|
|
(1 промежуточная версия не показана) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества, Русская Литература XVIII Века</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Русская Литература XVIII Века, сатиры, жанры, театр, басен, М. В. Ломоносов</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> Русская Литература XVIII Века''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> Русская Литература XVIII Века''' |
| | | |
- | <br> | + | <br> Русская Литература XVIII Века <br> <br>В 9 классе учителю важно впервые дать общее представление об эпохе, когда начинает формироваться так называемая новая '''[[Тесты по разделу «Литература XVIII века»|литература]]'''. Исследователь литературы XVIII века доктор филологических наук, профессор В. И. Федоров называет четыре периода: |
| | | |
- | ''' РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА<br>'''<br>В 9 классе учителю важно впервые дать общее представление об эпохе, когда начинает формироваться так называемая новая литература. Исследователь литературы XVIII века доктор филологических наук, профессор В. И. Федоров называет четыре периода:
| + | «I период — литература петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность — интенсивный процесс „обмирщения“ (т. е. замены литературы религиозной литературой светской). |
| | | |
- | «I период — литература петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность — интенсивный процесс „обмирщения“ (т. е. замены литературы религиозной литературой светской).
| + | II период (1730—1750) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. |
| | | |
- | II период (1730—1750) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка.
| + | III период (1760-е — первая половина 70-х годов) — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет '''[[Юмор и сатира в творчестве А. П. Чехова|сатиры]]''', появление предпосылок к зарождению сентиментализма. |
| | | |
- | III период (1760-е — первая половина 70-х годов) — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
| + | IV период (последняя четверть века) — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций». |
| | | |
- | IV период (последняя четверть века) — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций» .
| + | В небольшой беседе учитель может рассказать о каждом из периодов. В данном случае интересны '''[[Урок развития речи. Жанры речи. Статья в газету на морально-этическую тему|жанры]]''', бытовавшие в те годы, особенности этих жанров и девятиклассникам нужно запомнить хотя бы два или три имени писателей. Например, можно сказать, что в первый период разрабатывалось новое решение проблемы личности; главными жанрами были и первая издававшаяся газета «Ведомости», и ораторская проза, и политические трактаты («Рассуждение...» П. Шафирова, «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича, проповеди, направленные против реформ Петра I, Михаила Авраамова, Стефана Яворского), появились учебники («Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого), появляется драматургия («комедийная хоромина» на Красной площади, школьный '''[[Архитектура, музыка, театр, народное творчество|театр]]'''). Интересно, как отмечают исследователи, что Петр I хотел, чтобы шли пьесы трогательные, но «без этой любви, которую всюду вклеивают». Появилось много переводных пьес (комедии Мольера «О докторе битом», «Амфитрион»). Лучшей пьесой школьной драматургии считалась трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир». Герой пьесы Прокоповича прославляется как реформатор. Богатым оказалось и стихотворство этого периода (Д. Ростовский, Ф. Прокопович и др.). |
| | | |
- | В небольшой беседе учитель может рассказать о каждом из периодов. В данном случае интересны жанры, бытовавшие в те годы, особенности этих жанров и девятиклассникам нужно запомнить хотя бы два или три имени писателей. Например, можно сказать, что в первый период разрабатывалось новое решение проблемы личности; главными жанрами были и первая издававшаяся газета «Ведомости», и ораторская проза, и политические трактаты («Рассуждение...» П. Шафирова, «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича, проповеди, направленные против реформ Петра I, Михаила Авраамова, Стефана Яворского), появились учебники («Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого), появляется драматургия («комедийная хоромина» на Красной площади, школьный театр). Интересно, как отмечают исследователи, что Петр I хотел, чтобы шли пьесы трогательные, но «без этой любви, которую всюду вклеивают». Появилось много переводных пьес (комедии Мольера «О докторе битом», «Амфитрион»). Лучшей пьесой школьной драматургии считалась трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир». Герой пьесы Прокоповича прославляется как реформатор. Богатым оказалось и стихотворство этого периода (Д. Ростовский, Ф. Прокопович и др.).
| + | Особое значение приобрел жанр повести («гистории») — «Гистория о российском кавалере Александре», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Для всех произведений характерны языковая пестрота, варваризмы, славянизмы. |
| | | |
- | Особое значение приобрел жанр повести («гистории») — «Гистория о российском кавалере Александре», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Для всех произведений характерны языковая пестрота, варваризмы, славянизмы.
