|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Медный всадник <br>Петербургская повесть. Поэма «Медный всадник» была написана в октябре 1833 года в Болдино, но сразу не могла быть опубликована по причинам цензурного xaрактера. Напечатана была только лишь через год после смерти поэта В. А. Жуковским с некоторыми правками. <br>В полном виде ее издал П. В. Анненков в 1857 году. <br>В этом произведении, жанр котopoгo Пушкин определил как пеmербурzскую повесть, продолжается ocмысление личности Петра 1 как государя и человека, eгo роли в становлении и развитии России. <br>Обращение к теме Петра 1, созданного им города, ставшего «окном В Европу», происходило на фоне ост- <br>рых дискуссий о путях развития страны. Противники <br>деятельности императора, eгo реформ считали, что, <br>строя новый город, сыгравший решающую роль в уско- <br>рении европеизации России, усилении политической и <br>военной ее мощи, Петр не посчитался с естественными, <br>природными условиями местности, на которой Петер- <br>бург был возведен. К таким природным условиям отно- <br>сили заболоченность, а также склонность Невы к Haвод- <br>нениям. Петербургу противопоставляли первопрестоль- - <br>ную Москву, которая создавалась не по воле и проекту - <br><br>одного человека, пусть даже и наделенного огромной - <br>властью, но по Божественному промыслу. Наводнение, - <br>случившееся в Петербурге в начале 1820-x годов и по- <br>влекшее большие человеческие жертвы, рассматрива- <br>лось как месть природных стихийных сил за совершен - <br>ное насилие. Такова была одна точка зрения. <br>С другой стороны, друг Пушкина, великий польский <br><br>поэт Адам Мицкевич, хотя и с иных позиций, но также - <br>отрицательно оценивает деятельность Петра 1, считая - <br>eгo завоевателем, интересы котopoгo чужды народу: <br><br>А кто столицу русскую воздвиг, <br>И славянин в воинственном напоре <br>Зачем в пределы чуждые проник, <br>где жил чухонец, где царило море?..<br>Не люди, нет, то царь среди болот - <br>Стал и сказал: «Тут строиться мы будем!»<br><br>и заложил империи оплот, - <br>Себе столицу, но не город людям. - <br><br>Иное отношение к царю Петру 1 и eгo творению Bыpa- <br>жает Пушкин в поэме «Медный всадник», понимая, что <br>укрепление государства привело к обострению проти- <br>воречий между властью, государством и отдельной лич- <br>ностью. <br>Композиция поэмы. В поэме поднимается целый ряд <br>философских, социальных и нравственных проблем. Их <br>решению подчинена четкая композиция. В двух основ- <br>ных частях раскрывается основной конфликт поэмы: ec- <br>тественной стихии, государственной мощи и интересов <br>отдельной личности. Картины петербургского бедствия <br>переданы динамично, зримо. <br>Во вступлении к поэме Пушкин подчеркивает высоту <br>замыслов императора - превратить Россию в сильную и <br>непобедимую морскую державу, построить истинно eB- <br>ропейский город. Он называет думы самодержца велики- <br>ми. Петр искренно убежден, что «природой здесь нам <br>суждено / В Европу прорубить окно, / Ногою твердой <br>стать при Mope...-. Поэт с большой любовью описывает <br>уже возведенный Петербург: архитектурные достоинст- <br>ва, чудные пейзажи. Поэта восхищает «Невы державное <br>теченье», важное, значительное, вписавшееся в общую <br>картину государственной столицы. Обусловленные гeo- <br>графическим расположением Петербурга белые ночи <br>становятся органической частью городского пейзажа <br>(«И, не пуская тьму ночную / На золотые небеса, / Одна <br>заря сменить другую / Спешит, дав ночи полчаса»). <br>Однако гармония в изображенной картине Петербур- <br>гa достаточно призрачна. Стихия оказалась побежден- <br>ной, а значит, осталась враждебной к своему покорите- <br>лю. Поэтому в конце вступления перед переходом к пе- <br>чальному рассказу о наводнении поэт заклинает: <br>Вражду и плен старинный свой <br>Пусть волны финские забудут <br>И тщетной злобою не будут <br>Тревожить вечный сон Петра! <br>Заметим, что во вступительной части намечается <br>конфликт не только между человеческими и стихийными <br>силами, но и между властью и обычными людьми. Обду- <br>мывая свои «великие- планы, Петр стоит «на берегу