|
|
(1 промежуточная версия не показана) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, М. И. Цветаева, Лирика</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, М. И. Цветаева, Лирика, рассказ, Цветаевой, Пушкина, театре, творчество, слова</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> М. И. Цветаева Лирика'''<br> | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> М. И. Цветаева Лирика'''<br> |
| | | |
- | <br>''' М. И. ЦВЕТАЕВА''' | + | <br>'''М. И. Цветаева''' |
| | | |
- | ''' Лирика<br>'''<br> Поэзия Марины Цветаевой, ее жизнь и судьба мало знакомы девятиклассникам. Именно поэтому живой, основанный на документах, воспоминаниях, стихотворениях рассказ учителя скорее приведет учащихся к пониманию и активному восприятию творчества поэта. | + | '''Лирика<br>'''<br> Поэзия Марины Цветаевой, ее жизнь и судьба мало знакомы девятиклассникам. Именно поэтому живой, основанный на документах, воспоминаниях, стихотворениях '''[[Роман. Рассказ. Повесть|рассказ]]''' учителя скорее приведет учащихся к пониманию и активному восприятию творчества поэта. |
| | | |
- | Трагической во всем была жизнь Цветаевой: в СССР ее считали «белой», за границей — «большевичкой». Ее отец подарил Москве замечательный музей изобразительных искусств, но Марине Цветаевой не находится места в столице, она погибает одинокой и обездоленной в Елабуге, где даже могила ее не сохранилась. | + | Трагической во всем была жизнь Цветаевой: в СССР ее считали «белой», за границей — «большевичкой». Ее отец подарил Москве замечательный музей изобразительных искусств, но Марине '''[[Конспект урока по теме: «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»|Цветаевой]]''' не находится места в столице, она погибает одинокой и обездоленной в Елабуге, где даже могила ее не сохранилась. |
| | | |
- | Детство (1896—1906). Мать — музыкантша, отец занимается делами музея. Сестра Анастасия читает стихи. Однако в семье, по воспоминаниям, не было гармонии. Характеры сестер различны. | + | Детство (1896—1906). Мать — музыкантша, отец занимается делами музея. Сестра Анастасия читает стихи. Однако в семье, по воспоминаниям, не было гармонии. Характеры сестер различны. |
| | | |
- | Отрочество. Оно начинается, по свидетельству изучавших жизнь и творчество Цветаевой, со дня смерти ее матери — с лета 1906 года. Далее — смена различных гимназий. По отзывам подруг, Марина «...увлекалась сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. Курс литературы доходил только до Гоголя, но говорили и о Рудине, и о Базарове...». «У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая все старое, отжившее...» | + | Отрочество. Оно начинается, по свидетельству изучавших жизнь и творчество Цветаевой, со дня смерти ее матери — с лета 1906 года. Далее — смена различных [http://xvatit.com/vuzi/ '''гимназий''']. По отзывам подруг, Марина «...увлекалась сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. Курс литературы доходил только до Гоголя, но говорили и о Рудине, и о Базарове...». «У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая все старое, отжившее...» |
| | | |
- | В семье увлекались литературой. Марина интересовалась историей, читала Пушкина, немецких романтиков. Она поражала своих соучениц отсутствующим взглядом, неучастием в общих делах. В 1912 году обе сестры вышли замуж. | + | В семье увлекались литературой. Марина интересовалась историей, читала '''[[А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества .Полные уроки|Пушкина]]''', немецких романтиков. Она поражала своих соучениц отсутствующим взглядом, неучастием в общих делах. В 1912 году обе сестры вышли замуж. |
| | | |