| + | Наиболее яркой фигурой, одним из самых [http://xvatit.com/vuzi/ '''образованных'''] людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформулировавший свои художественно-эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей. Известно, что «Поэтика» Прокоповича была изучена Ломоносовым в рукописном виде, а опубликована она была только в 1786 году. |
| | | |
- | Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформулировавший свои художественно-эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей. Известно, что «Поэтика» Прокоповича была изучена Ломоносовым в рукописном виде, а опубликована она была только в 1786 году.
| + | Второй период (1730—1750) был отмечен именами известных писателей, среди которых и автор сатир Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744). В его сатирах отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность. К сожалению, автору не удалось увидеть свои сатиры напечатанными («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», «Об опасности сатирических сочинений» и др.). В сатирах осмеиваются пустая паразитическая жизнь, грабеж власть имущими своих подданных, другие общечеловеческие пороки. Им было написано девять сатир, несколько '''[[Конспект уроку і опорний каркас. Підсумковий урок по темі: «Байка як жанр літератури».|басен]]''', переводов. В. И. Федоров считает, что поскольку прогрессивные завоевания петровского времени оказались под угрозой, то русский классицизм начинался с «плода осеннего» — с сатиры. |
| | | |
- | Второй период (1730—1750) был отмечен именами известных писателей, среди которых и автор сатир Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744). В его сатирах отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность. К сожалению, автору не удалось увидеть свои сатиры напечатанными («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», «Об опасности сатирических сочинений» и др.). В сатирах осмеиваются пустая паразитическая жизнь, грабеж власть имущими своих подданных, другие общечеловеческие пороки. Им было написано девять сатир, несколько басен, переводов. В. И. Федоров считает, что поскольку прогрессивные завоевания петровского времени оказались под угрозой, то русский классицизм начинался с «плода осеннего» — с сатиры.
| + | Важно подчеркнуть в рассказе и оценку В. Г. Белинского о Кантемире: он «первым свел поэзию с жизнью». |
| | | |
- | Важно подчеркнуть в рассказе и оценку В. Г. Белинского о Кантемире: он «первым свел поэзию с жизнью».
| + | Другое значительное имя этого периода — В. К. Тредиаковский (1703—1769), автор произведений «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России», «Элегия о смерти Петра Великого». Его вклад в развитие русской литературы и формирование классицизма, как считают литературоведы, начинается с публикации «Езды в остров Любви». В оде «О непостоянстве мира» автор приводит нас к мысли о том, что ничего нет на свете постоянного и вечного, кроме Бога. Первая ода, написанная по правилам европейского классицизма, называлась «Ода торжественная о сдаче города Гданска», а лучшим считается стихотворение «Вешнее тепло». Наиболее крупное произведение — «Тилемахида». Радищев писал: «Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы, а в „Тилемахиде“ найдутся добрые стихи и будут в пример поставляемы». |
| | | |
- | Другое значительное имя этого периода — В. К. Тредиаковский (1703—1769), автор произведений «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России», «Элегия о смерти Петра Великого». Его вклад в развитие русской литературы и формирование классицизма, как считают литературоведы, начинается с публикации «Езды в остров Любви». В оде «О непостоянстве мира» автор приводит нас к мысли о том, что ничего нет на свете постоянного и вечного, кроме Бога. Первая ода, написанная по правилам европейского классицизма, называлась «Ода торжественная о сдаче города Гданска», а лучшим считается стихотворение «Вешнее тепло». Наиболее крупное произведение — «Тилемахида». Радищев писал: «Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы, а в „Тилемахиде“ найдутся добрые стихи и будут в пример поставляемы».
| + | Великий ученый и поэт '''[[М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин|М. В. Ломоносов]]''' (1711—1765) — один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трех штилей. В. И. Федоров подчеркивает, что Ломоносов «страстно боролся за новую, могучую и величественную родину, преуспевающую в науках и промышленности, способную защитить свои рубежи и обеспечить мир своим согражданам» . Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразились и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии — одах. Поэт убежден, что науки, которые он воспевал в своих произведениях, сделают людей счастливыми, вот почему он выступает как неутомимый и яростный защитник просвещения. Наследие поэта и ученого велико и прогрессивно, что дало право Белинскому назвать Ломоносова «Петром Великим русской литературы». |
| | | |
- | Великий ученый и поэт М. В. Ломоносов (1711—1765) — один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трех штилей. В. И. Федоров подчеркивает, что Ломоносов «страстно боролся за новую, могучую и величественную родину, преуспевающую в науках и промышленности, способную защитить свои рубежи и обеспечить мир своим согражданам» . Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразились и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии — одах. Поэт убежден, что науки, которые он воспевал в своих произведениях, сделают людей счастливыми, вот почему он выступает как неутомимый и яростный защитник просвещения. Наследие поэта и ученого велико и прогрессивно, что дало право Белинскому назвать Ломоносова «Петром Великим русской литературы».
