|
|
(2 промежуточные версии не показаны) | Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА, А. П. Чехов, Художник жизни</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, Литература второй половины XIX века, А. П. Чехов, Художник жизни, Лев Толстой, библиотеки, Чехов, Ионыч, Вишневый сад</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: А. П. Чехов. Художник жизни''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: А. П. Чехов. Художник жизни''' |
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Художник ЖИЗНИ<br><br>«Это был обаятельный человек: скромный, милый» — так отзывался о Чехове Лев Толстой. В личности Антона Павловича удивительно сочетались душевная мягкость, деликатность с мужеством и силой воли. Известные слова писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — относятся прежде всего к нему самому.<br>Вся его жизнь — это неустанный подвижнический труд: он работал врачом, строил школы, больницы, помогал голодающим, создавал общественные библиотеки, печатал публицистические статьи, в которых затрагивал самые наболевшие вопросы жизни, написал художественные произведения, открывшие новую страницу в русской и мировой литературе.<br>А. П. Чехов сказал однажды: «Все мною написанное забудется через 5—10 лет; но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы». Творчество А. П. Чехова было обращено к жизни и времени. В письме Плещееву от 9 апреля 1889 года он писал: «Цель моя — ...правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, как эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь— мы не знаем». Показывая уклонения от нормы, то, чего не должно быть в жизни и в человеческих отношениях, писатель был устремлен к внутреннему освобождению личности от иллюзий, сковывающих человеческое сознание, ложных представлений и заблуждений, определяющих жизнь людей.<br>Чехов хотел видеть внутренне свободного и духовно прекрасного человека. Он открыл новые пути в литературе, показывая обычную, ничем не примечательную жизнь, в которой скрыты глубинные процессы человеческого существования, умел увидеть большое в малом. Однозначным и четким ответам он предпочитал правильно поставленные вопросы: «Требуя от художника сознательного отношения к работе, Вы смешиваете два понятия: решение вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обязательно для художника» (из письма А. С. Суворину). Эта позиция больших художников, чью традицию Чехов продолжил в своем творчестве, одновременно положив начало развитию искусства XX столетия. «Чехов — это Пушкин в прозе», — говорил Лев Толстой.<br> <br>Подведем итоги Вопросы и задания<br>1. Каким человеком представляется вам Антон Павлович Чехов? Что вам кажется в нем особенно привлекательным?<br>2. Об А. П. Чехове говорили: «жестокий талант». Как вы можете объяснить эти слова?<br>3. В письме к Плещееву 9 апреля 1889 года А. П. Чехов писал: «Цель моя — убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, как эта жизнь уклоняется от нормы». О каких отклонениях от нормы идет речь?<br>4. Вы не раз встречались с темой любви в произведениях русских писателей. Что нового вносит в эту тему А. П. Чехов в рассказе «Ионыч»?<br>5. Вспомните рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре». Можно ли назвать жизнь семьи Туркиных и людей их круга «футлярной»? Почему? Докажите примерами из текста рассказа «Ионыч».<br>6. На примере любого прочитанного вами рассказа А. П. Чехова покажите основные черты его писательского метода: особенности композиции, роль художественной детали, функции пейзажа, способы выражения авторской позиции, сочетание комического и серьезного и др.<br>7. Найдите общие черты между прозой А. П. Чехова и его пьесами.<br>8. В чем, на ваш взгляд, заключается необычность чеховских пьес? Чем они отличаются от знакомых вам пьес других драматургов — Фонвизина, Грибоедова, Островского?<br>9. Подумайте, пьесы какого русского драматурга предвосхищают появление чеховских пьес. Обоснуйте свой ответ.<br>10. Почему чеховские пьесы называют «пьесами настроения»? Что составляет в них основу драматического действия?<br>11. В каких произведениях русской литературы вы встречали образ сада? С какими мотивами он обычно связан?<br>12. Некоторые критики высказывают мысль, что второстепенные персонажи в пьесе «Вишневый сад» в определенной степени пародируют главных героев. Покажите это на конкретных примерах.<br>13. Соотнесите понятия символ — образ — аллегория на примере одного или нескольких произведений Чехова.<br>14. Над какими вопросами размышляет Чехов в своих произведениях?