|
|
(8 промежуточных версий не показаны.) | Строка 3: |
Строка 3: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Гоголь (1809-1852) не пишет, а рисует; его изображения дышат всеми красками действительности. Видишь и слышишь их...<br>''В. Белинский''<br><br>В июне 1828 года Гоголь закончил Нежинскую гимназию. Впереди — свобода, Петербург, служба. Он полон честолюбивых1 планов, хочет служить и делать карьеру. Он страстно любит театр и мечтает о славе. «Может быть, мне целый век достанется отжить в Петербурге, по крайней мере, такую цель начертал я уже издавна. Ещё с самых времён прошлых... я пламенел неугасимой ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел желанием принести хотя малейшую пользу», — писал Гоголь из Нежина своему дяде П. П. Косяровскому.<br><br> | + | Гоголь (1809-1852) не пишет, а рисует; его изображения дышат всеми красками действительности. Видишь и слышишь их...<br>''В. Белинский''<br><br>В июне 1828 года Гоголь закончил Нежинскую гимназию. Впереди — свобода, Петербург, служба. Он полон честолюбивых1 планов, хочет служить и делать карьеру. Он страстно любит театр и мечтает о славе. «Может быть, мне целый век достанется отжить в Петербурге, по крайней мере, такую цель начертал я уже издавна. Ещё с самых времён прошлых... я пламенел неугасимой ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел желанием принести хотя малейшую пользу», — писал Гоголь из Нежина своему дяде П. П. Косяровскому.<br><br> |
| | | |
- | И вот наконец Петербург — город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим. <br><br>1 Честолюбивый — стремящийся к известности, почётному положению.<br><br>«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, разочарованно писал Гоголь матери. Я его воображал красивее и великолепнее. Жить здесь, т. е. иметь раз в день щи да кншу, несравненно дороже, нежели думали... Это всё заставляет меня жить, как в пустыне; я принуждён отказаться от лучшего своего удовольствия — видеть театр».<br><br> | + | И вот наконец Петербург — город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим. <br><br>1 Честолюбивый — стремящийся к известности, почётному положению.<br><br>«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, разочарованно писал Гоголь матери. Я его воображал красивее и великолепнее. Жить здесь, т. е. иметь раз в день щи да кншу, несравненно дороже, нежели думали... Это всё заставляет меня жить, как в пустыне; я принуждён отказаться от лучшего своего удовольствия — видеть театр».<br><br> |
| | | |
- | Только почти через год после приезда в Петербург Гоголю удалось определиться на службу в канцелярию одного из департаментов1 . Теперь его день строго распределён. «В девять часов утра отправляюсь я каждый день в свою должность... В семь часов прихожу домой, иду к кому-нибудь из своих знакомых на вечер, которых у меня таки немало. Верите ли, что одних однокорытников моих из Нежина до двадцати пяти человек». Молодые люди собираются по очереди то у одного, то у другого. Кто-то поёт украинские народные песни, кто-то читает свои стихи, в уголке молодой художник набрасывает в альбоме портреты. Ничто не ускользнет от внимания Гоголя, всё найдет свое место в его будущих повестях.<br><br> | + | Только почти через год после приезда в Петербург Гоголю удалось определиться на службу в канцелярию одного из департаментов1 . Теперь его день строго распределён. «В девять часов утра отправляюсь я каждый день в свою должность... В семь часов прихожу домой, иду к кому-нибудь из своих знакомых на вечер, которых у меня таки немало. Верите ли, что одних однокорытников моих из Нежина до двадцати пяти человек». Молодые люди собираются по очереди то у одного, то у другого. Кто-то поёт украинские народные песни, кто-то читает свои стихи, в уголке молодой художник набрасывает в альбоме портреты. Ничто не ускользнет от внимания Гоголя, всё найдет свое место в его будущих повестях.<br><br> |
| | | |
- | Вскоре Гоголь познакомился с издателем П. А. Плетнёвым, с поэтом В. А. Жуковским, а в феврале 1831 года — с А. С. Пушкиным. Никого на свете не было для него выше и дороже Пушкина, вся жизнь его осветилась, хотелось быть лучше, чище, сделать что-то большое.<br><br> | + | Вскоре Гоголь познакомился с издателем П. А. Плетнёвым, с поэтом В. А. Жуковским, а в феврале 1831 года — с А. С. Пушкиным. Никого на свете не было для него выше и дороже Пушкина, вся жизнь его осветилась, хотелось быть лучше, чище, сделать что-то большое.<br><br> |
| | | |