| + | Ломоносов и Тредиаковский основали две линии в развитии русской поэзии — магистральную и боковую, одна из них связана с расцветом четырехстопного ямба, другая — с экспериментальными поисками и обогащением ритма русской поэзии. |
| | | |
- | Ломоносов и Тредиаковский основали две линии в развитии русской поэзии — магистральную и боковую, одна из них связана с расцветом четырехстопного ямба, другая — с экспериментальными поисками и обогащением ритма русской поэзии.
| + | Наконец, последним значительным писателем этого периода является Александр Петрович Сумароков (1717—1777), который также вошел в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма (эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве»), как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), близкой к разговорному языку, как автор трагедий (9 трагедий — «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира», «Димиза», «Вышеслав», «Димитрий Самозванец», «Мстислав»), прославивших его. (Школьники старших классов смогут прочитать некоторые из них и понять, что главное в них — борьба страсти и разума, долга и личных чувств.) |
| | | |
- | Наконец, последним значительным писателем этого периода является Александр Петрович Сумароков (1717—1777), который также вошел в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма (эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве»), как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), близкой к разговорному языку, как автор трагедий (9 трагедий — «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира», «Димиза», «Вышеслав», «Димитрий Самозванец», «Мстислав»), прославивших его. (Школьники старших классов смогут прочитать некоторые из них и понять, что главное в них — борьба страсти и разума, долга и личных чувств.)
| + | Он автор комедий («Опекун», «Лихоимец», «Ядовитый»), наконец, автор басен (им написано, как известно, около 400 басен — «Безногий солдат», «Терпение», «Война Орлов», «Жуки и Пчелы», «Сова и рифмач» и др.). В. И. Федоров считает именно Сумарокова родоначальником стихотворного басенного жанра. «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время», — писал В. Г. Белинский (Полн. собр. соч. — М., 1956. — Т. X. — С. 124). |
| | | |
- | Он автор комедий («Опекун», «Лихоимец», «Ядовитый»), наконец, автор басен (им написано, как известно, около 400 басен — «Безногий солдат», «Терпение», «Война Орлов», «Жуки и Пчелы», «Сова и рифмач» и др.). В. И. Федоров считает именно Сумарокова родоначальником стихотворного басенного жанра. «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время», — писал В. Г. Белинский (Полн. собр. соч. — М., 1956. — Т. X. — С. 124).
| + | В третий период (1760-е — первая половина 70-х годов) в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. Этот период в литературе П. Н. Берков охарактеризовал так: «Литературно-стилистическое выражение... эпохи русского Просвещения — суммарно можно было бы назвать „постклассицизмом“: здесь мы встречаем и элементы сентиментализма в классицизме, и перерастание классицизма в реализм, и черты предромантизма...» . Тогда же, постигнув «стихов российских механизм», поэты демонстрируют исключительную изобретательность в создании разных поэтических форм. |
| | | |
- | В третий период (1760-е — первая половина 70-х годов) в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. Этот период в литературе П. Н. Берков охарактеризовал так: «Литературно-стилистическое выражение... эпохи русского Просвещения — суммарно можно было бы назвать „постклассицизмом“: здесь мы встречаем и элементы сентиментализма в классицизме, и перерастание классицизма в реализм, и черты предромантизма...» . Тогда же, постигнув «стихов российских механизм», поэты демонстрируют исключительную изобретательность в создании разных поэтических форм. | + | В этот период литературы XVIII века активно развивались пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В. И. Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх»), в жанре повести выступил М. Д. Чулков, издаются литературные журналы М. Д. Чулкова («И то, и сио»), В. В. Тузова («Смесь»), Н. И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). |
| | | |
- | В этот период литературы XVIII века активно развивались пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В. И. Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх»), в жанре повести выступил М. Д. Чулков, издаются литературные журналы М. Д. Чулкова («И то, и сио»), В. В. Тузова («Смесь»), Н. И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). | + | В это же время творил М. М. Херасков, создатель «Россияды» — русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.). |
| | | |
- | В это же время творил М. М. Херасков, создатель «Россияды» — русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).
| + | Литература последней четверти XVIII века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвертый период расцветает комическая опера, творчество Д. И. Фонвизина (1745—1792) — автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль». |
| | | |
- | Литература последней четверти XVIII века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвертый период расцветает комическая опера, творчество Д. И. Фонвизина (1745—1792) — автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».
