|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''' Наступление «варваров» в Евразии ''' | + | ''' Наступление «варваров» в Евразии ''' |
| | | |
- | <br>В II-IV вв. были временем перемен в облике мира. Крупнейшие гocудapcтвa древности вступили в период упадка. Началось время '''''Великою переселения народов'''''. Не только кочевники, но и земледельцы покидали обжитые места и устремлялись на новые территории. Формировался тип общественных отношений, который принято называть феодальным. | + | <br>В II-IV вв. были временем перемен в облике мира. Крупнейшие гocудapcтвa древности вступили в период упадка. Началось время '''''Великою переселения народов'''''. Не только кочевники, но и земледельцы покидали обжитые места и устремлялись на новые территории. Формировался тип общественных отношений, который принято называть феодальным. |
| + | |
| + | <u>'''<br>Народы Европы'''</u> |
| + | |
| + | <br>В I-II вв. общая численность населения мира составляла около 250 млн, человек, которые распределялись по земному шару нepaвномерно. Основная масса населения была сосредоточена в Евразии в районах с теплым, влажным климатом - в поясе государств, протянувшихся от берегов Средиземноморья до равнин Китая. В пределах Римской империи проживало около 5O млн, человек (в самой Италии - 7-8 млн.), примерно столько же - в Китае, не менее 40 <br>млн. человек жило в Индии. Несколько миллионов человек насчитывалось в Америке, Центральной и Южной Африке, тропиках Юго- Восточной Азии.<br> |
| + | |
| + | Севернее гpаниц Римской империи, которые проходили по Рейну и Дунаю, жили кельтские и германские племена (кимвры, тевтоны, аламаны, франки, вандалы и др,), восточнее - славянские и финно- угoрские. Между Дунаем и Днепром находились земли союзов готских племенных объединений (они включали как германские, так и фракийские, сарматские, славянские племена). <br> |
| + | |
| + | Численность населения Центральной и Восточной Европы была невелика (не более 5 млн. человек). Их земли с преобладанием лесов и болот не представляли для римлян большой ценности, а coпротивление они оказывали упорное. В 9 г. три отборных легигна Октавиана Aвгycтa были разгромлены германцами в Тевтобургском лесу. Все это заставило Римскую империю ограничиться укреплением северной границы, размещением вдоль нее гарнизонов. <br>Они должны были отбивать набеги племен, которые считались варварскими (слово '''«'''барбарос'''»''' по-гpечески означало '''«'''тот, кто гoворит невнятно'''»'''), германиы, не знаюшие латыни, представлялись римлянам дикарями.<br> |
| + | |
| + | Племена Центральной и Восточной Европы, будучи земледельгами, не строили больших городов. В l - V вв, у них преобладали нeбольшие поселки, заселенные, как правило, родственниками. Было развито ремесло, оружие и инструменты выковывались из железа. Хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя постепенно развивались и товарно- денежные отношения.<br> |
| + | |
| + | Рабовладение у германских племен не получило широкогo распространения. Захваченных в межплеменных столкновениях пленников убивали, продавали римлянам или же оставляли в поселениях, гдe им выделялся участок земли, часть продукции которогo они отдавали ее владельцу. Поскольку поля были <br>разгорожены, археологи предполагают, что земля принадлежала отдельным семьям, хотя леса и луга, вероятно, находились в общем пользовании селян.<br> |
| + | |
| + | Своеобразной была организагия жизни германских племен. При существовании союзов племен, насчитывающих сотни тысяч человек, живущих на большой территории, учесть мнение всех членов племени было невозможно. В этих условиях земли союза племен дeлились на oкpyгa, в которых проводились собрания наиболее авторитетных и богатых представителей поселений (родоплеменной знати). Они решали вопросы войны и мира, ссор между разными <br>племенами, входящими в союз, избирали латана - знатока обычаев, игpавшего роль судьи. <br> |
| + | |
| + | Наряду с родоплеменной знатью особую роль игpали военные вожди - конунги (князья). Они возглавляли боевые дружины, которые состояли из наиболее крепких и ловких молодых людей. Эти дружины не только охраняли территорию союза племен, но и совepшали набеги на соседей, иногда нанимались на службу к римлянам.<br> |
| + | |
| + | Конунги далеко не всегда считались с мнением родовой знати, нередко вели собственные войны, которые были основным источником их обогащения. Kонунг с дружиной строили бурги (крепости), где хранились награбленные богатства (казна). Там селились ремесленники, изготовляющие оружие, возникали торговые центры. Первоначально конунги избирались представителями poдoплеменной знати или дружиной, но со временем их власть стала наследственной.<br> |
| + | |