<br><br>Темы сочинений<br>1. Вина и беда доктора Старцева (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»).<br>2. Элементы сатиры и юмора в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».<br>3. Тема духовного перерождения человека в изображении А. П. Чехова.<br>4. Герой и среда в изображении А. П. Чехова.<br>5. Изображение русской провинции А. П. Чеховым.<br>6. Нравственно-философская проблематика рассказа А. П. Чехова «Студент».<br><br>Темы докладов и рефератов<br>1. Комическое и драматическое в рассказах А. П. Чехова.<br>2. Мир человека и мир вещей в рассказах А. П. Чехова.<br>3. Прекрасное и пошлое в героях А. П. Чехова.<br>4. Человек, обстоятельства, время в произведениях А. П. Чехова.<br>5. «Вишневый сад» А. П. Чехова — лирическая комедия.<br>6. Звуковая символика в «Вишневом саде» А. П. Чехова.<br>7. Сценическая жизнь пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».<br>8. Новаторство пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».<br> <br>Рекомендуемая литература<br>Б е р д н и к о в Г. П. А. П. Чехов: Идейные и творческие искания. М., 1984.<br>Бердников Г. П. Чехов-драматург. М., 1981.<br>Громов М. П. Книга о Чехове. М., 1989.<br>Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.<br>Кулешов В. И. Жизнь и творчество Чехова. М., 1985.<br>Чудаков А. П. Антон Павлович Чехов. М., 1987. Чуковский К. И. О Чехове: Человек и мастер. М., 1971.<br> <br>Подведем итоги Вопросы и задания<br>1. Почему XIX век считается веком классической русской литературы?<br>2. Определите значение и роль каждого из терминов, приведенных в списке, для русской литературы XIX века: Литературный процесс<br>Новаторство и традиция Историзм<br>Литературное направление<br>Реализм<br>Романтизм<br>«Чистое искусство»<br>Литературная борьба<br>Гуманизм<br>Психологизм<br>Типичность<br>3. Какие имена русских писателей XIX века прочно вошли в<br>списки классиков мировой литературы?<br>4. Какие герои художественных произведений, созданных авторами в XIX веке в России, приобрели всемирную известность?<br>5. Какую роль сыграл романтизм как литературное направление в судьбах русской литературы XIX века?<br>6. Сравните принципы типизации, которыми пользуются писатели-реалисты XIX века, с теми приемами, которые используют представители романтизма.<br>7. Назовите ведущие жанры русской литературы XIX века.<br>8. Какова роль художественной детали в произведениях различных писателей? Сделайте сопоставительный анализ, опираясь на творчество двух авторов.<br>9. Определите роль поэзии и прозы в разные периоды становления русской литературы XIX века.<br>10. Назовите основные темы и проблемы, отраженные в произведениях русской литературы XIX века.<br><br>Темы сочинений<br>1. XIX столетие — золотой век русской литературы.<br>2. Герой своего времени (на примере одного из произведений русской литературы XIX века).<br>3. Униженные и оскорбленные в произведениях русской классической литературы.<br>4. Женские судьбы, волновавшие русских писателей XIX века (на примере двух-трех произведений).<br>5. Мое любимое лирическое произведение XIX века.<br><br>Темы докладов и рефератов<br>1. Романтизм и реализм в судьбах русской литературы XIX века.<br>2. Этапы становления русского реализма.<br>3. Жанры прозы русского реализма в XIX веке.<br>4. Судьба романа в русской литературе XIX века.<br>5. Место сатиры в русской литературе XIX века.<br>6. Роль классической литературы XIX века в культурной жизни России XX—XXI веков.<br>
| + | '''Художник жизни'''<br><br>«Это был обаятельный человек: скромный, милый» — так отзывался о Чехове '''[[Презентация урока на тему: Биография Льва Николаевича Толстого|Лев Толстой]]'''. В личности Антона Павловича удивительно сочетались душевная мягкость, деликатность с мужеством и силой воли. Известные слова писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — относятся прежде всего к нему самому. |
| + | |
| + | Вся его жизнь — это неустанный подвижнический труд: он работал врачом, строил школы, больницы, помогал голодающим, создавал общественные '''[[Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете|библиотеки]]''', печатал публицистические статьи, в которых затрагивал самые наболевшие вопросы жизни, написал художественные произведения, открывшие новую страницу в русской и мировой литературе. |
| + | |