- | Юность. Среди знакомых — Мандельштам, Блок. В Париже Цветаева переводила стихи Маяковского, когда он их читал, высоко ценила его поэзию. Семья мужа увлекалась театром, Марина подружилась со многими актерами. Муж Сергей Эфрон играл в Свободном театре. В 1922 году вслед за мужем Марина уезжает в Прагу. | + | Юность. Среди знакомых — Мандельштам, Блок. В Париже Цветаева переводила стихи Маяковского, когда он их читал, высоко ценила его поэзию. Семья мужа увлекалась театром, Марина подружилась со многими актерами. Муж Сергей Эфрон играл в Свободном '''[[Архитектура, музыка, театр, народное творчество|театре]]'''. В 1922 году вслед за мужем Марина уезжает в Прагу. |
| | | |
- | Эмиграция. В Праге и пригородах, где они жили, Марину Цветаеву окружала студенческая молодежь. По воспоминаниям, это было хоть и небогатое житье, но очень веселое для семьи Марины и Сергея Эфрона. | + | Эмиграция. В Праге и пригородах, где они жили, Марину Цветаеву окружала студенческая молодежь. По воспоминаниям, это было хоть и небогатое житье, но очень веселое для семьи Марины и Сергея Эфрона. |
| | | |
- | Стихи — «Поэма горы», «Попытка ревности». | + | Стихи — «Поэма горы», «Попытка ревности». |
| | | |
- | Первые семь лет в Париже. Старые и новые знакомства (Рильке, Пастернак, Слоним). Теперь Марина в совершенстве знает поэзию, свободно владеет французским и немецким языками, любит путешествовать, умеет слушать, интересуется оригинальными суждениями. | + | Первые семь лет в Париже. Старые и новые знакомства (Рильке, Пастернак, Слоним). Теперь Марина в совершенстве знает поэзию, свободно владеет французским и немецким языками, любит путешествовать, умеет слушать, интересуется оригинальными суждениями. |
| | | |
- | Семейная жизнь. Знакомая рассказывала: когда вторая дочь Цветаевой умерла, то мать две недели никому не рассказывала — ей казалось, если никому не говорить, то это окажется неправдой. Детей Алю и Мура не учили — на это не хватало денег. Дети были от природы одаренны. Свидетельства об увлечениях Цветаевой различны: одни говорят о многочисленных романах, другие — о том, что ее «бурная» жизнь сильно преувеличена, что это все мифы... | + | Семейная жизнь. Знакомая рассказывала: когда вторая дочь Цветаевой умерла, то мать две недели никому не рассказывала — ей казалось, если никому не говорить, то это окажется неправдой. Детей Алю и Мура не учили — на это не хватало [http://xvatit.com/busines/ '''денег''']. Дети были от природы одаренны. Свидетельства об увлечениях Цветаевой различны: одни говорят о многочисленных романах, другие — о том, что ее «бурная» жизнь сильно преувеличена, что это все мифы... |
| | | |
- | В 1937 году дочь и муж уезжают в СССР. Марина остается во Франции с сыном. Жили они в деревне — лес, пляж, прогулки. Материальное положение тяжелое. «Я вся в мыльной посудной пене, из нее не выхожу с 17-го года и за нее всех сужу и всем грожу». Одно из стихотворений другого периода, но характерное для настроений этих лет: | + | В 1937 году дочь и муж уезжают в СССР. Марина остается во Франции с сыном. Жили они в деревне — лес, пляж, прогулки. Материальное положение тяжелое. «Я вся в мыльной посудной пене, из нее не выхожу с 17-го года и за нее всех сужу и всем грожу». Одно из стихотворений другого периода, но характерное для настроений этих лет:<br> |
| | | |
| + | '' '' За этот ад, за этот бред<br> Пошли мне сад на старость лет...<br><br> В 1968 году ее дочь писала о Цветаевой: «Мама была мужественна в невзгодах и беспомощна в мелочах. Щедра. Все в ней было в меру. Внешне и внутренне — подтянута, ненавидела расплывчатость, рыхлость, вялость, приблизительность. Всякое дело доводила до конца. В своей стихотворной работе была точна: видимая сложность многих ее вещей лишь от предельной точности выражения. Была человеком долга. Действительно любила собак и кошек. И действительно не любила моря, о чем не раз писала. Была человеком бескомпромиссным и благородным, никогда ничего никому в главном не уступившая ни на йоту...» |
