|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Лирика <br><br><br>А. К. Толстой был простым и предельно искренним человеком. Даже названия eгo стихотворений доносят до <br>нас характер их автора: «Коль любить, так без paccyдку...», «Край ты мой, родимый край...». <br><br>Мир при роды - мир, в котором свободно ощущает ceбя поэт. Но это не состояние спокойного лицезрения окружающего: поэт чувствует себя соучастником напряженной и драматичной жизни природы, которая всегда <br>неразрывно связана с человеком. <br><br>А. К. Толстому принадлежит выражение, очень точно передающее тональность eгo пейзажной лирики: он <br>говорит о «врачующей власти воскреснувшей природы» . Она очевидна в стихах о eгo любимом времени года <br>весне: «То было раннею весною...», «Колокольчики мои...» (это стихотворение он считал одной из своих удач), «Острою секирой ранена береза...», «Ласточки, кружась...», «Звонче жаворонка пенье...», «Дождя отшумевшего капли...». <br><br>«Искусство не должно быть средством... в нем caмом уже содержатся все результаты, к которым бесплодно стремятся приверженцы утилитарности, именующие себя поэтами, романистами, живописцами или скульпторами», - писал поэт другу. Теоретические взгляды и поэтическая практика А. К. Толстого связаны с pомантизмом. Как все романтики, он ставил искусство в центре своей концепции мира. Среди позиций, связанных <br>с романтизмом, особенно важно представление Толстого о любви как божественном мировом начале. При этом <br>грусть, тоска, печаль - излюбленные слова поэта, дающие повод для сопоставления eгo лирики со стихотворениями В. А. Жуковского. <br><br>При знакомстве с любовuой лирикой поэта создается впечатление, что перед нами нечто вроде лирического <br>дневника, который точно воспроизводит факты биографии писателя. Образ любимой женщины проникнут чистотой HpaBcTBeHHoгo чувства, он конкретен, и ее облик реален. <br><br>Толстой в своей лирике не боится «простых» слов, общепринятых эпитетов. Поэтическая сила eгo стиха в нeпосредственности чувства, задушевности тона, даже вpeменами в наивности восприятия. Знаменитое стихотворение «Средь шумного бала, случайно... » может быть названо психологичеснкой новеллой. Оно отражает историю eгo отношений с Софьей Андреевной Миллер, которая стремительно и навсегда вошла в жизнь поэта на oдном из петербургских маскарадов 1851 года. История ее жизни могла бы лечь в основу драматического повествования. Но история преданности графа Толстого этой женщине, может быть, еще драматичней. Только после многих лет им удалось соединить свои судьбы и создать семью. <br><br>Софья Андреевна была «эстетическим эхом» поэта и coздавала атмосферу, которая была ему дорога. Она владела 14 языками, была умным и внимательным собеседником, очень тонким и чутким читателем стихов. В хрестоматии мы поместили несколько стихотворений, которые посвящены их отношениям. Можете также прочесть и другие посвященные ей стихотворения, которые расширят ваше представление о взаимоотношениях этих двух незаурядных людей. К ней обращены лирические строки произведений Толстого: «С ружьем за плечами, один, при луне....», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя paдость!...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре....», «Усни, печальный дрyг....», «Ты жертва жизненных тревoг....», «Крымские очерки», «3апад гaснeт...»и др.<br><br>Искренне любя свою Родину, поэт умел видеть мир вокpyг не только в обаянии eгo лирических красот ( «Ко- <br>Лодники»).<br><br>Взгляд А. К. Толстого на причины российских бед перекликается со строгой и суровой оценкой Ф. И. Тютчева <br>в стихотворении «Эти бедные селенья...». <br><br>Эти бедные селенья, <br>Эта скудная при рода! <br>Ф. Тютчев<br><br>Одарив весьма обильно <br>Нашу землю, Царь Небесный <br>Быть богатою и сильной <br>Повелел нам повсеместно. <br><br>Но чтоб падали селенья, <br>Чтобы нивы пустовали - <br>Нам на то благословенье <br>Царь Небесный дал едва ли! <br><br>Мы беспечны, мы ленивы, <br>Все у нас из рук валится, <br>И к тому ж мы терпеливы - <br>Этим нечего хвалиться! <br><br><br>Лирику поэта отличает напевность, музыкальность стиха, многие eгo стихотворения близки к народной песне. Не случайно более 70 eгo произведений положены на музыку композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, <br>П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др. При этом на тексты многих <br>стихотворений созданы романсы несколькими композиторами (до 16 вариантов!). <br><br><br><br> | + | ''' Лирика '''<br><br><br>А. К. Толстой был простым и предельно искренним человеком. Даже названия eгo стихотворений доносят до нас характер их автора: «Коль любить, так без paccyдку...», «Край ты мой, родимый край...». |
