|
|
(4 промежуточные версии не показаны) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА, М. Ю. Лермонтов, Лирика</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, Литература первой половины XIX века, М. Ю. Лермонтов, Лирика, Пушкина, биографией, стихотворений, Лермонтова, романтизма, творчества, христианский, путешествиях, лирике</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: М. Ю. Лермонтов. Лирика''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: М. Ю. Лермонтов. Лирика''' |
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | '''Лирика '''<br>'''<br>Трагическое восприятие мира.''' Тематика и мотивы лирики Лермонтова многообразны. Настроения и чувства, возникшие в ранней лирике, развиваются в дальнейшем творчестве. Происходит углубление переживаний, философских раздумий о себе и окружающем мире. В значительной степени усиливается гражданская, свободолюбивая направленность eгo произведений, утверждение активной личности, неприятие пассивности, без-волия, самоустраненности мыслящего человека от дeятельности. Приходит несколько иное, чем прежде, осознание роли поэта как пророка, обличителя обществeнного зла. И все же основными мотивами, пронизывающими большинство стихотворений, затрагивающих самые различные стороны общественного бытия и внутpeннeгo мира личности, являются те, которые отражают постоянное ощущение одиночества, тоски, осуждение тoгo, что происходит вокpyг. | + | '''Лирика '''<br>'''<br>'''<u>'''Трагическое восприятие мира.''' </u> |
| | | |
- | Для юного Лермонтова в eгo творческих поисках xaрактерны настроения, выраженные в стихотворении «я жить хочу! хочу печали» (1832)« В нем образ поэта, eгo судьба представлены в романтическом освещении, они немыслимы без печали, «томительных забот», « Haтура поэта ассоциируется у Лермонтова с океаном, который невозможно представить без бури« И вместе с тем именно в страданиях, муках и мятежности он видит источник своей духовной жизни и творческой энергии «Потому-то в стихотворении и оказываются равнозначными желание жить и желание страдать («жить хочу» и «хочу печалю» ) <br>
| + | Тематика и мотивы лирики '''[[Тест на тему: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова|Лермонтова]]''' многообразны. Настроения и чувства, возникшие в ранней лирике, развиваются в дальнейшем творчестве. Происходит углубление переживаний, философских раздумий о себе и окружающем мире. В значительной степени усиливается гражданская, свободолюбивая направленность eгo произведений, утверждение активной личности, неприятие пассивности, безволия, самоустраненности мыслящего человека от дeятельности. Приходит несколько иное, чем прежде, осознание роли поэта как пророка, обличителя обществeнного зла. И все же основными мотивами, пронизывающими большинство '''[[Презентация урока на тему: Изображение войны в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»|стихотворений]]''', затрагивающих самые различные стороны общественного бытия и внутpeннeгo мира личности, являются те, которые отражают постоянное ощущение одиночества, тоски, осуждение тoгo, что происходит вокpyг. |
| | | |
- | Особенно ярко проявилось влияние романтизма в стихотворении «Земля и небо» (1831-1832) В форме лирического монолога Лермонтов сравнивает земное и нeбесное, вечное и временное« Видимое первенство в сознании и душевном настрое лирического героя отдается земным интересам как хорошо знакомым и близким, нaряду с признанием превосходства вечного небесного счастья, недосягаемого для живущих на земле.<br>
| + | Для юного Лермонтова в eгo творческих поисках xaрактерны настроения, выраженные в стихотворении «я жить хочу! хочу печали» (1832)«В нем образ поэта, eгo судьба представлены в романтическом освещении, они немыслимы без печали, «томительных забот», «Haтура поэта ассоциируется у Лермонтова с океаном, который невозможно представить без бури. И вместе с тем именно в страданиях, муках и мятежности он видит источник своей духовной жизни и творческой энергии «Потому-то в стихотворении и оказываются равнозначными желание жить и желание страдать («жить хочу» и «хочу печалю»). <br> |
| | | |
- | <br> | + | Особенно ярко проявилось влияние '''[[Зображення романтики подорожей в романі. Кросворд|романтизма]]''' в стихотворении «Земля и небо» (1831-1832) В форме лирического монолога Лермонтов сравнивает земное и нeбесное, вечное и временное. Видимое первенство в сознании и душевном настрое лирического героя отдается земным интересам как хорошо знакомым и близким, нaряду с признанием превосходства вечного небесного счастья, недосягаемого для живущих на земле.<br> |
| | | |
- | Хоть счастье земное и меньше в сто раз, <br> | + | Хоть счастье земное и меньше в сто раз, <br> |
| | | |
- | Но мы знаем, какое оно.<br><br>Романтическая настроенность поэта в этом стихотворении выражается особой лексикой, создающей aтмосферу таинственности, загадочности, некоей мистичности (тайная склонность, неверность надежды земной, грядущeго темная даль, блаженство вкусить). | + | Но мы знаем, какое оно. Романтическая настроенность поэта в этом стихотворении выражается особой лексикой, создающей aтмосферу таинственности, загадочности, некоей мистичности (тайная склонность, неверность надежды земной, грядущeго темная даль, блаженство вкусить). |
| | | |
- | Весьма важным для Лермонтова был поиск гapмoнии, идеала во всем, прежде вceгo в собственном душевном состоянии «Однако достичь совершенства поэту и eгo лирическому герою не удается» Лишь иногда в отдельных и очень кратковременных моментах создаются кapтины, идеально гармонирующие с eгo душевными noтребностями (даже в стихотворениях, в которых остро выражено неприятие людей, надевших на лица «приличьем стянутые маски», в которых отвергается «слава, купленная кровью, и полный гордого доверия покой»).<br> | + | Весьма важным для Лермонтова был поиск гapмoнии, идеала во всем, прежде вceгo в собственном душевном состоянии «Однако достичь совершенства поэту и eгo лирическому герою не удается» Лишь иногда в отдельных и очень кратковременных моментах создаются кapтины, идеально гармонирующие с eгo душевными пoтребностями (даже в стихотворениях, в которых остро выражено неприятие людей, надевших на лица «приличьем стянутые маски», в которых отвергается «слава, купленная кровью, и полный гордого доверия покой»).<br> |
| | | |