| | | |
| + | Поэт. Непреклонность, мужество поэта, чье '''[[Опорный каркас урока на тему: «Устное народное творчество»|творчество]]''' выпало на сложный исторический период. Цветаева говорила: «Меня грызут, но это нормально, ведь я же поэт, а поэтов ненавидят и преследуют». Она считала, что есть три поэта — Пастернак, Маяковский и она сама и что они равносильные, ни на кого не похожие и вперед смотрящие новаторы. Вообще же она была щедра и готова к помощи, возилась без конца с молодыми литераторами и питала настоящее уважение к людям одного с ней ремесла. Она никогда не обижалась, если ее не понимали... М. Л. Слоним считал, что она убеждена в своем ремесле и в своем долге поэта, что форма стихов ее оттачивалась ею долгим трудом («Она из слова исходила. В этом отношении она очень современна. Она верила в слово. Конечно, у нее были „муки“ слова. Она тогда ходила и что-то навязчиво бормотала. Она всегда хотела найти форму, а форма приходила не сразу... Черновики ее все исчерканы, она подыскивала и рифмы, и '''[[Словарь к теме Устаревшие слова. Неологизмы|слова]]'''... Самый последний вариант был для нее всегда самым лучшим...»). |
| | | |
| + | Возвращение в СССР. Цветаева вернулась летом 1939 года, и до октября вся семья жила в Болшево под Москвой на даче. И вдруг — арестована дочь Ариадна, а затем муж Сергей Эфрон, Марина с сыном некоторое время жила в Москве у сестер мужа. В августе 1941 года расстрелян муж. Марина Цветаева была эвакуирована в Елабугу как литератор. Сын погиб на фронте в 1944 году. Цветаева была абсолютно одинока в последние месяцы жизни. |
| | | |
| + | Школьникам будет интересно ознакомиться с некоторыми публикациями о Цветаевой, например: |
| | | |
- | За этот ад, за этот бред<br> Пошли мне сад на старость лет...<br><br> В 1968 году ее дочь писала о Цветаевой: «Мама была мужественна в невзгодах и беспомощна в мелочах. Щедра. Все в ней было в меру. Внешне и внутренне — подтянута, ненавидела расплывчатость, рыхлость, вялость, приблизительность. Всякое дело доводила до конца. В своей стихотворной работе была точна: видимая сложность многих ее вещей лишь от предельной точности выражения. Была человеком долга. Действительно любила собак и кошек. И действительно не любила моря, о чем не раз писала. Была человеком бескомпромиссным и благородным, никогда ничего никому в главном не уступившая ни на йоту...»
| + | Вокальные сочинения на стихи Марины Цветаевой // Московский фонд культуры. Дом Марины Цветаевой — М., 1991; Посвящается Марине Цветаевой: Сб. стихов. — М., 1991. |
| | | |
- | Поэт. Непреклонность, мужество поэта, чье творчество выпало на сложный исторический период. Цветаева говорила: «Меня грызут, но это нормально, ведь я же поэт, а поэтов ненавидят и преследуют». Она считала, что есть три поэта — Пастернак, Маяковский и она сама и что они равносильные, ни на кого не похожие и вперед смотрящие новаторы. Вообще же она была щедра и готова к помощи, возилась без конца с молодыми литераторами и питала настоящее уважение к людям одного с ней ремесла. Она никогда не обижалась, если ее не понимали... М. Л. Слоним считал, что она убеждена в своем ремесле и в своем долге поэта, что форма стихов ее оттачивалась ею долгим трудом («Она из слова исходила. В этом отношении она очень современна. Она верила в слово. Конечно, у нее были „муки“ слова. Она тогда ходила и что-то навязчиво бормотала. Она всегда хотела найти форму, а форма приходила не сразу... Черновики ее все исчерканы, она подыскивала и рифмы, и слова... Самый последний вариант был для нее всегда самым лучшим...»).