| + | К последнему периоду относится и творчество Г. Р. Державина (1743—1816), перу которого принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Ее Величества, сочиненная во время войны и бунта 1774 года», «Фелица»). Школьники уже знакомы с такими произведениями поэта, как «Река времен», «Признание», «Властителям и судиям». |
| | | |
- | К последнему периоду относится и творчество Г. Р. Державина (1743—1816), перу которого принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Ее Величества, сочиненная во время войны и бунта 1774 года», «Фелица»). Школьники уже знакомы с такими произведениями поэта, как «Река времен», «Признание», «Властителям и судиям».
| + | Державин первым ввел в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка. Белинский так определил его роль в русской литературе: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым его именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед» . |
| | | |
- | Державин первым ввел в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка. Белинский так определил его роль в русской литературе: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым его именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед» .
| + | С данным периодом связаны имена А. Н. Радищева (1749—1802), автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву», прославленного баснописца И. А. Крылова (1769—1844), среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра»), комедии («Сочинитель в прихожей», «Проказники», позднее — «Модная лавка», «Урок дочкам»). |
| | | |
- | С данным периодом связаны имена А. Н. Радищева (1749—1802), автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву», прославленного баснописца И. А. Крылова (1769—1844), среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра»), комедии («Сочинитель в прихожей», «Проказники», позднее — «Модная лавка», «Урок дочкам»).
| + | Н. М. Карамзин (1766—1826) возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. По высказыванию В. Г. Белинского, он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирика. Все это позволило А. С. Пушкину сказать: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему в дани уважения глубокого и благодарности» . |
| | | |
- | Н. М. Карамзин (1766—1826) возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. По высказыванию В. Г. Белинского, он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирика. Все это позволило А. С. Пушкину сказать: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему в дани уважения глубокого и благодарности» .
| + | Белинский считал, что Карамзин «создал на Руси образованный литературный язык», сумел «заохотить русскую публику к чтению книг». |
| | | |
- | Белинский считал, что Карамзин «создал на Руси образованный литературный язык», сумел «заохотить русскую публику к чтению книг».
| + | И. И. Дмитриев (1760—1837) — автор песен, сатир, басен. Особой популярностью пользовались его песни («Стонет сизый голубочек...», «Что с тобою, ангел, стало?..», «Всех цветов боле розу я любил...»), но главное место занимали в его творчестве басни, современники называли его русским Лафонтеном («Два голубя», «Искатели фортуны», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Мудрец и Поселянин» и др.). |
| | | |
- | И. И. Дмитриев (1760—1837) — автор песен, сатир, басен. Особой популярностью пользовались его песни («Стонет сизый голубочек...», «Что с тобою, ангел, стало?..», «Всех цветов боле розу я любил...»), но главное место занимали в его творчестве басни, современники называли его русским Лафонтеном («Два голубя», «Искатели фортуны», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Мудрец и Поселянин» и др.).
| + | «Большое и полезное наследие оставили после себя русские писатели XVIII века. Они показали, какой была жизнь их современников, какой она могла бы быть и какой она быть не должна», — пишет В. И. Федоров в учебнике «Русская литература XVIII века» для будущих учителей литературы, откуда мы процитировали несколько фрагментов, важных для девятиклассников и их правильного представления о русской литературе XVIII столетия. |
| | | |
- | «Большое и полезное наследие оставили после себя русские писатели XVIII века. Они показали, какой была жизнь их современников, какой она могла бы быть и какой она быть не должна», — пишет В. И. Федоров в учебнике «Русская литература XVIII века» для будущих учителей литературы, откуда мы процитировали несколько фрагментов, важных для девятиклассников и их правильного представления о русской литературе XVIII столетия.
| + | Поручите одним учащимся подготовить короткие рассказы о жизни писателя, другим — чтение отрывка из комедии или повести, рассказы о том или ином произведении. |
| | | |
- | Поручите одним учащимся подготовить короткие рассказы о жизни писателя, другим — чтение отрывка из комедии или повести, рассказы о том или ином произведении.
| + | Такая подготовка урока поможет сделать его максимально полезным и интересным. |
| | | |
- | Такая подготовка урока поможет сделать его максимально полезным и интересным.
| + | Коллективно могут быть обсуждены планы каждого из рассказов, выставки. |
| | | |
- | Коллективно могут быть обсуждены планы каждого из рассказов, выставки.
