|
|
(3 промежуточные версии не показаны) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 7 класс|Литература 7 класс]]>>Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»'''
| + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 7 класс, урок, на Тему, Е. И. Носов, «Кукла», «Живое пламя», творчество, чтение, рассказ, пересказ, природе, А. П. Чехов, текст</metakeywords> |
| | | |
| + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 7 класс|Литература 7 класс]]>>Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»''' |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''' Е. И. НОСОВ<br><br> «Кукла», «Живое пламя»'''<br><br> ...Он освещает проблемы, существенно важные для <br> Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о <br> социальной справедливости. о том, как жить и что <br> делать...<br><br> И. Баскевич<sup>1</sup><br><br>Е. И. Носов — родом из курских мест, писатель, с неостывающей любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду. | + | '''Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»'''<br><br>''...Он освещает проблемы, существенно важные для <br>Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о <br>социальной справедливости. о том, как жить и что <br>делать... '' |
| | | |
- | Автобиографический рассказ Е. И. Носова подготовлен автором специально для этого учебника-хрестоматии. В нем писатель рассказывает о родных курских местах, о трудном полуголодном детстве, полном дружбы со сверстниками, с любимыми героями из «Тома Сойера», «Острова сокровищ». А дальше — судьба многих людей этого поколения: война, фронт, госпиталь — и только потом работа в газете, писательская деятельность.
| + | ''И. Баскевич <br><br>''Е. И. Носов — родом из курских мест, писатель, с неостывающей любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду. |
| | | |
- | Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховностью, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.
| + | Автобиографический '''[[Роман. Рассказ. Повесть|рассказ]]''' Е. И. Носова подготовлен автором специально для этого учебника-хрестоматии. В нем писатель рассказывает о родных курских местах, о трудном полуголодном детстве, полном дружбы со сверстниками, с любимыми героями из «Тома Сойера», «Острова сокровищ». А дальше — судьба многих людей этого поколения: война, фронт, госпиталь — и только потом работа в газете, писательская деятельность. |
| | | |
- | Внимательный взгляд писателя замечает тысячи трав, растений, создающих ощущение радости бытия, — таково начало, казалось бы, спокойного рассказа «Кукла». Но вот покой сменяется совсем иными картинами, горестными наблюдениями и размышлениями героя и автора, призывающих читателя отнестись сострадательно к природе и предметам, созданным руками человека.
| + | Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховностью, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром. |
| | | |
- | Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит прочитать, пережить и обсудить семиклассникам.
| + | Внимательный взгляд писателя замечает тысячи трав, растений, создающих ощущение радости бытия, — таково начало, казалось бы, спокойного рассказа «Кукла». Но вот покой сменяется совсем иными картинами, горестными наблюдениями и размышлениями героя и автора, призывающих читателя отнестись сострадательно к '''[[Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века|природе]]''' и предметам, созданным руками человека. |
| | | |
- | Рассказ Носова «Кукла» (или «Акимыч» — так он называется в некоторых изданиях) повествует о проблемах важных для любой области, района, школы. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становятся меньше, а, напротив, растут. Может быть, вспомнят семиклассники замечательный и неизбывно грустный рассказ А. П. Чехова «Тоска», рекомендованный для внеклассного чтения.
| + | Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит прочитать, пережить и обсудить семиклассникам. |
| | | |
- | Учительское чтение, беседа о прочитанном в классе дадут возможность оценить описание мест, с которых начинается повествование: «Денно н нощно урчат, булькают и всхлипывают воронки.», «Ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег и полоснет по всей воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом.» И вот снова через некоторый промежуток времени рассказчик оказывается в тех же местах. Что сейчас увидел он? «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос...»
| + | Рассказ Носова «Кукла» (или «Акимыч» — так он называется в некоторых изданиях) повествует о проблемах важных для любой области, района, школы. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становятся меньше, а, напротив, растут. Может быть, вспомнят семиклассники замечательный и неизбывно грустный рассказ '''[[А. П. Чехов. Очерк жизни и творчества|А. П. Чехова]]''' «Тоска», рекомендованный для внеклассного чтения. |
| | | |
- | Как изменился Акимыч? Что так взволновало его? Как можно истолковать его слова: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят»? Обратим внимание на язык Акимыча.
| + | Учительское '''[[Выразительное чтение вслух. Обобщение и повторение изученного материала за 1-й семестр.|чтение]]''', беседа о прочитанном в классе дадут возможность оценить описание мест, с которых начинается повествование: «Денно н нощно урчат, булькают и всхлипывают воронки.», «Ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег и полоснет по всей воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом.» И вот снова через некоторый промежуток времени рассказчик оказывается в тех же местах. Что сейчас увидел он? «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос...» |
| | | |
- | Читая и пересказывая рассказ, школьники еще раз вдумываются в слова автора- рассказчика и Акимыча, отвечают на вопросы учебника-хрестоматии.
