KNOWLEDGE HYPERMARKET


«Слово о Полку Игореве»
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Слово О Полку Игореве</metakeywords>  
+
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Слово О Полку Игореве, древнерусской литературы, пересказов, христианства, Повесть, книг</metakeywords>  
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Литература|Литература]]&gt;&gt;[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]&gt;&gt; Слово О Полку Игореве'''  
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Литература|Литература]]&gt;&gt;[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]&gt;&gt; Слово О Полку Игореве'''  
Строка 5: Строка 5:
<br>  
<br>  
-
'''&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА<br><br>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»<br>'''<br>На втором уроке приступаем к первой теме года — «Слову о полку Игореве». Целесообразно начать с краткого обзора, посвященного характеристике древнерусской литературы, затем идет беседа или повторение пройденного ранее.
+
'''Древнерусская литература<br><br>'''<u>'''«Слово о Полку Игореве»'''</u>
-
Звучат рассказы учащихся о том или ином произведении, пересказы текстов, характеристики героев, может быть, диалоги школьников на основе прочитанного — их впечатления.
+
На втором уроке приступаем к первой теме года — «Слову о полку Игореве». Целесообразно начать с краткого обзора, посвященного характеристике '''[[Презентация урока на тему: Древнерусская литература|древнерусской литературы]]''', затем идет беседа или повторение пройденного ранее.  
-
Предметом их пересказов, комментариев, рассуждений служат произведения: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Похвала книгам», «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты очерка Б. Зайцева), «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
+
Звучат рассказы учащихся о том или ином произведении, пересказы текстов, характеристики героев, может быть, диалоги школьников на основе прочитанного — их впечатления.  
-
Полезно прочесть на уроке вслух небольшой отрывок из текста Л. Дмитриева «Литература Древней Руси», составить план или законспектировать эту статью. Иногда составляют коллективный план или тезисы:
+
Предметом их '''[[36. РЗМ Усний стислий переказ тексту публіцистичного стилю|пересказов]]''', комментариев, рассуждений служат произведения: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Похвала книгам», «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты очерка Б. Зайцева), «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
-
— Возникновение русской литературы (конец X в., принятие христианства, появление церковно-служебных и историко-повествовательных произведений на церковно-славянском языке).<br>— Темы литературы XI — начала XIII в.: вопросы русской истории и ее связи с историей всемирной.<br>— С началом русской литературы связано летописание: «Повесть временных лет. 1113 г.» (Нестор), «Слово о Законе и Благодати» (митрополит Иларион), «Описание паломничества в Палестину» (игумен Даниил).<br>— Жанры древнерусской литературы — летописание, житие, ораторская проза, поучение, хождения («Поучение» Владимира Мономаха, «Слово» Кирилла Туровского и т. д.).<br>— Высокий уровень развития русской литературы и культуры XI—XII вв. «Слово о полку Игореве».<br>— Большое значение в литературе приобретает идея сильной власти («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о житии Александра Невского»).<br>— Литература XIV—XV вв. отражает постепенное формирование Русского централизованного государства.<br>— Вторая половина XV в. — начало XVI в. — появляются повести («Сказание о князьях Владимирских», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). В середине XVI в. — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в XVI в. — «Великие „Четьи-Минеи“», «Домострой».<br>— В XVII в. зарождается литература Нового времени. События Смуты и крестьянской войны изменяют взгляд на историю и роль личности в ней. В демократической сатире осмеиваются государственные и церковные порядки, пародируется судопроизводство, изменяется характер житий («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»). XVII век завершает историю древнерусской литературы.
+
Полезно прочесть на уроке вслух небольшой отрывок из текста Л. Дмитриева «Литература Древней Руси», составить план или законспектировать эту статью. Иногда составляют коллективный план или тезисы:  
-
Практически первая часть урока построена таким образом, что в ее центре повторение, работа со статьей учебника и вопросами к ней.
+
— Возникновение русской литературы (конец X в., принятие '''[[Презентація уроку: Початкова історія християнства. Ісус Христос. Перші християнські громади.|христианства]]''', появление церковно-служебных и историко-повествовательных произведений на церковно-славянском языке).<br>— Темы литературы XI — начала XIII в.: вопросы русской истории и ее связи с историей всемирной.<br>С началом русской литературы связано летописание: «Повесть временных лет. 1113 г.» (Нестор), «Слово о Законе и Благодати» (митрополит Иларион), «Описание паломничества в Палестину» (игумен Даниил).<br>— Жанры древнерусской литературы — летописание, житие, ораторская проза, поучение, хождения («Поучение» Владимира Мономаха, «Слово» Кирилла Туровского и т. д.).<br>— Высокий уровень развития русской литературы и культуры XI—XII вв. «Слово о полку Игореве».<br>— Большое значение в литературе приобретает идея сильной власти («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о житии Александра Невского»).<br>— Литература XIV—XV вв. отражает постепенное формирование Русского централизованного государства.<br>— Вторая половина XV в. — начало XVI в. — появляются повести («Сказание о князьях Владимирских», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). В середине XVI в. — «'''[[Роман. Рассказ. Повесть|Повесть]]''' о Петре и Февронии Муромских», в XVI в. — «Великие „Четьи-Минеи“», «Домострой».<br>— В XVII в. зарождается литература Нового времени. События Смуты и крестьянской войны изменяют взгляд на историю и роль личности в ней. В демократической сатире осмеиваются государственные и церковные порядки, пародируется судопроизводство, изменяется характер житий («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»). XVII век завершает историю древнерусской литературы.  