| + | Для совместной работы учителя и учащихся важны и вопросы, которые будут заданы школьникам в процессе обсуждения рассказов, докладов, сообщений о русской литературе XVIII века. Это могут быть не только проверочные вопросы, но и вопросы викторины, конкурса. Например: |
| | | |
- | Для совместной работы учителя и учащихся важны и вопросы, которые будут заданы школьникам в процессе обсуждения рассказов, докладов, сообщений о русской литературе XVIII века. Это могут быть не только проверочные вопросы, но и вопросы викторины, конкурса. Например:
| + | I период — литература петровского времени. |
| | | |
- | I период — литература петровского времени.
| + | В чем особенность этого периода? Какие издания характерны для этого времени? Назовите учебники, которые начали издаваться. Какие имена писателей этого периода запомнились вам? |
| | | |
- | В чем особенность этого периода? Какие издания характерны для этого времени? Назовите учебники, которые начали издаваться. Какие имена писателей этого периода запомнились вам?
| + | II период — формирование классицизма, создание новой жанровой системы. |
| | | |
- | II период — формирование классицизма, создание новой жанровой системы.
| + | В чем особенность второго периода, имена каких писателей для нас особенно значимы? |
| | | |
- | В чем особенность второго периода, имена каких писателей для нас особенно значимы?
| + | Кому из авторов не дано было увидеть свои сатиры напечатанными? Сколько сатир им было написано? Каковы его достижения? |
| | | |
- | Кому из авторов не дано было увидеть свои сатиры напечатанными? Сколько сатир им было написано? Каковы его достижения?
| + | Кто написал «похвальное слово» в стихах и Парижу и России? |
| | | |
- | Кто написал «похвальное слово» в стихах и Парижу и России?
| + | В ком совмещалось множество талантов и кого Белинский назвал Петром Великим русской литературы? |
| | | |
- | В ком совмещалось множество талантов и кого Белинский назвал Петром Великим русской литературы?
| + | Кого можно назвать теоретиком русского классицизма? У кого были произведения таких разных жанров, как песни, эклоги, идиллии, элегии, трагедии и басни, имевшие у современников, по выражению Белинского, огромный успех? (Сумароков.) |
| | | |
- | Кого можно назвать теоретиком русского классицизма? У кого были произведения таких разных жанров, как песни, эклоги, идиллии, элегии, трагедии и басни, имевшие у современников, по выражению Белинского, огромный успех? (Сумароков.)
| + | III и IV периоды — эволюция классицизма, расцвет сатиры, предпосылки к зарождению сентиментализма. |
| | | |
- | III и IV периоды — эволюция классицизма, расцвет сатиры, предпосылки к зарождению сентиментализма.
| + | В чем суть этих периодов для развития русской литературы? Назовите несколько имен писателей. |
| | | |
- | В чем суть этих периодов для развития русской литературы? Назовите несколько имен писателей.
| + | Кто автор «Недоросля»? Кто автор стихотворения «Властителям и судиям»? Против кого и против чего направлены такие произведения, как «Недоросль», «Властителям и судиям»? |
| | | |
- | Кто автор «Недоросля»? Кто автор стихотворения «Властителям и судиям»? Против кого и против чего направлены такие произведения, как «Недоросль», «Властителям и судиям»?
| + | Как вы понимаете высказывания о том, что в лице Державина русская поэзия сделала великий шаг вперед? |
| | | |
- | Как вы понимаете высказывания о том, что в лице Державина русская поэзия сделала великий шаг вперед?
| + | Кто из писателей был автором повести-романа, критических статей, исторических повестей, посвящал себя изучению истории? Кого называли русским Лафонтеном? |
| | | |
- | Кто из писателей был автором повести-романа, критических статей, исторических повестей, посвящал себя изучению истории? Кого называли русским Лафонтеном?
| + | Почему, как считал Пушкин, Карамзину нельзя отказать ни в уважении, ни в благодарности? |
| | | |
- | Почему, как считал Пушкин, Карамзину нельзя отказать ни в уважении, ни в благодарности?
| + | Какие еще писатели XVIII века вам известны? |
| | | |
- | Какие еще писатели XVIII века вам известны? | + | Какие произведения каких авторов удалось вам прочитать? Проведем конкурс на лучшее выразительное чтение одного из произведений XVIII века. |
| | | |
- | Какие произведения каких авторов удалось вам прочитать? Проведем конкурс на лучшее выразительное чтение одного из произведений XVIII века.
| + | Кто прочитал лучше и почему? Дайте отзыв. |
| | | |
- | Кто прочитал лучше и почему? Дайте отзыв.