| + | Как изменился Акимыч? Что так взволновало его? Как можно истолковать его слова: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят»? Обратим внимание на язык Акимыча. |
| | | |
- | В учебнике приведено стихотворение К. Случевского «Кукла». Как оно перекликается с рассказом? Где и как в рассказе Е. Носова кукла сравнивается с человеком? Какие же вопросы поднимаются автором? Действительно ли они важные для наших дней? Встречались ли семиклассники с явлениями бездушного и бессердечного отношения к природе, животным?
| + | Читая и пересказывая рассказ, школьники еще раз вдумываются в слова автора- рассказчика и Акимыча, отвечают на вопросы учебника-хрестоматии. |
| | | |
- | Обратим внимание на композицию рассказа, характер Акимыча, а затем и на личность самого автора-писателя. Рассмотрим его портрет. Рассказ учителя о Е. И. Носове, особенностях его творчества, затем чтение автобиографического рассказа «Кукла» — все это даст возможность создать впечатление о позиции писателя, его отношении к жизни, к людям.
| + | В учебнике приведено стихотворение К. Случевского «Кукла». Как оно перекликается с рассказом? Где и как в рассказе Е. Носова кукла сравнивается с человеком? Какие же вопросы поднимаются автором? Действительно ли они важные для наших дней? Встречались ли семиклассники с явлениями бездушного и бессердечного отношения к природе, животным? |
| | | |
- | Чтение рассказа по ролям, краткий, выборочный, художественный пересказы, размышления о прочитанном, характеристика героя и т. д. — вот лишь немногие возможные пути в работе над текстом рассказа «Кукла».
| + | Обратим внимание на композицию рассказа, характер Акимыча, а затем и на личность самого автора-писателя. Рассмотрим его портрет. Рассказ учителя о Е. И. Носове, особенностях его '''[[Опорный каркас урока на тему: «Устное народное творчество»|творчества]]''', затем чтение автобиографического рассказа «Кукла» — все это даст возможность создать впечатление о позиции писателя, его отношении к жизни, к людям. |
| | | |
- | Обсуждая прочитанное, рассматривая композицию рассказа, школьники отмечают важность его начала.
| + | Чтение рассказа по ролям, краткий, выборочный, художественный пересказы, размышления о прочитанном, характеристика героя и т. д. — вот лишь немногие возможные пути в работе над текстом рассказа «Кукла». |
| | | |
- | Знакомы ли нам названия растений, о которых упоминает писатель? Какие чувства вызывает это описание? С какой целью вводит эти описания автор? Какое настроение в связи с рассказанным появляется в начале, в середине и в конце рассказа? Как можно объяснить различные названия этого произведения — «Кукла», «Акимыч»? Какое из них кажется вам наиболее удачным? И т. д.
| + | Обсуждая прочитанное, рассматривая композицию рассказа, школьники отмечают важность его начала. |
| | | |
- | На последний вопрос возникают самые разные суждения — одним нравится название «Кукла», другим — «Акимыч», но и у тех и у других есть довольно веские аргументы в защиту своего мнения, каждый отстаивает «свое» название, свою точку зрения. Вопрос этот не праздный, практически с его помощью можно стимулировать семиклассников на более тщательное новое рассмотрение текста.
| + | Знакомы ли нам названия растений, о которых упоминает писатель? Какие чувства вызывает это описание? С какой целью вводит эти описания автор? Какое настроение в связи с рассказанным появляется в начале, в середине и в конце рассказа? Как можно объяснить различные названия этого произведения — «Кукла», «Акимыч»? Какое из них кажется вам наиболее удачным? И т. д. |
| | | |
- | В самом деле, чем интересен и близок автору Акимыч? Что можно считать главным в его характере, манере держаться, жизненной позиции, каковы истоки его отношения к жизни, людям, природе? Разделяют ли ребята эту позицию и чувства, наполняющие Акимыча, радостные и горестные? Отсюда тоже могут проистекать выводы о названии рассказа. Рассказы об Акимыче — о его умении держаться, разговаривать, свободно выражать свое мнение, о его настроении, горечи и даже безнадежности, неверии в то, что может перемениться ситуация к лучшему, — еще один фрагмент работы на уроке.
| + | На последний вопрос возникают самые разные суждения — одним нравится название «Кукла», другим — «Акимыч», но и у тех и у других есть довольно веские аргументы в защиту своего мнения, каждый отстаивает «свое» название, свою точку зрения. Вопрос этот не праздный, практически с его помощью можно стимулировать семиклассников на более тщательное новое рассмотрение '''[[Презентація до теми «Жуль Верн (1828—1905). “П’ятнадцятирічний капітан”(робота з текстом). Поняття про роман»|текста]]'''. |
| | | |
- | Учащиеся понимают, какой это герой, почему у него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, чем дорог он писателю, что сближает и роднит их. Характеристика героя в данном случае больше размышление, раздумье о герое и одновременно рассуждение о важнейших вопросах, затронутых писателем в этом рассказе и требующих участия и сопереживания читателя.