-
Второй частью этого урока станет небольшой рассказ учителя, вводящий в историю рукописи «Слова о полку Игореве», об особенностях и значении замечательного памятника древнерусской литературы. Затем — чтение статей известных исследователей древнерусской литературы — Н. К. Гудзия, Д. С. Лихачева.
+
Практически первая часть урока построена таким образом, что в ее центре — повторение, работа со статьей учебника и вопросами к ней.  
-
Учитель или учащиеся читают текст «Слова о полку Игореве» в оригинале («Российская школьная хрестоматия». Древнерусская литература. Хрестоматия для 6—9 классов) или в переводе Н. Заболоцкого (учебник «Литература. 9 класс»).
+
Второй частью этого урока станет небольшой рассказ учителя, вводящий в историю рукописи «Слова о полку Игореве», об особенностях и значении замечательного памятника древнерусской литературы. Затем — чтение статей известных исследователей древнерусской литературы — Н. К. Гудзия, Д. С. Лихачева.  
-
Дома школьники перечитывают текст статьи учебника, готовятся к пересказу, комментированию этого текста, к выразительному чтению наизусть отрывка из «Слова о полку Игореве» («Плач Ярославны», например), работе с вопросами к тексту.
+
[http://xvatit.com/vuzi/ '''Учитель'''] или учащиеся читают текст «Слова о полку Игореве» в оригинале («Российская школьная хрестоматия». Древнерусская литература. Хрестоматия для 6—9 классов) или в переводе Н. Заболоцкого (учебник «Литература. 9 класс»).  
-
Следующий урок, посвященный «Слову...», должен закрепить осмысление учащимися текста, можно сопоставить различные переводы, статьи ученых, занимающихся древнерусской литературой, поработать с вопросами, данными в учебнике после текста памятника.
+
Дома школьники перечитывают текст статьи учебника, готовятся к пересказу, комментированию этого текста, к выразительному чтению наизусть отрывка из «Слова о полку Игореве» («Плач Ярославны», например), работе с вопросами к тексту.  
-
«Это объединение всей русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ, широкие картины родной русской природы — один из самых существенных элементов призыва автора к единению», — пишет Д. С. Лихачев.
+
Следующий урок, посвященный «Слову...», должен закрепить осмысление учащимися текста, можно сопоставить различные переводы, статьи ученых, занимающихся древнерусской литературой, поработать с вопросами, данными в учебнике после текста памятника.  
-
Такими словами можно начать работу над текстом «Слова...», далее учащимся предстоит рассказать об истории нахождения текста, об исследователях (Д. Лихачев, В. Адрианова-Перетц, М. Цявловский, А. Потебня), о переводчиках (В. Жуковский, И. Козлов, А. Майков, И. Новиков, Н. Заболоцкий и др.).
+
«Это объединение всей русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ, широкие картины родной русской природы — один из самых существенных элементов призыва автора к единению», — пишет Д. С. Лихачев.  
-
Начало занятия может быть как лекцией учителя, так и монтажом, т. е. рассказом преподавателя и заранее подготовившихся с помощью учителя девятиклассников, выступающих с сообщениями.
+
Такими словами можно начать работу над текстом «Слова...», далее учащимся предстоит рассказать об истории нахождения текста, об исследователях (Д. Лихачев, В. Адрианова-Перетц, М. Цявловский, А. Потебня), о переводчиках (В. Жуковский, И. Козлов, А. Майков, И. Новиков, Н. Заболоцкий и др.).  
-
Новым этапом работы на уроке станет пересказ статей о «Слове..и чтение самого текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого.
+
Начало занятия может быть как лекцией учителя, так и монтажом, т. е. рассказом преподавателя и заранее подготовившихся с помощью учителя девятиклассников, выступающих с сообщениями.  
-
Чтение поможет озвучить картину, нарисованную автором текста, затем с помощью вопросов осмыслить идею, детали, композицию, особенности характеров, поступков и героев.
+
Новым этапом работы на уроке станет пересказ статей о «Слове...» и '''[[Выразительное чтение вслух. Обобщение и повторение изученного материала за 1-й семестр.|чтение]]''' самого текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого.  
-
Текст «Слова о полку Игореве» поможет школьникам ответить не только на вопросы учебника, но и на дополнительные вопросы учителя.
+
Чтение поможет озвучить картину, нарисованную автором текста, затем с помощью вопросов осмыслить идею, детали, композицию, особенности характеров, поступков и героев.  
-
Вот, например, книга В. Г. Федорова «Кто был автором „Слова о полку Игореве“ и где расположена река Каяла» (М., 1956). В ней множество любопытных вопросов: какие упоминания об оружии есть в тексте? Какие это виды оружия? Каковы причины поражения полка Игорева? Автор приводит различные названия рек (Кагальник, Кальмус, Быстрая, Мокрые Ялы). Пусть школьники познакомятся с этим изданием, подготовленным генерал-лейтенантом инженерно-технической службы профессором В. Г. Федоровым, подумают над его вопросами. Не менее интересны и издания литературоведов Н. К. Гудзия, Д. С. Лихачева, В. И. Федорова, В. А. Кожевникова и др. Работу над текстом дополняет просмотр иллюстративного материала к «Слову...» (например, имеющийся в школах «Раздаточный иллюстративный материал. 8 класс» В. Я. Коровиной и Т. К. Молчановой, где приведены иллюстрации В. Фаворского, И. Билибина к различным эпизодам текста). Какими видят художники тот или иной эпизод, на что они обращают внимание в тексте? А как нам представляются эти эпизоды и герои «Слова...»? Кто из художников, по мнению девятиклассников, ближе подошел к замыслу автора и чья иллюстрация показалась более интересной?
