь вороной, а как молвит он, да по-аглицки, так зауважает его басурман как переводчика...» |
| + | |
| + | И поехали они вместе красну девицу вызволяти. |
| + | |
| + | А и ехали они день, а и ехали они другой, а и ехали они третий день. Повстречали они на своем пути добра молодца Александрушку. Ох, и славен сей богатырь, ох, и смел, да и конь под ним — круче некуда. На врага летит пританцовывая. И не раз спасал он хозяина, от стрел вражьих уворачиваясь, потому как был он танцор-конь, танцор-конь да весь в хозяина. |
| + | |
| + | И подъезжали они к норе, к норе Змеевой. Змей, хозяин той норы, держал, басурман, одну голову да у выхода, а вторую голову да в кроватушке, а третью-то голову — настороже, у темницы сырой, где красна девица томилася. |
| + | |
| + | Разбудили тогда богатыри Змея лютого и сражались с ним, не щадя живота своего. |
| + | |
| + | Час сражалися, Михайло Титыч срубил булатным мечом одну голову злодею — смел и удал ведь был Михайлушко. Второй час сражалися, срубил вторую голову Змеищу страшному Александрушка. Он ведь смелый был и сноровистый. Третий час сражалися богатыри, не могли одолеть Змеища проклятого. Вдруг споткнулся сивый мерин под чудо- богатырем, и грузно пал богатырь на третью голову Змееву. И раздавил чудо-богатырь вражину, ведь не был тот чудо-богатырь легок, как перышко, хоть и звался Константином Перовским, а было в нем весу да ведь в тридцать пуд. |
| + | |
| + | Выходила тут красна девица из темницы своей да благодарствовала богатырям за избавленьице, за избавленьице от злого Змея Горыныча. А в мужья-то она никого не выбрала, ведь все богатыри отличалися своей ловкостью да отвагою...» |
| + | |
| + | Иная былина получилась у Саши Г. |
| + | |
| + | ''' Дмитрий Иванович и Михайло Титович''' |
| + | |
| + | ''То не волк рысью бежит,<br> То не птица вихрем летит,<br> То не заяц в чистом поле столбом стоит, <br> А то едет по полю Дмитрий Иванович, <br> Дмитрий Иванович — богатырь святорусский. <br> А как повстречал он в поле богатыря на лихом коне, <br> На лихом коне да на буланеньком. <br> Да спрашивает Дмитрий Иванович: <br> — Гой ты еси богатырь святорусский, <br> Как имя твое да куда едешь ты? <br> А богатырь тот нервный был <br> Да закричал во всю мочь свою:<br> — Я Михайло Титович<br> Еду я туда, куда тебе не надо.<br> Осерчал тут шибко Дмитрий Иванович<br> Да говорит Михайле Титовичу:<br> — Шибко обидел меня ты!<br> Обидел да не извенился.<br> Будем с тобой силой мериться!<br> И повел Дмитрий Иванович<br> Михайло Титовича через темен лес,<br> Через чисто поле<br> Да через речку, через речку Смородину.<br> А жил там Змей Горыныч,<br> Одихмантьев <br> Дмитрий Иванович подкрался к нему<br> Да задушил одной левой!<br> А Михайло Титович взял гору Змееву,<br> Гору серую, камянистую,<br> Да закинул ее выше солнышка.<br> И поняли богатыри, что нет им равных,<br> И стали рядом жить, дружить да век коротать.<br> ''<br>Московская учительница школы № 440 Е. Е. Фролова перед изучением былин предложила школьникам организовать урок повторения всех фольклорных жанров в форме зачета по ранее изученным '''[[Презентация урока на тему: Сказка «Спасительница»|сказкам]]''', пословицам, поговоркам, загадкам, скороговоркам. |
| + | |
| + | К уроку была подготовлена выставка необходимой по данной теме литературы — сборники сказок, загадок, иллюстрации к сказкам, портреты сказителей, другие книги, посвященные фольклору. |
| + | |
| + | Школьники выступали с сообщениями, ориентируясь на вопросы и задания: какие произведения относятся к устному '''[[Опорный каркас урока на тему: «Устное народное творчество»|народному творчеству]]'''? Дайте определение каждого из жанров фольклора — сказки, загадки, пословицы, поговорки, частушки, скороговорки. Назовите сказку, которая более всего нравится, расскажите о ее художественных особенностях, кратко передайте содержание, расскажите о героях сказки. |
| + | |
