|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
| <br> '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс.Полные уроки]]>>Литература: Медный всадник .Полные уроки ''' | | <br> '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс.Полные уроки]]>>Литература: Медный всадник .Полные уроки ''' |
| | | |
- | '''<metakeywords>Медный всадник</metakeywords>''' | + | '''<metakeywords>Медный всадник</metakeywords>''' |
| | | |
| + | <br> |
| | | |
| + | <br> |
| | | |
| + | '''Тема''' : Медный всадник. |
| | | |
| + | '''Цель урока''': Ознакомить учеников с характером повести.<br> |
| | | |
- | Тема : Медный всадник.
| + | '''Тип урока''': Образовательно-воспитательный.<br> |
| | | |
- | Цель урока:
| + | <br> |
| | | |
- | '''Петербургская повесть. Поэма «Медный всадник» была написана в октябре 1833 года в Болдино, но сразу не могла быть опубликована по причинам цензурного ха¬рактера. Напечатана была только лишь через год после смерти поэта В. А. Жуковским с некоторыми правками. В полном виде ее издал П. В. Анненков в 1857 году.<br>В этом произведении, жанр которого Пушкин опреде¬лил как петербургскую повесть, продолжается ос¬мысление личности Петра I как государя и человека, его роли в становлении и развитии России.<br>Обращение к теме Петра I, созданного им города, ставшего «окном в Европу», происходило на фоне ост¬рых дискуссий о путях развития страны. Противники деятельности императора, его реформ считали, что, строя новый город, сыгравший решающую роль в уско¬рении европеизации России, усилении политической и военной ее мощи, Петр не посчитался с естественными, природными условиями местности, на которой Петер¬бург был возведен. К таким природным условиям отно¬сили заболоченность, а также склонность Невы к навод¬нениям. Петербургу противопоставляли первопрестоль¬ную Москву, которая создавалась не по воле и проекту одного человека, пусть даже и наделенного огромной властью, но по Божественному промыслу. Наводнение, случившееся в Петербурге в начале 1820-х годов и по¬влекшее большие человеческие жертвы, рассматрива¬лось как месть природных стихийных сил за совершен¬ное насилие. Такова была одна точка зрения.<br>С другой стороны, друг Пушкина, великий польский поэт Адам Мицкевич, хотя и с иных позиций, но также отрицательно оценивает деятельность Петра I, считая его завоевателем, интересы которого чужды народу:<br>А кто столицу русскую воздвиг, И славянин в воинственном напоре Зачем в пределы чуждые проник, Где жил чухонец, где царило море?.. Не люди, нет, то царь среди болот Стал и сказал: «Тут строиться мы будем!» И заложил империи оплот, Себе столицу, но не город людям.<br>Иное отношение к царю Петру I и его творению выра¬жает Пушкин в поэме «Медный всадник», понимая, что укрепление государства привело к обострению проти¬воречий между властью, государством и отдельной лич¬ностью.<br>Композиция поэмы. В поэме поднимается целый ряд философских, социальных и нравственных проблем. Их решению подчинена четкая композиция. В двух основ¬ных частях раскрывается основной конфликт поэмы: ес¬тественной стихии, государственной мощи и интересов отдельной личности. Картины петербургского бедствия переданы динамично, зримо.<br>Во вступлении к поэме Пушкин подчеркивает высоту замыслов императора — превратить Россию в сильную и непобедимую морскую державу, построить истинно ев¬ропейский город. Он называет думы самодержца велики¬ми. Петр искренно убежден, что «природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при море...». Поэт с большой любовью описывает уже возведенный Петербург: архитектурные достоинст¬ва, чудные пейзажи. Поэта восхищает «Невы державное теченье», важное, значительное, вписавшееся в общую картину государственной столицы. Обусловленные гео¬графическим расположением Петербурга белые ночи становятся органической частью городского пейзажа («И, не пуская тьму ночную / На золотые небеса, / Одна заря сменить другую / Спешит, дав ночи полчаса»).