- | Невозможность достижения гармонии вызывает глубинное разочарование, противоречия и сомнения, постоянные предчувствия cвoeгo paннeгo ухода из земного бытия и создает трагическое восприятие поэтом окружающего мира и собственной судьбы.<br> | + | Невозможность достижения гармонии вызывает глубинное разочарование, противоречия и сомнения, постоянные предчувствия cвoeгo paннeгo ухода из земного бытия и создает трагическое восприятие поэтом окружающего мира и собственной судьбы.<br> |
| | | |
- | '''Судьба поэта и поэзии в обществе'''. Вспомните, как понимал Лермонтов в начале cвoeгo творчества сущность поэзии и индивидуальность поэта. То была сугубо pомaнтическая убежденность в безграничной свободе от обязанности откликаться на общественно значимые проблемы «Поэт»,«Когда Рафаэль вдохновенный») (1828). Постепенно к середине 30-x годов представление Лермонтова о месте поэта в жизни людей меняется, особенно под влиянием трагической судьбы Пушкина« Он остро осознает несоответствие своих представлений вкусам властей и высшего света, которые подвергали изгнанию и травле нeугодного свободолюбивого поэта. Свою точку зрения на общественное предназначение творческой личности Лермонтов выразил в стихотворении «Поэт», «Отделкой золотой блистает мой кинжал») (1838) .<br>
| + | <br> |
| | | |
- | Развивая темы и образы Пушкина, Лермонтов создает стихотворение «Пророк» (1841), в котором утверждает великое назначение поэзии и предвидит горькую судьбу поэта« Интересна история создания этого стихотворения. 9 июля 1841 года Лермонтов перечитывал записанные цитаты из посланий апостола Павла, которые восприни мал как христианский гимн любви: «Держитеся любве...», «Любовь же неколи отпадает», « Поэт внимательно читает Евангелие и обращается к главе 11 втopoгo послания к коринфянам святого апостола Павла, в котором проповедник любви Христовой пишет о самом себе: <br>«23... Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти 25 «Три paза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение 26 Мнoгo раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, В опасностях в городе, в опасностях в пустыне. 27 В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в нагот...e» Такова судьба христианского пророка« 10 или 11 июля появилось стихотворение «Пророк».
| + | <u>'''Судьба поэта и поэзии в обществе'''. </u> |
| | | |
- | '''Мотив одиночества'''. Мотив одиночества присутствует во многих стихотворениях М. Ю. Лермонтова. Так, в стихах, относящихся к любовной лирике, поэт часто с негодованием или скорбью говорит о судьбе страдающего, одинокого человека.<br> | + | Вспомните, как понимал Лермонтов в начале cвoeгo '''[[М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества .Полные уроки|творчества]]''' сущность поэзии и индивидуальность поэта. То была сугубо pомaнтическая убежденность в безграничной свободе от обязанности откликаться на общественно значимые проблемы «Поэт»,«Когда Рафаэль вдохновенный») (1828). Постепенно к середине 30-x годов представление Лермонтова о месте поэта в жизни людей меняется, особенно под влиянием трагической судьбы '''[[Презентація до теми «Олександр Пушкін — видатний російський поет»|Пушкина]]''' «Он остро осознает несоответствие своих представлений вкусам властей и высшего света, которые подвергали изгнанию и травле нeугодного свободолюбивого поэта. Свою точку зрения на общественное предназначение творческой личности Лермонтов выразил в стихотворении «Поэт», «Отделкой золотой блистает мой кинжал») (1838) .<br> |
| | | |
- | К примеру, в стихотворении «Нищий» (1830) лирический герой сравнивается с бедняком, просящим подаяние и ставшим мишенью для насмешек. Начинается стихотворение торжественно: « У врат обители святой / Стоял просящий подаянья...».Упоминание величественного храма на территории Троице-Сергиевой лавры, использование старославянской лексики настраивает читателя на проникновенное восприятие текста. Сочувственно звучат строки, создающие портрет нищего. 3авершающая часть eгo портрета - «От глада, жажды и стpaдaнья»- выдержана также в возвышенном стиле. Физические страдания ассоциируются с духовными муками человека, ожидающего милости, помощи и любви. Bторая строфа содержит антитезу по отношению к первой <br>как по содержанию, так и по стилю. Возвышенным, дaже трепетным надеждам нищего старца, за образом котopoгo скрывается лирический герой, противостоит xoлодное, издевательское действо: «И кто-то камень положил / В eгo протянутую руку.» Духовному страданию противопоставлено бездушие. И автор от художественной передачи реального случая, происшедшего с цepковным нищим, переходит к излиянию своих упреков к возлюбленной. Таким образом, в заключительной строфе стихотворения раскрывается не сюжет, а подтекст первых двух строф.<br>
| + | Развивая темы и образы Пушкина, Лермонтов создает стихотворение «Пророк» (1841), в котором утверждает великое назначение поэзии и предвидит горькую судьбу поэта «Интересна история создания этого стихотворения. 9 июля 1841 года Лермонтов перечитывал записанные цитаты из посланий апостола Павла, которые воспринимал как '''[[Презентація уроку: Початкова історія християнства. Ісус Христос. Перші християнські громади.|христианский]]''' гимн любви: «Держитеся любве...», «Любовь же неколи отпадает», «Поэт внимательно читает Евангелие и обращается к главе 11 втopoгo послания к коринфянам святого апостола Павла, в котором проповедник любви Христовой пишет о самом себе: «23... Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти 25 «Три paза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение 26 Мнoгo раз был в '''[[Зображення романтики подорожей в романі. Кросворд|путешествиях]]''', в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников. В опасностях в городе, в опасностях в пустыне. 27 В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в нагот...e» Такова судьба христианского пророка «10 или 11 июля появилось стихотворение «Пророк». |
| | | |
- | Со временем мотив одиночества усиливает свое звучание в творчестве Лермонтова« горькие чувства, возникающие в стихах, носят личностный характер, поскольку проявляются В общении с людьми, включая любящих eгo родных и друзей. Ощущение одиночества, которое испытывает лирический герой, следует понимать в более широком, философском смысле, в сопоставлении с вечными ценностями. Оно является результатом дисгармонии человека с окружающим миром, а порой и внутри личности.
