Это произведение поражает и объемом и количеством персонажей (более пятисот), и масштабностью изображенных событий. Здесь есть любовь и ненависть, счастье и горе, светлые чувства и низкие интриги, детские игры и военные баталии, рождение и смерть, светские балы и бытовые сцены. И каждую действующее лицо, участвующее в этих событиях, автор испытывает временем, историей.
+
Это произведение поражает и объемом и количеством персонажей (более пятисот), и масштабностью изображенных событий. Здесь есть любовь и ненависть, счастье и горе, светлые чувства и низкие интриги, детские игры и военные баталии, рождение и смерть, светские балы и бытовые сцены. И каждую действующее лицо, участвующее в этих событиях, автор испытывает временем, историей.
-
+
+
<br>
{{#ev:youtube|HR5lkwG1da4}}
{{#ev:youtube|HR5lkwG1da4}}
Строка 21:
Строка 21:
<br> То, что обычно изображается в произведениях различных жанров, Толстой поместил в одном. И потому сам писатель говорил, что произведение это - «не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». «Войну и мир» сам он называл книгой и сравнивал ее с эпосом Гомера. Исследователи назвали «Войну и мир» романом-эпопеей.<br> Роман - это ведущий жанр литературы, начиная с XVIII века, а XIX века демонстрирует его расцвет. Предмет романного жанра - судьба отдельных людей, их повседневную жизнь, причем герой романа освещается, согласно концепции М. Бахтина, «не как готовый и неизменный», а как такой, что «утверждается, изменяется, воспитывается жизнью». Личная жизнь отдельного человека исследуется в динамике, эволюции, в сложных отношениях героя с окружающим миром.<br> С древнегреческим словом эпос прочно связано представление о художественное воссоздание жизни в ее целостности: в эпохе раскрывается епохальнисть жизни народа, его сущность.<br> «Война и мир» имеет признаки романа и эпоса. Судьба каждого героя произведения тесно связана с жизнью народа, с эпохой.
<br> То, что обычно изображается в произведениях различных жанров, Толстой поместил в одном. И потому сам писатель говорил, что произведение это - «не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». «Войну и мир» сам он называл книгой и сравнивал ее с эпосом Гомера. Исследователи назвали «Войну и мир» романом-эпопеей.<br> Роман - это ведущий жанр литературы, начиная с XVIII века, а XIX века демонстрирует его расцвет. Предмет романного жанра - судьба отдельных людей, их повседневную жизнь, причем герой романа освещается, согласно концепции М. Бахтина, «не как готовый и неизменный», а как такой, что «утверждается, изменяется, воспитывается жизнью». Личная жизнь отдельного человека исследуется в динамике, эволюции, в сложных отношениях героя с окружающим миром.<br> С древнегреческим словом эпос прочно связано представление о художественное воссоздание жизни в ее целостности: в эпохе раскрывается епохальнисть жизни народа, его сущность.<br> «Война и мир» имеет признаки романа и эпоса. Судьба каждого героя произведения тесно связана с жизнью народа, с эпохой.
Роман-эпопея «Война и мир» начался с замысла Толстого написать роман «Декабристы». После смерти Николая I в 1855 году из Сибири стали возвращаться амнистированы декабристы со своими семьями.<br> Эти люди сохранили душевную целостность и чистоту, что контрастировали с душевным состоянием большинства россиян - нервных, торопливых, внутренне разорванных. Что именно помогло сохранить тем, кто тридцать лет отбыл в ссылке в Сибири (а часть этого срока - в подземелье, на каторжных работах), твердость духа и ясный ум? Следовательно Толстой обратился к анализу декабрьских событий 1825 года. Оказалось, что 1825 тесно связан с 1812-м, молодость декабристов, формирование их мировоззренческих, нравственных, политических убеждений совпадали с военной порой и славной победой россиян.<br> Поражение войск Наполеона, по мнению Толстого, не была случайной. Но чтобы донести эту истину до читательской сознания, надо было начать от противного, т.е. с эпоху неудач и поражений. Ведь Россия воевала с Францией и 1805 года, и 1807-го в составе союзнических войск. Почему Наполеон, «гений» войны, со своей непревзойденной армией получая блестящие победы на протяжении длительного времени, потерпел поражение в 1812 году? То фортуна отвернулась от французского императора? То была историческая необходимость? Толстой обработал огромное количество научных работ как ученых французской историографической школы, так и российских историков, но они его не удовлетворили. Ученые давали впечатляющую фактическую картину, даже концептуально ее обосновывали, но ни один не объяснил, почему миллионы людей отправились с Запада на Восток, чтобы убивать себе подобных.<br> Наибольший интерес у Толстого вызвала эмоциональная сфера, потому поступки человека определяет прежде всего мир чувств и желаний, а затем уже мыслей. Когда чувства и желания миллионов совершенно разных людей совпадают, происходит большое историческое событие. «Любой исторический факт, - зафиксировал в дневнике Толстой, - необходимо объяснять человечески». С таких позиций и написан роман «Война и мир».<br> Толстой не разделяет события на более и менее значимые зависимости от того, изображают они домашний быт или военные события.