| + | Таким образом, хотя государство у древних германцев и у других (в частности, славянских) племенных объединений в начале l тысячелетия н.э. еще не сложилось, многие предпосылки ею формирования уже присутствовали. Возвышение конунгов, концентрация в их руках власти и богатства, высокая степень имущественного нepaвeнства в общинах знаменовали разложение родоплеменного строя.<br> |
| + | |
| + | <br><u>'''Кочевые племена Азии н Китай'''</u><br> |
| + | |
| + | <br>На обширных просторах Евразии, от Дуная до Хуанхэ, протянулся пояс степных земель, на юге огpаниченный пустынями Средней Азии, горными вершинами Тибета и гималаев, на севере - лесами и болотами Восточно-Европейской равнины и Сибири. Пригодной для обработки земли было мало. Основной ценностью живущих здесь кочевых племен был скот, особенно лошади, которые давали мясо, молоко, шкуры, а также служили средством передвижения.<br> |
| + | |
| + | Степные просторы обеспечивали возможность прокормить большое количество скота лишь при кочевом образе жизни. Летом на юге степей трава выюрала, что заставляло кочевников двигаться на ceвер. Зимой же, когда на севере землю покрывал cHeг и сковывал лед, они возвращались на южные пастбища.<br> |
| + | |
| + | Каждое кочевое племя контролировало огpомную территорию, которую считало своей. Между различными племенами шла постоянная борьба за лучшие пастбища. Слабейшие из них вьпеснялись на худшие земли. уничтожались или порабощались.<br> |
| + | |
| + | Непросто складывались отношения кочевников с земледельческими народами. Лавины конных воинов нередко обрушивались на соседние оседлые племена, облагали их данью, гpабили их поселения, уводили людей в рабство. При этом у кочевников сражались почти все взрослые мужчины, что позволяло им, несмотря на относительно небольшую численность племен, выставлять крупные силы. Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями дpeвности против кочевников, чаще вceгo оказывались бессмысленными.Легко скрываясь от тяжелой, малоподвижной пехоты в обширных степях, кочевники наносили противнику внезапные удары.<br> |
| + | |
| + | Кочевой образ жизни не означал, что у скотоводческих племен совсем не было постоянных поселений. На контролируемой ими территории существовали отдельные очаги земледелия (например, гyнны принуждали пленных, обращенных в рабство, выращивать просо), центры торговли и ремесла. Значительного развития достигало в среде кочевников имущественное расслоение. Основным показателем богатства выступали скот и рабы.<br> |
| + | |
| + | Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Первое крупное объединение - союз 24 племен - возникло у гyннов еще в Ill веке до н.э. Под их властью находились тepритории от Забайкалья до реки Хуанхэ. <br> |
| + | |
| + | Гунны были серьезной угрозой для Китая, в каждом набеге они уводили десятки тысяч пленных. Оседлое население ceвeра Китая платило гyннам дань. Однако в I веке империя Хань создала сильные конные армии, способные бороться с кочевниками. Одновременно использовались методы дипломатии, <br>подкупа племенных вождей, их разобщения. Они оказались довольно эффективными, гунны к середине I века потерпели серьезные поражения, их племенной союз раскололся. Heкоторые из гyннских племен признали себя данниками Китая, часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем к бере- <br>гaM Каспийского и Азовского морей, оттеснив жившие здесь <br>племена, в частности готов и аланов.<br> |
| + | |
| + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''Начало Великого переселения народов'''</u><br> |
| + | |
| + | <br>Во ll веке начались глобальные изменения климата, произошло похолодание, достигшее максимума к V веку. Во время так называемогo малого ледникового периода на юге началось наступление пустынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер растительности. Эти перемены оказали большое влияние на жизнь народов Евразии. <br> |
| + | |
| + | Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай. Империи Хань оказалось намнoгo сложнее противостоять их натиску. <br> |
| + | |
| + | Изменения климата стали причиной падения урожайности, coкращения посевных площадей в Китае, голод, распространение бродяжничества, случаи людоедства сопровождались эпидемиями, в том числе и чумы. Множилось число восстаний и голодных бунтов. Население винило в своих бедствиях императора и чиновников. В 184 г. Китай охватило с трудом подавленное к 208 г. восстание «желтых повязок'''».''' Основным eгo лозунгом было требование новой, счастливой жизни. Ее символом считался желтый цвет. <br> |
| + | |
| + | С середины II до середины III века из-за гoлода, эпидемий и восстаниЙ численность податного населения Китая сократилась с 50 млн. до 7,5 млн. человек. Мелкое крестьянство полностью разорилось, сохранились лишь «сильные домa'''»''', которые перешли к нaтуральному хозяйству. Власти вынуждены были собирать налоги нaтурой (зерном и продуктами ремесла). Были отменены деньги, утратившие значение средства обмена. <br> |
| + | |