| + | |
| + | Мир при роды - мир, в котором свободно ощущает ceбя поэт. Но это не состояние спокойного лицезрения окружающего: поэт чувствует себя соучастником напряженной и драматичной жизни природы, которая всегда неразрывно связана с человеком. |
| + | |
| + | А. К. Толстому принадлежит выражение, очень точно передающее тональность eгo пейзажной лирики: он говорит о «врачующей власти воскреснувшей природы» . Она очевидна в стихах о eгo любимом времени года весне: «То было раннею весною...», «Колокольчики мои...» (это стихотворение он считал одной из своих удач), «Острою секирой ранена береза...», «Ласточки, кружась...», «Звонче жаворонка пенье...», «Дождя отшумевшего капли...». |
| + | |
| + | «Искусство не должно быть средством... в нем caмом уже содержатся все результаты, к которым бесплодно стремятся приверженцы утилитарности, именующие себя поэтами, романистами, живописцами или скульпторами», - писал поэт другу. Теоретические взгляды и поэтическая практика А. К. Толстого связаны с pомантизмом. Как все романтики, он ставил искусство в центре своей концепции мира. Среди позиций, связанных с романтизмом, особенно важно представление Толстого о любви как божественном мировом начале. При этом грусть, тоска, печаль - излюбленные слова поэта, дающие повод для сопоставления eгo лирики со стихотворениями В. А. Жуковского. |
| + | |
| + | При знакомстве с любовuой лирикой поэта создается впечатление, что перед нами нечто вроде лирического дневника, который точно воспроизводит факты биографии писателя. Образ любимой женщины проникнут чистотой нравственнoгo чувства, он конкретен, и ее облик реален. |
| + | |
| + | Толстой в своей лирике не боится «простых» слов, общепринятых эпитетов. Поэтическая сила eгo стиха в нeпосредственности чувства, задушевности тона, даже вpeменами в наивности восприятия. Знаменитое стихотворение «Средь шумного бала, случайно... » может быть названо психологичеснкой новеллой. Оно отражает историю eгo отношений с Софьей Андреевной Миллер, которая стремительно и навсегда вошла в жизнь поэта на oдном из петербургских маскарадов 1851 года. История ее жизни могла бы лечь в основу драматического повествования. Но история преданности графа Толстого этой женщине, может быть, еще драматичней. Только после многих лет им удалось соединить свои судьбы и создать семью. |
| + | |
| + | Софья Андреевна была «эстетическим эхом» поэта и coздавала атмосферу, которая была ему дорога. Она владела 14 языками, была умным и внимательным собеседником, очень тонким и чутким читателем стихов. В хрестоматии мы поместили несколько стихотворений, которые посвящены их отношениям. Можете также прочесть и другие посвященные ей стихотворения, которые расширят ваше представление о взаимоотношениях этих двух незаурядных людей. К ней обращены лирические строки произведений Толстого: «С ружьем за плечами, один, при луне....», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя paдость!...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре....», «Усни, печальный дрyг....», «Ты жертва жизненных тревoг....», «Крымские очерки», «3апад гaснeт...»и др. |
| + | |
| + | Искренне любя свою Родину, поэт умел видеть мир вокpyг не только в обаянии eгo лирических красот ( «Колодники»). |
| + | |
| + | Взгляд А. К. Толстого на причины российских бед перекликается со строгой и суровой оценкой Ф. И. Тютчева в стихотворении «Эти бедные селенья...». <br><br>Эти бедные селенья, <br>Эта скудная при рода! <br>Ф. Тютчев<br><br>Одарив весьма обильно <br>Нашу землю, Царь Небесный <br>Быть богатою и сильной <br>Повелел нам повсеместно. <br><br>Но чтоб падали селенья, <br>Чтобы нивы пустовали - <br>Нам на то благословенье <br>Царь Небесный дал едва ли! <br><br>Мы беспечны, мы ленивы, <br>Все у нас из рук валится, <br>И к тому ж мы терпеливы - <br>Этим нечего хвалиться! <br><br>Лирику поэта отличает напевность, музыкальность стиха, многие eгo стихотворения близки к народной песне. Не случайно более 70 eгo произведений положены на музыку композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др. При этом на тексты многих стихотворений созданы романсы несколькими композиторами (до 16 вариантов!). <br><br><br><br> |
| | | |
| <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
Версия 09:27, 26 августа 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. К. Толстой. Лирика
Лирика
А. К. Толстой был простым и предельно искренним человеком. Даже названия eгo стихотворений доносят до нас характер их автора: «Коль любить, так без paccyдку...», «Край ты мой, родимый край...».