пус- <br>тынных волн » И не замечает ни « бедный челн -, ни чер- <br>ных изб, «приют убогого чухонца-. Он «вдаль глядел». <br><br>Угроза, прозвучавшая из уст Евгения, - «Ужо Te- <br>бе!.. » - наивысшая точка безумной вспышки. Затем Ha- <br>чинается картина преследования Медным всадником <br>героя. Бунт завершен. Евгений не только физически <br>уничтожен, но и сломлен морально мощью государства, <br>Сюжет основной части поэмы выстраивается вокpyг <br>судьбы Евгения и eгo невесты Параши, чьи надежды на <br>простое семейное счастье рушатся в результате стихий- <br>Hoгo бедствия. Конфликт поэмы достигает апогея в сцене <br>столкновения безумного Евгения, лишившегося caмoгo <br>дорогого в eгo жизни, с памятником создателю Петер- <br>бурга - Медным всадником. Именно eгo, «строителя чу- <br>дотворного-, как он со злобной иронией величает «куми- <br>ра на бронзовом коне », Евгений считает виновником <br>cBoeгo несчастья. <br>Бунт героя. Евгений - выходец из обедневшего дво- <br>рянского рода, чьи предки, возможно, упоминались в ис- <br>тории Карамзина. Однако о них уже забыли, ничего не <br>знает о них сам Евгений и не тужит « ни опочиющей POk <br>не, ни о забытой старине». Поэтому Пушкин предпочита- <br>ет даже не упоминать eгo фамилии «<прозванья нам eгo <br>не нужно»). Вспомним, что поэт воспевал «любовь к <br>отеческим гробам, любовь к родному пепелищу», - зна- <br>чит, какая-то доля осуждения внезнании cBoeгo рода EB- <br>гением звучит в представлении героя поэмы читателю. <br>Важно, что через такую небольшую, казалось, деталь мы <br>осознаем г лубину расхождения интересов власти и OT- <br>дельной личности простого обывателя, занятого собствен- <br>ной нелегкой судьбой, заботами, далекими от государст- <br>венных. fерой поэмы молод, здоров, только что начинает ><: <br>служить, мечтает о семье с возлюбленной им Парашей, - <br>о достатке в доме, о долгой и спокойной жизни. :i5 <br>Конфликт Евгения и Медного всадника, в котором - <br>воплощены черты основателя Петербурга, называют - <br>бунтом. Чем же он вызван? Вероятно, виной «Toгo, чьей ci <br><br>волей роковой / Под морем город основался...» перед <br>«безумцем бедным». - <br>Пушкин показывает, как нарастает в гepoe «сила чер- - <br>ная-,злоба. - <br>- <br>Вскипела кровь. Он мрачен стал Е: <br>Пред горделивым истуканом... - <br><br>созданного Петром. Вслед за потрясением, испытанным <br>в ту ночь, когда Медный всадник преследовал бедного <br>Евгения, наступает духовное смирение. Признание ли <br>это правоты государя или CBoeгo ничтожества перед <br>ним? Может быть, и то и другое. <br>(сс Вожией стихией царям не совладеть,), Власть по- <br>давляет личность отдельного человека, eгo интересы, но <br>не в состоянии противостоять стихии и защититься от нее. <br>Природная стихия - страшна и способна мстить за <br>свое поражение не только победителю, но и eгo потом- <br>кам. Жертвой взбунтовавшейся Невы стали горожане, <br>особенно бедные жители островов. <br>Философская позиция Пушкина выражена в cpaBHe- <br>нии мощи государственной воли и силы стихии. Река Ha- <br>поминает разъяренного зверя, стремящегося разрушить <br>возведенные человеком преграды. государство оказалось <br>не в состоянии защитить и город, и eгo жителей от разру- <br>шительных последствий. Печально звучат слова правяще- <br>гo императора: (сс Божией стихией царям не совладеть». <br>Немаловажно для понимания идейного смысла по- <br>эмы сопоставить начало вступления и конец второй час- <br>ти, чтобы найти своеобразное обрамление. (сНа берегу <br>пустынных волн.) Петр мечтал о могущественной держа - <br>ве и возведении великого города. И (с град Петров» встал <br>(снеколебимо». Но взбунтовавшаяся стихия вернула <br>часть города - (с остров малый» - В первоначальное co- <br>стояние. Именно на этом пустынном острове у порога <br>разрушенного домика умирает безумный Евгений, Koг- <br>дa-TO надеявшийся на долгую жизнь с любимой женой. <br>На такой печальной ноте завершается поэма. <br>
| + | '''Медный всадник ''' |
| + | |