| + | Учительница ставит и такой, на первый взгляд странный, вопрос: «Полезна или вредна сказка?» И поясняет: «Этот вопрос сейчас кажется странным, но всего 60 лет тому назад он возник — сказки вдруг запретили. Считалось, что сказки — выдумка, в них рассказывается о чудесах, а чудес на свете не бывает, следовательно, они дают неверное представление о мире, а потому они — вредны». К счастью, скоро это суждение было опровергнуто и сказка вновь вернулась к детям. |
| + | |
| + | Затем учительница рассказывает различные сказки, а школьники называют их и определяют, к какому виду сказок они относятся (волшебные, бытовые, сказки о животных и пр.), объясняют логику своих рассуждении, рассказывают о героях, отвечая на вопросы: |
| + | |
| + | Какими качествами наделен главный герой русских '''[[Русские народные сказки|народных сказок]]'''? |
| + | |
| + | Кто помогает ему в борьбе со злом? |
| + | |
| + | Каковы особенности сказок (зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы и пр.)? Учащиеся приводят примеры. |
| + | |
| + | Подробно, с примерами рассказывают семиклассники и о загадках. |
| + | |
| + | Словом, уроков и подходов к темам «Былины», «Пословицы и поговорки» может быть множество. Важно выбрать наиболее оптимальный для каждого конкретного класса, завершив эту работу уроком развития речи, внеклассного чтения, и перебросить «мостик» к древнерусской литературе.<br><br>'' <sup>1</sup> Гоголь Н. О литературе. — М., 1952. — С. 190. ''<br> |
| + | |
| + | <br> ''В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' |
| + | |
| + | <br> <sub>Рефераты, домашняя работа по литературе [[Литература|скачать]], учебники скатать бесплатно, [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] уроки, вопросы и ответы</sub><br> |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Текущая версия на 18:03, 21 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 7 класс>>Пословицы и Поговорки
Пословицы и Поговорки
Чтобы заинтересовать семиклассников этой темой, настроить на ее восприятие, объяснение и запоминание, свободное включение пословиц и поговорок в разговорную повседневную речь, прочитаем им высказывание М. Шолохова, открывающее сборник «Пословицы русского народа» (М., 1957): «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.»
Убедить ребят в необходимости хорошо знать и использовать в нашей речи пословицы и поговорки помогут и слова Н. В. Гоголя: «.в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, — все шевелящее и задирающее за живое.»
Осмысляя эти малые жанры фольклора, усваивая их особенности, школьники проникаются пониманием, что пословицы и поговорки — хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность их оценок, безусловность их суждений: «Пословица ведется, как изба веником метется», «Пословицу обжаловать нельзя».
Разумеется, есть пословицы устаревшие, ушедшие в прошлое вместе со своим временем. Но большинство из них и теперь могут радовать, обогащая ум и сердце подростков. Кроме того, произведения малого фольклорного жанра способны вернуть обычной разговорной речи былую меткость, точность и выразительность.
Раздел «Пословицы и поговорки» откроет для школьников дорогу к фольклорному богатству всех стран мира, особенно если эта тема будет продолжена на уроках развития речи, внеклассного чтения и на внеклассных занятиях, если семиклассники будут использовать пословицы и поговорки на переменах в школе, в разговоре с друзьями и родственниками дома. Почти каждый раздел программы по литературе дает возможность включить в работу над текстом пословицы и поговорки, ибо лишь непосредственное их использование в обычной речи будет говорить о плодотворном изучении этого материала. Уроки по этой теме можно условно разделить на три этапа: знакомство — освоение — использование.
Мы имеем в виду путь, когда семиклассники слушают учителя, читают статью, пословицы и поговорки различных стран, объясняют их прямой и переносный смысл, отвечают на вопросы учебника и учителя, вводят их в предложения собственной конструкции или в свой рассказ.
