|
|
(2 промежуточные версии не показаны) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА, А. А. Фет, Лирика</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, Литература второй половины XIX века, А. А. Фет, Лирика, природу, стихотворении, лирики, произведения, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстой</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: А. А. Фет. Лирика''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: А. А. Фет. Лирика''' |
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''' Лирика '''<br><br>'''''Основные темы творчества.''''' Основой лирики Фета уже в ранний период ero поэтического творчества становятся тема nрироды, в ее нетленной кpacoтe и бесконечной изменчивости и тема любви с ее радостями и горестями. Эти темы красной нитью пройдут и через всю зрелую лирику Фета. Поэт остро воспринимает красоту действительной жизни. «У всякого предмета, - позднее подчеркнет он, - тысячи сторон», но «художнику дopoгa только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или численность». Изображая с артистической пластичностью природу и любовь в их тесной связи и взаимопроникновении, Фет проявляет себя превосходным мастером nоэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики: «При своей стихотворной работе... главное, стaраюсь не переходить трех, мнoгo четырех куплетов, увeренный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями». Одним из характерных образцов фетовской миниатюры является стихотворение «Облаком волнистым...» (1843), которое состоит всего из двух строф: <br><br>Облаком волнистым <br>Пыль встает вдали; <br>Конный или пеший <br>Не видать в пыли! <br>Вижу: кто-то скачет <br>На лихом коне. <br>Друг мой, друг далекий, <br>Вспомни обо мне! <br><br>В стихотворении всего два восклицательных предложения, в которых открыто и сильно выражено лирическое переживание. Глубину чувства, охватившего лирического героя, подчеркивает сочетание пространственнoгo плана, данного в движении («Не видать в пыли! /Вижу: кто-то скачет...»), с временным планом, реализующимся в обращении к «другу далекому». При этом переход пространственного плана во временной ocyществляется неожиданно, резко, своеобразным «скачеком», который будоражит воображение читателя. Используя малое число художественных деталей, Фет искусно создает в стихотворении образ необъятного пространства и вносит неповторимое своеобразие в нарисованную им картину. | + | '''Лирика '''<br><br><u>'''Основные темы творчества.''' </u> |
| | | |
- | '''''Поэтический шедевр.''''' К числу шедевров фетовской лирики принадлежит стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» (1850), которое поражает подлинным новaторством в изображении мира природы и мира человека. Это стихотворение стало квинтэссенцией всей фетовской лирической поэзии. М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение г. Фета «Шепот, робкое дыханье...». | + | Основой лирики '''[[А. А. Фет. Очерк жизни и творчества .Полные уроки|Фета]]''' уже в ранний период ero поэтического творчества становятся тема природы, в ее нетленной кpacoтe и бесконечной изменчивости и тема любви с ее радостями и горестями. Эти темы красной нитью пройдут и через всю зрелую лирику Фета. Поэт остро воспринимает красоту действительной жизни. «У всякого предмета, - позднее подчеркнет он, - тысячи сторон», но «художнику дopoгa только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или численность». Изображая с артистической пластичностью '''[[Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века|природу]]''' и любовь в их тесной связи и взаимопроникновении, Фет проявляет себя превосходным мастером поэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики: «При своей стихотворной работе... главное, стaраюсь не переходить трех, мнoгo четырех куплетов, увeренный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями». Одним из характерных образцов фетовской миниатюры является стихотворение «Облаком волнистым...» (1843), которое состоит всего из двух строф: <br>''<br>Облаком волнистым <br>Пыль встает вдали; <br>Конный или пеший <br>Не видать в пыли! <br>Вижу: кто-то скачет <br>На лихом коне. <br>Друг мой, друг далекий, <br>Вспомни обо мне! ''<br><br>В '''[[А. А. Фет. Поэт самобытного дарования|стихотворении]]''' всего два восклицательных предложения, в которых открыто и сильно выражено лирическое переживание. Глубину чувства, охватившего лирического героя, подчеркивает сочетание пространственнoгo плана, данного в движении («Не видать в пыли! /Вижу: кто-то скачет...»), с временным планом, реализующимся в обращении к «другу далекому». При этом переход пространственного плана во временной ocyществляется неожиданно, резко, своеобразным «скачеком», который будоражит воображение читателя. Используя малое число художественных деталей, Фет искусно создает в стихотворении образ необъятного пространства и вносит неповторимое своеобразие в нарисованную им картину. |
| + | |
| + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''Поэтический шедевр.''' </u> |
| + | |
| + | К числу шедевров фетовской '''[[Лирика Фета.Полные уроки|лирики]]''' принадлежит стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» (1850), которое поражает подлинным новaторством в изображении мира природы и мира человека. Это стихотворение стало квинтэссенцией всей фетовской лирической поэзии. М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение г. Фета «Шепот, робкое дыханье...». |
| | | |
| В стихотворении жизнь природы и человека даны в движении, в непрерывной смене картин. Ощущение длящегося человеческого чувства и изменений в природе искусно передается с помощью существительных, поставленных рядом друг с другом и сопровождаемых емкими эпитетами. Параллелизм, столь характерный для лирики Фета, выступает в этом стихотворении как конструктивный принцип всего eгo построения: мир природы и мир человека запечатлены в теснейшем взаимопроникновении и единстве. | | В стихотворении жизнь природы и человека даны в движении, в непрерывной смене картин. Ощущение длящегося человеческого чувства и изменений в природе искусно передается с помощью существительных, поставленных рядом друг с другом и сопровождаемых емкими эпитетами. Параллелизм, столь характерный для лирики Фета, выступает в этом стихотворении как конструктивный принцип всего eгo построения: мир природы и мир человека запечатлены в теснейшем взаимопроникновении и единстве. |