+
Текст «Слова о полку Игореве» поможет школьникам ответить не только на вопросы учебника, но и на дополнительные вопросы учителя.  
-
«Слово о полку Игореве» будет звучать на уроке развития речи или на уроке риторики. Например, к уроку развития устной речи в IX классе, проведенному В. А. Болдиной на материале замечательного памятника русской культуры «Слово о полку Игореве», учительница вместе со школьниками подготовила выставку книг, посвященных «Слову...» (И. Шкляревский, Д. Лихачев, Н. Гудзий и др.), иллюстрации В. Фаворского, Н. Рериха, В. Васнецова и других художников, фонозапись фрагмента из оперы Бородина «Князь Игорь», принесла текст «Слова...» в переводе Лихачева, Майкова, Заболоцкого, учебники.
+
Вот, например, книга В. Г. Федорова «Кто был автором „Слова о полку Игореве“ и где расположена река Каяла» (М., 1956). В ней множество любопытных вопросов: какие упоминания об оружии есть в тексте? Какие это виды оружия? Каковы причины поражения полка Игорева? Автор приводит различные названия рек (Кагальник, Кальмус, Быстрая, Мокрые Ялы). Пусть школьники познакомятся с этим изданием, подготовленным генерал-лейтенантом инженерно-технической службы профессором В. Г. Федоровым, подумают над его вопросами. Не менее интересны и издания литературоведов Н. К. Гудзия, Д. С. Лихачева, В. И. Федорова, В. А. Кожевникова и др. Работу над текстом дополняет просмотр иллюстративного материала к «Слову...» (например, имеющийся в школах «Раздаточный иллюстративный материал. 8 класс» В. Я. Коровиной и Т. К. Молчановой, где приведены иллюстрации В. Фаворского, И. Билибина к различным эпизодам текста). Какими видят художники тот или иной эпизод, на что они обращают внимание в тексте? А как нам представляются эти эпизоды и герои «Слова...»? Кто из художников, по мнению девятиклассников, ближе подошел к замыслу автора и чья иллюстрация показалась более интересной?
-
Урок начинается со вступительного слова учителя.
+
«Слово о полку Игореве» будет звучать на уроке развития речи или на уроке риторики. Например, к уроку развития устной речи в IX классе, проведенному В. А. Болдиной на материале замечательного памятника русской культуры «Слово о полку Игореве», учительница вместе со школьниками подготовила выставку '''[[Людина без книги, як криниця без води. «Як краплин у Дніпрі» О. Пархоменко.|книг]]''', посвященных «Слову...» (И. Шкляревский, Д. Лихачев, Н. Гудзий и др.), иллюстрации В. Фаворского, Н. Рериха, В. Васнецова и других художников, фонозапись фрагмента из оперы Бородина «Князь Игорь», принесла текст «Слова...» в переводе Лихачева, Майкова, Заболоцкого, учебники.  
-
«Мы часто не слышим себя и не замечаем, как бедна бывает наша речь, — обращается к классу учительница. — Почему так трудно иногда подыскивается единственно нужное и точное слово, чтобы выразить свои чувства, настроение, состояние души? Почему порой недостает слов, чтобы рассказать о каком-то событии или прочитанной книге? А ведь как много можно выразить в слове:<br><br>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; Когда ты хочешь молвить слово,<br> &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; Мой друг, подумай, не спеши,<br> &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; Оно бывает то сурово,<br> &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; То рождено теплом души, —<br><br>словно к нам обращается В. Солоухин.
+
Урок начинается со вступительного слова учителя.  
-
Работая над текстом „Слова...“, мы все время прислушивались к автору, к великолепному языку этого произведения. Перед нами предстали, словно живые, яркие образы. Мы восхищались сравнениями, метафорами, свободно текущей речью, разнообразной мелодией „Слова...“ — то плачущей, то рокочущей, грозной, стремительно бегущей, наполняющей гулом пространство... Перед нами подлинная поэзия!.. Назовите слово, которое неоднократно повторяется автором и обозначает причину страданий русской земли. Верно, слово это „крамола“...»
+
«Мы часто не слышим себя и не замечаем, как бедна бывает наша речь, — обращается к классу учительница. — Почему так трудно иногда подыскивается единственно нужное и точное слово, чтобы выразить свои чувства, настроение, состояние души? Почему порой недостает слов, чтобы рассказать о каком-то событии или прочитанной книге? А ведь как много можно выразить в слове:
-
Школьники произносят, прислушиваются к звучанию слова, подбирают к нему синонимы (междоусобица, усобица, раздор, разлад, распря, вражда...), находят строки, содержащие эти слова.
+
&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; ''&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; Когда ты хочешь молвить слово,<br> &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; Мой друг, подумай, не спеши,<br> &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; Оно бывает то сурово,<br> &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; То рождено теплом души, —''
-
— Какие слова можно использовать, рассказывая о горе, обрушившемся на русскую землю (страдание, скорбь, печаль, тоска, смерть, обида)? Кто, по мнению автора, виноват в страданиях Руси? В чем вина Игоря?
+
словно к нам обращается В. Солоухин.
-
Учитель просит школьников самих сформулировать вопросы и ответить на лучшие и самые интересные из тех, что учащиеся подготовят дома.
+
Работая над текстом „Слова...“, мы все время прислушивались к автору, к великолепному языку этого произведения. Перед нами предстали, словно живые, яркие образы. Мы восхищались сравнениями, метафорами, свободно текущей речью, разнообразной мелодией „Слова...“ — то плачущей, то рокочущей, грозной, стремительно бегущей, наполняющей гулом пространство... Перед нами подлинная поэзия!.. Назовите слово, которое неоднократно повторяется автором и обозначает причину страданий русской земли. Верно, слово это „крамола“...»
