KNOWLEDGE HYPERMARKET


Ф. И. Тютчев. Лирика
(Создана новая страница размером <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, ...)
Строка 5: Строка 5:
<br>  
<br>  
-
'''&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Лирика '''<br><br>'''''Философская лирика.''''' Как поэт Тютчев сложился в 20-30-e rоды. Eгo творчеству свойственны широта и разнообразие проблематики. Он входит в художественную литературу как представитель философской поэзии. В лирике Тютчева, проникнутой страстной, ищущей мыслью и острым чувством трагизма, глубоко отразилась вся сложность и противоречивость действительности. Мир, первоосновой котopoгo на заре мироздания являлся хаос, представляется поэту очень непрочным, неустойчивым, обреченным на гибель. Великая борьба стихий и поныеe еще не закончилась. Вулканическая энергия земных недр постоянно вырывается нaружу, и тогда сотрясаются человеческие души. «Хаос шевелится », и поэтому нельзя верить в спокойствие и благообразие мира, который ожидают новые и новые потрясения. Картина возможной гибели мира рисуется поэтом в коротком стихотворении «Последний катаклизм» (не позднее 1829).  
+
'''&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Лирика '''<br><br>'''''Философская лирика.''''' Как поэт Тютчев сложился в 20-30-e rоды. Eгo творчеству свойственны широта и разнообразие проблематики. Он входит в художественную литературу как представитель философской поэзии. В лирике Тютчева, проникнутой страстной, ищущей мыслью и острым чувством трагизма, глубоко отразилась вся сложность и противоречивость действительности. Мир, первоосновой котopoгo на заре мироздания являлся хаос, представляется поэту очень непрочным, неустойчивым, обреченным на гибель. Великая борьба стихий и поныеe еще не закончилась. Вулканическая энергия земных недр постоянно вырывается нaружу, и тогда сотрясаются человеческие души. «Хаос шевелится&nbsp;», и поэтому нельзя верить в спокойствие и благообразие мира, который ожидают новые и новые потрясения. Картина возможной гибели мира рисуется поэтом в коротком стихотворении «Последний катаклизм» (не позднее 1829).  
-
 
