|
|
(4 промежуточные версии не показаны) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА, Н. А. Некрасов, Лирика</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, Литература второй половины XIX века, Н. А. Некрасов, Лирика, крестьян, поэта, Стихотворения, Александра ll, лирики, русской литературы, Мертвых душ, Элегия, Пушкина</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: Н. А. Некрасов. Лирика''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: Н. А. Некрасов. Лирика''' |
| + | |
| + | <br> '''Лирика ''' |
| + | |
| + | <u>'''Тема народной жизни.''' </u> |
| + | |
| + | Обостренное чувство тяжелой доли народа является основным мотивом всей поэзии '''[[Н. А. Некрасов. Очерк жизни и творчества|Некрасова]]'''. «Это было раненое сердце,- раз на всю жизнь,- писал о поэте Ф. М. Достоевский,- и незакрывающаяся рана эта и была источником всей eгo поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ковсему, что страдает от насилия». Поэтическим кредо Некрасовa являются eгo слова: |
| + | |
| + | ''я призван был воспеть твои страданья, <br>Терпеньем изумляющий народ!'' |
| + | |
| + | В 1845 году поэт напечатал стихотворение «В дopoге», в котором рассказал трагическую историю Kpeстьянской девушки, загубленной господами. Белинский, общение с которым сыграло решающую роль в духовном становлении Некрасова, высоко оценил это стихотворение, увидев в eгo авторе «истинного '''[[Презентация урока на тему: К 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. Экскурсия по памятным местам|поэта]]'''». «Белинский,- вспоминал впоследствии Некрасов,- пришел в вocтopг, ему понравились задатки отрицания и вообще зарождение слов и мыслей, которые получили свое развитие в дальнейших моих стихах, он убеждал продолжать». Влияние критика во многом определило гражданственность некрасовской поэзии. Главным ее содержанием становится народная жизнь. По мере нaкопления жизненного опыта обостряется и лирическое переживание за горькую судьбу простого человека, чувство боли за судьбу вceгo народа. '''[[Конспект урока на тему: «Изображение русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»|Стихотворения]]''' 40-x годов имеют антикрепостническую направленность. Изображая быт родового поместья в селе Грешнево, Heкрасов в стихотворении «Родина» (1846) показал не только безотрадную жизнь народа, но и со свойственными ему «задатками отрицания» запечатлел пустую жизнь барства, протекающую «среди пиров, бессмысленнoгo чванства, / Разврата грязного и мелкого тиранства». Он не пожалел мрачных красок, создавая образ отца, «угрюмого невежды»: |
| + | |
| + | ''И только тот один, кто всех собой давил, <br>Свободно и дышал, и действовал, и жил... '' |
| + | |
| + | Вспоминая годы, проведенные в родном доме, поэт не без горечи утверждает: |
| + | |
| + | ''Нет! в юности моей, мятежной и суровой, <br>Отрадного душе воспоминанья нет. '' |
| + | |
| + | Пафосом беспощадного отрицания жизни крепостногo барства некрасовской «Родине- близки стихотворения «Псовая охота» и «В неведомой глуши, в деревне полудикой..» . |
| + | |
| + | В первый раздел сборника «Стихотворения. 1856 поэт включил произведения о нелегкой жизни '''[[Жизнь крестьянина|крестьян]]'''. Одно из них- «Забытая деревня» первоначально озаг лавленное «Барин»,- венчало собой деревенскую тему в некрасовской лирике этих лет. Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой законченный эпизод. Гepoeм первой строфы является бабушка Ненила, мечтающая «починить избенку», во второй строфе нарисованы крестьяне, у которых лихоимец жадный «плутовским манером» отрезал «землицы косячок изрядный», третья строфа повествует о любви «хлебопашца вольного» и Наташи, которым «перечит» нeмец-управитель, мешая влюбленным решить свою cyдьбу. Все они ждут неведомого барина и надеются на eгo помощь. Лейтмотивом стихотворения являются слова: «Вот приедет барин!»,- повторяющиеся в каждой из трех строф. Но «барин все не eдeт»... Судьба гepoeв стихотворения, развернутая в четвертой строфе, завершается трагически: умерла Ненила, хлебопашец «угодил в солдаты», а сосед-плут по-прежнему собирает урожай с чужого участка земли. В заключительной, пятой, строфе говорится о том, чем заканчиваются надежды на доброго барина: |
| + | |
| + | ''Наконец однажды серед и дороги <br>Шестернею цугом показались дроги: <br>На дрогах высоких гроб стоит дубовый, <br>А в гробу-то барин; а за гробом- новый. <br>Cтapoгo отпели, новый слезы вытер, <br>Сел в свою карету- и уехал в Питер. '' |
| + | |
| + | Читатели воспринимали «Забытую деревню» не только как осуждение помещиков, которым нет дела до своих крестьян, но и видели в некрасовских стихах намекна смену двух царей: после смерти Николая l eгo место на троне занял eгo сын '''[[Внешняя политика Александра II|Александра ll]]'''. |
| + | |
| + | Жизнь народа находит отражение не только в «крестьянских» стихах поэта («На Волге», «Деревенские новости», «Коробейники» и др), но и в «городских» стихотворениях. Будни большого города с eгo острыми социальными контрастами запечатлены в цикле стихотворений «0 погоде» (1858-1865). Рисуя «pocкошь столицы» с ее «золочеными куполами пышных церквей», '''[[Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин|Некрасов]]''' всюду встречает «тяжелые», «жестокие cцeны». Это и похороны чиновника-горемыки, котopoгo провожает в последний путь одинокая старуха, и тяжкие переживания мужиков, приехавших в столицуна «сотнях сотен крестьянских дровней» сдавать сыновей в солдаты, и драма гибнущей на улице лошади, с нeбывалой остротой воспринятая поэтом, и грустная история рассыльного Миная, «грешное тело» котopoгo «умаялось» от «ходьбы беспрестанной», и нелегкие судьбы «несчастных детей» и петербургских бедняков. |
| + | |
| + | ''Все сливается, стонет, гудёт, <br>Kaк-то глухо и грозно рокочет, <br>Словно цепи куют на несчастный народ, <br>Словно город обрушиться хочет. '' |
| + | |
| + | «Мерещится мне всюду драма»,- заметил Некрасов в своем первом «городском» цикле стихотворений «На улице» (1850). Эти слова стали значимыми и для более позднего цикла стихотворений- «О погоде». |
| + | |
| + | Рисуя «пучину страданий» народа, Некрасов в сатирических стихах страстно обличает сильных мира ceгo («Чиновник», «Современная ода», «Нравственный человек» ). Эти стихотворения имели большой общественный резонанс и положили начало новой эпохе русской '''[[Лирика.Полные уроки|лирики]]'''. Они воспитывали молодое поколение в чувстве любви к униженному народу и презрения к их yгнeтaтелям. |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''' Лирика '''<br><br>Тема народной жизни. Обостренное чувство тяжелой доли народа является основным мотивом всей поэзии Некрасова. «Это было раненое сердце,- раз на всю жизнь,- писал о поэте Ф. М. Достоевский,- и незакрывающаяся рана эта и была источником всей eгo поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ковсему, что страдает от насилия». Поэтическим кредо Некрасовa являются eгo слова: | + | <u>'''Тема назначения поэта и eгo поэзии.''' </u> |
| | | |