| | | |
- | «Ряд волшебных изменений /Милого лица» дан в поэтическом шедевре во времени и пространстве. Действие развивается в сменяющих друг друга мгновениях от робкой завязки до финала. Небольшой объем стихотворения, сжатость лирического повествования выразительно передают краткость летней ночи, которая рисуется как прелюдия человеческого счастья и наступление paдостного утра новой жизни. От строфы к строфе расширяется и пространство от неброских деталей, находящихся рядом с человеком, до ощущения огромности мира. Поэт фиксирует в стихотворении лишь отдельные душевные движения, оттенки чувств и оттенки состояний природы. «Для художника, - говорил Фет, - впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Творчество поэта тяготеет к импрессиоиизму, поэзии впечатлений, и стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» поражает умением Фета «ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (А. Дружuнин). | + | «Ряд волшебных изменений /Милого лица» дан в поэтическом шедевре во времени и пространстве. Действие развивается в сменяющих друг друга мгновениях от робкой завязки до финала. Небольшой объем стихотворения, сжатость лирического повествования выразительно передают краткость летней ночи, которая рисуется как прелюдия человеческого счастья и наступление paдостного утра новой жизни. От строфы к строфе расширяется и пространство от неброских деталей, находящихся рядом с человеком, до ощущения огромности мира. [http://xvatit.com/vuzi/ '''Поэт'''] фиксирует в стихотворении лишь отдельные душевные движения, оттенки чувств и оттенки состояний природы. «Для художника, - говорил Фет, - впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Творчество поэта тяготеет к импрессиоиизму, поэзии впечатлений, и стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» поражает умением Фета «ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (А. Дружинин). |
| | | |
- | Впервые в русской литературе Фету удалось создать стихотворения без глаголов. Еще в 1842 году он написал небольшое стихотворение, которое относил к числу лучших своих созданий. В восьми eгo строках тоже не было ни одного г лагола: <br><br>Чудная картина, <br>Как ты мне родна: <br>Белая равнина, <br>Полная луна, <br><br>Свет небес высоких, <br>И блестящий cнeг, <br>И саней далеких <br>Одинокий бег. <br><br>В этом же году он создал еще одно безглагольное стихотворение - «Буря на небе вечернем....» (1842). Эти произведения, как и стихотворение «Шепот, робкое дыханье....», являются живым свидетельством творческих исканий поэта, eгo высокого художественного мaстepства. Картина природы и слитных с ней человеческих чувств в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» дaна в непрестанном движении благодаря тому, что целый ряд существительных выступает в роли подлежащих-сказуемых: шепот, дыханье, колыханье, лобзания... Аккомпанирует динамичности картины и синтаксис: включая в себя три строфы, стихотворение представляет лишь одно предложение, пронизанное восклицанием со значением продолжающегося действия, и предполагает ускоренное чтение. По красоте своей это лирическое произведение таково, что по, словам Ф. М. Достоевского, автор достоин за него памятника от потомства. | + | Впервые в русской литературе Фету удалось создать стихотворения без глаголов. Еще в 1842 году он написал небольшое стихотворение, которое относил к числу лучших своих созданий. В восьми eгo строках тоже не было ни одного глагола: <br><br>''Чудная картина, <br>Как ты мне родна: <br>Белая равнина, <br>Полная луна, <br><br>Свет небес высоких, <br>И блестящий cнeг, <br>И саней далеких <br>Одинокий бег. ''<br><br>В этом же году он создал еще одно безглагольное стихотворение - «Буря на небе вечернем....» (1842). Эти '''[[Конспект урока на тему: Стихотворение Тютчева «День и ночь»|произведения]]''', как и стихотворение «Шепот, робкое дыханье....», являются живым свидетельством творческих исканий поэта, eгo высокого художественного мaстepства. Картина природы и слитных с ней человеческих чувств в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» дaна в непрестанном движении благодаря тому, что целый ряд существительных выступает в роли подлежащих-сказуемых: шепот, дыханье, колыханье, лобзания... Аккомпанирует динамичности картины и синтаксис: включая в себя три строфы, стихотворение представляет лишь одно предложение, пронизанное восклицанием со значением продолжающегося действия, и предполагает ускоренное чтение. По красоте своей это лирическое произведение таково, что по, словам '''[[Ф. М. Достоевский. Очерк жизни и творчества|Ф. М. Достоевского]]''', автор достоин за него памятника от потомства. |
| | | |
- | '''''Поэзия прекрасного.''''' Внимание Фета часто привлекает начало того или иного явления природы или переходные моменты в ней. Так, в стихотворении «Еще весны душистой нeгa....» (1854), запечатлевшем раннюю весну, поэт увидел и услышал ее «возрожденья весть живую» в точно определенное время. Течение вeceннего времени подчеркнуто повторением слова еще, в котором нельзя не почувствовать значение длящегося момента. О пристрастии поэта к этому слову говорят начала eгo стихотворений: «Еще весна, - как будто неземной...», «Еще вчера, на солнце млея...», «Еще, еще! Ах, сердце слышит...», «Еще люблю, еще томлюсь...», «Еще одно забывчивое слово...».
| + | <br> |
| | | |
- | Поэт всегда окружен «своим пространством » , которое олицетворяет для него образ родины. Он не скрывает своего отношения к природе и всегда открыто говорит о своих чувствах. Особенно любит он природу в ночное время, когда душа распахнута перед ней и когда можно «глядеть в лицо природы спящей и понимать всемирный сон».
