|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Византия и Русь <br>Большое значение для развития русских земель <br>имело их соседство с Византией. Именно из Византии <br>на Русь пришло христианство, Русские великие князья <br>поддерживали родственные связи с византийским им- <br>ператорским домом, Византийская культура, обычаи, <br>традиции оказали большое воздействие на облик pyc- <br>ских городов и их жителей, <br>-- 16- 17. ВИЗdНТИЯ и Русь <br>1129 <br>Византия после крушения <br>Западной Римской империи <br>Византийские императоры считали себя преемниками властителей <br>Римской империи, Западные королевства рассматривались ими как <br>варварские, <br>Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую им- <br>перию была предпринята при Юсmuнuане / (правил в 527-565). Ви- <br>зантии удалось захватить большую часть Италии и Северную Афри- <br>ку, однако эти усилия подорвали ее мощь, Под натиском германских, <br>болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена <br>была перейти к обороне, <br>Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело <br>секретное оружие, которым она обладала, - «греческий <br>oгOHb», Тайна eгo состава так и осталась нераскрытой, Предпо- <br>лагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти <br>и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напал- <br>ма, С помощью «греческого огня» византийцы сжигали кораб- <br>ли противника на море, осадные орудия. <br>Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, <br>умение разобщать противостоящие ей государства и племен- <br>ные союзы, подкупать их вождей, <br>Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство <br>Древнеримской империи, Византия заимствовала и многие ее слабо- <br>сти, в первую очередь связанные с характером осуществления власти. <br>В Византии существовал сенат, включавший представителей <br>знатных родов, Большим влиянием ПОЛЬЗ0Вались епископы, В то же <br>время воля императора, власть котopoгo считалась священной, име- <br>ла силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной <br>жизни. В результате реформ УН века была построена жесткая верти- <br>каль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть <br>в которых передавалась наместникам-военачальникам (cтpaTeгaM), <br>Они назначались и смещались императором и, обладая огpомными <br>Полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При им- <br>нераторе Льве У/ (правил в 886-912) ликвидировались остатки гo- <br>родского самоуправления, В частности, ранее свободно работавшие <br>ремесленники и торгoвцы были приписаны к корпорациям. Их чле- <br>ны ПОЛЬЗ0Вались льготами при получении заказов и продаже изде- <br>5-3299 <br>1 зо I глa.a Ь. <br>Перио раlПlегo Сре. иевековья <br>лий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства, Me- <br>сто и время торговли, количество наемных работников, определяли <br>норму прибыли, <br>Жесткая централизация власти вела к умножению числа прави- <br>тельственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), poc- <br>ту армии чиновников, Они делились на классы и разряды, получая <br>титулы, чины и оплату согласно своей должности, Неуклюжий и <br>гpомоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и <br>дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и за- <br>гoворов. <br>Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед yг- <br>розой пере ворота, В Византии, как и в Древнеримской империи, не <br>было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным импе- <br>раторам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна ди- <br>настия не смогла долго ее удерживать, <br>По подсчетам историков, за время существования Византии, <br>с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей CMep- <br>тью, остальные были cвергнуты или пали жертвой покушения, <br>Социально-экономическое развитие <br>и реформы в ВиззlПИИ <br>Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние <br>социальные противоречия, Армия первоначально рекрутировалась <br>из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобре- <br>сти вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение <br>от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую <br>служб- Однако со временем земля переходила в собственность <br>крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви, Крестьяне разоря- <br>лись, становились арендаторами, Будучи гpажданами империи, они <br>находились в полной материальной зависимости от землевладельца, <br>Использовался в усадьбах и труд рабов, <br>Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию <br>наемной армии, содержание которой обходилось дорого, Увеличение <br>же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоя- <br>тельности крестьянских хозяйств, <br>Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить <br>исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных <br>служить в армии и помешать росту крупной земельной <br>99 1б-17. Византия и Русь <br>1131 <br>собственности, С ее развитием связывалась опасность появления <br>слоя местных царьков, экономически независимых от императора и <br>склонных к неповиновению, <br>В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. <br>Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. <br>ИХ могyщество стало восприниматься как угpоза всевластию импе- <br>ратора и чиновников, а рост веры в местных святых - как источник <br>сепаратизма. <br>Волна религиозного фанатизма, охватившегo Византию, <br>рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый <br>уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны CTpa- <br>хом перед вторжением арабов, <br>В этих условиях император Лев II/ (правил в 717-741) издал <br>эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идо- <br>лопоклонством, У монастырей отбирались земли, монахов застав- <br>ляли отбывать государственные повинности, жениться или BCТY- <br>пать в армию, Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и <br>других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти <br>столетие, поставило империю на гpaHb гpажданской войны, MHO- <br>гие провинции были охвачены восстаниями. <br>В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась, <br>Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть <br>императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. по- <br>читание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглаше- <br>но ересью, <br>Aгpарная политика византийских властей отличалась от западно- <br>европейской, Многие земли перешли к государству, часть из них <br>передавалась