+
Роман-эпопея «Война и мир» начался с замысла Толстого написать роман «Декабристы». После смерти Николая I в 1855 году из Сибири стали возвращаться амнистированы декабристы со своими семьями.<br> Эти люди сохранили душевную целостность и чистоту, что контрастировали с душевным состоянием большинства россиян - нервных, торопливых, внутренне разорванных. Что именно помогло сохранить тем, кто тридцать лет отбыл в ссылке в Сибири (а часть этого срока - в подземелье, на каторжных работах), твердость духа и ясный ум? Следовательно Толстой обратился к анализу декабрьских событий 1825 года. Оказалось, что 1825 тесно связан с 1812-м, молодость декабристов, формирование их мировоззренческих, нравственных, политических убеждений совпадали с военной порой и славной победой россиян.<br> Поражение войск Наполеона, по мнению Толстого, не была случайной. Но чтобы донести эту истину до читательского сознания, надо было начать от противного, т.е. с эпохи неудач и поражений. Ведь Россия воевала с Францией и в 1805 году, и 1807-го в составе союзнических войск. Почему Наполеон, «гений» войны, со своей непревзойденной армией получая блестящие победы на протяжении длительного времени, потерпел поражение в 1812 году? То фортуна отвернулась от французского императора? То была историческая необходимость? Толстой обработал огромное количество научных работ как ученых французской историографической школы, так и российских историков, но они его не удовлетворили. Ученые давали впечатляющую фактическую картину, даже концептуально ее обосновывали, но ни один не объяснил, почему миллионы людей отправились с Запада на Восток, чтобы убивать себе подобных.<br> Наибольший интерес у Толстого вызвала эмоциональная сфера, потому поступки человека определяет прежде всего мир чувств и желаний, а затем уже мыслей. Когда чувства и желания миллионов совершенно разных людей совпадают, происходит большое историческое событие. «Любой исторический факт, - зафиксировал в дневнике Толстой, - необходимо объяснять человечески». С таких позиций и написан роман «Война и мир».<br> Толстой не разделяет события на более и менее значимые зависимости от того, изображают они домашний быт или военные события.
-
+
+
<br>
[[Image:Войн.jpg|240x168px|Войн.jpg]] [[Image:Война и мир.jpg|173x226px|Война и мир.jpg]]
[[Image:Войн.jpg|240x168px|Войн.jpg]] [[Image:Война и мир.jpg|173x226px|Война и мир.jpg]]
-
<br> Писатель воссоздает психическое состояние человека в момент, когда жизнь выходит из устоявшегося русла. Человеку в такой ситуации кажется, что всему конец, но именно тогда и расцветает вдруг в ее душе ощущение свободы, полноты бытия, «настоящего» жизни, в противовес привычным обстоятельствам существования. Это мнение высказывает, Пьер после страданий, испытанных в плену: «Мы думаем, что как нас выкинет из обычной дорожки - все пропало, а тут только начинается новое, хорошее».<br> Обстоятельства жизни изменились, возросла общественная роль народа, людей объединила единая цель: противостоять завоевателям.
+
<br> Писатель воссоздает психическое состояние человека в момент, когда жизнь выходит из устоявшегося русла. Человеку в такой ситуации кажется, что всему конец, но именно тогда и расцветает вдруг в его душе ощущение свободы, полноты бытия, «настоящей» жизни, в противовес привычным обстоятельствам существования. Это мнение высказывает Пьер после страданий, испытанных в плену: «Мы думаем, что как нас выкинет из обычной дорожки - все пропало, а тут только начинается новое, хорошее».<br> Обстоятельства жизни изменились, возросла общественная роль народа, людей объединила единая цель: противостоять завоевателям.