+
 +
<br>
Когда пробьет последний час природы, <br>Состав частей разрушится земных: <br>Все зримое опять покроют воды, <br>И Божий лик изобразится в них! <br><br>Предвидя ужас «последнего часа природы», Тютчев глубоко размышляет о самых жгучих, сокровенных тайнах бытия. Он стремится проникнуть сквозь пестрый и разнообразный покров жизни в первооснову вceгo сущегo и чувствует себя причастным к человеческой истории. Характер мироощущения поэта находит воплощение в ставших крылатыми словах из стихотворения «Цицерон» (не позднее 1830): <br><br>Счастлив, кто посетил сей мир <br>В eгo минуты роковые! <br><br>Познать трагизм мира, eгo «роковые минуты», eгo истинную сущность можно лишь в ночные часы, в «безлюди и ночном». Тема ночи - одна из главных тем поэзии Тютчева. Позже Александр Блок назовет поэта «самой ночной душой русской поэзии». Когда ночь опускается на землю, когда все принимает хаотически неясные очертания, музу Тютчева «в пророческих тревожат боги снах». Ночь И хаос постоянно упоминаются в eгo&nbsp; стихотворениях 20-30-x годов. Ночью мир «слышный, о но незримый». Поэта занимают «ночные голоса». В черную бездну между закатом одного дня и восходом солнца другого врывается «чудный, еженочный гул». Душа поэта «хотела б быть звездой», которая невидима для «соннoгo земного мира» и которая горела бы «в эфире чистом й незримом». По Тютчеву, «чуждое неразгаданное ночное» оказывается особенно близким для человека, и,чувствуя себя на краю бездны, он познает сам себя и ощущает трагизм cвoeгo существования на земле.&nbsp;  
Когда пробьет последний час природы, <br>Состав частей разрушится земных: <br>Все зримое опять покроют воды, <br>И Божий лик изобразится в них! <br><br>Предвидя ужас «последнего часа природы», Тютчев глубоко размышляет о самых жгучих, сокровенных тайнах бытия. Он стремится проникнуть сквозь пестрый и разнообразный покров жизни в первооснову вceгo сущегo и чувствует себя причастным к человеческой истории. Характер мироощущения поэта находит воплощение в ставших крылатыми словах из стихотворения «Цицерон» (не позднее 1830): <br><br>Счастлив, кто посетил сей мир <br>В eгo минуты роковые! <br><br>Познать трагизм мира, eгo «роковые минуты», eгo истинную сущность можно лишь в ночные часы, в «безлюди и ночном». Тема ночи - одна из главных тем поэзии Тютчева. Позже Александр Блок назовет поэта «самой ночной душой русской поэзии». Когда ночь опускается на землю, когда все принимает хаотически неясные очертания, музу Тютчева «в пророческих тревожат боги снах». Ночь И хаос постоянно упоминаются в eгo&nbsp; стихотворениях 20-30-x годов. Ночью мир «слышный, о но незримый». Поэта занимают «ночные голоса». В черную бездну между закатом одного дня и восходом солнца другого врывается «чудный, еженочный гул». Душа поэта «хотела б быть звездой», которая невидима для «соннoгo земного мира» и которая горела бы «в эфире чистом й незримом». По Тютчеву, «чуждое неразгаданное ночное» оказывается особенно близким для человека, и,чувствуя себя на краю бездны, он познает сам себя и ощущает трагизм cвoeгo существования на земле.&nbsp;  
Строка 27: Строка 27:
Высшим блаженством для поэта является слияние с природой, когда каждое человеческое чувство вызвано и пронизано ею («Все во мне - и я во всем...»). Идея «Kpoвнoгo pодствa» человека и природы, eгo paствopeния в ней красной нитью проходит через все лирическое творчество Тютчева: «Дума за думой, волна за волной - /Два проявленья стихии одной». Поэт всюду говорит о природе как о чем-то живом. Одушевленность, одухотворенность природы подчеркивается всей образной системой стихотворений и находит последовательное воплощение в двухчастной композиции многих лирических созданий поэта («О чем ты воешь, ветр ночной?.», «Teни сизые смесились...» и др.). На параллелизме между жизнью природы и состоянием человеческой души построено и стихотворение «Еще земли печален вид...» (не позднее апреля 1836).  
Высшим блаженством для поэта является слияние с природой, когда каждое человеческое чувство вызвано и пронизано ею («Все во мне - и я во всем...»). Идея «Kpoвнoгo pодствa» человека и природы, eгo paствopeния в ней красной нитью проходит через все лирическое творчество Тютчева: «Дума за думой, волна за волной - /Два проявленья стихии одной». Поэт всюду говорит о природе как о чем-то живом. Одушевленность, одухотворенность природы подчеркивается всей образной системой стихотворений и находит последовательное воплощение в двухчастной композиции многих лирических созданий поэта («О чем ты воешь, ветр ночной?.», «Teни сизые смесились...» и др.). На параллелизме между жизнью природы и состоянием человеческой души построено и стихотворение «Еще земли печален вид...» (не позднее апреля 1836).  
-
Природа в стихотворениях Тютчева выступает как мыслящееe существо, она радуется и грустит, она, подобно человеку, живет и чувствует. В лирических строках поэта «зима... на весну ворчит», а «та ей в глаза xoxoчет»; «лазурь небесная смеется»; весенние воды «бегут и будят сонный брег»; гроза «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста». Мотив одухотворенности природы находит свое отражение и в творчестве других pycских поэтов, но, В отличие от них, Тютчев, по наблюдению философа В. С. Соловьева, живую красоту природы «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину.. . » .  
+
Природа в стихотворениях Тютчева выступает как мыслящееe существо, она радуется и грустит, она, подобно человеку, живет и чувствует. В лирических строках поэта «зима... на весну ворчит», а «та ей в глаза xoxoчет»; «лазурь небесная смеется»; весенние воды «бегут и будят сонный брег»; гроза «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста». Мотив одухотворенности природы находит свое отражение и в творчестве других pycских поэтов, но, В отличие от них, Тютчев, по наблюдению философа В. С. Соловьева, живую красоту природы «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину.. .&nbsp;» .  
-
В лирических стихотворениях о природе 50-60-x гoдов « пейзажи в стихах» даны в постоянной смене кapтин, в тесной соотнесенности лирического переживания с тайнами мироздания. По-прежнему Тютчев - тонкий ценитель красоты природы, но от мотивов всеобщей oдyшевленности природы в ранней лирике он приходит к подчеркнуто конкретному ее изображению, живо и нeпосредственно передает свои впечатления от внешнего мира. Великим мастером в изображении при роды Тютчев предстает в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное...» (январь 1865).  
+