| + | Приобретшие большое влияние в ходе борьбы с восстанием вoeначальники перестали считаться с императорским двором. Начавшаяся борьба за власть привела к распаду империи Хань, на руинах которой в III веке возникли три независимых государства. При этом изменение климата повысило хозяйственное значение юга Китая, где сохранились возможности высокопродуктивного земледелия. <br> |
| + | |
| + | Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условий земледелия к III веку пришли в упадок государства Средней Азии (Kyшанская империя и Хорезм). Распалось Парфянское царство, на eгo землях возникло государство династии Сасанидов.<br> |
| + | |
| + | В наименьшей степени климатические изменения и набеги затронули Индию, лишь северная ее часть оказалась охвачена волнами набегов.<br> |
| + | |
| + | <br><u>'''Возникновение христианства'''</u><br> |
| + | |
| + | <br>Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые исповедовали одну из религий спасения - иудаизм. <br> |
| + | |
| + | Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей-египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян. Евреи считали себя особым, избранным народом и надеялись, что единый Бог, Яхве, пошлет им спасителя, Мессию, который покарает их обидчиков. Однако когда Иисус Христос (сейчас наука признает, что он был реальной исторической личностью), который называл себя Сыном Божьим, стал проповедовать свое учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли eгo самозванцем, выдающим себя за Мессию. Они не приняли учения Иисуса. Он утверждал, что люди всех национальностей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал проявлять милость к вpaгaм, прощать их.<br> |
| + | |
| + | По настоянию первосвященников иудейской церкви Иисус был обвинен в богохульстве и приговорен римскими властями к распятию на кресте. Впоследствии крест стал символом христианства.<br> |
| + | |
| + | Ученики перенесли тело Иисуса в выдолбленный в скале склеп. Согласно Новому Завету, на третий день после смерти Иисус вернулся в мир и оставил заветы своим ученикам. Эти заветы играют особую роль в христианском вероучении.<br> |
| + | |
| + | Смерть Сына Божьего рассматривалась христианами как Beликая жертва, которую Создатель принес в знак примирения с людьми, показав, что ему близки и понятны их страдания и переживания. Воскресение должно было избавить людей от страха перед телесной смертью, побудить их в первую очередь заботиться о жизни духовной. Согласно христианским взглядам, не только соблюдение церковных ритуалов, но и смирение, непротивление злу силой открывают человеку путь в Царство Божие. Принадлежность к нему дарует утешение от житейских невзгод при жизни и спасение души после смерти, Христиане считали, что когдa все люди придут в Царство Божие и будут жить согласно заветам Иисуса, он вернется в ореоле славы (второе пришествие), чтобы судить грешников и миловать праведных. <br> |
| + | |
| + | В I - II вв. христианское учение постепенно распространялось как в странах Азии, так и в Римской империи. Особой популярностью оно первоначально пользовалось среди беднейшых слоев населения и рабов. <br> |
| + | |
| + | <br>'''Вопросы и задания '''<br> |
| + | |
| + | <br>1. Укажите демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов. <br>2. Охарактеризуйте общественный уклад племен, которых римляне называли «варварами». Как природные условия влияли на особенности ведения хозяйства германских племен? Какие предпосылки формирования государственности имели место в племенных объединениях «варваров»? <br>3. Сравните образ жизни кочевых и оседлых племен. Почему гyнны вытесняли земледельческие племена с их мест обитания? Объясните причины, по которым гocудapcтвa Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гyннов.<br>4. Расскажите о возникновении и распространении христианства. Какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры? <br> |
| | | |
- | <u>'''<br>Народы Европы'''</u>
| |
| | | |
- | <br>В I-II вв, общая численность населения мира составляла около <br>2S0 млн, человек, которые распределялись по земному шару HepaB- <br>номерно. Основная масса населения была сосредоточена в Евразии <br>в районах с теплым, влажным климатом - в поясе государств, про- <br>тянувшихся от берегов Средиземноморья до равнин Китая, В пре- <br>делах Римской империи проживало около SO млн, человек (в самой <br>Италии - 7-8 млн,), примерно столько же - в Китае, не менее 40 <br>млн. человек жило в Индии, Несколько миллионов человек насчи- <br>тывалось в Америке, Центральной и Южной Африке, тропиках <br>Юго- Восточной Азии, <br>Севернее гpаниц Римской империи, которые проходили по Рейну <br>и Дунаю, жили кельтские и германские племена (кимвры, тевтоны, <br>аламаны, франки, вандалы и др,), восточнее - славянские и финно- <br>угoрские, Между Дунаем и Днепром находились земли союзов гOT- <br>ских племенных объединений (они включали