|
|
(2 промежуточные версии не показаны) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА, Н. С. Лесков, Самобытный художник слова</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, Литература второй половины XIX века, Н. С. Лесков, Самобытный художник слова, романов, Творчество, фольклором, крестьян, пословицам, М. Горький, Очарованный странник, жанра</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: Н. С. Лесков. Самобытный художник слова''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: Н. С. Лесков. Самобытный художник слова''' |
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | '''Самобытный художник слова '''<br><br><br>Творчество Н. С. Лескова - одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе. В своих произведениях писатель отразил противоречия и мятежный дух времени, свой взгляд на историю России, на ее путь развития. Eгo творческий путь отличают непрерывные поиски в области жанра, стиля. Лескову удалось одному из первых создать широкую картину русской жизни не с помощью романов, а с помощью рассказов и повестей. | + | '''Самобытный художник слова ''' |
| | | |
- | Лесков - удивительно талантливый бытописатель. Он запечатлел такие подробности прошедших эпох, без которых наше представление о них было бы неполным. Важный смысл имеют у него и « мелочи жизни». Они помогают понять быт и характер человека («Человек же, как известно, наилучше познается в мелочах»). Слово гeроя или рассказчика в eгo произведениях - главное средство создания образа. Произведения Лескова проникнуты фольклором: в них звучат песни, пословицы, скороговорки. Интерес к древнерусской литературе, иконописи, лубку определяет творческую манеру писателя. Яркой особенностью eгo творчества является документальность изображения («Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле» ).
| + | <br>'''[[Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества .Полные уроки|Творчество]]''' Н. С. Лескова - одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе. В своих произведениях писатель отразил противоречия и мятежный дух времени, свой взгляд на историю России, на ее путь развития. Eгo творческий путь отличают непрерывные поиски в области жанра, стиля. Лескову удалось одному из первых создать широкую картину русской жизни не с помощью '''[[Роман. Рассказ. Повесть|романов]]''', а с помощью рассказов и повестей. |
| | | |
- | Писателя интересовали необычные, оригинальные, одаренные личности, которые характеризуют Россию как страну необъятных возможностей. Нарисованную им галерею самобытных народных типов горький назвал «иконостасом праведников и святых» России. Не случайно мастерство Лескова нередко сравнивали с иконописью и древним зодчеством.
| + | Лесков - удивительно талантливый бытописатель. Он запечатлел такие подробности прошедших эпох, без которых наше представление о них было бы неполным. Важный смысл имеют у него и «мелочи жизни». Они помогают понять быт и характер человека («Человек же, как известно, наилучше познается в мелочах»). Слово гeроя или рассказчика в eгo произведениях - главное средство создания образа. Произведения Лескова проникнуты '''[[Література і фольклор — скарбниця духовних багатств людства. План уроку|фольклором]]''': в них звучат песни, пословицы, скороговорки. Интерес к древнерусской литературе, иконописи, лубку определяет творческую манеру писателя. Яркой особенностью eгo творчества является документальность изображения («Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле» ). |
| | | |
- | Творческие исследования Лескова русской жизни, pyccкoгo национального характера не знают социальных границ. В своих произведениях он показывает людей caмых разных сословий и социальных групп: и помещиков, и чиновников, и духовенство, и военных разных paнгoв, и купечество, и интеллигенцию, и солдат, и мacтеровых, и крестьян. Удивительна лесковская разносторонность знания жизни каждого сословия, национальности. Немногие писатели могут сравниться с ним в умeнии воспроизводить речь разных слоев народа. Лесков говорил: «Мои священники говорят по-духовному, нигилисты - по-нигилистически, мужики - по-мужицки... Вот этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош... Ведь я собирал eгo мнoгo лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и в монастырях...» В eгo книгах предстает народная Россия во всем своем мнoгoголосье, в них звучит своеобразная «симфония» русской национальной речи XIX века.
| + | Писателя интересовали необычные, оригинальные, одаренные личности, которые характеризуют Россию как страну необъятных возможностей. Нарисованную им галерею самобытных народных типов Горький назвал «иконостасом праведников и святых» России. Не случайно мастерство Лескова нередко сравнивали с иконописью и древним зодчеством. |
| | | |
- | «Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоинвстать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Typгeнев, гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает тaланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников» - такую оценку дал творчеству Лескова М. Горький.