| + | <br> |
| | | |
- | В стихотворении «И скучно и гpустно» (1840) Tpaгeдия человека тесно связана с осмыслением быстротечности времени, утраты смысла жизни в земном мире.<br><br>Бытие инебытие предстают перед взором читателя на <br>страницах этого стихотворения« <br>Характерное для стихотворения «И скучно и гpycT- <br>но«) настроение лирического героя пронизывает и стихо- <br>творение «Как часто, пестрою толпою окружен«) <br>(1840)« Композиция eгo своеобразна: из семи строф толь- <br>ко первая, вторая и последняя развивают тему обличе- <br>ния светской толпы« Вместе с тем другие четыре строфы <br>рисуют некий идеальный романтический мир, вообра- <br>жаемое прошлое, навеянное воспоминаниями детских <br>лет« Этот мир на короткое время приносит ощущение <br>гармонии, в поисках которой поэт постоянно находится« <br>Однако такое состояние внезапно и резко разрушается <br>возвращением в настоящее, и это вызывает вновь раздра- <br>жение происходящим и желание «дерзко бросить им <br>в глаза железный стих, / Облитый горечью и злостью«)« <br>Любовная лирика« Когда мы анализируем произведе- <br>ния любовной лирики, нас интересуют чувства лириче- <br>cKoгo героя, образ любимой женщины, характер ее восп- <br>риятия гepoeM« Эти стороны анализа стихотворения ox- <br>ватывают и сведения об адресате, и образ-переживание, <br>и систему изобразительно-выразительных средств« При- <br>знание в любви выражается с помощью разнообразных <br>приемов, среди которых Лермонтов наиболее часто изби- <br>рает прямое признание или упрек «<Благодарю!«», объ- <br>яснение в уже прошедшей любви «<Расстались МЫ, но <br>твой портрет«»' обращение к образу-заместителю <br>«<Нет, не тебя так пылко я люблю«), порой через обви- <br>нения в измене и объявление разрыва« <br>Характерно для любовной лирики Лермонтова стихо- <br>творение «К***«) «<Я не унижусь пред тобою«» (1832), <br>обращенное к Н« Ф« Ивановой« Поэт испытывал к Kpaca- <br>вице пылкое чувство и добивался взаимности« Она, не <br>скрывая к нему симпатии, видела в нем милого и YMHoгo <br>юношу и могла предложить только нежную дружбу« <br>Юный поэт воспринимает поведение своей избранницы <br>как коварство, измену и обращается к ней с гневным об- <br>винением, выраженным уже в первой строчке стихотво- <br>рения« <br>В связи с образом Н« Ф« Ивановой в поэзии Лермонто- <br>ва усиливаются мотивы женской неверности, непроч- <br>ности женского чувства« В 1830-1832 годах создан <br><br>большой цикл стихов, посвященный ей: «Н« Ф« П«», <br>«Н« Ф« Пвой», «К Н« П«» и др« Разрыв с Ивановой, OT- <br>носящийся к 18311'0ДУ, вызвал появление стихотворе- <br>ния «Стансы» «<Не MOI'Y на родине томиться»), В кото- <br>ром выражение скорби, тоски, одиночества, досады от <br>неразделенной любви соединяется с философскими раз- <br>думьями« <br>Тема демонизма и идея гармонии« «Демонски мя- <br>тежное» и «ангельски прекрасное» (В« Брюсов) как два <br>ведущих направления в философских и поэтических <br>поисках Лермонтова сочетались в eгo творчестве« <br>В 1829 году поэт пишет стихотворение под названием <br>«Мой демою), а позднее, в 1830-1831 годах создает eгo <br>вторую редакцию« <br>Интересно сравнить развитие демонической темы <br>в творчестве Пушкина и Лермонтова« Напомним, что <br>в кризисные годы южной ссылки Пушкиным было напи- <br>сано стихотворение «Демон»« В отличие от пушкинского <br>демона, лермонтовский герой не только «собранье зол», <br>дух отрицания, но и «гордый дeMOH- познания, который <br>способен озарить ум человека «лучом чудесного огня»« <br>«Совершенство мира и собственное блаженство OTKpЫBa- <br>ется лирическому герою как недосягаемая цель в про-<br>цессе вечных поисков, разочарований и сомнений», -<br>утверждает литературовед г« П« голованова« Если Пуш-<br>кин отделяет себя от демона, стремится преодолеть eгo «« <br>воздействие, то Лермонтов, наоборот, сближает себя »<: <br><br>с ним« <br><br>И гордый демон не отстанет, <br>Пока живу я, от меня, <br>И ум мой озарять он станет <br>Лучом чудесного огня; <br>Покажет образ совершенства <br>И вдру!' отнимет навсегда, <br>И, дав предчувствия блаженства, <br>Не даст мне счастья никогда« <br><br>Этот образ доро!' поэту как образ романтического гe-<br>роя, который любит «бури роковые, и пену рек, и шум - <br>- <br>дубров» , (<пасмурные ночи, туманы, бледную луну»« He-<br>маловажно, что Лермонтов относит интересы демона 6:: <br>«Мой демон» (1830-1831) <br>77 <br>к сугубо земным «<живет он пищею земной»), но среди <br>земных ценностей oTBepгaeT «любовь и сожаленье», но <br>зато <br><br>глотает жадно дым сраженья <br>И пар от крови пролитой« <br>«Мой демон» (1830-1831) <br>Начиная с 1829 года поэт постоянно работает над <br>одной из самых значительных поэм - «Демою) (1839)« <br>Произведение основано на библейском сюжете о падшем <br>Ангеле, восставшем против Бога« Эта тема уже разра- <br>батывалась в творчестве Дж« Мильтона, Дж« г« Байро- <br>на, И« В« гёте, А« С« Пушкина« Лермонтов создает свою ин- <br>терпретацию« Eгo Демон, дух отрицания и зла, CTpe- <br>мится к красоте, гармонии и добру, что выражается <br>в любви к Тамаре, дочери грузинского князя« Однако eгo <br>«безумная мечта» о преодолении одиночества не только <br>не достигается, но и ведет к катастрофе« Тамара умира- <br>ет, Демон проигрывает борьбу с Ангелом за ее душу« <br>Происходит это потому, что Демон видит мир сквозь <br>призму собственной власти над ним« Автор-повество- <br>ватель хочет передать читателю свое восхищение OKPy- <br>жающей природой, жизнью горцев, поэтичностью их <br>обычаев« Он видит в жизни благо и добро, отнятие жизни <br>воспринимается им как непоправимое зло« <br>В течение Bceгo cBoeгo жизненного и творческого пу- <br>ти Лермонтов находился в постоянном поиске гармонии <br>как с миром, так и с самим собой« Эта идея духовного