как германские, так и <br>фракийские, сарматские, славянские племена). <br>Численность населения Центральной и Восточной Европы бы- <br>ла невелика (не более S млн, человек), Их земли с преобладанием <br>лесов и болот не представляли для римлян большой ценности, а co- <br>противление они оказывали упорное. В 9 г. три отборных легигна <br>Октавиана Aвгycтa были разгромлены германцами в Тевтобург- <br>('ком лесу, Все это заставило Римскую империю ограничиться уK- <br>реплением северной границы, размещением вдоль нее гарнизонов. <br>Они должны были отбивать набеги племен, которые считались <br>90 <br>I '-,. <br>Крушение империй Древиего мира <br>варварскими (слово -барбарос- по-гpечески означало -TOT, кто гo- <br>ворит невнятно-), германиы, не знаюшие латыни, представлялись <br>римлянам дикарями, <br>Племена Центральной и Восточной Европы, будучи земледель- <br>гами, не строили больших городов, В 1 - V вв, У них преобладали He- <br>большие поселки, заселенные, как правило, родственниками, Было <br>развито ремесло, оружие и инструменты выковывались из железа, <br>Хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя по- <br>степенно развивались и TOBapHO- денежные отношения, <br>Рабовладение у германских племен не получило широкогo <br>распространения, Захваченных в межплеменных столкновени- <br>ях пленников убивали, продавали римлянам или же оставляли <br>в поселениях, гдe им выделялся участок земли, часть продук- <br>ции которогo они отдавали ее владельцу, Поскольку поля были <br>разгорожены, археологи предполагают, что земля принадле- <br>жала отдельным семьям, хотя леса и луга, вероятно, находи- <br>лись в общем пользовании селян, <br>Своеобразной бьша организагия жизни германских племен, При <br>существовании союзов племен, насчитывающих сотни тысяч чело- <br>век, живущих на большой территории, учесть мнение всех членов <br>племени было невозможно, В этих условиях земли союза племен дe- <br>лились на oKpyгa, в которых проводились собрания наиболее авmори- <br>mеmных и боюmых представителей поселений (родоплеменной зна- <br>ти), Они решали вопросы войны и мира, ссор между разными <br>племенами, входящими в союз, избирали латана - знатока обыча- <br>ев, игpавшего роль судьи. <br>Наряду с родоплеменной знатью особую роль игpали военные <br>вожди - КОНУ1llИ (К1lЯЗЬЯ). ОНИ возглавляли боевые дружины, KOTO- <br>рые состояли из наиболее крепких и ловких молодых людей. Эти <br>дружины не только охраняли территорию союза племен, но и COBep- <br>шали набеги на соседей, иногда нанимались на службу к римлянам, <br>Конунги далеко не всегда считались с мнением родовой знати, <br>нередко вели собственные войны, которые были основным источ- <br>ником их обогащения, KUHуHг с дружиной строили бурги (крепо- <br>сти), где хранились награбленные богатства (казна), Там селились <br>ремесленники, изготовляющие оружие, возникали TopгoBbIe иeHT- <br>ры, Первоначально конунги избирались представителями poдo- <br>- 11. Наступление .варваров. в Евразии <br>91 <br>племенной знати или дружиной, но со временем их власть стала <br>наследственной, <br>Таким образом, хотя государство у древних германцев и у других <br>(в частности, славянских) племенных объединений в начале 1 тыся- <br>челетия н,э, еще не сложилось, многие предпосылки ею формирова- <br>ния уже присутствовали, Возвышение KOHуHгoB, концентрация в их <br>руках власти и богатства, высокая степень имущественного HepaвeH- <br>ства в общинах знаменовали разложение родоплеменного строя, <br>Кочевые племена Азии н Китай <br>На обширных просторах Евразии, от Дуная до Хуанхэ, протянулся <br>пояс степных земель, на юге огpаниченный пустынями Средней <br>Азии, горными вершинами Тибета и гималаев, на севере - лесами и <br>болотами Восточно-Европейской равнины и Сибири. Пригодной <br>для обработки земли было мало, Основной ценностью живущих <br>здесь кочевых племен был скот, особенно лошади, которые давали <br>мясо, молоко, шкуры, а также служили средством передвижения, <br>Степные просторы обеспечивали возможность прокормить боль- <br>шое количество скота лишь при кочевом образе жизни, Летом на юге <br>степей трава выюрала, что заставляло кочевников двигаться на ce- <br>вер, Зимой же, когда на севере землю покрывал cHeг и сковывал лед, <br>они возвращались на южные пастбища, <br>Каждое кочевое племя контролировало огpомную территорию. <br>которую считало своей, Между различными племенами шла посто- <br>янная борьба за лучшие пастбища, Слабейшие из них вьпеснялись <br>на худшие земли. уничтожались или порабощались, <br>Непросто складывались отношения кочевников с земледельче- <br>скими народами, Лавины конных воинов нередко обрушивались на <br>соседние оседлые племена, облагали их данью, гpабили их поселе- <br>ния, уводили людей в рабство, При этом у кочевников сражались <br>почти все взрослые мужчины, что позволяло им, несмотря на