| + | А. П. Чехов сказал однажды: «Все мною написанное забудется через 5—10 лет; но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы». Творчество А. П. Чехова было обращено к жизни и времени. В письме Плещееву от 9 апреля 1889 года он писал: «Цель моя — ...правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, как эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь— мы не знаем». Показывая уклонения от нормы, то, чего не должно быть в жизни и в человеческих отношениях, [http://xvatit.com/vuzi/ '''писатель'''] был устремлен к внутреннему освобождению личности от иллюзий, сковывающих человеческое сознание, ложных представлений и заблуждений, определяющих жизнь людей. |
| + | |
| + | Чехов хотел видеть внутренне свободного и духовно прекрасного человека. Он открыл новые пути в литературе, показывая обычную, ничем не примечательную жизнь, в которой скрыты глубинные процессы человеческого существования, умел увидеть большое в малом. Однозначным и четким ответам он предпочитал правильно поставленные вопросы: «Требуя от художника сознательного отношения к работе, Вы смешиваете два понятия: решение вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обязательно для художника» (из письма А. С. Суворину). Эта позиция больших художников, чью традицию '''[[Презентация урока на тему: Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество|Чехов]]''' продолжил в своем творчестве, одновременно положив начало развитию искусства XX столетия. «Чехов — это Пушкин в прозе», — говорил Лев Толстой. |
| + | |
| + | <br>[[Image:28-08-3.jpg|240px|Картинка]] |
| + | |
| + | <br>'''Подведем итоги''' |
| + | |
| + | <u>'''Вопросы и задания'''</u> |
| + | |
| + | ''1. Каким человеком представляется вам Антон Павлович Чехов? Что вам кажется в нем особенно привлекательным?<br>2. Об А. П. Чехове говорили: «жестокий талант». Как вы можете объяснить эти слова?<br>3. В письме к Плещееву 9 апреля 1889 года А. П. Чехов писал: «Цель моя — убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, как эта жизнь уклоняется от нормы». О каких отклонениях от нормы идет речь?<br>4. Вы не раз встречались с темой любви в произведениях русских писателей. Что нового вносит в эту тему А. П. Чехов в рассказе «'''[[А. П. Чехов. Ионыч|Ионыч]]'''»?<br>5. Вспомните рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре». Можно ли назвать жизнь семьи Туркиных и людей их круга «футлярной»? Почему? Докажите примерами из текста рассказа «Ионыч».<br>6. На примере любого прочитанного вами рассказа А. П. Чехова покажите основные черты его писательского метода: особенности композиции, роль художественной детали, функции пейзажа, способы выражения авторской позиции, сочетание комического и серьезного и др.<br>7. Найдите общие черты между прозой А. П. Чехова и его пьесами.<br>8. В чем, на ваш взгляд, заключается необычность чеховских пьес? Чем они отличаются от знакомых вам пьес других драматургов — Фонвизина, Грибоедова, Островского?<br>9. Подумайте, пьесы какого русского драматурга предвосхищают появление чеховских пьес. Обоснуйте свой ответ.<br>10. Почему чеховские пьесы называют «пьесами настроения»? Что составляет в них основу драматического действия?<br>11. В каких произведениях русской литературы вы встречали образ сада? С какими мотивами он обычно связан?<br>12. Некоторые критики высказывают мысль, что второстепенные персонажи в пьесе «'''[[А. П. Чехов. Вишневый сад|Вишневый сад]]'''» в определенной степени пародируют главных героев. Покажите это на конкретных примерах.<br>13. Соотнесите понятия символ — образ — аллегория на примере одного или нескольких произведений Чехова.<br>14. Над какими вопросами размышляет Чехов в своих произведениях?''<br><br><u>'''Темы сочинений'''</u> |
| + | |
| + | 1. Вина и беда доктора Старцева (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»).<br>2. Элементы сатиры и юмора в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».<br>3. Тема духовного перерождения человека в изображении А. П. Чехова.<br>4. Герой и среда в изображении А. П. Чехова.<br>5. Изображение русской провинции А. П. Чеховым.<br>6. Нравственно-философская проблематика рассказа А. П. Чехова «Студент».<br><br><u>'''Темы докладов и рефератов'''</u> |
| + | |
| + | 1. Комическое и драматическое в рассказах А. П. Чехова.<br>2. Мир человека и мир вещей в рассказах А. П. Чехова.<br>3. Прекрасное и пошлое в героях А. П. Чехова.<br>4. Человек, обстоятельства, время в произведениях А. П. Чехова.<br>5. «Вишневый сад» А. П. Чехова — лирическая комедия.<br>6. Звуковая символика в «Вишневом саде» А. П. Чехова.<br>7. Сценическая жизнь пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».<br>8. Новаторство пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».<br> <br><u>'''Рекомендуемая литература'''</u> |
| + | |