co- <br>вершенства нашла свое воплощение в стихотворениях <br>«Молитва» «(В минуту жизни трудную»), «Молитва» <br>«<Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), «Когда вол- <br>нуется желтеющая нива», «Выхожу один Я на доро- <br>гy» и др« <br>«Молитва» «<Я, матерь Божия, ныне с молитвою») <br>(1837) построена как монолог, обращенный к Богороди- <br>це с мольбой о счастье любимой женщины« Исследовате- <br>ли отмечают в этом стихотворении три образа - Божией <br>Матери, лирического героя и женщины, о которой он MO- <br>лится, существа нравственно чистого и беззащитного пе- <br>ред враждебными силами «мира холодного»« Важно, что <br>душевная трагедия одинокого героя не лишила eгo CBeT- <br>лых чувств, не разрушила eгo глубокого участия и заин- <br>тересованности в судьбе ближнего« <br><br>Стихотворение проникнуто интонацией просветлен- <br>ной грусти« герой представляет Богородицу как заступ- <br>ницу, охраняющую весь жизненный путь героини: «MO- <br>лодость светлую», «старость покойную»« глубоким чувст- <br>вом наполнена просьба послать в час печальный «лучшего <br>ангелаl) для спасения ее прекрасной души« Предпола- <br>гается, что эта молитва за В« А« Лопухину« Текст стихо- <br>творения Лермонтов послал ей в письме от 15 февраля <br>1838 года под названием «Молитва странника»« <br>Одно из последних стихотворений Лермонтова, coдep- <br>жащих философские рассуждения о гармонии с внеш- <br>ним миром и внутри своей души, - «Выхожу один я на <br>дорогу» (1841)« С одной стороны, в стихотворении MHO- <br>гo понятного для читателя, сопоставимого с биографией <br>и творчеством поэта, и в то же время немало загадочно- <br>гo, ставшего предметом спора литературоведов, напри- <br>мер образ « кремнистого пути» или вечного сна« Мотив <br>одиночества следует понимать здесь не в бытовом или <br>нравственно-психологическом, а в философском смысле, <br>ибо каждому человеку суждено пройти свой « кремнис- <br>тый путь»« <br>Лирический герой не может преодолеть разлад в соб- <br>ственной душе, необъяснимую боль и грусть« Появляет- <br>ся новое понимание гармонии, достижение которой он <br>видит в особом состоянии, когда переход в вечность co-<br>вершится при сохранении для Heгo земных ценностей: :»<: <br>свободы, покоя, ощущения красоты земной природы, - <br>любви в высоком смысле этого слова« <br>
| + | <u>'''Мотив одиночества'''. </u> |
| + | |
| + | Мотив одиночества присутствует во многих стихотворениях М. Ю. Лермонтова. Так, в стихах, относящихся к любовной '''[[В. В. Маяковский Лирика. Поэмы|лирике]]''', поэт часто с негодованием или скорбью говорит о судьбе страдающего, одинокого человека.<br> |
| + | |
| + | К примеру, в стихотворении «Нищий» (1830) лирический герой сравнивается с бедняком, просящим подаяние и ставшим мишенью для насмешек. Начинается стихотворение торжественно: «У врат обители святой / Стоял просящий подаянья...».Упоминание величественного храма на территории Троице-Сергиевой лавры, использование старославянской лексики настраивает читателя на проникновенное восприятие текста. Сочувственно звучат строки, создающие портрет нищего. 3авершающая часть eгo портрета - «От глада, жажды и стpaдaнья»- выдержана также в возвышенном стиле. Физические страдания ассоциируются с духовными муками человека, ожидающего милости, помощи и любви. Bторая строфа содержит антитезу по отношению к первой как по содержанию, так и по стилю. Возвышенным, дaже трепетным надеждам нищего старца, за образом котopoгo скрывается лирический герой, противостоит xoлодное, издевательское действо: «И кто-то камень положил / В eгo протянутую руку.» Духовному страданию противопоставлено бездушие. И автор от художественной передачи реального случая, происшедшего с цepковным нищим, переходит к излиянию своих упреков к возлюбленной. Таким образом, в заключительной строфе стихотворения раскрывается не сюжет, а подтекст первых двух строф.<br> |
| + | |
| + | Со временем мотив одиночества усиливает свое звучание в творчестве Лермонтова« горькие чувства, возникающие в стихах, носят личностный характер, поскольку проявляются В общении с людьми, включая любящих eгo родных и друзей. Ощущение одиночества, которое испытывает лирический герой, следует понимать в более широком, философском смысле, в сопоставлении с вечными ценностями. Оно является результатом дисгармонии человека с окружающим миром, а порой и внутри личности. |
| + | |
| + | В стихотворении «И скучно и гpустно» (1840) Tpaгeдия человека тесно связана с осмыслением быстротечности времени, утраты смысла жизни в земном мире.<br> |
| + | |
| + | Бытие инебытие предстают перед взором читателя на страницах этого стихотворения. Характерное для стихотворения «И скучно и гpycтно» настроение лирического героя пронизывает и стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен....» (1840). Композиция eгo своеобразна: из семи строф только первая, вторая и последняя развивают тему обличения светской толпы. Вместе с тем другие четыре строфы рисуют некий идеальный романтический мир, воображаемое прошлое, навеянное воспоминаниями детских лет. Этот мир на короткое время приносит ощущение гармонии, в поисках которой поэт постоянно находится. Однако такое состояние внезапно и резко разрушается возвращением в настоящее, и это вызывает вновь раздражение происходящим и желание «дерзко бросить им в глаза железный стих, / Облитый горечью и злостью».<br> |
| + | |
| + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''Любовная лирика'''.</u> |
| + | |
| + | Когда мы анализируем произведения любовной лирики, нас интересуют чувства лиричеcкoгo героя, образ любимой женщины, характер ее восприятия гepoeм. Эти стороны анализа стихотворения oxватывают и сведения об адресате, и образ-переживание, и систему изобразительно-выразительных средств. Признание в любви выражается с помощью разнообразных приемов, среди которых Лермонтов наиболее часто избирает прямое признание или упрек («Благодарю!»), объяснение в уже прошедшей любви («Расстались мы, но твой портрет...»), обращение к образу-заместителю («Нет, не тебя так пылко я люблю...»), порой через обвинения в измене и объявление разрыва. <br> |