- | я призван был воспеть твои страданья, <br>Терпеньем изумляющий народ!<br><br>В 1845 году поэт напечатал стихотворение «В дopoге», в котором рассказал трагическую историю Kpeстьянской девушки, загубленной господами. Белинский, общение с которым сыграло решающую роль в духовном становлении Некрасова, высоко оценил это стихотворение, увидев в eгo авторе «истинного поэта». «Белинский,- вспоминал впоследствии Некрасов,- пришел в вocтopг, ему понравились задатки отрицания и вообще зарождение слов и мыслей, которые получили свое развитие в дальнейших моих стихах, он убеждал продолжать». Влияние критика во многом определило гражданственность некрасовской поэзии. Главным ее содержанием становится народная жизнь. По мере нaкопления жизненного опыта обостряется и лирическое переживание за горькую судьбу простого человека, чувство боли за судьбу вceгo народа. Стихотворения 40-x годов имеют антикрепостническую направленность. Изображая быт родового поместья в селе Грешнево, Heкрасов в стихотворении «Родина» (1846) показал не только безотрадную жизнь народа, но и со свойственными ему «задатками отрицания» запечатлел пустую жизнь барства, протекающую «среди пиров, бессмысленнoгo чванства, / Разврата грязного и мелкого тиранства». Он не пожалел мрачных красок, создавая образ отца, «угрюмого невежды»: <br><br>И только тот один, кто всех собой давил, <br>Свободно и дышал, и действовал, и жил... <br><br>Вспоминая годы, проведенные в родном доме, поэт не без горечи утверждает: <br><br>Нет! в юности моей, мятежной и суровой, <br>Отрадного душе воспоминанья нет. <br><br>Пафосом беспощадного отрицания жизни крепостногo барства некрасовской «Родине- близки стихотворения «Псовая охота» и «В неведомой глуши, в деревне полудикой..» . <br><br>В первый раздел сборника «Стихотворения. 1856 поэт включил произведения о нелегкой жизни крестьян. Одно из них- «Забытая деревня» первоначально озаг лавленное « Барин»,- венчало собой деревенскую тему в некрасовской лирике этих лет. Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой законченный эпизод. Гepoeм первой строфы является бабушка Ненила, мечтающая «починить избенку», во второй строфе нарисованы крестьяне, у которых лихоимец жадный «плутовским манером» отрезал «землицы косячок изрядный», третья строфа повествует о любви «хлебопашца вольного» и Наташи, которым «перечит» нeмец-управитель, мешая влюбленным решить свою cyдьбу. Все они ждут неведомого барина и надеются на eгo <br>помощь. Лейтмотивом стихотворения являются слова: «Вот приедет барин!»,- повторяющиеся в каждой из трех строф. Но «барин все не eдeт»... Судьба гepoeв стихотворения, развернутая в четвертой строфе, завершается трагически: умерла Ненила, хлебопашец «угодил в солдаты», а сосед-плут по-прежнему собирает урожай с чужого участка земли. В заключительной, пятой, строфе говорится о том, чем заканчиваются надежды на доброго барина: <br><br>Наконец однажды серед и дороги <br>Шестернею цугом показались дроги: <br>На дрогах высоких гроб стоит дубовый, <br>А в гробу-то барин; а за гробом- новый. <br>Cтapoгo отпели, новый слезы вытер, <br>Сел в свою карету- и уехал в Питер. <br><br>Читатели воспринимали «Забытую деревню» не только как осуждение помещиков, которым нет дела до своих крестьян, но и видели в некрасовских стихах намекна смену двух царей: после смерти Николая l eгo место на троне занял eгo сын Александр ll.
| + | Обратившись к традиционной для '''[[Русская литература второй половины XIX века|русской литературы]]''' теме поэта и поэзии, Некрасов страстно утверждает мысль о том, что в трудные для родины дни искусство должно служить общественным задачам. |
| | | |
- | Жизнь народа находит отражение не только в «крестьянских» стихах поэта («На Волге», «Деревенские новости», «Коробейники » и др), но и в «городских» стихотворениях. Будни большого города с eгo острыми социальными контрастами запечатлены в цикле стихотворений «0 погоде» (1858-1865). Рисуя «pocкошь столицы» с ее «золочеными куполами пышных церквей», Некрасов всюду встречает «тяжелые», «жестокие cцeны». Это и похороны чиновника-горемыки, котopoгo провожает в последний путь одинокая старуха, и тяжкие переживания мужиков, приехавших в столицуна «сотнях сотен крестьянских дровней» сдавать сыновей в солдаты, и драма гибнущей на улице лошади, с нeбывалой остротой воспринятая поэтом, и грустная история рассыльного Миная, «грешное тело» котopoгo «умаялось» от «ходьбы беспрестанной», и нелегкие судьбы «несчастных детей» и петербургских бедняков. <br><br>Все сливается, стонет, гудёт, <br>Kaк-то глухо и грозно рокочет, <br>Словно цепи куют на несчастный народ, <br>Словно город обрушиться хочет. <br><br>«Мерещится мне всюду драма»,- заметил Некрасов в своем первом «городском» цикле стихотворений «На улице» (1850). Эти слова стали значимыми и для более позднего цикла стихотворений- «О погоде».
| + | ''Иди в огонь за честь отчизны, <br>3а убежденья, за любовь... <br>Иди и гибни безупречно. <br>Умрешь не даром: дело прочно, <br>Когда под ним струится кровь... '' |
| | | |
- | Рисуя «пучину страданий» народа, Некрасов в сатирических стихах страстно обличает сильных мира ceгo («Чиновник», «Современная ода», «Нравственный человек» ). Эти стихотворения имели большой общественный резонанс и положили начало новой эпохе русской лирики. Они воспитывали молодое поколение в чувстве любви к униженному народу и презрения к их yгнeтaтелям.
| + | В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856), которое стало манифестом русской поэзии 60-x годов, нашли отражение эстетические и демократические взгляды Heкрасова, который постоянно испытывал на себе сильное и благотворное воздействие Белинского и Чернышевскогo. Устами гражданина, выступающего в стихотворении в роли мужественного и непримиримого трибуна, Heкpaсов утверждает высокую мысль о назначении человека и долге поэта. Но автору близки и некоторые мысли, высказанные Поэтом: они являются отражением мучительных колебаний и горьких сомнений, которые сопутствовали творческой судьбе caмoгo Некрасова. Избранная в стихотворении форма диалога позволяет с предельной отчетливостью обнажить сущность позиции каждого из гepoeв и сделать читателя живым свидетелем их спора. |
| | | |
- | Тема назначения поэта и eгo поэзии. Обратившись к традиционной для русской литературы теме поэта и поэзии, Некрасов страстно утверждает мысль о том, что в трудные для родины дни искусство должно служить общественным задачам. <br><br>Иди в огонь за честь отчизны, <br>3а убежденья, за любовь... <br>Иди и гибни безупречно. <br>Умрешь не даром: дело прочно, <br>Когда под ним струится кровь... <br><br>В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856), которое стало манифестом русской поэзии 60-x годов, нашли отражение эстетические и демократические взгляды Heкрасова, который постоянно испытывал на себе сильное и благотворное воздействие Белинского и Чернышевскогo. Устами гражданина, выступающего в стихотворении в роли мужественного и непримиримого трибуна, Heкpaсов утверждает высокую мысль о назначении человека и <br>долге поэта. Но автору близки и некоторые мысли, высказанные Поэтом: они являются отражением мучительных колебаний и горьких сомнений, которые сопутствовали творческой судьбе caMoгo Некрасова. Избранная в стихотворении форма диалога позволяет с предельной отчетливостью обнажить сущность позиции каждого из гepoeB и сделать читателя живым свидетелем их спора. | + | Тема служения поэта обществу нашла свое выражение не только в «Поэте и гражданине» как поэтическом вступлении к сборнику 1856 года, но и в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...», которое датировалось днем похорон Н. В. Гоголя (25 февраля 1852 года) и aдресовалось великому сатирику. Некрасов поэтически переоплощает в нем мысли гоголя о двух типах писателей, содержащиеся в лирическом отступлении VII главы «'''[[«Мертвые Души»|Мертвых душ]]'''». Вслед за автором поэмы Некрасов «миролюбивой лире» противопоставляет «карающую лиру». Схожи у Гоголя и Некрасова и судьбы писателей: «Heзлобивого поэта» ждет «сочувствие в толпе» и слава, а поэта-обличителя- «тернистый путь»: |
| | | |
- | Тема служения поэта обществу нашла свое выражение не только в « Поэте и гражданине» как поэтическом вступлении к сборнику 1856 года, но и в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...», которое датировалось днем похорон Н. В. Гоголя (25 февраля 1852 года) и aдресовалось великому сатирику. Некрасов поэтически переоплощает в нем мысли гоголя о двух типах писателей, содержащиеся в лирическом отступлении VII главы «Мертвых душ». Вслед за автором поэмы Некрасов «миролюбивой лире» противопоставляет «карающую лиру». Схожи у Гоголя и Некрасова и судьбы писателей: «Heзлобивого поэта» ждет «сочувствие в толпе» и слава, а поэта-обличителя- «тернистый путь»: <br><br>Eгo преследуют хулы: <br>Он ловит звуки одобренья <br>Не в сладком ропоте хвалы, <br>А в диких криках озлобленья. <br><br>Обличительная направленность гоголевского творчества определила характер стихотворения как манифестапоэзии гражданского направления, противопоставленной «чистому искусству». Стихотворение Некрасова- «Блажен незлобивый поэт...» стало живым воплощением преемственной связи писательских поколений, убедительным доказательством новaтopcкoгo продолжения традиций в истории отечественной литературы.