| + | Цветаева не объясняла своих стихов, но множество раз повторяла их в чтении, добиваясь понимания. В работе с учащимися можно применить ее метод. В большой серии «Библиотека поэта» есть книга «Марина Цветаева. Избранные произведения» с вступительной статьей Вл. Орлова, которая начинается с пророческих строчек самой Марины:<br> |
| | | |
- | Возвращение в СССР. Цветаева вернулась летом 1939 года, и до октября вся семья жила в Болшево под Москвой на даче. И вдруг — арестована дочь Ариадна, а затем муж Сергей Эфрон, Марина с сыном некоторое время жила в Москве у сестер мужа. В августе 1941 года расстрелян муж. Марина Цветаева была эвакуирована в Елабугу как литератор. Сын погиб на фронте в 1944 году. Цветаева была абсолютно одинока в последние месяцы жизни.
| + | '' '' Разбросанным в пыли по магазинам<br> (Где их никто не брал и не берет!)<br> Моим стихам, как драгоценным винам,<br> Настанет свой черед...<br> «Черед» этот настал.<br> Прочтем вместе с учащимися как можно больше стихотворных произведений Цветаевой, вдумаемся в их смысл, постараемся перечитать их вновь и вновь...<br> Идешь на меня похожий,<br> Глаза устремляя вниз.<br> Я их опускала — тоже!<br> Прохожий, остановись!.. |
| | | |
- | Школьникам будет интересно ознакомиться с некоторыми публикациями о Цветаевой, например:
| + | <br> '' Бабушке'' |
| | | |
- | Вокальные сочинения на стихи Марины Цветаевой // Московский фонд культуры. Дом Марины Цветаевой — М., 1991; Посвящается Марине Цветаевой: Сб. стихов. — М., 1991.
| + | Продолговатый и твердый овал,<br> Черного платья раструбы...<br> Юная бабушка! Кто целовал<br> Ваши надменные губы?..<br> |
| | | |
- | Цветаева не объясняла своих стихов, но множество раз повторяла их в чтении, добиваясь понимания. В работе с учащимися можно применить ее метод. В большой серии «Библиотека поэта» есть книга «Марина Цветаева. Избранные произведения» с вступительной статьей Вл. Орлова, которая начинается с пророческих строчек самой Марины:
| + | * * * |
| | | |
| + | Мне нравится, что вы больны не мной,<br> Мне нравится, что я больна не вами,<br> Что никогда тяжелый шар земной<br> Не уплывет под нашими ногами...<br><br> Много стихотворений посвятила Цветаева Москве, все они необычны. Попытаемся понять строки:<br> |
| | | |
| + | Москва! Какой огромный<br> Странноприимный дом!<br> Всяк на Руси — бездомный.<br> Мы все к тебе придем... |
| | | |
- | Разбросанным в пыли по магазинам<br> (Где их никто не брал и не берет!)<br> Моим стихам, как драгоценным винам,<br> Настанет свой черед...<br><br> «Черед» этот настал.<br> Прочтем вместе с учащимися как можно больше стихотворных произведений Цветаевой, вдумаемся в их смысл, постараемся перечитать их вновь и вновь...
| + | Прочитайте стихотворение, начинающееся словами «Полюбил богатый — бедную, / Полюбил ученый — глупую...», подумайте, что хотела сказать Цветаева этими строками. А также стихотворения: «Вчера еще в глаза глядел...», «Маяковскому». |
| | | |
- | <br> Идешь на меня похожий,<br> Глаза устремляя вниз.<br> Я их опускала — тоже!<br> Прохожий, остановись!..
| + | Хочется обратить внимание учителя, что это лишь первое, как и в других поэтических страницах учебника, знакомство с личностью и особенностями поэтического творчества Цветаевой. Именно поэтому предполагается небольшой, но хорошо подготовленный и проникновенный рассказ учителя или учащихся о поэте, затем — чтение, чтение и еще раз ознакомительное чтение замечательных стихотворений, включенных в учебник и избранных самостоятельно девятиклассниками. |
- | | + | |
- | <br> '' Бабушке<br>''<br> Продолговатый и твердый овал,<br> Черного платья раструбы...<br> Юная бабушка! Кто целовал<br> Ваши надменные губы?..