| + | В самом деле, чем интересен и близок автору Акимыч? Что можно считать главным в его характере, манере держаться, жизненной позиции, каковы истоки его отношения к жизни, людям, природе? Разделяют ли ребята эту позицию и чувства, наполняющие Акимыча, радостные и горестные? Отсюда тоже могут проистекать выводы о названии рассказа. Рассказы об Акимыче — о его умении держаться, разговаривать, свободно выражать свое мнение, о его настроении, горечи и даже безнадежности, неверии в то, что может перемениться ситуация к лучшему, — еще один фрагмент работы на уроке. |
| | | |
- | Подумаем вместе с учащимися, насколько жизненны вопросы, поставленные автором, насколько точно и образно вскрыты болевые точки, им затронутые, насколько верно отражено различное отношение людей к ним (равнодушие и сострадание, участие и полное безразличие).
| + | Учащиеся понимают, какой это герой, почему у него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, чем дорог он писателю, что сближает и роднит их. Характеристика героя в данном случае больше размышление, раздумье о герое и одновременно рассуждение о важнейших вопросах, затронутых писателем в этом рассказе и требующих участия и сопереживания читателя. |
| | | |
- | Описание происходящего: прекрасная природа, дыхание цветов и пагубность бездушного отношения к природе — все это отчетливо может прозвучать в художественных пересказах текста, в инсценировании, в анализе того или иного фрагмента.
| + | Подумаем вместе с учащимися, насколько жизненны вопросы, поставленные автором, насколько точно и образно вскрыты болевые точки, им затронутые, насколько верно отражено различное отношение людей к ним (равнодушие и сострадание, участие и полное безразличие). |
| | | |
- | Совершенно иной рассказ дан школьникам для самостоятельного чтения и обсуждения. «Живое пламя» — текст о понимании прекрасного, о трепетном к нему отношении. Как видим мы окружающую нас природу, как соотносим все живое с нашей человеческой жизнью, с нашим прошлым и настоящим?
| + | Описание происходящего: прекрасная природа, дыхание цветов и пагубность бездушного отношения к природе — все это отчетливо может прозвучать в художественных '''[[36. РЗМ Усний стислий переказ тексту публіцистичного стилю|пересказах]]''' текста, в инсценировании, в анализе того или иного фрагмента. |
| | | |
- | Поскольку этот рассказ учащиеся читали самостоятельно, то его можно предложить и для отзыва или для подготовки интервью по поводу прочитанного.
| + | Совершенно иной рассказ дан школьникам для самостоятельного чтения и обсуждения. «Живое пламя» — текст о понимании прекрасного, о трепетном к нему отношении. Как видим мы окружающую нас природу, как соотносим все живое с нашей человеческой жизнью, с нашим прошлым и настоящим? |
| | | |
- | Итак, рассказ-сообщение о писателе, чтение и обсуждение двух различных рассказов автора создадут представление об особенностях творчества Е. И. Носова.
| + | Поскольку этот рассказ учащиеся читали самостоятельно, то его можно предложить и для отзыва или для подготовки интервью по поводу прочитанного. |
| | | |
- | В предыдущее издание учебника седьмого класса был включен рассказ Е. И. Носова «В чистом поле за проселком». В методическом пособии к этому учебнику М. А. Снежневская подробнейшим образом рассказала, какие наиболее важные вопросы необходимо затронуть. Школьникам были рекомендованы дополнительные рассказы «Варька», «Подпасок», «Радуга», «Лесной хозяин» и др. Отметим, что Е. И. Носов советовал включить в новый учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное.
| + | Итак, рассказ-сообщение о писателе, чтение и обсуждение двух различных рассказов автора создадут представление об особенностях творчества Е. И. Носова. |
| | | |
- | Таким образом, на уроках внеклассного чтения, в процессе читательской конференции учащиеся продолжат обсуждение произведений Е. И. Носова, подготовят на них отзывы, может быть, проведут небольшую читательскую конференцию или литературный вечер на тему «По страницам рассказов Е. И. Носова», создадут рисунки к прочитанному, обсудят иллюстрации, которые сопровождают некоторые издания рассказов писателя. Завершить работу над этой темой можно сочинением: «Какой из рассказов Е. И. Носова мне особенно понравился», «Над чем заставил меня задуматься герой рассказа Носова «Кукла», «В чем смысл рассказа «Живое пламя» (на выбор).
| + | В предыдущее издание учебника седьмого класса был включен рассказ Е. И. Носова «В чистом поле за проселком». В методическом пособии к этому учебнику М. А. Снежневская подробнейшим образом рассказала, какие наиболее важные вопросы необходимо затронуть. Школьникам были рекомендованы дополнительные рассказы «Варька», «Подпасок», «Радуга», «Лесной хозяин» и др. Отметим, что Е. И. Носов советовал включить в новый учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное. |
| | | |
- | Школьники могут дополнительно прочитать о творчестве Носова: Баскевич И. Ради жизни на Земле // Литература в школе. — 1983. — — 1; Чалмаев В. Храм Афродиты: Творческий путь и мастерство Евгения Носова. — М., 1972.