-
Следующий момент занятия — работа с репродукциями картин Н. Рериха «Поход князя Игоря» и В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
+
Школьники произносят, прислушиваются к звучанию слова, подбирают к нему синонимы (междоусобица, усобица, раздор, разлад, распря, вражда...), находят строки, содержащие эти слова.  
-
Какое впечатление оставляют у вас картины?<br>— Это впечатление подавленности, обреченности. Во всем чувствуется трагизм.<br>— Картина Н. Рериха поразила своей необычностью. У воинов унылый вид, их знамена перекошены, а сами они идут неровным строем, беспорядочно. На стенах города стоят жены и матери, которые пришли попрощаться со своими мужьями и сыновьями и, может быть, увидеть их в последний раз... Усугубляет эту мрачную картину затмение. У воинов червленые щиты, во тьме они приобретают багровый цвет, цвет крови. Все вокруг неестественно и зловеще.<br>— Как в «Слове о полку Игореве» показана обреченность войска Игоря? И как об этом рассказывает картина В. Васнецова?<br>— Мы видим на картине В. Васнецова, что рядом лежат поверженный в бою старый воин и юноша, может быть впервые принявший бой. Прямо в сердце угодила ему половецкая стрела — не успел еще сойти румянец с его щек... Над полем два орла, сражающихся между собой. Возможно, это аллегория. Два орла — два народа. Вся картина написана в тяжелых темных тонах. Будто скорбь земли Русской разлилась по полю, усеянному телами ее сыновей... Художнику, мне кажется, удалось создать возвышенный образ доблестных сынов русских, сынов отчизны, павших смертью храбрых, защищая родную землю.<br>— Художник правдиво показал исторические детали. Картина Васнецова не похожа ни на одну другую картину на эту тему. Ни у одного автора я не встречала такое переплетение творческой фантазии и великолепного умения использовать пейзаж для передачи общего настроения... Эта картина, как и «Слово о полку Игореве», — история моей страны, и мне было очень интересно познакомиться с ней...
+
Какие слова можно использовать, рассказывая о горе, обрушившемся на русскую землю (страдание, скорбь, печаль, тоска, смерть, обида)? Кто, по мнению автора, виноват в страданиях Руси? В чем вина Игоря?  
-
Затем класс слушает рассказы о наиболее понравившихся эпизодах «Слова...»:<br>— Я с огромным удовольствием прочитала «Слово о полку Игореве». Думаю, что мне еще не раз придется вернуться к нему, перечитать, чтобы до конца понять то, что хотел сказать автор. Больше всего мне понравился образ Ярославны и эпизод ее плача в «Слове...». Автор, как мне кажется, представил не одну женщину — жену князя Игоря, а всех жен воинов... Внимательно прочитав плач Ярославны, понимаешь, что испытывают все русские женщины. Они страдают, что нет с ними их любимых, их защитников. Ярославна, как лебедушка, потерявшая друга-лебедя... Сцена наполнена горечью потери, печалью... Этот эпизод произвел на меня неизгладимое впечатление...<br>— Мне понравился эпизод накануне битвы с половцами. Вся природа словно пытается предупредить об исходе битвы. Уже с самого раннего утра все предвещает поражение Игоря. Ночь прошла, и кровавые зори возвещают бедствие... Трепещут синие зарницы, вспыхивают молнии с утра. Зори говорят о той крови, которая скоро прольется, и она будет русской. Природа помогает автору показать, что войско Игоря обречено. Создается мрачное, тяжелое настроение. Автор очеловечивает землю: она — мать и страдает, чувствуя печальный исход сражения... Автор «Слова...» умело использует художественные средства для создания запоминающихся образов, картин.<br>— Полная печали и безысходности, Ярославна готова пожертвовать всем, что у нее есть, для того, чтобы ее лада, ее любимый муж, вернулся живым и невредимым. А пока он в плену, пока его нет рядом, она должна быть мужественной, сильной и выдержать испытания, которые выпали на ее долю... И все же в ее сердце живет надежда, она смотрит вперед, мечтая увидеть Игоря...
+
Учитель просит школьников самих сформулировать вопросы и ответить на лучшие и самые интересные из тех, что учащиеся подготовят дома.  
-
На уроке звучали различные переводы «Слова о полку Игореве». Учащиеся обосновывали выбор отрывков для выразительного чтения, сопоставляли различные переводы.
+
Следующий момент занятия — работа с репродукциями картин Н. Рериха «Поход князя Игоря» и В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».  
-
Завершая урок, учительница рекомендовала для самостоятельного чтения книги литературоведов, наиболее интересные с ее точки зрения.
+
— Какое впечатление оставляют у вас картины?<br>— Это впечатление подавленности, обреченности. Во всем чувствуется трагизм.<br>— Картина Н. Рериха поразила своей необычностью. У воинов унылый вид, их знамена перекошены, а сами они идут неровным строем, беспорядочно. На стенах города стоят жены и матери, которые пришли попрощаться со своими мужьями и сыновьями и, может быть, увидеть их в последний раз... Усугубляет эту мрачную картину затмение. У воинов червленые щиты, во тьме они приобретают багровый цвет, цвет крови. Все вокруг неестественно и зловеще.<br>— Как в «Слове о полку Игореве» показана обреченность войска Игоря? И как об этом рассказывает картина В. Васнецова?<br>— Мы видим на картине В. Васнецова, что рядом лежат поверженный в бою старый воин и юноша, может быть впервые принявший бой. Прямо в сердце угодила ему половецкая стрела — не успел еще сойти румянец с его щек... Над полем два орла, сражающихся между собой. Возможно, это аллегория. Два орла — два народа. Вся картина написана в тяжелых темных тонах. Будто скорбь земли Русской разлилась по полю, усеянному телами ее сыновей... Художнику, мне кажется, удалось создать возвышенный образ доблестных сынов русских, сынов отчизны, павших смертью храбрых, защищая родную землю.<br>— Художник правдиво показал исторические детали. Картина Васнецова не похожа ни на одну другую картину на эту тему. Ни у одного автора я не встречала такое переплетение творческой фантазии и великолепного умения использовать пейзаж для передачи общего настроения... Эта картина, как и «Слово о полку Игореве», — история моей страны, и мне было очень интересно познакомиться с ней...  