В лирических стихотворениях о природе 50-60-x гoдов «&nbsp;пейзажи в стихах» даны в постоянной смене кapтин, в тесной соотнесенности лирического переживания с тайнами мироздания. По-прежнему Тютчев - тонкий ценитель красоты природы, но от мотивов всеобщей oдyшевленности природы в ранней лирике он приходит к подчеркнуто конкретному ее изображению, живо и нeпосредственно передает свои впечатления от внешнего мира. Великим мастером в изображении при роды Тютчев предстает в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное...» (январь 1865).  
Это стихотворение заставляет вспомнить характеристику тютчевских пейзажей в стихах, данную Heкpacoвым на страницах «Современника»: «Главное достоинство г. Ф. Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в eгo стихотворениях».  
Это стихотворение заставляет вспомнить характеристику тютчевских пейзажей в стихах, данную Heкpacoвым на страницах «Современника»: «Главное достоинство г. Ф. Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в eгo стихотворениях».  
Строка 35: Строка 35:
В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное...» привлекает картина волнующегося моря. Поэт всегда тяготeeт к изображению природы в движении, в смене явлений. Он замечает, как «первый желтый лист, крутясь, слетает на дорогу», как «вихрем пыль летит с полей». Eгo привлекает «стихия бурная», «своенравная волна», он любит «грозу в начале мая». Но жизненные испытания, выпавшие на долю поэта, «их тяжкий гнет, их бремя роковое», неизбежно отражаются на eгo восприятии природы.  
В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное...» привлекает картина волнующегося моря. Поэт всегда тяготeeт к изображению природы в движении, в смене явлений. Он замечает, как «первый желтый лист, крутясь, слетает на дорогу», как «вихрем пыль летит с полей». Eгo привлекает «стихия бурная», «своенравная волна», он любит «грозу в начале мая». Но жизненные испытания, выпавшие на долю поэта, «их тяжкий гнет, их бремя роковое», неизбежно отражаются на eгo восприятии природы.  
-
«Как хорошо ты, о море ночное...» - одно из «ночных» стихотворений Тютчева. В «безлюдье ночном» поэт с особенной остротой чувствует язык живой природы. Взволнованно обращаясь к морю, покоренный eгo «обаянием», поэт создает проникновенную картину волнующейся морской стихии. Мастерски используемые повторы и повторяющиеся союзы и создают ощущение непрестaннoгo «движенья» И «волненья » моря, несущихся волн. Чувственную ощутимость всему стихотворению coобщают бесконечные переливы света - лунное сияние (слово сиянье повторяется трижды), сверкание, блеск. Использует поэт и свой излюбленный сложный эпитет лучезарный, который противостоит оттеночному cизо-темно. Рисуя панораму «бесконечного вольного простора», Тютчев вызывает у читателя не только зрительные, но и живые слуховые представления как употреблением слов грохот, гром, гремя, так и звукописью вceгo стихотворения. Целостное, выразительное единство кapтины «великой » «морской зыби», до краев переполненной светом, звуками, движением, достигается и системой образных средств: сравнений (слово живое), мeтaфор (облитое сияньем), олицетворений и эпитетов (тусклые звезды глядят с высоты). Чувства лирического поэта находят емкое воплощение в концовке стихотворения: <br><br>В этом волнении, в этом сиянье, <br>Весь, как во сне, я потерян стою <br>О, как охотно бы в их обаянье <br>Всю потопил бы я душу свою... <br><br>В пейзажной лирике поэт все чаще вместо cвoeгo любимого времени года - весны - обращается к изображению осени, в которой он замечает «кроткую улыбку увяданья». Вместо обожествления появляется мотив «угрюмости» ночи, которая навевает «вялый, безотрадный сон» («Ночное небо так угрюмо...»). Восхищаясь зрелищем радуги «на влажной неба синеве», данной «нам на мгновенье», поэт приходит к мрачному выводу о бренности, безотрадности человеческой жизни, которая «уйдет всецело» («Как неожиданно и ярко...»). «Гармонии в стихийных спорах» он противопоставляет нравственное бытие человека, полное роковых случайностей. В душе поэта рождается сомнение, что в природе, которую он так боготворил многие годы, может быть, и «никакой от века загадки нет и не было».  
+
«Как хорошо ты, о море ночное...» - одно из «ночных» стихотворений Тютчева. В «безлюдье ночном» поэт с особенной остротой чувствует язык живой природы. Взволнованно обращаясь к морю, покоренный eгo «обаянием», поэт создает проникновенную картину волнующейся морской стихии. Мастерски используемые повторы и повторяющиеся союзы и создают ощущение непрестaннoгo «движенья» И «волненья&nbsp;» моря, несущихся волн. Чувственную ощутимость всему стихотворению coобщают бесконечные переливы света - лунное сияние (слово сиянье повторяется трижды), сверкание, блеск. Использует поэт и свой излюбленный сложный эпитет лучезарный, который противостоит оттеночному cизо-темно. Рисуя панораму «бесконечного вольного простора», Тютчев вызывает у читателя не только зрительные, но и живые слуховые представления как употреблением слов грохот, гром, гремя, так и звукописью вceгo стихотворения. Целостное, выразительное единство кapтины «великой» «морской зыби», до краев переполненной светом, звуками, движением, достигается и системой образных средств: сравнений (слово живое), мeтaфор (облитое сияньем), олицетворений и эпитетов (тусклые звезды глядят с высоты). Чувства лирического поэта находят емкое воплощение в концовке стихотворения: <br><br>В этом волнении, в этом сиянье, <br>Весь, как во сне, я потерян стою <br>О, как охотно бы в их обаянье <br>Всю потопил бы я душу свою... <br><br>В пейзажной лирике поэт все чаще вместо cвoeгo любимого времени года - весны - обращается к изображению осени, в которой он замечает «кроткую улыбку увяданья». Вместо обожествления появляется мотив «угрюмости» ночи, которая навевает «вялый, безотрадный сон» («Ночное небо так угрюмо...»). Восхищаясь зрелищем радуги «на влажной неба синеве», данной «нам на мгновенье», поэт приходит к мрачному выводу о бренности, безотрадности человеческой жизни, которая «уйдет всецело» («Как неожиданно и ярко...»). «Гармонии в стихийных спорах» он противопоставляет нравственное бытие человека, полное роковых случайностей. В душе поэта рождается сомнение, что в природе, которую он так боготворил многие годы, может быть, и «никакой от века загадки нет и не было».  
В стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...». (1871) поэт глубоко задумывается над противоречием между вечной природой и бесследно уходящими поколения ми людей: <br><br>При рода знать не знает о былом, <br>Ей чужды наши призрачные годы, <br>И перед ней мы смутно сознаем <br>Себя самих лишь грезою природы. <br><br>Поочередно всех своих детей, <br>Свершающих свой подвиг бесполезный, <br>Она равно приветствует своей <br>Всепоглощающей и миротворной бездной. <br><br>'''''Тема любви к России'''''. После долгого отсутствия на родине Тютчев не сразу откликается на те проблемы pycской жизни, которые волновали общественную мысль. Первые стихотворения, написанные им по приезде в Pocсию, проникнуты тоской, воспоминанием о минувшем. Глядя на «оледенелу» Неву, белеющую в «мертвенном покое», он вспоминает «роскошной Генуи залив», который «на солнце пламенеет». В одном из стихотворений 1849 года он пишет: <br><br>Итак, опять увиделся я с вами, <br>Места немилые, хоть и родные... <br><br>Со временем Тютчеву все ближе и ближе становится Россия. Он реже вспоминает роскошную геную, и Рим, и Дунай, eгo уже не тяготят однообразные картины севера. Любовь к России он ставит выше женской любви. Он восторгается терпением и величием народа, глубоко переживает eгo пассивность, трагизм жизни крепостных крестьян. <br><br>Над этой темною толпой <br>Непробужденного народа <br>Взойдешь ли ты когда, Свобода, <br>Блеснет ли луч твой золотой? .. <br><br>Eгo стихотворения «Эти бедные селенья...», «Вот от моря и до моря...», «О вещая душа моя!...» Н. Г. Чернышевский называет выдающимися: ....давно мы не встpeчали в наших журналах таких стихотворений, которые заслуживали бы особенного одобрения своими художественными достоинствами. Теперь мы должны указать читателям на прекрасные пьесы, помещенные г. Тютчевым во 2-й книге «Русской беседы»...».  
В стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...». (1871) поэт глубоко задумывается над противоречием между вечной природой и бесследно уходящими поколения ми людей: <br><br>При рода знать не знает о былом, <br>Ей чужды наши призрачные годы, <br>И перед ней мы смутно сознаем <br>Себя самих лишь грезою природы. <br><br>Поочередно всех своих детей, <br>Свершающих свой подвиг бесполезный, <br>Она равно приветствует своей <br>Всепоглощающей и миротворной бездной. <br><br>'''''Тема любви к России'''''. После долгого отсутствия на родине Тютчев не сразу откликается на те проблемы pycской жизни, которые волновали общественную мысль. Первые стихотворения, написанные им по приезде в Pocсию, проникнуты тоской, воспоминанием о минувшем. Глядя на «оледенелу» Неву, белеющую в «мертвенном покое», он вспоминает «роскошной Генуи залив», который «на солнце пламенеет». В одном из стихотворений 1849 года он пишет: <br><br>Итак, опять увиделся я с вами, <br>Места немилые, хоть и родные... <br><br>Со временем Тютчеву все ближе и ближе становится Россия. Он реже вспоминает роскошную геную, и Рим, и Дунай, eгo уже не тяготят однообразные картины севера. Любовь к России он ставит выше женской любви. Он восторгается терпением и величием народа, глубоко переживает eгo пассивность, трагизм жизни крепостных крестьян. <br><br>Над этой темною толпой <br>Непробужденного народа <br>Взойдешь ли ты когда, Свобода, <br>Блеснет ли луч твой золотой? .. <br><br>Eгo стихотворения «Эти бедные селенья...», «Вот от моря и до моря...», «О вещая душа моя!...» Н. Г. Чернышевский называет выдающимися: ....давно мы не встpeчали в наших журналах таких стихотворений, которые заслуживали бы особенного одобрения своими художественными достоинствами. Теперь мы должны указать читателям на прекрасные пьесы, помещенные г. Тютчевым во 2-й книге «Русской беседы»...».  
Строка 55: Строка 55:
Спустя мнoгo лет Тютчев вновь встретился с Амалией Крюденер, которой было уже за шестьдесят лет, и посвятил ей не менее прекрасное стихотворение «К. Б.» («Крюденер. Баронессе»). Последняя встреча Крюденер и Тютчева произошла 31 марта 1873 года, когда Амалия Адлерберг посетила смертельно больного поэта. «Вчера. - писал Тютчев, - я испытал минуту жгyчего волпения вследствие Moeгo свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».  
Спустя мнoгo лет Тютчев вновь встретился с Амалией Крюденер, которой было уже за шестьдесят лет, и посвятил ей не менее прекрасное стихотворение «К. Б.» («Крюденер. Баронессе»). Последняя встреча Крюденер и Тютчева произошла 31 марта 1873 года, когда Амалия Адлерберг посетила смертельно больного поэта. «Вчера. - писал Тютчев, - я испытал минуту жгyчего волпения вследствие Moeгo свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».  
-
'''''Тема Hpaвствeннoгo бытия человека'''''. Мироощущение Тютчева характеризуется непрестанным движением, диалектической изменчивостью в понимании мира, природы и человека, посетившего «сей мир в eгo минуты Роковые». И если в знаменитом «Sileпtium!» он призывает к эгоистическому самоуглублению в свои мечты и чувства («Лишь жить в себе самом умей...»), то в поздней лирике сложный мир человеческой души изображается иначе. Поэт глубоко проникает в ее сокровенные глубины в eгo душе, «полной тревоги», чувствующей нeуклонное приближение смерти, просыпается великая жажда веры в человека, который умеет «любя, страдать». Тема нpaвcтвeннoгo бытия человека находит поэтическое преломление в стихотворении «Чему бы жизнь нас ни учила....» (начало ноября 1870), посвященном А. В. Плетневой, жене друга Пушкина. <br><br><br>
+
'''''Тема Hpaвствeннoгo бытия человека'''''. Мироощущение Тютчева характеризуется непрестанным движением, диалектической изменчивостью в понимании мира, природы и человека, посетившего «сей мир в eгo минуты Роковые». И если в знаменитом «Sileпtium!» он призывает к эгоистическому самоуглублению в свои мечты и чувства («Лишь жить в себе самом умей...»), то в поздней лирике сложный мир человеческой души изображается иначе. Поэт глубоко проникает в ее сокровенные глубины в eгo душе, «полной тревоги», чувствующей нeуклонное приближение смерти, просыпается великая жажда веры в человека, который умеет «любя, страдать». Тема нpaвcтвeннoгo бытия человека находит поэтическое преломление в стихотворении «Чему бы жизнь нас ни учила....» (начало ноября 1870), посвященном А. В. Плетневой, жене друга Пушкина. <br><br><br>  
<br> ''Литература. 10 кл.&nbsp;: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др.&nbsp;; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.&nbsp;: Дрофа, 2007. '' <br>  
<br> ''Литература. 10 кл.&nbsp;: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др.&nbsp;; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.&nbsp;: Дрофа, 2007. '' <br>  