| + | Таким образом, на уроках внеклассного чтения, в процессе читательской конференции учащиеся продолжат обсуждение произведений Е. И. Носова, подготовят на них отзывы, может быть, проведут небольшую читательскую конференцию или [http://xvatit.com/relax/events/ '''литературный вечер'''] на тему «По страницам рассказов Е. И. Носова», создадут рисунки к прочитанному, обсудят иллюстрации, которые сопровождают некоторые издания рассказов писателя. Завершить работу над этой темой можно сочинением: «Какой из рассказов Е. И. Носова мне особенно понравился», «Над чем заставил меня задуматься герой рассказа Носова «Кукла», «В чем смысл рассказа «Живое пламя» (на выбор). |
| | | |
- | Для внеклассного чтения можно предложить прочитать сцену из киноповести Александра Володина «Старшая сестра», посвященную театру, рассказ Е. Носова «Варька».
| + | Школьники могут дополнительно прочитать о творчестве Носова: Баскевич И. Ради жизни на Земле // Литература в школе. — 1983. — — 1; Чалмаев В. Храм Афродиты: Творческий путь и мастерство Евгения Носова. — М., 1972. |
| | | |
- | В журнале «Литература в школе» №3 за 1995 год опубликована статья В. С. Россинской «Не дать погаснуть живому огню», посвященная урокам по рассказу Е. И. Носова «Живое пламя». Она даст возможность связать уроки предыдущей темы о Великой Отечественной войне и изучение рассказа Е. Носова «Живое пламя». Предлагаем статью и сокращении:
| + | Для внеклассного чтения можно предложить прочитать сцену из киноповести Александра Володина «Старшая сестра», посвященную театру, рассказ Е. Носова «Варька». |
| | | |
- | Представим себе людей, чьи образы создает в рассказе автор. И поймем, что содержание подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь. дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или. ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.
| + | В журнале «Литература в школе» №3 за 1995 год опубликована статья В. С. Россинской «Не дать погаснуть живому огню», посвященная урокам по рассказу Е. И. Носова «Живое пламя». Она даст возможность связать уроки предыдущей темы о Великой Отечественной войне и изучение рассказа Е. Носова «Живое пламя». Предлагаем статью и сокращении: |
| | | |
- | В рассказе тетя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая, затаенная печаль переполняет эту женщину. Что дает нам право сделать такой вывод? Иногда скорбь выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны. Видимо, пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов. «Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов...»
| + | Представим себе людей, чьи образы создает в рассказе автор. И поймем, что содержание подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь. дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или. ярко вспыхнувшим цветком на клумбе. |
| | | |
- | Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны? Школьники обращаются к тексту: «Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:
| + | В рассказе тетя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая, затаенная печаль переполняет эту женщину. Что дает нам право сделать такой вывод? Иногда скорбь выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны. Видимо, пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов. «Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов...» |
| | | |
- | — Не мешает?.. Это мой сын Алексей. И комната была его. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.
| + | Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны? Школьники обращаются к тексту: «Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила: |
| | | |
- | Какой же он, человек, способный на такой поступок? Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тети Оли и до войны.
| + | — Не мешает?.. Это мой сын Алексей. И комната была его. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика. |
| | | |
- | Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой. Учащиеся находят описания тех предметов быта, которые, видимо, окружали Алексея («тяжелая медная кружка с квасом», «достала из чулана берестяной короб», «присев на завалинку»). Речь тети Оли проста, бесхитростна, выдает в ней малограмотную женщину: «Ну какой из мака цвет! Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют», «.все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит».
| + | Какой же он, человек, способный на такой поступок? Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тети Оли и до войны. |
| | | |
- | Школьники с помощью учителя делают вывод: для того чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека. Глубокое понимание этой истины породило среди народа множество пословиц: «Первое в жизни — честно служить отчизне», «Человек без Родины — все равно что земля без семени», «Жить — Родине служить», «Любовь к Родине сильнее смерти», «Кто Родиной торгует, того кара не минует», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
| + | Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой. Учащиеся находят описания тех предметов быта, которые, видимо, окружали Алексея («тяжелая медная кружка с квасом», «достала из чулана берестяной короб», «присев на завалинку»). Речь тети Оли проста, бесхитростна, выдает в ней малограмотную женщину: «Ну какой из мака цвет! Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют», «.все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит». |
| | | |
- | И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея.
| + | Школьники с помощью учителя делают вывод: для того чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека. Глубокое понимание этой истины породило среди народа множество пословиц: «Первое в жизни — честно служить отчизне», «Человек без Родины — все равно что земля без семени», «Жить — Родине служить», «Любовь к Родине сильнее смерти», «Кто Родиной торгует, того кара не минует», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей». |
| | | |
- | Перелистаем пожелтевшие и наполовину истлевшие от времени страницы газет. «Правда» (1 июля 1941 года) напечатала письмо Николая Камырина брату, озаглавив его «Победа будет за нами»: «Недавно я вернулся из второй жестокой атаки и уловил сегодня минутку, чтобы написать тебе, дорогой. Наша эскадрилья беспощадно уничтожает вражеские самолеты, выполняя приказ командования.
| + | И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. |
| | | |
- | Во время второй атаки наша машина стремительно неслась навстречу фашистскому самолету, чтобы в единоборстве уничтожить его. Но нас ожидало разочарование. Когда враг был от нас совсем близко, другой летчик нашей эскадрильи убил фашиста. Стервятник с дьявольской свастикой воспламенился и, окутанный дымом, грохнулся о землю.