мелким землевладельцам, В Х - XI вв, неоднократно <br>принимались законы, которые укрепляли их права на владение <br>землей, Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвра- <br>щение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет Ha- <br>зад, Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, ec- <br>ли она перешла в собственность государства, При продаже земли <br>преимущественное право ее приобретения предоставлялось OДHO- <br>сельчанам, <br>Сановников и отличившихся приближенных редко нагpаждали <br>землей, Крупные землевладельцы не имели судебной власти над <br>132 I ....... <br>ерн раин гo Сре. в к,вь' <br>арендаторами своей земли. В ню-раду за службу обычно жаловалось <br>лишь право сбора налогов (прония) С определенной территории, но <br>эта привилегия не наследовалась, <br>Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разо- <br>рение крестьянства, При этом она вызывала постоянное недовольст- <br>во крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремивших- <br>ся к освобождению от опеки столичных чиновников, Попытка <br>решить возникшие противоречия была предпринята при правлении <br>императоров из династии Комнинов (1081-1185). В частности, дep- <br>жатели проний получили всю полноту власти на соответствующих <br>землях, Сановники начали жаловать земли собственным прибли- <br>женным, создавая подобия императорских дворов, Это было шагом к <br>утверждению феодальных отношений в Византии, хотя они и не по- <br>лучили в ней полного развития, <br>Византия и утвеР}IЩение <br>христианства на Руси <br>Острота внутренних противоречий в Византии, частые войны с coce- <br>ДЯМИ побуждали ее императоров с большим вниманием относиться к <br>Руси, Ее великие князья располагали немалыми военными силами и <br>оказывали значительное влияние на положение в Причерноморье, <br>Наиболее мощные военные походы были предприняты при сыне <br>Игоря,1С1lЯЗе Святославе (правил в 945-972), <br>Четырехлетним мальчиком он принял участие в походе на <br>древлян, в стычке с которыми погиб eгo отец, князь Игорь, <br>В ходе первого самостоятельного похода Святослав поко- <br>рил вятичей. До этого они платили дань тюркским племенам <br>Волжской Булгарии, которые также была завоевана, В <br>965-966 гг. дружины Святослава разгромили Хазарский Kaгa- <br>нат, располагавшийся между Азовским и Каспийским морями, <br>который также облагал данью славянские союзы племен, <br>В 967 г" заключив союз с Византией, Святослав выступил против <br>Дунайской Болгарии, В течение двух лет егo дружины овладели Bce- <br>ми болгарскими городами по Дунаю, Заключив мир с болгарами, yc- <br>тупившими ему нижнее течение Дуная, Святослав решил перенести <br>свою столицу в город Переяславец, передав Киев, Искоростень <br>(столицу древлян) и Новгород своим сыновьям - Ярополку, Олегy <br>и Владимиру, <br>-- 16- 17 Византия и Русь <br>Новая столица, расположенная на пересечении TopгoBblx путей из <br>Центральной Европы в Малую Азию, должна была стать базой даль- <br>нейшего наступления на Балканы и саму Византию, Вступив в союз с <br>болгарами, Святослав начал против нее войну, которая шла с пере- <br>менным успехом, Однако под Адрианополем византийцы нанесли <br>поражение объединенным силам Руси и болгар, осадив дружину Свя- <br>тослава в крепости Доростол, В 971 г, был заключен мир, по которому <br>Святослав оставлял Придунайские земли и возвращался в Киев, Oд- <br>нако по дороге домой, на днепровских порогах, eгo дружину aTaKOBa- <br>ли кочевники-печенеги, и Святослав погиб, <br>После смерти Святослава между eгo сыновьями началась междо- <br>усобица, Киевский князь Ярополк захватил земли древлян, князь <br>Олег был убит, Узнав об этом, новгородский князь Владимир BЫCТY- <br>пил против Ярополка, разгpомил eгo дружину и стал великим кня- <br>зем в Киеве (980-1015). <br>Владимир также предпринял ряд походов, Eгo дружины OTBoeBa- <br>ли у Польши Волынь и [алицию, вернули к повиновению вятичей и <br>радимичей, нанесли поражения печенегам и волжским булгарам, На <br>южных гpаницах русских земель, в 1 - 2 днях пути от Киева, были по- <br>строены укрепления, которые должны были защитить от набегoв KO- <br>чевников, <br>Основное внимание Владимир уделял упрочению своей державы <br>Опыт показывал, что малейшая неудача дружины великого князя Be- <br>дет к отказу подчиненных ему союзов племен от уплаты дани, Ника- <br>ких скрепляющих их уз, кроме страха перед дружиной, не было, Top- <br>гoвые связи между ними еще не игpали роль цементирующего <br>начала государственности, Каждый союз племен имел собственные <br>религиозные воззрения, Они поклонялись богам, олицетворяющим <br>силы природы и считающимся покровителями определенных видов <br>деятельности. <br>Местные жрецы (волхвы) пользовались большим влиянием, <br>которое Владимир стремился использовать для укрепления вели- <br>кокняжеской власти, В 980-983 гг. он пытался ввести единый для <br>всех подвластных ему земель религиозный языческий культ бога <br>Перуна (громовержца и покровителя воинов), Однако это не <br>встретило поддержки жреческой знати, и Владимир обратился к <br>Идее введения на Руси христианства, 988 l, считается официаль- <br>ной датой крещения Руси, <br>1 з4 I ...... - <br>ери PIi <br>.. С, . .не овья <br>Христианство и до этого не было абсолютно чуждым для русских <br>земель, гдe уже давно действовали христианские миссионеры. Еще <br>великая княгиня Ольга, жена Игоря, официально крестилась и при- <br>няла христианское имя Елена, Однако только при ее внуке Владими- <br>ре христианство стало государственной религией. <br>Процесс утверждения христианства на Руси растянулся на дли- <br>тельное время. Открытое сопротивление приверженцев язычества, <br>поддерживаемое жрецами-волхвами, продолжалось несколько дe- <br>сятилетий, однако восстания были подавлены вооруженной силой. <br>Сложнее обстояло дело с принятием идей христианства за основу <br>мировоззрения. На Руси веками сохранялась приверженность MHO- <br>гим языческим верованиям, традициям, празднествам, При этом <br>церковь, проявляя гибкость, либо закрывала на них глаза, либо Ha- <br>чинала рассматривать их как христианские. <br>Верования в домовых, кикимор, леших, водяных, русалок, в <br>приметы, в эффективность гадания зародились задолгo до <br>принятия христианства, Такие обычаи, как колядование на <br>Рождество, сжигание соломенного чучела на Масленицу, лет- <br>нее празднование Иванова дня (Ивана Купалы) с прыжками че- <br>рез oгoHb и плетением венков HaMHoгo пережили связанные с <br>ними языческие представления, <br>Принятие