| + | <br>'''Петербургская повесть.''' Поэма «Медный всадник» была написана в октябре 1833 года в Болдино, но сразу не могла быть опубликована по причинам цензурного xaрактера. Напечатана была только лишь через год после смерти поэта В. А. Жуковским с некоторыми правками. В полном виде ее издал П. В. Анненков в 1857 году. |
| + | |
| + | В этом произведении, жанр котopoгo Пушкин определил как пеmербурzскую повесть, продолжается ocмысление личности Петра 1 как государя и человека, eгo роли в становлении и развитии России. |
| + | |
| + | Обращение к теме Петра 1, созданного им города, ставшего «окном В Европу», происходило на фоне острых дискуссий о путях развития страны. Противники <br>деятельности императора, eгo реформ считали, что, строя новый город, сыгравший решающую роль в ускорении европеизации России, усилении политической и военной ее мощи, Петр не посчитался с естественными, природными условиями местности, на которой Петербург был возведен. К таким природным условиям относили заболоченность, а также склонность Невы к нaводнениям. Петербургу противопоставляли первопрестольную Москву, которая создавалась не по воле и проекту одного человека, пусть даже и наделенного огромной властью, но по Божественному промыслу. Наводнение, случившееся в Петербурге в начале 1820-x годов и повлекшее большие человеческие жертвы, рассматривалось как месть природных стихийных сил за совершенное насилие. Такова была одна точка зрения. |
| + | |
| + | С другой стороны, друг Пушкина, великий польский поэт Адам Мицкевич, хотя и с иных позиций, но также отрицательно оценивает деятельность Петра 1, считая eгo завоевателем, интересы котopoгo чужды народу: <br><br>А кто столицу русскую воздвиг, <br>И славянин в воинственном напоре <br>Зачем в пределы чуждые проник, <br>где жил чухонец, где царило море?..<br>Не люди, нет, то царь среди болот - <br>Стал и сказал: «Тут строиться мы будем!»<br><br>и заложил империи оплот, - <br>Себе столицу, но не город людям. - <br><br>Иное отношение к царю Петру 1 и eгo творению выpaжает Пушкин в поэме «Медный всадник», понимая, что укрепление государства привело к обострению противоречий между властью, государством и отдельной личностью. |
| + | |
| + | '''Композиция поэмы'''. В поэме поднимается целый ряд философских, социальных и нравственных проблем. Их решению подчинена четкая композиция. В двух основных частях раскрывается основной конфликт поэмы: ecтественной стихии, государственной мощи и интересов отдельной личности. Картины петербургского бедствия переданы динамично, зримо. |
| + | |
| + | Во вступлении к поэме Пушкин подчеркивает высоту замыслов императора - превратить Россию в сильную и непобедимую морскую державу, построить истинно eвропейский город. Он называет думы самодержца великими. Петр искренно убежден, что «природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при Mope...-. Поэт с большой любовью описывает уже возведенный Петербург: архитектурные достоинства, чудные пейзажи. Поэта восхищает «Невы державное теченье», важное, значительное, вписавшееся в общую картину государственной столицы. Обусловленные гeoграфическим расположением Петербурга белые ночи становятся органической частью городского пейзажа («И, не пуская тьму ночную / На золотые небеса, / Одна <br>заря сменить другую / Спешит, дав ночи полчаса»). |
| + | |
| + | Однако гармония в изображенной картине Петербургa достаточно призрачна. Стихия оказалась побежденной, а значит, осталась враждебной к своему покорителю. Поэтому в конце вступления перед переходом к печальному рассказу о наводнении поэт заклинает: |
| + | |
| + | <br>Вражду и плен старинный свой <br>Пусть волны финские забудут <br>И тщетной злобою не будут <br>Тревожить вечный сон Петра! |
| + | |
| + | <br>Заметим, что во вступительной части намечается конфликт не только между человеческими и стихийными силами, но и между властью и обычными людьми. Обдумывая свои «великие- планы, Петр стоит «на берегу пустынных волн » И не замечает ни « бедный челн -, ни черных изб, «приют убогого чухонца-. Он «вдаль глядел». Угроза, прозвучавшая из уст Евгения, - «Ужо тeбе!.. » - наивысшая точка безумной вспышки. Затем нaчинается картина преследования Медным всадником героя. Бунт завершен. Евгений не только физически уничтожен, но и сломлен морально мощью государства. |
| + | |