<br> События частной жизни иногда становятся всенародными. Например, Николай Ростов, проигрывая в карты Долохову огромную сумму - сорок три тысячи рублей, знает, что вызывает неизбежно разорение семьи. Николай совсем не картежник, он зашел в Долохова сделать только одну ставку и выиграть сто рублей, чтобы купить подарок матери. Но отчаянный картежник Долохов, более всего в жизни ставя риск свое главенство над всеми, к тому же стремясь отомстить Николаю за то, что ему больше повезло в любви к Соне, - подчиняет Ростова силой воли. Долохов сознательно действует как сила зла отношении Николая, и тот это понимает. Почему же он не может противостоять? Сначала попробуем понять, что происходит с Ростовом в этот роковой момент жизни.<br> Возвращаясь домой, Николай погружается в атмосферу влюбленности и счастья, музыки и поэзии, то любимый мир, который впервые, под влиянием катастрофического проигрыша, видит сбоку, отстраненно, не воспринимая радости молодых вдохновенных лиц.
+
<br> События частной жизни иногда становятся всенародными. Например, Николай Ростов, проигрывая в карты Долохову огромную сумму - сорок три тысячи рублей, знает, что вызывает неизбежно разорение семьи. Николай совсем не картежник, он зашел в Долохова сделать только одну ставку и выиграть сто рублей, чтобы купить подарок матери. Но отчаянный картежник Долохов, более всего в жизни ставя риск свое главенство над всеми, к тому же стремясь отомстить Николаю за то, что ему больше повезло в любви к Соне, - подчиняет Ростова силой воли. Долохов сознательно действует ,как сила зла отношении Николая, и тот это понимает. Почему же он не может противостоять? Сначала попробуем понять, что происходит с Ростовом в этот роковой момент жизни.<br> Возвращаясь домой, Николай погружается в атмосферу влюбленности и счастья, музыки и поэзии, то любимый мир, который впервые, под влиянием катастрофического проигрыша, видит сбоку, отстраненно, не воспринимая радости молодых вдохновенных лиц.
<br> Но это счастье слишком драматическое, непосильная для Николая. Поэтому он пытается замкнуться в кругу привычного и понятного. «Определенные условия полкового жизни» и становятся тем миром, в котором все ясно и просто, и легко быть прекрасным человеком, «что казалось таким трудным в гражданской жизни» (в оригинале - «в миру» - так Церковь называет жизни, что течет помонастырским стеной). Любимый полк Ростова и был для него своеобразным «монастырем», регламентированным жизнью, в которой невозможно ошибиться.<br> У Николая Ростова еще будут душевные кризисы. Но он не позволит себе усомниться, что признано всеми. Поэтому он - обычный, рядовой человек.Толстой не унижает этим героя. Просто он показывает, что иногда следует приложить личные усилия для преодоления трудностей, но не каждый на это способен.<br> Образ Долохова вводит в мирное сюжет тему войны. А что это значит - война в мире? Для Толстого - это ситуация, в которой поведение человека основывается только на культе личной активности, вне стремлением к отношениям и взаимопонимание с другими людьми. Так утверждается произвола эгоизма. Долохов - бре тер, характерный персонаж дворянской культуры начала XIX века, который стремится опасных развлечений и ищет малейшего повода для дуэли.<br> Во время обеда в честь генерала Багратиона в Английском клубе Долохов провоцирует Пьера на скандал и вызов на дуэль. Пьер, произнося слова вызова, осознает, что сплетня о связи его жены с Долоховым - правда.<br>И вот дуэль, всегда непредсказуема и опасна, завершается ранением Долохова. А для Пьера эта дуэль - духовная катастрофа, которая разбивает все разумные объяснения жизни.<br> «Я стрелял в Долохова за то, что считал себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за то. Что плохо? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? »- Спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, нелогичной ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь - все кончится. Или все узнаешь, или перестанешь спрашивать ». Но и умереть было страшно.
+
<br> Но это счастье слишком драматическое, непосильное для Николая. Поэтому он пытается замкнуться в кругу привычного и понятного. «Определенные условия полковой жизни» и становятся тем миром, в котором все ясно и просто, и легко быть прекрасным человеком, «что казалось таким трудным в гражданской жизни» (в оригинале - «в миру» - так Церковь называет жизни, что течет за монастырской стеной). Любимый полк Ростова и был для него своеобразным «монастырем», регламентированным жизнью, в которой невозможно ошибиться.<br> У Николая Ростова еще будут душевные кризисы. Но он не позволит себе усомниться, что признано всеми. Поэтому он - обычный, рядовой человек.Толстой не унижает этим героя. Просто он показывает, что иногда следует приложить личные усилия для преодоления трудностей, но не каждый на это способен.<br> Образ Долохова вводит в мирный сюжет тему войны. А что это значит - война в мире? Для Толстого - это ситуация, в которой поведение человека основывается только на культе личной активности, вне стремлением к отношениям и взаимопонимании с другими людьми. Так утверждается произвол эгоизма. Долохов - характерный персонаж дворянской культуры начала XIX века, который стремится к опасным развлечениям, и ищет малейший повод для дуэли.<br> Во время обеда в честь генерала Багратиона в Английском клубе Долохов провоцирует Пьера на скандал и вызов на дуэль. Пьер, произнося слова вызова, осознает, что сплетня о связи его жены с Долоховым - правда.<br>И вот дуэль, всегда непредсказуема и опасна, завершается ранением Долохова. А для Пьера эта дуэль - духовная катастрофа, которая разбивает все разумные объяснения жизни.<br> «Я стрелял в Долохова за то, что считал себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за то. Что плохо? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? »- Спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, нелогичного ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь - все кончится. Или все узнаешь, или перестанешь спрашивать ». Но и умереть было страшно.