- | «Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Гоголь о Пушкине. А Пушкин, встречавший, как праздник, всё молодое, талантливое, с первой минуты и навсегда полюбил Гоголя. На лето Гоголь уехал в Павловск, в дачную местность недалеко от Петербурга, учителем в одном семействе. В нескольких верстах от Павловска, в Царском Селе, поселился в то лето и Пушкин, там же жил Жуковский. И Гоголь часто по вечерам ходил к ним. Это было светлое время в его жизни. В Петербурге печаталась первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и Гоголь рассказывал Пушкину о том, как наборщики смеялись, читая рукопись. «Что-то скажут читатели?» —думал Гоголь, и на душе у него становилось беспокойно.<br><br> | + | «Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Гоголь о Пушкине. А Пушкин, встречавший, как праздник, всё молодое, талантливое, с первой минуты и навсегда полюбил Гоголя. На лето Гоголь уехал в Павловск, в дачную местность недалеко от Петербурга, учителем в одном семействе. В нескольких верстах от Павловска, в Царском Селе, поселился в то лето и Пушкин, там же жил Жуковский. И Гоголь часто по вечерам ходил к ним. Это было светлое время в его жизни. В Петербурге печаталась первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и Гоголь рассказывал Пушкину о том, как наборщики смеялись, читая рукопись. «Что-то скажут читатели?» —думал Гоголь, и на душе у него становилось беспокойно.<br><br> |
| | | |
- | «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки»... — записывал Пушкин. — Они изумили меня... Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов...» Как-то в самом конце 1833 года Гоголь зашёл к Пушкину. Как всегда, увидев Пушкина, Гоголь просиял. Пушкин вносил в его жизнь столько света, радости, так умел хорошо, вовремя похвалить, сказать нужные и важные слова, подбодрить! И теперь, посидев и<br>поговорив, Гоголь вдруг вытащил из карманасвёрнутую тетрадку.<br> | + | «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки»... — записывал Пушкин. — Они изумили меня... Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов...» Как-то в самом конце 1833 года Гоголь зашёл к Пушкину. Как всегда, увидев Пушкина, Гоголь просиял. Пушкин вносил в его жизнь столько света, радости, так умел хорошо, вовремя похвалить, сказать нужные и важные слова, подбодрить! И теперь, посидев и<br>поговорив, Гоголь вдруг вытащил из карманасвёрнутую тетрадку.<br> |
| | | |
- | <br>«Славная бекеша2 у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки3! Фу-ты пропасть, какие смушки! Сизые с морозом!» — начал он читать свою «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Что это - веселый анекдот? Но Гоголь дочитывает последнюю страницу, и становится ясно, что это — грустная повесть о нелепой и смешной ссоре двух Иванов, о бесполезно прожитой ими жизни. Повесть кончается так: «Скучно на этом свете, господи!». Но разве нет и не было в Украине других людей — смелых, сильных? Разве народ, у которого так много чудесных сказаний о воле, о счастье, о любви, не боролся за другую жизнь — светлую, прекрасную? И разве он, Гоголь, не сумеет рассказать о таких людях?<br><br> | + | <br>«Славная бекеша2 у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки3! Фу-ты пропасть, какие смушки! Сизые с морозом!» — начал он читать свою «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Что это - веселый анекдот? Но Гоголь дочитывает последнюю страницу, и становится ясно, что это — грустная повесть о нелепой и смешной ссоре двух Иванов, о бесполезно прожитой ими жизни. Повесть кончается так: «Скучно на этом свете, господи!». Но разве нет и не было в Украине других людей — смелых, сильных? Разве народ, у которого так много чудесных сказаний о воле, о счастье, о любви, не боролся за другую жизнь — светлую, прекрасную? И разве он, Гоголь, не сумеет рассказать о таких людях?<br><br> |
| | | |
- | И всё больше и больше погружается Гоголь в изучение истории украинского народа; настойчиво, терпеливо роется он в исторических сочинениях, читает летописи, продолжает собирать народные песни, предания.И, овеянная народной поэзией, встаёт перед ним живая, яркая история народа, а воображение рисует вольные и дикие степи, героические битвы. Борьба за национальную независимость — вот что привлекало Гоголя в истории Украины XV-XVII веков.<br><br> | + | И всё больше и больше погружается Гоголь в изучение истории украинского народа; настойчиво, терпеливо роется он в исторических сочинениях, читает летописи, продолжает собирать народные песни, предания.И, овеянная народной поэзией, встаёт перед ним живая, яркая история народа, а воображение рисует вольные и дикие степи, героические битвы. Борьба за национальную независимость — вот что привлекало Гоголя в истории Украины XV-XVII веков.<br><br> |
| | | |