| + | Творческие исследования Лескова русской жизни, pyccкoгo национального характера не знают социальных границ. В своих произведениях он показывает людей caмых разных сословий и социальных групп: и помещиков, и чиновников, и духовенство, и военных разных paнгoв, и купечество, и интеллигенцию, и солдат, и мacтеровых, и '''[[Жизнь крестьянина|крестьян]]'''. Удивительна лесковская разносторонность знания жизни каждого сословия, национальности. Немногие писатели могут сравниться с ним в умeнии воспроизводить речь разных слоев народа. Лесков говорил: «Мои священники говорят по-духовному, нигилисты - по-нигилистически, мужики - по-мужицки... Вот этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош... Ведь я собирал eгo мнoгo лет по словечкам, по '''[[Прислів'я та приказки . Повні уроки|пословицам]]''' и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и в монастырях...» В eгo книгах предстает народная Россия во всем своем мнoгoголосье, в них звучит своеобразная «симфония» русской национальной речи XIX века. |
| | | |
- | Замечая противоречия и сложности русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что был убежден, что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые. <br><br>'''Подведем итоги'''<br><br>'''''Вопросы и задания'''''<br><br>1. Какие темы нашли отражение в произведениях Н. С. Лескова? <br>2. Каковы особенности писательской манеры Н. С. Лескова, eгo стиля? <br>3. В чем заключается лесковская концепция праведничества? <br>4. Что позволило Льву Толстому сказать: «Лесков - писатель будущего»? <br>5. Вспомните, что собой представляет жанр жития. Обозначьте черты житийного жанра в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова. <br>6. Что сближает героя повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» с персонажами приключенческих романов? <br>7. Чем важна для Н. С. Лескова сказовая форма повествования? Почему он обращается к ней в своем произведении «Очарованный странник»? <br>8. Первоначально Н. С. Лесков собирался назвать свою повесть «Русский Телемак» или «Черноземный Телемак», сближая тем самым Флягина с гepoeм гомеровской «Одиссеи», сыном Одиссея, разыскивающим отца. Как вы думаете, почему у писателя возникли эти варианты названия? <br>9. Над какими вопросами размышляет Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник»? <br>10. Можно ли утверждать, что в образе Ивана Флягина воплощена лесковская концепция pyccKoгo национального характера? В чем она заключается? <br><br>'''''Темы сочинений'''''<br><br>1. «Веруем и ищем»: религиозно-нравственный опыт Ивана Флягина. <br>2. Особенности жанра и композиции повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>3. Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» . <br>4. Возвышенно-героическое и комическо-ироническое начало в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>5. Воплощение pyccкoгo национального характера в произведениях Н. С. Лескова. <br><br>'''''Темы докладов и рефератов'''''<br><br>1. Возникновение сказовой формы повествования и ее развитие в литературе. <br>2. Нравственный идеал Н. С. Лескова в повести «Очарованный странник». <br>3. Художественное пространство в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>4. Н. С. Лесков и народная культура. <br>5. Человек и eгo ценностный мир в творчестве Н. С. Лескова. <br><br>'''''Рекомендуемая литература'''''<br><br>А н н и н с к и й Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1986. В и д у э ц к а я И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979. <br>Г о р е л о в А. А. Лесков и народная культура. Л., 1988. <br>Д ы х а н о в а Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980. <br>С е м е н о в В. С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981. <br>С т о л я р о в а И. В. В поисках идеала: Творчество ЛескоЗа. Л., 1978. <br>Т р о и ц к и й В. Ю. Лесков-художник. М., 1974. <br><br>
| + | «Как [http://xvatit.com/vuzi/ '''художник'''] слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Typгeнев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает тaланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников» - такую оценку дал творчеству Лескова '''[[М. Горький. Биография. Творчество|М. Горький]]'''. |
| | | |
- | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | + | Замечая противоречия и сложности русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что был убежден, что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые. <br><br>'''Подведем итоги'''<br><br><u>'''Вопросы и задания'''</u> |
| + | |
| + | ''1. Какие темы нашли отражение в произведениях Н. С. Лескова? <br>2. Каковы особенности писательской манеры Н. С. Лескова, eгo стиля? <br>3. В чем заключается лесковская концепция праведничества? <br>4. Что позволило Льву Толстому сказать: «Лесков - писатель будущего»? <br>5. Вспомните, что собой представляет жанр жития. Обозначьте черты житийного жанра в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова. <br>6. Что сближает героя повести Н. С. Лескова «'''[[Н. С. Лесков. Очарованный странник|Очарованный странник]]'''» с персонажами приключенческих романов? <br>7. Чем важна для Н. С. Лескова сказовая форма повествования? Почему он обращается к ней в своем произведении «Очарованный странник»? <br>8. Первоначально Н. С. Лесков собирался назвать свою повесть «Русский Телемак» или «Черноземный Телемак», сближая тем самым Флягина с гepoeм гомеровской «Одиссеи», сыном Одиссея, разыскивающим отца. Как вы думаете, почему у писателя возникли эти варианты названия? <br>9. Над какими вопросами размышляет Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник»? <br>10. Можно ли утверждать, что в образе Ивана Флягина воплощена лесковская концепция pyccкoгo национального характера? В чем она заключается? ''<br><u><br>'''Темы сочинений'''</u> |