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | * * *
| + | |
- | | + | |
- | Мне нравится, что вы больны не мной,<br> Мне нравится, что я больна не вами,<br> Что никогда тяжелый шар земной<br> Не уплывет под нашими ногами...<br><br> Много стихотворений посвятила Цветаева Москве, все они необычны. Попытаемся понять строки:
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Москва! Какой огромный<br> Странноприимный дом!<br> Всяк на Руси — бездомный.<br> Мы все к тебе придем...
| + | |
- | | + | |
- | <br> Прочитайте стихотворение, начинающееся словами «Полюбил богатый — бедную, / Полюбил ученый — глупую...», подумайте, что хотела сказать Цветаева этими строками. А также стихотворения: «Вчера еще в глаза глядел...», «Маяковскому».
| + | |
- | | + | |
- | Хочется обратить внимание учителя, что это лишь первое, как и в других поэтических страницах учебника, знакомство с личностью и особенностями поэтического творчества Цветаевой. Именно поэтому предполагается небольшой, но хорошо подготовленный и проникновенный рассказ учителя или учащихся о поэте, затем — чтение, чтение и еще раз ознакомительное чтение замечательных стихотворений, включенных в учебник и избранных самостоятельно девятиклассниками. | + | |
- | | + | |
- | Наряду с вопросами и заданиями, которые обратит к учащимся учитель в конце знакомства с некоторыми стихотворениями Цветаевой, возможны и небольшие сочинения-эссе: «Мое любимое стихотворение Цветаевой»; «Что меня привлекает в поэзии Цветаевой?» и др.<br><br> '''Советуем прочитать <br>'''<br> Саакянц Анна. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества. — М., 1986. <br> Павловский Алексей. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. — Л., 1989.<br> Эфрон Ариадна. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. — М., 1989.<br> Воспоминания о Марине Цветаевой. — М., 1992.<br> Максимова Т. Ю. Поэзия М. Цветаевой: Путь от личных переживаний // Русская литература. XX век. — М., 1995.<br>
| + | |
| | | |
| + | Наряду с вопросами и заданиями, которые обратит к учащимся учитель в конце знакомства с некоторыми стихотворениями Цветаевой, возможны и небольшие сочинения-эссе: «Мое любимое стихотворение Цветаевой»; «Что меня привлекает в поэзии Цветаевой?» и др.<br><br> <u>'''Советуем прочитать'''</u> |
| | | |
| + | ''Саакянц Анна. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества. — М., 1986. <br> Павловский Алексей. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. — Л., 1989.<br> Эфрон Ариадна. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. — М., 1989.<br> Воспоминания о Марине Цветаевой. — М., 1992.<br> Максимова Т. Ю. Поэзия М. Цветаевой: Путь от личных переживаний // Русская литература. XX век. — М., 1995.''<br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' | + | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''<u><br></u> |
| | | |
- | <br> <br> | + | <u></u> |
| | | |
- | '''<u>Содержание урока</u>''' | + | <u>'''Содержание урока'''</u> |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока'''
| + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] [http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9C._%D0%98._%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%9B%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0._%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0 конспект урока]''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
Строка 91: |
Строка 81: |
| | | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
Строка 98: |
Строка 88: |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
Строка 105: |
Строка 95: |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
- | '''<u></u>''' | + | |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
| </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' | | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
Строка 113: |
Строка 103: |
| | | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
Текущая версия на 19:58, 28 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 9 класс>> М. И. Цветаева Лирика
М. И. Цветаева
Лирика
Поэзия Марины Цветаевой, ее жизнь и судьба мало знакомы девятиклассникам. Именно поэтому живой, основанный на документах, воспоминаниях, стихотворениях рассказ учителя скорее приведет учащихся к пониманию и активному восприятию творчества поэта.
