<br> В стиле дружеского послания создано стихотворение «Городок» (1815). Находясь под определенным влиянием Батюшкова, Пушкин ищет собственную манеру: его привлекают философские размышления. Не случайно среди учителей им назван Вольтер, «фернейский1 злой крикун», сатирик, философ, поэт свободомыслия.<br> В стихотворении «Лицинию»2 (1815), Пушкин выступает как гражданский поэт. Он предлагает читателю поразмышлять над печальной судьбой Римской империи, которой суждено было погибнуть. Причиной этой гибели поэт называет рабство и деспотизм, нравственный упадок властьдержащих. Основной тезис этого стихотворения заключен во фразе, которая впоследствии стала крылатой: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен...»<br> Фернёй — местечко около Женевы в Швейцарии, где жил Вольтер в последние двадцать лет своей жизни.<br> Лицйний — римский император, издавший указ о разре-шении христианства; в борьбе против Константина I за власть в Риме был побежден и казнен.<br>Мотивы взаимодействия закона, власти и народа с лицейских лет становятся важными в гражданской лирике Пушкина. В Лицее закладывается и высокая нравственная направленность творчества поэта, та «лелеющая душу гуманность», о которой напишет В. Г. Белинский. Наконец, Лицей способствовал возникновению и пониманию дружбы и товарищества как истинного братства. Именно это чувство дало импульс поэту для созданиястихотворений, посвященных ежегодным годовщинам открытия Лицея (19 октября). В каждом из поэтических произведений на эту тему мотив дружеской верности и памяти приобретает новые эмоциональные и художественные грани.<br>Личность и творчество поэта-лицеиста приковывают к себе внимание видных литературных деятелей современности.<br> В Царском Селе Пушкина посещает В. А. Жуковский и сразу же говорит о неизгладимом впечатлении, которое произвел на него юный поэт. С ним сближается П. Я. Чаадаев, его радушно принимают в семье Карамзиных. В 1816 году состоялся заочный прием Пушкина в общество «Арзамас», почетными членами которого были Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев, активными участниками — В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, В. Л. Пушкин.<br>Идеал свободы в жизни и поэзии. После окончания Лицея Пушкин поселился в столице. Он окунулся в светскую жизнь: балы, театр («волшебный край»), принесший ему знакомство с выдающимися драматургами и их произведениями.<br>Лирика петербургского периода была самой разнообразной в тематическом и жанровом отношении: любовные и дружеские послания, эпиграммы, анакреонтические стихи...<br> Поэта буквально захлестнули бурные общественные, политические и литературные события. Русская дворянская интеллигенция питала большие надежды на демократические преобразования в стране. В их кругу обсуждались новые идеи, успешно осуществленные в Европе: парламентаризм, конституция, свобода слова. В результате росло недовольство тем, что намерения и обещания, звучавшие в устах императора в начале его царствования («дней Александровых прекрасное начало»), оставались неосуществленными. Стали создаваться тайные общества.<br>
+
<br> В стиле дружеского послания создано стихотворение «Городок» (1815). Находясь под определенным влиянием Батюшкова, Пушкин ищет собственную манеру: его привлекают философские размышления. Не случайно среди учителей им назван Вольтер, «фернейский1 злой крикун», сатирик, философ, поэт свободомыслия.<br> В стихотворении «Лицинию»2 (1815), Пушкин выступает как гражданский поэт. Он предлагает читателю поразмышлять над печальной судьбой Римской империи, которой суждено было погибнуть. Причиной этой гибели поэт называет рабство и деспотизм, нравственный упадок властьдержащих. Основной тезис этого стихотворения заключен во фразе, которая впоследствии стала крылатой: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен...»<br> Фернёй — местечко около Женевы в Швейцарии, где жил Вольтер в последние двадцать лет своей жизни.<br> Лицйний — римский император, издавший указ о разре-шении христианства; в борьбе против Константина I за власть в Риме был побежден и казнен.<br>Мотивы взаимодействия закона, власти и народа с лицейских лет становятся важными в гражданской лирике Пушкина. В Лицее закладывается и высокая нравственная направленность творчества поэта, та «лелеющая душу гуманность», о которой напишет В. Г. Белинский. Наконец, Лицей способствовал возникновению и пониманию дружбы и товарищества как истинного братства. Именно это чувство дало импульс поэту для созданиястихотворений, посвященных ежегодным годовщинам открытия Лицея (19 октября). В каждом из поэтических произведений на эту тему мотив дружеской верности и памяти приобретает новые эмоциональные и художественные грани.<br>Личность и творчество поэта-лицеиста приковывают к себе внимание видных литературных деятелей современности.<br> В Царском Селе Пушкина посещает В. А. Жуковский и сразу же говорит о неизгладимом впечатлении, которое произвел на него юный поэт. С ним сближается П. Я. Чаадаев, его радушно принимают в семье Карамзиных. В 1816 году состоялся заочный прием Пушкина в общество «Арзамас», почетными членами которого были Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев, активными участниками — В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, В. Л. Пушкин.
<br> Идеал свободы в жизни и поэзии. После окончания Лицея Пушкин поселился в столице. Он окунулся в светскую жизнь: балы, театр («волшебный край»), принесший ему знакомство с выдающимися драматургами и их произведениями.<br>Лирика петербургского периода была самой разнообразной в тематическом и жанровом отношении: любовные и дружеские послания, эпиграммы, анакреонтические стихи...<br> Поэта буквально захлестнули бурные общественные, политические и литературные события. Русская дворянская интеллигенция питала большие надежды на демократические преобразования в стране. В их кругу обсуждались новые идеи, успешно осуществленные в Европе: парламентаризм, конституция, свобода слова. В результате росло недовольство тем, что намерения и обещания, звучавшие в устах императора в начале его царствования («дней Александровых прекрасное начало»), оставались неосуществленными. Стали создаваться тайные общества.<br>
С 1819 года Пушкин участвует в заседаниях вновь образованного литературно-театрального общества «Зеленая лампа», находившегося под непосредственным влиянием «Союза благоденствия» и даже слывшего одним из его филиалов. Читались вольнолюбивые стихи, обсуждались проблемы русской истории, искусства, театра, литературы и, конечно, политического устройства России. С «открытым сердцем» говорили «насчет глупца, вельможи злого, насчет холопа записного, насчет небесного царя, а иногда насчет земного». Деятельность этого общества была законспирирована.<br>В петербургский период были написаны стихотворения, названные впоследствии литературоведами вольнолюбивыми. Они носили романтический характер и воспевали свободу, гуманность и незыблемую верность закону (среди них — «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Сказки (Noël)»).<br>Стихи Пушкина вызывали не только восхищение, но и возмущение. Он приобрел немало врагов, которые доносили правительству о «возмутительных стихах».<br> Александр I высказал желание ознакомиться с некоторыми из стихотворений поэта. Через П. Я. Чаадаева Пушкин послал царю «Деревню», и, хотя император передал поэту благодарность за внушаемые обществу добрые чувства, судьба поэта была решена. В письме H. М. Карамзина И. И. Дмитриеву от 19 апреля 1820 года мы находим следующее известие: «Над здешним поэтом Пушкиным, если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное (это между нами): служа под знаменем либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей и проч., и проч. Это узнала полиция... Опасаются следствий».<br> За Пушкина хлопотали H. М. Карамзин, В. А. Жуковский, П. Я. Чаадаев, Ф. Н. Глинка, и участь его была несколько облегчена: он был определен в канцелярию генерала И. Н. Инзова в Екатеринослав. 6 мая 1820 года началась южная ссылка.