<br>Однако гармония в изображенной картине Петербур¬га достаточно призрачна. Стихия оказалась побежден¬ной, а значит, осталась враждебной к своему покорите¬лю. Поэтому в конце вступления перед переходом к пе¬чальному рассказу о наводнении поэт заклинает:<br>Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!<br>Заметим, что во вступительной части намечается конфликт не только между человеческими и стихийными силами, но и между властью и обычными людьми. Обду¬мывая свои «великие» планы, Петр стоит «на берегу пус¬тынных волн» и не замечает ни «бедный челн», ни чер¬ных изб, «приют убогого чухонца». Он «вдаль глядел».<br> <br>Сюжет основной части поэмы выстраивается вокруг судьбы Евгения и его невесты Параши, чьи надежды на простое семейное счастье рушатся в результате стихий¬ного бедствия. Конфликт поэмы достигает апогея в сцене столкновения безумного Евгения, лишившегося самого дорогого в его жизни, с памятником создателю Петер¬бурга — Медным всадником. Именно его, «строителя чу¬дотворного», как он со злобной иронией величает «куми¬ра на бронзовом коне», Евгений считает виновником своего несчастья.<br>Бунт героя. Евгений — выходец из обедневшего дво¬рянского рода, чьи предки, возможно, упоминались в ис¬тории Карамзина. Однако о них уже забыли, ничего не знает о них сам Евгений и не тужит «ни о почиющей род¬не, ни о забытой старине». Поэтому Пушкин предпочита¬ет даже не упоминать его фамилии («прозванья нам его не нужно»). Вспомним, что поэт воспевал «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу», — зна¬чит, какая-то доля осуждения в незнании своего рода Ев¬гением звучит в представлении героя поэмы читателю. Важно, что через такую небольшую, казалось, деталь мы осознаем глубину расхождения интересов власти и от¬дельной личности простого обывателя, занятого собствен¬ной нелегкой судьбой, заботами, далекими от государст¬венных. Герой поэмы молод, здоров, только что начинает служить, мечтает о семье с возлюбленной им Парашей, о достатке в доме, о долгой и спокойной жизни.<br>Конфликт Евгения и Медного всадника, в котором воплощены черты основателя Петербурга, называют бунтом. Чем же он вызван? Вероятно, виной «того, чьей волей роковой / Под морем город основался...» перед «безумцем бедным».<br>Пушкин показывает, как нарастает в герое «сила чер¬ная», злоба.<br>Вскипела кровь. Он мрачен стал Пред горделивым истуканом...<br>Угроза, прозвучавшая из уст Евгения, — «Ужо те¬бе!..» — наивысшая точка безумной вспышки. Затем на¬чинается картина преследования Медным всадником героя. Бунт завершен. Евгений не только физически уничтожен, но и сломлен морально мощью государства, созданного Петром. Вслед за потрясением, испытанным в ту ночь, когда Медный всадник преследовал бедного Евгения, наступает духовное смирение. Признание ли это правоты государя или своего ничтожества перед ним? Может быть, и то и другое.<br>«С Божией стихией царям не совладеть». Власть по¬давляет личность отдельного человека, его интересы, но не в состоянии противостоять стихии и защититься от нее.<br>Природная стихия — страшна и способна мстить за свое поражение не только победителю, но и его потом¬кам. Жертвой взбунтовавшейся Невы стали горожане, особенно бедные жители островов.<br>Философская позиция Пушкина выражена в сравне¬нии мощи государственной воли и силы стихии. Река на¬поминает разъяренного зверя, стремящегося разрушить возведенные человеком преграды. Государство оказалось не в состоянии защитить и город, и его жителей от разру¬шительных последствий. Печально звучат слова правяще¬го императора: «С Божией стихией царям не совладеть».<br>Немаловажно для понимания идейного смысла по¬эмы сопоставить начало вступления и конец второй час¬ти, чтобы найти своеобразное обрамление. «На берегу пустынных волн» Петр мечтал о могущественной держа¬ве и возведении великого города. И «град Петров» встал «неколебимо». Но взбунтовавшаяся стихия вернула часть города — «остров малый» — в первоначальное со¬стояние. Именно на этом пустынном острове у порога разрушенного домика умирает безумный Евгений, ког¬да-то надеявшийся на долгую жизнь с любимой женой.<br>На такой печальной ноте завершается поэма.<br><br><br>'''