| + | Перелистаем пожелтевшие и наполовину истлевшие от времени страницы газет. «Правда» (1 июля 1941 года) напечатала письмо Николая Камырина брату, озаглавив его «Победа будет за нами»: «Недавно я вернулся из второй жестокой атаки и уловил сегодня минутку, чтобы написать тебе, дорогой. Наша эскадрилья беспощадно уничтожает вражеские самолеты, выполняя приказ командования. |
| | | |
- | Ваня, будешь писать родным. сообщи, что их сын Николай храбро сражается за Родину, за родную землю, за народ...»
| + | Во время второй атаки наша машина стремительно неслась навстречу фашистскому самолету, чтобы в единоборстве уничтожить его. Но нас ожидало разочарование. Когда враг был от нас совсем близко, другой летчик нашей эскадрильи убил фашиста. Стервятник с дьявольской свастикой воспламенился и, окутанный дымом, грохнулся о землю. |
| | | |
- | 23 августа 1941 года «Правда» опубликовала письмо М. Водопьянова сыну Василию. Каким чувством наполнено оно? «. Дорогой Вася, мы обязаны отомстить за расстрелянных и замученных мирных жителей, за разрушенные госпитали, за бомбежку наших городов, наших деревень и сел.
| + | Ваня, будешь писать родным. сообщи, что их сын Николай храбро сражается за Родину, за родную землю, за народ...» |
| | | |
- | ... Я призываю тебя, мой сын, и тысячи других молодых летчиков, отправляющихся на фронт, смело и беззаветно биться с лютым врагом и громить его, где бы и когда бы он ни появился. | + | 23 августа 1941 года «Правда» опубликовала письмо М. Водопьянова сыну Василию. Каким чувством наполнено оно? «. Дорогой Вася, мы обязаны отомстить за расстрелянных и замученных мирных жителей, за разрушенные госпитали, за бомбежку наших городов, наших деревень и сел. |
| | | |
- | Я верю, дорогой Вася, что твоя боевая машина не упустит врага. Бей врага изо всей силы! И если кончатся патроны, то таран — верное и излюбленное средство наших пилотов — поможет тебе уничтожить стервятника. | + | ... Я призываю тебя, мой сын, и тысячи других молодых летчиков, отправляющихся на фронт, смело и беззаветно биться с лютым врагом и громить его, где бы и когда бы он ни появился. |
| | | |
- | Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был ... | + | Я верю, дорогой Вася, что твоя боевая машина не упустит врага. Бей врага изо всей силы! И если кончатся патроны, то таран — верное и излюбленное средство наших пилотов — поможет тебе уничтожить стервятника. |
| | | |
- | Твой отец М. Водопьянов»».<br><br>Эти выдержки из писем помогут учащимся представить то возвышенное, священное состояние души, которое вызвало рождение подвига Алексея, привело страну к Победе.
| + | Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был ... |
| | | |
- | Каково отношение к герою у школьников? А об авторском отношении к нему есть у нас основания судить? Выслушаем мнения подростков, предложим им прослушать высказывания В. Белинского и А. Толстого об истинном и ложном героизме: «Не счастье, не случай и не талант полководца принесут успех, победит та сторона, у которой. тверже нравственный дух народа. Нравственные категории приобретут решающую роль в этой войне», — утверждал А. Толстой в статье «Я призываю к ненависти». В свое время Белинский, говоря о героизме русских солдат в Бородинском сражении, писал, что храбрость бессознательная или бессмысленная стойкость не доставляют еще истинной отваги, не могут производить «живых, вдохновительных подвигов». «Только то живо и вдохновительно, что имеет в себе мысль. Мужество воина становится истинным, когда оно вытекает из «национального чувства», но не слепого и бессмысленно грубого, а воспитанного историческими воспоминаниями».
| + | Твой отец М. Водопьянов»».<br><br>Эти выдержки из писем помогут учащимся представить то возвышенное, священное состояние души, которое вызвало рождение подвига Алексея, привело страну к Победе. |
| | | |
- | Продолжая развивать мысль о взаимосвязи героического прошлого и настоящего, предлагаем школьникам задание: найдите в тексте и зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе ее сына Алексея. (« — Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...
| + | Каково отношение к герою у школьников? А об авторском отношении к нему есть у нас основания судить? Выслушаем мнения подростков, предложим им прослушать высказывания В. Белинского и А. Толстого об истинном и ложном героизме: «Не счастье, не случай и не талант полководца принесут успех, победит та сторона, у которой. тверже нравственный дух народа. Нравственные категории приобретут решающую роль в этой войне», — утверждал А. Толстой в статье «Я призываю к ненависти». В свое время Белинский, говоря о героизме русских солдат в Бородинском сражении, писал, что храбрость бессознательная или бессмысленная стойкость не доставляют еще истинной отваги, не могут производить «живых, вдохновительных подвигов». «Только то живо и вдохновительно, что имеет в себе мысль. Мужество воина становится истинным, когда оно вытекает из «национального чувства», но не слепого и бессмысленно грубого, а воспитанного историческими воспоминаниями». |
| | | |
- | Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом».) Просим найти отрывки о цветущих маках и подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!»