OTHO- <br>сительно небольшую численность племен, выставлять крупные си- <br>лы, Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями дpeBHO- <br>сти против кочевников, чаще Bceгo оказывались бессмысленными, <br>Легко скрываясь от тяжелой, малоподвижной пехоты в обширных <br>степях, кочевники наносили противнику внезапные удары, <br>Кочевой образ жизни не означал, что у скотоводческих племен <br>совсем не было постоянных поселений. На контролируемой ими <br>92 <br>глава 5, <br>Крушенне империй Древнесо мира <br>территории существовали отдельные очаги земледелия (например, <br>гyHHbI принуждали пленных, обращенных в рабство, выращивать <br>просо), центры торговли и ремесла, Значительного развития дости- <br>гало в среде кочевников имущественное расслоение, Основным по- <br>казателем богатства выступали скот и рабы, <br>Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры <br>были Щ1i1ibl, Первое крупное объединение - союз 24 племен - B03- <br>никло У гyHHOB еще в IП веке до н,э, Под их властью находились Tep- <br>ритории от ЗабаЙкалья до реки Хуанхэ. <br>гуHHbI были серьезной угрозой для Китая, в каждом набеге <br>они уводили десятки тысяч пленных, Оседлое население ceBe- <br>ра Китая платило гyHHaM дань, Однако в I веке империя Хань <br>создала сильные конные армии, способные бороться с кочев- <br>никами. Одновременно использовались методы дипломатии, <br>подкупа племенных вождей, их разобщения, Они оказались <br>довольно эффективными, гуHHbI к середине I века потерпели <br>серьезные поражения, их племенной союз раскололся, HeKO- <br>торые из гyннских племен признали себя данниками Китая, <br>часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем к бере- <br>гaM Каспийского и Азовского морей, оттеснив жившие здесь <br>племена, в частности гOToB и аланов, <br>Начало Великого переселения народов <br>Во 11 веке начались глобальные изменения климата, произошло по- <br>холодание, достигшее максимума к V веку. Во время так называемо- <br>гo малого ледникового периода на юге началось наступление пус- <br>тынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер <br>растительности. Эти перемены оказали большое влияние на жизнь <br>народов Евразии. <br>Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. гунны <br>начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай. Им- <br>перии Хань оказалось HaMHoгo сложнее противостоять их натиску. <br>Изменения климата стали причиной падения урожайности, co- <br>кращения посевных площадей в Китае, голод, распространение бро- <br>дяжничества, случаи людоедства сопровождались эпидемиями, в <br>том числе и чумы, Множилось число восстаний и голодных бунтов, <br>Население винило в своих бедствиях императора и чиновников, В <br>- 11. Наступление «варваров. в Евразии <br>93 <br>184 г, Китай охватило с трудом подавленное к 208 г, восстание «жеk <br>тых повязок-, Основным eгo лозунгом было требование новой, сча- <br>стливой жизни. Ее символом считался желтый цвет. <br>С середины 11 до середины ПI века из-за гoлода, эпидемиЙ и BOC- <br>станиЙ численность податного населения Китая сократилась с SO <br>млн, дО 7,S млн, человек. Мелкое кр-стьянство полностью разо- <br>рилось, сохранились лишь «сильные ДOMa-, которые перешли к Ha- <br>туральному хозяйству. Власти вынуждены были собирать налоги Ha- <br>турой (зерном и продуктами ремесла), Были отменены деньги, <br>утратившие значение средства обмена. <br>Приобретшие большое влияние в ходе борьбы с восстанием Boe- <br>начальники перестали считаться с императорским двором. Начавшая- <br>ся борьба за власть привела к распаду империи Хань, на руинах KO- <br>торой в 111 веке возникли три независимых государства. При этом <br>изменение климата повысило хозяйственное значение юга Китая, <br>где сохранились возможности высокопродуктивного земледелия. <br>Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условиЙ земле- <br>делия к 111 веку пришли в упадок государства Средней Азии (Ky- <br>шанская империя и Хорезм), Распалnсь Парфянское царство, на eгo <br>землях возникло государство династии Сасанидов, <br>В наименьшей степени климатические изменения и набеги за- <br>тронули Индию, лишь северная ее часть оказалась охвачена волна- <br>ми набегов, <br>Возникновение христианства <br>Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской <br>империи, где большинство населения составляли евреи, которые ис- <br>поведовали одну из религий спасения - иудаизм. <br>Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей - <br>египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян, Евреи <br>считали себя особым, избранным народом и надеялись, что <br>единый Бог, Яхве, пошлет им спасителя, Мессию, который <br>покарает их обидчиков. Однако когда Иисус Христос (сейчас <br>наука признает, что он был реальной исторической лично- <br>стью), который называл себя Сыном Божьим, стал пропове- <br>довать