- | На украинских землях западнее Днепра хозяйничали в то трудное1 время польские паны. Они угнетали крестьян, беря с них непосильную дань, преследовали всё национальное, украинское. Многие крестьяне, невыдержав гнёта, бежали от кабалы на юг, в широкие степи, в низовья Днепра. На острове Хортица у днепровских порогов возник укреплённый лагерь беглых крестьян. Они стали называться запорожскими казаками, так как жили за порогами Днепра. Защищаясь от врагов, устраивали ли секи, то есть преграды из наваленных деревьев. Считается, что отсюда происходит слово «сечь». Запорожское казачество боролось и с польской шляхтой, и с турками, которые часто нападали на эти земли. В упорной борьбе за родную землю формировались могучие характеры, крепкие питуры, так привлекавшие Гоголя своей удалью и героизмом.<br><br> | + | На украинских землях западнее Днепра хозяйничали в то трудное1 время польские паны. Они угнетали крестьян, беря с них непосильную дань, преследовали всё национальное, украинское. Многие крестьяне, невыдержав гнёта, бежали от кабалы на юг, в широкие степи, в низовья Днепра. На острове Хортица у днепровских порогов возник укреплённый лагерь беглых крестьян. Они стали называться запорожскими казаками, так как жили за порогами Днепра. Защищаясь от врагов, устраивали ли секи, то есть преграды из наваленных деревьев. Считается, что отсюда происходит слово «сечь». Запорожское казачество боролось и с польской шляхтой, и с турками, которые часто нападали на эти земли. В упорной борьбе за родную землю формировались могучие характеры, крепкие питуры, так привлекавшие Гоголя своей удалью и героизмом.<br><br> |
| | | |
- | В 1835 году появилась повесть Гоголя «Тарас Бульба» — поэтическое воспоминание о героическом прошлом украинского народа, о сильных и мужественных людях, о величии народном.<br>''По Н. Марченко и Н. Шер''<br> | + | В 1835 году появилась повесть Гоголя «Тарас Бульба» — поэтическое воспоминание о героическом прошлом украинского народа, о сильных и мужественных людях, о величии народном.<br>''По Н. Марченко и Н. Шер''<br> |
| | | |
- | <br>''1. Что было главным в устремлениях юного Гоголя?<br>2. Кто из русских писателей оказал влияние на развитие писательского таланта Гоголя?<br>3. Как начало литературной деятельности Гоголя подтверждает высказанные им самим мысли о цели его творчества? (См. эпиграф к статье о Гоголе.)''<br> | + | <br>''1. Что было главным в устремлениях юного Гоголя?<br>2. Кто из русских писателей оказал влияние на развитие писательского таланта Гоголя?<br>3. Как начало литературной деятельности Гоголя подтверждает высказанные им самим мысли о цели его творчества? (См. эпиграф к статье о Гоголе.)''<br><br> |
| | | |
- | <br>'''Тарас Бульба'''<br>(В сокращении)<br>I<br>— А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?<br>Такими словами встретил старый Бульба —— двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших уже на дом к отцу. Сыновья его только что слезли с коней. Это были дна дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва. Они были очень смущены таким приёмом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.<br><br>
| + | <br> |
| | | |
- | Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, — продолжал он, поворачивая их, — какие же длинные на вас свитки! Экие свитки! Таких свиток ещё и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлёпнется ли он на землю, запутавшись в полы.<br><br>
| + | ''Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. — К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. — Мова російська.<br>'' |
| | | |
- | Не смейся, не смейся, батьку! — сказал, наконец, старший из них.<br>— Смотри ты, какой пышный1! А отчего ж бы не смеяться? <br>
| + | ''Прислано читателями из [[Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Полные уроки|интернет]]-сайта''<br> |
| | | |
- | — Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!<br>— Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?.. — сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.<br>— Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.<br>— Как же хочешь ты со мною биться? разве на кулаки?<br>— Да уж на чём бы то ни было.<br>— Ну, давай на кулаки! — говорил Бульба, засучив рукава. — Посмотрю я, что за человек ты в кулаке!<br>И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.<br>— Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! — говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая ещё обнять ненаглядных детей своих. — Дети приехали домой, больше года их не видели, а он задумал невесть что: на кулаки биться!<br>— Да он славно бьётся! — говорил Бульба, остановившись. — Ей-богу, хорошо! — продолжал он, немного оправляясь, — так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак2! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! — И отец с сыном стали целоваться. — Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил. Никому не спускай! А всё-таки на тебе смешное убранство: что это за верёвка висит? А ты, бейбас3 , что стоишь и руки опустил? — говорил он, обращаясь к младшему», — что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?<br>— Вот ещё что выдумал! — говорила мать, обнимавшая между тем младшего. — И придёт же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось... (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень4 ростом). Ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться!<br>— Э, да ты мазунчик, как я вижу! — говорил Бульба. — Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба?<br><br>
| + | <br> |
- | | + | |