С 1819 года Пушкин участвует в заседаниях вновь образованного литературно-театрального общества «Зеленая лампа», находившегося под непосредственным влиянием «Союза благоденствия» и даже слывшего одним из его филиалов. Читались вольнолюбивые стихи, обсуждались проблемы русской истории, искусства, театра, литературы и, конечно, политического устройства России. С «открытым сердцем» говорили «насчет глупца, вельможи злого, насчет холопа записного, насчет небесного царя, а иногда насчет земного». Деятельность этого общества была законспирирована.<br>В петербургский период были написаны стихотворения, названные впоследствии литературоведами вольнолюбивыми. Они носили романтический характер и воспевали свободу, гуманность и незыблемую верность закону (среди них — «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Сказки (Noël)»).<br>Стихи Пушкина вызывали не только восхищение, но и возмущение. Он приобрел немало врагов, которые доносили правительству о «возмутительных стихах».<br> Александр I высказал желание ознакомиться с некоторыми из стихотворений поэта. Через П. Я. Чаадаева Пушкин послал царю «Деревню», и, хотя император передал поэту благодарность за внушаемые обществу добрые чувства, судьба поэта была решена. В письме H. М. Карамзина И. И. Дмитриеву от 19 апреля 1820 года мы находим следующее известие: «Над здешним поэтом Пушкиным, если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное (это между нами): служа под знаменем либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей и проч., и проч. Это узнала полиция... Опасаются следствий».<br> За Пушкина хлопотали H. М. Карамзин, В. А. Жуковский, П. Я. Чаадаев, Ф. Н. Глинка, и участь его была несколько облегчена: он был определен в канцелярию генерала И. Н. Инзова в Екатеринослав. 6 мая 1820 года началась южная ссылка.
Строка 27:
Строка 33:
В августе 1823 года Пушкин из Кишинева был переведен в Одессу под начало графа М. С. Воронцова, с которым у поэта сразу не сложились отношения. Пушкин не мог принять снисходительно покровительственный тон начальника, пренебрежения к поэтическому творчеству и оценку его как рядового чиновника. Конфликт с Воронцовым осложнился страстной любовью Пушкина к жене Михаила Семеновича — Елизавете Ксаверьевне. Чувство к Воронцовой стало импульсом к созданию многих прекрасных стихов, среди которых написанные уже после разлуки — «Храни меня, мой талисман...» и «Сожженное письмо».<br> Драматические обстоятельства личной жизни Пушкина в 1823—1824 годах осложнились романтическим кризисом, ставшим переломным этапом в его биографии и творчестве. Свободолюбивые устремления, призывы поэта не находят отклик в народе, не готовом защищать свои права. Рождаются стихотворения, отражающие душевное смятение, разочарование, — «Мое беспечное незнанье...», «Свободы сеятель пустынный...», «Демон».<br>...Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня. Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел.<br>«Демон»<br> Наблюдения над другими темами творчества Пушкина приводят современного литературоведа Н. Н. Скатова к следующим выводам: «Общее настроение сильного, бурного кризисного состояния вылилось и в любовных стихах этой поры завершения молодости — в чувствах мятежных, ревнивых, «роковых», могучих».
В августе 1823 года Пушкин из Кишинева был переведен в Одессу под начало графа М. С. Воронцова, с которым у поэта сразу не сложились отношения. Пушкин не мог принять снисходительно покровительственный тон начальника, пренебрежения к поэтическому творчеству и оценку его как рядового чиновника. Конфликт с Воронцовым осложнился страстной любовью Пушкина к жене Михаила Семеновича — Елизавете Ксаверьевне. Чувство к Воронцовой стало импульсом к созданию многих прекрасных стихов, среди которых написанные уже после разлуки — «Храни меня, мой талисман...» и «Сожженное письмо».<br> Драматические обстоятельства личной жизни Пушкина в 1823—1824 годах осложнились романтическим кризисом, ставшим переломным этапом в его биографии и творчестве. Свободолюбивые устремления, призывы поэта не находят отклик в народе, не готовом защищать свои права. Рождаются стихотворения, отражающие душевное смятение, разочарование, — «Мое беспечное незнанье...», «Свободы сеятель пустынный...», «Демон».<br>...Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня. Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел.<br>«Демон»<br> Наблюдения над другими темами творчества Пушкина приводят современного литературоведа Н. Н. Скатова к следующим выводам: «Общее настроение сильного, бурного кризисного состояния вылилось и в любовных стихах этой поры завершения молодости — в чувствах мятежных, ревнивых, «роковых», могучих».
-
29 июля 1824 года по просьбе М. С. Воронцова Пушкин был уволен со службы. Поэта отправили в Михайловское (его родовое имение под Псковом) под надзор местного начальства.<br>Преодоление кризиса. «...И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» — эти ощущения пришли к поэту в Михайловском и отразились в строках стихотворения, посвященного А. П. Керн, («Я помню чудное мгновенье...») (1825).<br> Вначале уединенный образ жизни, который предстояло вести в Михайловской ссылке, очень тяготил Пушкина. В стране назревали важные политические события, участниками которых были его друзья и знакомые, в том числе и выпускники Лицея, и поэт испытывал глубокую тревогу за их судьбы. Тяготила и собственная отдаленность от происходящего.<br> Однако началась жизнь, наполненная чтением, творчеством и спокойствием сельского досуга. Постепенно наступило душевное равновесие, в творчестве был преодолен романтический кризис. Уединение, а также природа и деревенский быт способствовали стремлению философски осмыслить окружающий мир и его проблемы.<br> В творчестве Пушкина произошел переворот, подготовленный как предшествующим писательским опытом, так и полученными в Михайловском жизненными впечатлениями: поэт подошел к реалистическому изображению действительности. В его творчество прочно вошла тема народа, государства. Так в русской литературе появилась первая реалистическая трагедия «Борис Годунов» (1825). Пушкин продолжает работать над реалистическим романом «Евгений Онегин». Наблюдения над деревенской жизнью отразились во второй—пятой главах романа в стихах. Поэт приходит к социально-философским и морально-этическим обобщениям.<br> Тематика и мотивы стихотворений Пушкина этого периода достаточно широки: здесь и грустные сетования на одиночество, и философские размышления, и дружеские послания, и любовные стихи, и исторические элегии, и колкие эпиграммы, и строки, наполненные весельем, прославляющие разум, творчество, любовь как основы жизни.