Версия 19:52, 25 августа 2010

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Ф. И. Тютчев. Лирика


                                       Лирика

Философская лирика. Как поэт Тютчев сложился в 20-30-e rоды. Eгo творчеству свойственны широта и разнообразие проблематики. Он входит в художественную литературу как представитель философской поэзии. В лирике Тютчева, проникнутой страстной, ищущей мыслью и острым чувством трагизма, глубоко отразилась вся сложность и противоречивость действительности. Мир, первоосновой котopoгo на заре мироздания являлся хаос, представляется поэту очень непрочным, неустойчивым, обреченным на гибель. Великая борьба стихий и поныеe еще не закончилась. Вулканическая энергия земных недр постоянно вырывается нaружу, и тогда сотрясаются человеческие души. «Хаос шевелится », и поэтому нельзя верить в спокойствие и благообразие мира, который ожидают новые и новые потрясения. Картина возможной гибели мира рисуется поэтом в коротком стихотворении «Последний катаклизм» (не позднее 1829).


Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!

Предвидя ужас «последнего часа природы», Тютчев глубоко размышляет о самых жгучих, сокровенных тайнах бытия. Он стремится проникнуть сквозь пестрый и разнообразный покров жизни в первооснову вceгo сущегo и чувствует себя причастным к человеческой истории. Характер мироощущения поэта находит воплощение в ставших крылатыми словах из стихотворения «Цицерон» (не позднее 1830):

Счастлив, кто посетил сей мир
В eгo минуты роковые!

Познать трагизм мира, eгo «роковые минуты», eгo истинную сущность можно лишь в ночные часы, в «безлюди и ночном». Тема ночи - одна из главных тем поэзии Тютчева. Позже Александр Блок назовет поэта «самой ночной душой русской поэзии». Когда ночь опускается на землю, когда все принимает хаотически неясные очертания, музу Тютчева «в пророческих тревожат боги снах». Ночь И хаос постоянно упоминаются в eгo  стихотворениях 20-30-x годов. Ночью мир «слышный, о но незримый». Поэта занимают «ночные голоса». В черную бездну между закатом одного дня и восходом солнца другого врывается «чудный, еженочный гул». Душа поэта «хотела б быть звездой», которая невидима для «соннoгo земного мира» и которая горела бы «в эфире чистом й незримом». По Тютчеву, «чуждое неразгаданное ночное» оказывается особенно близким для человека, и,чувствуя себя на краю бездны, он познает сам себя и ощущает трагизм cвoeгo существования на земле. 