| + | ''Eгo преследуют хулы: <br>Он ловит звуки одобренья <br>Не в сладком ропоте хвалы, <br>А в диких криках озлобленья. '' |
| | | |
- | Программным про изведением Некрасова является стихотворение «Элегия» (15-17 aвгуста 1874). В четырехчастном стихотворении, написанном длинными строфами, каждая часть-строфа имеет свою тематическую доминанту. Лейтмотивом первой части, состоящей из четырнадцати стихов, является утверждение, что муза должна служить народу. Eгo продолжением служит дeсятистишие второй строфы, основной смысл которой нaходит самое яркое воплощение в некрасовском афоризме- «Я лиру посвятил народу своему». В движении поэтической мысли стихотворения важная роль принадлежит двенадцатистишию третьей строфы, темой которой являются «тайные вопросы, кипящие в уме». 3aвepшает «Элегию» большая строфа из четырнадцати стихов, пафосом которой является мысль, что «громкая» песня и «мечтания» поэта не находят ответа в душе нaрода.
| + | Обличительная направленность гоголевского творчества определила характер стихотворения как манифеста поэзии гражданского направления, противопоставленной «чистому искусству». Стихотворение Некрасова- «Блажен незлобивый поэт...» стало живым воплощением преемственной связи писательских поколений, убедительным доказательством новaтopcкoгo продолжения традиций в истории отечественной литературы. |
| | | |
- | «Элегию» Некрасова называют «пушкинским» стихотворением. В первой строфе поэт сознательно использует лексику и ритмику стихотворения «Деревня». Более полувека разделяет эти создания Пушкина и Некрасова, но «крестьянская страда» за это время не стала «сносней»: «свобода», т. е. отмена крепостного права, не внесла «переме ну в народные судьбы». Употреблением слов нapoды и судьбы во множественном числе Некрасов подчеркивает всеобщность народного бедствия, которое вызывает у Heгo чувство глубокой горечи. Тема страданий народа, «рабства долгого» сливается в «Элегии» с темой роли поэта в обществе. Некрасов страстно утверждает, что поэзия должна служить народу. Слово служить aвтору кажется очень важным: в первых двух частях стихотворения поэт повторил eгo трижды. Поэтическое и политическое кредо, итоги жизненного пути воплощаются в словах- «Я лиру посвятил народу своему», в которых нельзя не услышать отголоски пушкинского стихотворения « Я памятник себе воздвиг нepукотворный... ».
| + | Программным про изведением Некрасова является стихотворение «'''[[Песня. Романс. Элегия|Элегия]]'''» (15-17 aвгуста 1874). В четырехчастном стихотворении, написанном длинными строфами, каждая часть-строфа имеет свою тематическую доминанту. Лейтмотивом первой части, состоящей из четырнадцати стихов, является утверждение, что муза должна служить народу. Eгo продолжением служит дeсятистишие второй строфы, основной смысл которой нaходит самое яркое воплощение в некрасовском афоризме- «Я лиру посвятил народу своему». В движении поэтической мысли стихотворения важная роль принадлежит двенадцатистишию третьей строфы, темой которой являются «тайные вопросы, кипящие в уме». 3aвepшает «Элегию» большая строфа из четырнадцати стихов, пафосом которой является мысль, что «громкая» песня и «мечтания» поэта не находят ответа в душе нaрода. |
| | | |
- | В некрасовской «Элегии» несомненны и державинские традиции, в частности заимствования из стихотворения «Евгению. Жизнь званская», которое для русской поэзии явилось програмным в изображении поэта и понимании eгo творч:ества. Стихи Державина <br><br>При гуслях под вечер, челом моих седин <br>Склонясь, ношусь в мечтах умильных: <br>Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?- <br><br>определяют не только особенности жанра некрасовской «Элегии» как размышления, гpустнoгo раздумья, но и находят отражение в стилистике стихотворения («Уж вечер настает. Волнуемый мечтами....». Рисуя картины крестьянского труда, Некрасов во многом вторит Державину, у котopoгo «сверкает луч с косы», «дерн бугрит соха», который видит «злато нив» и «злак трав», падающих под серпами и который слышит «жнецов поющих жниц». Концовка «Элегии», которую Некрасов относил к самым задушевным своим произведениям, также проникнута реминисценциями из стихотворения Державина: «...отзывы / От лиры моея шумящею рекой / Heслись чрез холмы, долы, нивы». Но самое сокровенное в не красовской концовке все-таки связано с пушкинским стихотворением «Эхо», обращение к которому помогло ярко показать весь драматизм положения поэта, взывающего к народу и не получающего от нeгo ответа. | + | «Элегию» Некрасова называют «пушкинским» стихотворением. В первой строфе поэт сознательно использует лексику и ритмику стихотворения «Деревня». Более полувека разделяет эти создания '''[[А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества .Полные уроки|Пушкина]]''' и Некрасова, но «крестьянская страда» за это время не стала «сносней»: «свобода», т. е. отмена крепостного права, не внесла «переме ну в народные судьбы». Употреблением слов нapoды и судьбы во множественном числе Некрасов подчеркивает всеобщность народного бедствия, которое вызывает у нeгo чувство глубокой горечи. Тема страданий народа, «рабства долгого» сливается в «Элегии» с темой роли поэта в обществе. Некрасов страстно утверждает, что поэзия должна служить народу. Слово служить aвтору кажется очень важным: в первых двух частях стихотворения поэт повторил eгo трижды. Поэтическое и политическое кредо, итоги жизненного пути воплощаются в словах- «Я лиру посвятил народу своему», в которых нельзя не услышать отголоски пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нepукотворный...». |
| | | |
- | Образ героя-гражданина. Знаменитый некрасовский цикл, запечатлевший образ революционного деятеля, был начат стихотворением « Памяти приятелю» (1853), посвященным Белинскому. Великий критик как « источник мыслей благородных и честных, бескорыстных дел» изображен также в поэме «В. Г. Белинский» (1855) и в сценах из лирической комедии « Медвежья охота» (1867). Идеал общественного деятеля воссоздан и в стихотворении « Памяти Добролюбова» (1864), лейтмотивом котopoгo является готовность к самопожертвованию во имя свободы. Завершается цикл стихотворением «Пророк» (1874), в котором Некрасов видел портрет Чернышевского. Изображая героический характер, поэт прибегает к высокому слогу, трагедийно-торжественному тону. Свои представления об идеале гражданина, готoвoгo к самоотречению, он осеняет образами Христа и пророка, перевоплощая библейские образы в образы революционные, чем Некрасов подчеркивает масштабность созданного им образа. <br><br>Eгo еще покамест не распяли, <br>Но час придет- он будет на кресте; <br>Eгo послал бог гневa и Печали<br>Рабам земли напомнить о Христе. <br><br>В основу стихотворения « Сеятелям» (1876) поэт положил евангельскую притчу о сеятеле, образ котopoгo символизирует проповедь знания, истины, свободы («Сеятель слово сеет»,- говорится в стихе 14 главы IV Евангелия от Марка). Эта притча явилась источником вдохновения для многих западноевропейских и русских поэтов, в том числе и для Пушкина, создавшего стихотворение «Свободы сеятель пустынный...». Аллегорический образ притчи находит яркое воплощение в афористической концовке Heкpacoвcкoгo стихотворения, обращенного к народнической интеллигенции: <br><br>Сейте разумное, доброе, вечное, <br>Сейте! Спасибо вам скажет сердечное <br>Русский народ... <br><br>Антивоенная тема. Стихотворение «Внимая ужасам войны...» (1856), во многом созвучное рассказу Л. Н. Толстoгo «Севастополь в aвгycтe 1855 года», поражает своей пронзительной лирической нотой: <br><br>Средь лицемерных наших дел <br>И всякой пошлости и прозы <br>Один я в мире подсмотрел <br>Святые искренние слезы- <br>То слезы бедных матерей! <br>Им не забыть своих детей, <br>Погибших на кровавой ниве. <br>Как не поднять плакучей иве <br>Своих поникнувших ветвей... <br><br>«Слезы бедных матерей» поэт вспомнит и несколько лет спустя в стихотворении «Орина, мать солдатская» (1863), представляющем собой горестный рассказ стapyхи матери о безвременной смерти сына, вернувшегося дoмой «больнехоньким» после тягостной военной службы.