+
29 июля 1824 года по просьбе М. С. Воронцова Пушкин был уволен со службы. Поэта отправили в Михайловское (его родовое имение под Псковом) под надзор местного начальства.<br>Преодоление кризиса. «...И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» — эти ощущения пришли к поэту в Михайловском и отразились в строках стихотворения, посвященного А. П. Керн, («Я помню чудное мгновенье...») (1825).<br> Вначале уединенный образ жизни, который предстояло вести в Михайловской ссылке, очень тяготил Пушкина. В стране назревали важные политические события, участниками которых были его друзья и знакомые, в том числе и выпускники Лицея, и поэт испытывал глубокую тревогу за их судьбы. Тяготила и собственная отдаленность от происходящего.<br> Однако началась жизнь, наполненная чтением, творчеством и спокойствием сельского досуга. Постепенно наступило душевное равновесие, в творчестве был преодолен романтический кризис. Уединение, а также природа и деревенский быт способствовали стремлению философски осмыслить окружающий мир и его проблемы.<br> В творчестве Пушкина произошел переворот, подготовленный как предшествующим писательским опытом, так и полученными в Михайловском жизненными впечатлениями: поэт подошел к реалистическому изображению действительности. В его творчество прочно вошла тема народа, государства. Так в русской литературе появилась первая реалистическая трагедия «Борис Годунов» (1825).{{#ev:youtube|JLML80QTcwM&feature=related}} Пушкин продолжает работать над реалистическим романом «Евгений Онегин». Наблюдения над деревенской жизнью отразились во второй—пятой главах романа в стихах. Поэт приходит к социально-философским и морально-этическим обобщениям.<br> Тематика и мотивы стихотворений Пушкина этого периода достаточно широки: здесь и грустные сетования на одиночество, и философские размышления, и дружеские послания, и любовные стихи, и исторические элегии, и колкие эпиграммы, и строки, наполненные весельем, прославляющие разум, творчество, любовь как основы жизни.
Происходит переосмысление темы поэзии и роли поэта в окружающем мире. В качестве предисловия к отдельному изданию первой главы романа «Евгений Онегин» предложено написанное в сентябре 1824 года стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Пушкин ч заявляет право поэта на правдивое отображение жизни, в Стихотворение построено как диалог между поэтом и книгопродавцом, человеком реальным и прозаическим, о. Столкновение различных точек зрения на поэзию завершается утверждением простоты как истины. Речь идет о признании писательского труда профессиональным, плата за который должна обеспечить независимость поэта. Книгопродавец Внемлите истине полезной; Наш век — торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет... Позвольте просто вам сказать: Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать... «Разговор книгопродавца с поэтом»<br> Проникновенно и страстно звучат строки стихотворения «Пророк» (1826). В перерождении, которое шестикрылый Серафим совершает над лирическим героем, обрисованы физические и нравственные муки, отражающие личные переживания поэта, преодолевшего романтический кризис 1823—1824 годов. Он способен воспринимать всю полноту жизни, богатство мира и стать певцом божественной истины, наделенный даром «глаголом жечь сердца людей».<br>На вершине славы. 8 сентября 1826 года Пушкин был вызван на аудиенцию к Николаю I. Вот как вспоминает об этой встрече сам поэт (в передаче А. Г. Хомутовой): «Фельдъегерь вырвал меня из моего насильственного уединения и привез в Москву, прямо в Кремль, и, всего покрытого грязью, меня привели в кабинет Императора, который сказал мне: «Здравствуй, Пушкин, доволен ты своим возвращением?» Я отвечал, как следовало. Государь долго говорил со мною, потом спросил: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14-м декабря, если бы был в Петербурге?» — «Непременно, Государь, все мои друзья были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога». — «Довольно ты подурачился, — возразил Император, — надеюсь, теперь ты будешь рассудителен, и мы более ссориться не будем. Ты будешь присылать ко мне все, что сочинишь: отныне я сам буду твоим цензором».<br> Пушкин остался верен своим друзьям-декабристам на всю жизнь, не уставал их поддерживать, призывать власти к милости, но предлагаемые ими пути решения общественных проблем не принял, понимая безнадежность и вред бунтов.<br> Впечатление, произведенное императором на Пушкина, надежды на лучшее отразились в написанном вскоре стихотворении «Стансы» (1826). Главная его мысль — призыв к царю быть милосердным, во всем брать пример с Петра I, который после казни стрельцов «правдой... привлек сердца и нравы укротил наукой», «самодержавною рукой он смело сеял просвещенье».<br> Свои симпатии к новому императору и надежды Пушкин выразил в стихотворении «Друзьям» (1828). Оно написано в ответ на упреки знакомых, усмотревших в «Стансах» измену прежним идеалам. Поэт отвергает эти необоснованные упреки и говорит об искренности своей хвалы царю, в котором он увидел человека, способного творить милосердие:Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил Войной, надеждою, трудами.<br>О нет! хоть юность в нем кипит, Но не жесток в нем дух державный; Тому, кого карает явно, Он втайне милости творит.
Происходит переосмысление темы поэзии и роли поэта в окружающем мире. В качестве предисловия к отдельному изданию первой главы романа «Евгений Онегин» предложено написанное в сентябре 1824 года стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Пушкин ч заявляет право поэта на правдивое отображение жизни, в Стихотворение построено как диалог между поэтом и книгопродавцом, человеком реальным и прозаическим, о. Столкновение различных точек зрения на поэзию завершается утверждением простоты как истины. Речь идет о признании писательского труда профессиональным, плата за который должна обеспечить независимость поэта. Книгопродавец Внемлите истине полезной; Наш век — торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет... Позвольте просто вам сказать: Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать... «Разговор книгопродавца с поэтом»<br> Проникновенно и страстно звучат строки стихотворения «Пророк» (1826). В перерождении, которое шестикрылый Серафим совершает над лирическим героем, обрисованы физические и нравственные муки, отражающие личные переживания поэта, преодолевшего романтический кризис 1823—1824 годов. Он способен воспринимать всю полноту жизни, богатство мира и стать певцом божественной истины, наделенный даром «глаголом жечь сердца людей».<br>На вершине славы. 8 сентября 1826 года Пушкин был вызван на аудиенцию к Николаю I. Вот как вспоминает об этой встрече сам поэт (в передаче А. Г. Хомутовой): «Фельдъегерь вырвал меня из моего насильственного уединения и привез в Москву, прямо в Кремль, и, всего покрытого грязью, меня привели в кабинет Императора, который сказал мне: «Здравствуй, Пушкин, доволен ты своим возвращением?» Я отвечал, как следовало. Государь долго говорил со мною, потом спросил: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14-м декабря, если бы был в Петербурге?» — «Непременно, Государь, все мои друзья были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога». — «Довольно ты подурачился, — возразил Император, — надеюсь, теперь ты будешь рассудителен, и мы более ссориться не будем. Ты будешь присылать ко мне все, что сочинишь: отныне я сам буду твоим цензором».<br> Пушкин остался верен своим друзьям-декабристам на всю жизнь, не уставал их поддерживать, призывать власти к милости, но предлагаемые ими пути решения общественных проблем не принял, понимая безнадежность и вред бунтов.<br> Впечатление, произведенное императором на Пушкина, надежды на лучшее отразились в написанном вскоре стихотворении «Стансы» (1826). Главная его мысль — призыв к царю быть милосердным, во всем брать пример с Петра I, который после казни стрельцов «правдой... привлек сердца и нравы укротил наукой», «самодержавною рукой он смело сеял просвещенье».<br> Свои симпатии к новому императору и надежды Пушкин выразил в стихотворении «Друзьям» (1828). Оно написано в ответ на упреки знакомых, усмотревших в «Стансах» измену прежним идеалам. Поэт отвергает эти необоснованные упреки и говорит об искренности своей хвалы царю, в котором он увидел человека, способного творить милосердие:Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил Войной, надеждою, трудами.<br>О нет! хоть юность в нем кипит, Но не жесток в нем дух державный; Тому, кого карает явно, Он втайне милости творит.
