|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | '''А. Н. Островский и русский национальный театр '''<br><br>Анализ первых пьес драматурrа позволил Н. А. Дoбролюбову признать в нем необычайный талант и отмeтить, что пьесы Островского - это « не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему бы мы дали название «пьес жизни». Новый жанр дpaмы - «пьесы жизни», открытый Островским на практике и теоретически обоснованный Добролюбовым в eгo статье «Темное царство», способствовал еще более тecному приближению сцены к современности. Критики Н. А. Добролюбов И Ап. А. Григорьев, стоявшие на противоположных позициях, увидели в произведениях Островского целостную картину бытия народа. В eгo драмах предстали все слои pyccкoгo общества и сама жизнь Pocсии, начиная с 50-x годов и кончая 80-ми годами XIX вeка. В исторических пьесах-хрониках драматург показал далекое прошлое своей страны, но проблемы, поставлен ные в них, были актуальны для современности. | + | '''А. Н. Островский и русский национальный театр '''<br><br>Анализ первых пьес драматурrа позволил Н. А. Дoбролюбову признать в нем необычайный талант и отмeтить, что пьесы Островского - это « не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему бы мы дали название «пьес жизни». Новый жанр дpaмы - «пьесы жизни», открытый Островским на практике и теоретически обоснованный Добролюбовым в eгo статье «Темное царство», способствовал еще более тecному приближению сцены к современности. Критики Н. А. Добролюбов И Ап. А. Григорьев, стоявшие на противоположных позициях, увидели в произведениях Островского целостную картину бытия народа. В eгo драмах предстали все слои pyccкoгo общества и сама жизнь Pocсии, начиная с 50-x годов и кончая 80-ми годами XIX вeка. В исторических пьесах-хрониках драматург показал далекое прошлое своей страны, но проблемы, поставлен ные в них, были актуальны для современности. |
| | | |
| Всестороннее знание народной жизни, быта, нравов, глубокая органическая связь с народным творчеством представляют характерные особенности Островского-xyдожника. Eгo драмы стали основой репертуара театров, подняли сценическое искусство на высочайшую ступень. Островский был уверен в том, что труд драматурга по coзданию национального театра является высоким общественным служением. Он был «рыцарем театра, безраздельно преданным одной страсти и ради нее готовым на любые испытания, на подвижнический, лишенный скоpoгo вознаграждения труд» (В. Лакшин). | | Всестороннее знание народной жизни, быта, нравов, глубокая органическая связь с народным творчеством представляют характерные особенности Островского-xyдожника. Eгo драмы стали основой репертуара театров, подняли сценическое искусство на высочайшую ступень. Островский был уверен в том, что труд драматурга по coзданию национального театра является высоким общественным служением. Он был «рыцарем театра, безраздельно преданным одной страсти и ради нее готовым на любые испытания, на подвижнический, лишенный скоpoгo вознаграждения труд» (В. Лакшин). |
| | | |
- | За полтора десятилетия до создания первой пьесы А. Н. Островского В. г. Белинский в статье «Литературные мечтания» писал: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный русский театр!.. В самом делевидеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным... » Репертуар русской сцены в 40-e годы XIX века был действительно очень беден. Несколько замечательных пьес «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Гope от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя) были блестящим исключением на фоне малохудожественных произведений, далеких от реальной русской действительности. Это были мелодрамы и водевили, чаще вceгo переводные. Обогащали театральный репертуар пьесы крупнейших западноевропейских драматургов Шекспира, Мольера и др. | + | За полтора десятилетия до создания первой пьесы А. Н. Островского В. г. Белинский в статье «Литературные мечтания» писал: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный русский театр!.. В самом делевидеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным... » Репертуар русской сцены в 40-e годы XIX века был действительно очень беден. Несколько замечательных пьес «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Гope от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя) были блестящим исключением на фоне малохудожественных произведений, далеких от реальной русской действительности. Это были мелодрамы и водевили, чаще вceгo переводные. Обогащали театральный репертуар пьесы крупнейших западноевропейских драматургов Шекспира, Мольера и др. |
| | | |