| + | |
| + | 1. «Веруем и ищем»: религиозно-нравственный опыт Ивана Флягина. <br>2. Особенности '''[[Урок развития речи. Жанры речи. Статья в газету на морально-этическую тему|жанра]]''' и композиции повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>3. Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» . <br>4. Возвышенно-героическое и комическо-ироническое начало в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>5. Воплощение pyccкoгo национального характера в произведениях Н. С. Лескова. <br><br><u>'''Темы докладов и рефератов'''</u> |
| + | |
| + | 1. Возникновение сказовой формы повествования и ее развитие в литературе. <br>2. Нравственный идеал Н. С. Лескова в повести «Очарованный странник». <br>3. Художественное пространство в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>4. Н. С. Лесков и народная культура. <br>5. Человек и eгo ценностный мир в творчестве Н. С. Лескова. <br><br><u>'''Рекомендуемая литература'''</u> |
| + | |
| + | ''А н н и н с к и й Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1986. В и д у э ц к а я И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979. <br>Г о р е л о в А. А. Лесков и народная культура. Л., 1988. <br>Д ы х а н о в а Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980. <br>С е м е н о в В. С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981. <br>С т о л я р о в а И. В. В поисках идеала: Творчество ЛескоЗа. Л., 1978. <br>Т р о и ц к и й В. Ю. Лесков-художник. М., 1974. ''<br><br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
| + | |
| + | <br> |
| | | |
| <sub>Книги, учебники литературе [[Литература|скачать]], конспект на помощь учителю и ученикам, учиться [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub> | | <sub>Книги, учебники литературе [[Литература|скачать]], конспект на помощь учителю и ученикам, учиться [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub> |
Строка 24: |
Строка 34: |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект урока''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] опорный каркас | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] интерактивные технологии | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] интерактивные технологии |
| | | |
| '''<u>Практика</u>''' | | '''<u>Практика</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] задачи и упражнения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] задачи и упражнения |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] самопроверка | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] самопроверка |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашние задания | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашние задания |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] дискуссионные вопросы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] риторические вопросы от учеников | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников |
- |
| + | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фотографии, картинки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] графики, таблицы, схемы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
| '''<u></u>''' | | '''<u></u>''' |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
- | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] исправление ошибок в учебнике''' | + | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обновление фрагмента в учебнике | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обновление фрагмента в учебнике |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] элементы новаторства на уроке | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] замена устаревших знаний новыми | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми |
- |
| + | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] идеальные уроки ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обсуждения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обсуждения |
| | | |
| | | |
Текущая версия на 18:00, 1 октября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Н. С. Лесков. Самобытный художник слова
Самобытный художник слова
Творчество Н. С. Лескова - одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе. В своих произведениях писатель отразил противоречия и мятежный дух времени, свой взгляд на историю России, на ее путь развития. Eгo творческий путь отличают непрерывные поиски в области жанра, стиля. Лескову удалось одному из первых создать широкую картину русской жизни не с помощью романов, а с помощью рассказов и повестей.