| + | Чей рассказ о писателе этого века в большей мере удовлетворил слушателей?<br><br><u>'''Советуем прочитать'''</u> |
| | | |
- | Чей рассказ о писателе этого века в большей мере удовлетворил слушателей?<br><br>'''Советуем прочитать<br>'''<br> Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990.<br> Москвичева Г. В. Русский классицизм. — М., 1986.<br> Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. — Л., 1985.<br> Орлов П. А. Русский сентиментализм. — М., 1977.<br> Татаринцев А. Г. Сын отечества: Об изучении жизни и творчества Радищева. — М., 1981.<br> Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. — М., 1996.<br> Степанов Н. Л. И. А. Крылов: Жизнь и творчество. — М., 1958.<br> Осетров Евгений. Три жизни Карамзина. — М., 1985.<br> Русская литература XVIII века / Сост. Г. П. Макогоненко. — Л., 1970 (в этой хрестоматии содержатся основные произведения писателей XVIII века — Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, М. Хераскова, И. Баркова, Н. Новикова, Д. Фонвизина, Г. Державина, И. Крылова, А. Радищева, И. Дмитриева, Н. Карамзина и других).<br> Русская поэзия XVIII века/Сост. Г. П. Макогоненко. — М., 1972.<br><br><br>
| + | ''Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990.<br> Москвичева Г. В. Русский классицизм. — М., 1986.<br> Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. — Л., 1985.<br> Орлов П. А. Русский сентиментализм. — М., 1977.<br> Татаринцев А. Г. Сын отечества: Об изучении жизни и творчества Радищева. — М., 1981.<br> Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. — М., 1996.<br> Степанов Н. Л. И. А. Крылов: Жизнь и творчество. — М., 1958.<br> Осетров Евгений. Три жизни Карамзина. — М., 1985.<br> Русская литература XVIII века / Сост. Г. П. Макогоненко. — Л., 1970 (в этой хрестоматии содержатся основные произведения писателей XVIII века — Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, М. Хераскова, И. Баркова, Н. Новикова, Д. Фонвизина, Г. Державина, И. Крылова, А. Радищева, И. Дмитриева, Н. Карамзина и других).<br> Русская поэзия XVIII века/Сост. Г. П. Макогоненко. — М., 1972.''<br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' | + | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''<br> |
- | | + | |
- | <br> <br>
| + | |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Текущая версия на 20:23, 27 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 9 класс>> Русская Литература XVIII Века
Русская Литература XVIII Века В 9 классе учителю важно впервые дать общее представление об эпохе, когда начинает формироваться так называемая новая литература. Исследователь литературы XVIII века доктор филологических наук, профессор В. И. Федоров называет четыре периода:
«I период — литература петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность — интенсивный процесс „обмирщения“ (т. е. замены литературы религиозной литературой светской).
II период (1730—1750) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка.
III период (1760-е — первая половина 70-х годов) — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
IV период (последняя четверть века) — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций».
В небольшой беседе учитель может рассказать о каждом из периодов. В данном случае интересны жанры, бытовавшие в те годы, особенности этих жанров и девятиклассникам нужно запомнить хотя бы два или три имени писателей. Например, можно сказать, что в первый период разрабатывалось новое решение проблемы личности; главными жанрами были и первая издававшаяся газета «Ведомости», и ораторская проза, и политические трактаты («Рассуждение...» П. Шафирова, «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича, проповеди, направленные против реформ Петра I, Михаила Авраамова, Стефана Яворского), появились учебники («Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого), появляется драматургия («комедийная хоромина» на Красной площади, школьный театр). Интересно, как отмечают исследователи, что Петр I хотел, чтобы шли пьесы трогательные, но «без этой любви, которую всюду вклеивают». Появилось много переводных пьес (комедии Мольера «О докторе битом», «Амфитрион»). Лучшей пьесой школьной драматургии считалась трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир». Герой пьесы Прокоповича прославляется как реформатор. Богатым оказалось и стихотворство этого периода (Д. Ростовский, Ф. Прокопович и др.).
Особое значение приобрел жанр повести («гистории») — «Гистория о российском кавалере Александре», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Для всех произведений характерны языковая пестрота, варваризмы, славянизмы.
Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформулировавший свои художественно-эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей. Известно, что «Поэтика» Прокоповича была изучена Ломоносовым в рукописном виде, а опубликована она была только в 1786 году.