- | Ваша нежба — чистое поле да добрый конь; вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь! Это всё дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари и философия, и всё это казна-що, я плевать на всё это!.. А вот лучше я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму.<br>— И всего только одну неделю быть им дома? — говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. — И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!<br>— Полно, полно выть, старуха! Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбки да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол всё, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да<br>горелки побольше, не с выдумками горелки, с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная.<br><br>
| + | |
- | | + | |
- | Бульба повёл сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты... Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми старцами-слепцами и в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию1. Всё было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро отделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в старинных церквях, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы2.<br><br>
| + | |
- | | + | |
- | На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской3, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвёртые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными, пёстрыми изразцами, — всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время, приходившим потому, что у них не было ещё коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом.<br><br>1 Уния — объединение православной церкви с католической под властью римского папы.<br>2 Отводы —деревянные украшения.<br>3 Венецейская — венецианская.<br><br>У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие. Бульба только при выпуске их послал им из табуна своего пару молодых жеребцов.<br><br>
| + | |
- | | + | |
- | Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был налицо; и когда пришли двое из них и есаул Дмитро Товкач, старый его товарищ, он им тот же час их представил, говоря:<br>— Вот, смотрите, какие молодцы! На Сечь их скоро пошлю. Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь.<br><br>
| + | |
- | | + | |
- | — Ну ж, паны браты, садись всякий, где кому лучше, за стол. Ну, сынки! прежде всего выпьем горелки! — так говорил Бульба. — Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий! Дай же, Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы! Чтобы бусурманов били, и турков бы били, и татарву били бы; когда и ляхи начнут что против веры нашей чинить, то и ляхов бы били! Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горелка? А как по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латинцы: они и не знали, есть ли на свете горелка. Как, бишь, того звали, что латинские вирши писал? Я грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю; Гораций1, что ли?<br><br>
| + | |
- | | + | |
- | «Вишь, какой батько! — подумал про себя старший сын, Остап, — всё, старый собака, знает, а ещё и прикидывается».<br>— Я думаю, архимандрит2 не давал вам и понюхать горелки, — продолжал Тарас. — А признайтесь, сынки, крепко стегали вас берёзовыми и свежим вишняком по спине и по всему, что ни есть у козака? А может, так как вы сделались уже слишком разумные, так, может, и плетюганами пороли? Чай, не только по субботам, а доставалось и в середу, и в четверги?<br>— Нечего, батько, вспоминать, что было, — отвечал хладнокровно Остап, — что было, то прошло!<br>— Пусть теперь попробует! — сказал Андрий. — Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернётся теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!<br>— Добре, сынку! ей-богу, добре! Да когда на то пошло, то и я с вами еду! ей-богу, еду! Какого дьявола мне здесь ждать! Чтоб я стал гренкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями, да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять. Ей-богу, еду! — И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою.<br>— Завтра же едем! Зачем откладывать! Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам всё это? На что эти горшки? — Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки.<br><br>1 Гораций — древнеримский поэт.<br>2 Архимандрит — монашеский чин; здесь: настоятель, то есть начальник духовного училища.<br><br>Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но, услыша о таком страшном для неё решении, она не могла удержаться от слёз; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, — и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах.<br><br>
| + | |
- | | + | |
- | Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь былон создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже сказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонным вечно, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в сёла, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма1. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правило, что в трёх случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважили в чём старшин и стояли перед ними в шапках; когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.<br><br>