Трагической во всем была жизнь Цветаевой: в СССР ее считали «белой», за границей — «большевичкой». Ее отец подарил Москве замечательный музей изобразительных искусств, но Марине Цветаевой не находится места в столице, она погибает одинокой и обездоленной в Елабуге, где даже могила ее не сохранилась.
Детство (1896—1906). Мать — музыкантша, отец занимается делами музея. Сестра Анастасия читает стихи. Однако в семье, по воспоминаниям, не было гармонии. Характеры сестер различны.
Отрочество. Оно начинается, по свидетельству изучавших жизнь и творчество Цветаевой, со дня смерти ее матери — с лета 1906 года. Далее — смена различных гимназий. По отзывам подруг, Марина «...увлекалась сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. Курс литературы доходил только до Гоголя, но говорили и о Рудине, и о Базарове...». «У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая все старое, отжившее...»
В семье увлекались литературой. Марина интересовалась историей, читала Пушкина, немецких романтиков. Она поражала своих соучениц отсутствующим взглядом, неучастием в общих делах. В 1912 году обе сестры вышли замуж.
Юность. Среди знакомых — Мандельштам, Блок. В Париже Цветаева переводила стихи Маяковского, когда он их читал, высоко ценила его поэзию. Семья мужа увлекалась театром, Марина подружилась со многими актерами. Муж Сергей Эфрон играл в Свободном театре. В 1922 году вслед за мужем Марина уезжает в Прагу.
Эмиграция. В Праге и пригородах, где они жили, Марину Цветаеву окружала студенческая молодежь. По воспоминаниям, это было хоть и небогатое житье, но очень веселое для семьи Марины и Сергея Эфрона.
Стихи — «Поэма горы», «Попытка ревности».
Первые семь лет в Париже. Старые и новые знакомства (Рильке, Пастернак, Слоним). Теперь Марина в совершенстве знает поэзию, свободно владеет французским и немецким языками, любит путешествовать, умеет слушать, интересуется оригинальными суждениями.
Семейная жизнь. Знакомая рассказывала: когда вторая дочь Цветаевой умерла, то мать две недели никому не рассказывала — ей казалось, если никому не говорить, то это окажется неправдой. Детей Алю и Мура не учили — на это не хватало денег. Дети были от природы одаренны. Свидетельства об увлечениях Цветаевой различны: одни говорят о многочисленных романах, другие — о том, что ее «бурная» жизнь сильно преувеличена, что это все мифы...
В 1937 году дочь и муж уезжают в СССР. Марина остается во Франции с сыном. Жили они в деревне — лес, пляж, прогулки. Материальное положение тяжелое. «Я вся в мыльной посудной пене, из нее не выхожу с 17-го года и за нее всех сужу и всем грожу». Одно из стихотворений другого периода, но характерное для настроений этих лет:
За этот ад, за этот бред Пошли мне сад на старость лет...
В 1968 году ее дочь писала о Цветаевой: «Мама была мужественна в невзгодах и беспомощна в мелочах. Щедра. Все в ней было в меру. Внешне и внутренне — подтянута, ненавидела расплывчатость, рыхлость, вялость, приблизительность. Всякое дело доводила до конца. В своей стихотворной работе была точна: видимая сложность многих ее вещей лишь от предельной точности выражения. Была человеком долга. Действительно любила собак и кошек. И действительно не любила моря, о чем не раз писала. Была человеком бескомпромиссным и благородным, никогда ничего никому в главном не уступившая ни на йоту...»