| + | |
| + | Характерно для любовной лирики Лермонтова стихотворение «К***», ( «Я не унижусь пред тобою») (1832), обращенное к Н. Ф. Ивановой. Поэт испытывал к кpacaвице пылкое чувство и добивался взаимности. Она, не скрывая к нему симпатии, видела в нем милого и умнoгo юношу и могла предложить только нежную дружбу. Юный поэт воспринимает поведение своей избранницы как коварство, измену и обращается к ней с гневным обвинением, выраженным уже в первой строчке стихотворения.<br> |
| + | |
| + | В связи с образом Н. Ф. Ивановой в поэзии Лермонтова усиливаются мотивы женской неверности, непрочности женского чувства. В 1830-1832 годах создан большой цикл стихов, посвященный ей: «Н. Ф. И.», «Н. Ф. И...вой», «К. Н. И.» и др. Разрыв с Ивановой, относящийся к 1831году, вызвал появление стихотворения «Стансы», ( «Не могу на родине томиться....»), в котором выражение скорби, тоски, одиночества, досады от неразделенной любви соединяется с философскими раздумьями.<br> |
| + | |
| + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''Тема демонизма и идея гармонии.''' </u> |
| + | |
| + | «Демонски мятежное» и «ангельски прекрасное» (В. Брюсов) как два ведущих направления в философских и поэтических поисках Лермонтова сочетались в eгo творчестве.<br> |
| + | |
| + | В 1829 году поэт пишет стихотворение под названием «Мой демон», а позднее, в 1830-1831 годах создает eгo вторую редакцию.<br> |
| + | |
| + | Интересно сравнить развитие демонической темы в творчестве Пушкина и Лермонтова. Напомним, что в кризисные годы южной ссылки Пушкиным было написано стихотворение «Демон». В отличие от пушкинского демона, лермонтовский герой не только «собранье зол», дух отрицания, но и «гордый дeмон» познания, который способен озарить ум человека «лучом чудесного огня». «Совершенство мира и собственное блаженство открывaется лирическому герою как недосягаемая цель в процессе вечных поисков, разочарований и сомнений», утверждает литературовед Г. П. Голованова. Если Пушкин отделяет себя от демона, стремится преодолеть eгo воздействие, то Лермонтов, наоборот, сближает себя с ним. <br><br>''И гордый демон не отстанет, <br>Пока живу я, от меня, <br>И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня; <br>Покажет образ совершенства <br>И вдруг отнимет навсегда, <br>И, дав предчувствия блаженства, <br>Не даст мне счастья никогда.''<br><br>Этот образ дорог поэту как образ романтического гeроя, который любит «бури роковые, и пену рек, и шум дубров», «пасмурные ночи, туманы, бледную луну» Heмаловажно, что Лермонтов относит интересы демона к сугубо земным («живет он пищею земной....»), но среди земных ценностей oтвepгaeт «любовь и сожаленье», но зато |
| + | |
| + | ''глотает жадно дым сраженья <br>И пар от крови пролитой.<br>«Мой демон» (1830-1831) ''<br> |
| + | |
| + | Начиная с 1829 года поэт постоянно работает над одной из самых значительных поэм - «Демон» (1839). Произведение основано на библейском сюжете о падшем Ангеле, восставшем против Бога. Эта тема уже разрабатывалась в творчестве Дж. Мильтона, Дж. г. Байрона, И. В. Гёте, А. С. Пушкина. Лермонтов создает свою интерпретацию. Eгo Демон, дух отрицания и зла, стpeмится к красоте, гармонии и добру, что выражается в любви к Тамаре, дочери грузинского князя. Однако eгo «безумная мечта» о преодолении одиночества не только не достигается, но и ведет к катастрофе.Тамара умирает, Демон про[http://xvatit.com/relax/ '''игры''']вает борьбу с Ангелом за ее душу. Происходит это потому, что Демон видит мир сквозь призму собственной власти над ним. Автор-повествователь хочет передать читателю свое восхищение окрyжающей природой, жизнью горцев, поэтичностью их обычаев« Он видит в жизни благо и добро, отнятие жизни воспринимается им как непоправимое зло.<br> |
| + | |
| + | В течение вceгo cвoeгo жизненного и творческого пути Лермонтов находился в постоянном поиске гармонии как с миром, так и с самим собой. Эта идея духовного coвершенства нашла свое воплощение в стихотворениях «Молитва», («В минуту жизни трудную...»), «Молитва», («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Когда волнуется желтеющая нива...», «Выхожу один я на дорогy....» и др. <br> |
| + | |
| + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''«Молитва», («Я, матерь Божия, ныне с молитвою....»)''' </u> |
| + | |
| + | (1837) построена как монолог, обращенный к Богородице с мольбой о счастье любимой женщины. Исследователи отмечают в этом стихотворении три образа - Божией Матери, лирического героя и женщины, о которой он молится, существа нравственно чистого и беззащитного перед враждебными силами «мира холодного». Важно, что душевная трагедия одинокого героя не лишила eгo светлых чувств, не разрушила eгo глубокого участия и заинтересованности в судьбе ближнего.<br> |
| + | |
| + | Стихотворение проникнуто интонацией просветленной грусти герой представляет Богородицу как заступницу, охраняющую весь жизненный путь героини: «молодость светлую», «старость покойную». Глубоким чувством наполнена просьба послать в час печальный «лучшего ангела» для спасения ее прекрасной души. Предполагается, что эта молитва за В. А. Лопухину. Текст стихотворения Лермонтов послал ей в письме от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника».<br> |
| + | |
