|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Экспансия ислама Vll<br>Попытки создания вселенских (всемирных) империй <br>предпринимались неоднократно. Однако характер завое- <br>ваний Арабскоro халифата был уникальным: это был пер- <br>вый в истории поход под религиозными лозунгами, кото- <br>рые принимались большинством покоренных народов, <br>- 14, Экспансия ислама <br>1113 <br>Они присоединялись к завоевателям, чтобы нести дальше <br>зеленое знамя ислама. Попытки повторения этого опыта <br>(в частности, во время крестовых походов христиан) были <br>не столь успешными, <br>Аравийские племена <br>в начале новой эры <br>Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пусты- <br>ню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существо- <br>вать лишь возле немногoчисленных оазисов. Здесь жили племена ко- <br>чевников-бедуинов, у которых к УН веку сохранялись многие черты <br>родоплеменного строя. Основные вопросы жизни племени решал <br>меджлис - совет, состоящий из глав семей или родовых общин. За- <br>метную роль игpали военные вожди.<br>Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над <br>источниками воды. Целью войн был также захват рабов, скота, при <br>этом в качестве наибольшей ценности рассматривались верблюды. <br>Каждое племя поклонялось своим божествам, определенное <br>влияние имели религии спасения - иудаизм и христианство. <br>Тем не менее все арабские племена поклонялись общей святы- <br>не - черному камню Кааба (eгo происхождение неизвестно, <br>предположительно это метеорит), хранившемуся в центральном <br>храме одногo из крупнейших городов Аравии - Мекки. Возле <br>храма устанавливались изображения племенных божеств, <br>Первые города на Аравийском полуострове возникли в 1 тысяче- <br>летии до н,э, Они были центрами ремесла и торговли и находились <br>на караванных путях из Северной Африки в Азию. к Персидскому <br>заливу и в Индию, <br>К началу УН века в Аравии все острее ощущалась проблема пере- <br>населенности, Торговля переживала серьезныЙ кризис, контроль над <br>торговыми путями в основном перешел к Ирану, Угpоза голода, рост <br>цен, засилье росгoвщиков были причиной MaccoBoгo недовольства <br>городских низов. <br>Возникновение ислама <br>Основателем новой религии был Мухаммад (это имя означает <br>«одержимый ДYXOM-, или «пророк-), Он родился в 570 г, в Мекке, <br>ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом, <br>114 <br>глава 6. <br>Период раинего Средневековья <br>По словам Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов, oдe- <br>тых в белые одежды, В 61 О г, перед ним предстал архангел Джебрил <br>(гавриил), изложивший ему основы HOBoгo учения и провозгласив- <br>ший Мухаммада пророком единого Бога - Аллаха, <br>Проповедьновoгo учения, ислама (это слово означает 4:ПОКОр- <br>ный» ), вызвала раздражение жрецов Мекки, В 622 г, Мухаммад BЫ- <br>нужден был перебраться в город Ятриб (Медина), Дата eгo <br>переселения (хиджры) считается в исламских странах точкой отсче- <br>тановoгo летоисчисления, <br>Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние, <br>Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остающимися язы- <br>ческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г, вся Apa- <br>вия была объединена сторонниками ислама, <br>Исламское учение после смерти пророка было изложено в свя- <br>щенной книге - Коране, составленной в стихотворной форме, Кроме <br>Toгo, ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен <br>в особый сборник - сунну, <br>Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусуль- <br>мане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предпи- <br>сывая жить по законам праведности, обещая вознагpаждение после <br>смерти, ислам значительно отличался от христианства, <br>Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие <br>требования к нормам праведной жизни, <br>Правоверные должны пять раз в день совершать молитву, <br>омовение, cTpoгo соблюдать посты. Им запрещалось пить ви- <br>но, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им <br>предписывался обряд обрезания, Женщинам полагалось HO- <br>сить чадру, Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в <br>жизни совершить паломничество в священный город Мекку, <br>платить особый налог в помощь бедным, <br>К числу различий относились следующие, <br>Bo-пepвыx, ислам выступал не только религией, он жестко peг- <br>ламентировал основы повседневной жизни, Каждый шаг право- <br>верногo мусульманина должен был сверяться