Поэт. Непреклонность, мужество поэта, чье творчество выпало на сложный исторический период. Цветаева говорила: «Меня грызут, но это нормально, ведь я же поэт, а поэтов ненавидят и преследуют». Она считала, что есть три поэта — Пастернак, Маяковский и она сама и что они равносильные, ни на кого не похожие и вперед смотрящие новаторы. Вообще же она была щедра и готова к помощи, возилась без конца с молодыми литераторами и питала настоящее уважение к людям одного с ней ремесла. Она никогда не обижалась, если ее не понимали... М. Л. Слоним считал, что она убеждена в своем ремесле и в своем долге поэта, что форма стихов ее оттачивалась ею долгим трудом («Она из слова исходила. В этом отношении она очень современна. Она верила в слово. Конечно, у нее были „муки“ слова. Она тогда ходила и что-то навязчиво бормотала. Она всегда хотела найти форму, а форма приходила не сразу... Черновики ее все исчерканы, она подыскивала и рифмы, и слова... Самый последний вариант был для нее всегда самым лучшим...»).
Возвращение в СССР. Цветаева вернулась летом 1939 года, и до октября вся семья жила в Болшево под Москвой на даче. И вдруг — арестована дочь Ариадна, а затем муж Сергей Эфрон, Марина с сыном некоторое время жила в Москве у сестер мужа. В августе 1941 года расстрелян муж. Марина Цветаева была эвакуирована в Елабугу как литератор. Сын погиб на фронте в 1944 году. Цветаева была абсолютно одинока в последние месяцы жизни.
Школьникам будет интересно ознакомиться с некоторыми публикациями о Цветаевой, например:
Вокальные сочинения на стихи Марины Цветаевой // Московский фонд культуры. Дом Марины Цветаевой — М., 1991; Посвящается Марине Цветаевой: Сб. стихов. — М., 1991.
Цветаева не объясняла своих стихов, но множество раз повторяла их в чтении, добиваясь понимания. В работе с учащимися можно применить ее метод. В большой серии «Библиотека поэта» есть книга «Марина Цветаева. Избранные произведения» с вступительной статьей Вл. Орлова, которая начинается с пророческих строчек самой Марины:
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед... «Черед» этот настал. Прочтем вместе с учащимися как можно больше стихотворных произведений Цветаевой, вдумаемся в их смысл, постараемся перечитать их вновь и вновь... Идешь на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала — тоже! Прохожий, остановись!..
Бабушке
Продолговатый и твердый овал, Черного платья раструбы... Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы?..
* * *
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами...
Много стихотворений посвятила Цветаева Москве, все они необычны. Попытаемся понять строки:
Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный. Мы все к тебе придем...
Прочитайте стихотворение, начинающееся словами «Полюбил богатый — бедную, / Полюбил ученый — глупую...», подумайте, что хотела сказать Цветаева этими строками. А также стихотворения: «Вчера еще в глаза глядел...», «Маяковскому».
Хочется обратить внимание учителя, что это лишь первое, как и в других поэтических страницах учебника, знакомство с личностью и особенностями поэтического творчества Цветаевой. Именно поэтому предполагается небольшой, но хорошо подготовленный и проникновенный рассказ учителя или учащихся о поэте, затем — чтение, чтение и еще раз ознакомительное чтение замечательных стихотворений, включенных в учебник и избранных самостоятельно девятиклассниками.
Наряду с вопросами и заданиями, которые обратит к учащимся учитель в конце знакомства с некоторыми стихотворениями Цветаевой, возможны и небольшие сочинения-эссе: «Мое любимое стихотворение Цветаевой»; «Что меня привлекает в поэзии Цветаевой?» и др.
Советуем прочитать
Саакянц Анна. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества. — М., 1986. Павловский Алексей. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. — Л., 1989. Эфрон Ариадна. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. — М., 1989. Воспоминания о Марине Цветаевой. — М., 1992. Максимова Т. Ю. Поэзия М. Цветаевой: Путь от личных переживаний // Русская литература. XX век. — М., 1995.
В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|