свое учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли <br>eгo самозванцем, выдающим себя за Мессию. Они не приня- <br>ли учения Иисуса. Он утверждал, что люди всех национально- <br>94 <br>Слава 5, <br>Крушение империй ДpeBHeгo мира <br>стей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал прояв- <br>лять милость К BpaгaM, прощать их, <br>По настоянию первосвященников иудейской церкви Иисус <br>был обвинен в богохульстве и приговорен римскими властями <br>к распятию на кресте, Впоследствии крест стал символом хри- <br>стианства, <br>Ученики перенесли тело Иисуса в выдолбленный в скале <br>склеп. Согласно Новому Завету, на третий день после смерти <br>Иисус вернулся в мир и оставил заветы своим ученикам, Эти <br>заветы играют особую роль в христианском вероучении, <br>Смерть Сына Божьего рассматривалась христианами как Be- <br>ликая жертва, которую Создатель принес в знак примирения с <br>людьми, показав, что ему близки и понятны их страдания и пере- <br>живания, Воскресение должно было избавить людей от страха <br>перед телесной смертью, побудить их в первую очередь забо- <br>титься о жизни духовной, Согласно христианским взглядам, не <br>только соблюдение церковных ритуалов, но и смирение, непро- <br>тивление злу силой открывают человеку путь в Царство Божие. <br>Принадлежность к нему дарует утешение от житейских невзгод <br>при жизни и спасение души после смерти, Христиане считали, <br>что KoгAa все люди придут в Царство Божие и будут жить соглас- <br>но заветам Иисуса, он вернется в ореоле славы (второе прише- <br>ствие), чтобы судить грешников и миловать праведных. <br>В 1 - 11 вв, христианское учение постепенно распространялось <br>как в странах Азии, так и в Римской империи, Особой популярно- <br>стью оно первоначально пользовалось среди беднеЙllIИХ слоев <br>населения и рабов. <br>- 11 ВОПРОСь! и задания <br>Укажите демографические и климатические факторы, привед- <br>шие к Великому переселению народов. <br>2. Охарактеризуйте общественный уклад племен, которых римля- <br>не называли «варварами», Как природные условия влияли на <br>особенности ведения хозяйства германских племен? Какие <br>предпосылки формирования государственности имели место <br>в племенных объединениях «варваров»? <br>3. Сравните образ жизни кочевых и оседлых племен, Почему гyH- <br>ны вытесняли земледельческие племена с их мест обитания? <br>Объясните причины, по которым гocуAapcтвa Средней Азии и <br>Китай не могли противостоять нашествию гyHHOB, <br>- 12. Закат РИМСl\ОЙ империи <br>95 <br>4, Расскажите о возникновении и распространении христианства, <br>Какие слои населения Римской империи стали последова- <br>телями новой веры? <br>
| |
| | | |
| <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> | | <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> |
Версия 08:17, 13 августа 2010
Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Наступление «варваров» в Евразии
Наступление «варваров» в Евразии
В II-IV вв. были временем перемен в облике мира. Крупнейшие гocудapcтвa древности вступили в период упадка. Началось время Великою переселения народов. Не только кочевники, но и земледельцы покидали обжитые места и устремлялись на новые территории. Формировался тип общественных отношений, который принято называть феодальным.
Народы Европы
В I-II вв. общая численность населения мира составляла около 250 млн, человек, которые распределялись по земному шару нepaвномерно. Основная масса населения была сосредоточена в Евразии в районах с теплым, влажным климатом - в поясе государств, протянувшихся от берегов Средиземноморья до равнин Китая. В пределах Римской империи проживало около 5O млн, человек (в самой Италии - 7-8 млн.), примерно столько же - в Китае, не менее 40 млн. человек жило в Индии. Несколько миллионов человек насчитывалось в Америке, Центральной и Южной Африке, тропиках Юго- Восточной Азии.
Севернее гpаниц Римской империи, которые проходили по Рейну и Дунаю, жили кельтские и германские племена (кимвры, тевтоны, аламаны, франки, вандалы и др,), восточнее - славянские и финно- угoрские. Между Дунаем и Днепром находились земли союзов готских племенных объединений (они включали как германские, так и фракийские, сарматские, славянские племена).
Численность населения Центральной и Восточной Европы была невелика (не более 5 млн. человек). Их земли с преобладанием лесов и болот не представляли для римлян большой ценности, а coпротивление они оказывали упорное. В 9 г. три отборных легигна Октавиана Aвгycтa были разгромлены германцами в Тевтобургском лесу. Все это заставило Римскую империю ограничиться укреплением северной границы, размещением вдоль нее гарнизонов. Они должны были отбивать набеги племен, которые считались варварскими (слово «барбарос» по-гpечески означало «тот, кто гoворит невнятно»), германиы, не знаюшие латыни, представлялись римлянам дикарями.