с нормами Корана, <br>Шариат, включавший нормы праведного поведения, был единст- <br>венным источником права. Их нарушение рассматривалось не <br>только как моральный гpex перед Богом (как в случае <br>1115 <br>пренебрежения христианских заповедей), но и как наказуемое <br>властями преступление, Соответственно в исламском мире не <br>разграничивались светская и духовная власть, церковный и <br>светский суд, <br>Bo-втopыx, ислам был воинствующим учением, При провозгла- <br>шении джuxада, священной войны с неверными, участие в ней pac- <br>сматривалось как долг каждого мусульманина, Считалось, что по- <br>гибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство, В <br>философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения, <br>Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убежде- <br>нии, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека реша- <br>ется волей единого Бога - Аллаха, <br>B-тpeтbиx, ислам закреплял нормы патриархата, отводя жен- <br>щине подчиненную роль, Это обеспечило поддержку новой рели- <br>гии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся <br>традиции матриархата уже изжили себя, <br>- 14. Экспансия ислама <br>Арабские завоевания <br>Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает <br>«наместник-, «заместитель-), им принадлежала вся полнота ДYXOB- <br>ной и светской власти, Под их руководством арабские войска Ha- <br>несли поражение двум крупнейшим державам, ведущим борьбу за <br>контроль над Ближним Востоком, - Византии и Ирану, Арабы за- <br>воевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, HeOДHO- <br>кратно (в 668, 673-678, 716-718) осаждали Константинополь, <br>Двигаясь на восток, арабы дошли до реки Амударьи, Северной Ин- <br>дии, Западного Китая, На западе им удалось покорить всю CeBep- <br>ную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, <br>вторгнуться в галлию, [де в 732 [, в битве при Пуатье они потерпе- <br>ли поражение от франков, <br>Быстрота и легкость завоеваний объясняются многими причина- <br>ми. Бедуины, привыкшие к суровым услuвиям пустыни, закаленные <br>постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, <br>что они ведут священную войну (джихад), и не боящиеся смерти, <br>были грозными воинами. Мало кто Moг им противостоять, ИХ BO- <br>енные победы стали сильным apгYMeHToM в пользу ислама. Ряды <br>их сторонников пополнялись за счет населения захваченных Tep- <br>риторий, <br>116 I <br>fлава 6, <br>Период раинегo Сре, евековья <br>,,,' <br>-ct <br>-# " <br>Арабский халифат в расцвете CBoeгo могyщества <br>Идеи ислама, более простые и понятные, чем идеи византий- <br>cKoгo христианства и иранского зороастризма, быстро усваива- <br>лись широкими массами населения в покоряемых землях, В исла- <br>ме еще не сложилось отчужденной от рядовых верующих <br>церковной иерархии. Мусульманским священником, муллой, Moг <br>стать любой верующий, знающий Коран, Необходимость подчине- <br>ния суровым законам шариата нередко воспринималась как MeHЬ- <br>шее зло по сравнению с произволом византийских и иранских чи- <br>новников, В ходе завоеваний многие бывшие крупные <br>землевладельцы погибали или бежали, Их владения частично пе- <br>реходили к крестьянским общинам, принявшим ислам, Брошен- <br>ные земли оказывались в распоряжении халифов. Эти земли обра- <br>батывались в основном трудом рабов, которых захватывали в <br>результате войн и набегов, <br>Арабских воинов называли «дети пустынь-, У них не было тради- <br>ций владения землей и ее обработки, они не претендовали на нее, <br>Поэтому они селились в укрепленных лагерях-гарнизонах, Heкото- <br>рые из них впоследствии стали крупными городами (Басра в Meco- <br>потамии), Слоя феодалов-рыцарей, на манер западноевропейского, в <br>исламских странах не сложилось, <br><br>распад халифата<br><br><br><br><br><br>В Х веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми- <br>ров, В ХI веке турки подняли восстание и захватили Багдад, Их <br>предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). <br>Власть халифа стала чисто номинальной, <br>Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось <br>ростом религиозных разногласий, <br>Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о <br>том, кто может быть халифом, Он вызвал раскол среди мусульман, <br>Одна гpуппа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада дo- <br>стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но <br>и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи- <br>озной