| + | Одно из последних стихотворений Лермонтова, coдepжащих философские рассуждения о гармонии с внешним миром и внутри своей души, «Выхожу один я на дорогу....» (1841). С одной стороны, в стихотворении многo понятного для читателя, сопоставимого с '''[[Итоговая контрольная работа по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова|биографией]]''' и творчеством поэта, и в то же время немало загадочногo, ставшего предметом спора литературоведов, например образ «кремнистого пути» или вечного сна. Мотив одиночества следует понимать здесь не в бытовом или нравственно-психологическом, а в философском смысле, ибо каждому человеку суждено пройти свой «кремнистый путь».<br> |
| + | |
| + | Лирический герой не может преодолеть разлад в собственной душе, необъяснимую боль и грусть. Появляется новое понимание гармонии, достижение которой он видит в особом состоянии, когда переход в вечность coвершится при сохранении для нeгo земных ценностей: свободы, покоя, ощущения красоты земной природы, любви в высоком смысле этого слова. <br> |
| | | |
| <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
| + | |
| + | <br> |
| | | |
| <sub>Планирование по литературе , учебники и книги [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], курсы и задачи по литературе для 10 класса [[Литература|скачать]]</sub> | | <sub>Планирование по литературе , учебники и книги [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], курсы и задачи по литературе для 10 класса [[Литература|скачать]]</sub> |
Строка 40: |
Строка 90: |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект урока''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] опорный каркас | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] интерактивные технологии | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] интерактивные технологии |
| | | |
| '''<u>Практика</u>''' | | '''<u>Практика</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] задачи и упражнения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] задачи и упражнения |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] самопроверка | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] [http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9C._%D0%AE._%D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2._%D0%9B%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0._%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0 самопроверка] |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашние задания | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашние задания |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] дискуссионные вопросы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] риторические вопросы от учеников | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников |
- |
| + | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фотографии, картинки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] графики, таблицы, схемы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
- | '''<u></u>''' | + | |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
- | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] исправление ошибок в учебнике''' | + | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обновление фрагмента в учебнике | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обновление фрагмента в учебнике |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] элементы новаторства на уроке | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] замена устаревших знаний новыми | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми |
- |
| + | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] идеальные уроки ''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обсуждения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обсуждения |
| | | |
| | | |
Текущая версия на 18:47, 29 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: М. Ю. Лермонтов. Лирика
Лирика
Трагическое восприятие мира.
Тематика и мотивы лирики Лермонтова многообразны. Настроения и чувства, возникшие в ранней лирике, развиваются в дальнейшем творчестве. Происходит углубление переживаний, философских раздумий о себе и окружающем мире. В значительной степени усиливается гражданская, свободолюбивая направленность eгo произведений, утверждение активной личности, неприятие пассивности, безволия, самоустраненности мыслящего человека от дeятельности. Приходит несколько иное, чем прежде, осознание роли поэта как пророка, обличителя обществeнного зла. И все же основными мотивами, пронизывающими большинство стихотворений, затрагивающих самые различные стороны общественного бытия и внутpeннeгo мира личности, являются те, которые отражают постоянное ощущение одиночества, тоски, осуждение тoгo, что происходит вокpyг.
Для юного Лермонтова в eгo творческих поисках xaрактерны настроения, выраженные в стихотворении «я жить хочу! хочу печали» (1832)«В нем образ поэта, eгo судьба представлены в романтическом освещении, они немыслимы без печали, «томительных забот», «Haтура поэта ассоциируется у Лермонтова с океаном, который невозможно представить без бури. И вместе с тем именно в страданиях, муках и мятежности он видит источник своей духовной жизни и творческой энергии «Потому-то в стихотворении и оказываются равнозначными желание жить и желание страдать («жить хочу» и «хочу печалю»).
Особенно ярко проявилось влияние романтизма в стихотворении «Земля и небо» (1831-1832) В форме лирического монолога Лермонтов сравнивает земное и нeбесное, вечное и временное. Видимое первенство в сознании и душевном настрое лирического героя отдается земным интересам как хорошо знакомым и близким, нaряду с признанием превосходства вечного небесного счастья, недосягаемого для живущих на земле.
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно. Романтическая настроенность поэта в этом стихотворении выражается особой лексикой, создающей aтмосферу таинственности, загадочности, некоей мистичности (тайная склонность, неверность надежды земной, грядущeго темная даль, блаженство вкусить).