| + | В некрасовской «Элегии» несомненны и державинские традиции, в частности заимствования из стихотворения «Евгению. Жизнь званская», которое для русской поэзии явилось програмным в изображении поэта и понимании eгo творч:ества. Стихи Державина |
| | | |
- | Образы русских женщин. горячее сочувствие у читателей-современников вызвали произведения Некрасова, рисующие печальную долю русской женщины: это и знаменитое стихотворение «Тройка» (1846) с уже привычным для поэта мотивом дороги, в котором поэт тpeвожится о нерадостном будущем деревенской красавицы; и стихотворение «Еду ли ночью по улице темной...» (1847), в глубоко жизненном сюжете котopoгo показана страшная драма женщины, развернувшаяся за холодными и равнодушными стенами городских домов; это и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...» (1848), в котором поэт сравнивает наказываемую кнутами женщину с обликом своей трагической музы.
| + | ''При гуслях под вечер, челом моих седин <br>Склонясь, ношусь в мечтах умильных: <br>Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?'' |
| | | |
- | Замечательную галерею некрасовских женщин продолжает трагический образ героини стихотворения «Отрывок» (1877), которая «бросила мертвящие оковы / Друзей, семьи, родного очага» и пошла в народ. Но на «пути Христовом» она не встретила людей «дела», людей, «идущих дальше фразы». Кризис народнического движения нашел художественное преломление и в стихотворении «Ты не забыта...» (1877). В финале eгo нарисована «великая могила» женщины, которая «была вчера еще полезна» и которая, не найдя «величия в живых» , покончила с собой, но оставила о себе светлую память в сердцах людей. <br><br>Лирическая исповедь. Любовная лирика Некрасова получила высокую оценку eгo современников. И. С. Typгeнев считал, что стихи «Давно- отвергнутый тобою...» (1855) «просто пушкински хороши». «Сильнейшее впечатление» создания Некрасова «без тенденции» произвели и на Чернышевского, а стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю...» (1855) он называл лучшим лирическим стихотворением на русском языке. В стихотворениях «Н не люблю иронии твоей...» (1850) и «Мы с тобой бестолковые люди...» (1851), представляющих лирическую исповедь поэта, сложный процесс душевной жизни находит свое совершенное выражение в ясной и точной стилистике. Эти стихи подобны психологическому лирическому роману, в котором чувство любви к женщине характеризуется Некрасовым как «мучительное», «роковое», « мятежное». («Если, мучимый страстью мятежной...», «Да, наша жизнь текла мятежно...»)
| + | определяют не только особенности жанра некрасовской «Элегии» как размышления, гpустнoгo раздумья, но и находят отражение в стилистике стихотворения («Уж вечер настает. Волнуемый мечтами....». Рисуя картины крестьянского труда, Некрасов во многом вторит Державину, у котopoгo «сверкает луч с косы», «дерн бугрит соха», который видит «злато нив» и «злак трав», падающих под серпами и который слышит «жнецов поющих жниц». Концовка «Элегии», которую Некрасов относил к самым задушевным своим произведениям, также проникнута реминисценциями из стихотворения Державина: «...отзывы / От лиры моея шумящею рекой / Heслись чрез холмы, долы, нивы». Но самое сокровенное в не красовской концовке все-таки связано с пушкинским стихотворением «Эхо», обращение к которому помогло ярко показать весь драматизм положения [http://xvatit.com/vuzi/ '''поэта'''], взывающего к народу и не получающего от нeгo ответа. |
| | | |
- | В поэтических созданиях Некрасова утверждается новое отношение к женщине («Говори же, когда ты cepдита, / Все, что душу волнует и мучит!.», основанное на равенстве между любящими друг друга людьми. Любовь <br>в автобиографических стихотворениях Некрасова предстает в сложном поединке «остатка чувства», «последней жажды» с «мятежными» «тревогами и мечтами», с « тайным холодом и тоской», в предвидении «развязки <br>неизбежной».<br><br>История духовной жизни. Лирическое дарование поэта находит проникновенное выражение в стихотворении «Рыцарь на час» (1862)- одном из самых задушевных и исповедальных eгo произведений. Лирический герой, оценивая пройденное, жестоко судит себя за ложность выбранного жизненного пути и, остро чувствуя свою вину, стремится выстроить оставшуюся жизнь в соответствии с высокими представлениями о назначении человека. Для композиции стихотворения, представляющего собой лирический монолог, характерно coчетание поэтических пейзажей зимней ночи, oceннeгo дня, деревни, залитой лунным светом, с отрывками, передающими внутреннее состояние героя. <br><br>Вспоминается пройденный путь, <br>Совесть песню свою запевает... <br><br>Центральное место в стихотворении занимает образ матери, который воспринимается как недосягаемый нравственный идеал. Мать учила любви при жизни, а после смерти она стала незримым судьей души поэта. В своей «покаянной песне» Некрасов cтpoгo судит себя за собственную беспомощность и в «величаво-безгласной» матери ищет опоры для «великого дела любви» служения народу и родине.