общиной Мекки, Борьба суннитов и шиитов, связанная с KOH- <br>фликтом между династиями, представляющими различные местные <br>кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), He- <br>редко приобретала вооруженный характер, Хариджuты, исходя из <br>традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен BЫ- <br>бираться правоверными без каких-либо огpаничений, связанных с <br>eгo происхождением. <br>Позднее в исламе сложились и другие течения, Так, исмаШlиты <br>верили в скорый приходновoгo пророка, Махди, который освободит <br>мир от скверны и несправедливости, Секта карматов, близкая исма- <br>илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада- <br>ние богатствами противоречит Корану, Суфиты отстаивали aCKe- <br>тизм, Они образовали особые братства дервишей, живущих <br>подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни, Мотазе- <br>литы (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были <br>сторонниками разгpаничения светской и духовной власти, Они счи- <br>тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы, <br>Историческое наследие Арабскогo халифата <br>Несмотря на то что халифат, как и другие крупные державы ДpeBHe- <br>[о мира и Средних веков, был недолговечным государственным об- <br>разованием, арабские завоевания оказали большое влияние на раз- <br>витие народов Евразии, <br>Благодаря распространению ислама и арабского языка, который <br>использовался не только в молитвах, но и при решении проблем <br>светской жизни, возросла степень единообразия жизни народов на <br>обширных территориях - от Западной Африки до гpаниц Китая, <br>1119 <br>Это, в свою очередь, способствовало развитию торгoвли и ремесла, <br>На завоеванных землях строились дороги и ирригационные coopy- <br>жения, стали использоваться водяные и ветряные мельницы, <br>Значительного развития в исламском мире достигли научные и <br>технические знания, При покорении Египта арабы разрушили биб- <br>лиотеку в Александрии, уничтожив большую часть хранившихся в <br>ней рукописей, Завоеватели считали, что никакие другие книги, KpO- <br>ме Корана, не нужны, Однако со временем образованные слои Hace- <br>ления обратились к античной философии и научной мысли, Интерес <br>к трудам Аристотеля, Птолемея и Эвклида пробудился в Западной <br>Европе в значительной мере под влиянием арабов, <br>Больших успехов арабские ученые достигли в изучении истории, <br>геогpафии, медицины, астрономии, математики, Арабы раньше eBpo- <br>пейцев начали применять огнестрельное оружие, В начале ХН века у <br>них появились первые пушки, стрелявшие каменными ядрами и раз- <br>рывными бомбами, (У европейцев артиллерия появилась лишь в Ha- <br>чале XIV века,) Европа заимствовала у арабов как десятеричную си- <br>стему исчисления, так и связанные с нею слова - -цифра-, <br>-алгебра-, -алхимия-, «тариф- и др. Широкую известность при- <br>обрела арабская поэзия. <br>- 14. Экспансия ис--ама <br>- 14 Вопросы и задания <br>1, Охарактеризуйте природные условия Аравийского полуострова, <br>Как климат влиял на хозяйственную деятельность арабских <br>племен? Почему межплеменные войны были частым явлением <br>среди арабов? <br>1.. Расскажите о возникновении ислама, В чем отличие мусуль- <br>манской веры от других мировых религий? Какую роль сыграл <br>ислам в складывании Арабского государства? <br>3. Объясните, почему арабам сравнительно легко удалось поко- <br>рить oгpoMHbIe территории и подчинить народы, стоявшие на <br>более высоком уровне общественногo развития, Сформули- <br>руйте особенности государственного устройства Арабского <br>халифата, <br>4, I Какую политику проводили арабские завоеватели в отношении <br>покоренных народов? <br>5, Укажите факторы кризиса Арабского халифата, Какую роль в <br>обострении противоречий играли религиозные разногласия? <br>120 <br>fлава 6, <br>Период paннeгo Средневековья <br>6. <br>Перечислите достижения халифата, В каких областях знаний <br>преуспели арабские ученые? Объясните причины сравнитель- <br>но BbICOKOгo уровня научногo развития арабов. <br><br><br><br><br><br>
| + | ''' Экспансия ислама'''<br> |
| + | |
| + | <br>Попытки создания вселенских (всемирных) империй предпринимались неоднократно. Однако характер завоеваний Арабскоro халифата был уникальным: это был первый в истории поход под религиозными лозунгами, которые принимались большинством покоренных народов.<br> |
| + | |
| + | Они присоединялись к завоевателям, чтобы нести дальше зеленое знамя ислама. Попытки повторения этого опыта (в частности, во время крестовых походов христиан) были не столь успешными.<br> |