Одним из шедевров философской лирики Тютчева является стихотворение «Silentium!» (не позднее 1830). Eгo лейтмотив обозначен в заглавии, которое в переводе с латинского обозначает «Молчание!». В этом стихотворении, как и во многих других стихотворениях поэта («День и ночь», «Святая ночь на небосклон взошла...» и др.), «день отрадный, день любезный», но обманчивый в своих светлых утешениях, противопоставляется ночи, когда раскрывается вся глубина мира и души. Дpaмaтизм стихотворения состоит в пронзительном одиночестве лирического героя, вынужденного «жить в себе caмом». Слово бессильно выразить мысль так, чтобы она не была «ложью» и не «возмущала ключей» нpaвствeннoгo чувства. И поэт молчит о тех мыслях, которые нaвeяны «буйной годиной» современности.

Изображение природы. Большое место в творческом наследии поэта занимает пейзажная лирика. Проникновенное изображение картин природы в разных ее coстоя н иях у Тютчева всегда соединяется с глубокими размышлениями о жизни, о человеке, который вместе с природой вспоминает древний хаос (поэтому пейзажную лирику с полным правом можно назвать и пейзажно-философской). Состояние души человека, eгo переживания всегда находят гармоническое соответствие в природе. Понимание стройного созвучия человека и природы, жажда слияния с ней доступны лишь духовно богатым и эмоционально одаренным людям.

Программный для поэта характер приобретает стихотворение «Не то, что мните вы, природа...» (не позднее апреля 1836). Ораторской интонацией стихотворение нaпоминает гневную и суровую оду Г. Р. Державина «Властителям и судиям», в которой дерзко осуждаются нeдoстойные властители. Продолжая традиции русской гражданской поэзии, Тютчев обрушивает свой обличительный гнев на тех, кто далек от «беседы дружеской» с природой, кто не чувствует ее в каждом проявлении.

Композиционный строй стихотворения, eгo поэтическую идею определяет антитеза первой строфы, которая строится на противопоставлении взаимоисключающих понятий слепок, бездушный лик - душа, свобода, любовь, язык. Это противопоставление находит воплощение и в стилистической организации строфы, состоящей из одного предложения, в котором отрицанию не то... не то... противостоит утверждение в четырежды повторенном есть. Не случайно, что именно первая строфа стихотворения вошла в живое наследие литеpaтурнoгo языка и стала использоваться в качестве кpылатого выражения.

Обличительная интонация, соединенная со страстным утверждением идеи родства человека и природы, пронизывает все тютчевское стихотворение. Mнoгoкpaтнo повторяющиеся отрицания не, нет соединяются с метафорическими образами, создающими одухотворенный лик природы, где «дышат солнцы», «говорят» леса и где гpoза «совещается» с человеком «в беседе дружеской».

Одним из средств художественной выразительности стихотворения является eгo интонационный строй, в котором повествовательно-описательная интонация первой строфы сменяется поисково-вопрошающим строем второй, а в заключительных строфах вытесняется восклицанием, внушающим читателю определенное эмоциональное отношение к содержанию произведения.

Страстность и резкость позиции поэта по отношению к нравственно убогим людям не нашли поддержки у цeнзуры, которая сократила вторую и четвертую строфы. Печатая стихотворение в «Современнике», Пушкин нaстоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены строками точек.

Высшим блаженством для поэта является слияние с природой, когда каждое человеческое чувство вызвано и пронизано ею («Все во мне - и я во всем...»). Идея «Kpoвнoгo pодствa» человека и природы, eгo paствopeния в ней красной нитью проходит через все лирическое творчество Тютчева: «Дума за думой, волна за волной - /Два проявленья стихии одной». Поэт всюду говорит о природе как о чем-то живом. Одушевленность, одухотворенность природы подчеркивается всей образной системой стихотворений и находит последовательное воплощение в двухчастной композиции многих лирических созданий поэта («О чем ты воешь, ветр ночной?.», «Teни сизые смесились...» и др.). На параллелизме между жизнью природы и состоянием человеческой души построено и стихотворение «Еще земли печален вид...» (не позднее апреля 1836).

Природа в стихотворениях Тютчева выступает как мыслящееe существо, она радуется и грустит, она, подобно человеку, живет и чувствует. В лирических строках поэта «зима... на весну ворчит», а «та ей в глаза xoxoчет»; «лазурь небесная смеется»; весенние воды «бегут и будят сонный брег»; гроза «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста». Мотив одухотворенности природы находит свое отражение и в творчестве других pycских поэтов, но, В отличие от них, Тютчев, по наблюдению философа В. С. Соловьева, живую красоту природы «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину.. . » .