Что же такое пословица и поговорка? Прочитаем статью и заметим, на какие группы разделены данные в учебнике пословицы, объясним их прямой и переносный смысл. Ответим на вопросы учебника. Познакомимся с пословицами других стран, сопоставим пословицы народов мира на одну и ту же тему. Постараемся уловить и сходство, и различие: например, латышская пословица «Руки не протянешь, так и с полки ложки не достанешь». Вот французская пословица: «Безделье — мать всех пороков». Найдем к этим пословицам похожие по смыслу, «живущие» в других странах мира.
Некоторые учащиеся расскажут о собирателях пословиц, например о В. И. Дале, другие сообщат занимательные истории. Так, в газете «Советская Россия» от 14 февраля 1989 года под названием «Позаимствуйте словцо» была следующая заметка: «Иногда во Франции говорят, что вторым после президента человеком в стране по популярности является Антуанетта де Вильякур. Эта женщина живет на юге Франции в городе Байонна. Прославилась же она тем, что имеет богатейшую коллекцию пословиц, поговорок, шуток. Французы — народ живой и остроумный — ценят меткое словцо, веселый каламбур. Свое собрание Антуанетта унаследовала от матери и продолжает его неустанно пополнять. По словам собирательницы, сейчас в ее коллекции 18 тысяч пословиц, поговорок, шуток, острых словечек. Очень часто к услугам Вильякур прибегают писатели, журналисты, политические деятели».
Школьники с удовольствием пишут сочинения по пословице, готовят устные рассказы, объясняют пословицу, толкуют ее, сравнивают с другими. Приведем материалы по работе с пословицами, которые были предложены учительницей московской школы — № 1666 Е. В. Ключниковой.
Учащиеся устно и письменно толковали пословицу «В радости знай меру, в беде не теряй веру». Были ответы не совсем точные, приблизительные, иногда близкие к пониманию смысла пословицы, но сам поиск был интересным и полезным.
«Пословицы заключают в себе большой смысл. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют, высмеивают человеческие пороки...»
«Каждая пословица заключает в себе важный смысл. Вот и пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» учит, ободряет, она как бы предупреждает: если тебе хорошо, будь весел, радостен, но не нужно забывать о других, которым, может быть, очень тяжело в этот момент... Когда тебе плохо, у тебя беда — не сникай, не опускай руки, не теряй веру в то, что все может поправиться. Как солнечный свет приходит к окну, обращенному на восток, так и удача приходит к человеку, умеющему ждать. Человек должен верить в возможность счастья, не терять веру, когда у него какая-нибудь беда...»
«Эта пословица башкирская, но я знаю русские пословицы, близкие к ней по смыслу: «Не все ненастье, проглянет и красное солнышко», «Терпи, казак, атаманом будешь».
Далее школьники с удовольствием участвовали в играх, викторинах, которые приготовлены были учительницей (кстати, материал для этого есть в книге «Читаем, думаем, спорим.»), например:
Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:
У семи нянек дитя без глазу. Семь бед — один ответ. Семи пядей во лбу. Семь раз примерь, один раз отрежь. Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут. У него семь пятниц на неделе. Седьмая вода на киселе. Семь верст до небес и все лесом. За семь верст киселя хлебать.
Вспомните пословицы и поговорки, связанные с временами года, объясните их:
Весна красна цветами, а осень снопами. Весною час упустишь — годом не наверстаешь. Летний день год кормит. Лето припасает, а зима проедает. Летом без дела сидеть — зимой хлеба не иметь.
Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки:
1. Готовь лыжи летом. 1. Готовь сани летом, а телегу зимой. 2. Мал городок, да дорог. 2. Мал золотник, да дорог. 3. Цыплят считают и зимой. 3. Цыплят по осени считают. 4. Проводили по одежде. 4. Встречают по одежке, а провожают по уму. 5. Посадка в чужие сани уже объявлена. 5. В чужие сани не садись.