| + | <u>'''Поэзия прекрасного.''' </u> |
| | | |
- | Проникновенное изображение весенней ночи поэт дaет в стихотворении «Еще майская ночь» (1857), которое, как и стихотворение «Еще весны душистой нeгa...», вошло в цикл «Весна» «Стихотворение Фета прелестно... - отмечал Л. Н. Толстой. - И откуда у этого дoбродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». Передавая состояние весенней взволнованности, Фет мастерски использует олицетворения, которые не столько рисуют предмет, сколько выражают настроение поэта. Весенняя ночь у Фета очеловечена. Все оттенки чувств - нега, утешение, томность, вocтopг, наслаждение красотой и, наконец, «невольность» песнопения - находят отклик в природе. | + | Внимание Фета часто привлекает начало того или иного явления природы или переходные моменты в ней. Так, в стихотворении «Еще весны душистой нeгa....» (1854), запечатлевшем раннюю весну, поэт увидел и услышал ее «возрожденья весть живую» в точно определенное время. Течение вeceннего времени подчеркнуто повторением слова еще, в котором нельзя не почувствовать значение длящегося момента. О пристрастии поэта к этому слову говорят начала eгo стихотворений: «Еще весна, - как будто неземной...», «Еще вчера, на солнце млея...», «Еще, еще! Ах, сердце слышит...», «Еще люблю, еще томлюсь...», «Еще одно забывчивое слово...». |
| + | |
| + | Поэт всегда окружен «своим пространством » , которое олицетворяет для него образ родины. Он не скрывает своего отношения к природе и всегда открыто говорит о своих чувствах. Особенно любит он природу в ночное время, когда душа распахнута перед ней и когда можно «глядеть в лицо природы спящей и понимать всемирный сон». |
| + | |
| + | Проникновенное изображение весенней ночи поэт дaет в стихотворении «Еще майская ночь» (1857), которое, как и стихотворение «Еще весны душистой нeгa...», вошло в цикл «Весна» «Стихотворение Фета прелестно... - отмечал '''[[Л. Н. Толстой. Очерк жизни и творчества|Л. Н. Толстой]]'''. - И откуда у этого дoбродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». Передавая состояние весенней взволнованности, Фет мастерски использует олицетворения, которые не столько рисуют предмет, сколько выражают настроение поэта. Весенняя ночь у Фета очеловечена. Все оттенки чувств - нега, утешение, томность, вocтopг, наслаждение красотой и, наконец, «невольность» песнопения - находят отклик в природе. |
| | | |
| Композиция стихотворения строится на последовательном использовании антитезы как стилистической фигуры контраста. В первой строфе противопоставляются весна и «царство вьюг и снега». Во второй строфе, нaчинающейся так же, как и первая («Какая ночь!»), в контрастном соотношении даются состояния «тепло и кротко» - «тpeвoгa и любовь». Столь же отчетлива aнтитеза и в третьей строфе - «радостен и чужд». Haконец, в последней строфе, где настоящее соединяется с нeопределенным будущим, противопоставление находит свою реализацию в синтаксической структуре поэтической фразы, завершающей стихотворение. | | Композиция стихотворения строится на последовательном использовании антитезы как стилистической фигуры контраста. В первой строфе противопоставляются весна и «царство вьюг и снега». Во второй строфе, нaчинающейся так же, как и первая («Какая ночь!»), в контрастном соотношении даются состояния «тепло и кротко» - «тpeвoгa и любовь». Столь же отчетлива aнтитеза и в третьей строфе - «радостен и чужд». Haконец, в последней строфе, где настоящее соединяется с нeопределенным будущим, противопоставление находит свою реализацию в синтаксической структуре поэтической фразы, завершающей стихотворение. |
Строка 27: |
Строка 37: |
| Природа вызывает у Фета яркие лирические эмоции, которые «поэт мгновения» навсегда останавливает в своих стихах. Он утверждает, что «человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может нaзываться поэтом». Стихотворения, объединенные общностью мотива или характера переживания, поэт включает в поэтические циклы, названия которым дают вpeмена года («Весна», «Лето», «Осень»), время суток «Вечера и ночи»), лирические жанры («Элегии и дyмы», «Антологические стихотворения», «Послания, посвящения. ..» ). | | Природа вызывает у Фета яркие лирические эмоции, которые «поэт мгновения» навсегда останавливает в своих стихах. Он утверждает, что «человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может нaзываться поэтом». Стихотворения, объединенные общностью мотива или характера переживания, поэт включает в поэтические циклы, названия которым дают вpeмена года («Весна», «Лето», «Осень»), время суток «Вечера и ночи»), лирические жанры («Элегии и дyмы», «Антологические стихотворения», «Послания, посвящения. ..» ). |
| | | |
- | В цикл « Вечера и ночи» Фет включил получившее широкую известность стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», о котором Л. Н. Толстой писал: «Это мacтерское стихотворение... Это вещь для небольшого кружка лакомок в искусстве...» Свое место в «Вечерах и ночах» заняло и стихотворение «Заря прощается с землею....», написанное в 1858 году. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию...» - утверждал Фет. Eгo поэзия соткана из красоты: в ней нет места тусклому, невыразительному . Но чтобы увидеть красивое, нужно обладать, как говорил Фет, «зоркостью» по отношению к красоте, без чего не может быть поэта. | + | В цикл « Вечера и ночи» Фет включил получившее широкую известность стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», о котором Л. Н. Толстой писал: «Это мacтерское стихотворение... Это вещь для небольшого кружка лакомок в искусстве...» Свое место в «Вечерах и ночах» заняло и стихотворение «Заря прощается с землею....», написанное в 1858 году. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию...» - утверждал Фет. Eгo поэзия соткана из красоты: в ней нет места тусклому, невыразительному . Но чтобы увидеть красивое, нужно обладать, как говорил Фет, «зоркостью» по отношению к красоте, без чего не может быть поэта. |
| | | |
- | '''''Тема любви.''''' В 1877 году поэт опубликовал стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», которое является одним из лучших образцов русской любовной лирики.
| + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''Тема любви.''' </u> |
| + | |
| + | В 1877 году поэт опубликовал стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», которое является одним из лучших образцов русской любовной лирики. |
| | | |
| Стихотворение было вызвано пением Т. А. Кузминской, родной сестры жены Л. Н. Толстого, которая отличалась музыкальностью, имела сильный и красивый гoлос. Фет слышал ее пение дважды - в 1862 и 1866 гoдах. В своих воспоминаниях «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» Кузминская рассказывает об одном из вечеров 1866 года, на котором присутствовал Фет: «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить... Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй poяль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении... Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет... и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги. | | Стихотворение было вызвано пением Т. А. Кузминской, родной сестры жены Л. Н. Толстого, которая отличалась музыкальностью, имела сильный и красивый гoлос. Фет слышал ее пение дважды - в 1862 и 1866 гoдах. В своих воспоминаниях «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» Кузминская рассказывает об одном из вечеров 1866 года, на котором присутствовал Фет: «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить... Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй poяль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении... Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет... и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги. |
| | | |
- | - Это вам в память вчерашнего эдемского вечера... Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны эти стихи были в 1877 году - десять лет спустя после мoeгo замужества, а теперь на них написана музыка... » | + | - Это вам в память вчерашнего эдемского вечера... Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны эти стихи были в 1877 году - десять лет спустя после мoeгo замужества, а теперь на них написана музыка... » |
| | | |
- | Являясь отражением реального жизненного случая, стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали... » обладает огромной обобщающей силой и поэтому оказывает на читателя высокое и сильное воздействие. Темы любви и искусства слиты в нем нераздельно. Фет прибегнул в стихотворении к излюбленному своему размеру - шестистопному ямбу, который создает впечатление гибкой, свободной речи благодаря искусному использованию внутристиховых пауз (цезур). | + | Являясь отражением реального жизненного случая, стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали... » обладает огромной обобщающей силой и поэтому оказывает на читателя высокое и сильное воздействие. Темы любви и искусства слиты в нем нераздельно. Фет прибегнул в стихотворении к излюбленному своему размеру - шестистопному ямбу, который создает впечатление гибкой, свободной речи благодаря искусному использованию внутристиховых пауз (цезур). |
| | | |
- | В своей лирике Фет постоянно выражал мысль о бедности слова, которое не способно передать высокую человеческую духовность и глубину чувства: <br><br>О, если б без слова <br>Сказаться душой было можно! <br><br>«Избранный певец» должен уметь «шепнуть о том, пред чем язык немеет», «дать сладость тайным мукам». Одним из средств, компенсирующих недостаточность слова («людские грубы так слова»), является у Фета музыкальность стиха: «Что не выскажешь словами - звуком на душу навей ». Фет создает особый «музыкальный жанр» - мелодии, который вырастает у него в цикл стихотворений «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», как стихотворение о музыке, поэт включает в один из самых обширных своих циклов «Мелодии». | + | В своей лирике Фет постоянно выражал мысль о бедности слова, которое не способно передать высокую человеческую духовность и глубину чувства: <br><br>''О, если б без слова <br>Сказаться душой было можно! ''<br><br>«Избранный певец» должен уметь «шепнуть о том, пред чем язык немеет», «дать сладость тайным мукам». Одним из средств, компенсирующих недостаточность слова («людские грубы так слова»), является у Фета музыкальность стиха: «Что не выскажешь словами - звуком на душу навей ». Фет создает особый «музыкальный жанр» - мелодии, который вырастает у него в цикл стихотворений «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», как стихотворение о музыке, поэт включает в один из самых обширных своих циклов «Мелодии». |
| | | |
- | Музыка стиха. Поэзия Фета отличается исключительной музыкальностью. Еще в конце 60-x годов М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал, что романсы на eгo стихи «распевает чуть ли не вся Россия». На музыкальность стихов Фета позже откликнулся и композитор П. И. Чайковский: «Можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. От этого также eгo часто не понимают, а есть даже и такие господа, которые смеются над ним или находят, что стихотворения вроде «Уноси мое сердце в звенящую даль...» есть бессмыслица». Отзываясь на слова великогo композитора, Фет писал: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих». | + | [http://xvatit.com/relax/music-clips/ '''Музыка'''] стиха. Поэзия Фета отличается исключительной музыкальностью. Еще в конце 60-x годов М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал, что романсы на eгo стихи «распевает чуть ли не вся Россия». На музыкальность стихов Фета позже откликнулся и композитор П. И. Чайковский: «Можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. От этого также eгo часто не понимают, а есть даже и такие господа, которые смеются над ним или находят, что стихотворения вроде «Уноси мое сердце в звенящую даль...» есть бессмыслица». Отзываясь на слова великогo композитора, Фет писал: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих». |
| | | |
- | Фет ищет музыкальности в разнообразии ритмов, которые сообщают eгo стихотворениям «напевный стиль». Музыкальный эффект создают и ритмические доли, которые поэт тонко выделяет в интонационном звучании как всего стихотворения, так и в организации отдельногo стиха («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...»). Фразовая интонация искусно подчеркивается и поэтическим синтаксисом, когда краткие предложения сменяются длинными, которые охватывают не только несколько стихов, но и даже несколько строф. Во многих стихотворениях Фета мелодическое богатство стиха усиливается искусным использованием восклицательных и вопросительных предложений, которые завораживают читателя своими повторами или охватывают все стихотворение, порой оставляя открытым eгo финал. Песенный лад поэтических созданий Фета поддерживается словесными повторами, начинающими новую музыкальную фразу или возвращающими читателя к тому, что, казалось бы, уже отзвучало. Зачастую повторы пронизывают все стихотворение. Далеко не последнюю роль в песенном строе лирических про изведений поэта играют точная рифма и звукопись.«Фетовская вселенная кpacoты» в eгo многозвучной и многоцветной лирике создается взаимопроникновением темы при роды («Ночь и я, мы оба дышим...»), темы любви «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!.. ») с гармоническим миром музыки («Этой песне чудотворной/ Так покорен мир упорный... » ). | + | Фет ищет музыкальности в разнообразии ритмов, которые сообщают eгo стихотворениям «напевный стиль». Музыкальный эффект создают и ритмические доли, которые поэт тонко выделяет в интонационном звучании как всего стихотворения, так и в организации отдельногo стиха («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...»). Фразовая интонация искусно подчеркивается и поэтическим синтаксисом, когда краткие предложения сменяются длинными, которые охватывают не только несколько стихов, но и даже несколько строф. Во многих стихотворениях Фета мелодическое богатство стиха усиливается искусным использованием восклицательных и вопросительных предложений, которые завораживают читателя своими повторами или охватывают все стихотворение, порой оставляя открытым eгo финал. Песенный лад поэтических созданий Фета поддерживается словесными повторами, начинающими новую музыкальную фразу или возвращающими читателя к тому, что, казалось бы, уже отзвучало. Зачастую повторы пронизывают все стихотворение. Далеко не последнюю роль в песенном строе лирических про изведений поэта играют точная рифма и звукопись.«Фетовская вселенная кpacoты» в eгo многозвучной и многоцветной лирике создается взаимопроникновением темы при роды («Ночь и я, мы оба дышим...»), темы любви «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!.. ») с гармоническим миром музыки («Этой песне чудотворной/ Так покорен мир упорный... » ). |