| + | Сюжет основной части поэмы выстраивается вокpyг судьбы Евгения и eгo невесты Параши, чьи надежды на простое семейное счастье рушатся в результате стихийHoгo бедствия. Конфликт поэмы достигает апогея в сцене столкновения безумного Евгения, лишившегося caмoгo дорогого в eгo жизни, с памятником создателю Петербурга - Медным всадником. Именно eгo, «строителя чудотворного», как он со злобной иронией величает «кумира на бронзовом коне», Евгений считает виновником cBoeгo несчастья. |
| + | |
| + | '''Бунт героя. '''Евгений - выходец из обедневшего дворянского рода, чьи предки, возможно, упоминались в истории Карамзина. Однако о них уже забыли, ничего не знает о них сам Евгений и не тужит «ни опочиющей родне, ни о забытой старине». Поэтому Пушкин предпочитает даже не упоминать eгo фамилии («прозванья нам eгo не нужно»). Вспомним, что поэт воспевал «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу», - значит, какая-то доля осуждения внезнании cвoeгo рода Eвгением звучит в представлении героя поэмы читателю. Важно, что через такую небольшую, казалось, деталь мы осознаем г лубину расхождения интересов власти и отдельной личности простого обывателя, занятого собственной нелегкой судьбой, заботами, далекими от государственных. Герой поэмы молод, здоров, только что начинает служить, мечтает о семье с возлюбленной им Парашей, о достатке в доме, о долгой и спокойной жизни. |
| + | |
| + | Конфликт Евгения и Медного всадника, в котором воплощены черты основателя Петербурга, называют бунтом. Чем же он вызван? Вероятно, виной «Toгo, чьей ci волей роковой / Под морем город основался...» перед «безумцем бедным». |
| + | |
| + | Пушкин показывает, как нарастает в гepoe «сила черная,злоба.<br><br>Вскипела кровь. Он мрачен стал : <br>Пред горделивым истуканом... <br> |
| + | |
| + | Угроза, прозвучавшая из уст Евrения, � «Ужо тeбе!.. » � наивысшая точка безумной вспышки. Затем нa� чинается картина преследования Медным всадником <br>rероя. Бунт завершен. Евrений не только физически уничтожен, но и сломлен морально мощью государства, созданного Петром. Вслед за потрясением, испытанным в ту ночь, когда Медный всадник преследовал бедного Евгения, наступает духовное смирение. Признание ли это правоты государя или свoeгo ничтожества перед ним? Может быть, и то и другое. |
| + | |
| + | '''«С Божией стихией царям не совладеть»'''. Власть подавляет личность отдельного человека, eгo интересы, но не в состоянии противостоять стихии и защититься от нее. |
| + | |
| + | Природная стихия - страшна и способна мстить за свое поражение не только победителю, но и eгo потомкам. Жертвой взбунтовавшейся Невы стали горожане, особенно бедные жители островов. |
| + | |
| + | Философская позиция Пушкина выражена в cpaвнeнии мощи государственной воли и силы стихии. Река нaпоминает разъяренного зверя, стремящегося разрушить возведенные человеком преграды. государство оказалось не в состоянии защитить и город, и eгo жителей от разрушительных последствий. Печально звучат слова правящегo императора:«С Божией стихией царям не совладеть». |
| + | |
| + | Немаловажно для понимания идейного смысла поэмы сопоставить начало вступления и конец второй части, чтобы найти своеобразное обрамление. «На берегу пустынных волн.» Петр мечтал о могущественной державе и возведении великого города. И « Град Петров» встал «неколебимо». Но взбунтовавшаяся стихия вернула часть города - « остров малый» В первоначальное coстояние. Именно на этом пустынном острове у порога разрушенного домика умирает безумный Евгений, кoгдa-то надеявшийся на долгую жизнь с любимой женой. |
| + | |
| + | На такой печальной ноте завершается поэма. <br> |
| + | |
| + | |
| | | |
| <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
Версия 07:24, 17 августа 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. С. Пушкин. А. С. Пушкин. Медный всадник
Медный всадник
Петербургская повесть. Поэма «Медный всадник» была написана в октябре 1833 года в Болдино, но сразу не могла быть опубликована по причинам цензурного xaрактера. Напечатана была только лишь через год после смерти поэта В. А. Жуковским с некоторыми правками. В полном виде ее издал П. В. Анненков в 1857 году.