| + | Продолжая развивать мысль о взаимосвязи героического прошлого и настоящего, предлагаем школьникам задание: найдите в тексте и зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе ее сына Алексея. (« — Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает... |
| | | |
- | Обращаемся к детям с вопросом: понятен ли вам смысл образа «буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнем», то наливающегося «густым багрянцем»? Школьники отмечают, что, несомненно, этот образ у писателя иносказателен.
| + | Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом».) Просим найти отрывки о цветущих маках и подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!» |
| | | |
- | «Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова, — обобщает учитель. — Не случайно автор сравнивает маки с «зажженными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их — с «искрами». Рассматривая «еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».
| + | Обращаемся к детям с вопросом: понятен ли вам смысл образа «буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнем», то наливающегося «густым багрянцем»? Школьники отмечают, что, несомненно, этот образ у писателя иносказателен. |
| | | |
- | Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «живых, вдохновительных подвигов». Память! Она всегда с нами!
| + | «Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова, — обобщает учитель. — Не случайно автор сравнивает маки с «зажженными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их — с «искрами». Рассматривая «еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки». |
| | | |
- | Затем просим учащихся прочитать эпиграфы (данные в начале статьи). Какой из них, по вашему мнению, более глубоко раскрывает содержание урока? Что жизненно важное помогли осознать вам сегодня рассказ Е. Носова и строки произведений М. Карима и В. Федорова?
| + | Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «живых, вдохновительных подвигов». Память! Она всегда с нами! |
| | | |
- | Задание на дом: выучить наизусть отрывок о цветущих маках (по выбору учащихся); подготовить устный рассказ о герое (участнике) Великой Отечественной войны по материалам семейного альбома.''<br> <br><sup>1</sup> Баскевич И. С верой в свой народ // Литературная Россия. — 1988. — 9 сентября. — С. 10.''<br><br><br><br><br><br><br> ''В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''
| + | Затем просим учащихся прочитать эпиграфы (данные в начале статьи). Какой из них, по вашему мнению, более глубоко раскрывает содержание урока? Что жизненно важное помогли осознать вам сегодня рассказ Е. Носова и строки произведений М. Карима и В. Федорова? |
| | | |
- | <br> <sub>Литература для 7 класса, учебники и книги по литературе [[Литература|скачать]], библиотека [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] </sub> | + | ''<br><sup>1</sup> Баскевич И. С верой в свой народ // Литературная Россия. — 1988. — 9 сентября. — С. 10.''<br><br> ''В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' |
| | | |
- | <br> | + | <br> <sub>Литература для 7 класса, учебники и книги по литературе [[Литература|скачать]], библиотека [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] </sub><br> |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Текущая версия на 21:23, 21 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 7 класс>>Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»
Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»
...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости. о том, как жить и что делать...
И. Баскевич
Е. И. Носов — родом из курских мест, писатель, с неостывающей любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду.
Автобиографический рассказ Е. И. Носова подготовлен автором специально для этого учебника-хрестоматии. В нем писатель рассказывает о родных курских местах, о трудном полуголодном детстве, полном дружбы со сверстниками, с любимыми героями из «Тома Сойера», «Острова сокровищ». А дальше — судьба многих людей этого поколения: война, фронт, госпиталь — и только потом работа в газете, писательская деятельность.
Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховностью, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.
Внимательный взгляд писателя замечает тысячи трав, растений, создающих ощущение радости бытия, — таково начало, казалось бы, спокойного рассказа «Кукла». Но вот покой сменяется совсем иными картинами, горестными наблюдениями и размышлениями героя и автора, призывающих читателя отнестись сострадательно к природе и предметам, созданным руками человека.
Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит прочитать, пережить и обсудить семиклассникам.
Рассказ Носова «Кукла» (или «Акимыч» — так он называется в некоторых изданиях) повествует о проблемах важных для любой области, района, школы. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становятся меньше, а, напротив, растут. Может быть, вспомнят семиклассники замечательный и неизбывно грустный рассказ А. П. Чехова «Тоска», рекомендованный для внеклассного чтения.
Учительское чтение, беседа о прочитанном в классе дадут возможность оценить описание мест, с которых начинается повествование: «Денно н нощно урчат, булькают и всхлипывают воронки.», «Ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег и полоснет по всей воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом.» И вот снова через некоторый промежуток времени рассказчик оказывается в тех же местах. Что сейчас увидел он? «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос...»
Как изменился Акимыч? Что так взволновало его? Как можно истолковать его слова: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят»? Обратим внимание на язык Акимыча.
Читая и пересказывая рассказ, школьники еще раз вдумываются в слова автора- рассказчика и Акимыча, отвечают на вопросы учебника-хрестоматии.
В учебнике приведено стихотворение К. Случевского «Кукла». Как оно перекликается с рассказом? Где и как в рассказе Е. Носова кукла сравнивается с человеком? Какие же вопросы поднимаются автором? Действительно ли они важные для наших дней? Встречались ли семиклассники с явлениями бездушного и бессердечного отношения к природе, животным?