| + | |
| + | <u>'''<br>Аравийские племена в начале новой эры'''</u><br> |
| + | |
| + | <br>Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пустыню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существовать лишь возле немногoчисленных оазисов. Здесь жили племена кочевников-бедуинов, у которых к Vll веку сохранялись многие черты родоплеменного строя. Основные вопросы жизни племени решал меджлис - совет, состоящий из глав семей или родовых общин. Заметную роль игpали военные вожди.<br> |
| + | |
| + | Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над источниками воды. Целью войн был также захват рабов, скота, при этом в качестве наибольшей ценности рассматривались верблюды. <br> |
| + | |
| + | Каждое племя поклонялось своим божествам, определенное влияние имели религии спасения - иудаизм и христианство. Тем не менее все арабские племена поклонялись общей святыне - черному камню Кааба (eгo происхождение неизвестно, предположительно это метеорит), хранившемуся в центральном храме одногo из крупнейших городов Аравии - Мекки. Возле храма устанавливались изображения племенных божеств.<br> |
| + | |
| + | Первые города на Аравийском полуострове возникли в l тысячелетии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию.<br> |
| + | |
| + | К началу Vll века в Аравии все острее ощущалась проблема перенаселенности. Торговля переживала серьезный кризис, контроль над торговыми путями в основном перешел к Ирану. Угpоза голода, рост цен, засилье росгoвщиков были причиной мaccoвoгo недовольства городских низов. <br> |
| + | |
| + | <br><u>'''Возникновение ислама'''</u><br> |
| + | |
| + | <br>Основателем новой религии был Мухаммад (это имя означает «одержимый духом», или «пророк»). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом. <br> |
| + | |
| + | По словам Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов, oдeтых в белые одежды. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебрил (Гавриил), изложивший ему основы новoгo учения и провозгласивший Мухаммада пророком единого Бога - Аллаха.<br> |
| + | |
| + | Проповедьновoгo учения, ислама (это слово означает «покорный» ), вызвала раздражение жрецов Мекки, В 622 г, Мухаммад вынужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата eгo переселения (хиджры) считается в исламских странах точкой отсчетановoгo летоисчисления.<br> |
| + | |
| + | Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остающимися языческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Apaвия была объединена сторонниками ислама.<br> |
| + | |
| + | Исламское учение после смерти пророка было изложено в священной книге - Коране, составленной в стихотворной форме. Кроме тoгo, ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник - сунну.<br> |
| + | |
| + | Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусульмане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предписывая жить по законам праведности, обещая вознагpаждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства.<br> |
| + | |
| + | Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни.<br> |
| + | |
| + | Правоверные должны пять раз в день совершать молитву, омовение, cTpoгo соблюдать посты. Им запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось носить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку, платить особый налог в помощь бедным.<br> |
| + | |
| + | К числу различий относились следующие.<br> |
| + | |
| + | '''''Bo-пepвыx''''', ислам выступал не только религией, он жестко peгламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг правоверногo мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Шариат, включавший нормы праведного поведения, был единственным источником права. Их нарушение рассматривалось не только как моральный гpex перед Богом (как в случае пренебрежения христианских заповедей), но и как наказуемое властями преступление.Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд.<br> |
| + | |
| + | '''''Bo-втopыx''''', ислам был воинствующим учением. При провозглашении джuxада, священной войны с неверными, участие в ней pacсматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что погибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убеждении, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека решается волей единого Бога - Аллаха.<br> |
| + | |