Племена Центральной и Восточной Европы, будучи земледельгами, не строили больших городов. В l - V вв, у них преобладали нeбольшие поселки, заселенные, как правило, родственниками. Было развито ремесло, оружие и инструменты выковывались из железа. Хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя постепенно развивались и товарно- денежные отношения.
Рабовладение у германских племен не получило широкогo распространения. Захваченных в межплеменных столкновениях пленников убивали, продавали римлянам или же оставляли в поселениях, гдe им выделялся участок земли, часть продукции которогo они отдавали ее владельцу. Поскольку поля были разгорожены, археологи предполагают, что земля принадлежала отдельным семьям, хотя леса и луга, вероятно, находились в общем пользовании селян.
Своеобразной была организагия жизни германских племен. При существовании союзов племен, насчитывающих сотни тысяч человек, живущих на большой территории, учесть мнение всех членов племени было невозможно. В этих условиях земли союза племен дeлились на oкpyгa, в которых проводились собрания наиболее авторитетных и богатых представителей поселений (родоплеменной знати). Они решали вопросы войны и мира, ссор между разными племенами, входящими в союз, избирали латана - знатока обычаев, игpавшего роль судьи.
Наряду с родоплеменной знатью особую роль игpали военные вожди - конунги (князья). Они возглавляли боевые дружины, которые состояли из наиболее крепких и ловких молодых людей. Эти дружины не только охраняли территорию союза племен, но и совepшали набеги на соседей, иногда нанимались на службу к римлянам.
Конунги далеко не всегда считались с мнением родовой знати, нередко вели собственные войны, которые были основным источником их обогащения. Kонунг с дружиной строили бурги (крепости), где хранились награбленные богатства (казна). Там селились ремесленники, изготовляющие оружие, возникали торговые центры. Первоначально конунги избирались представителями poдoплеменной знати или дружиной, но со временем их власть стала наследственной.
Таким образом, хотя государство у древних германцев и у других (в частности, славянских) племенных объединений в начале l тысячелетия н.э. еще не сложилось, многие предпосылки ею формирования уже присутствовали. Возвышение конунгов, концентрация в их руках власти и богатства, высокая степень имущественного нepaвeнства в общинах знаменовали разложение родоплеменного строя.
Кочевые племена Азии н Китай
На обширных просторах Евразии, от Дуная до Хуанхэ, протянулся пояс степных земель, на юге огpаниченный пустынями Средней Азии, горными вершинами Тибета и гималаев, на севере - лесами и болотами Восточно-Европейской равнины и Сибири. Пригодной для обработки земли было мало. Основной ценностью живущих здесь кочевых племен был скот, особенно лошади, которые давали мясо, молоко, шкуры, а также служили средством передвижения.
Степные просторы обеспечивали возможность прокормить большое количество скота лишь при кочевом образе жизни. Летом на юге степей трава выюрала, что заставляло кочевников двигаться на ceвер. Зимой же, когда на севере землю покрывал cHeг и сковывал лед, они возвращались на южные пастбища.
Каждое кочевое племя контролировало огpомную территорию, которую считало своей. Между различными племенами шла постоянная борьба за лучшие пастбища. Слабейшие из них вьпеснялись на худшие земли. уничтожались или порабощались.
Непросто складывались отношения кочевников с земледельческими народами. Лавины конных воинов нередко обрушивались на соседние оседлые племена, облагали их данью, гpабили их поселения, уводили людей в рабство. При этом у кочевников сражались почти все взрослые мужчины, что позволяло им, несмотря на относительно небольшую численность племен, выставлять крупные силы. Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями дpeвности против кочевников, чаще вceгo оказывались бессмысленными.Легко скрываясь от тяжелой, малоподвижной пехоты в обширных степях, кочевники наносили противнику внезапные удары.
Кочевой образ жизни не означал, что у скотоводческих племен совсем не было постоянных поселений. На контролируемой ими территории существовали отдельные очаги земледелия (например, гyнны принуждали пленных, обращенных в рабство, выращивать просо), центры торговли и ремесла. Значительного развития достигало в среде кочевников имущественное расслоение. Основным показателем богатства выступали скот и рабы.
Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Первое крупное объединение - союз 24 племен - возникло у гyннов еще в Ill веке до н.э. Под их властью находились тepритории от Забайкалья до реки Хуанхэ.
Гунны были серьезной угрозой для Китая, в каждом набеге они уводили десятки тысяч пленных. Оседлое население ceвeра Китая платило гyннам дань. Однако в I веке империя Хань создала сильные конные армии, способные бороться с кочевниками. Одновременно использовались методы дипломатии, подкупа племенных вождей, их разобщения. Они оказались довольно эффективными, гунны к середине I века потерпели серьезные поражения, их племенной союз раскололся. Heкоторые из гyннских племен признали себя данниками Китая, часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем к бере- гaM Каспийского и Азовского морей, оттеснив жившие здесь племена, в частности готов и аланов.
Начало Великого переселения народов
Во ll веке начались глобальные изменения климата, произошло похолодание, достигшее максимума к V веку. Во время так называемогo малого ледникового периода на юге началось наступление пустынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер растительности. Эти перемены оказали большое влияние на жизнь народов Евразии.
Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай. Империи Хань оказалось намнoгo сложнее противостоять их натиску.
Изменения климата стали причиной падения урожайности, coкращения посевных площадей в Китае, голод, распространение бродяжничества, случаи людоедства сопровождались эпидемиями, в том числе и чумы. Множилось число восстаний и голодных бунтов. Население винило в своих бедствиях императора и чиновников. В 184 г. Китай охватило с трудом подавленное к 208 г. восстание «желтых повязок». Основным eгo лозунгом было требование новой, счастливой жизни. Ее символом считался желтый цвет.
С середины II до середины III века из-за гoлода, эпидемий и восстаниЙ численность податного населения Китая сократилась с 50 млн. до 7,5 млн. человек. Мелкое крестьянство полностью разорилось, сохранились лишь «сильные домa», которые перешли к нaтуральному хозяйству. Власти вынуждены были собирать налоги нaтурой (зерном и продуктами ремесла). Были отменены деньги, утратившие значение средства обмена.
Приобретшие большое влияние в ходе борьбы с восстанием вoeначальники перестали считаться с императорским двором. Начавшаяся борьба за власть привела к распаду империи Хань, на руинах которой в III веке возникли три независимых государства. При этом изменение климата повысило хозяйственное значение юга Китая, где сохранились возможности высокопродуктивного земледелия.
Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условий земледелия к III веку пришли в упадок государства Средней Азии (Kyшанская империя и Хорезм). Распалось Парфянское царство, на eгo землях возникло государство династии Сасанидов.
В наименьшей степени климатические изменения и набеги затронули Индию, лишь северная ее часть оказалась охвачена волнами набегов.
Возникновение христианства
Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые исповедовали одну из религий спасения - иудаизм.
Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей-египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян. Евреи считали себя особым, избранным народом и надеялись, что единый Бог, Яхве, пошлет им спасителя, Мессию, который покарает их обидчиков. Однако когда Иисус Христос (сейчас наука признает, что он был реальной исторической личностью), который называл себя Сыном Божьим, стал проповедовать свое учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли eгo самозванцем, выдающим себя за Мессию. Они не приняли учения Иисуса. Он утверждал, что люди всех национальностей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал проявлять милость к вpaгaм, прощать их.
По настоянию первосвященников иудейской церкви Иисус был обвинен в богохульстве и приговорен римскими властями к распятию на кресте. Впоследствии крест стал символом христианства.
Ученики перенесли тело Иисуса в выдолбленный в скале склеп. Согласно Новому Завету, на третий день после смерти Иисус вернулся в мир и оставил заветы своим ученикам. Эти заветы играют особую роль в христианском вероучении.
Смерть Сына Божьего рассматривалась христианами как Beликая жертва, которую Создатель принес в знак примирения с людьми, показав, что ему близки и понятны их страдания и переживания. Воскресение должно было избавить людей от страха перед телесной смертью, побудить их в первую очередь заботиться о жизни духовной. Согласно христианским взглядам, не только соблюдение церковных ритуалов, но и смирение, непротивление злу силой открывают человеку путь в Царство Божие. Принадлежность к нему дарует утешение от житейских невзгод при жизни и спасение души после смерти, Христиане считали, что когдa все люди придут в Царство Божие и будут жить согласно заветам Иисуса, он вернется в ореоле славы (второе пришествие), чтобы судить грешников и миловать праведных.
В I - II вв. христианское учение постепенно распространялось как в странах Азии, так и в Римской империи. Особой популярностью оно первоначально пользовалось среди беднейшых слоев населения и рабов.
Вопросы и задания
1. Укажите демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов. 2. Охарактеризуйте общественный уклад племен, которых римляне называли «варварами». Как природные условия влияли на особенности ведения хозяйства германских племен? Какие предпосылки формирования государственности имели место в племенных объединениях «варваров»? 3. Сравните образ жизни кочевых и оседлых племен. Почему гyнны вытесняли земледельческие племена с их мест обитания? Объясните причины, по которым гocудapcтвa Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гyннов. 4. Расскажите о возникновении и распространении христианства. Какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры?
3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.
Календарно-тематическое планирование по географии, видео по географии онлайн, География в школе скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|