христианства оказало большое влияние на развитие <br>русских земель, Распространение христианства с eгo единым по- <br>рядком осуществления службы содействовало становлению едино- <br>[о языка, распространению гpамотности (основой алфавита стала <br>кириллица), Церковь вела борьбу с наиболее жестокими язычески- <br>ми традициями, Особенно преследовался обычай, согласно котOpO- <br>му при погpебении покойника из знатного рода убивали и сжигали <br>вместе с ним жену, слуг, домашний скот и имущество, <br>Более активно стали развиваться дипломатические и TopгoBbIe <br>связи с соседними христианскими странами, Близкие отношения <br>были установлены с Византией, Ее патриарх назначал митрополита <br>Русской православной церкви вплоть до 1439 [" Koгдa она стала aB- <br>токефальной (независимой). <br>В то же время с разрывом между римской и византийской цepK- <br>вами принадлежность Руси к православию стали осложнять ее <br>отношения с католическими монархами Западной и Центральной <br>Европы, <br>99 1б-17. Византия и Русь <br>1135 <br>Раскол христианства <br>Разногласия между восточной и запа.дной ветвями христианской <br>церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий Kpyг <br>вопросов, <br>Папа римский претендовал на верховную власть на.д церковью, а <br>патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской <br>церкви порядки постепенно увеличивали различия в религи03НЫХ <br>дoгмaTax и осуществлении обрядов, Римская церковь вела богослу- <br>жения только на латыни, византийская - на местных языках, На За- <br>па.де считалось, что Святой дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога- <br>Сына, На Востоке признавалось, что eгo источником может быть <br>только Бог-Отец, На Запа.де причащались простым пресным хлебом, <br>на Востоке - квасным, В VIII - IX вв, Рим не поддержал начавшееся <br>в восточной церкви иконоборчество, Византийское же духовенство <br>не поддержало клюнийские реформы римской церкви Х - ХI вв, Они <br>были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургyн- <br>дии возникло движение за cTpoгoe соблюдение монахами и священно- <br>служителями норм святости в повседневной жизни, в частности за <br>введение обета безбрачия для духовных лиц, <br>Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере <br>обострения борьбы за разгpаничение сфер влияния восточной и за- <br>па.дной ветвей христианства, Постепенное ослабление Византии co- <br>провождалось расширением сферы влияния папской власти, В ХI Be- <br>ке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал <br>признать eгo права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. <br>Получив отказ, папа римский в 1054 l, отлучил патриарха Константи- <br>нополя от церкви, Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) <br>на папство, Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел 11 выразил co- <br>жаление по поводу разрыва 1054 [" принеся извинения за действия, <br>предпринимавшиеся католиками против православной церкви, <br>Закреплением церковного раскола стал ЛатераllСКUЙ собор <br>1059l,, на котором было принято решение, что папу римского изби- <br>рают высшие должностные лица римско-католической церкви - <br>кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; счита- <br>лось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвига- <br>лись на этот пост гpуппировками знати, императорами Священной <br>Римской империи), Одновременно запрещалась «симония» - про- <br>дажа церковных должностей за плату, <br>136 <br>глава 6, <br>Период paHHeгo Средневековья <br>Эти решения знаменовали организационное оформление <br>римско-католической церкви, принявшей принцип независимости <br>духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в <br>Византии, была другой. Там император считался высшим авторите- <br>том в вопросах как светской. так и духовной жизни, <br>-- 16- 17 Вопросы и задания <br>1. Почему византийские императоры считали себя преемниками <br>власти римских правителей? Чем закончились попытки Юсти- <br>ниана I восстановить Римскую империю? Почему это оказа- <br>лось невозможным? <br>2, Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской импе- <br>рии, Отметьте особенности императорской власти, <br>З, Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. <br>В чем состояла специфика поземельных отношений? <br>4, Дайте характеристику отношений Руси и Византии. За какие <br>территории соперничали эти два гocyдapcTBa? Дайте оценку <br>деятельности князя Святослава. <br>5, Объясните, почему князь Владимир принял решение о переме- <br>не веры. Как происходил процесс распространения христиан- <br>ства на русских землях? Расскажите о значении принятия <br>христианства на Руси. <br>6. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской <br>церкви? Как происходило разделение церквей? <br>7. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей <br>по-разному решался в католической и православной церквах? <br>
| + | ''' Византия и Русь ''' |
| + | |
| + | <br>Большое значение для развития русских земель имело их соседство с Византией. Именно из Византии на Русь пришло христианство. Русские великие князья <br>поддерживали родственные связи с византийским им- <br>ператорским домом, Византийская культура, обычаи, <br>традиции оказали большое воздействие на облик pyc- <br>ских городов и их жителей, <br>-- 16- 17. ВИЗdНТИЯ и Русь <br>1129 <br>Византия после крушения <br>Западной Римской империи <br>Византийские императоры считали себя преемниками властителей <br>Римской империи, Западные королевства рассматривались ими как <br>варварские, <br>Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую им- <br>перию была предпринята при Юсmuнuане / (правил в 527-565). Ви- <br>зантии удалось захватить большую часть Италии и Северную Афри- <br>ку, однако эти усилия подорвали ее мощь, Под натиском германских, <br>болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена <br>была перейти к обороне, <br>Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело <br>секретное оружие, которым она обладала, - «греческий <br>oгOHb», Тайна eгo состава так и осталась нераскрытой, Предпо- <br>лагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти <br>и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напал- <br>ма, С помощью «греческого огня» византийцы сжигали кораб- <br>ли противника на море, осадные орудия. <br>Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, <br>умение разобщать противостоящие ей государства и племен- <br>ные союзы, подкупать их вождей, <br>Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство <br>Древнеримской империи, Византия заимствовала и многие ее слабо- <br>сти, в первую очередь связанные с характером осуществления власти. <br>В Византии существовал сенат, включавший представителей <br>знатных родов, Большим влиянием ПОЛЬЗ0Вались епископы, В то же <br>время воля императора, власть котopoгo считалась священной, име- <br>ла силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной <br>жизни. В результате реформ УН века была построена жесткая верти- <br>каль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть <br>в которых передавалась наместникам-военачальникам (cтpaTeгaM), <br>Они назначались и смещались императором и, обладая огpомными <br>Полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При им- <br>нераторе Льве У/ (правил в 886-912) ликвидировались остатки гo- <br>родского самоуправления, В частности, ранее свободно работавшие <br>ремесленники и торгoвцы были приписаны к корпорациям. Их чле- <br>ны ПОЛЬЗ0Вались льготами при получении заказов и продаже изде- <br>5-3299 <br>1 зо I глa.a Ь. <br>Перио раlПlегo Сре. иевековья <br>лий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства, Me- <br>сто и время торговли, количество наемных работников, определяли <br>норму прибыли, <br>Жесткая централизация власти вела к умножению числа прави- <br>тельственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), poc- <br>ту армии чиновников, Они делились на классы и разряды, получая <br>титулы, чины и оплату согласно своей должности, Неуклюжий и <br>гpомоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и <br>дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и за- <br>гoворов. <br>Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед yг- <br>розой пере ворота, В Византии, как и в Древнеримской империи, не <br>было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным импе- <br>раторам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна ди- <br>настия не смогла долго ее удерживать, <br>По подсчетам историков, за время существования Византии, <br>с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей CMep- <br>тью, остальные были cвергнуты или пали жертвой покушения, <br>Социально-экономическое развитие <br>и реформы в ВиззlПИИ <br>Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние <br>социальные противоречия, Армия первоначально рекрутировалась <br>из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобре- <br>сти вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение <br>от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую <br>служб- Однако со временем земля переходила в собственность <br>крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви, Крестьяне разоря- <br>лись, становились арендаторами, Будучи гpажданами империи, они <br>находились в полной материальной зависимости от землевладельца, <br>Использовался в усадьбах и труд рабов, <br>Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию <br>наемной армии, содержание которой обходилось дорого, Увеличение <br>же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоя- <br>тельности крестьянских хозяйств, <br>Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить <br>исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных <br>служить в армии и помешать росту крупной земельной <br>99 1б-17. Византия и Русь <br>1131 <br>собственности, С ее развитием связывалась опасность появления <br>слоя местных царьков, экономически независимых от императора и <br>склонных к неповиновению, <br>В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. <br>Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. <br>ИХ могyщество стало восприниматься как угpоза всевластию импе- <br>ратора и чиновников, а рост веры в местных святых - как источник <br>сепаратизма. <br>Волна религиозного фанатизма, охватившегo Византию, <br>рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый <br>уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны CTpa- <br>хом перед вторжением арабов, <br>В этих условиях император Лев II/ (правил в 717-741) издал <br>эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идо- <br>лопоклонством, У монастырей отбирались земли, монахов застав- <br>ляли отбывать государственные повинности, жениться или BCТY- <br>пать в армию, Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и <br>других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти <br>столетие, поставило империю на гpaHb гpажданской войны, MHO- <br>гие провинции были охвачены восстаниями. <br>В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась, <br>Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть <br>императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. по- <br>читание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглаше- <br>но ересью, <br>Aгpарная политика византийских властей отличалась от западно- <br>европейской, Многие земли перешли к государству, часть из них <br>передавалась мелким землевладельцам, В Х - XI вв, неоднократно <br>принимались законы, которые укрепляли их права на владение <br>землей, Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвра- <br>щение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет Ha- <br>зад, Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, ec- <br>ли она перешла в собственность государства, При продаже земли <br>преимущественное право ее приобретения предоставлялось OДHO- <br>сельчанам, <br>Сановников и отличившихся приближенных редко нагpаждали <br>землей, Крупные землевладельцы не имели судебной власти над <br>132 I ....... <br>ерн раин гo Сре. в к,вь' <br>арендаторами своей земли. В ню-раду за службу обычно жаловалось <br>лишь право сбора налогов (прония) С определенной территории, но <br>эта привилегия не наследовалась, <br>Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разо- <br>рение крестьянства, При этом она вызывала постоянное недовольст- <br>во крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремивших- <br>ся к освобождению от опеки столичных чиновников, Попытка <br>решить возникшие противоречия была предпринята при правлении <br>императоров из династии Комнинов (1081-1185). В частности, дep- <br>жатели проний получили всю полноту власти на соответствующих <br>землях, Сановники начали жаловать земли собственным прибли- <br>женным, создавая подобия императорских дворов, Это было шагом к <br>утверждению феодальных отношений в Византии, хотя они и не по- <br>лучили в ней полного развития, <br>Византия и утвеР}IЩение <br>христианства на Руси <br>Острота внутренних противоречий в Византии, частые войны с coce- <br>ДЯМИ побуждали ее императоров с большим вниманием относиться к <br>Руси, Ее великие князья располагали немалыми военными силами и <br>оказывали значительное влияние на положение в Причерноморье, <br>Наиболее мощные военные походы были предприняты при сыне <br>Игоря,1С1lЯЗе Святославе (правил в 945-972), <br>Четырехлетним мальчиком он принял участие в походе на <br>древлян, в стычке с которыми погиб eгo отец, князь Игорь, <br>В ходе первого самостоятельного похода Святослав поко- <br>рил вятичей. До этого они платили дань тюркским племенам <br>Волжской Булгарии, которые также была завоевана, В <br>965-966 гг. дружины Святослава разгромили Хазарский Kaгa- <br>нат, располагавшийся между Азовским и Каспийским морями, <br>который также облагал данью славянские союзы племен, <br>В 967 г" заключив союз с Византией, Святослав выступил против <br>Дунайской Болгарии, В течение двух лет егo дружины овладели Bce- <br>ми болгарскими городами по Дунаю, Заключив мир с болгарами, yc- <br>тупившими ему нижнее течение Дуная, Святослав решил перенести <br>свою столицу в город Переяславец, передав Киев, Искоростень <br>(столицу древлян) и Новгород своим сыновьям - Ярополку, Олегy <br>и Владимиру, <br>-- 16- 17 Византия и Русь <br>Новая столица, расположенная на пересечении TopгoBblx путей из <br>Центральной Европы в Малую Азию, должна была стать базой даль- <br>нейшего наступления на Балканы и саму Византию, Вступив в союз с <br>болгарами, Святослав начал против нее войну, которая шла с пере- <br>менным успехом, Однако под Адрианополем византийцы нанесли <br>поражение объединенным силам Руси и болгар, осадив дружину Свя- <br>тослава в крепости Доростол, В 971 г, был заключен мир, по которому <br>Святослав оставлял Придунайские земли и возвращался в Киев, Oд- <br>нако по дороге домой, на днепровских порогах, eгo дружину aTaKOBa- <br>ли кочевники-печенеги, и Святослав погиб, <br>После смерти Святослава между eгo сыновьями началась междо- <br>усобица, Киевский князь Ярополк захватил земли древлян, князь <br>Олег был убит, Узнав об этом, новгородский князь Владимир BЫCТY- <br>пил против Ярополка, разгpомил eгo дружину и стал великим кня- <br>зем в Киеве (980-1015). <br>Владимир также предпринял ряд походов, Eгo дружины OTBoeBa- <br>ли у Польши Волынь и [алицию, вернули к повиновению вятичей и <br>радимичей, нанесли поражения печенегам и волжским булгарам, На <br>южных гpаницах русских земель, в 1 - 2 днях пути от Киева, были по- <br>строены укрепления, которые должны были защитить от набегoв KO- <br>чевников, <br>Основное внимание Владимир уделял упрочению своей державы <br>Опыт показывал, что малейшая неудача дружины великого князя Be- <br>дет к отказу подчиненных ему союзов племен от уплаты дани, Ника- <br>ких скрепляющих их уз, кроме страха перед дружиной, не было, Top- <br>гoвые связи между ними еще не игpали роль цементирующего <br>начала государственности, Каждый союз племен имел собственные <br>религиозные воззрения, Они поклонялись богам, олицетворяющим <br>силы природы и считающимся покровителями определенных видов <br>деятельности. <br>Местные жрецы (волхвы) пользовались большим влиянием, <br>которое Владимир стремился использовать для укрепления вели- <br>кокняжеской власти, В 980-983 гг. он пытался ввести единый для <br>всех подвластных ему земель религиозный языческий культ бога <br>Перуна (громовержца и покровителя воинов), Однако это не <br>встретило поддержки жреческой знати, и Владимир обратился к <br>Идее введения на Руси христианства, 988 l, считается официаль- <br>ной датой крещения Руси, <br>1 з4 I ...... - <br>ери PIi <br>.. С, . .не овья <br>Христианство и до этого не было абсолютно чуждым для русских <br>земель, гдe уже давно действовали христианские миссионеры. Еще <br>великая княгиня Ольга, жена Игоря, официально крестилась и при- <br>няла христианское имя Елена, Однако только при ее внуке Владими- <br>ре христианство стало государственной религией. <br>Процесс утверждения христианства на Руси растянулся на дли- <br>тельное время. Открытое сопротивление приверженцев язычества, <br>поддерживаемое жрецами-волхвами, продолжалось несколько дe- <br>сятилетий, однако восстания были подавлены вооруженной силой. <br>Сложнее обстояло дело с принятием идей христианства за основу <br>мировоззрения. На Руси веками сохранялась приверженность MHO- <br>гим языческим верованиям, традициям, празднествам, При этом <br>церковь, проявляя гибкость, либо закрывала на них глаза, либо Ha- <br>чинала рассматривать их как христианские. <br>Верования в домовых, кикимор, леших, водяных, русалок, в <br>приметы, в эффективность гадания зародились задолгo до <br>принятия христианства, Такие обычаи, как колядование на <br>Рождество, сжигание соломенного чучела на Масленицу, лет- <br>нее празднование Иванова дня (Ивана Купалы) с прыжками че- <br>рез oгoHb и плетением венков HaMHoгo пережили связанные с <br>ними языческие представления, <br>Принятие христианства оказало большое влияние на развитие <br>русских земель, Распространение христианства с eгo единым по- <br>рядком осуществления службы содействовало становлению едино- <br>[о языка, распространению гpамотности (основой алфавита стала <br>кириллица), Церковь вела борьбу с наиболее жестокими язычески- <br>ми традициями, Особенно преследовался обычай, согласно котOpO- <br>му при погpебении покойника из знатного рода убивали и сжигали <br>вместе с ним жену, слуг, домашний скот и имущество, <br>Более активно стали развиваться дипломатические и TopгoBbIe <br>связи с соседними христианскими странами, Близкие отношения <br>были установлены с Византией, Ее патриарх назначал митрополита <br>Русской православной церкви вплоть до 1439 [" Koгдa она стала aB- <br>токефальной (независимой). <br>В то же время с разрывом между римской и византийской цepK- <br>вами принадлежность Руси к православию стали осложнять ее <br>отношения с католическими монархами Западной и Центральной <br>Европы, <br>99 1б-17. Византия и Русь <br>1135 <br>Раскол христианства <br>Разногласия между восточной и запа.дной ветвями христианской <br>церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий Kpyг <br>вопросов, <br>Папа римский претендовал на верховную власть на.д церковью, а <br>патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской <br>церкви порядки постепенно увеличивали различия в религи03НЫХ <br>дoгмaTax и осуществлении обрядов, Римская церковь вела богослу- <br>жения только на латыни, византийская - на местных языках, На За- <br>па.