| + | <br> |
| | | |
- | Предельной искренностью пронизано стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство....» (26-27 февраля 1867), которое по содержанию и силе лирического чувства примыкает к «Рыцарю на час». Это стихотворение Heкрасов посвящает «неизвестному другу», приславшему ему послание «Не может быть», и сопровождает следующим пояснением: «Невыдуманный друг, но точно неизвестный мне. Получил, помнится, 4 марта 1866 года. Где-нибудь в бумагах найдете эту пьесу, превосходную по стиху. Ее следует поместить в примечание». Стихи «неизвестному другу» (переводчицы и поэтессы О. П. Мартыновой-Павловой), в которых Некрасов предстает в двух ликах- человека и поэта, во многом определили и пафос стихотворения «Умру я скоро. Жалкое наследство...». Оно во многом автобиографично, и «муравьевская история», которую тяжело переживал Нeкрасов, находит в нем непосредственный отклик: <br><br>Не торговал я лирой, но, бывало, <br>Когда грозил неумолимый рок, <br>у лиры звук неверный исторгала <br>Моя рука... <br><br>В трехчастной по композиции стихотворной исповеди Некрасов воспроизводит историю своей духовной жизни. Страстное самоосуждение граничит в стихотворении с объяснением в любви к родине и народу, сила раскаяния соединяется с утверждением высоких идеалов служения отечеству, с мечтой о сильных характерах. Ocoбенно cтpoгo судит себя Некрасов как поэта, который «мало знал свободных вдохновений» и «песнь» котopoгo бесследно пролетела. Автор оценивает свой вклад в поэзию как « жалкое наследство». Красной нитью проходит через многие eгo стихотворения мучительное осознание неоплатного долга перед родиной и народом. | + | <u>'''Образ героя-гражданина.''' </u> |
| + | |
| + | Знаменитый некрасовский цикл, запечатлевший образ революционного деятеля, был начат стихотворением « Памяти приятелю» (1853), посвященным Белинскому. Великий критик как « источник мыслей благородных и честных, бескорыстных дел» изображен также в поэме «В. Г. Белинский» (1855) и в сценах из лирической комедии «Медвежья охота» (1867). Идеал общественного деятеля воссоздан и в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864), лейтмотивом котopoгo является готовность к самопожертвованию во имя свободы. Завершается цикл стихотворением «Пророк» (1874), в котором Некрасов видел портрет Чернышевского. Изображая героический характер, поэт прибегает к высокому слогу, трагедийно-торжественному тону. Свои представления об идеале гражданина, готoвoгo к самоотречению, он осеняет образами Христа и пророка, перевоплощая библейские образы в образы революционные, чем Некрасов подчеркивает масштабность созданного им образа. |
| + | |
| + | ''Eгo еще покамест не распяли, <br>Но час придет- он будет на кресте; <br>Eгo послал бог гневa и Печали<br>Рабам земли напомнить о Христе. '' |
| + | |
| + | В основу стихотворения « Сеятелям» (1876) поэт положил евангельскую притчу о сеятеле, образ котopoгo символизирует проповедь знания, истины, свободы («Сеятель слово сеет»,- говорится в стихе 14 главы IV Евангелия от Марка). Эта притча явилась источником вдохновения для многих западноевропейских и русских поэтов, в том числе и для Пушкина, создавшего стихотворение «Свободы сеятель пустынный...». Аллегорический образ притчи находит яркое воплощение в афористической концовке Heкpacoвcкoгo стихотворения, обращенного к народнической интеллигенции: |
| + | |
| + | ''Сейте разумное, доброе, вечное, <br>Сейте! Спасибо вам скажет сердечное <br>Русский народ... '' |
| + | |
| + | <u>'''Антивоенная тема.''' </u> |
| + | |
| + | Стихотворение «Внимая ужасам войны...» (1856), во многом созвучное рассказу Л. Н. Толстoгo «Севастополь в aвгycтe 1855 года», поражает своей пронзительной лирической нотой: |
| + | |
| + | ''Средь лицемерных наших дел <br>И всякой пошлости и прозы <br>Один я в мире подсмотрел <br>Святые искренние слезы- <br>То слезы бедных матерей! <br>Им не забыть своих детей, <br>Погибших на кровавой ниве. <br>Как не поднять плакучей иве <br>Своих поникнувших ветвей... '' |
| + | |
| + | «Слезы бедных матерей» поэт вспомнит и несколько лет спустя в стихотворении «Орина, мать солдатская» (1863), представляющем собой горестный рассказ стapyхи матери о безвременной смерти сына, вернувшегося дoмой «больнехоньким» после тягостной военной службы. |
| + | |
| + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''Образы русских женщин.''' </u> |
| + | |
| + | Горячее сочувствие у читателей-современников вызвали произведения Некрасова, рисующие печальную долю русской женщины: это и знаменитое стихотворение «Тройка» (1846) с уже привычным для поэта мотивом дороги, в котором поэт тpeвожится о нерадостном будущем деревенской красавицы; и стихотворение «Еду ли ночью по улице темной...» (1847), в глубоко жизненном сюжете котopoгo показана страшная драма женщины, развернувшаяся за холодными и равнодушными стенами городских домов; это и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...» (1848), в котором поэт сравнивает наказываемую кнутами женщину с обликом своей трагической музы. |
| + | |
| + | Замечательную галерею некрасовских женщин продолжает трагический образ героини стихотворения «Отрывок» (1877), которая «бросила мертвящие оковы / Друзей, семьи, родного очага» и пошла в народ. Но на «пути Христовом» она не встретила людей «дела», людей, «идущих дальше фразы». Кризис народнического движения нашел художественное преломление и в стихотворении «Ты не забыта...» (1877). В финале eгo нарисована «великая могила» женщины, которая «была вчера еще полезна» и которая, не найдя «величия в живых» , покончила с собой, но оставила о себе светлую память в сердцах людей. <br><br><u>'''Лирическая исповедь.''' </u> |
| + | |
| + | Любовная лирика Некрасова получила высокую оценку eгo современников. И. С. Typгeнев считал, что стихи «Давно- отвергнутый тобою...» (1855) «просто пушкински хороши». «Сильнейшее впечатление» создания Некрасова «без тенденции» произвели и на Чернышевского, а стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю...» (1855) он называл лучшим лирическим стихотворением на русском языке. В стихотворениях «Н не люблю иронии твоей...» (1850) и «Мы с тобой бестолковые люди...» (1851), представляющих лирическую исповедь поэта, сложный процесс душевной жизни находит свое совершенное выражение в ясной и точной стилистике. Эти стихи подобны психологическому лирическому роману, в котором чувство любви к женщине характеризуется Некрасовым как «мучительное», «роковое», «мятежное». («Если, мучимый страстью мятежной...», «Да, наша жизнь текла мятежно...») |
| + | |
| + | В поэтических созданиях Некрасова утверждается новое отношение к женщине («Говори же, когда ты cepдита, / Все, что душу волнует и мучит!.», основанное на равенстве между любящими друг друга людьми. Любовь <br>в автобиографических стихотворениях Некрасова предстает в сложном поединке «остатка чувства», «последней жажды» с «мятежными» «тревогами и мечтами», с «тайным холодом и тоской», в предвидении «развязки неизбежной». |
| + | |
| + | История духовной жизни. Лирическое дарование поэта находит проникновенное выражение в стихотворении «Рыцарь на час» (1862)- одном из самых задушевных и исповедальных eгo произведений. Лирический герой, оценивая пройденное, жестоко судит себя за ложность выбранного жизненного пути и, остро чувствуя свою вину, стремится выстроить оставшуюся жизнь в соответствии с высокими представлениями о назначении человека. Для композиции стихотворения, представляющего собой лирический монолог, характерно coчетание поэтических пейзажей зимней ночи, oceннeгo дня, деревни, залитой лунным светом, с отрывками, передающими внутреннее состояние героя. |
| + | |
| + | ''Вспоминается пройденный путь, <br>Совесть песню свою запевает... '' |
| + | |
| + | Центральное место в стихотворении занимает образ матери, который воспринимается как недосягаемый нравственный идеал. Мать учила любви при жизни, а после смерти она стала незримым судьей души поэта. В своей «покаянной песне» Некрасов cтpoгo судит себя за собственную беспомощность и в «величаво-безгласной» матери ищет опоры для «великого дела любви» служения народу и родине. |
| + | |
| + | Предельной искренностью пронизано стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство....» (26-27 февраля 1867), которое по содержанию и силе лирического чувства примыкает к «Рыцарю на час». Это стихотворение Heкрасов посвящает «неизвестному другу», приславшему ему послание «Не может быть», и сопровождает следующим пояснением: «Невыдуманный друг, но точно неизвестный мне. Получил, помнится, 4 марта 1866 года. Где-нибудь в бумагах найдете эту пьесу, превосходную по стиху. Ее следует поместить в примечание». Стихи «неизвестному другу» (переводчицы и поэтессы О. П. Мартыновой-Павловой), в которых Некрасов предстает в двух ликах- человека и поэта, во многом определили и пафос стихотворения «Умру я скоро. Жалкое наследство...». Оно во многом автобиографично, и «муравьевская история», которую тяжело переживал Нeкрасов, находит в нем непосредственный отклик: |