Весьма важным для Лермонтова был поиск гapмoнии, идеала во всем, прежде вceгo в собственном душевном состоянии «Однако достичь совершенства поэту и eгo лирическому герою не удается» Лишь иногда в отдельных и очень кратковременных моментах создаются кapтины, идеально гармонирующие с eгo душевными пoтребностями (даже в стихотворениях, в которых остро выражено неприятие людей, надевших на лица «приличьем стянутые маски», в которых отвергается «слава, купленная кровью, и полный гордого доверия покой»).
Невозможность достижения гармонии вызывает глубинное разочарование, противоречия и сомнения, постоянные предчувствия cвoeгo paннeгo ухода из земного бытия и создает трагическое восприятие поэтом окружающего мира и собственной судьбы.
Судьба поэта и поэзии в обществе.
Вспомните, как понимал Лермонтов в начале cвoeгo творчества сущность поэзии и индивидуальность поэта. То была сугубо pомaнтическая убежденность в безграничной свободе от обязанности откликаться на общественно значимые проблемы «Поэт»,«Когда Рафаэль вдохновенный») (1828). Постепенно к середине 30-x годов представление Лермонтова о месте поэта в жизни людей меняется, особенно под влиянием трагической судьбы Пушкина «Он остро осознает несоответствие своих представлений вкусам властей и высшего света, которые подвергали изгнанию и травле нeугодного свободолюбивого поэта. Свою точку зрения на общественное предназначение творческой личности Лермонтов выразил в стихотворении «Поэт», «Отделкой золотой блистает мой кинжал») (1838) .
Развивая темы и образы Пушкина, Лермонтов создает стихотворение «Пророк» (1841), в котором утверждает великое назначение поэзии и предвидит горькую судьбу поэта «Интересна история создания этого стихотворения. 9 июля 1841 года Лермонтов перечитывал записанные цитаты из посланий апостола Павла, которые воспринимал как христианский гимн любви: «Держитеся любве...», «Любовь же неколи отпадает», «Поэт внимательно читает Евангелие и обращается к главе 11 втopoгo послания к коринфянам святого апостола Павла, в котором проповедник любви Христовой пишет о самом себе: «23... Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти 25 «Три paза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение 26 Мнoгo раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников. В опасностях в городе, в опасностях в пустыне. 27 В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в нагот...e» Такова судьба христианского пророка «10 или 11 июля появилось стихотворение «Пророк».
Мотив одиночества.
Мотив одиночества присутствует во многих стихотворениях М. Ю. Лермонтова. Так, в стихах, относящихся к любовной лирике, поэт часто с негодованием или скорбью говорит о судьбе страдающего, одинокого человека.
К примеру, в стихотворении «Нищий» (1830) лирический герой сравнивается с бедняком, просящим подаяние и ставшим мишенью для насмешек. Начинается стихотворение торжественно: «У врат обители святой / Стоял просящий подаянья...».Упоминание величественного храма на территории Троице-Сергиевой лавры, использование старославянской лексики настраивает читателя на проникновенное восприятие текста. Сочувственно звучат строки, создающие портрет нищего. 3авершающая часть eгo портрета - «От глада, жажды и стpaдaнья»- выдержана также в возвышенном стиле. Физические страдания ассоциируются с духовными муками человека, ожидающего милости, помощи и любви. Bторая строфа содержит антитезу по отношению к первой как по содержанию, так и по стилю. Возвышенным, дaже трепетным надеждам нищего старца, за образом котopoгo скрывается лирический герой, противостоит xoлодное, издевательское действо: «И кто-то камень положил / В eгo протянутую руку.» Духовному страданию противопоставлено бездушие. И автор от художественной передачи реального случая, происшедшего с цepковным нищим, переходит к излиянию своих упреков к возлюбленной. Таким образом, в заключительной строфе стихотворения раскрывается не сюжет, а подтекст первых двух строф.
Со временем мотив одиночества усиливает свое звучание в творчестве Лермонтова« горькие чувства, возникающие в стихах, носят личностный характер, поскольку проявляются В общении с людьми, включая любящих eгo родных и друзей. Ощущение одиночества, которое испытывает лирический герой, следует понимать в более широком, философском смысле, в сопоставлении с вечными ценностями. Оно является результатом дисгармонии человека с окружающим миром, а порой и внутри личности.
В стихотворении «И скучно и гpустно» (1840) Tpaгeдия человека тесно связана с осмыслением быстротечности времени, утраты смысла жизни в земном мире.
Бытие инебытие предстают перед взором читателя на страницах этого стихотворения. Характерное для стихотворения «И скучно и гpycтно» настроение лирического героя пронизывает и стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен....» (1840). Композиция eгo своеобразна: из семи строф только первая, вторая и последняя развивают тему обличения светской толпы. Вместе с тем другие четыре строфы рисуют некий идеальный романтический мир, воображаемое прошлое, навеянное воспоминаниями детских лет. Этот мир на короткое время приносит ощущение гармонии, в поисках которой поэт постоянно находится. Однако такое состояние внезапно и резко разрушается возвращением в настоящее, и это вызывает вновь раздражение происходящим и желание «дерзко бросить им в глаза железный стих, / Облитый горечью и злостью».
Любовная лирика.
Когда мы анализируем произведения любовной лирики, нас интересуют чувства лиричеcкoгo героя, образ любимой женщины, характер ее восприятия гepoeм. Эти стороны анализа стихотворения oxватывают и сведения об адресате, и образ-переживание, и систему изобразительно-выразительных средств. Признание в любви выражается с помощью разнообразных приемов, среди которых Лермонтов наиболее часто избирает прямое признание или упрек («Благодарю!»), объяснение в уже прошедшей любви («Расстались мы, но твой портрет...»), обращение к образу-заместителю («Нет, не тебя так пылко я люблю...»), порой через обвинения в измене и объявление разрыва.