Обратим внимание на композицию рассказа, характер Акимыча, а затем и на личность самого автора-писателя. Рассмотрим его портрет. Рассказ учителя о Е. И. Носове, особенностях его творчества, затем чтение автобиографического рассказа «Кукла» — все это даст возможность создать впечатление о позиции писателя, его отношении к жизни, к людям.
Чтение рассказа по ролям, краткий, выборочный, художественный пересказы, размышления о прочитанном, характеристика героя и т. д. — вот лишь немногие возможные пути в работе над текстом рассказа «Кукла».
Обсуждая прочитанное, рассматривая композицию рассказа, школьники отмечают важность его начала.
Знакомы ли нам названия растений, о которых упоминает писатель? Какие чувства вызывает это описание? С какой целью вводит эти описания автор? Какое настроение в связи с рассказанным появляется в начале, в середине и в конце рассказа? Как можно объяснить различные названия этого произведения — «Кукла», «Акимыч»? Какое из них кажется вам наиболее удачным? И т. д.
На последний вопрос возникают самые разные суждения — одним нравится название «Кукла», другим — «Акимыч», но и у тех и у других есть довольно веские аргументы в защиту своего мнения, каждый отстаивает «свое» название, свою точку зрения. Вопрос этот не праздный, практически с его помощью можно стимулировать семиклассников на более тщательное новое рассмотрение текста.
В самом деле, чем интересен и близок автору Акимыч? Что можно считать главным в его характере, манере держаться, жизненной позиции, каковы истоки его отношения к жизни, людям, природе? Разделяют ли ребята эту позицию и чувства, наполняющие Акимыча, радостные и горестные? Отсюда тоже могут проистекать выводы о названии рассказа. Рассказы об Акимыче — о его умении держаться, разговаривать, свободно выражать свое мнение, о его настроении, горечи и даже безнадежности, неверии в то, что может перемениться ситуация к лучшему, — еще один фрагмент работы на уроке.
Учащиеся понимают, какой это герой, почему у него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, чем дорог он писателю, что сближает и роднит их. Характеристика героя в данном случае больше размышление, раздумье о герое и одновременно рассуждение о важнейших вопросах, затронутых писателем в этом рассказе и требующих участия и сопереживания читателя.
Подумаем вместе с учащимися, насколько жизненны вопросы, поставленные автором, насколько точно и образно вскрыты болевые точки, им затронутые, насколько верно отражено различное отношение людей к ним (равнодушие и сострадание, участие и полное безразличие).
Описание происходящего: прекрасная природа, дыхание цветов и пагубность бездушного отношения к природе — все это отчетливо может прозвучать в художественных пересказах текста, в инсценировании, в анализе того или иного фрагмента.
Совершенно иной рассказ дан школьникам для самостоятельного чтения и обсуждения. «Живое пламя» — текст о понимании прекрасного, о трепетном к нему отношении. Как видим мы окружающую нас природу, как соотносим все живое с нашей человеческой жизнью, с нашим прошлым и настоящим?
Поскольку этот рассказ учащиеся читали самостоятельно, то его можно предложить и для отзыва или для подготовки интервью по поводу прочитанного.
Итак, рассказ-сообщение о писателе, чтение и обсуждение двух различных рассказов автора создадут представление об особенностях творчества Е. И. Носова.
В предыдущее издание учебника седьмого класса был включен рассказ Е. И. Носова «В чистом поле за проселком». В методическом пособии к этому учебнику М. А. Снежневская подробнейшим образом рассказала, какие наиболее важные вопросы необходимо затронуть. Школьникам были рекомендованы дополнительные рассказы «Варька», «Подпасок», «Радуга», «Лесной хозяин» и др. Отметим, что Е. И. Носов советовал включить в новый учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное.
Таким образом, на уроках внеклассного чтения, в процессе читательской конференции учащиеся продолжат обсуждение произведений Е. И. Носова, подготовят на них отзывы, может быть, проведут небольшую читательскую конференцию или литературный вечер на тему «По страницам рассказов Е. И. Носова», создадут рисунки к прочитанному, обсудят иллюстрации, которые сопровождают некоторые издания рассказов писателя. Завершить работу над этой темой можно сочинением: «Какой из рассказов Е. И. Носова мне особенно понравился», «Над чем заставил меня задуматься герой рассказа Носова «Кукла», «В чем смысл рассказа «Живое пламя» (на выбор).
Школьники могут дополнительно прочитать о творчестве Носова: Баскевич И. Ради жизни на Земле // Литература в школе. — 1983. — — 1; Чалмаев В. Храм Афродиты: Творческий путь и мастерство Евгения Носова. — М., 1972.
Для внеклассного чтения можно предложить прочитать сцену из киноповести Александра Володина «Старшая сестра», посвященную театру, рассказ Е. Носова «Варька».
В журнале «Литература в школе» №3 за 1995 год опубликована статья В. С. Россинской «Не дать погаснуть живому огню», посвященная урокам по рассказу Е. И. Носова «Живое пламя». Она даст возможность связать уроки предыдущей темы о Великой Отечественной войне и изучение рассказа Е. Носова «Живое пламя». Предлагаем статью и сокращении:
Представим себе людей, чьи образы создает в рассказе автор. И поймем, что содержание подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь. дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или. ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.