де считалось, что Святой дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога- <br>Сына, На Востоке признавалось, что eгo источником может быть <br>только Бог-Отец, На Запа.де причащались простым пресным хлебом, <br>на Востоке - квасным, В VIII - IX вв, Рим не поддержал начавшееся <br>в восточной церкви иконоборчество, Византийское же духовенство <br>не поддержало клюнийские реформы римской церкви Х - ХI вв, Они <br>были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургyн- <br>дии возникло движение за cTpoгoe соблюдение монахами и священно- <br>служителями норм святости в повседневной жизни, в частности за <br>введение обета безбрачия для духовных лиц, <br>Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере <br>обострения борьбы за разгpаничение сфер влияния восточной и за- <br>па.дной ветвей христианства, Постепенное ослабление Византии co- <br>провождалось расширением сферы влияния папской власти, В ХI Be- <br>ке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал <br>признать eгo права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. <br>Получив отказ, папа римский в 1054 l, отлучил патриарха Константи- <br>нополя от церкви, Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) <br>на папство, Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел 11 выразил co- <br>жаление по поводу разрыва 1054 [" принеся извинения за действия, <br>предпринимавшиеся католиками против православной церкви, <br>Закреплением церковного раскола стал ЛатераllСКUЙ собор <br>1059l,, на котором было принято решение, что папу римского изби- <br>рают высшие должностные лица римско-католической церкви - <br>кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; счита- <br>лось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвига- <br>лись на этот пост гpуппировками знати, императорами Священной <br>Римской империи), Одновременно запрещалась «симония» - про- <br>дажа церковных должностей за плату, <br>136 <br>глава 6, <br>Период paHHeгo Средневековья <br>Эти решения знаменовали организационное оформление <br>римско-католической церкви, принявшей принцип независимости <br>духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в <br>Византии, была другой. Там император считался высшим авторите- <br>том в вопросах как светской. так и духовной жизни, <br>-- 16- 17 Вопросы и задания <br>1. Почему византийские императоры считали себя преемниками <br>власти римских правителей? Чем закончились попытки Юсти- <br>ниана I восстановить Римскую империю? Почему это оказа- <br>лось невозможным? <br>2, Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской импе- <br>рии, Отметьте особенности императорской власти, <br>З, Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. <br>В чем состояла специфика поземельных отношений? <br>4, Дайте характеристику отношений Руси и Византии. За какие <br>территории соперничали эти два гocyдapcTBa? Дайте оценку <br>деятельности князя Святослава. <br>5, Объясните, почему князь Владимир принял решение о переме- <br>не веры. Как происходил процесс распространения христиан- <br>ства на русских землях? Расскажите о значении принятия <br>христианства на Руси. <br>6. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской <br>церкви? Как происходило разделение церквей? <br>7. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей <br>по-разному решался в католической и православной церквах? <br> |
| | | |
| <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> | | <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> |
Версия 13:31, 13 августа 2010
Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Византия и Русь
Византия и Русь
Большое значение для развития русских земель имело их соседство с Византией. Именно из Византии на Русь пришло христианство. Русские великие князья поддерживали родственные связи с византийским им- ператорским домом, Византийская культура, обычаи, традиции оказали большое воздействие на облик pyc- ских городов и их жителей, -- 16- 17. ВИЗdНТИЯ и Русь 1129 Византия после крушения Западной Римской империи Византийские императоры считали себя преемниками властителей Римской империи, Западные королевства рассматривались ими как варварские, Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую им- перию была предпринята при Юсmuнuане / (правил в 527-565). Ви- зантии удалось захватить большую часть Италии и Северную Афри- ку, однако эти усилия подорвали ее мощь, Под натиском германских, болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена была перейти к обороне, Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело секретное оружие, которым она обладала, - «греческий oгOHb», Тайна eгo состава так и осталась нераскрытой, Предпо- лагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напал- ма, С помощью «греческого огня» византийцы сжигали кораб- ли противника на море, осадные орудия. Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, умение разобщать противостоящие ей государства и племен- ные союзы, подкупать их вождей, Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство Древнеримской империи, Византия заимствовала и многие ее слабо- сти, в первую очередь связанные с характером осуществления власти. В Византии существовал сенат, включавший представителей знатных родов, Большим влиянием ПОЛЬЗ0Вались епископы, В то же время воля императора, власть котopoгo считалась священной, име- ла силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной жизни. В результате реформ УН века была построена жесткая верти- каль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть в которых передавалась наместникам-военачальникам (cтpaTeгaM), Они назначались и смещались императором и, обладая огpомными Полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При им- нераторе Льве У/ (правил в 886-912) ликвидировались остатки гo- родского самоуправления, В частности, ранее свободно работавшие ремесленники и торгoвцы были приписаны к корпорациям. Их чле- ны ПОЛЬЗ0Вались льготами при получении заказов и продаже изде- 5-3299 1 зо I глa.a Ь. Перио раlПlегo Сре. иевековья лий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства, Me- сто и время торговли, количество наемных работников, определяли норму прибыли, Жесткая централизация власти вела к умножению числа прави- тельственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), poc- ту армии чиновников, Они делились на классы и разряды, получая титулы, чины и оплату согласно своей должности, Неуклюжий и гpомоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и за- гoворов. Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед yг- розой пере ворота, В Византии, как и в Древнеримской империи, не было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным импе- раторам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна ди- настия не смогла долго ее удерживать, По подсчетам историков, за время существования Византии, с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей CMep- тью, остальные были cвергнуты или пали жертвой покушения, Социально-экономическое развитие и реформы в ВиззlПИИ Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние социальные противоречия, Армия первоначально рекрутировалась из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобре- сти вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую служб- Однако со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви, Крестьяне разоря- лись, становились арендаторами, Будучи гpажданами империи, они находились в полной материальной зависимости от землевладельца, Использовался в усадьбах и труд рабов, Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию наемной армии, содержание которой обходилось дорого, Увеличение же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоя- тельности крестьянских хозяйств, Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной 99 1б-17. Византия и Русь 1131 собственности, С ее развитием связывалась опасность появления слоя местных царьков, экономически независимых от императора и склонных к неповиновению, В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. ИХ могyщество стало восприниматься как угpоза всевластию импе- ратора и чиновников, а рост веры в местных святых - как источник сепаратизма. Волна религиозного фанатизма, охватившегo Византию, рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны CTpa- хом перед вторжением арабов, В этих условиях император Лев II/ (правил в 717-741) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идо- лопоклонством, У монастырей отбирались земли, монахов застав- ляли отбывать государственные повинности, жениться или BCТY- пать в армию, Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на гpaHb гpажданской войны, MHO- гие провинции были охвачены восстаниями. В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась, Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. по- читание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглаше- но ересью, Aгpарная политика византийских властей отличалась от западно- европейской, Многие земли перешли к государству, часть из них передавалась мелким землевладельцам, В Х - XI вв, неоднократно принимались законы, которые укрепляли их права на владение землей, Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвра- щение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет Ha- зад, Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, ec- ли она перешла в собственность государства, При продаже земли преимущественное право ее приобретения предоставлялось OДHO- сельчанам, Сановников и отличившихся приближенных редко нагpаждали землей, Крупные землевладельцы не имели судебной власти над 132 I ....... ерн раин гo Сре. в к,вь' арендаторами своей земли. В ню-раду за службу обычно жаловалось лишь право сбора налогов (прония) С определенной территории, но эта привилегия не наследовалась, Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разо- рение крестьянства, При этом она вызывала постоянное недовольст- во крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремивших- ся к освобождению от опеки столичных чиновников, Попытка решить возникшие противоречия была предпринята при правлении императоров из династии Комнинов (1081-1185). В частности, дep- жатели проний получили всю полноту власти на соответствующих землях, Сановники начали жаловать земли собственным прибли- женным, создавая подобия императорских дворов, Это было шагом к утверждению феодальных отношений в Византии, хотя они и не по- лучили в ней полного развития, Византия и утвеР}IЩение христианства на Руси Острота внутренних противоречий в Византии, частые войны с coce- ДЯМИ побуждали ее императоров с большим вниманием относиться к Руси, Ее великие князья располагали немалыми военными силами и оказывали значительное влияние на положение в Причерноморье, Наиболее мощные военные походы были предприняты при сыне Игоря,1С1lЯЗе Святославе (правил в 945-972), Четырехлетним мальчиком он принял участие в походе на древлян, в стычке с которыми погиб eгo отец, князь Игорь, В ходе первого самостоятельного похода Святослав поко- рил вятичей. До этого они платили дань тюркским племенам Волжской Булгарии, которые также была завоевана, В 965-966 гг. дружины Святослава разгромили Хазарский Kaгa- нат, располагавшийся между Азовским и Каспийским морями, который также облагал данью славянские союзы племен, В 967 г" заключив союз с Византией, Святослав выступил против Дунайской Болгарии, В течение двух лет егo дружины овладели Bce- ми болгарскими городами по Дунаю, Заключив мир с болгарами, yc- тупившими ему нижнее течение Дуная, Святослав решил перенести свою столицу в город Переяславец, передав Киев, Искоростень (столицу древлян) и Новгород своим сыновьям - Ярополку, Олегy и Владимиру, -- 16- 17 Византия и Русь Новая столица, расположенная на пересечении TopгoBblx путей из Центральной Европы в Малую Азию, должна была стать базой даль- нейшего наступления на Балканы и саму Византию, Вступив в союз с болгарами, Святослав начал против нее войну, которая шла с пере- менным успехом, Однако под Адрианополем византийцы нанесли поражение объединенным силам Руси и болгар, осадив дружину Свя- тослава в крепости Доростол, В 971 г, был заключен мир, по которому Святослав оставлял Придунайские земли и возвращался в Киев, Oд- нако по дороге домой, на днепровских порогах, eгo дружину aTaKOBa- ли кочевники-печенеги, и Святослав погиб, После смерти Святослава между eгo сыновьями началась междо- усобица, Киевский князь Ярополк захватил земли древлян, князь Олег был убит, Узнав об этом, новгородский князь Владимир BЫCТY- пил против Ярополка, разгpомил eгo дружину и стал великим кня- зем в Киеве (980-1015). Владимир также предпринял ряд походов, Eгo дружины OTBoeBa- ли у Польши Волынь и [алицию, вернули к повиновению вятичей и радимичей, нанесли поражения печенегам и волжским булгарам, На южных гpаницах русских земель, в 1 - 2 днях пути от Киева, были по- строены укрепления, которые должны были защитить от набегoв KO- чевников, Основное внимание Владимир уделял упрочению своей державы Опыт показывал, что малейшая неудача дружины великого князя Be- дет к отказу подчиненных ему союзов племен от уплаты дани, Ника- ких скрепляющих их уз, кроме страха перед дружиной, не было, Top- гoвые связи между ними еще не игpали роль цементирующего начала государственности, Каждый союз племен имел собственные религиозные воззрения, Они поклонялись богам, олицетворяющим силы природы и считающимся покровителями определенных видов деятельности. Местные жрецы (волхвы) пользовались большим влиянием, которое Владимир стремился использовать для укрепления вели- кокняжеской власти, В 980-983 гг. он пытался ввести единый для всех подвластных ему земель религиозный языческий культ бога Перуна (громовержца и покровителя воинов), Однако это не встретило поддержки жреческой знати, и Владимир обратился к Идее введения на Руси христианства, 988 l, считается официаль- ной датой крещения Руси, 1 з4 I ...... - ери PIi .. С, . .