В этом произведении, жанр котopoгo Пушкин определил как пеmербурzскую повесть, продолжается ocмысление личности Петра 1 как государя и человека, eгo роли в становлении и развитии России.
Обращение к теме Петра 1, созданного им города, ставшего «окном В Европу», происходило на фоне острых дискуссий о путях развития страны. Противники деятельности императора, eгo реформ считали, что, строя новый город, сыгравший решающую роль в ускорении европеизации России, усилении политической и военной ее мощи, Петр не посчитался с естественными, природными условиями местности, на которой Петербург был возведен. К таким природным условиям относили заболоченность, а также склонность Невы к нaводнениям. Петербургу противопоставляли первопрестольную Москву, которая создавалась не по воле и проекту одного человека, пусть даже и наделенного огромной властью, но по Божественному промыслу. Наводнение, случившееся в Петербурге в начале 1820-x годов и повлекшее большие человеческие жертвы, рассматривалось как месть природных стихийных сил за совершенное насилие. Такова была одна точка зрения.
С другой стороны, друг Пушкина, великий польский поэт Адам Мицкевич, хотя и с иных позиций, но также отрицательно оценивает деятельность Петра 1, считая eгo завоевателем, интересы котopoгo чужды народу:
А кто столицу русскую воздвиг, И славянин в воинственном напоре Зачем в пределы чуждые проник, где жил чухонец, где царило море?.. Не люди, нет, то царь среди болот - Стал и сказал: «Тут строиться мы будем!»
и заложил империи оплот, - Себе столицу, но не город людям. -
Иное отношение к царю Петру 1 и eгo творению выpaжает Пушкин в поэме «Медный всадник», понимая, что укрепление государства привело к обострению противоречий между властью, государством и отдельной личностью.
Композиция поэмы. В поэме поднимается целый ряд философских, социальных и нравственных проблем. Их решению подчинена четкая композиция. В двух основных частях раскрывается основной конфликт поэмы: ecтественной стихии, государственной мощи и интересов отдельной личности. Картины петербургского бедствия переданы динамично, зримо.
Во вступлении к поэме Пушкин подчеркивает высоту замыслов императора - превратить Россию в сильную и непобедимую морскую державу, построить истинно eвропейский город. Он называет думы самодержца великими. Петр искренно убежден, что «природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при Mope...-. Поэт с большой любовью описывает уже возведенный Петербург: архитектурные достоинства, чудные пейзажи. Поэта восхищает «Невы державное теченье», важное, значительное, вписавшееся в общую картину государственной столицы. Обусловленные гeoграфическим расположением Петербурга белые ночи становятся органической частью городского пейзажа («И, не пуская тьму ночную / На золотые небеса, / Одна заря сменить другую / Спешит, дав ночи полчаса»).
Однако гармония в изображенной картине Петербургa достаточно призрачна. Стихия оказалась побежденной, а значит, осталась враждебной к своему покорителю. Поэтому в конце вступления перед переходом к печальному рассказу о наводнении поэт заклинает:
Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!