| + | ''Б е р д н и к о в Г. П. А. П. Чехов: Идейные и творческие искания. М., 1984.<br>Бердников Г. П. Чехов-драматург. М., 1981.<br>Громов М. П. Книга о Чехове. М., 1989.<br>Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.<br>Кулешов В. И. Жизнь и творчество Чехова. М., 1985.<br>Чудаков А. П. Антон Павлович Чехов. М., 1987. Чуковский К. И. О Чехове: Человек и мастер. М., 1971.'' |
| + | |
| + | <br> |
| + | |
| + | [[Image:28-08-3.jpg|240px|Картинка]]<br> <br>'''Подведем итоги''' |
| + | |
| + | <u>'''Вопросы и задания'''</u> |
| + | |
| + | ''1. Почему XIX век считается веком классической русской литературы?<br>2. Определите значение и роль каждого из терминов, приведенных в списке, для русской литературы XIX века: Литературный процесс'' |
| + | |
| + | ''Новаторство и традиция Историзм<br>Литературное направление<br>Реализм<br>Романтизм<br>«Чистое искусство»<br>Литературная борьба<br>Гуманизм<br>Психологизм<br>Типичность'' |
| + | |
| + | ''3. Какие имена русских писателей XIX века прочно вошли в списки классиков мировой литературы?<br>4. Какие герои художественных произведений, созданных авторами в XIX веке в России, приобрели всемирную известность?<br>5. Какую роль сыграл романтизм как литературное направление в судьбах русской литературы XIX века?<br>6. Сравните принципы типизации, которыми пользуются писатели-реалисты XIX века, с теми приемами, которые используют представители романтизма.<br>7. Назовите ведущие жанры русской литературы XIX века.<br>8. Какова роль художественной детали в произведениях различных писателей? Сделайте сопоставительный анализ, опираясь на творчество двух авторов.<br>9. Определите роль поэзии и прозы в разные периоды становления русской литературы XIX века.<br>10. Назовите основные темы и проблемы, отраженные в произведениях русской литературы XIX века.''<br><br><u>'''Темы сочинений'''</u> |
| + | |
| + | 1. XIX столетие — золотой век русской литературы.<br>2. Герой своего времени (на примере одного из произведений русской литературы XIX века).<br>3. Униженные и оскорбленные в произведениях русской классической литературы.<br>4. Женские судьбы, волновавшие русских писателей XIX века (на примере двух-трех произведений).<br>5. Мое любимое лирическое произведение XIX века.<br><br><u>'''Темы докладов и рефератов'''</u> |
| + | |
| + | 1. Романтизм и реализм в судьбах русской литературы XIX века.<br>2. Этапы становления русского реализма.<br>3. Жанры прозы русского реализма в XIX веке.<br>4. Судьба романа в русской литературе XIX века.<br>5. Место сатиры в русской литературе XIX века.<br>6. Роль классической литературы XIX века в культурной жизни России XX—XXI веков.<br> |
| | | |
| <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
| + | |
| + | <br> |
| | | |
| <sub>Календарно-тематическое планирование по литературе, задачи и ответы школьнику [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], курсы учителю по литературе [[Литература|скачать]]</sub> | | <sub>Календарно-тематическое планирование по литературе, задачи и ответы школьнику [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], курсы учителю по литературе [[Литература|скачать]]</sub> |
Строка 14: |
Строка 52: |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект урока''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] опорный каркас | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] интерактивные технологии | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] интерактивные технологии |
| | | |
| '''<u>Практика</u>''' | | '''<u>Практика</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] задачи и упражнения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] задачи и упражнения |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] самопроверка | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] самопроверка |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашние задания | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашние задания |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] дискуссионные вопросы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] риторические вопросы от учеников | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников |
- |
| + | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фотографии, картинки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] графики, таблицы, схемы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
| '''<u></u>''' | | '''<u></u>''' |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
- | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] исправление ошибок в учебнике''' | + | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обновление фрагмента в учебнике | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обновление фрагмента в учебнике |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] элементы новаторства на уроке | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] замена устаревших знаний новыми | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми |
- |
| + | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] идеальные уроки ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обсуждения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обсуждения |
| | | |
| | | |
Текущая версия на 18:56, 1 октября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. П. Чехов. Художник жизни
Художник жизни
«Это был обаятельный человек: скромный, милый» — так отзывался о Чехове Лев Толстой. В личности Антона Павловича удивительно сочетались душевная мягкость, деликатность с мужеством и силой воли. Известные слова писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — относятся прежде всего к нему самому.
Вся его жизнь — это неустанный подвижнический труд: он работал врачом, строил школы, больницы, помогал голодающим, создавал общественные библиотеки, печатал публицистические статьи, в которых затрагивал самые наболевшие вопросы жизни, написал художественные произведения, открывшие новую страницу в русской и мировой литературе.
А. П. Чехов сказал однажды: «Все мною написанное забудется через 5—10 лет; но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы». Творчество А. П. Чехова было обращено к жизни и времени. В письме Плещееву от 9 апреля 1889 года он писал: «Цель моя — ...правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, как эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь— мы не знаем». Показывая уклонения от нормы, то, чего не должно быть в жизни и в человеческих отношениях, писатель был устремлен к внутреннему освобождению личности от иллюзий, сковывающих человеческое сознание, ложных представлений и заблуждений, определяющих жизнь людей.
Чехов хотел видеть внутренне свободного и духовно прекрасного человека. Он открыл новые пути в литературе, показывая обычную, ничем не примечательную жизнь, в которой скрыты глубинные процессы человеческого существования, умел увидеть большое в малом. Однозначным и четким ответам он предпочитал правильно поставленные вопросы: «Требуя от художника сознательного отношения к работе, Вы смешиваете два понятия: решение вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обязательно для художника» (из письма А. С. Суворину). Эта позиция больших художников, чью традицию Чехов продолжил в своем творчестве, одновременно положив начало развитию искусства XX столетия. «Чехов — это Пушкин в прозе», — говорил Лев Толстой.
Подведем итоги
Вопросы и задания
1. Каким человеком представляется вам Антон Павлович Чехов? Что вам кажется в нем особенно привлекательным? 2. Об А. П. Чехове говорили: «жестокий талант». Как вы можете объяснить эти слова? 3. В письме к Плещееву 9 апреля 1889 года А. П. Чехов писал: «Цель моя — убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, как эта жизнь уклоняется от нормы». О каких отклонениях от нормы идет речь? 4. Вы не раз встречались с темой любви в произведениях русских писателей. Что нового вносит в эту тему А. П. Чехов в рассказе «Ионыч»? 5. Вспомните рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре». Можно ли назвать жизнь семьи Туркиных и людей их круга «футлярной»? Почему? Докажите примерами из текста рассказа «Ионыч». 6. На примере любого прочитанного вами рассказа А. П. Чехова покажите основные черты его писательского метода: особенности композиции, роль художественной детали, функции пейзажа, способы выражения авторской позиции, сочетание комического и серьезного и др. 7. Найдите общие черты между прозой А. П. Чехова и его пьесами. 8. В чем, на ваш взгляд, заключается необычность чеховских пьес? Чем они отличаются от знакомых вам пьес других драматургов — Фонвизина, Грибоедова, Островского? 9. Подумайте, пьесы какого русского драматурга предвосхищают появление чеховских пьес. Обоснуйте свой ответ. 10. Почему чеховские пьесы называют «пьесами настроения»? Что составляет в них основу драматического действия? 11. В каких произведениях русской литературы вы встречали образ сада? С какими мотивами он обычно связан? 12. Некоторые критики высказывают мысль, что второстепенные персонажи в пьесе «Вишневый сад» в определенной степени пародируют главных героев. Покажите это на конкретных примерах. 13. Соотнесите понятия символ — образ — аллегория на примере одного или нескольких произведений Чехова. 14. Над какими вопросами размышляет Чехов в своих произведениях?