Приведите русскую пословицу, похожую по смыслу на латинскую, например:
Латинские пословицы Русские пословицы
Где друзья, там богатство. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Кто слишком спешит, позже справляется со своим делом. Тише едешь, дальше будешь. Написанная буква останется. Что написано пером, того не вырубишь топором Обсуждать надо часто, решать — однажды. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Далее учительница задает вопросы или рассказывает сюжеты, а ответить на них предлагает пословицей или поговоркой:
— В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?
(Делать из мухи слона.)
— В какой поговорке утверждается, что нужно определить цену и вес горю?
(Узнает, почем фунт лиха.)
— Игорь груб с друзьями, часто подводит их. Однажды он пожаловался брату, что с ним никто не хочет дружить. Какие пословицы напомнил ему брат?
(Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ.)
К урокам развития речи, основанным на материале былин и пословиц, учащиеся под руководством учителя готовят иллюстрации, репродукции картин на былинные сюжеты: монтажи, отбирают лучшие сочинения на эти темы, звукозаписи актерского чтения, устраивают книжные выставки и выставки изделий художественных промыслов, выполненных на сюжеты былин (например, деревянные скульптурки, вышивки, поделки и пр.). Это помогает организовать викторины, конкурсы, экскурсии по подготовленной выставке, придумать рассказы по картине, рисунку и пр., а главное — ощутить на уроке особую атмосферу, создать ситуацию речевого общения и особого интереса к фольклорным произведениям.
Приведем в качестве примера урок развития устной речи в школе — 1666, организованный учительницей Г. Н. Мироновой.
К уроку прочитаны и обсуждены былины о Вольге и Микуле, об Илье Муромце, о Садко. В классной комнате — выставка книг, иллюстрации к былинам известных художников и самих учащихся, проигрыватель, на партах — учебники, сочинения на фольклорные темы, собственные, написанные школьниками былины.
Вступительное слово учитель начинает с того, что «судьба у каждого может быть разной, но, как бы она ни сложилась, какая бы дума ни овладела человеком, ему всегда могут помочь пословицы и даже былины.
Прислушайтесь к мудрому слову былин, и это слово подскажет вам, что делать, как поступить.»
Звучит звукозапись былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.
Такое начало создало соответствующий настрой и ввело учащихся в мир былин и их героев.
Словарная работа включала объяснение слов гусли, гусляр, войско — дружина, еда — сыть, висок — косица, пахарь — оратай, введение их в собственные предложения, разгадывание самостоятельно подготовленных кроссвордов.
Затем учащиеся отвечают на вопросы учителя и товарищей, сами формулируют вопросы: какой подвиг труднее совершить — ратный или трудовой? Только ли о ратных подвигах рассказывают былины?
Проводится конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок (кто больше назовет и верно их истолкует).
На уроке обсуждаются и комментируются рисунки, выполненные семиклассниками, иллюстрации различных художников. Один из учеников рассказывает: «Книгу «Садко» оформляли два молодых художника — Калерия и Борис Кукулиевы. Они живут в Палехе. Это небольшое село в Ивановской области давно стало центром русского народного художественного промысла. Раньше большинство художников писали иконы. Все палешане, от малого до старого, имеют отношение к этому народному промыслу. В Палехе много художественных мастерских. Изделия, созданные здесь, достойно представлены на самых престижных международных выставках. Художники-палешане пишут картины, расписывают шкатулки, делают декорации. Со страниц этой книги к нам сходят герои, которые честны и благородны, красивы и всегда готовы постоять за свой народ...»
Интересны размышления Сережи З. на тему «Какому былинному герою ты бы поставил памятник?»: «Я поставил бы памятник русской словесности. Сказать честно, я не хотел бы ставить памятник одному былинному герою, дабы не умалять достоинства других, не уступающих ему в славе. Все слышали об Илье Муромце, совершившем много доблестных подвигов. Но и Микула Селянинович заслуживает всеобщего уважения. Поэтому после долгих размышлений я решил, что, если бы у меня была возможность поставить памятник, я бы воздвиг его в честь русской словесности, а точнее — в честь русской былины. Этот памятник запечатлел бы образы всех былинных героев, которые защищали родную землю от врагов, пахали пашни, совершали самые разные подвиги...»