-
Урок позволил учителю проверить знания, умения учащихся, а школьникам попробовать свои силы в пересказе и рассказе о художнике, герое изучаемого произведения, в создании собственного произведения. Ребята учились комментировать свои рисунки, оценивать свои и чужие высказывания, выразительное чтение, сочинения товарищей.
+
Затем класс слушает рассказы о наиболее понравившихся эпизодах «Слова...»:<br>— Я с огромным удовольствием прочитала «Слово о полку Игореве». Думаю, что мне еще не раз придется вернуться к нему, перечитать, чтобы до конца понять то, что хотел сказать автор. Больше всего мне понравился образ Ярославны и эпизод ее плача в «Слове...». Автор, как мне кажется, представил не одну женщину — жену князя Игоря, а всех жен воинов... Внимательно прочитав плач Ярославны, понимаешь, что испытывают все русские женщины. Они страдают, что нет с ними их любимых, их защитников. Ярославна, как лебедушка, потерявшая друга-лебедя... Сцена наполнена горечью потери, печалью... Этот эпизод произвел на меня неизгладимое впечатление...<br>Мне понравился эпизод накануне битвы с половцами. Вся природа словно пытается предупредить об исходе битвы. Уже с самого раннего утра все предвещает поражение Игоря. Ночь прошла, и кровавые зори возвещают бедствие... Трепещут синие зарницы, вспыхивают молнии с утра. Зори говорят о той крови, которая скоро прольется, и она будет русской. Природа помогает автору показать, что войско Игоря обречено. Создается мрачное, тяжелое настроение. Автор очеловечивает землю: она — мать и страдает, чувствуя печальный исход сражения... Автор «Слова...» умело использует художественные средства для создания запоминающихся образов, картин.<br>— Полная печали и безысходности, Ярославна готова пожертвовать всем, что у нее есть, для того, чтобы ее лада, ее любимый муж, вернулся живым и невредимым. А пока он в плену, пока его нет рядом, она должна быть мужественной, сильной и выдержать испытания, которые выпали на ее долю... И все же в ее сердце живет надежда, она смотрит вперед, мечтая увидеть Игоря...  
-
Оформление уроков, приподнятая атмосфера, даже праздничность, создают особое настроение у школьников, вызывают желание проявить свои таланты, умения, способности.
+
На уроке звучали различные переводы «Слова о полку Игореве». Учащиеся обосновывали выбор отрывков для выразительного чтения, сопоставляли различные переводы.  
-
Учащимся важно уяснить, что войти в мир «Слова о полку Игореве» не так просто. Б. Рыбаков в статье «Как вникнуть в сущность „Слова о полку Игореве“» (Литература в школе. — № 4. — 1990) пишет: «Автор „Слова о полку Игореве“» — это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Однако понять его буквально, а тем более разгадать его символику очень трудно. Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что он сказал, т. е. раскрыть буквальный смысл произведения, написанного на русском языке XII в. Пять тысяч книг и исследовательских статей XIX—XX вв. посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намеков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого ученого трактата, этого страстного патриотического призыва к единству».&nbsp;
+
Завершая урок, учительница рекомендовала для самостоятельного чтения книги литературоведов, наиболее интересные с ее точки зрения.  
-
Статья Б. Рыбакова поднимает множество проблемных вопросов, связанных с текстом «Слова...», с историей давно прошедшего времени, с упоминанием некоторых исторических событий в разных текстах летописей. Порекомендуйте школьникам познакомиться с этой статьей и другими, посвященными «Слову о полку Игореве».  
+
Урок позволил учителю проверить знания, умения учащихся, а школьникам — попробовать свои силы в пересказе и рассказе о художнике, герое изучаемого произведения, в создании собственного произведения. Ребята учились комментировать свои рисунки, оценивать свои и чужие высказывания, выразительное чтение, сочинения товарищей.  
 +
Оформление уроков, приподнятая атмосфера, даже праздничность, создают особое настроение у школьников, вызывают желание проявить свои таланты, умения, способности.
 +
Учащимся важно уяснить, что войти в мир «Слова о полку Игореве» не так просто. Б. Рыбаков в статье «Как вникнуть в сущность „Слова о полку Игореве“» (Литература в школе. — № 4. — 1990) пишет: «Автор „Слова о полку Игореве“» — это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Однако понять его буквально, а тем более разгадать его символику очень трудно. Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что он сказал, т. е. раскрыть буквальный смысл произведения, написанного на русском языке XII в. Пять тысяч книг и исследовательских статей XIX—XX вв. посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намеков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого ученого трактата, этого страстного патриотического призыва к единству».&nbsp;
-
<br>
+
Статья Б. Рыбакова поднимает множество проблемных вопросов, связанных с текстом «Слова...», с историей давно прошедшего времени, с упоминанием некоторых исторических событий в разных текстах летописей. Порекомендуйте школьникам познакомиться с этой статьей и другими, посвященными «Слову о полку Игореве».
-
''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''
+
<br>
-
<br> <br>  
+
''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''<br>  
  '''<u>Содержание урока</u>'''
  '''<u>Содержание урока</u>'''