-
Важно отметить, что Пушкин противопоставляет свои искренние слова хвале льстеца и раба, который будет настраивать властителя не на милосердие, а на ограничение свободы.<br> Верность поэта своим прежним идеалам утверждает¬ся в стихотворении «Арион» (1827). «Я гимны прежние пою», — заявляет лирический герой. Как и прежде, в его стихах звучит неприятие и обличение тирании, общественных пороков, гибельных для человечества. Эта идея развита в «Анчаре» (1828). Идеями гуманизма и милосердия проникнуто стихотворение «Во глубине сибирских руд...» (1827).<br> В стихах о любви, которые были созданы в последнее десятилетие жизни поэта, выражено глубокое и нравственно чистое чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже любовь, лишенная взаимности, рассматривается как дар человеку свыше. Идеал поэта — «чистейшей прелести чистейший образец». Любовь связана и с трагическими ситуациями, как разлука, смерть любимой, ревность. Несмотря ни на что, «печаль светла», потому что «сердце вновь горит и любит от того, что не любить оно не может». Женщине, которую безнадежно любит лирический герой, он всегда искренне желает счастья («Я вас любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Кто знает край, где небо блещет...» и др.). Нередко тема любви сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувствами, испытываемыми поэтом и его героем.<br> На холмах Грузии лежит ночная мгла, Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою.В лирике Пушкина 30-х годов ясно выражено противоборство грусти с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. Такова элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829). Автора одолевают печальные раздумья о неизбежном уходе из земного мира. Однако и здесь он находит для души успокоение в том, что «у гробового входа / Младая будет жизнь играть, / И равнодушная природа / Красою вечною сиять».<br>Нередко поэта преследовали и тяжелые чувства. Под их влиянием рождались стихи «Не дай мне Бог сойти с ума...», «Дар напрасный, дар случайный...», «(Из Пиндемонти)».<br> В философской элегии «Дар напрасный, дар случайный...», созданной Пушкиным в день своего 29-летия, раскрывается состояние мучительной раздвоенности личности лирического героя в поисках жизненного смысла.Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.Исследователи высказывают предположение о близости стихотворения к содержанию и идеям главы 3 Книги Иова («Иов проклял день своего рождения»).<br>Философское восприятие «общего закона», оптимистическое признание вечного смысла обновляющейся жизни и смены поколений звучит в реалистическом стихотворении «...Вновь я посетил...» (1835).<br> На рубеже 20—30-х годов в жизни поэта происходят большие изменения. В декабре 1828 года состоялась его первая встреча с юной красавицей Наталией Николаевной Гончаровой. В 1830 году после второго сватовства Пушкин получил согласие на брак, и в феврале 1831 года в Москве в церкви Вознесения Господня на Никитской улице состоялось венчание. Сначала Пушкины поселились в Москве на Арбате, затем обосновались в Петербурге в доме 12 на набережной реки Мойки.<br> В последние годы жизни и творчества литературная деятельность Пушкина характеризуется углублением исторических интересов, утверждением реализма в его прозе, драматургии и поэзии, стремлением к философскому осмыслению закономерностей бытия.<br> Широкое вступление в прозу началось публикацией цикла «Повестей Белкина». Пушкин полемизирует с популярной среди читателей в 20—30-е годы русской романтической повестью, с ее мистицизмом, стремлением к изображению исключительных ситуаций, в которых действуют необычные и загадочные герои, говорящие высокопарным языком. Полемизирует и с сентиментальной повестью. Так, все намечающиеся загадочные и таинственные события в повестях «Гробовщик» (приход в гости к гробовщику покойников, для которых он мастерил гробы, не брезгуя обманывать родственников) и «Метель» (романтическая история побега Марьи Гавриловны с Владимиром) имеют вполне реалистическую, жизненную развязку. «Непримиримая» ссора отцов влюбленных на деле вполне разрешима и завершается миром и дружбой («Барышня-крестьянка»).<br> Вполне реальным оказывается и герой прозы. В воображении Лизы Муромской («Барышня-крестьянка») сосед Алексей Берестов кажется книжным и загадочным героем, тем более что он перед барышнями «явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы... Барышни сходили по нему с ума». На самом же деле он был таким, как рассказывает о нем горничная Настя: веселым, добрым, простым, с румянцем во всю щеку, любящим поиграть в горелки и поухаживать за сельскими девушками.<br> Романтический и загадочный Сильвио («Выстрел»), производящий на первый взгляд впечатление героической личности и борца за оскорбленное человеческое достоинство, на деле оказывается честолюбцем и эгоистом, культивирующим идею мести.<br> Гуманистическая идея пронизывает «Повести Белкина». Она проявляется и в некоторой идеализации провинциального быта, и в добродушной юмористической манере повествования, и в скорбных интонациях в рассказе о трагических судьбах героев. Драматична история Самсона Вырина («Станционный смотритель»). Угрызения совести, видимо, не смогут дать покой обретшей свое счастье Дуне. Причины же Пушкин видит в распространенных в обществе предрассудках, владевших и Минским и Выриным. Несправедливые социальные отношения, утверждает Пушкин в этой повести, ведут к разобщенности даже между самыми близкими людьми.<br> В 30-е годы написаны «Пиковая дама», «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачевского бунта» и другие прозаические произведения.<br>На протяжении всего творческого пути Пушкина неумолимо влечет к себе история отечества. В 30-е годы его воображение властно и надолго захватывает образ царя Петра I и его эпоха. В 1827 году был начат роман «Арап Петра Великого». В 1828—1829 годах поэт работает над поэмой «Полтава».<br>Увлеченность петровской темой проявилась в поэме «Медный всадник», написанной в 1833 году, а опубликованной уже после смерти автора.<br> В последнее десятилетие тема поэта и поэтического призвания («Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Поэту» и др.) осмысливается Пушкиным в философском ключе. «Поэт» развивает мысль о внезапности вдохновения, нисходящего на поэта как божественный дар. В нем есть интересные параллели с «Пророком». Пушкина волнуют взаимоотношения поэта и светской черни. В стихотворении «Поэт и толпа» он дает отповедь читателю, видящему целью поэзии — приносить непосредственную и сиюминутную пользу («смелые уроки», «сердца собратьев исправляй», т. е. в усилении в ней дидактического начала, чего Пушкин не приемлет).<br> В 1836 году поэт пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», переосмысляя сложившуюся литературную традицию. Его «памятник нерукотворный» «вознесся... главою непокорной» не из-за равнодушия к мнению толпы, а потому, что Пушкин «чувства добрые... лирой пробуждал», «что в... жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал». И в этом поэт видел свою главную заслугу.<br> 29 января 1837 года после смертельного ранения на дуэли с Дантесом Пушкин умирает. Прочтем некролог В. Ф. Одоевского, напечатанный в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду»: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о нем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава... Неужели в самом деле нет у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть!<br>29 января, 2 ч. 45 мин. пополудни».<br><br><br><br><br><br><br>
+