не овья Христианство и до этого не было абсолютно чуждым для русских земель, гдe уже давно действовали христианские миссионеры. Еще великая княгиня Ольга, жена Игоря, официально крестилась и при- няла христианское имя Елена, Однако только при ее внуке Владими- ре христианство стало государственной религией. Процесс утверждения христианства на Руси растянулся на дли- тельное время. Открытое сопротивление приверженцев язычества, поддерживаемое жрецами-волхвами, продолжалось несколько дe- сятилетий, однако восстания были подавлены вооруженной силой. Сложнее обстояло дело с принятием идей христианства за основу мировоззрения. На Руси веками сохранялась приверженность MHO- гим языческим верованиям, традициям, празднествам, При этом церковь, проявляя гибкость, либо закрывала на них глаза, либо Ha- чинала рассматривать их как христианские. Верования в домовых, кикимор, леших, водяных, русалок, в приметы, в эффективность гадания зародились задолгo до принятия христианства, Такие обычаи, как колядование на Рождество, сжигание соломенного чучела на Масленицу, лет- нее празднование Иванова дня (Ивана Купалы) с прыжками че- рез oгoHb и плетением венков HaMHoгo пережили связанные с ними языческие представления, Принятие христианства оказало большое влияние на развитие русских земель, Распространение христианства с eгo единым по- рядком осуществления службы содействовало становлению едино- [о языка, распространению гpамотности (основой алфавита стала кириллица), Церковь вела борьбу с наиболее жестокими язычески- ми традициями, Особенно преследовался обычай, согласно котOpO- му при погpебении покойника из знатного рода убивали и сжигали вместе с ним жену, слуг, домашний скот и имущество, Более активно стали развиваться дипломатические и TopгoBbIe связи с соседними христианскими странами, Близкие отношения были установлены с Византией, Ее патриарх назначал митрополита Русской православной церкви вплоть до 1439 [" Koгдa она стала aB- токефальной (независимой). В то же время с разрывом между римской и византийской цepK- вами принадлежность Руси к православию стали осложнять ее отношения с католическими монархами Западной и Центральной Европы, 99 1б-17. Византия и Русь 1135 Раскол христианства Разногласия между восточной и запа.дной ветвями христианской церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий Kpyг вопросов, Папа римский претендовал на верховную власть на.д церковью, а патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской церкви порядки постепенно увеличивали различия в религи03НЫХ дoгмaTax и осуществлении обрядов, Римская церковь вела богослу- жения только на латыни, византийская - на местных языках, На За- па.де считалось, что Святой дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога- Сына, На Востоке признавалось, что eгo источником может быть только Бог-Отец, На Запа.де причащались простым пресным хлебом, на Востоке - квасным, В VIII - IX вв, Рим не поддержал начавшееся в восточной церкви иконоборчество, Византийское же духовенство не поддержало клюнийские реформы римской церкви Х - ХI вв, Они были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургyн- дии возникло движение за cTpoгoe соблюдение монахами и священно- служителями норм святости в повседневной жизни, в частности за введение обета безбрачия для духовных лиц, Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере обострения борьбы за разгpаничение сфер влияния восточной и за- па.дной ветвей христианства, Постепенное ослабление Византии co- провождалось расширением сферы влияния папской власти, В ХI Be- ке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал признать eгo права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. Получив отказ, папа римский в 1054 l, отлучил патриарха Константи- нополя от церкви, Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) на папство, Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел 11 выразил co- жаление по поводу разрыва 1054 [" принеся извинения за действия, предпринимавшиеся католиками против православной церкви, Закреплением церковного раскола стал ЛатераllСКUЙ собор 1059l,, на котором было принято решение, что папу римского изби- рают высшие должностные лица римско-католической церкви - кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; счита- лось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвига- лись на этот пост гpуппировками знати, императорами Священной Римской империи), Одновременно запрещалась «симония» - про- дажа церковных должностей за плату, 136 глава 6, Период paHHeгo Средневековья Эти решения знаменовали организационное оформление римско-католической церкви, принявшей принцип независимости духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в Византии, была другой. Там император считался высшим авторите- том в вопросах как светской. так и духовной жизни, -- 16- 17 Вопросы и задания 1. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юсти- ниана I восстановить Римскую империю? Почему это оказа- лось невозможным? 2, Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской импе- рии, Отметьте особенности императорской власти, З, Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика поземельных отношений? 4, Дайте характеристику отношений Руси и Византии. За какие территории соперничали эти два гocyдapcTBa? Дайте оценку деятельности князя Святослава. 5, Объясните, почему князь Владимир принял решение о переме- не веры. Как происходил процесс распространения христиан- ства на русских землях? Расскажите о значении принятия христианства на Руси. 6. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей? 7. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах?
3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.
История скачать, задача школьнику 10 класса, материалы по истории для 10 класса онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|