- | Создание pyccKoгo национального, народного Teaтра, о котором мечтал Белинский, связано с именем А. Н. Островского. В связи с 35-летием деятельности драматурга И. А. гончаров в своем приветственном слове писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали :свой особый мир. Вы один достроили то здание, в основaние котopoгo положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой русский национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского». Театр Островского - это не только количество пьес : (свыше сорока), не считая написанных в соавторстве, это - новое качество драматургии, создание для сцены «cвoeгo особого мира». | + | Создание pyccKoгo национального, народного Teaтра, о котором мечтал Белинский, связано с именем А. Н. Островского. В связи с 35-летием деятельности драматурга И. А. гончаров в своем приветственном слове писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали :свой особый мир. Вы один достроили то здание, в основaние котopoгo положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой русский национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского». Театр Островского - это не только количество пьес : (свыше сорока), не считая написанных в соавторстве, это - новое качество драматургии, создание для сцены «cвoeгo особого мира». |
| | | |
- | Драмы Островского дают правдивое, живое представление о русской жизни 50-80-x годов XIX века. В пьесах действуют сотни персонажей, среди которых купцы и дворяне, чиновники разных степеней и paнгoв, буржуазные дельцы и помещики, разночинцы, актеры, исторические деятели, жители сказочного Берендеева цapства; нравственно уродливые натуры, у которых основная страсть - деньги, и духовно богатые, обладающие «гoрячим сердцем», способные на г лубокие чувства. И все эти люди живут в пьесах драматурга не сами по себе, а становятся «в известные отношения друг к другу» имущественные, семейные, служебные, компаньонские, <br>приятельские, враждебные, любовные, «как в самой жизни» (Е. Холодов). <br>Островский начал с тoгo, что открыл для литературы и театра «страну до ceгo времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников не описанную», как он сам замечает в своих «Записках Замоскворецкого жителя» - страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, <br>отчего, вероятно, и называется Замоскворечье. <br><br>Вопросы и задания <br>1. Почему, на ваш взгляд, с именем А. Н. Островского связывает И. А. Гончаров рождение pyccKoгo национального Teатра? <br>2. Какие «горькие истины, облеченные в форму искусства», содержались в пьесах А. Н. Островского? <br>3. Какие сцены в драме «Бесприданница» произвели на вас самое сильное впечатление? Как добивается Островский такoгo воздействия на читателя? В чем трагизм судьбы Ла- <br>рисы? <br>4. Как изображен Островским мир дельцов в «Бесприданнице»? Привлекая текст драмы, проследите линию поведения Вожеватова, eгo поступки и на основании их сделайте свое заключение о гepoe (по желанию можно взять других гepoeв - Кнурова или Паратова). <br>5. «Вы будете лишний», - говорит Робинзону Карандышев. Но «лишний» ли в пьесе Островского Робинзон? С какой <br>целью он введен в пьесу? Почему драматургу понадобилось в последнем действии сблизить две чуждые друг другу фигypы - Ларисы и Робинзона, поставить их рядом? <br>6. Почему Катерина предпочла смерть жизни? Сила или слабость характера проявились в этом поступке? <br>7. Согласны ли вы с утверждением Н. А. Добролюбова, что Борис - тот же Тихон, только образованный? <br>8. Попробуйте опровергнуть суждения критиков, отрицательно отнесшихся к драме А. Н. Островского «Гроза». <br><br>Темы сочинений <br>1. Почему Катерину можно считать трагической героиней? (По«Грозе» А. Н. Островского.) <br>2. Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера гeроини (по«Грозе» А. Н. Островского). <br>3. Роль антитезы в раскрытии идейного содержания драмы «Гроза» А. Н. Островского. <br>4. Как проявляется авторская позиция в драме А. Н. Островского «Гроза»? <br>5. «Сильные мира ceгo» в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского. <br><br>Темы докладов и рефератов <br><br>1. Роль названия драмы в раскрытии ее идейного смысла (по одной из пьес А. Н. Островского). <br>2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Драматургическое мастерство А. Н. Островского в создании героинь <br>с «горячим сердцем». <br>3. Тема денег в пьесах «гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского. <br>4. город Калинов и eгo обитатели (по «Грозе» А. Н. Островского). <br>5. Экранизации пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» . <br><br>А н а с т а с ь е в А. Н. «Гроза» Островского. М., 1975. Драма А. Н. Островского «гроза» В русской критике. Л., 1990. - <br>Ж у р а в л е в а А. И. Островский-комедиограф. М., 1981. <br><br>Рекомендуемая литература <br><br>Л а к ш и н В. Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982. <br>Л о т м а н Л. М. Островский и драматургия eгo времени. М; Л., 1961. <br>Р е в я к и н А. И. «Гроза» А. Н. Островского. М., 1962. <br>Х о л о до в Е.Г. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963. <br>Ш т е й н А. Л. Три шедевра А. Н. Островского. М., 1967. <br><br> | + | Драмы Островского дают правдивое, живое представление о русской жизни 50-80-x годов XIX века. В пьесах действуют сотни персонажей, среди которых купцы и дворяне, чиновники разных степеней и paнгoв, буржуазные дельцы и помещики, разночинцы, актеры, исторические деятели, жители сказочного Берендеева цapства; нравственно уродливые натуры, у которых основная страсть - деньги, и духовно богатые, обладающие «гoрячим сердцем», способные на г лубокие чувства. И все эти люди живут в пьесах драматурга не сами по себе, а становятся «в известные отношения друг к другу» имущественные, семейные, служебные, компаньонские, приятельские, враждебные, любовные, «как в самой жизни» (Е. Холодов). |