Важно отметить, что Пушкин противопоставляет свои искренние слова хвале льстеца и раба, который будет настраивать властителя не на милосердие, а на ограничение свободы.<br> Верность поэта своим прежним идеалам утверждает¬ся в стихотворении «Арион» (1827). «Я гимны прежние пою», — заявляет лирический герой. Как и прежде, в его стихах звучит неприятие и обличение тирании, общественных пороков, гибельных для человечества. Эта идея развита в «Анчаре» (1828). Идеями гуманизма и милосердия проникнуто стихотворение «Во глубине сибирских руд...» (1827).<br> В стихах о любви, которые были созданы в последнее десятилетие жизни поэта, выражено глубокое и нравственно чистое чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже любовь, лишенная взаимности, рассматривается как дар человеку свыше. Идеал поэта — «чистейшей прелести чистейший образец». Любовь связана и с трагическими ситуациями, как разлука, смерть любимой, ревность. Несмотря ни на что, «печаль светла», потому что «сердце вновь горит и любит от того, что не любить оно не может». Женщине, которую безнадежно любит лирический герой, он всегда искренне желает счастья («Я вас любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Кто знает край, где небо блещет...» и др.). Нередко тема любви сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувствами, испытываемыми поэтом и его героем.<br> На холмах Грузии лежит ночная мгла, Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою.В лирике Пушкина 30-х годов ясно выражено противоборство грусти с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. Такова элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829). Автора одолевают печальные раздумья о неизбежном уходе из земного мира. Однако и здесь он находит для души успокоение в том, что «у гробового входа / Младая будет жизнь играть, / И равнодушная природа / Красою вечною сиять».<br>Нередко поэта преследовали и тяжелые чувства. Под их влиянием рождались стихи «Не дай мне Бог сойти с ума...», «Дар напрасный, дар случайный...», «(Из Пиндемонти)».<br> В философской элегии «Дар напрасный, дар случайный...», созданной Пушкиным в день своего 29-летия, раскрывается состояние мучительной раздвоенности личности лирического героя в поисках жизненного смысла.Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.Исследователи высказывают предположение о близости стихотворения к содержанию и идеям главы 3 Книги Иова («Иов проклял день своего рождения»).<br>Философское восприятие «общего закона», оптимистическое признание вечного смысла обновляющейся жизни и смены поколений звучит в реалистическом стихотворении «...Вновь я посетил...» (1835).{{#ev:youtube|f3h0eIn1PR0}}<br> На рубеже 20—30-х годов в жизни поэта происходят большие изменения. В декабре 1828 года состоялась его первая встреча с юной красавицей Наталией Николаевной Гончаровой. В 1830 году после второго сватовства Пушкин получил согласие на брак, и в феврале 1831 года в Москве в церкви Вознесения Господня на Никитской улице состоялось венчание. Сначала Пушкины поселились в Москве на Арбате, затем обосновались в Петербурге в доме 12 на набережной реки Мойки.<br> В последние годы жизни и творчества литературная деятельность Пушкина характеризуется углублением исторических интересов, утверждением реализма в его прозе, драматургии и поэзии, стремлением к философскому осмыслению закономерностей бытия.<br> Широкое вступление в прозу началось публикацией цикла «Повестей Белкина». Пушкин полемизирует с популярной среди читателей в 20—30-е годы русской романтической повестью, с ее мистицизмом, стремлением к изображению исключительных ситуаций, в которых действуют необычные и загадочные герои, говорящие высокопарным языком. Полемизирует и с сентиментальной повестью. Так, все намечающиеся загадочные и таинственные события в повестях «Гробовщик» (приход в гости к гробовщику покойников, для которых он мастерил гробы, не брезгуя обманывать родственников) и «Метель» (романтическая история побега Марьи Гавриловны с Владимиром) имеют вполне реалистическую, жизненную развязку. «Непримиримая» ссора отцов влюбленных на деле вполне разрешима и завершается миром и дружбой («Барышня-крестьянка»).<br> Вполне реальным оказывается и герой прозы. В воображении Лизы Муромской («Барышня-крестьянка») сосед Алексей Берестов кажется книжным и загадочным героем, тем более что он перед барышнями «явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы... Барышни сходили по нему с ума». На самом же деле он был таким, как рассказывает о нем горничная Настя: веселым, добрым, простым, с румянцем во всю щеку, любящим поиграть в горелки и поухаживать за сельскими девушками.<br> Романтический и загадочный Сильвио («Выстрел»), производящий на первый взгляд впечатление героической личности и борца за оскорбленное человеческое достоинство, на деле оказывается честолюбцем и эгоистом, культивирующим идею мести.<br> Гуманистическая идея пронизывает «Повести Белкина». Она проявляется и в некоторой идеализации провинциального быта, и в добродушной юмористической манере повествования, и в скорбных интонациях в рассказе о трагических судьбах героев. Драматична история Самсона Вырина («Станционный смотритель»). Угрызения совести, видимо, не смогут дать покой обретшей свое счастье Дуне. Причины же Пушкин видит в распространенных в обществе предрассудках, владевших и Минским и Выриным. Несправедливые социальные отношения, утверждает Пушкин в этой повести, ведут к разобщенности даже между самыми близкими людьми.<br> В 30-е годы написаны «Пиковая дама», «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачевского бунта» и другие прозаические произведения.<br>На протяжении всего творческого пути Пушкина неумолимо влечет к себе история отечества. В 30-е годы его воображение властно и надолго захватывает образ царя Петра I и его эпоха. В 1827 году был начат роман «Арап Петра Великого». В 1828—1829 годах поэт работает над поэмой «Полтава».<br>Увлеченность петровской темой проявилась в поэме «Медный всадник», написанной в 1833 году, а опубликованной уже после смерти автора.<br> В последнее десятилетие тема поэта и поэтического призвания («Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Поэту» и др.) осмысливается Пушкиным в философском ключе. «Поэт» развивает мысль о внезапности вдохновения, нисходящего на поэта как божественный дар. В нем есть интересные параллели с «Пророком». Пушкина волнуют взаимоотношения поэта и светской черни. В стихотворении «Поэт и толпа» он дает отповедь читателю, видящему целью поэзии — приносить непосредственную и сиюминутную пользу («смелые уроки», «сердца собратьев исправляй», т. е. в усилении в ней дидактического начала, чего Пушкин не приемлет).<br> В 1836 году поэт пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», переосмысляя сложившуюся литературную традицию. Его «памятник нерукотворный» «вознесся... главою непокорной» не из-за равнодушия к мнению толпы, а потому, что Пушкин «чувства добрые... лирой пробуждал», «что в... жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал». И в этом поэт видел свою главную заслугу.<br> 29 января 1837 года после смертельного ранения на дуэли с Дантесом Пушкин умирает. Прочтем некролог В. Ф. Одоевского, напечатанный в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду»: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о нем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава... Неужели в самом деле нет у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть!<br>29 января, 2 ч. 45 мин. пополудни».<br><br><br><br><br><br><br>
Тема : А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества Цель урока: Обсуждение и аналезирование жизьни и творчести А.С. Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — «арапа Петра Великого». Первые шаги в творчестве. А. С. Пушкин получил прекрасное гуманитарное образование в области словесных, политических и юридических наук в Царскосельском лицее. Здесь же он начинает серьезно приобщаться к поэтическому творчеству: создаются стихотворения, среди которых «К другу стихотворцу» (опубликованное в № 13 «Вестника Европы» за 1814 год), «К сестре», «Пирующие студенты», «Князю А. М. Горчакову», «К Батюшкову», «Воспоминания в Царском Селе», «Городок», «Лицинию». Начинающего поэта печатают в журналах «Русский музеум» и «Вестник Европы». Во многих ранних произведениях чувствуется влияние творческого стиля Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Д. В. Давыдова, которых Пушкин по праву считал своими учителями. Анакреон {Анакреонт) — древнегреческий поэт, прославлявший веселье, любовь, радости бытия; его творчество оказало значительное влияние на развитие европейской и русской поэзии. В произведениях лицейского периода преобладают оптимистические настроения, прославляются радости жизни. В лирике находят отражение анакреонтические мотивы, веселье, любовь, дружба. Некоторые стихи предвосхищают развитие вольнолюбивых, гражданских мотивов в последующем творчестве поэта. Раннее деятельность Пушкина жанрово разнообразно — это послания, элегии, классицистические оды. В «Воспоминаниях в Царском Селе» (1814), написанных в традициях классицизма, звучат элегические мотивы. Стихотворение проникнуто патриотическими чувствами юного поэта, восхищающегося подвигами российского воинства, победами русского оружия над наполеоновской армией. Российские полководцы сравниваются с мифологическими героями и богами, армия названа «ратью богатырей», готовых «иль победить, иль пасть в пылу сраженья за веру, за царя».