| + | |
- | | + | |
- | Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привёл к вам!»; как представит их всем старым, закалённым в битвах товарищам; как поглядит на первые их подвиги в ратной науке и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств<br>рыцаря. Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необ- ходимостью этого была одна упрямая воля. Он уже хлопотал и отдавал приказы, выбирал коней и сбрую для молодых сыновей, наведывался и в конюшни и в амбары, отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать. Есаулу Товкачу передал свою власть вместе с крепким наказом явиться сей же час со всем полком, если только он подаст из Сечи какую-нибудь весть. Хотя он был и навеселе и в голове его бродил хмель, однако ж не забыл ничего. Даже отдал приказ напоить коней и всыпать им в ясли крупной и первой пшеницы, и пришел усталый от своих забот.<br><br>
| + | |
- | | + | |
- | — Ну, дети, теперь надобно спать, а завтра будем делать то, что Бог даст. Да не стели нам постель! Нам не нужна постель. Мы будем спать здесь: на дворе. <br><br>
| + | |
- | | + | |
- | [[Image:litertatura7kl-27.jpg|350px]]<br>
| + | |
- | | + | |
- | ''Е. Кибрик. Иллюстрация к повести<br><br>''
| + | |
- | | + | |
- | ''Чем нравится вам эта иллюстрация? Опишите её и дайте своё название.''<br>
| + | |
- | | + | |
- | <br>Ночь ещё только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее, когда был дома. Он вскоре захрапел, и за ним последовал несь двор; всё, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело; прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда панычей. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их — и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждёт вас?» — говорила она, и слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века... Она видела мужа в год два, три<br>дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь её была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безжённых рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой... Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась<br>над детьми своими. Её сыновей, её милых сыновей берут от неё, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюёт хищная подорожная птица и за каждый кусочек которых, за каждую каплю крови она отдала бы себя всю... Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренно желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребёнка; красные полосы ясно сверкнули на небе. Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил всё, что приказывал вчера.
| + | |
- | | + | |
- | <br>— Ну, хлопцы, полно спать! Пора, пора! Напоите коней! А где стара? — (так он обыкновенно называл жену свою). — Живее, стара, готовь нам есть, потому что путь великий лежит!
| + | |
- | | + | |
- | <br>Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем, как она со слезами готовила всё, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои приказания, возился на конюшне и сам выбирал для детей своих лучшие убранства.<br>
| + | |
- | | + | |
- | Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные1 красные с серебряными подковами; шаровары, шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром2; к очкуру прицеплены были длинные ремешки с кистями и прочими побрякушками для трубки. Казакин3 алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их. Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похо<br>рошели и побелели; молодые чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли<br>белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под<br>чёрными бараньими шапками с золотым вер-<br>хом. Бедная мать! Она как увидела их, и слова<br>не могла промолвить и слёзы остановились в<br>глазах её.<br>— Ну, сыны, всё готово! нечего мешкать! —<br>произнёс, наконец, Бульба. — Теперь, по обы-<br>чаю христианскому, нужно перед дорогою всем<br>присесть.<br>Все сели, не выключая даже и хлопцев, сто-<br>явших почтительно у дверей.<br><br><br>1 Сафьян — кожа вы-<br>сокого качества.<br>2 Очку р — шнурок,<br>которым затягивали<br>шаровары.<br>4 Казакин — муж-<br>ское верхнее платье<br>на крючках, со сбор-<br>ками сзади.<br><br><br>— Теперь благослови, мать, детей своих! — сказал Бульба. — Моли<br>Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцар-<br>скую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то — пусть лучше<br>пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери:<br>молитва материнская и на воде и на земле спасает.<br>Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы,<br>надела им, рыдая, на шею.<br>Пусть хранит вас... Божья Матерь... Не забывайте, сынки, мать<br>вашу... пришлите хоть весточку о себе... — Далее она не могла говорить.<br>— Ну, пойдём, дети! — сказал Бульба.