Текущая версия на 19:46, 27 сентября 2012

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 9 класс>> Слово О Полку Игореве


Древнерусская литература

«Слово о Полку Игореве»

На втором уроке приступаем к первой теме года — «Слову о полку Игореве». Целесообразно начать с краткого обзора, посвященного характеристике древнерусской литературы, затем идет беседа или повторение пройденного ранее.

Звучат рассказы учащихся о том или ином произведении, пересказы текстов, характеристики героев, может быть, диалоги школьников на основе прочитанного — их впечатления.

Предметом их пересказов, комментариев, рассуждений служат произведения: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Похвала книгам», «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты очерка Б. Зайцева), «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Полезно прочесть на уроке вслух небольшой отрывок из текста Л. Дмитриева «Литература Древней Руси», составить план или законспектировать эту статью. Иногда составляют коллективный план или тезисы:

— Возникновение русской литературы (конец X в., принятие христианства, появление церковно-служебных и историко-повествовательных произведений на церковно-славянском языке).
— Темы литературы XI — начала XIII в.: вопросы русской истории и ее связи с историей всемирной.
— С началом русской литературы связано летописание: «Повесть временных лет. 1113 г.» (Нестор), «Слово о Законе и Благодати» (митрополит Иларион), «Описание паломничества в Палестину» (игумен Даниил).
— Жанры древнерусской литературы — летописание, житие, ораторская проза, поучение, хождения («Поучение» Владимира Мономаха, «Слово» Кирилла Туровского и т. д.).
— Высокий уровень развития русской литературы и культуры XI—XII вв. «Слово о полку Игореве».
— Большое значение в литературе приобретает идея сильной власти («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о житии Александра Невского»).
— Литература XIV—XV вв. отражает постепенное формирование Русского централизованного государства.
— Вторая половина XV в. — начало XVI в. — появляются повести («Сказание о князьях Владимирских», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). В середине XVI в. — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в XVI в. — «Великие „Четьи-Минеи“», «Домострой».
— В XVII в. зарождается литература Нового времени. События Смуты и крестьянской войны изменяют взгляд на историю и роль личности в ней. В демократической сатире осмеиваются государственные и церковные порядки, пародируется судопроизводство, изменяется характер житий («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»). XVII век завершает историю древнерусской литературы.

Практически первая часть урока построена таким образом, что в ее центре — повторение, работа со статьей учебника и вопросами к ней.

Второй частью этого урока станет небольшой рассказ учителя, вводящий в историю рукописи «Слова о полку Игореве», об особенностях и значении замечательного памятника древнерусской литературы. Затем — чтение статей известных исследователей древнерусской литературы — Н. К. Гудзия, Д. С. Лихачева.

Учитель или учащиеся читают текст «Слова о полку Игореве» в оригинале («Российская школьная хрестоматия». Древнерусская литература. Хрестоматия для 6—9 классов) или в переводе Н. Заболоцкого (учебник «Литература. 9 класс»).