-
+
+
<br>
{{#ev:youtube|1-mMTVIIMCI}}
{{#ev:youtube|1-mMTVIIMCI}}
-
<br> Мир разделился на единичные явления, между которыми не было связи. Такое восприятие жизни заводит Пьера в тупик. Он пытается анализировать ситуацию и определяет причину своей катастрофы - жениться на Элен, которой он в действительности не любил. Один неверный шаг в жизни может привести к цепи ошибок и катастрофы.<br><br> <br><br> Отредактировано и прислано Китаевым В.А
+
<br> Мир разделился на единичные явления, между которыми не было связи. Такое восприятие жизни заводит Пьера в тупик. Он пытается анализировать ситуацию и определяет причину своей катастрофы - жениться на Элен, которую он в действительности не любил. Один неверный шаг в жизни может привести к цепи ошибок и катастрофы.<br><br> <br><br> Отредактировано и прислано Китаевым В.А
Это произведение поражает и объемом и количеством персонажей (более пятисот), и масштабностью изображенных событий. Здесь есть любовь и ненависть, счастье и горе, светлые чувства и низкие интриги, детские игры и военные баталии, рождение и смерть, светские балы и бытовые сцены. И каждую действующее лицо, участвующее в этих событиях, автор испытывает временем, историей.
То, что обычно изображается в произведениях различных жанров, Толстой поместил в одном. И потому сам писатель говорил, что произведение это - «не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». «Войну и мир» сам он называл книгой и сравнивал ее с эпосом Гомера. Исследователи назвали «Войну и мир» романом-эпопеей. Роман - это ведущий жанр литературы, начиная с XVIII века, а XIX века демонстрирует его расцвет. Предмет романного жанра - судьба отдельных людей, их повседневную жизнь, причем герой романа освещается, согласно концепции М. Бахтина, «не как готовый и неизменный», а как такой, что «утверждается, изменяется, воспитывается жизнью». Личная жизнь отдельного человека исследуется в динамике, эволюции, в сложных отношениях героя с окружающим миром. С древнегреческим словом эпос прочно связано представление о художественное воссоздание жизни в ее целостности: в эпохе раскрывается епохальнисть жизни народа, его сущность. «Война и мир» имеет признаки романа и эпоса. Судьба каждого героя произведения тесно связана с жизнью народа, с эпохой.
Роман-эпопея «Война и мир» начался с замысла Толстого написать роман «Декабристы». После смерти Николая I в 1855 году из Сибири стали возвращаться амнистированы декабристы со своими семьями. Эти люди сохранили душевную целостность и чистоту, что контрастировали с душевным состоянием большинства россиян - нервных, торопливых, внутренне разорванных. Что именно помогло сохранить тем, кто тридцать лет отбыл в ссылке в Сибири (а часть этого срока - в подземелье, на каторжных работах), твердость духа и ясный ум? Следовательно Толстой обратился к анализу декабрьских событий 1825 года. Оказалось, что 1825 тесно связан с 1812-м, молодость декабристов, формирование их мировоззренческих, нравственных, политических убеждений совпадали с военной порой и славной победой россиян. Поражение войск Наполеона, по мнению Толстого, не была случайной. Но чтобы донести эту истину до читательского сознания, надо было начать от противного, т.е. с эпохи неудач и поражений. Ведь Россия воевала с Францией и в 1805 году, и 1807-го в составе союзнических войск. Почему Наполеон, «гений» войны, со своей непревзойденной армией получая блестящие победы на протяжении длительного времени, потерпел поражение в 1812 году? То фортуна отвернулась от французского императора? То была историческая необходимость? Толстой обработал огромное количество научных работ как ученых французской историографической школы, так и российских историков, но они его не удовлетворили. Ученые давали впечатляющую фактическую картину, даже концептуально ее обосновывали, но ни один не объяснил, почему миллионы людей отправились с Запада на Восток, чтобы убивать себе подобных. Наибольший интерес у Толстого вызвала эмоциональная сфера, потому поступки человека определяет прежде всего мир чувств и желаний, а затем уже мыслей. Когда чувства и желания миллионов совершенно разных людей совпадают, происходит большое историческое событие. «Любой исторический факт, - зафиксировал в дневнике Толстой, - необходимо объяснять человечески». С таких позиций и написан роман «Война и мир». Толстой не разделяет события на более и менее значимые зависимости от того, изображают они домашний быт или военные события.