В рассказе тетя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая, затаенная печаль переполняет эту женщину. Что дает нам право сделать такой вывод? Иногда скорбь выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны. Видимо, пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов. «Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов...»
Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны? Школьники обращаются к тексту: «Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:
— Не мешает?.. Это мой сын Алексей. И комната была его. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.
Какой же он, человек, способный на такой поступок? Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тети Оли и до войны.
Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой. Учащиеся находят описания тех предметов быта, которые, видимо, окружали Алексея («тяжелая медная кружка с квасом», «достала из чулана берестяной короб», «присев на завалинку»). Речь тети Оли проста, бесхитростна, выдает в ней малограмотную женщину: «Ну какой из мака цвет! Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют», «.все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит».
Школьники с помощью учителя делают вывод: для того чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека. Глубокое понимание этой истины породило среди народа множество пословиц: «Первое в жизни — честно служить отчизне», «Человек без Родины — все равно что земля без семени», «Жить — Родине служить», «Любовь к Родине сильнее смерти», «Кто Родиной торгует, того кара не минует», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея.
Перелистаем пожелтевшие и наполовину истлевшие от времени страницы газет. «Правда» (1 июля 1941 года) напечатала письмо Николая Камырина брату, озаглавив его «Победа будет за нами»: «Недавно я вернулся из второй жестокой атаки и уловил сегодня минутку, чтобы написать тебе, дорогой. Наша эскадрилья беспощадно уничтожает вражеские самолеты, выполняя приказ командования.
Во время второй атаки наша машина стремительно неслась навстречу фашистскому самолету, чтобы в единоборстве уничтожить его. Но нас ожидало разочарование. Когда враг был от нас совсем близко, другой летчик нашей эскадрильи убил фашиста. Стервятник с дьявольской свастикой воспламенился и, окутанный дымом, грохнулся о землю.
Ваня, будешь писать родным. сообщи, что их сын Николай храбро сражается за Родину, за родную землю, за народ...»
23 августа 1941 года «Правда» опубликовала письмо М. Водопьянова сыну Василию. Каким чувством наполнено оно? «. Дорогой Вася, мы обязаны отомстить за расстрелянных и замученных мирных жителей, за разрушенные госпитали, за бомбежку наших городов, наших деревень и сел.
... Я призываю тебя, мой сын, и тысячи других молодых летчиков, отправляющихся на фронт, смело и беззаветно биться с лютым врагом и громить его, где бы и когда бы он ни появился.
Я верю, дорогой Вася, что твоя боевая машина не упустит врага. Бей врага изо всей силы! И если кончатся патроны, то таран — верное и излюбленное средство наших пилотов — поможет тебе уничтожить стервятника.
Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был ...
Твой отец М. Водопьянов»».
Эти выдержки из писем помогут учащимся представить то возвышенное, священное состояние души, которое вызвало рождение подвига Алексея, привело страну к Победе.
Каково отношение к герою у школьников? А об авторском отношении к нему есть у нас основания судить? Выслушаем мнения подростков, предложим им прослушать высказывания В. Белинского и А. Толстого об истинном и ложном героизме: «Не счастье, не случай и не талант полководца принесут успех, победит та сторона, у которой. тверже нравственный дух народа. Нравственные категории приобретут решающую роль в этой войне», — утверждал А. Толстой в статье «Я призываю к ненависти». В свое время Белинский, говоря о героизме русских солдат в Бородинском сражении, писал, что храбрость бессознательная или бессмысленная стойкость не доставляют еще истинной отваги, не могут производить «живых, вдохновительных подвигов». «Только то живо и вдохновительно, что имеет в себе мысль. Мужество воина становится истинным, когда оно вытекает из «национального чувства», но не слепого и бессмысленно грубого, а воспитанного историческими воспоминаниями».
Продолжая развивать мысль о взаимосвязи героического прошлого и настоящего, предлагаем школьникам задание: найдите в тексте и зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе ее сына Алексея. (« — Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...
Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом».) Просим найти отрывки о цветущих маках и подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!»
Обращаемся к детям с вопросом: понятен ли вам смысл образа «буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнем», то наливающегося «густым багрянцем»? Школьники отмечают, что, несомненно, этот образ у писателя иносказателен.
«Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова, — обобщает учитель. — Не случайно автор сравнивает маки с «зажженными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их — с «искрами». Рассматривая «еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».
Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «живых, вдохновительных подвигов». Память! Она всегда с нами!
Затем просим учащихся прочитать эпиграфы (данные в начале статьи). Какой из них, по вашему мнению, более глубоко раскрывает содержание урока? Что жизненно важное помогли осознать вам сегодня рассказ Е. Носова и строки произведений М. Карима и В. Федорова?
1 Баскевич И. С верой в свой народ // Литературная Россия. — 1988. — 9 сентября. — С. 10.
В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Литература для 7 класса, учебники и книги по литературе скачать, библиотека онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|