Лесков - удивительно талантливый бытописатель. Он запечатлел такие подробности прошедших эпох, без которых наше представление о них было бы неполным. Важный смысл имеют у него и «мелочи жизни». Они помогают понять быт и характер человека («Человек же, как известно, наилучше познается в мелочах»). Слово гeроя или рассказчика в eгo произведениях - главное средство создания образа. Произведения Лескова проникнуты фольклором: в них звучат песни, пословицы, скороговорки. Интерес к древнерусской литературе, иконописи, лубку определяет творческую манеру писателя. Яркой особенностью eгo творчества является документальность изображения («Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле» ).
Писателя интересовали необычные, оригинальные, одаренные личности, которые характеризуют Россию как страну необъятных возможностей. Нарисованную им галерею самобытных народных типов Горький назвал «иконостасом праведников и святых» России. Не случайно мастерство Лескова нередко сравнивали с иконописью и древним зодчеством.
Творческие исследования Лескова русской жизни, pyccкoгo национального характера не знают социальных границ. В своих произведениях он показывает людей caмых разных сословий и социальных групп: и помещиков, и чиновников, и духовенство, и военных разных paнгoв, и купечество, и интеллигенцию, и солдат, и мacтеровых, и крестьян. Удивительна лесковская разносторонность знания жизни каждого сословия, национальности. Немногие писатели могут сравниться с ним в умeнии воспроизводить речь разных слоев народа. Лесков говорил: «Мои священники говорят по-духовному, нигилисты - по-нигилистически, мужики - по-мужицки... Вот этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош... Ведь я собирал eгo мнoгo лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и в монастырях...» В eгo книгах предстает народная Россия во всем своем мнoгoголосье, в них звучит своеобразная «симфония» русской национальной речи XIX века.
«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Typгeнев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает тaланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников» - такую оценку дал творчеству Лескова М. Горький.
Замечая противоречия и сложности русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что был убежден, что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.
Подведем итоги
Вопросы и задания
1. Какие темы нашли отражение в произведениях Н. С. Лескова? 2. Каковы особенности писательской манеры Н. С. Лескова, eгo стиля? 3. В чем заключается лесковская концепция праведничества? 4. Что позволило Льву Толстому сказать: «Лесков - писатель будущего»? 5. Вспомните, что собой представляет жанр жития. Обозначьте черты житийного жанра в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова. 6. Что сближает героя повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» с персонажами приключенческих романов? 7. Чем важна для Н. С. Лескова сказовая форма повествования? Почему он обращается к ней в своем произведении «Очарованный странник»? 8. Первоначально Н. С. Лесков собирался назвать свою повесть «Русский Телемак» или «Черноземный Телемак», сближая тем самым Флягина с гepoeм гомеровской «Одиссеи», сыном Одиссея, разыскивающим отца. Как вы думаете, почему у писателя возникли эти варианты названия? 9. Над какими вопросами размышляет Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник»? 10. Можно ли утверждать, что в образе Ивана Флягина воплощена лесковская концепция pyccкoгo национального характера? В чем она заключается?
Темы сочинений
1. «Веруем и ищем»: религиозно-нравственный опыт Ивана Флягина. 2. Особенности жанра и композиции повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». 3. Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» . 4. Возвышенно-героическое и комическо-ироническое начало в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». 5. Воплощение pyccкoгo национального характера в произведениях Н. С. Лескова.
Темы докладов и рефератов
1. Возникновение сказовой формы повествования и ее развитие в литературе. 2. Нравственный идеал Н. С. Лескова в повести «Очарованный странник». 3. Художественное пространство в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». 4. Н. С. Лесков и народная культура. 5. Человек и eгo ценностный мир в творчестве Н. С. Лескова.
Рекомендуемая литература
А н н и н с к и й Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1986. В и д у э ц к а я И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979. Г о р е л о в А. А. Лесков и народная культура. Л., 1988. Д ы х а н о в а Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980. С е м е н о в В. С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981. С т о л я р о в а И. В. В поисках идеала: Творчество ЛескоЗа. Л., 1978. Т р о и ц к и й В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Книги, учебники литературе скачать, конспект на помощь учителю и ученикам, учиться онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|