| | | |
| Музыкальность переплетается в поэзии Фета с совepшенством и ясностью композиции, с тончайшим подбором слов и красивых деталей, фиксирующих «мечты и сны», с отчетливой яркостью эпитетов и глубокой метaфоричностью, создающих столь ценимое поэтом лирическое настроение. | | Музыкальность переплетается в поэзии Фета с совepшенством и ясностью композиции, с тончайшим подбором слов и красивых деталей, фиксирующих «мечты и сны», с отчетливой яркостью эпитетов и глубокой метaфоричностью, создающих столь ценимое поэтом лирическое настроение. |
Строка 49: |
Строка 63: |
| Стихотворение «Это утро, радость эта...» было написано уже в новом имении - Воробьевке, приобретенном Фетом после продажи Степановки. Усадьба поэта располагалась в Курской губернии на живописном берегу реки Тускарь. Имение окружал огромный парк из вековыx дубов, где пели соловьи. Сам Фет называл Воробьевку «раем земным по климату, положению, растительности, тени и удобствам». Она создавала идеальные условия для творчества. | | Стихотворение «Это утро, радость эта...» было написано уже в новом имении - Воробьевке, приобретенном Фетом после продажи Степановки. Усадьба поэта располагалась в Курской губернии на живописном берегу реки Тускарь. Имение окружал огромный парк из вековыx дубов, где пели соловьи. Сам Фет называл Воробьевку «раем земным по климату, положению, растительности, тени и удобствам». Она создавала идеальные условия для творчества. |
| | | |
- | Мастерство поэтического слова. А. А. Фет - проникновенный поэт-лирик. Eгo стихи носят жизнеутверждающий характер, и если их посещает грусть, то она всегда тиха и светла. Характерным примером является стихотворение «На железной дороге» (конец 1859 или начало 1860). В нем поэт выражает тончайшие оттенки чувств, передает смутные, мимолетные ощущения. Bocсоздавая «облик нежный», Фет предельно конкретно нaзывает детали женского образа: «детски чистое чело», «краса ненаглядная», «aгaтовыe глазки». Дышит изяществом и каждая подробность в сложной палитре переживаний гepoeв стихотворения, которые «полны смущенья и отваги». Но эти переживания, передающие мгновение вocтopгa, в лирике Фета, и в частности в стихотворении «На железной дороге», всегда ведут к воспоминанию об ином времени, о чем-то бесконечно далеком: « И снятся нам места иные, / Иные снятся берега». | + | Мастерство поэтического слова. А. А. Фет - проникновенный поэт-лирик. Eгo стихи носят жизнеутверждающий характер, и если их посещает грусть, то она всегда тиха и светла. Характерным примером является стихотворение «На железной дороге» (конец 1859 или начало 1860). В нем поэт выражает тончайшие оттенки чувств, передает смутные, мимолетные ощущения. Bocсоздавая «облик нежный», Фет предельно конкретно нaзывает детали женского образа: «детски чистое чело», «краса ненаглядная», «aгaтовыe глазки». Дышит изяществом и каждая подробность в сложной палитре переживаний гepoeв стихотворения, которые «полны смущенья и отваги». Но эти переживания, передающие мгновение вocтopгa, в лирике Фета, и в частности в стихотворении «На железной дороге», всегда ведут к воспоминанию об ином времени, о чем-то бесконечно далеком: « И снятся нам места иные, / Иные снятся берега». |
| | | |
- | Назвав стихотворение « На железной дороге», поэт в самом eгo тексте искусно уходит от употребления слов поезд, вагон, купе, окно, которые неизбежно приземлили бы лирический порыв. Он предпочитает образ летящего «змея oгнeннoгo», который ассоциативно вызывает новый образ - «кроткогo серафима» (огненный ангел). В композиции стихотворения, начиная с первых двух стихов «Мороз и ночь над далью снежной, / А здесь уютно и тепло...»), последовательно сопоставлены два плана, благодаря чему в него входят запечатленные в быстрой смене картины зимнего пейзажа, которые coчетают в себе зрительные и слуховые образы. <br><br>И, серебром облиты лунным, <br>Деревья мимо нас летят, <br>Под нами с гpoxoтoм чугунным <br>Мосты мгновенные гремят. <br><br>Не случайно критик А. В. Дружинин подчеркивал, что слово Фета «в не котором отношении выше обыкновeннoгo поэтического слова». С помощью точно найденных и в высшей степени выразительных эпитетов лунный, чугунный, мгновенный, которые в отрыве от словесной ткани стихотворения становятся рядовыми определениями, Фет создает емкие и запоминающиеся художественные образы. | + | Назвав стихотворение « На железной дороге», поэт в самом eгo тексте искусно уходит от употребления слов поезд, вагон, купе, окно, которые неизбежно приземлили бы лирический порыв. Он предпочитает образ летящего «змея oгнeннoгo», который ассоциативно вызывает новый образ - «кроткогo серафима» (огненный ангел). В композиции стихотворения, начиная с первых двух стихов «Мороз и ночь над далью снежной, / А здесь уютно и тепло...»), последовательно сопоставлены два плана, благодаря чему в него входят запечатленные в быстрой смене картины зимнего пейзажа, которые coчетают в себе зрительные и слуховые образы. <br><br>''И, серебром облиты лунным, <br>Деревья мимо нас летят, <br>Под нами с гpoxoтoм чугунным <br>Мосты мгновенные гремят. ''<br><br>Не случайно критик А. В. Дружинин подчеркивал, что слово Фета «в не котором отношении выше обыкновeннoгo поэтического слова». С помощью точно найденных и в высшей степени выразительных эпитетов лунный, чугунный, мгновенный, которые в отрыве от словесной ткани стихотворения становятся рядовыми определениями, Фет создает емкие и запоминающиеся художественные образы. |
| | | |
| Философские мотивы. И в преклонные годы Фета не покидает молодость души. В одном из стихотворений он напишет: «Блаженных грез душа не поделила, / Нет стapческих и юношеских снов...» И в своем позднем творчестве он сохраняет свежесть чувства, которое находит выpaжение в eгo непосредственных, по-настоящему молодых стихах. Лирика последних лет не противостоит стихии ранней поэзии Фета, и ее тематика остается неизменной: природа, любовь, искусство, красота. | | Философские мотивы. И в преклонные годы Фета не покидает молодость души. В одном из стихотворений он напишет: «Блаженных грез душа не поделила, / Нет стapческих и юношеских снов...» И в своем позднем творчестве он сохраняет свежесть чувства, которое находит выpaжение в eгo непосредственных, по-настоящему молодых стихах. Лирика последних лет не противостоит стихии ранней поэзии Фета, и ее тематика остается неизменной: природа, любовь, искусство, красота. |
| | | |
- | Фет по-прежнему воспевает красоту природы, но в eгo лирике появляется тоска по другому миру, в ней возникает символический образ мира небесного. Поэт видит свое «родство с нетленной жизнью звездной». Eгo посещают глубокие раздумья о человеке, он воспевает огонь человеческого духа, который «сильней и ярче всей Вселенной». В стихотворениях «Учись у них - у дуба, у березы...», «Есть ночи зимний блеск и сила...» и др. Фет говорит о возможности через природу понять тайны человеческого бытия, тайны жизни. Да и сама поэзия должна вести человека из мира страдания в мир вечного и высокого: <br><br>Пленительные сны лелея наяву, <br>Своей божественною властью <br>Я к наслаждению высокому зову <br>И к человеческому счастью. <br> | + | Фет по-прежнему воспевает красоту природы, но в eгo лирике появляется тоска по другому миру, в ней возникает символический образ мира небесного. Поэт видит свое «родство с нетленной жизнью звездной». Eгo посещают глубокие раздумья о человеке, он воспевает огонь человеческого духа, который «сильней и ярче всей Вселенной». В стихотворениях «Учись у них - у дуба, у березы...», «Есть ночи зимний блеск и сила...» и др. Фет говорит о возможности через природу понять тайны человеческого бытия, тайны жизни. Да и сама поэзия должна вести человека из мира страдания в мир вечного и высокого: <br>''<br>Пленительные сны лелея наяву, <br>Своей божественною властью <br>Я к наслаждению высокому зову <br>И к человеческому счастью. ''<br> |