<br>У крыльца стояли осёдланные кони. Бульба вскочил на своего<br>Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцати-<br>пудовое1 бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжёл и толст.<br>Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней, она кину-<br>лась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то<br>нежности; она схватила его за стремя; она прилипнула к седлу его и с<br>отчаянием во всех чертах не выпускала его из рук своих. Два дюжих<br>козака взяли её бережно и унесли в хату. Но когда выехали они за<br>ворота, она со всею лёгкостью дикой козы, несообразной её летам,<br>выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и<br>обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною<br>горячностью; её опять увели.<br>Молодые козаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца<br>своего, который, однако же, с своей стороны, тоже был несколько<br>смущён, хотя и старался этого не показывать. День был серый; зелень<br>сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад. Они, проехавши,<br>оглянулись назад; хутор их как будто ушёл в землю; только стояли на<br>земле две трубы от их скромного домика да одни только вершины<br>дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний<br>луг ещё стлался перед ними, тот луг, по которому они могли припом-<br>нить всю историю жизни, от лет, когда катались по росистой траве<br>его, до лет, когда поджидали на нём чернобровую козачку, боязливо<br>летевшую через него с помощью своих свежих, быстрых ножек. Вот<br>уже один только шест над колодцем с привязанным вверху колесом от<br>телеги одиноко торчит на небе; уже равнина, которую они проехали,<br>кажется издали горою и всё собою закрыла. Прощайте и детство, и<br>игры, и всё, и всё! »<br>II<br>Все три всадника ехали молчаливо. Старый Тарас думал о давнем:<br>перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о<br>которых всегда почти плачет козак, желавший бы, чтобы вся жизнь<br>его была молодость. Он думал о том, кого он встретит на Сечи из сво-<br>их прежних сотоварищей. Он вычислял, какие<br> уже перемёрли, какие живут ещё. Слеза тихо<br>круглилась на его зенице, и поседевшая голова<br>его уныло понурилась.<br>I Иуд _ старая мера веса, 16,3 кг.<br><br> <br>
| + | |
- | | + | |
- | <br>
| + | |
- | | + | |
- | <br>
| + | |
- | | + | |
- | ''Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. — К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. — Мова російська.<br>''
| + | |
- | | + | |
- | ''Прислано читателями из [[Библиотеки,_энциклопедии_и_словари_в_Интернете._Полные_уроки|интернет]]-сайта''<br>
| + | |
- | | + | |
- | <br> | + | |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Текущая версия на 14:06, 12 декабря 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 7 класс>> Николай Васильевич Гоголь Тарас Бульба (В сокращении)
Гоголь (1809-1852) не пишет, а рисует; его изображения дышат всеми красками действительности. Видишь и слышишь их... В. Белинский
В июне 1828 года Гоголь закончил Нежинскую гимназию. Впереди — свобода, Петербург, служба. Он полон честолюбивых1 планов, хочет служить и делать карьеру. Он страстно любит театр и мечтает о славе. «Может быть, мне целый век достанется отжить в Петербурге, по крайней мере, такую цель начертал я уже издавна. Ещё с самых времён прошлых... я пламенел неугасимой ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел желанием принести хотя малейшую пользу», — писал Гоголь из Нежина своему дяде П. П. Косяровскому.
И вот наконец Петербург — город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим.
1 Честолюбивый — стремящийся к известности, почётному положению.
«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, разочарованно писал Гоголь матери. Я его воображал красивее и великолепнее. Жить здесь, т. е. иметь раз в день щи да кншу, несравненно дороже, нежели думали... Это всё заставляет меня жить, как в пустыне; я принуждён отказаться от лучшего своего удовольствия — видеть театр».
Только почти через год после приезда в Петербург Гоголю удалось определиться на службу в канцелярию одного из департаментов1 . Теперь его день строго распределён. «В девять часов утра отправляюсь я каждый день в свою должность... В семь часов прихожу домой, иду к кому-нибудь из своих знакомых на вечер, которых у меня таки немало. Верите ли, что одних однокорытников моих из Нежина до двадцати пяти человек». Молодые люди собираются по очереди то у одного, то у другого. Кто-то поёт украинские народные песни, кто-то читает свои стихи, в уголке молодой художник набрасывает в альбоме портреты. Ничто не ускользнет от внимания Гоголя, всё найдет свое место в его будущих повестях.
Вскоре Гоголь познакомился с издателем П. А. Плетнёвым, с поэтом В. А. Жуковским, а в феврале 1831 года — с А. С. Пушкиным. Никого на свете не было для него выше и дороже Пушкина, вся жизнь его осветилась, хотелось быть лучше, чище, сделать что-то большое.
«Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Гоголь о Пушкине. А Пушкин, встречавший, как праздник, всё молодое, талантливое, с первой минуты и навсегда полюбил Гоголя. На лето Гоголь уехал в Павловск, в дачную местность недалеко от Петербурга, учителем в одном семействе. В нескольких верстах от Павловска, в Царском Селе, поселился в то лето и Пушкин, там же жил Жуковский. И Гоголь часто по вечерам ходил к ним. Это было светлое время в его жизни. В Петербурге печаталась первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и Гоголь рассказывал Пушкину о том, как наборщики смеялись, читая рукопись. «Что-то скажут читатели?» —думал Гоголь, и на душе у него становилось беспокойно.
«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки»... — записывал Пушкин. — Они изумили меня... Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов...» Как-то в самом конце 1833 года Гоголь зашёл к Пушкину. Как всегда, увидев Пушкина, Гоголь просиял. Пушкин вносил в его жизнь столько света, радости, так умел хорошо, вовремя похвалить, сказать нужные и важные слова, подбодрить! И теперь, посидев и поговорив, Гоголь вдруг вытащил из карманасвёрнутую тетрадку.
«Славная бекеша2 у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки3! Фу-ты пропасть, какие смушки! Сизые с морозом!» — начал он читать свою «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Что это - веселый анекдот? Но Гоголь дочитывает последнюю страницу, и становится ясно, что это — грустная повесть о нелепой и смешной ссоре двух Иванов, о бесполезно прожитой ими жизни. Повесть кончается так: «Скучно на этом свете, господи!». Но разве нет и не было в Украине других людей — смелых, сильных? Разве народ, у которого так много чудесных сказаний о воле, о счастье, о любви, не боролся за другую жизнь — светлую, прекрасную? И разве он, Гоголь, не сумеет рассказать о таких людях?
И всё больше и больше погружается Гоголь в изучение истории украинского народа; настойчиво, терпеливо роется он в исторических сочинениях, читает летописи, продолжает собирать народные песни, предания.И, овеянная народной поэзией, встаёт перед ним живая, яркая история народа, а воображение рисует вольные и дикие степи, героические битвы. Борьба за национальную независимость — вот что привлекало Гоголя в истории Украины XV-XVII веков.
На украинских землях западнее Днепра хозяйничали в то трудное1 время польские паны. Они угнетали крестьян, беря с них непосильную дань, преследовали всё национальное, украинское. Многие крестьяне, невыдержав гнёта, бежали от кабалы на юг, в широкие степи, в низовья Днепра. На острове Хортица у днепровских порогов возник укреплённый лагерь беглых крестьян. Они стали называться запорожскими казаками, так как жили за порогами Днепра. Защищаясь от врагов, устраивали ли секи, то есть преграды из наваленных деревьев. Считается, что отсюда происходит слово «сечь». Запорожское казачество боролось и с польской шляхтой, и с турками, которые часто нападали на эти земли. В упорной борьбе за родную землю формировались могучие характеры, крепкие питуры, так привлекавшие Гоголя своей удалью и героизмом.
В 1835 году появилась повесть Гоголя «Тарас Бульба» — поэтическое воспоминание о героическом прошлом украинского народа, о сильных и мужественных людях, о величии народном. По Н. Марченко и Н. Шер
1. Что было главным в устремлениях юного Гоголя? 2. Кто из русских писателей оказал влияние на развитие писательского таланта Гоголя? 3. Как начало литературной деятельности Гоголя подтверждает высказанные им самим мысли о цели его творчества? (См. эпиграф к статье о Гоголе.)
Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. — К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. — Мова російська.
Прислано читателями из интернет-сайта
Содержание урока
конспект урока и опорный каркас
презентация урока
интерактивные технологии
акселеративные методы обучения
Практика
тесты, тестирование онлайн
задачи и упражнения
домашние задания
практикумы и тренинги
вопросы для дискуссий в классе
Иллюстрации
видео- и аудиоматериалы
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты
Дополнения
рефераты
шпаргалки
фишки для любознательных
статьи (МАН)
литература основная и дополнительная
словарь терминов
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
календарные планы
учебные программы
методические рекомендации
обсуждения
Идеальные уроки-кейсы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|