Дома школьники перечитывают текст статьи учебника, готовятся к пересказу, комментированию этого текста, к выразительному чтению наизусть отрывка из «Слова о полку Игореве» («Плач Ярославны», например), работе с вопросами к тексту.

Следующий урок, посвященный «Слову...», должен закрепить осмысление учащимися текста, можно сопоставить различные переводы, статьи ученых, занимающихся древнерусской литературой, поработать с вопросами, данными в учебнике после текста памятника.

«Это объединение всей русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ, широкие картины родной русской природы — один из самых существенных элементов призыва автора к единению», — пишет Д. С. Лихачев.

Такими словами можно начать работу над текстом «Слова...», далее учащимся предстоит рассказать об истории нахождения текста, об исследователях (Д. Лихачев, В. Адрианова-Перетц, М. Цявловский, А. Потебня), о переводчиках (В. Жуковский, И. Козлов, А. Майков, И. Новиков, Н. Заболоцкий и др.).

Начало занятия может быть как лекцией учителя, так и монтажом, т. е. рассказом преподавателя и заранее подготовившихся с помощью учителя девятиклассников, выступающих с сообщениями.

Новым этапом работы на уроке станет пересказ статей о «Слове...» и чтение самого текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого.

Чтение поможет озвучить картину, нарисованную автором текста, затем с помощью вопросов осмыслить идею, детали, композицию, особенности характеров, поступков и героев.

Текст «Слова о полку Игореве» поможет школьникам ответить не только на вопросы учебника, но и на дополнительные вопросы учителя.

Вот, например, книга В. Г. Федорова «Кто был автором „Слова о полку Игореве“ и где расположена река Каяла» (М., 1956). В ней множество любопытных вопросов: какие упоминания об оружии есть в тексте? Какие это виды оружия? Каковы причины поражения полка Игорева? Автор приводит различные названия рек (Кагальник, Кальмус, Быстрая, Мокрые Ялы). Пусть школьники познакомятся с этим изданием, подготовленным генерал-лейтенантом инженерно-технической службы профессором В. Г. Федоровым, подумают над его вопросами. Не менее интересны и издания литературоведов Н. К. Гудзия, Д. С. Лихачева, В. И. Федорова, В. А. Кожевникова и др. Работу над текстом дополняет просмотр иллюстративного материала к «Слову...» (например, имеющийся в школах «Раздаточный иллюстративный материал. 8 класс» В. Я. Коровиной и Т. К. Молчановой, где приведены иллюстрации В. Фаворского, И. Билибина к различным эпизодам текста). Какими видят художники тот или иной эпизод, на что они обращают внимание в тексте? А как нам представляются эти эпизоды и герои «Слова...»? Кто из художников, по мнению девятиклассников, ближе подошел к замыслу автора и чья иллюстрация показалась более интересной?

«Слово о полку Игореве» будет звучать на уроке развития речи или на уроке риторики. Например, к уроку развития устной речи в IX классе, проведенному В. А. Болдиной на материале замечательного памятника русской культуры «Слово о полку Игореве», учительница вместе со школьниками подготовила выставку книг, посвященных «Слову...» (И. Шкляревский, Д. Лихачев, Н. Гудзий и др.), иллюстрации В. Фаворского, Н. Рериха, В. Васнецова и других художников, фонозапись фрагмента из оперы Бородина «Князь Игорь», принесла текст «Слова...» в переводе Лихачева, Майкова, Заболоцкого, учебники.

Урок начинается со вступительного слова учителя.

«Мы часто не слышим себя и не замечаем, как бедна бывает наша речь, — обращается к классу учительница. — Почему так трудно иногда подыскивается единственно нужное и точное слово, чтобы выразить свои чувства, настроение, состояние души? Почему порой недостает слов, чтобы рассказать о каком-то событии или прочитанной книге? А ведь как много можно выразить в слове:

                                                                      Когда ты хочешь молвить слово,
                                                                      Мой друг, подумай, не спеши,
                                                                      Оно бывает то сурово,
                                                                      То рождено теплом души, —

словно к нам обращается В. Солоухин.

Работая над текстом „Слова...“, мы все время прислушивались к автору, к великолепному языку этого произведения. Перед нами предстали, словно живые, яркие образы. Мы восхищались сравнениями, метафорами, свободно текущей речью, разнообразной мелодией „Слова...“ — то плачущей, то рокочущей, грозной, стремительно бегущей, наполняющей гулом пространство... Перед нами подлинная поэзия!.. Назовите слово, которое неоднократно повторяется автором и обозначает причину страданий русской земли. Верно, слово это „крамола“...»

Школьники произносят, прислушиваются к звучанию слова, подбирают к нему синонимы (междоусобица, усобица, раздор, разлад, распря, вражда...), находят строки, содержащие эти слова.

— Какие слова можно использовать, рассказывая о горе, обрушившемся на русскую землю (страдание, скорбь, печаль, тоска, смерть, обида)? Кто, по мнению автора, виноват в страданиях Руси? В чем вина Игоря?

Учитель просит школьников самих сформулировать вопросы и ответить на лучшие и самые интересные из тех, что учащиеся подготовят дома.