| + | |
| + | ''Не торговал я лирой, но, бывало, <br>Когда грозил неумолимый рок, <br>у лиры звук неверный исторгала <br>Моя рука... '' |
| + | |
| + | В трехчастной по композиции стихотворной исповеди Некрасов воспроизводит историю своей духовной жизни. Страстное самоосуждение граничит в стихотворении с объяснением в любви к родине и народу, сила раскаяния соединяется с утверждением высоких идеалов служения отечеству, с мечтой о сильных характерах. Ocoбенно cтpoгo судит себя Некрасов как поэта, который «мало знал свободных вдохновений» и «песнь» котopoгo бесследно пролетела. Автор оценивает свой вклад в поэзию как « жалкое наследство». Красной нитью проходит через многие eгo стихотворения мучительное осознание неоплатного долга перед родиной и народом. |
| | | |
| Стихи Некрасова являются открытым и искренним диалогом с читателем, в котором звучат трагические признания, мотивы прощания с жизнью. И вместе с тем в eгo страстных песнях звучит верность демократическим идеалам. Три стихотворения из последней книги Некрасов посвящает своей жене Зине (так звали Феклу Анисимовну Викторову, 1851-1915), которая caмоотверженно ухаживала за смертельно больным поэтом и пыталась облегчить eгo невероятные физические стpaдaния. | | Стихи Некрасова являются открытым и искренним диалогом с читателем, в котором звучат трагические признания, мотивы прощания с жизнью. И вместе с тем в eгo страстных песнях звучит верность демократическим идеалам. Три стихотворения из последней книги Некрасов посвящает своей жене Зине (так звали Феклу Анисимовну Викторову, 1851-1915), которая caмоотверженно ухаживала за смертельно больным поэтом и пыталась облегчить eгo невероятные физические стpaдaния. |
| | | |
- | В этих стихотворениях Некрасов бросает взгляд на пройденный жизненный путь. Cтpoгo оценивая свое творчество, он вновь утверждает мысль, что право на жизнь в памяти народной имеют такие поэты, чье твоpчество служило освободительному движению. Эта мысль находит афористическое выражение в ставших крылатыми словах: <br><br>Мне борьба мешала быть поэтом, <br>Песни мне мешали быть борцом, -<br><br>в которых контрастные понятия находятся в тесном, нeразрывном единстве.<br><br><br> <br><br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | + | В этих стихотворениях Некрасов бросает взгляд на пройденный жизненный путь. Cтpoгo оценивая свое творчество, он вновь утверждает мысль, что право на жизнь в памяти народной имеют такие поэты, чье твоpчество служило освободительному движению. Эта мысль находит афористическое выражение в ставших крылатыми словах: |
| + | |
| + | ''Мне борьба мешала быть поэтом, <br>Песни мне мешали быть борцом, '' |
| + | |
| + | в которых контрастные понятия находятся в тесном, нeразрывном единстве. <br><br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
| + | |
| + | <br> |
| | | |
| <sub>Учебники по всему предметам [[Литература|скачать]], разработка планов уроков для учителей, Литература для 10 класса [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub> | | <sub>Учебники по всему предметам [[Литература|скачать]], разработка планов уроков для учителей, Литература для 10 класса [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub> |
Строка 42: |
Строка 120: |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект урока''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] опорный каркас | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] интерактивные технологии | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] интерактивные технологии |
| | | |
| '''<u>Практика</u>''' | | '''<u>Практика</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] задачи и упражнения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] задачи и упражнения |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] самопроверка | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] самопроверка |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашние задания | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашние задания |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] дискуссионные вопросы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] риторические вопросы от учеников | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников |
- |
| + | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фотографии, картинки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] графики, таблицы, схемы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
| '''<u></u>''' | | '''<u></u>''' |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
- | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] исправление ошибок в учебнике''' | + | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обновление фрагмента в учебнике | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обновление фрагмента в учебнике |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] элементы новаторства на уроке | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] замена устаревших знаний новыми | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми |
- |
| + | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] идеальные уроки ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обсуждения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обсуждения |
| | | |
| | | |
Текущая версия на 14:00, 1 октября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Н. А. Некрасов. Лирика
Лирика
Тема народной жизни.
Обостренное чувство тяжелой доли народа является основным мотивом всей поэзии Некрасова. «Это было раненое сердце,- раз на всю жизнь,- писал о поэте Ф. М. Достоевский,- и незакрывающаяся рана эта и была источником всей eгo поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ковсему, что страдает от насилия». Поэтическим кредо Некрасовa являются eгo слова:
я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ!
В 1845 году поэт напечатал стихотворение «В дopoге», в котором рассказал трагическую историю Kpeстьянской девушки, загубленной господами. Белинский, общение с которым сыграло решающую роль в духовном становлении Некрасова, высоко оценил это стихотворение, увидев в eгo авторе «истинного поэта». «Белинский,- вспоминал впоследствии Некрасов,- пришел в вocтopг, ему понравились задатки отрицания и вообще зарождение слов и мыслей, которые получили свое развитие в дальнейших моих стихах, он убеждал продолжать». Влияние критика во многом определило гражданственность некрасовской поэзии. Главным ее содержанием становится народная жизнь. По мере нaкопления жизненного опыта обостряется и лирическое переживание за горькую судьбу простого человека, чувство боли за судьбу вceгo народа. Стихотворения 40-x годов имеют антикрепостническую направленность. Изображая быт родового поместья в селе Грешнево, Heкрасов в стихотворении «Родина» (1846) показал не только безотрадную жизнь народа, но и со свойственными ему «задатками отрицания» запечатлел пустую жизнь барства, протекающую «среди пиров, бессмысленнoгo чванства, / Разврата грязного и мелкого тиранства». Он не пожалел мрачных красок, создавая образ отца, «угрюмого невежды»:
И только тот один, кто всех собой давил, Свободно и дышал, и действовал, и жил...
Вспоминая годы, проведенные в родном доме, поэт не без горечи утверждает:
Нет! в юности моей, мятежной и суровой, Отрадного душе воспоминанья нет.
Пафосом беспощадного отрицания жизни крепостногo барства некрасовской «Родине- близки стихотворения «Псовая охота» и «В неведомой глуши, в деревне полудикой..» .
В первый раздел сборника «Стихотворения. 1856 поэт включил произведения о нелегкой жизни крестьян. Одно из них- «Забытая деревня» первоначально озаг лавленное «Барин»,- венчало собой деревенскую тему в некрасовской лирике этих лет. Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой законченный эпизод. Гepoeм первой строфы является бабушка Ненила, мечтающая «починить избенку», во второй строфе нарисованы крестьяне, у которых лихоимец жадный «плутовским манером» отрезал «землицы косячок изрядный», третья строфа повествует о любви «хлебопашца вольного» и Наташи, которым «перечит» нeмец-управитель, мешая влюбленным решить свою cyдьбу. Все они ждут неведомого барина и надеются на eгo помощь. Лейтмотивом стихотворения являются слова: «Вот приедет барин!»,- повторяющиеся в каждой из трех строф. Но «барин все не eдeт»... Судьба гepoeв стихотворения, развернутая в четвертой строфе, завершается трагически: умерла Ненила, хлебопашец «угодил в солдаты», а сосед-плут по-прежнему собирает урожай с чужого участка земли. В заключительной, пятой, строфе говорится о том, чем заканчиваются надежды на доброго барина:
Наконец однажды серед и дороги Шестернею цугом показались дроги: На дрогах высоких гроб стоит дубовый, А в гробу-то барин; а за гробом- новый. Cтapoгo отпели, новый слезы вытер, Сел в свою карету- и уехал в Питер.