| + | '''''B-тpeтьиx''''', ислам закреплял нормы патриархата, отводя женщине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой религии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя. <br><u>'''<br>Арабские завоевания'''</u><br> |
| + | |
| + | <br>Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает «наместник», «заместитель»), им принадлежала вся полнота духовной и светской власти. Под их руководством арабские войска нaнесли поражение двум крупнейшим державам, ведущим борьбу за контроль над Ближним Востоком, - Византии и Ирану. Арабы завоевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран. Heоднократно (в 668, 673-678, 716-718) осаждали Константинополь. Двигаясь на восток, арабы дошли до реки Амударьи, Северной Индии, Западного Китая, На западе им удалось покорить всю Ceвepную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться вГаллию, где в 732г. в битве при Пуатье они потерпели поражение от франков.<br> |
| + | |
| + | Быстрота и легкость завоеваний объясняются многими причинами. Бедуины, привыкшие к суровым услuвиям пустыни, закаленные постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну (джихад), и не боящиеся смерти, были грозными воинами. Мало кто мoг им противостоять, их военные победы стали сильным apгументом в пользу ислама. Ряды их сторонников пополнялись за счет населения захваченных тepриторий.<br> |
| + | |
| + | [[Image:13-08-4.jpg]] <br><br>Идеи ислама, более простые и понятные, чем идеи византийcкoгo христианства и иранского зороастризма, быстро усваивались широкими массами населения в покоряемых землях. В исламе еще не сложилось отчужденной от рядовых верующих церковной иерархии. Мусульманским священником, муллой, мoг <br>стать любой верующий, знающий Коран. Необходимость подчинения суровым законам шариата нередко воспринималась как мeньшее зло по сравнению с произволом византийских и иранских чиновников. В ходе завоеваний многие бывшие крупные землевладельцы погибали или бежали. Их владения частично переходили к крестьянским общинам, принявшим ислам. Брошенные земли оказывались в распоряжении халифов. Эти земли обрабатывались в основном трудом рабов, которых захватывали в результате войн и набегов.<br> |
| + | |
| + | Арабских воинов называли «дети пустынь». У них не было традиций владения землей и ее обработки, они не претендовали на нее. Поэтому они селились в укрепленных лагерях-гарнизонах. Heкоторые из них впоследствии стали крупными городами (Басра в Mecoпотамии). Слоя феодалов-рыцарей, на манер западноевропейского, в исламских странах не сложилось. |
| + | |
| + | Утверждению ислама на завоеванных территориях способствовала гибкая политика халифов. арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в лучшем экономическом положении. они платили лишь поземельный налог(харадж), и небольшей налог на помощь бедным. преверженцы же других вероиповеданий и горожане должны были вносить подушную подать(джизью). Это косвенно содействовало распространению ислама.<br><br><u>'''Распад Арабского халифата'''</u><br><br><br><br><br><br>В Х веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми- <br>ров, В ХI веке турки подняли восстание и захватили Багдад, Их <br>предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). <br>Власть халифа стала чисто номинальной, <br>Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось <br>ростом религиозных разногласий, <br>Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о <br>том, кто может быть халифом, Он вызвал раскол среди мусульман, <br>Одна гpуппа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада дo- <br>стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но <br>и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи- <br>озной общиной Мекки, Борьба суннитов и шиитов, связанная с кон- <br>фликтом между династиями, представляющими различные местные <br>кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), He- <br>редко приобретала вооруженный характер, Хариджuты, исходя из <br>традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен BЫ- <br>бираться правоверными без каких-либо огpаничений, связанных с <br>eгo происхождением. <br>Позднее в исламе сложились и другие течения, Так, исмаШlиты <br>верили в скорый приходновoгo пророка, Махди, который освободит <br>мир от скверны и несправедливости, Секта карматов, близкая исма- <br>илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада- <br>ние богатствами противоречит Корану, Суфиты отстаивали aCKe- <br>тизм, Они образовали особые братства дервишей, живущих <br>подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни, Мотазе- <br>литы (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были <br>сторонниками разгpаничения светской и духовной власти, Они счи- <br>тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы, <br>Историческое наследие Арабскогo халифата <br>Несмотря на то что халифат, как и другие крупные державы ДpeBHe- <br>[о мира и Средних веков, был недолговечным государственным об- <br>разованием, арабские завоевания оказали большое влияние на раз- <br>витие народов Евразии, <br>Благодаря распространению ислама и арабского языка, который <br>использовался не только в молитвах, но и при решении проблем <br>светской жизни, возросла степень единообразия жизни народов на <br>обширных территориях - от Западной Африки до гpаниц Китая, <br>1119 <br>Это, в свою очередь, способствовало развитию торгoвли и ремесла, <br>На завоеванных землях строились дороги и ирригационные coopy- <br>жения, стали использоваться водяные и ветряные мельницы, <br>Значительного развития в исламском мире достигли научные и <br>технические знания, При покорении Египта арабы разрушили биб- <br>лиотеку в Александрии, уничтожив большую часть хранившихся в <br>ней рукописей, Завоеватели считали, что никакие другие книги, KpO- <br>ме Корана, не нужны, Однако со временем образованные слои Hace- <br>ления обратились к античной философии и научной мысли, Интерес <br>к трудам Аристотеля, Птолемея и Эвклида пробудился в Западной <br>Европе в значительной мере под влиянием арабов, <br>Больших успехов арабские ученые достигли в изучении истории, <br>геогpафии, медицины, астрономии, математики, Арабы раньше eBpo- <br>пейцев начали применять огнестрельное оружие, В начале ХН века у <br>них появились первые пушки, стрелявшие каменными ядрами и раз- <br>рывными бомбами, (У европейцев артиллерия появилась лишь в Ha- <br>чале XIV века,) Европа заимствовала у арабов как десятеричную си- <br>стему исчисления, так и связанные с нею слова - -цифра-, <br>-алгебра-, -алхимия-, «тариф- и др. Широкую известность при- <br>обрела арабская поэзия. <br>- 14. Экспансия ис--ама <br>- 14 Вопросы и задания <br>1, Охарактеризуйте природные условия Аравийского полуострова, <br>Как климат влиял на хозяйственную деятельность арабских <br>племен? Почему межплеменные войны были частым явлением <br>среди арабов? <br>1.. Расскажите о возникновении ислама, В чем отличие мусуль- <br>манской веры от других мировых религий? Какую роль сыграл <br>ислам в складывании Арабского государства? <br>3. Объясните, почему арабам сравнительно легко удалось поко- <br>рить oгpoMHbIe территории и подчинить народы, стоявшие на <br>более высоком уровне общественногo развития, Сформули- <br>руйте особенности государственного устройства Арабского <br>халифата, <br>4, I Какую политику проводили арабские завоеватели в отношении <br>покоренных народов? <br>5, Укажите факторы кризиса Арабского халифата, Какую роль в <br>обострении противоречий играли религиозные разногласия? <br>120 <br>fлава 6, <br>Период paннeгo Средневековья <br>6. <br>Перечислите достижения халифата, В каких областях знаний <br>преуспели арабские ученые? Объясните причины сравнитель- <br>но высокогo уровня научногo развития арабов. <br><br><br><br><br><br> |
| | | |
| <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> | | <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> |
Версия 10:51, 13 августа 2010
Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Экспансия ислама
Экспансия ислама
Попытки создания вселенских (всемирных) империй предпринимались неоднократно. Однако характер завоеваний Арабскоro халифата был уникальным: это был первый в истории поход под религиозными лозунгами, которые принимались большинством покоренных народов.
Они присоединялись к завоевателям, чтобы нести дальше зеленое знамя ислама. Попытки повторения этого опыта (в частности, во время крестовых походов христиан) были не столь успешными.
Аравийские племена в начале новой эры
Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пустыню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существовать лишь возле немногoчисленных оазисов. Здесь жили племена кочевников-бедуинов, у которых к Vll веку сохранялись многие черты родоплеменного строя. Основные вопросы жизни племени решал меджлис - совет, состоящий из глав семей или родовых общин. Заметную роль игpали военные вожди.
Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над источниками воды. Целью войн был также захват рабов, скота, при этом в качестве наибольшей ценности рассматривались верблюды.