Комментарии к рисункам также не были стандартными, приведем наиболее интересный: «Микулу я изобразила таким большим, потому что он намного сильнее Вольги. Его силу подчеркивают большие руки. Он был из деревни, занимался земледелием. Одет он очень просто. Земля у него пышная, плодородная, потому что сам он трудолюбив и усерден. Лошадь у Микулы тоже большая, потому что ей приходится много трудиться и потому что она под стать богатырскому сложению Микулы. Вольгу я изобразила таким маленьким потому, что он слабее Микулы, но все-таки и он богатырь, и это я выразила красным плащом. Лошадь Вольги маленькая, так как должна соответствовать фигуре Вольги...»
В конце урока одна семиклассница поведала своим друзьям: «Признаюсь, совсем недавно я мало что знала о былинах, но однажды случилось вот что: по литературе нам задали прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович». Я прочла. И что же? Я так заинтересовалась этими чудесными рассказами, а затем и, сама того не заметив, полюбила былины... С тех пор я прочла много былин. Когда я их читала, то ясно представляла себе тех гусляров, перебиравших струны и завораживавших слушателей диковинными историями.
Все былинные герои хороши... Я считаю, что если устроить соревнование между ними в уме, смелости и ловкости, то все бы они заняли первые места. Так что, если бы мне предложили выбрать героя из былин для того, чтобы поставить ему памятник, я бы не стала выбирать, а поставила бы памятник им всем...»
Учительница подвела итоги, отметив наиболее интересные рассказы, удачные вопросы, пересказы, дала рекомендации тем, кто в этом нуждался, подарила наиболее активным открытки.
Примером работы, проведенной с пользой для общего и речевого развития, стали былины, написанные самими ребятами. Кирилл О. прочел свою былину «Как три богатыря красну девицу из неволи доставили», героями которой стали его товарищи по классу. Слушал класс с особым любопытством, то и дело раздавался добродушный смех одноклассников:
«Как прошла-то весть по всея Руси, что украл-похитил Змей-страшилище, страшилище о трех головах, красну девицу.
Со всех концов земли русской поехали удалые добры-молодцы девицу из беды вызволяти.
Как из стольна града, из Московии, выезжал чудо-богатырь Константин Перовский. Как садился он на добра коня, на добра коня — сива мерина. Как уж сел чудо-богатырь на коня в первый раз — боком сел. Как уж сел чудо-богатырь на коня во второй раз — криво сел. А сел он в третий раз — задом сел. И молвил тут герой: «И так сойдет!»
А и ехал чудо-богатырь во чисто поле, а и видел он добра молодца, добра молодца Михайла Титыча. Говорил-то он Михайле да таковы слова, говорил-то он насмехаючись: «Ох и мал же ты, Михайло, на что сгодишься-то? Неужто хочешь ты сразиться со страшным Змеищем?» И ответствовал добрый молодец: «Зря смеешься ты, чудо- богатырь. Хоть я мал, да горазд в делах. Про меня народ говорит: «Мал, да удал». Хоть и мал добрый молодец, да востер у него меч булатный, и лихой под ним конь вороной, а как молвит он, да по-аглицки, так зауважает его басурман как переводчика...»
И поехали они вместе красну девицу вызволяти.
А и ехали они день, а и ехали они другой, а и ехали они третий день. Повстречали они на своем пути добра молодца Александрушку. Ох, и славен сей богатырь, ох, и смел, да и конь под ним — круче некуда. На врага летит пританцовывая. И не раз спасал он хозяина, от стрел вражьих уворачиваясь, потому как был он танцор-конь, танцор-конь да весь в хозяина.
И подъезжали они к норе, к норе Змеевой. Змей, хозяин той норы, держал, басурман, одну голову да у выхода, а вторую голову да в кроватушке, а третью-то голову — настороже, у темницы сырой, где красна девица томилася.
Разбудили тогда богатыри Змея лютого и сражались с ним, не щадя живота своего.