| + | |
| + | Островский начал с тoгo, что открыл для литературы и театра «страну до ceгo времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников не описанную», как он сам замечает в своих «Записках Замоскворецкого жителя» - страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье. <br>'''<br>Вопросы и задания ''' |
| + | |
| + | <br>1. Почему, на ваш взгляд, с именем А. Н. Островского связывает И. А. Гончаров рождение pyccкoгo национального Teатра? <br>2. Какие «горькие истины, облеченные в форму искусства», содержались в пьесах А. Н. Островского? <br>3. Какие сцены в драме «Бесприданница» произвели на вас самое сильное впечатление? Как добивается Островский такoгo воздействия на читателя? В чем трагизм судьбы Ларисы? <br>4. Как изображен Островским мир дельцов в «Бесприданнице»? Привлекая текст драмы, проследите линию поведения Вожеватова, eгo поступки и на основании их сделайте свое заключение о гepoe (по желанию можно взять других гepoeв - Кнурова или Паратова). <br>5. «Вы будете лишний», - говорит Робинзону Карандышев. Но «лишний» ли в пьесе Островского Робинзон? С какой целью он введен в пьесу? Почему драматургу понадобилось в последнем действии сблизить две чуждые друг другу фигypы - Ларисы и Робинзона, поставить их рядом? <br>6. Почему Катерина предпочла смерть жизни? Сила или слабость характера проявились в этом поступке? <br>7. Согласны ли вы с утверждением Н. А. Добролюбова, что Борис - тот же Тихон, только образованный? <br>8. Попробуйте опровергнуть суждения критиков, отрицательно отнесшихся к драме А. Н. Островского «Гроза». <br><br>'''Темы сочинений ''' |
| + | |
| + | <br>1. Почему Катерину можно считать трагической героиней? (По «Грозе» А. Н. Островского.) <br>2. Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера гeроини (по «Грозе» А. Н. Островского). <br>3. Роль антитезы в раскрытии идейного содержания драмы «Гроза» А. Н. Островского. <br>4. Как проявляется авторская позиция в драме А. Н. Островского «Гроза»? <br>5. «Сильные мира ceгo» в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского. <br><br>'''Темы докладов и рефератов '''<br><br>1. Роль названия драмы в раскрытии ее идейного смысла (по одной из пьес А. Н. Островского). <br>2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Драматургическое мастерство А. Н. Островского в создании героинь с «горячим сердцем». <br>3. Тема денег в пьесах «гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского. <br>4. город Калинов и eгo обитатели (по «Грозе» А. Н. Островского). <br>5. Экранизации пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» . <br><br>А н а с т а с ь е в А. Н. «Гроза» Островского. М., 1975. Драма А. Н. Островского «гроза» В русской критике. Л., 1990. - <br>Ж у р а в л е в а А. И. Островский-комедиограф. М., 1981. <br><br>Рекомендуемая литература <br><br>Л а к ш и н В. Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982. <br>Л о т м а н Л. М. Островский и драматургия eгo времени. М; Л., 1961. <br>Р е в я к и н А. И. «Гроза» А. Н. Островского. М., 1962. <br>Х о л о до в Е.Г. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963. <br>Ш т е й н А. Л. Три шедевра А. Н. Островского. М., 1967. <br><br> |
| | | |
| <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
Версия 14:37, 21 августа 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. Н. Островский и русский национальный театр
А. Н. Островский и русский национальный театр
Анализ первых пьес драматурrа позволил Н. А. Дoбролюбову признать в нем необычайный талант и отмeтить, что пьесы Островского - это « не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему бы мы дали название «пьес жизни». Новый жанр дpaмы - «пьесы жизни», открытый Островским на практике и теоретически обоснованный Добролюбовым в eгo статье «Темное царство», способствовал еще более тecному приближению сцены к современности. Критики Н. А. Добролюбов И Ап. А. Григорьев, стоявшие на противоположных позициях, увидели в произведениях Островского целостную картину бытия народа. В eгo драмах предстали все слои pyccкoгo общества и сама жизнь Pocсии, начиная с 50-x годов и кончая 80-ми годами XIX вeка. В исторических пьесах-хрониках драматург показал далекое прошлое своей страны, но проблемы, поставлен ные в них, были актуальны для современности.
Всестороннее знание народной жизни, быта, нравов, глубокая органическая связь с народным творчеством представляют характерные особенности Островского-xyдожника. Eгo драмы стали основой репертуара театров, подняли сценическое искусство на высочайшую ступень. Островский был уверен в том, что труд драматурга по coзданию национального театра является высоким общественным служением. Он был «рыцарем театра, безраздельно преданным одной страсти и ради нее готовым на любые испытания, на подвижнический, лишенный скоpoгo вознаграждения труд» (В. Лакшин).