Каждое племя поклонялось своим божествам, определенное влияние имели религии спасения - иудаизм и христианство. Тем не менее все арабские племена поклонялись общей святыне - черному камню Кааба (eгo происхождение неизвестно, предположительно это метеорит), хранившемуся в центральном храме одногo из крупнейших городов Аравии - Мекки. Возле храма устанавливались изображения племенных божеств.
Первые города на Аравийском полуострове возникли в l тысячелетии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию.
К началу Vll века в Аравии все острее ощущалась проблема перенаселенности. Торговля переживала серьезный кризис, контроль над торговыми путями в основном перешел к Ирану. Угpоза голода, рост цен, засилье росгoвщиков были причиной мaccoвoгo недовольства городских низов.
Возникновение ислама
Основателем новой религии был Мухаммад (это имя означает «одержимый духом», или «пророк»). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом.
По словам Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов, oдeтых в белые одежды. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебрил (Гавриил), изложивший ему основы новoгo учения и провозгласивший Мухаммада пророком единого Бога - Аллаха.
Проповедьновoгo учения, ислама (это слово означает «покорный» ), вызвала раздражение жрецов Мекки, В 622 г, Мухаммад вынужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата eгo переселения (хиджры) считается в исламских странах точкой отсчетановoгo летоисчисления.
Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остающимися языческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Apaвия была объединена сторонниками ислама.
Исламское учение после смерти пророка было изложено в священной книге - Коране, составленной в стихотворной форме. Кроме тoгo, ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник - сунну.
Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусульмане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предписывая жить по законам праведности, обещая вознагpаждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства.
Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни.
Правоверные должны пять раз в день совершать молитву, омовение, cTpoгo соблюдать посты. Им запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось носить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку, платить особый налог в помощь бедным.
К числу различий относились следующие.
Bo-пepвыx, ислам выступал не только религией, он жестко peгламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг правоверногo мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Шариат, включавший нормы праведного поведения, был единственным источником права. Их нарушение рассматривалось не только как моральный гpex перед Богом (как в случае пренебрежения христианских заповедей), но и как наказуемое властями преступление.Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд.
Bo-втopыx, ислам был воинствующим учением. При провозглашении джuxада, священной войны с неверными, участие в ней pacсматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что погибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убеждении, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека решается волей единого Бога - Аллаха.
B-тpeтьиx, ислам закреплял нормы патриархата, отводя женщине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой религии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя.
Арабские завоевания
Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает «наместник», «заместитель»), им принадлежала вся полнота духовной и светской власти. Под их руководством арабские войска нaнесли поражение двум крупнейшим державам, ведущим борьбу за контроль над Ближним Востоком, - Византии и Ирану. Арабы завоевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран. Heоднократно (в 668, 673-678, 716-718) осаждали Константинополь. Двигаясь на восток, арабы дошли до реки Амударьи, Северной Индии, Западного Китая, На западе им удалось покорить всю Ceвepную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться вГаллию, где в 732г. в битве при Пуатье они потерпели поражение от франков.
Быстрота и легкость завоеваний объясняются многими причинами. Бедуины, привыкшие к суровым услuвиям пустыни, закаленные постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну (джихад), и не боящиеся смерти, были грозными воинами. Мало кто мoг им противостоять, их военные победы стали сильным apгументом в пользу ислама. Ряды их сторонников пополнялись за счет населения захваченных тepриторий.
Идеи ислама, более простые и понятные, чем идеи византийcкoгo христианства и иранского зороастризма, быстро усваивались широкими массами населения в покоряемых землях. В исламе еще не сложилось отчужденной от рядовых верующих церковной иерархии. Мусульманским священником, муллой, мoг стать любой верующий, знающий Коран. Необходимость подчинения суровым законам шариата нередко воспринималась как мeньшее зло по сравнению с произволом византийских и иранских чиновников. В ходе завоеваний многие бывшие крупные землевладельцы погибали или бежали. Их владения частично переходили к крестьянским общинам, принявшим ислам. Брошенные земли оказывались в распоряжении халифов. Эти земли обрабатывались в основном трудом рабов, которых захватывали в результате войн и набегов.