Час сражалися, Михайло Титыч срубил булатным мечом одну голову злодею — смел и удал ведь был Михайлушко. Второй час сражалися, срубил вторую голову Змеищу страшному Александрушка. Он ведь смелый был и сноровистый. Третий час сражалися богатыри, не могли одолеть Змеища проклятого. Вдруг споткнулся сивый мерин под чудо- богатырем, и грузно пал богатырь на третью голову Змееву. И раздавил чудо-богатырь вражину, ведь не был тот чудо-богатырь легок, как перышко, хоть и звался Константином Перовским, а было в нем весу да ведь в тридцать пуд.
Выходила тут красна девица из темницы своей да благодарствовала богатырям за избавленьице, за избавленьице от злого Змея Горыныча. А в мужья-то она никого не выбрала, ведь все богатыри отличалися своей ловкостью да отвагою...»
Иная былина получилась у Саши Г.
Дмитрий Иванович и Михайло Титович
То не волк рысью бежит, То не птица вихрем летит, То не заяц в чистом поле столбом стоит, А то едет по полю Дмитрий Иванович, Дмитрий Иванович — богатырь святорусский. А как повстречал он в поле богатыря на лихом коне, На лихом коне да на буланеньком. Да спрашивает Дмитрий Иванович: — Гой ты еси богатырь святорусский, Как имя твое да куда едешь ты? А богатырь тот нервный был Да закричал во всю мочь свою: — Я Михайло Титович Еду я туда, куда тебе не надо. Осерчал тут шибко Дмитрий Иванович Да говорит Михайле Титовичу: — Шибко обидел меня ты! Обидел да не извенился. Будем с тобой силой мериться! И повел Дмитрий Иванович Михайло Титовича через темен лес, Через чисто поле Да через речку, через речку Смородину. А жил там Змей Горыныч, Одихмантьев Дмитрий Иванович подкрался к нему Да задушил одной левой! А Михайло Титович взял гору Змееву, Гору серую, камянистую, Да закинул ее выше солнышка. И поняли богатыри, что нет им равных, И стали рядом жить, дружить да век коротать. Московская учительница школы № 440 Е. Е. Фролова перед изучением былин предложила школьникам организовать урок повторения всех фольклорных жанров в форме зачета по ранее изученным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, скороговоркам.
К уроку была подготовлена выставка необходимой по данной теме литературы — сборники сказок, загадок, иллюстрации к сказкам, портреты сказителей, другие книги, посвященные фольклору.
Школьники выступали с сообщениями, ориентируясь на вопросы и задания: какие произведения относятся к устному народному творчеству? Дайте определение каждого из жанров фольклора — сказки, загадки, пословицы, поговорки, частушки, скороговорки. Назовите сказку, которая более всего нравится, расскажите о ее художественных особенностях, кратко передайте содержание, расскажите о героях сказки.
Учительница ставит и такой, на первый взгляд странный, вопрос: «Полезна или вредна сказка?» И поясняет: «Этот вопрос сейчас кажется странным, но всего 60 лет тому назад он возник — сказки вдруг запретили. Считалось, что сказки — выдумка, в них рассказывается о чудесах, а чудес на свете не бывает, следовательно, они дают неверное представление о мире, а потому они — вредны». К счастью, скоро это суждение было опровергнуто и сказка вновь вернулась к детям.
Затем учительница рассказывает различные сказки, а школьники называют их и определяют, к какому виду сказок они относятся (волшебные, бытовые, сказки о животных и пр.), объясняют логику своих рассуждении, рассказывают о героях, отвечая на вопросы:
Какими качествами наделен главный герой русских народных сказок?
Кто помогает ему в борьбе со злом?
Каковы особенности сказок (зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы и пр.)? Учащиеся приводят примеры.
Подробно, с примерами рассказывают семиклассники и о загадках.
Словом, уроков и подходов к темам «Былины», «Пословицы и поговорки» может быть множество. Важно выбрать наиболее оптимальный для каждого конкретного класса, завершив эту работу уроком развития речи, внеклассного чтения, и перебросить «мостик» к древнерусской литературе.
1 Гоголь Н. О литературе. — М., 1952. — С. 190.
В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Рефераты, домашняя работа по литературе скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|