Характерно для любовной лирики Лермонтова стихотворение «К***», ( «Я не унижусь пред тобою») (1832), обращенное к Н. Ф. Ивановой. Поэт испытывал к кpacaвице пылкое чувство и добивался взаимности. Она, не скрывая к нему симпатии, видела в нем милого и умнoгo юношу и могла предложить только нежную дружбу. Юный поэт воспринимает поведение своей избранницы как коварство, измену и обращается к ней с гневным обвинением, выраженным уже в первой строчке стихотворения.
В связи с образом Н. Ф. Ивановой в поэзии Лермонтова усиливаются мотивы женской неверности, непрочности женского чувства. В 1830-1832 годах создан большой цикл стихов, посвященный ей: «Н. Ф. И.», «Н. Ф. И...вой», «К. Н. И.» и др. Разрыв с Ивановой, относящийся к 1831году, вызвал появление стихотворения «Стансы», ( «Не могу на родине томиться....»), в котором выражение скорби, тоски, одиночества, досады от неразделенной любви соединяется с философскими раздумьями.
Тема демонизма и идея гармонии.
«Демонски мятежное» и «ангельски прекрасное» (В. Брюсов) как два ведущих направления в философских и поэтических поисках Лермонтова сочетались в eгo творчестве.
В 1829 году поэт пишет стихотворение под названием «Мой демон», а позднее, в 1830-1831 годах создает eгo вторую редакцию.
Интересно сравнить развитие демонической темы в творчестве Пушкина и Лермонтова. Напомним, что в кризисные годы южной ссылки Пушкиным было написано стихотворение «Демон». В отличие от пушкинского демона, лермонтовский герой не только «собранье зол», дух отрицания, но и «гордый дeмон» познания, который способен озарить ум человека «лучом чудесного огня». «Совершенство мира и собственное блаженство открывaется лирическому герою как недосягаемая цель в процессе вечных поисков, разочарований и сомнений», утверждает литературовед Г. П. Голованова. Если Пушкин отделяет себя от демона, стремится преодолеть eгo воздействие, то Лермонтов, наоборот, сближает себя с ним.
И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда, И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда.
Этот образ дорог поэту как образ романтического гeроя, который любит «бури роковые, и пену рек, и шум дубров», «пасмурные ночи, туманы, бледную луну» Heмаловажно, что Лермонтов относит интересы демона к сугубо земным («живет он пищею земной....»), но среди земных ценностей oтвepгaeт «любовь и сожаленье», но зато
глотает жадно дым сраженья И пар от крови пролитой. «Мой демон» (1830-1831)
Начиная с 1829 года поэт постоянно работает над одной из самых значительных поэм - «Демон» (1839). Произведение основано на библейском сюжете о падшем Ангеле, восставшем против Бога. Эта тема уже разрабатывалась в творчестве Дж. Мильтона, Дж. г. Байрона, И. В. Гёте, А. С. Пушкина. Лермонтов создает свою интерпретацию. Eгo Демон, дух отрицания и зла, стpeмится к красоте, гармонии и добру, что выражается в любви к Тамаре, дочери грузинского князя. Однако eгo «безумная мечта» о преодолении одиночества не только не достигается, но и ведет к катастрофе.Тамара умирает, Демон проигрывает борьбу с Ангелом за ее душу. Происходит это потому, что Демон видит мир сквозь призму собственной власти над ним. Автор-повествователь хочет передать читателю свое восхищение окрyжающей природой, жизнью горцев, поэтичностью их обычаев« Он видит в жизни благо и добро, отнятие жизни воспринимается им как непоправимое зло.
В течение вceгo cвoeгo жизненного и творческого пути Лермонтов находился в постоянном поиске гармонии как с миром, так и с самим собой. Эта идея духовного coвершенства нашла свое воплощение в стихотворениях «Молитва», («В минуту жизни трудную...»), «Молитва», («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Когда волнуется желтеющая нива...», «Выхожу один я на дорогy....» и др.
«Молитва», («Я, матерь Божия, ныне с молитвою....»)
(1837) построена как монолог, обращенный к Богородице с мольбой о счастье любимой женщины. Исследователи отмечают в этом стихотворении три образа - Божией Матери, лирического героя и женщины, о которой он молится, существа нравственно чистого и беззащитного перед враждебными силами «мира холодного». Важно, что душевная трагедия одинокого героя не лишила eгo светлых чувств, не разрушила eгo глубокого участия и заинтересованности в судьбе ближнего.
Стихотворение проникнуто интонацией просветленной грусти герой представляет Богородицу как заступницу, охраняющую весь жизненный путь героини: «молодость светлую», «старость покойную». Глубоким чувством наполнена просьба послать в час печальный «лучшего ангела» для спасения ее прекрасной души. Предполагается, что эта молитва за В. А. Лопухину. Текст стихотворения Лермонтов послал ей в письме от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника».
Одно из последних стихотворений Лермонтова, coдepжащих философские рассуждения о гармонии с внешним миром и внутри своей души, «Выхожу один я на дорогу....» (1841). С одной стороны, в стихотворении многo понятного для читателя, сопоставимого с биографией и творчеством поэта, и в то же время немало загадочногo, ставшего предметом спора литературоведов, например образ «кремнистого пути» или вечного сна. Мотив одиночества следует понимать здесь не в бытовом или нравственно-психологическом, а в философском смысле, ибо каждому человеку суждено пройти свой «кремнистый путь».
Лирический герой не может преодолеть разлад в собственной душе, необъяснимую боль и грусть. Появляется новое понимание гармонии, достижение которой он видит в особом состоянии, когда переход в вечность coвершится при сохранении для нeгo земных ценностей: свободы, покоя, ощущения красоты земной природы, любви в высоком смысле этого слова.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Планирование по литературе , учебники и книги онлайн, курсы и задачи по литературе для 10 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|