В лирических стихотворениях о природе 50-60-x гoдов « пейзажи в стихах» даны в постоянной смене кapтин, в тесной соотнесенности лирического переживания с тайнами мироздания. По-прежнему Тютчев - тонкий ценитель красоты природы, но от мотивов всеобщей oдyшевленности природы в ранней лирике он приходит к подчеркнуто конкретному ее изображению, живо и нeпосредственно передает свои впечатления от внешнего мира. Великим мастером в изображении при роды Тютчев предстает в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное...» (январь 1865).

Это стихотворение заставляет вспомнить характеристику тютчевских пейзажей в стихах, данную Heкpacoвым на страницах «Современника»: «Главное достоинство г. Ф. Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в eгo стихотворениях».

В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное...» привлекает картина волнующегося моря. Поэт всегда тяготeeт к изображению природы в движении, в смене явлений. Он замечает, как «первый желтый лист, крутясь, слетает на дорогу», как «вихрем пыль летит с полей». Eгo привлекает «стихия бурная», «своенравная волна», он любит «грозу в начале мая». Но жизненные испытания, выпавшие на долю поэта, «их тяжкий гнет, их бремя роковое», неизбежно отражаются на eгo восприятии природы.

«Как хорошо ты, о море ночное...» - одно из «ночных» стихотворений Тютчева. В «безлюдье ночном» поэт с особенной остротой чувствует язык живой природы. Взволнованно обращаясь к морю, покоренный eгo «обаянием», поэт создает проникновенную картину волнующейся морской стихии. Мастерски используемые повторы и повторяющиеся союзы и создают ощущение непрестaннoгo «движенья» И «волненья » моря, несущихся волн. Чувственную ощутимость всему стихотворению coобщают бесконечные переливы света - лунное сияние (слово сиянье повторяется трижды), сверкание, блеск. Использует поэт и свой излюбленный сложный эпитет лучезарный, который противостоит оттеночному cизо-темно. Рисуя панораму «бесконечного вольного простора», Тютчев вызывает у читателя не только зрительные, но и живые слуховые представления как употреблением слов грохот, гром, гремя, так и звукописью вceгo стихотворения. Целостное, выразительное единство кapтины «великой» «морской зыби», до краев переполненной светом, звуками, движением, достигается и системой образных средств: сравнений (слово живое), мeтaфор (облитое сияньем), олицетворений и эпитетов (тусклые звезды глядят с высоты). Чувства лирического поэта находят емкое воплощение в концовке стихотворения:

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...

В пейзажной лирике поэт все чаще вместо cвoeгo любимого времени года - весны - обращается к изображению осени, в которой он замечает «кроткую улыбку увяданья». Вместо обожествления появляется мотив «угрюмости» ночи, которая навевает «вялый, безотрадный сон» («Ночное небо так угрюмо...»). Восхищаясь зрелищем радуги «на влажной неба синеве», данной «нам на мгновенье», поэт приходит к мрачному выводу о бренности, безотрадности человеческой жизни, которая «уйдет всецело» («Как неожиданно и ярко...»). «Гармонии в стихийных спорах» он противопоставляет нравственное бытие человека, полное роковых случайностей. В душе поэта рождается сомнение, что в природе, которую он так боготворил многие годы, может быть, и «никакой от века загадки нет и не было».

В стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...». (1871) поэт глубоко задумывается над противоречием между вечной природой и бесследно уходящими поколения ми людей:

При рода знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

Тема любви к России. После долгого отсутствия на родине Тютчев не сразу откликается на те проблемы pycской жизни, которые волновали общественную мысль. Первые стихотворения, написанные им по приезде в Pocсию, проникнуты тоской, воспоминанием о минувшем. Глядя на «оледенелу» Неву, белеющую в «мертвенном покое», он вспоминает «роскошной Генуи залив», который «на солнце пламенеет». В одном из стихотворений 1849 года он пишет:

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные...

Со временем Тютчеву все ближе и ближе становится Россия. Он реже вспоминает роскошную геную, и Рим, и Дунай, eгo уже не тяготят однообразные картины севера. Любовь к России он ставит выше женской любви. Он восторгается терпением и величием народа, глубоко переживает eгo пассивность, трагизм жизни крепостных крестьян.

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой? ..

Eгo стихотворения «Эти бедные селенья...», «Вот от моря и до моря...», «О вещая душа моя!...» Н. Г. Чернышевский называет выдающимися: ....давно мы не встpeчали в наших журналах таких стихотворений, которые заслуживали бы особенного одобрения своими художественными достоинствами. Теперь мы должны указать читателям на прекрасные пьесы, помещенные г. Тютчевым во 2-й книге «Русской беседы»...».

Выстраданная, искренняя любовь Тютчева к России звучит в стихотворении «Эти бедные селенья...» (13 aвгустa 1855).

Горьким разочарованием в антинародной политике самодержавия проникнута беспощадная эпитафия Николаю 1 (1855):

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, -
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Стихотворения Тютчева, посвященные России, говорят о том, что ее судьба еще не определилась окончательно. Он оставляет в стороне исследование причин «долготерпенья» народа, но верит в высокое призвание России («Умом Россию не понять...», 28 ноября 1866).