| + | Петербургская повесть. Поэма «Медный всадник» была написана в октябре 1833 года в Болдино, но сразу не могла быть опубликована по причинам цензурного характера. Напечатана была только лишь через год после смерти поэта В. А. Жуковским с некоторыми правками. В полном виде ее издал П. В. Анненков в 1857 году.<br> В этом произведении, жанр которого Пушкин определил как петербургскую повесть, продолжается осмысление личности Петра I как государя и человека, его роли в становлении и развитии России.<br> Обращение к теме Петра I, созданного им города, ставшего «окном в Европу», происходило на фоне острых дискуссий о путях развития страны. Противники деятельности императора, его реформ считали, что, строя новый город, сыгравший решающую роль в ускорении европеизации России, усилении политической и военной ее мощи, Петр не посчитался с естественными, природными условиями местности, на которой Петербург был возведен. К таким природным условиям относили заболоченность, а также склонность Невы к наводнениям. Петербургу противопоставляли первопрестольную Москву, которая создавалась не по воле и проекту одного человека, пусть даже и наделенного огромной властью, но по Божественному промыслу. Наводнение, случившееся в Петербурге в начале 1820-х годов и повлекшее большие человеческие жертвы, рассматривалось как месть природных стихийных сил за совершенное насилие. Такова была одна точка зрения.<br> С другой стороны, друг Пушкина, великий польский поэт Адам Мицкевич, хотя и с иных позиций, но также отрицательно оценивает деятельность Петра I, считая его завоевателем, интересы которого чужды народу:<br> А кто столицу русскую воздвиг, |
| + | |
| + | И славянин в воинственном напоре |
| + | |
| + | Зачем в пределы чуждые проник, |
| + | |
| + | Где жил чухонец, где царило море?.. |
| + | |
| + | Не люди, нет, то царь среди болот Стал и сказал: |
| + | |
| + | «Тут строиться мы будем!» |
| + | |
| + | И заложил империи оплот, |
| + | |
| + | Себе столицу, но не город людям. |
| + | |
| + | <br> Иное отношение к царю Петру I и его творению выражает Пушкин в поэме «Медный всадник», понимая, что укрепление государства привело к обострению противоречий между властью, государством и отдельной личностью.<br> Композиция поэмы. В поэме поднимается целый ряд философских, социальных и нравственных проблем. Их решению подчинена четкая композиция. В двух основных частях раскрывается основной конфликт поэмы: естественной стихии, государственной мощи и интересов отдельной личности. Картины петербургского бедствия переданы динамично, зримо.<br> Во вступлении к поэме Пушкин подчеркивает высоту замыслов императора — превратить Россию в сильную и непобедимую морскую державу, построить истинно европейский город. Он называет думы самодержца великими. Петр искренно убежден, что «природой здесь нам суждено . В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море...». Поэт с большой любовью описывает уже возведенный Петербург: архитектурные достоинства, чудные пейзажи. Поэта восхищает «Невы державное теченье», важное, значительное, вписавшееся в общую картину государственной столицы. Обусловленные географическим расположением Петербурга белые ночи становятся органической частью городского пейзажа («И, не пуская тьму ночную . На золотые небеса, Одна заря сменить другую . Спешит, дав ночи полчаса»).<br> Однако гармония в изображенной картине Петербурга достаточно призрачна. Стихия оказалась побежденной, а значит, осталась враждебной к своему покорителю. Поэтому в конце вступления перед переходом к печальному рассказу о наводнении поэт заклинает:<br> Вражду и плен старинный свой |
| + | |
| + | Пусть волны финские забудут |
| + | |
| + | И тщетной злобою не будут |