Второй период (1730—1750) был отмечен именами известных писателей, среди которых и автор сатир Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744). В его сатирах отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность. К сожалению, автору не удалось увидеть свои сатиры напечатанными («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», «Об опасности сатирических сочинений» и др.). В сатирах осмеиваются пустая паразитическая жизнь, грабеж власть имущими своих подданных, другие общечеловеческие пороки. Им было написано девять сатир, несколько басен, переводов. В. И. Федоров считает, что поскольку прогрессивные завоевания петровского времени оказались под угрозой, то русский классицизм начинался с «плода осеннего» — с сатиры.
Важно подчеркнуть в рассказе и оценку В. Г. Белинского о Кантемире: он «первым свел поэзию с жизнью».
Другое значительное имя этого периода — В. К. Тредиаковский (1703—1769), автор произведений «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России», «Элегия о смерти Петра Великого». Его вклад в развитие русской литературы и формирование классицизма, как считают литературоведы, начинается с публикации «Езды в остров Любви». В оде «О непостоянстве мира» автор приводит нас к мысли о том, что ничего нет на свете постоянного и вечного, кроме Бога. Первая ода, написанная по правилам европейского классицизма, называлась «Ода торжественная о сдаче города Гданска», а лучшим считается стихотворение «Вешнее тепло». Наиболее крупное произведение — «Тилемахида». Радищев писал: «Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы, а в „Тилемахиде“ найдутся добрые стихи и будут в пример поставляемы».
Великий ученый и поэт М. В. Ломоносов (1711—1765) — один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трех штилей. В. И. Федоров подчеркивает, что Ломоносов «страстно боролся за новую, могучую и величественную родину, преуспевающую в науках и промышленности, способную защитить свои рубежи и обеспечить мир своим согражданам» . Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразились и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии — одах. Поэт убежден, что науки, которые он воспевал в своих произведениях, сделают людей счастливыми, вот почему он выступает как неутомимый и яростный защитник просвещения. Наследие поэта и ученого велико и прогрессивно, что дало право Белинскому назвать Ломоносова «Петром Великим русской литературы».
Ломоносов и Тредиаковский основали две линии в развитии русской поэзии — магистральную и боковую, одна из них связана с расцветом четырехстопного ямба, другая — с экспериментальными поисками и обогащением ритма русской поэзии.
Наконец, последним значительным писателем этого периода является Александр Петрович Сумароков (1717—1777), который также вошел в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма (эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве»), как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), близкой к разговорному языку, как автор трагедий (9 трагедий — «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира», «Димиза», «Вышеслав», «Димитрий Самозванец», «Мстислав»), прославивших его. (Школьники старших классов смогут прочитать некоторые из них и понять, что главное в них — борьба страсти и разума, долга и личных чувств.)
Он автор комедий («Опекун», «Лихоимец», «Ядовитый»), наконец, автор басен (им написано, как известно, около 400 басен — «Безногий солдат», «Терпение», «Война Орлов», «Жуки и Пчелы», «Сова и рифмач» и др.). В. И. Федоров считает именно Сумарокова родоначальником стихотворного басенного жанра. «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время», — писал В. Г. Белинский (Полн. собр. соч. — М., 1956. — Т. X. — С. 124).
В третий период (1760-е — первая половина 70-х годов) в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. Этот период в литературе П. Н. Берков охарактеризовал так: «Литературно-стилистическое выражение... эпохи русского Просвещения — суммарно можно было бы назвать „постклассицизмом“: здесь мы встречаем и элементы сентиментализма в классицизме, и перерастание классицизма в реализм, и черты предромантизма...» . Тогда же, постигнув «стихов российских механизм», поэты демонстрируют исключительную изобретательность в создании разных поэтических форм.
В этот период литературы XVIII века активно развивались пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В. И. Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх»), в жанре повести выступил М. Д. Чулков, издаются литературные журналы М. Д. Чулкова («И то, и сио»), В. В. Тузова («Смесь»), Н. И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»).
В это же время творил М. М. Херасков, создатель «Россияды» — русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).
Литература последней четверти XVIII века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвертый период расцветает комическая опера, творчество Д. И. Фонвизина (1745—1792) — автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».
К последнему периоду относится и творчество Г. Р. Державина (1743—1816), перу которого принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Ее Величества, сочиненная во время войны и бунта 1774 года», «Фелица»). Школьники уже знакомы с такими произведениями поэта, как «Река времен», «Признание», «Властителям и судиям».
Державин первым ввел в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка. Белинский так определил его роль в русской литературе: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым его именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед» .
С данным периодом связаны имена А. Н. Радищева (1749—1802), автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву», прославленного баснописца И. А. Крылова (1769—1844), среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра»), комедии («Сочинитель в прихожей», «Проказники», позднее — «Модная лавка», «Урок дочкам»).