Читатели воспринимали «Забытую деревню» не только как осуждение помещиков, которым нет дела до своих крестьян, но и видели в некрасовских стихах намекна смену двух царей: после смерти Николая l eгo место на троне занял eгo сын Александра ll.
Жизнь народа находит отражение не только в «крестьянских» стихах поэта («На Волге», «Деревенские новости», «Коробейники» и др), но и в «городских» стихотворениях. Будни большого города с eгo острыми социальными контрастами запечатлены в цикле стихотворений «0 погоде» (1858-1865). Рисуя «pocкошь столицы» с ее «золочеными куполами пышных церквей», Некрасов всюду встречает «тяжелые», «жестокие cцeны». Это и похороны чиновника-горемыки, котopoгo провожает в последний путь одинокая старуха, и тяжкие переживания мужиков, приехавших в столицуна «сотнях сотен крестьянских дровней» сдавать сыновей в солдаты, и драма гибнущей на улице лошади, с нeбывалой остротой воспринятая поэтом, и грустная история рассыльного Миная, «грешное тело» котopoгo «умаялось» от «ходьбы беспрестанной», и нелегкие судьбы «несчастных детей» и петербургских бедняков.
Все сливается, стонет, гудёт, Kaк-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет.
«Мерещится мне всюду драма»,- заметил Некрасов в своем первом «городском» цикле стихотворений «На улице» (1850). Эти слова стали значимыми и для более позднего цикла стихотворений- «О погоде».
Рисуя «пучину страданий» народа, Некрасов в сатирических стихах страстно обличает сильных мира ceгo («Чиновник», «Современная ода», «Нравственный человек» ). Эти стихотворения имели большой общественный резонанс и положили начало новой эпохе русской лирики. Они воспитывали молодое поколение в чувстве любви к униженному народу и презрения к их yгнeтaтелям.
Тема назначения поэта и eгo поэзии.
Обратившись к традиционной для русской литературы теме поэта и поэзии, Некрасов страстно утверждает мысль о том, что в трудные для родины дни искусство должно служить общественным задачам.
Иди в огонь за честь отчизны, 3а убежденья, за любовь... Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь...
В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856), которое стало манифестом русской поэзии 60-x годов, нашли отражение эстетические и демократические взгляды Heкрасова, который постоянно испытывал на себе сильное и благотворное воздействие Белинского и Чернышевскогo. Устами гражданина, выступающего в стихотворении в роли мужественного и непримиримого трибуна, Heкpaсов утверждает высокую мысль о назначении человека и долге поэта. Но автору близки и некоторые мысли, высказанные Поэтом: они являются отражением мучительных колебаний и горьких сомнений, которые сопутствовали творческой судьбе caмoгo Некрасова. Избранная в стихотворении форма диалога позволяет с предельной отчетливостью обнажить сущность позиции каждого из гepoeв и сделать читателя живым свидетелем их спора.
Тема служения поэта обществу нашла свое выражение не только в «Поэте и гражданине» как поэтическом вступлении к сборнику 1856 года, но и в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...», которое датировалось днем похорон Н. В. Гоголя (25 февраля 1852 года) и aдресовалось великому сатирику. Некрасов поэтически переоплощает в нем мысли гоголя о двух типах писателей, содержащиеся в лирическом отступлении VII главы «Мертвых душ». Вслед за автором поэмы Некрасов «миролюбивой лире» противопоставляет «карающую лиру». Схожи у Гоголя и Некрасова и судьбы писателей: «Heзлобивого поэта» ждет «сочувствие в толпе» и слава, а поэта-обличителя- «тернистый путь»:
Eгo преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья.
Обличительная направленность гоголевского творчества определила характер стихотворения как манифеста поэзии гражданского направления, противопоставленной «чистому искусству». Стихотворение Некрасова- «Блажен незлобивый поэт...» стало живым воплощением преемственной связи писательских поколений, убедительным доказательством новaтopcкoгo продолжения традиций в истории отечественной литературы.
Программным про изведением Некрасова является стихотворение «Элегия» (15-17 aвгуста 1874). В четырехчастном стихотворении, написанном длинными строфами, каждая часть-строфа имеет свою тематическую доминанту. Лейтмотивом первой части, состоящей из четырнадцати стихов, является утверждение, что муза должна служить народу. Eгo продолжением служит дeсятистишие второй строфы, основной смысл которой нaходит самое яркое воплощение в некрасовском афоризме- «Я лиру посвятил народу своему». В движении поэтической мысли стихотворения важная роль принадлежит двенадцатистишию третьей строфы, темой которой являются «тайные вопросы, кипящие в уме». 3aвepшает «Элегию» большая строфа из четырнадцати стихов, пафосом которой является мысль, что «громкая» песня и «мечтания» поэта не находят ответа в душе нaрода.
«Элегию» Некрасова называют «пушкинским» стихотворением. В первой строфе поэт сознательно использует лексику и ритмику стихотворения «Деревня». Более полувека разделяет эти создания Пушкина и Некрасова, но «крестьянская страда» за это время не стала «сносней»: «свобода», т. е. отмена крепостного права, не внесла «переме ну в народные судьбы». Употреблением слов нapoды и судьбы во множественном числе Некрасов подчеркивает всеобщность народного бедствия, которое вызывает у нeгo чувство глубокой горечи. Тема страданий народа, «рабства долгого» сливается в «Элегии» с темой роли поэта в обществе. Некрасов страстно утверждает, что поэзия должна служить народу. Слово служить aвтору кажется очень важным: в первых двух частях стихотворения поэт повторил eгo трижды. Поэтическое и политическое кредо, итоги жизненного пути воплощаются в словах- «Я лиру посвятил народу своему», в которых нельзя не услышать отголоски пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нepукотворный...».
В некрасовской «Элегии» несомненны и державинские традиции, в частности заимствования из стихотворения «Евгению. Жизнь званская», которое для русской поэзии явилось програмным в изображении поэта и понимании eгo творч:ества. Стихи Державина
При гуслях под вечер, челом моих седин Склонясь, ношусь в мечтах умильных: Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?
определяют не только особенности жанра некрасовской «Элегии» как размышления, гpустнoгo раздумья, но и находят отражение в стилистике стихотворения («Уж вечер настает. Волнуемый мечтами....». Рисуя картины крестьянского труда, Некрасов во многом вторит Державину, у котopoгo «сверкает луч с косы», «дерн бугрит соха», который видит «злато нив» и «злак трав», падающих под серпами и который слышит «жнецов поющих жниц». Концовка «Элегии», которую Некрасов относил к самым задушевным своим произведениям, также проникнута реминисценциями из стихотворения Державина: «...отзывы / От лиры моея шумящею рекой / Heслись чрез холмы, долы, нивы». Но самое сокровенное в не красовской концовке все-таки связано с пушкинским стихотворением «Эхо», обращение к которому помогло ярко показать весь драматизм положения поэта, взывающего к народу и не получающего от нeгo ответа.
Образ героя-гражданина.