Темы сочинений
1. Вина и беда доктора Старцева (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»). 2. Элементы сатиры и юмора в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». 3. Тема духовного перерождения человека в изображении А. П. Чехова. 4. Герой и среда в изображении А. П. Чехова. 5. Изображение русской провинции А. П. Чеховым. 6. Нравственно-философская проблематика рассказа А. П. Чехова «Студент».
Темы докладов и рефератов
1. Комическое и драматическое в рассказах А. П. Чехова. 2. Мир человека и мир вещей в рассказах А. П. Чехова. 3. Прекрасное и пошлое в героях А. П. Чехова. 4. Человек, обстоятельства, время в произведениях А. П. Чехова. 5. «Вишневый сад» А. П. Чехова — лирическая комедия. 6. Звуковая символика в «Вишневом саде» А. П. Чехова. 7. Сценическая жизнь пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». 8. Новаторство пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Рекомендуемая литература
Б е р д н и к о в Г. П. А. П. Чехов: Идейные и творческие искания. М., 1984. Бердников Г. П. Чехов-драматург. М., 1981. Громов М. П. Книга о Чехове. М., 1989. Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Чехова. М., 1985. Чудаков А. П. Антон Павлович Чехов. М., 1987. Чуковский К. И. О Чехове: Человек и мастер. М., 1971.
Подведем итоги
Вопросы и задания
1. Почему XIX век считается веком классической русской литературы? 2. Определите значение и роль каждого из терминов, приведенных в списке, для русской литературы XIX века: Литературный процесс
Новаторство и традиция Историзм Литературное направление Реализм Романтизм «Чистое искусство» Литературная борьба Гуманизм Психологизм Типичность
3. Какие имена русских писателей XIX века прочно вошли в списки классиков мировой литературы? 4. Какие герои художественных произведений, созданных авторами в XIX веке в России, приобрели всемирную известность? 5. Какую роль сыграл романтизм как литературное направление в судьбах русской литературы XIX века? 6. Сравните принципы типизации, которыми пользуются писатели-реалисты XIX века, с теми приемами, которые используют представители романтизма. 7. Назовите ведущие жанры русской литературы XIX века. 8. Какова роль художественной детали в произведениях различных писателей? Сделайте сопоставительный анализ, опираясь на творчество двух авторов. 9. Определите роль поэзии и прозы в разные периоды становления русской литературы XIX века. 10. Назовите основные темы и проблемы, отраженные в произведениях русской литературы XIX века.
Темы сочинений
1. XIX столетие — золотой век русской литературы. 2. Герой своего времени (на примере одного из произведений русской литературы XIX века). 3. Униженные и оскорбленные в произведениях русской классической литературы. 4. Женские судьбы, волновавшие русских писателей XIX века (на примере двух-трех произведений). 5. Мое любимое лирическое произведение XIX века.
Темы докладов и рефератов
1. Романтизм и реализм в судьбах русской литературы XIX века. 2. Этапы становления русского реализма. 3. Жанры прозы русского реализма в XIX веке. 4. Судьба романа в русской литературе XIX века. 5. Место сатиры в русской литературе XIX века. 6. Роль классической литературы XIX века в культурной жизни России XX—XXI веков.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Календарно-тематическое планирование по литературе, задачи и ответы школьнику онлайн, курсы учителю по литературе скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|