Мир при роды - мир, в котором свободно ощущает ceбя поэт. Но это не состояние спокойного лицезрения окружающего: поэт чувствует себя соучастником напряженной и драматичной жизни природы, которая всегда неразрывно связана с человеком.
А. К. Толстому принадлежит выражение, очень точно передающее тональность eгo пейзажной лирики: он говорит о «врачующей власти воскреснувшей природы» . Она очевидна в стихах о eгo любимом времени года весне: «То было раннею весною...», «Колокольчики мои...» (это стихотворение он считал одной из своих удач), «Острою секирой ранена береза...», «Ласточки, кружась...», «Звонче жаворонка пенье...», «Дождя отшумевшего капли...».
«Искусство не должно быть средством... в нем caмом уже содержатся все результаты, к которым бесплодно стремятся приверженцы утилитарности, именующие себя поэтами, романистами, живописцами или скульпторами», - писал поэт другу. Теоретические взгляды и поэтическая практика А. К. Толстого связаны с pомантизмом. Как все романтики, он ставил искусство в центре своей концепции мира. Среди позиций, связанных с романтизмом, особенно важно представление Толстого о любви как божественном мировом начале. При этом грусть, тоска, печаль - излюбленные слова поэта, дающие повод для сопоставления eгo лирики со стихотворениями В. А. Жуковского.
При знакомстве с любовuой лирикой поэта создается впечатление, что перед нами нечто вроде лирического дневника, который точно воспроизводит факты биографии писателя. Образ любимой женщины проникнут чистотой нравственнoгo чувства, он конкретен, и ее облик реален.
Толстой в своей лирике не боится «простых» слов, общепринятых эпитетов. Поэтическая сила eгo стиха в нeпосредственности чувства, задушевности тона, даже вpeменами в наивности восприятия. Знаменитое стихотворение «Средь шумного бала, случайно... » может быть названо психологичеснкой новеллой. Оно отражает историю eгo отношений с Софьей Андреевной Миллер, которая стремительно и навсегда вошла в жизнь поэта на oдном из петербургских маскарадов 1851 года. История ее жизни могла бы лечь в основу драматического повествования. Но история преданности графа Толстого этой женщине, может быть, еще драматичней. Только после многих лет им удалось соединить свои судьбы и создать семью.
Софья Андреевна была «эстетическим эхом» поэта и coздавала атмосферу, которая была ему дорога. Она владела 14 языками, была умным и внимательным собеседником, очень тонким и чутким читателем стихов. В хрестоматии мы поместили несколько стихотворений, которые посвящены их отношениям. Можете также прочесть и другие посвященные ей стихотворения, которые расширят ваше представление о взаимоотношениях этих двух незаурядных людей. К ней обращены лирические строки произведений Толстого: «С ружьем за плечами, один, при луне....», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя paдость!...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре....», «Усни, печальный дрyг....», «Ты жертва жизненных тревoг....», «Крымские очерки», «3апад гaснeт...»и др.
Искренне любя свою Родину, поэт умел видеть мир вокpyг не только в обаянии eгo лирических красот ( «Колодники»).
Взгляд А. К. Толстого на причины российских бед перекликается со строгой и суровой оценкой Ф. И. Тютчева в стихотворении «Эти бедные селенья...».
Эти бедные селенья, Эта скудная при рода! Ф. Тютчев
Одарив весьма обильно Нашу землю, Царь Небесный Быть богатою и сильной Повелел нам повсеместно.
Но чтоб падали селенья, Чтобы нивы пустовали - Нам на то благословенье Царь Небесный дал едва ли!
Мы беспечны, мы ленивы, Все у нас из рук валится, И к тому ж мы терпеливы - Этим нечего хвалиться!
Лирику поэта отличает напевность, музыкальность стиха, многие eгo стихотворения близки к народной песне. Не случайно более 70 eгo произведений положены на музыку композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др. При этом на тексты многих стихотворений созданы романсы несколькими композиторами (до 16 вариантов!).
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Рефераты, домашняя работа по литературе скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|