В стиле дружеского послания создано стихотворение «Городок» (1815). Находясь под определенным влиянием Батюшкова, Пушкин ищет собственную манеру: его привлекают философские размышления. Не случайно среди учителей им назван Вольтер, «фернейский1 злой крикун», сатирик, философ, поэт свободомыслия. В стихотворении «Лицинию»2 (1815), Пушкин выступает как гражданский поэт. Он предлагает читателю поразмышлять над печальной судьбой Римской империи, которой суждено было погибнуть. Причиной этой гибели поэт называет рабство и деспотизм, нравственный упадок властьдержащих. Основной тезис этого стихотворения заключен во фразе, которая впоследствии стала крылатой: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен...» Фернёй — местечко около Женевы в Швейцарии, где жил Вольтер в последние двадцать лет своей жизни. Лицйний — римский император, издавший указ о разре-шении христианства; в борьбе против Константина I за власть в Риме был побежден и казнен. Мотивы взаимодействия закона, власти и народа с лицейских лет становятся важными в гражданской лирике Пушкина. В Лицее закладывается и высокая нравственная направленность творчества поэта, та «лелеющая душу гуманность», о которой напишет В. Г. Белинский. Наконец, Лицей способствовал возникновению и пониманию дружбы и товарищества как истинного братства. Именно это чувство дало импульс поэту для созданиястихотворений, посвященных ежегодным годовщинам открытия Лицея (19 октября). В каждом из поэтических произведений на эту тему мотив дружеской верности и памяти приобретает новые эмоциональные и художественные грани. Личность и творчество поэта-лицеиста приковывают к себе внимание видных литературных деятелей современности. В Царском Селе Пушкина посещает В. А. Жуковский и сразу же говорит о неизгладимом впечатлении, которое произвел на него юный поэт. С ним сближается П. Я. Чаадаев, его радушно принимают в семье Карамзиных. В 1816 году состоялся заочный прием Пушкина в общество «Арзамас», почетными членами которого были Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев, активными участниками — В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, В. Л. Пушкин.
Идеал свободы в жизни и поэзии. После окончания Лицея Пушкин поселился в столице. Он окунулся в светскую жизнь: балы, театр («волшебный край»), принесший ему знакомство с выдающимися драматургами и их произведениями. Лирика петербургского периода была самой разнообразной в тематическом и жанровом отношении: любовные и дружеские послания, эпиграммы, анакреонтические стихи... Поэта буквально захлестнули бурные общественные, политические и литературные события. Русская дворянская интеллигенция питала большие надежды на демократические преобразования в стране. В их кругу обсуждались новые идеи, успешно осуществленные в Европе: парламентаризм, конституция, свобода слова. В результате росло недовольство тем, что намерения и обещания, звучавшие в устах императора в начале его царствования («дней Александровых прекрасное начало»), оставались неосуществленными. Стали создаваться тайные общества.
С 1819 года Пушкин участвует в заседаниях вновь образованного литературно-театрального общества «Зеленая лампа», находившегося под непосредственным влиянием «Союза благоденствия» и даже слывшего одним из его филиалов. Читались вольнолюбивые стихи, обсуждались проблемы русской истории, искусства, театра, литературы и, конечно, политического устройства России. С «открытым сердцем» говорили «насчет глупца, вельможи злого, насчет холопа записного, насчет небесного царя, а иногда насчет земного». Деятельность этого общества была законспирирована. В петербургский период были написаны стихотворения, названные впоследствии литературоведами вольнолюбивыми. Они носили романтический характер и воспевали свободу, гуманность и незыблемую верность закону (среди них — «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Сказки (Noël)»). Стихи Пушкина вызывали не только восхищение, но и возмущение. Он приобрел немало врагов, которые доносили правительству о «возмутительных стихах». Александр I высказал желание ознакомиться с некоторыми из стихотворений поэта. Через П. Я. Чаадаева Пушкин послал царю «Деревню», и, хотя император передал поэту благодарность за внушаемые обществу добрые чувства, судьба поэта была решена. В письме H. М. Карамзина И. И. Дмитриеву от 19 апреля 1820 года мы находим следующее известие: «Над здешним поэтом Пушкиным, если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное (это между нами): служа под знаменем либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей и проч., и проч. Это узнала полиция... Опасаются следствий». За Пушкина хлопотали H. М. Карамзин, В. А. Жуковский, П. Я. Чаадаев, Ф. Н. Глинка, и участь его была несколько облегчена: он был определен в канцелярию генерала И. Н. Инзова в Екатеринослав. 6 мая 1820 года началась южная ссылка.