Писатель воссоздает психическое состояние человека в момент, когда жизнь выходит из устоявшегося русла. Человеку в такой ситуации кажется, что всему конец, но именно тогда и расцветает вдруг в его душе ощущение свободы, полноты бытия, «настоящей» жизни, в противовес привычным обстоятельствам существования. Это мнение высказывает Пьер после страданий, испытанных в плену: «Мы думаем, что как нас выкинет из обычной дорожки - все пропало, а тут только начинается новое, хорошее». Обстоятельства жизни изменились, возросла общественная роль народа, людей объединила единая цель: противостоять завоевателям.
События частной жизни иногда становятся всенародными. Например, Николай Ростов, проигрывая в карты Долохову огромную сумму - сорок три тысячи рублей, знает, что вызывает неизбежно разорение семьи. Николай совсем не картежник, он зашел в Долохова сделать только одну ставку и выиграть сто рублей, чтобы купить подарок матери. Но отчаянный картежник Долохов, более всего в жизни ставя риск свое главенство над всеми, к тому же стремясь отомстить Николаю за то, что ему больше повезло в любви к Соне, - подчиняет Ростова силой воли. Долохов сознательно действует ,как сила зла отношении Николая, и тот это понимает. Почему же он не может противостоять? Сначала попробуем понять, что происходит с Ростовом в этот роковой момент жизни. Возвращаясь домой, Николай погружается в атмосферу влюбленности и счастья, музыки и поэзии, то любимый мир, который впервые, под влиянием катастрофического проигрыша, видит сбоку, отстраненно, не воспринимая радости молодых вдохновенных лиц.
Но это счастье слишком драматическое, непосильное для Николая. Поэтому он пытается замкнуться в кругу привычного и понятного. «Определенные условия полковой жизни» и становятся тем миром, в котором все ясно и просто, и легко быть прекрасным человеком, «что казалось таким трудным в гражданской жизни» (в оригинале - «в миру» - так Церковь называет жизни, что течет за монастырской стеной). Любимый полк Ростова и был для него своеобразным «монастырем», регламентированным жизнью, в которой невозможно ошибиться. У Николая Ростова еще будут душевные кризисы. Но он не позволит себе усомниться, что признано всеми. Поэтому он - обычный, рядовой человек.Толстой не унижает этим героя. Просто он показывает, что иногда следует приложить личные усилия для преодоления трудностей, но не каждый на это способен. Образ Долохова вводит в мирный сюжет тему войны. А что это значит - война в мире? Для Толстого - это ситуация, в которой поведение человека основывается только на культе личной активности, вне стремлением к отношениям и взаимопонимании с другими людьми. Так утверждается произвол эгоизма. Долохов - характерный персонаж дворянской культуры начала XIX века, который стремится к опасным развлечениям, и ищет малейший повод для дуэли. Во время обеда в честь генерала Багратиона в Английском клубе Долохов провоцирует Пьера на скандал и вызов на дуэль. Пьер, произнося слова вызова, осознает, что сплетня о связи его жены с Долоховым - правда. И вот дуэль, всегда непредсказуема и опасна, завершается ранением Долохова. А для Пьера эта дуэль - духовная катастрофа, которая разбивает все разумные объяснения жизни. «Я стрелял в Долохова за то, что считал себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за то. Что плохо? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? »- Спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, нелогичного ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь - все кончится. Или все узнаешь, или перестанешь спрашивать ». Но и умереть было страшно.
Мир разделился на единичные явления, между которыми не было связи. Такое восприятие жизни заводит Пьера в тупик. Он пытается анализировать ситуацию и определяет причину своей катастрофы - жениться на Элен, которую он в действительности не любил. Один неверный шаг в жизни может привести к цепи ошибок и катастрофы.
Отредактировано и прислано Китаевым В.А
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.