Н. М. Карамзин (1766—1826) возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. По высказыванию В. Г. Белинского, он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирика. Все это позволило А. С. Пушкину сказать: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему в дани уважения глубокого и благодарности» .
Белинский считал, что Карамзин «создал на Руси образованный литературный язык», сумел «заохотить русскую публику к чтению книг».
И. И. Дмитриев (1760—1837) — автор песен, сатир, басен. Особой популярностью пользовались его песни («Стонет сизый голубочек...», «Что с тобою, ангел, стало?..», «Всех цветов боле розу я любил...»), но главное место занимали в его творчестве басни, современники называли его русским Лафонтеном («Два голубя», «Искатели фортуны», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Мудрец и Поселянин» и др.).
«Большое и полезное наследие оставили после себя русские писатели XVIII века. Они показали, какой была жизнь их современников, какой она могла бы быть и какой она быть не должна», — пишет В. И. Федоров в учебнике «Русская литература XVIII века» для будущих учителей литературы, откуда мы процитировали несколько фрагментов, важных для девятиклассников и их правильного представления о русской литературе XVIII столетия.
Поручите одним учащимся подготовить короткие рассказы о жизни писателя, другим — чтение отрывка из комедии или повести, рассказы о том или ином произведении.
Такая подготовка урока поможет сделать его максимально полезным и интересным.
Коллективно могут быть обсуждены планы каждого из рассказов, выставки.
Для совместной работы учителя и учащихся важны и вопросы, которые будут заданы школьникам в процессе обсуждения рассказов, докладов, сообщений о русской литературе XVIII века. Это могут быть не только проверочные вопросы, но и вопросы викторины, конкурса. Например:
I период — литература петровского времени.
В чем особенность этого периода? Какие издания характерны для этого времени? Назовите учебники, которые начали издаваться. Какие имена писателей этого периода запомнились вам?
II период — формирование классицизма, создание новой жанровой системы.
В чем особенность второго периода, имена каких писателей для нас особенно значимы?
Кому из авторов не дано было увидеть свои сатиры напечатанными? Сколько сатир им было написано? Каковы его достижения?
Кто написал «похвальное слово» в стихах и Парижу и России?
В ком совмещалось множество талантов и кого Белинский назвал Петром Великим русской литературы?
Кого можно назвать теоретиком русского классицизма? У кого были произведения таких разных жанров, как песни, эклоги, идиллии, элегии, трагедии и басни, имевшие у современников, по выражению Белинского, огромный успех? (Сумароков.)
III и IV периоды — эволюция классицизма, расцвет сатиры, предпосылки к зарождению сентиментализма.
В чем суть этих периодов для развития русской литературы? Назовите несколько имен писателей.
Кто автор «Недоросля»? Кто автор стихотворения «Властителям и судиям»? Против кого и против чего направлены такие произведения, как «Недоросль», «Властителям и судиям»?
Как вы понимаете высказывания о том, что в лице Державина русская поэзия сделала великий шаг вперед?
Кто из писателей был автором повести-романа, критических статей, исторических повестей, посвящал себя изучению истории? Кого называли русским Лафонтеном?
Почему, как считал Пушкин, Карамзину нельзя отказать ни в уважении, ни в благодарности?
Какие еще писатели XVIII века вам известны?
Какие произведения каких авторов удалось вам прочитать? Проведем конкурс на лучшее выразительное чтение одного из произведений XVIII века.
Кто прочитал лучше и почему? Дайте отзыв.
Чей рассказ о писателе этого века в большей мере удовлетворил слушателей?
Советуем прочитать
Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990. Москвичева Г. В. Русский классицизм. — М., 1986. Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. — Л., 1985. Орлов П. А. Русский сентиментализм. — М., 1977. Татаринцев А. Г. Сын отечества: Об изучении жизни и творчества Радищева. — М., 1981. Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. — М., 1996. Степанов Н. Л. И. А. Крылов: Жизнь и творчество. — М., 1958. Осетров Евгений. Три жизни Карамзина. — М., 1985. Русская литература XVIII века / Сост. Г. П. Макогоненко. — Л., 1970 (в этой хрестоматии содержатся основные произведения писателей XVIII века — Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, М. Хераскова, И. Баркова, Н. Новикова, Д. Фонвизина, Г. Державина, И. Крылова, А. Радищева, И. Дмитриева, Н. Карамзина и других). Русская поэзия XVIII века/Сост. Г. П. Макогоненко. — М., 1972.
В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|