Расцвет и кризис романтизма. Творчество Пушкина периода южной ссылки представляет собой вершину русского романтизма. В стихотворениях «Погасло дневное светило...», «Мне вас не жаль, года весны моей...», «К Овидию», «Узник», «Коварность» и других произведениях передаются чувства лирического героя, пережившего трагическую и неразделенную любовь, измены, предательство друзей, клевету, гонения. В них отражена судьба добровольного или вынужденного изгнанника, расставшегося со своей родиной или рвущегося на волю узника. В южной ссылке созданы романтические поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» (завершена в Михайловском). На создание поэм оказало большое влияние творчество Дж. Г. Байрона, однако Пушкин создал оригинальный русский вариант байронический поэмы. В поэмах раскрывается сложный духовный мир современного Пушкину молодого человека с его страстями, надеждами и устремлениями. Как герой-романтик, он окружен некоей загадочностью, тайной. Его прошлое, истоки разочарованности остаются неизвестными для читателя. Действие происходит в исключительной, экзотической обстановке, навеянной природой Кавказа. Лирический герой по своему настроению близок автору. Стиль поэм повышенно эмоциональный. Интерес к отечественной истории отразился в созданной в 1822 году романтической балладе «Песнь о вещем Олеге». В южной ссылке (9 мая 1823 года) начата работа над романом «Евгений Онегин», которая завершилась Болдинской осенью 1830 года.
В середине сентября Пушкин покинул Кавказ и прибыл в Кишинев, куда перенес свою резиденцию И. Н. Инзов, ставший наместником царя в Бессарабии. Неоднократно поэт бывал в поместье Давыдовых в Каменке, где собирались члены тайного общества. В своем дневнике он делает такую запись: «Утро провел с Пестелем, — умный человек во всем смысле этого слова».
В августе 1823 года Пушкин из Кишинева был переведен в Одессу под начало графа М. С. Воронцова, с которым у поэта сразу не сложились отношения. Пушкин не мог принять снисходительно покровительственный тон начальника, пренебрежения к поэтическому творчеству и оценку его как рядового чиновника. Конфликт с Воронцовым осложнился страстной любовью Пушкина к жене Михаила Семеновича — Елизавете Ксаверьевне. Чувство к Воронцовой стало импульсом к созданию многих прекрасных стихов, среди которых написанные уже после разлуки — «Храни меня, мой талисман...» и «Сожженное письмо». Драматические обстоятельства личной жизни Пушкина в 1823—1824 годах осложнились романтическим кризисом, ставшим переломным этапом в его биографии и творчестве. Свободолюбивые устремления, призывы поэта не находят отклик в народе, не готовом защищать свои права. Рождаются стихотворения, отражающие душевное смятение, разочарование, — «Мое беспечное незнанье...», «Свободы сеятель пустынный...», «Демон». ...Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня. Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел. «Демон» Наблюдения над другими темами творчества Пушкина приводят современного литературоведа Н. Н. Скатова к следующим выводам: «Общее настроение сильного, бурного кризисного состояния вылилось и в любовных стихах этой поры завершения молодости — в чувствах мятежных, ревнивых, «роковых», могучих».
29 июля 1824 года по просьбе М. С. Воронцова Пушкин был уволен со службы. Поэта отправили в Михайловское (его родовое имение под Псковом) под надзор местного начальства. Преодоление кризиса. «...И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» — эти ощущения пришли к поэту в Михайловском и отразились в строках стихотворения, посвященного А. П. Керн, («Я помню чудное мгновенье...») (1825). Вначале уединенный образ жизни, который предстояло вести в Михайловской ссылке, очень тяготил Пушкина. В стране назревали важные политические события, участниками которых были его друзья и знакомые, в том числе и выпускники Лицея, и поэт испытывал глубокую тревогу за их судьбы. Тяготила и собственная отдаленность от происходящего. Однако началась жизнь, наполненная чтением, творчеством и спокойствием сельского досуга. Постепенно наступило душевное равновесие, в творчестве был преодолен романтический кризис. Уединение, а также природа и деревенский быт способствовали стремлению философски осмыслить окружающий мир и его проблемы. В творчестве Пушкина произошел переворот, подготовленный как предшествующим писательским опытом, так и полученными в Михайловском жизненными впечатлениями: поэт подошел к реалистическому изображению действительности. В его творчество прочно вошла тема народа, государства. Так в русской литературе появилась первая реалистическая трагедия «Борис Годунов» (1825).
Пушкин продолжает работать над реалистическим романом «Евгений Онегин». Наблюдения над деревенской жизнью отразились во второй—пятой главах романа в стихах. Поэт приходит к социально-философским и морально-этическим обобщениям. Тематика и мотивы стихотворений Пушкина этого периода достаточно широки: здесь и грустные сетования на одиночество, и философские размышления, и дружеские послания, и любовные стихи, и исторические элегии, и колкие эпиграммы, и строки, наполненные весельем, прославляющие разум, творчество, любовь как основы жизни.
Происходит переосмысление темы поэзии и роли поэта в окружающем мире. В качестве предисловия к отдельному изданию первой главы романа «Евгений Онегин» предложено написанное в сентябре 1824 года стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Пушкин ч заявляет право поэта на правдивое отображение жизни, в Стихотворение построено как диалог между поэтом и книгопродавцом, человеком реальным и прозаическим, о. Столкновение различных точек зрения на поэзию завершается утверждением простоты как истины. Речь идет о признании писательского труда профессиональным, плата за который должна обеспечить независимость поэта. Книгопродавец Внемлите истине полезной; Наш век — торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет... Позвольте просто вам сказать: Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать... «Разговор книгопродавца с поэтом» Проникновенно и страстно звучат строки стихотворения «Пророк» (1826). В перерождении, которое шестикрылый Серафим совершает над лирическим героем, обрисованы физические и нравственные муки, отражающие личные переживания поэта, преодолевшего романтический кризис 1823—1824 годов. Он способен воспринимать всю полноту жизни, богатство мира и стать певцом божественной истины, наделенный даром «глаголом жечь сердца людей». На вершине славы. 8 сентября 1826 года Пушкин был вызван на аудиенцию к Николаю I. Вот как вспоминает об этой встрече сам поэт (в передаче А. Г. Хомутовой): «Фельдъегерь вырвал меня из моего насильственного уединения и привез в Москву, прямо в Кремль, и, всего покрытого грязью, меня привели в кабинет Императора, который сказал мне: «Здравствуй, Пушкин, доволен ты своим возвращением?» Я отвечал, как следовало. Государь долго говорил со мною, потом спросил: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14-м декабря, если бы был в Петербурге?» — «Непременно, Государь, все мои друзья были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога». — «Довольно ты подурачился, — возразил Император, — надеюсь, теперь ты будешь рассудителен, и мы более ссориться не будем. Ты будешь присылать ко мне все, что сочинишь: отныне я сам буду твоим цензором». Пушкин остался верен своим друзьям-декабристам на всю жизнь, не уставал их поддерживать, призывать власти к милости, но предлагаемые ими пути решения общественных проблем не принял, понимая безнадежность и вред бунтов. Впечатление, произведенное императором на Пушкина, надежды на лучшее отразились в написанном вскоре стихотворении «Стансы» (1826). Главная его мысль — призыв к царю быть милосердным, во всем брать пример с Петра I, который после казни стрельцов «правдой... привлек сердца и нравы укротил наукой», «самодержавною рукой он смело сеял просвещенье». Свои симпатии к новому императору и надежды Пушкин выразил в стихотворении «Друзьям» (1828). Оно написано в ответ на упреки знакомых, усмотревших в «Стансах» измену прежним идеалам. Поэт отвергает эти необоснованные упреки и говорит об искренности своей хвалы царю, в котором он увидел человека, способного творить милосердие:Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил Войной, надеждою, трудами. О нет! хоть юность в нем кипит, Но не жесток в нем дух державный; Тому, кого карает явно, Он втайне милости творит.