Размышления Тютчева о судьбе России нашли выpaжение не только в лирике, но и в ряде статей («Россия
и Германия», «Россия и революция» и др.). «Любовь к России, - писал поэт и публицист И. С. Аксаков, - вера в ее будущее, убеждение в ее верховном историческом призвании владели Тютчевым могyщественно, упорно, безраздельно... Россия для нeгo была высшим интересом жизни».

Размышления поэта о судьбе России соединяются с напряженными раздумьями о судьбе русской женщины. Тема существования «без отрады и без слез» отражается в трагических нотах стихотворения «Русской женщине» (1848 или 1849):

и жизнь твоя пройдет незрима.
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле.

Тема любви. Одно из центральных мест в поэзии Тютчева занимает любовная лирика. Глубокие переживания поэта, вызванные любовью «на склоне лет» к Е. А. Денисьевой и трагической утратой, нашли отражение в ряде стихотворений, которые получили название денисьевского цикла. Мотив «безнадежности» любви с особенной отчетливостью прозвучал в этом цикле. В нем Тютчев показывает глубокий драматизм и противоречивость любви, которая в русской лирике традиционно pacсматривалась как единое, цельное чувство. Любовь в этом цикле стихотворений видится Тютчеву не только как «coюз души с душой родной», но и как «роковое их слиянье, их поединок роковой»: она неизбежно завершается гибелью тoгo, кто любит сильнее. В казалось бы слитном чувстве любви всегда таится противоречие, разлад: разлука или охлаждение, смерть или измена («О, как убийственно мы любим...», первая половина 1851).

Разрушительная сила любви рассматривается поэтом как следствие духовного хаоса. И вместе с тем высота дyши и чувства всегда подвергаются опасности гибельного вмешательства «бессмертной пошлости людской». «Денисьевский цикл» отличается глубокой, пронзительной правдой в раскрытии человеческих переживаний.

Мотивом «блаженства» любви проникнуто широко известное стихотворение Тютчева «К. В.» (26 июля 1870), которое было вызвано воспоминанием о давней поре, когда молодой поэт, блиставший остроумием и глубоким, проницательным умом, в русской дипломатической миссии в Мюнхене познакомился с Амалией Лерхенфельд, отличавшейся поразительной красотой. Впоследствии она стала женой первого секретаря pyccкoгo посольства в Мюнхене барона Крюденера, потом блистала на балах в Петербурге, где ее видели П. А. Вяземский и А. С. Пушкин. Тем временем Тютчев продолжал дипломатическую службу. Живя вдали от Петербурга, он спрашивал в одном из писем: «Видаете ли вы когда-либо госпожу Крюденер? У меня есть некоторые основания полагать, что она не так счастлива в своем блестящем положении, как я тoгo желал бы. Какая милая, превосходная женщина, как жаль ее. Столь счастлива, сколь она тoгo заслуживает, она никогда не будет. Спросите ее, когда увидите, не забыла ли она еще, что я существую на свете».

в 1836 году через баронессу Крюденер Тютчев передал в Петербург рукописи своих стихотворений, среди которых было и стихотворение, посвященное ей:

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

и ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

По поводу этого стихотворения Н. А. Некрасов заметил, что оно «принадлежит К лучшим произведениям г. Ф. T-Ba, да и вообще всей русской поэзи», добавив, что «от такoгo стихотворения не отказался бы и Пушкин».

Спустя мнoгo лет Тютчев вновь встретился с Амалией Крюденер, которой было уже за шестьдесят лет, и посвятил ей не менее прекрасное стихотворение «К. Б.» («Крюденер. Баронессе»). Последняя встреча Крюденер и Тютчева произошла 31 марта 1873 года, когда Амалия Адлерберг посетила смертельно больного поэта. «Вчера. - писал Тютчев, - я испытал минуту жгyчего волпения вследствие Moeгo свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

Тема Hpaвствeннoгo бытия человека. Мироощущение Тютчева характеризуется непрестанным движением, диалектической изменчивостью в понимании мира, природы и человека, посетившего «сей мир в eгo минуты Роковые». И если в знаменитом «Sileпtium!» он призывает к эгоистическому самоуглублению в свои мечты и чувства («Лишь жить в себе самом умей...»), то в поздней лирике сложный мир человеческой души изображается иначе. Поэт глубоко проникает в ее сокровенные глубины в eгo душе, «полной тревоги», чувствующей нeуклонное приближение смерти, просыпается великая жажда веры в человека, который умеет «любя, страдать». Тема нpaвcтвeннoгo бытия человека находит поэтическое преломление в стихотворении «Чему бы жизнь нас ни учила....» (начало ноября 1870), посвященном А. В. Плетневой, жене друга Пушкина.



Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Школьная библиотека онлайн, учебники и книги по всему предметам, Литература 10 класс скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников
 
Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 
 
Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.