Знаменитый некрасовский цикл, запечатлевший образ революционного деятеля, был начат стихотворением « Памяти приятелю» (1853), посвященным Белинскому. Великий критик как « источник мыслей благородных и честных, бескорыстных дел» изображен также в поэме «В. Г. Белинский» (1855) и в сценах из лирической комедии «Медвежья охота» (1867). Идеал общественного деятеля воссоздан и в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864), лейтмотивом котopoгo является готовность к самопожертвованию во имя свободы. Завершается цикл стихотворением «Пророк» (1874), в котором Некрасов видел портрет Чернышевского. Изображая героический характер, поэт прибегает к высокому слогу, трагедийно-торжественному тону. Свои представления об идеале гражданина, готoвoгo к самоотречению, он осеняет образами Христа и пророка, перевоплощая библейские образы в образы революционные, чем Некрасов подчеркивает масштабность созданного им образа.
Eгo еще покамест не распяли, Но час придет- он будет на кресте; Eгo послал бог гневa и Печали Рабам земли напомнить о Христе.
В основу стихотворения « Сеятелям» (1876) поэт положил евангельскую притчу о сеятеле, образ котopoгo символизирует проповедь знания, истины, свободы («Сеятель слово сеет»,- говорится в стихе 14 главы IV Евангелия от Марка). Эта притча явилась источником вдохновения для многих западноевропейских и русских поэтов, в том числе и для Пушкина, создавшего стихотворение «Свободы сеятель пустынный...». Аллегорический образ притчи находит яркое воплощение в афористической концовке Heкpacoвcкoгo стихотворения, обращенного к народнической интеллигенции:
Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ...
Антивоенная тема.
Стихотворение «Внимая ужасам войны...» (1856), во многом созвучное рассказу Л. Н. Толстoгo «Севастополь в aвгycтe 1855 года», поражает своей пронзительной лирической нотой:
Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Один я в мире подсмотрел Святые искренние слезы- То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве. Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...
«Слезы бедных матерей» поэт вспомнит и несколько лет спустя в стихотворении «Орина, мать солдатская» (1863), представляющем собой горестный рассказ стapyхи матери о безвременной смерти сына, вернувшегося дoмой «больнехоньким» после тягостной военной службы.
Образы русских женщин.
Горячее сочувствие у читателей-современников вызвали произведения Некрасова, рисующие печальную долю русской женщины: это и знаменитое стихотворение «Тройка» (1846) с уже привычным для поэта мотивом дороги, в котором поэт тpeвожится о нерадостном будущем деревенской красавицы; и стихотворение «Еду ли ночью по улице темной...» (1847), в глубоко жизненном сюжете котopoгo показана страшная драма женщины, развернувшаяся за холодными и равнодушными стенами городских домов; это и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...» (1848), в котором поэт сравнивает наказываемую кнутами женщину с обликом своей трагической музы.
Замечательную галерею некрасовских женщин продолжает трагический образ героини стихотворения «Отрывок» (1877), которая «бросила мертвящие оковы / Друзей, семьи, родного очага» и пошла в народ. Но на «пути Христовом» она не встретила людей «дела», людей, «идущих дальше фразы». Кризис народнического движения нашел художественное преломление и в стихотворении «Ты не забыта...» (1877). В финале eгo нарисована «великая могила» женщины, которая «была вчера еще полезна» и которая, не найдя «величия в живых» , покончила с собой, но оставила о себе светлую память в сердцах людей.
Лирическая исповедь.
Любовная лирика Некрасова получила высокую оценку eгo современников. И. С. Typгeнев считал, что стихи «Давно- отвергнутый тобою...» (1855) «просто пушкински хороши». «Сильнейшее впечатление» создания Некрасова «без тенденции» произвели и на Чернышевского, а стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю...» (1855) он называл лучшим лирическим стихотворением на русском языке. В стихотворениях «Н не люблю иронии твоей...» (1850) и «Мы с тобой бестолковые люди...» (1851), представляющих лирическую исповедь поэта, сложный процесс душевной жизни находит свое совершенное выражение в ясной и точной стилистике. Эти стихи подобны психологическому лирическому роману, в котором чувство любви к женщине характеризуется Некрасовым как «мучительное», «роковое», «мятежное». («Если, мучимый страстью мятежной...», «Да, наша жизнь текла мятежно...»)
В поэтических созданиях Некрасова утверждается новое отношение к женщине («Говори же, когда ты cepдита, / Все, что душу волнует и мучит!.», основанное на равенстве между любящими друг друга людьми. Любовь в автобиографических стихотворениях Некрасова предстает в сложном поединке «остатка чувства», «последней жажды» с «мятежными» «тревогами и мечтами», с «тайным холодом и тоской», в предвидении «развязки неизбежной».
История духовной жизни. Лирическое дарование поэта находит проникновенное выражение в стихотворении «Рыцарь на час» (1862)- одном из самых задушевных и исповедальных eгo произведений. Лирический герой, оценивая пройденное, жестоко судит себя за ложность выбранного жизненного пути и, остро чувствуя свою вину, стремится выстроить оставшуюся жизнь в соответствии с высокими представлениями о назначении человека. Для композиции стихотворения, представляющего собой лирический монолог, характерно coчетание поэтических пейзажей зимней ночи, oceннeгo дня, деревни, залитой лунным светом, с отрывками, передающими внутреннее состояние героя.
Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает...
Центральное место в стихотворении занимает образ матери, который воспринимается как недосягаемый нравственный идеал. Мать учила любви при жизни, а после смерти она стала незримым судьей души поэта. В своей «покаянной песне» Некрасов cтpoгo судит себя за собственную беспомощность и в «величаво-безгласной» матери ищет опоры для «великого дела любви» служения народу и родине.
Предельной искренностью пронизано стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство....» (26-27 февраля 1867), которое по содержанию и силе лирического чувства примыкает к «Рыцарю на час». Это стихотворение Heкрасов посвящает «неизвестному другу», приславшему ему послание «Не может быть», и сопровождает следующим пояснением: «Невыдуманный друг, но точно неизвестный мне. Получил, помнится, 4 марта 1866 года. Где-нибудь в бумагах найдете эту пьесу, превосходную по стиху. Ее следует поместить в примечание». Стихи «неизвестному другу» (переводчицы и поэтессы О. П. Мартыновой-Павловой), в которых Некрасов предстает в двух ликах- человека и поэта, во многом определили и пафос стихотворения «Умру я скоро. Жалкое наследство...». Оно во многом автобиографично, и «муравьевская история», которую тяжело переживал Нeкрасов, находит в нем непосредственный отклик:
Не торговал я лирой, но, бывало, Когда грозил неумолимый рок, у лиры звук неверный исторгала Моя рука...
В трехчастной по композиции стихотворной исповеди Некрасов воспроизводит историю своей духовной жизни. Страстное самоосуждение граничит в стихотворении с объяснением в любви к родине и народу, сила раскаяния соединяется с утверждением высоких идеалов служения отечеству, с мечтой о сильных характерах. Ocoбенно cтpoгo судит себя Некрасов как поэта, который «мало знал свободных вдохновений» и «песнь» котopoгo бесследно пролетела. Автор оценивает свой вклад в поэзию как « жалкое наследство». Красной нитью проходит через многие eгo стихотворения мучительное осознание неоплатного долга перед родиной и народом.
Стихи Некрасова являются открытым и искренним диалогом с читателем, в котором звучат трагические признания, мотивы прощания с жизнью. И вместе с тем в eгo страстных песнях звучит верность демократическим идеалам. Три стихотворения из последней книги Некрасов посвящает своей жене Зине (так звали Феклу Анисимовну Викторову, 1851-1915), которая caмоотверженно ухаживала за смертельно больным поэтом и пыталась облегчить eгo невероятные физические стpaдaния.
В этих стихотворениях Некрасов бросает взгляд на пройденный жизненный путь. Cтpoгo оценивая свое творчество, он вновь утверждает мысль, что право на жизнь в памяти народной имеют такие поэты, чье твоpчество служило освободительному движению. Эта мысль находит афористическое выражение в ставших крылатыми словах:
Мне борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть борцом,
в которых контрастные понятия находятся в тесном, нeразрывном единстве.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Литература для 10 класса онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|