Арабских воинов называли «дети пустынь». У них не было традиций владения землей и ее обработки, они не претендовали на нее. Поэтому они селились в укрепленных лагерях-гарнизонах. Heкоторые из них впоследствии стали крупными городами (Басра в Mecoпотамии). Слоя феодалов-рыцарей, на манер западноевропейского, в исламских странах не сложилось.
Утверждению ислама на завоеванных территориях способствовала гибкая политика халифов. арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в лучшем экономическом положении. они платили лишь поземельный налог(харадж), и небольшей налог на помощь бедным. преверженцы же других вероиповеданий и горожане должны были вносить подушную подать(джизью). Это косвенно содействовало распространению ислама.
Распад Арабского халифата
В Х веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми- ров, В ХI веке турки подняли восстание и захватили Багдад, Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной, Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий, Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом, Он вызвал раскол среди мусульман, Одна гpуппа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада дo- стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи- озной общиной Мекки, Борьба суннитов и шиитов, связанная с кон- фликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), He- редко приобретала вооруженный характер, Хариджuты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен BЫ- бираться правоверными без каких-либо огpаничений, связанных с eгo происхождением. Позднее в исламе сложились и другие течения, Так, исмаШlиты верили в скорый приходновoгo пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости, Секта карматов, близкая исма- илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада- ние богатствами противоречит Корану, Суфиты отстаивали aCKe- тизм, Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни, Мотазе- литы (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разгpаничения светской и духовной власти, Они счи- тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы, Историческое наследие Арабскогo халифата Несмотря на то что халифат, как и другие крупные державы ДpeBHe- [о мира и Средних веков, был недолговечным государственным об- разованием, арабские завоевания оказали большое влияние на раз- витие народов Евразии, Благодаря распространению ислама и арабского языка, который использовался не только в молитвах, но и при решении проблем светской жизни, возросла степень единообразия жизни народов на обширных территориях - от Западной Африки до гpаниц Китая, 1119 Это, в свою очередь, способствовало развитию торгoвли и ремесла, На завоеванных землях строились дороги и ирригационные coopy- жения, стали использоваться водяные и ветряные мельницы, Значительного развития в исламском мире достигли научные и технические знания, При покорении Египта арабы разрушили биб- лиотеку в Александрии, уничтожив большую часть хранившихся в ней рукописей, Завоеватели считали, что никакие другие книги, KpO- ме Корана, не нужны, Однако со временем образованные слои Hace- ления обратились к античной философии и научной мысли, Интерес к трудам Аристотеля, Птолемея и Эвклида пробудился в Западной Европе в значительной мере под влиянием арабов, Больших успехов арабские ученые достигли в изучении истории, геогpафии, медицины, астрономии, математики, Арабы раньше eBpo- пейцев начали применять огнестрельное оружие, В начале ХН века у них появились первые пушки, стрелявшие каменными ядрами и раз- рывными бомбами, (У европейцев артиллерия появилась лишь в Ha- чале XIV века,) Европа заимствовала у арабов как десятеричную си- стему исчисления, так и связанные с нею слова - -цифра-, -алгебра-, -алхимия-, «тариф- и др. Широкую известность при- обрела арабская поэзия. - 14. Экспансия ис--ама - 14 Вопросы и задания 1, Охарактеризуйте природные условия Аравийского полуострова, Как климат влиял на хозяйственную деятельность арабских племен? Почему межплеменные войны были частым явлением среди арабов? 1.. Расскажите о возникновении ислама, В чем отличие мусуль- манской веры от других мировых религий? Какую роль сыграл ислам в складывании Арабского государства? 3. Объясните, почему арабам сравнительно легко удалось поко- рить oгpoMHbIe территории и подчинить народы, стоявшие на более высоком уровне общественногo развития, Сформули- руйте особенности государственного устройства Арабского халифата, 4, I Какую политику проводили арабские завоеватели в отношении покоренных народов? 5, Укажите факторы кризиса Арабского халифата, Какую роль в обострении противоречий играли религиозные разногласия? 120 fлава 6, Период paннeгo Средневековья 6. Перечислите достижения халифата, В каких областях знаний преуспели арабские ученые? Объясните причины сравнитель- но высокогo уровня научногo развития арабов.
3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.
Видео по географиискачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|