| + | |
| + | Тревожить вечный сон Петра! |
| + | |
| + | Заметим, что во вступительной части намечается конфликт не только между человеческими и стихийными силами, но и между властью и обычными людьми. Обдумывая свои «великие» планы, Петр стоит «на берегу пустынных волн» и не замечает ни «бедный челн», ни черных изб, «приют убогого чухонца». Он «вдаль глядел».<br> Сюжет основной части поэмы выстраивается вокруг судьбы Евгения и его невесты Параши, чьи надежды на простое семейное счастье рушатся в результате стихийного бедствия. Конфликт поэмы достигает апогея в сцене столкновения безумного Евгения, лишившегося самого дорогого в его жизни, с памятником создателю Петербурга — Медным всадником. Именно его, «строителя чудотворного», как он со злобной иронией величает «кумира на бронзовом коне», Евгений считает виновником своего несчастья.<br> Евгений — выходец из обедневшего дво¬рянского рода, чьи предки, возможно, упоминались в истории Карамзина. Однако о них уже забыли, ничего не знает о них сам Евгений и не тужит «ни о почиющей родне, ни о забытой старине». Поэтому Пушкин предпочитает даже не упоминать его фамилии («прозванья нам его не нужно»). Вспомним, что поэт воспевал «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу», — значит, какая-то доля осуждения в незнании своего рода Евгением звучит в представлении героя поэмы читателю. Важно, что через такую небольшую, казалось, деталь мы осознаем глубину расхождения интересов власти и отдельной личности простого обывателя, занятого собственной нелегкой судьбой, заботами, далекими от государственных. Герой поэмы молод, здоров, только что начинает служить, мечтает о семье с возлюбленной им Парашей, о достатке в доме, о долгой и спокойной жизни.<br> Конфликт Евгения и Медного всадника, в котором воплощены черты основателя Петербурга, называют бунтом. Чем же он вызван? Вероятно, виной «того, чьей волей роковой . Под морем город основался...» перед «безумцем бедным».<br> Угроза, прозвучавшая из уст Евгения, — «Ужо тебе!..» — наивысшая точка безумной вспышки. Затем начинается картина преследования Медным всадником героя. Бунт завершен. Евгений не только физически уничтожен, но и сломлен морально мощью государства, созданного Петром. Вслед за потрясением, испытанным в ту ночь, когда Медный всадник преследовал бедного Евгения, наступает духовное смирение. Признание ли это правоты государя или своего ничтожества перед ним? Может быть, и то и другое.<br> «С Божией стихией царям не совладеть». Власть подавляет личность отдельного человека, его интересы, но не в состоянии противостоять стихии и защититься от нее.<br> Природная стихия — страшна и способна мстить за свое поражение не только победителю, но и его потомкам. Жертвой взбунтовавшейся Невы стали горожане, особенно бедные жители островов.<br> Философская позиция Пушкина выражена в сравнении мощи государственной воли и силы стихии. Река напоминает разъяренного зверя, стремящегося разрушить возведенные человеком преграды. Государство оказалось не в состоянии защитить и город, и его жителей от разрушительных последствий. Печально звучат слова правящего императора: «С Божией стихией царям не совладеть».<br> Немаловажно для понимания идейного смысла поэмы сопоставить начало вступления и конец второй части, чтобы найти своеобразное обрамление. «На берегу пустынных волн» Петр мечтал о могущественной державе и возведении великого города. И «град Петров» встал «неколебимо». Но взбунтовавшаяся стихия вернула часть города — «остров малый» — в первоначальное состояние. Именно на этом пустынном острове у порога разрушенного домика умирает безумный Евгений, когда-то надеявшийся на долгую жизнь с любимой женой.<br> На такой печальной ноте завершается поэма.'''<br><br><br>''' |
| | | |
| <br> | | <br> |
Версия 18:15, 11 декабря 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс.Полные уроки>>Литература: Медный всадник .Полные уроки
Тема : Медный всадник.