Следующий момент занятия — работа с репродукциями картин Н. Рериха «Поход князя Игоря» и В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

— Какое впечатление оставляют у вас картины?
— Это впечатление подавленности, обреченности. Во всем чувствуется трагизм.
— Картина Н. Рериха поразила своей необычностью. У воинов унылый вид, их знамена перекошены, а сами они идут неровным строем, беспорядочно. На стенах города стоят жены и матери, которые пришли попрощаться со своими мужьями и сыновьями и, может быть, увидеть их в последний раз... Усугубляет эту мрачную картину затмение. У воинов червленые щиты, во тьме они приобретают багровый цвет, цвет крови. Все вокруг неестественно и зловеще.
— Как в «Слове о полку Игореве» показана обреченность войска Игоря? И как об этом рассказывает картина В. Васнецова?
— Мы видим на картине В. Васнецова, что рядом лежат поверженный в бою старый воин и юноша, может быть впервые принявший бой. Прямо в сердце угодила ему половецкая стрела — не успел еще сойти румянец с его щек... Над полем два орла, сражающихся между собой. Возможно, это аллегория. Два орла — два народа. Вся картина написана в тяжелых темных тонах. Будто скорбь земли Русской разлилась по полю, усеянному телами ее сыновей... Художнику, мне кажется, удалось создать возвышенный образ доблестных сынов русских, сынов отчизны, павших смертью храбрых, защищая родную землю.
— Художник правдиво показал исторические детали. Картина Васнецова не похожа ни на одну другую картину на эту тему. Ни у одного автора я не встречала такое переплетение творческой фантазии и великолепного умения использовать пейзаж для передачи общего настроения... Эта картина, как и «Слово о полку Игореве», — история моей страны, и мне было очень интересно познакомиться с ней...

Затем класс слушает рассказы о наиболее понравившихся эпизодах «Слова...»:
— Я с огромным удовольствием прочитала «Слово о полку Игореве». Думаю, что мне еще не раз придется вернуться к нему, перечитать, чтобы до конца понять то, что хотел сказать автор. Больше всего мне понравился образ Ярославны и эпизод ее плача в «Слове...». Автор, как мне кажется, представил не одну женщину — жену князя Игоря, а всех жен воинов... Внимательно прочитав плач Ярославны, понимаешь, что испытывают все русские женщины. Они страдают, что нет с ними их любимых, их защитников. Ярославна, как лебедушка, потерявшая друга-лебедя... Сцена наполнена горечью потери, печалью... Этот эпизод произвел на меня неизгладимое впечатление...
— Мне понравился эпизод накануне битвы с половцами. Вся природа словно пытается предупредить об исходе битвы. Уже с самого раннего утра все предвещает поражение Игоря. Ночь прошла, и кровавые зори возвещают бедствие... Трепещут синие зарницы, вспыхивают молнии с утра. Зори говорят о той крови, которая скоро прольется, и она будет русской. Природа помогает автору показать, что войско Игоря обречено. Создается мрачное, тяжелое настроение. Автор очеловечивает землю: она — мать и страдает, чувствуя печальный исход сражения... Автор «Слова...» умело использует художественные средства для создания запоминающихся образов, картин.
— Полная печали и безысходности, Ярославна готова пожертвовать всем, что у нее есть, для того, чтобы ее лада, ее любимый муж, вернулся живым и невредимым. А пока он в плену, пока его нет рядом, она должна быть мужественной, сильной и выдержать испытания, которые выпали на ее долю... И все же в ее сердце живет надежда, она смотрит вперед, мечтая увидеть Игоря...

На уроке звучали различные переводы «Слова о полку Игореве». Учащиеся обосновывали выбор отрывков для выразительного чтения, сопоставляли различные переводы.

Завершая урок, учительница рекомендовала для самостоятельного чтения книги литературоведов, наиболее интересные с ее точки зрения.

Урок позволил учителю проверить знания, умения учащихся, а школьникам — попробовать свои силы в пересказе и рассказе о художнике, герое изучаемого произведения, в создании собственного произведения. Ребята учились комментировать свои рисунки, оценивать свои и чужие высказывания, выразительное чтение, сочинения товарищей.

Оформление уроков, приподнятая атмосфера, даже праздничность, создают особое настроение у школьников, вызывают желание проявить свои таланты, умения, способности.

Учащимся важно уяснить, что войти в мир «Слова о полку Игореве» не так просто. Б. Рыбаков в статье «Как вникнуть в сущность „Слова о полку Игореве“» (Литература в школе. — № 4. — 1990) пишет: «Автор „Слова о полку Игореве“» — это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Однако понять его буквально, а тем более разгадать его символику очень трудно. Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что он сказал, т. е. раскрыть буквальный смысл произведения, написанного на русском языке XII в. Пять тысяч книг и исследовательских статей XIX—XX вв. посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намеков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого ученого трактата, этого страстного патриотического призыва к единству». 

Статья Б. Рыбакова поднимает множество проблемных вопросов, связанных с текстом «Слова...», с историей давно прошедшего времени, с упоминанием некоторых исторических событий в разных текстах летописей. Порекомендуйте школьникам познакомиться с этой статьей и другими, посвященными «Слову о полку Игореве».


В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.