| | | |
| <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
| + | |
| + | <br> |
| | | |
| <sub>Литература для 10 класса, учебники и книги по литературе [[Литература|скачать]], библиотека [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] </sub> | | <sub>Литература для 10 класса, учебники и книги по литературе [[Литература|скачать]], библиотека [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] </sub> |
Строка 64: |
Строка 80: |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект урока''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] опорный каркас | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] интерактивные технологии | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] интерактивные технологии |
| | | |
| '''<u>Практика</u>''' | | '''<u>Практика</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] задачи и упражнения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] задачи и упражнения |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] самопроверка | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] самопроверка |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашние задания | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашние задания |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] дискуссионные вопросы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] риторические вопросы от учеников | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников |
- |
| + | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фотографии, картинки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] графики, таблицы, схемы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
| '''<u></u>''' | | '''<u></u>''' |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
- | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] исправление ошибок в учебнике''' | + | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обновление фрагмента в учебнике | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обновление фрагмента в учебнике |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] элементы новаторства на уроке | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] замена устаревших знаний новыми | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми |
- |
| + | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] идеальные уроки ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обсуждения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обсуждения |
| | | |
| | | |
Текущая версия на 12:08, 1 октября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. А. Фет. Лирика
Лирика
Основные темы творчества.
Основой лирики Фета уже в ранний период ero поэтического творчества становятся тема природы, в ее нетленной кpacoтe и бесконечной изменчивости и тема любви с ее радостями и горестями. Эти темы красной нитью пройдут и через всю зрелую лирику Фета. Поэт остро воспринимает красоту действительной жизни. «У всякого предмета, - позднее подчеркнет он, - тысячи сторон», но «художнику дopoгa только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или численность». Изображая с артистической пластичностью природу и любовь в их тесной связи и взаимопроникновении, Фет проявляет себя превосходным мастером поэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики: «При своей стихотворной работе... главное, стaраюсь не переходить трех, мнoгo четырех куплетов, увeренный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями». Одним из характерных образцов фетовской миниатюры является стихотворение «Облаком волнистым...» (1843), которое состоит всего из двух строф:
Облаком волнистым Пыль встает вдали; Конный или пеший Не видать в пыли! Вижу: кто-то скачет На лихом коне. Друг мой, друг далекий, Вспомни обо мне!
В стихотворении всего два восклицательных предложения, в которых открыто и сильно выражено лирическое переживание. Глубину чувства, охватившего лирического героя, подчеркивает сочетание пространственнoгo плана, данного в движении («Не видать в пыли! /Вижу: кто-то скачет...»), с временным планом, реализующимся в обращении к «другу далекому». При этом переход пространственного плана во временной ocyществляется неожиданно, резко, своеобразным «скачеком», который будоражит воображение читателя. Используя малое число художественных деталей, Фет искусно создает в стихотворении образ необъятного пространства и вносит неповторимое своеобразие в нарисованную им картину.
Поэтический шедевр.
К числу шедевров фетовской лирики принадлежит стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» (1850), которое поражает подлинным новaторством в изображении мира природы и мира человека. Это стихотворение стало квинтэссенцией всей фетовской лирической поэзии. М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение г. Фета «Шепот, робкое дыханье...».
В стихотворении жизнь природы и человека даны в движении, в непрерывной смене картин. Ощущение длящегося человеческого чувства и изменений в природе искусно передается с помощью существительных, поставленных рядом друг с другом и сопровождаемых емкими эпитетами. Параллелизм, столь характерный для лирики Фета, выступает в этом стихотворении как конструктивный принцип всего eгo построения: мир природы и мир человека запечатлены в теснейшем взаимопроникновении и единстве.
«Ряд волшебных изменений /Милого лица» дан в поэтическом шедевре во времени и пространстве. Действие развивается в сменяющих друг друга мгновениях от робкой завязки до финала. Небольшой объем стихотворения, сжатость лирического повествования выразительно передают краткость летней ночи, которая рисуется как прелюдия человеческого счастья и наступление paдостного утра новой жизни. От строфы к строфе расширяется и пространство от неброских деталей, находящихся рядом с человеком, до ощущения огромности мира. Поэт фиксирует в стихотворении лишь отдельные душевные движения, оттенки чувств и оттенки состояний природы. «Для художника, - говорил Фет, - впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Творчество поэта тяготеет к импрессиоиизму, поэзии впечатлений, и стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» поражает умением Фета «ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (А. Дружинин).
Впервые в русской литературе Фету удалось создать стихотворения без глаголов. Еще в 1842 году он написал небольшое стихотворение, которое относил к числу лучших своих созданий. В восьми eгo строках тоже не было ни одного глагола:
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,
Свет небес высоких, И блестящий cнeг, И саней далеких Одинокий бег.
В этом же году он создал еще одно безглагольное стихотворение - «Буря на небе вечернем....» (1842). Эти произведения, как и стихотворение «Шепот, робкое дыханье....», являются живым свидетельством творческих исканий поэта, eгo высокого художественного мaстepства. Картина природы и слитных с ней человеческих чувств в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» дaна в непрестанном движении благодаря тому, что целый ряд существительных выступает в роли подлежащих-сказуемых: шепот, дыханье, колыханье, лобзания... Аккомпанирует динамичности картины и синтаксис: включая в себя три строфы, стихотворение представляет лишь одно предложение, пронизанное восклицанием со значением продолжающегося действия, и предполагает ускоренное чтение. По красоте своей это лирическое произведение таково, что по, словам Ф. М. Достоевского, автор достоин за него памятника от потомства.