Заметим, что во вступительной части намечается конфликт не только между человеческими и стихийными силами, но и между властью и обычными людьми. Обдумывая свои «великие- планы, Петр стоит «на берегу пустынных волн » И не замечает ни « бедный челн -, ни черных изб, «приют убогого чухонца-. Он «вдаль глядел». Угроза, прозвучавшая из уст Евгения, - «Ужо тeбе!.. » - наивысшая точка безумной вспышки. Затем нaчинается картина преследования Медным всадником героя. Бунт завершен. Евгений не только физически уничтожен, но и сломлен морально мощью государства.
Сюжет основной части поэмы выстраивается вокpyг судьбы Евгения и eгo невесты Параши, чьи надежды на простое семейное счастье рушатся в результате стихийHoгo бедствия. Конфликт поэмы достигает апогея в сцене столкновения безумного Евгения, лишившегося caмoгo дорогого в eгo жизни, с памятником создателю Петербурга - Медным всадником. Именно eгo, «строителя чудотворного», как он со злобной иронией величает «кумира на бронзовом коне», Евгений считает виновником cBoeгo несчастья.
Бунт героя. Евгений - выходец из обедневшего дворянского рода, чьи предки, возможно, упоминались в истории Карамзина. Однако о них уже забыли, ничего не знает о них сам Евгений и не тужит «ни опочиющей родне, ни о забытой старине». Поэтому Пушкин предпочитает даже не упоминать eгo фамилии («прозванья нам eгo не нужно»). Вспомним, что поэт воспевал «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу», - значит, какая-то доля осуждения внезнании cвoeгo рода Eвгением звучит в представлении героя поэмы читателю. Важно, что через такую небольшую, казалось, деталь мы осознаем г лубину расхождения интересов власти и отдельной личности простого обывателя, занятого собственной нелегкой судьбой, заботами, далекими от государственных. Герой поэмы молод, здоров, только что начинает служить, мечтает о семье с возлюбленной им Парашей, о достатке в доме, о долгой и спокойной жизни.
Конфликт Евгения и Медного всадника, в котором воплощены черты основателя Петербурга, называют бунтом. Чем же он вызван? Вероятно, виной «Toгo, чьей ci волей роковой / Под морем город основался...» перед «безумцем бедным».
Пушкин показывает, как нарастает в гepoe «сила черная,злоба.
Вскипела кровь. Он мрачен стал : Пред горделивым истуканом...
Угроза, прозвучавшая из уст Евrения, � «Ужо тeбе!.. » � наивысшая точка безумной вспышки. Затем нa� чинается картина преследования Медным всадником rероя. Бунт завершен. Евrений не только физически уничтожен, но и сломлен морально мощью государства, созданного Петром. Вслед за потрясением, испытанным в ту ночь, когда Медный всадник преследовал бедного Евгения, наступает духовное смирение. Признание ли это правоты государя или свoeгo ничтожества перед ним? Может быть, и то и другое.
«С Божией стихией царям не совладеть». Власть подавляет личность отдельного человека, eгo интересы, но не в состоянии противостоять стихии и защититься от нее.
Природная стихия - страшна и способна мстить за свое поражение не только победителю, но и eгo потомкам. Жертвой взбунтовавшейся Невы стали горожане, особенно бедные жители островов.
Философская позиция Пушкина выражена в cpaвнeнии мощи государственной воли и силы стихии. Река нaпоминает разъяренного зверя, стремящегося разрушить возведенные человеком преграды. государство оказалось не в состоянии защитить и город, и eгo жителей от разрушительных последствий. Печально звучат слова правящегo императора:«С Божией стихией царям не совладеть».
Немаловажно для понимания идейного смысла поэмы сопоставить начало вступления и конец второй части, чтобы найти своеобразное обрамление. «На берегу пустынных волн.» Петр мечтал о могущественной державе и возведении великого города. И « Град Петров» встал «неколебимо». Но взбунтовавшаяся стихия вернула часть города - « остров малый» В первоначальное coстояние. Именно на этом пустынном острове у порога разрушенного домика умирает безумный Евгений, кoгдa-то надеявшийся на долгую жизнь с любимой женой.
На такой печальной ноте завершается поэма.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Книги, учебники литературе скачать, конспект на помощь учителю и ученикам, учиться онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|