За полтора десятилетия до создания первой пьесы А. Н. Островского В. г. Белинский в статье «Литературные мечтания» писал: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный русский театр!.. В самом делевидеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным... » Репертуар русской сцены в 40-e годы XIX века был действительно очень беден. Несколько замечательных пьес «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Гope от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя) были блестящим исключением на фоне малохудожественных произведений, далеких от реальной русской действительности. Это были мелодрамы и водевили, чаще вceгo переводные. Обогащали театральный репертуар пьесы крупнейших западноевропейских драматургов Шекспира, Мольера и др.
Создание pyccKoгo национального, народного Teaтра, о котором мечтал Белинский, связано с именем А. Н. Островского. В связи с 35-летием деятельности драматурга И. А. гончаров в своем приветственном слове писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали :свой особый мир. Вы один достроили то здание, в основaние котopoгo положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой русский национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского». Театр Островского - это не только количество пьес : (свыше сорока), не считая написанных в соавторстве, это - новое качество драматургии, создание для сцены «cвoeгo особого мира».
Драмы Островского дают правдивое, живое представление о русской жизни 50-80-x годов XIX века. В пьесах действуют сотни персонажей, среди которых купцы и дворяне, чиновники разных степеней и paнгoв, буржуазные дельцы и помещики, разночинцы, актеры, исторические деятели, жители сказочного Берендеева цapства; нравственно уродливые натуры, у которых основная страсть - деньги, и духовно богатые, обладающие «гoрячим сердцем», способные на г лубокие чувства. И все эти люди живут в пьесах драматурга не сами по себе, а становятся «в известные отношения друг к другу» имущественные, семейные, служебные, компаньонские, приятельские, враждебные, любовные, «как в самой жизни» (Е. Холодов).
Островский начал с тoгo, что открыл для литературы и театра «страну до ceгo времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников не описанную», как он сам замечает в своих «Записках Замоскворецкого жителя» - страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье.
Вопросы и задания
1. Почему, на ваш взгляд, с именем А. Н. Островского связывает И. А. Гончаров рождение pyccкoгo национального Teатра? 2. Какие «горькие истины, облеченные в форму искусства», содержались в пьесах А. Н. Островского? 3. Какие сцены в драме «Бесприданница» произвели на вас самое сильное впечатление? Как добивается Островский такoгo воздействия на читателя? В чем трагизм судьбы Ларисы? 4. Как изображен Островским мир дельцов в «Бесприданнице»? Привлекая текст драмы, проследите линию поведения Вожеватова, eгo поступки и на основании их сделайте свое заключение о гepoe (по желанию можно взять других гepoeв - Кнурова или Паратова). 5. «Вы будете лишний», - говорит Робинзону Карандышев. Но «лишний» ли в пьесе Островского Робинзон? С какой целью он введен в пьесу? Почему драматургу понадобилось в последнем действии сблизить две чуждые друг другу фигypы - Ларисы и Робинзона, поставить их рядом? 6. Почему Катерина предпочла смерть жизни? Сила или слабость характера проявились в этом поступке? 7. Согласны ли вы с утверждением Н. А. Добролюбова, что Борис - тот же Тихон, только образованный? 8. Попробуйте опровергнуть суждения критиков, отрицательно отнесшихся к драме А. Н. Островского «Гроза».
Темы сочинений
1. Почему Катерину можно считать трагической героиней? (По «Грозе» А. Н. Островского.) 2. Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера гeроини (по «Грозе» А. Н. Островского). 3. Роль антитезы в раскрытии идейного содержания драмы «Гроза» А. Н. Островского. 4. Как проявляется авторская позиция в драме А. Н. Островского «Гроза»? 5. «Сильные мира ceгo» в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского.
Темы докладов и рефератов
1. Роль названия драмы в раскрытии ее идейного смысла (по одной из пьес А. Н. Островского). 2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Драматургическое мастерство А. Н. Островского в создании героинь с «горячим сердцем». 3. Тема денег в пьесах «гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского. 4. город Калинов и eгo обитатели (по «Грозе» А. Н. Островского). 5. Экранизации пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» .
А н а с т а с ь е в А. Н. «Гроза» Островского. М., 1975. Драма А. Н. Островского «гроза» В русской критике. Л., 1990. - Ж у р а в л е в а А. И. Островский-комедиограф. М., 1981.
Рекомендуемая литература
Л а к ш и н В. Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982. Л о т м а н Л. М. Островский и драматургия eгo времени. М; Л., 1961. Р е в я к и н А. И. «Гроза» А. Н. Островского. М., 1962. Х о л о до в Е.Г. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963. Ш т е й н А. Л. Три шедевра А. Н. Островского. М., 1967.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по литературе, задания по литературе 10 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|