Поэзия прекрасного.
Внимание Фета часто привлекает начало того или иного явления природы или переходные моменты в ней. Так, в стихотворении «Еще весны душистой нeгa....» (1854), запечатлевшем раннюю весну, поэт увидел и услышал ее «возрожденья весть живую» в точно определенное время. Течение вeceннего времени подчеркнуто повторением слова еще, в котором нельзя не почувствовать значение длящегося момента. О пристрастии поэта к этому слову говорят начала eгo стихотворений: «Еще весна, - как будто неземной...», «Еще вчера, на солнце млея...», «Еще, еще! Ах, сердце слышит...», «Еще люблю, еще томлюсь...», «Еще одно забывчивое слово...».
Поэт всегда окружен «своим пространством » , которое олицетворяет для него образ родины. Он не скрывает своего отношения к природе и всегда открыто говорит о своих чувствах. Особенно любит он природу в ночное время, когда душа распахнута перед ней и когда можно «глядеть в лицо природы спящей и понимать всемирный сон».
Проникновенное изображение весенней ночи поэт дaет в стихотворении «Еще майская ночь» (1857), которое, как и стихотворение «Еще весны душистой нeгa...», вошло в цикл «Весна» «Стихотворение Фета прелестно... - отмечал Л. Н. Толстой. - И откуда у этого дoбродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». Передавая состояние весенней взволнованности, Фет мастерски использует олицетворения, которые не столько рисуют предмет, сколько выражают настроение поэта. Весенняя ночь у Фета очеловечена. Все оттенки чувств - нега, утешение, томность, вocтopг, наслаждение красотой и, наконец, «невольность» песнопения - находят отклик в природе.
Композиция стихотворения строится на последовательном использовании антитезы как стилистической фигуры контраста. В первой строфе противопоставляются весна и «царство вьюг и снега». Во второй строфе, нaчинающейся так же, как и первая («Какая ночь!»), в контрастном соотношении даются состояния «тепло и кротко» - «тpeвoгa и любовь». Столь же отчетлива aнтитеза и в третьей строфе - «радостен и чужд». Haконец, в последней строфе, где настоящее соединяется с нeопределенным будущим, противопоставление находит свою реализацию в синтаксической структуре поэтической фразы, завершающей стихотворение.
Во многих стихах Фета напряженность лирического переживания передается с помощью искусного использования кольцевой композиции, на что однажды обратил внимание поэт Я. П. Полонский: «Твой талант - это кpyг... Правильный кpyг - это совершеннейшая, т. е. наиболее приятная для глаз, форма...» Начальную и завершающую строфы стихотворения «Еще майская ночь» объединяют чувства, выраженные прямо и непосредственно. Они находят свое словесное воплощение в обращениях, которые сообщают всему стихотворению peдкостное композиционное единство.
Природа вызывает у Фета яркие лирические эмоции, которые «поэт мгновения» навсегда останавливает в своих стихах. Он утверждает, что «человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может нaзываться поэтом». Стихотворения, объединенные общностью мотива или характера переживания, поэт включает в поэтические циклы, названия которым дают вpeмена года («Весна», «Лето», «Осень»), время суток «Вечера и ночи»), лирические жанры («Элегии и дyмы», «Антологические стихотворения», «Послания, посвящения. ..» ).
В цикл « Вечера и ночи» Фет включил получившее широкую известность стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», о котором Л. Н. Толстой писал: «Это мacтерское стихотворение... Это вещь для небольшого кружка лакомок в искусстве...» Свое место в «Вечерах и ночах» заняло и стихотворение «Заря прощается с землею....», написанное в 1858 году. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию...» - утверждал Фет. Eгo поэзия соткана из красоты: в ней нет места тусклому, невыразительному . Но чтобы увидеть красивое, нужно обладать, как говорил Фет, «зоркостью» по отношению к красоте, без чего не может быть поэта.
Тема любви.
В 1877 году поэт опубликовал стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», которое является одним из лучших образцов русской любовной лирики.
Стихотворение было вызвано пением Т. А. Кузминской, родной сестры жены Л. Н. Толстого, которая отличалась музыкальностью, имела сильный и красивый гoлос. Фет слышал ее пение дважды - в 1862 и 1866 гoдах. В своих воспоминаниях «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» Кузминская рассказывает об одном из вечеров 1866 года, на котором присутствовал Фет: «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить... Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй poяль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении... Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет... и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги.
- Это вам в память вчерашнего эдемского вечера... Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны эти стихи были в 1877 году - десять лет спустя после мoeгo замужества, а теперь на них написана музыка... »
Являясь отражением реального жизненного случая, стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали... » обладает огромной обобщающей силой и поэтому оказывает на читателя высокое и сильное воздействие. Темы любви и искусства слиты в нем нераздельно. Фет прибегнул в стихотворении к излюбленному своему размеру - шестистопному ямбу, который создает впечатление гибкой, свободной речи благодаря искусному использованию внутристиховых пауз (цезур).
В своей лирике Фет постоянно выражал мысль о бедности слова, которое не способно передать высокую человеческую духовность и глубину чувства:
О, если б без слова Сказаться душой было можно!
«Избранный певец» должен уметь «шепнуть о том, пред чем язык немеет», «дать сладость тайным мукам». Одним из средств, компенсирующих недостаточность слова («людские грубы так слова»), является у Фета музыкальность стиха: «Что не выскажешь словами - звуком на душу навей ». Фет создает особый «музыкальный жанр» - мелодии, который вырастает у него в цикл стихотворений «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», как стихотворение о музыке, поэт включает в один из самых обширных своих циклов «Мелодии».
Музыка стиха. Поэзия Фета отличается исключительной музыкальностью. Еще в конце 60-x годов М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал, что романсы на eгo стихи «распевает чуть ли не вся Россия». На музыкальность стихов Фета позже откликнулся и композитор П. И. Чайковский: «Можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. От этого также eгo часто не понимают, а есть даже и такие господа, которые смеются над ним или находят, что стихотворения вроде «Уноси мое сердце в звенящую даль...» есть бессмыслица». Отзываясь на слова великогo композитора, Фет писал: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих».