Важно отметить, что Пушкин противопоставляет свои искренние слова хвале льстеца и раба, который будет настраивать властителя не на милосердие, а на ограничение свободы. Верность поэта своим прежним идеалам утверждает¬ся в стихотворении «Арион» (1827). «Я гимны прежние пою», — заявляет лирический герой. Как и прежде, в его стихах звучит неприятие и обличение тирании, общественных пороков, гибельных для человечества. Эта идея развита в «Анчаре» (1828). Идеями гуманизма и милосердия проникнуто стихотворение «Во глубине сибирских руд...» (1827). В стихах о любви, которые были созданы в последнее десятилетие жизни поэта, выражено глубокое и нравственно чистое чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже любовь, лишенная взаимности, рассматривается как дар человеку свыше. Идеал поэта — «чистейшей прелести чистейший образец». Любовь связана и с трагическими ситуациями, как разлука, смерть любимой, ревность. Несмотря ни на что, «печаль светла», потому что «сердце вновь горит и любит от того, что не любить оно не может». Женщине, которую безнадежно любит лирический герой, он всегда искренне желает счастья («Я вас любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Кто знает край, где небо блещет...» и др.). Нередко тема любви сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувствами, испытываемыми поэтом и его героем. На холмах Грузии лежит ночная мгла, Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою.В лирике Пушкина 30-х годов ясно выражено противоборство грусти с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. Такова элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829). Автора одолевают печальные раздумья о неизбежном уходе из земного мира. Однако и здесь он находит для души успокоение в том, что «у гробового входа / Младая будет жизнь играть, / И равнодушная природа / Красою вечною сиять». Нередко поэта преследовали и тяжелые чувства. Под их влиянием рождались стихи «Не дай мне Бог сойти с ума...», «Дар напрасный, дар случайный...», «(Из Пиндемонти)». В философской элегии «Дар напрасный, дар случайный...», созданной Пушкиным в день своего 29-летия, раскрывается состояние мучительной раздвоенности личности лирического героя в поисках жизненного смысла.Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.Исследователи высказывают предположение о близости стихотворения к содержанию и идеям главы 3 Книги Иова («Иов проклял день своего рождения»). Философское восприятие «общего закона», оптимистическое признание вечного смысла обновляющейся жизни и смены поколений звучит в реалистическом стихотворении «...Вновь я посетил...» (1835).
На рубеже 20—30-х годов в жизни поэта происходят большие изменения. В декабре 1828 года состоялась его первая встреча с юной красавицей Наталией Николаевной Гончаровой. В 1830 году после второго сватовства Пушкин получил согласие на брак, и в феврале 1831 года в Москве в церкви Вознесения Господня на Никитской улице состоялось венчание. Сначала Пушкины поселились в Москве на Арбате, затем обосновались в Петербурге в доме 12 на набережной реки Мойки. В последние годы жизни и творчества литературная деятельность Пушкина характеризуется углублением исторических интересов, утверждением реализма в его прозе, драматургии и поэзии, стремлением к философскому осмыслению закономерностей бытия. Широкое вступление в прозу началось публикацией цикла «Повестей Белкина». Пушкин полемизирует с популярной среди читателей в 20—30-е годы русской романтической повестью, с ее мистицизмом, стремлением к изображению исключительных ситуаций, в которых действуют необычные и загадочные герои, говорящие высокопарным языком. Полемизирует и с сентиментальной повестью. Так, все намечающиеся загадочные и таинственные события в повестях «Гробовщик» (приход в гости к гробовщику покойников, для которых он мастерил гробы, не брезгуя обманывать родственников) и «Метель» (романтическая история побега Марьи Гавриловны с Владимиром) имеют вполне реалистическую, жизненную развязку. «Непримиримая» ссора отцов влюбленных на деле вполне разрешима и завершается миром и дружбой («Барышня-крестьянка»). Вполне реальным оказывается и герой прозы. В воображении Лизы Муромской («Барышня-крестьянка») сосед Алексей Берестов кажется книжным и загадочным героем, тем более что он перед барышнями «явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы... Барышни сходили по нему с ума». На самом же деле он был таким, как рассказывает о нем горничная Настя: веселым, добрым, простым, с румянцем во всю щеку, любящим поиграть в горелки и поухаживать за сельскими девушками. Романтический и загадочный Сильвио («Выстрел»), производящий на первый взгляд впечатление героической личности и борца за оскорбленное человеческое достоинство, на деле оказывается честолюбцем и эгоистом, культивирующим идею мести. Гуманистическая идея пронизывает «Повести Белкина». Она проявляется и в некоторой идеализации провинциального быта, и в добродушной юмористической манере повествования, и в скорбных интонациях в рассказе о трагических судьбах героев. Драматична история Самсона Вырина («Станционный смотритель»). Угрызения совести, видимо, не смогут дать покой обретшей свое счастье Дуне. Причины же Пушкин видит в распространенных в обществе предрассудках, владевших и Минским и Выриным. Несправедливые социальные отношения, утверждает Пушкин в этой повести, ведут к разобщенности даже между самыми близкими людьми. В 30-е годы написаны «Пиковая дама», «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачевского бунта» и другие прозаические произведения. На протяжении всего творческого пути Пушкина неумолимо влечет к себе история отечества. В 30-е годы его воображение властно и надолго захватывает образ царя Петра I и его эпоха. В 1827 году был начат роман «Арап Петра Великого». В 1828—1829 годах поэт работает над поэмой «Полтава». Увлеченность петровской темой проявилась в поэме «Медный всадник», написанной в 1833 году, а опубликованной уже после смерти автора. В последнее десятилетие тема поэта и поэтического призвания («Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Поэту» и др.) осмысливается Пушкиным в философском ключе. «Поэт» развивает мысль о внезапности вдохновения, нисходящего на поэта как божественный дар. В нем есть интересные параллели с «Пророком». Пушкина волнуют взаимоотношения поэта и светской черни. В стихотворении «Поэт и толпа» он дает отповедь читателю, видящему целью поэзии — приносить непосредственную и сиюминутную пользу («смелые уроки», «сердца собратьев исправляй», т. е. в усилении в ней дидактического начала, чего Пушкин не приемлет). В 1836 году поэт пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», переосмысляя сложившуюся литературную традицию. Его «памятник нерукотворный» «вознесся... главою непокорной» не из-за равнодушия к мнению толпы, а потому, что Пушкин «чувства добрые... лирой пробуждал», «что в... жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал». И в этом поэт видел свою главную заслугу. 29 января 1837 года после смертельного ранения на дуэли с Дантесом Пушкин умирает. Прочтем некролог В. Ф. Одоевского, напечатанный в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду»: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о нем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава... Неужели в самом деле нет у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января, 2 ч. 45 мин. пополудни».
Отредактировано и прислано Китаев В.А
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.