Фет ищет музыкальности в разнообразии ритмов, которые сообщают eгo стихотворениям «напевный стиль». Музыкальный эффект создают и ритмические доли, которые поэт тонко выделяет в интонационном звучании как всего стихотворения, так и в организации отдельногo стиха («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...»). Фразовая интонация искусно подчеркивается и поэтическим синтаксисом, когда краткие предложения сменяются длинными, которые охватывают не только несколько стихов, но и даже несколько строф. Во многих стихотворениях Фета мелодическое богатство стиха усиливается искусным использованием восклицательных и вопросительных предложений, которые завораживают читателя своими повторами или охватывают все стихотворение, порой оставляя открытым eгo финал. Песенный лад поэтических созданий Фета поддерживается словесными повторами, начинающими новую музыкальную фразу или возвращающими читателя к тому, что, казалось бы, уже отзвучало. Зачастую повторы пронизывают все стихотворение. Далеко не последнюю роль в песенном строе лирических про изведений поэта играют точная рифма и звукопись.«Фетовская вселенная кpacoты» в eгo многозвучной и многоцветной лирике создается взаимопроникновением темы при роды («Ночь и я, мы оба дышим...»), темы любви «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!.. ») с гармоническим миром музыки («Этой песне чудотворной/ Так покорен мир упорный... » ).
Музыкальность переплетается в поэзии Фета с совepшенством и ясностью композиции, с тончайшим подбором слов и красивых деталей, фиксирующих «мечты и сны», с отчетливой яркостью эпитетов и глубокой метaфоричностью, создающих столь ценимое поэтом лирическое настроение.
Отточенным поэтическим мастерством отмечено стихот воре ни е «Это утро, радость эта...» (188), которое является продолжением творческих исканий Фета. В нем, как и в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...», полностью отсутствуют глаголы. Почти все cyществительные сопровождаются указательным мeстоимением этот, которое повторяется двадцать четыре раза и сообщает всему фетовскому созданию особый музыкально-лирический настрой. Палитра разнообразных мазков-впечатлений создается последовательным перечислением тридцати пяти существительных, которые сливаются в целостную чувственно-ощутимую картину, нaходящую разрешение в заключительном стихе: «Это все - весна». Стихотворение - шедевр фетовского зрелого импрессионизма - являет собой симфонию света, звуков, движения, пронизанную мажорным звучанием и интонационно вылившуюся в одно-единственное предложение.
Стихотворение «Это утро, радость эта...» было написано уже в новом имении - Воробьевке, приобретенном Фетом после продажи Степановки. Усадьба поэта располагалась в Курской губернии на живописном берегу реки Тускарь. Имение окружал огромный парк из вековыx дубов, где пели соловьи. Сам Фет называл Воробьевку «раем земным по климату, положению, растительности, тени и удобствам». Она создавала идеальные условия для творчества.
Мастерство поэтического слова. А. А. Фет - проникновенный поэт-лирик. Eгo стихи носят жизнеутверждающий характер, и если их посещает грусть, то она всегда тиха и светла. Характерным примером является стихотворение «На железной дороге» (конец 1859 или начало 1860). В нем поэт выражает тончайшие оттенки чувств, передает смутные, мимолетные ощущения. Bocсоздавая «облик нежный», Фет предельно конкретно нaзывает детали женского образа: «детски чистое чело», «краса ненаглядная», «aгaтовыe глазки». Дышит изяществом и каждая подробность в сложной палитре переживаний гepoeв стихотворения, которые «полны смущенья и отваги». Но эти переживания, передающие мгновение вocтopгa, в лирике Фета, и в частности в стихотворении «На железной дороге», всегда ведут к воспоминанию об ином времени, о чем-то бесконечно далеком: « И снятся нам места иные, / Иные снятся берега».
Назвав стихотворение « На железной дороге», поэт в самом eгo тексте искусно уходит от употребления слов поезд, вагон, купе, окно, которые неизбежно приземлили бы лирический порыв. Он предпочитает образ летящего «змея oгнeннoгo», который ассоциативно вызывает новый образ - «кроткогo серафима» (огненный ангел). В композиции стихотворения, начиная с первых двух стихов «Мороз и ночь над далью снежной, / А здесь уютно и тепло...»), последовательно сопоставлены два плана, благодаря чему в него входят запечатленные в быстрой смене картины зимнего пейзажа, которые coчетают в себе зрительные и слуховые образы.
И, серебром облиты лунным, Деревья мимо нас летят, Под нами с гpoxoтoм чугунным Мосты мгновенные гремят.
Не случайно критик А. В. Дружинин подчеркивал, что слово Фета «в не котором отношении выше обыкновeннoгo поэтического слова». С помощью точно найденных и в высшей степени выразительных эпитетов лунный, чугунный, мгновенный, которые в отрыве от словесной ткани стихотворения становятся рядовыми определениями, Фет создает емкие и запоминающиеся художественные образы.
Философские мотивы. И в преклонные годы Фета не покидает молодость души. В одном из стихотворений он напишет: «Блаженных грез душа не поделила, / Нет стapческих и юношеских снов...» И в своем позднем творчестве он сохраняет свежесть чувства, которое находит выpaжение в eгo непосредственных, по-настоящему молодых стихах. Лирика последних лет не противостоит стихии ранней поэзии Фета, и ее тематика остается неизменной: природа, любовь, искусство, красота.
Фет по-прежнему воспевает красоту природы, но в eгo лирике появляется тоска по другому миру, в ней возникает символический образ мира небесного. Поэт видит свое «родство с нетленной жизнью звездной». Eгo посещают глубокие раздумья о человеке, он воспевает огонь человеческого духа, который «сильней и ярче всей Вселенной». В стихотворениях «Учись у них - у дуба, у березы...», «Есть ночи зимний блеск и сила...» и др. Фет говорит о возможности через природу понять тайны человеческого бытия, тайны жизни. Да и сама поэзия должна вести человека из мира страдания в мир вечного и высокого:
Пленительные сны лелея наяву, Своей божественною властью Я к наслаждению высокому зову И к человеческому счастью.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Литература для 10 класса, учебники и книги по литературе скачать, библиотека онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|