Цель урока: Ознакомить учеников с характером повести.
Тип урока: Образовательно-воспитательный.
Петербургская повесть. Поэма «Медный всадник» была написана в октябре 1833 года в Болдино, но сразу не могла быть опубликована по причинам цензурного характера. Напечатана была только лишь через год после смерти поэта В. А. Жуковским с некоторыми правками. В полном виде ее издал П. В. Анненков в 1857 году. В этом произведении, жанр которого Пушкин определил как петербургскую повесть, продолжается осмысление личности Петра I как государя и человека, его роли в становлении и развитии России. Обращение к теме Петра I, созданного им города, ставшего «окном в Европу», происходило на фоне острых дискуссий о путях развития страны. Противники деятельности императора, его реформ считали, что, строя новый город, сыгравший решающую роль в ускорении европеизации России, усилении политической и военной ее мощи, Петр не посчитался с естественными, природными условиями местности, на которой Петербург был возведен. К таким природным условиям относили заболоченность, а также склонность Невы к наводнениям. Петербургу противопоставляли первопрестольную Москву, которая создавалась не по воле и проекту одного человека, пусть даже и наделенного огромной властью, но по Божественному промыслу. Наводнение, случившееся в Петербурге в начале 1820-х годов и повлекшее большие человеческие жертвы, рассматривалось как месть природных стихийных сил за совершенное насилие. Такова была одна точка зрения. С другой стороны, друг Пушкина, великий польский поэт Адам Мицкевич, хотя и с иных позиций, но также отрицательно оценивает деятельность Петра I, считая его завоевателем, интересы которого чужды народу: А кто столицу русскую воздвиг,
И славянин в воинственном напоре
Зачем в пределы чуждые проник,
Где жил чухонец, где царило море?..
Не люди, нет, то царь среди болот Стал и сказал:
«Тут строиться мы будем!»
И заложил империи оплот,
Себе столицу, но не город людям.
Иное отношение к царю Петру I и его творению выражает Пушкин в поэме «Медный всадник», понимая, что укрепление государства привело к обострению противоречий между властью, государством и отдельной личностью. Композиция поэмы. В поэме поднимается целый ряд философских, социальных и нравственных проблем. Их решению подчинена четкая композиция. В двух основных частях раскрывается основной конфликт поэмы: естественной стихии, государственной мощи и интересов отдельной личности. Картины петербургского бедствия переданы динамично, зримо. Во вступлении к поэме Пушкин подчеркивает высоту замыслов императора — превратить Россию в сильную и непобедимую морскую державу, построить истинно европейский город. Он называет думы самодержца великими. Петр искренно убежден, что «природой здесь нам суждено . В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море...». Поэт с большой любовью описывает уже возведенный Петербург: архитектурные достоинства, чудные пейзажи. Поэта восхищает «Невы державное теченье», важное, значительное, вписавшееся в общую картину государственной столицы. Обусловленные географическим расположением Петербурга белые ночи становятся органической частью городского пейзажа («И, не пуская тьму ночную . На золотые небеса, Одна заря сменить другую . Спешит, дав ночи полчаса»). Однако гармония в изображенной картине Петербурга достаточно призрачна. Стихия оказалась побежденной, а значит, осталась враждебной к своему покорителю. Поэтому в конце вступления перед переходом к печальному рассказу о наводнении поэт заклинает: Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Заметим, что во вступительной части намечается конфликт не только между человеческими и стихийными силами, но и между властью и обычными людьми. Обдумывая свои «великие» планы, Петр стоит «на берегу пустынных волн» и не замечает ни «бедный челн», ни черных изб, «приют убогого чухонца». Он «вдаль глядел». Сюжет основной части поэмы выстраивается вокруг судьбы Евгения и его невесты Параши, чьи надежды на простое семейное счастье рушатся в результате стихийного бедствия. Конфликт поэмы достигает апогея в сцене столкновения безумного Евгения, лишившегося самого дорогого в его жизни, с памятником создателю Петербурга — Медным всадником. Именно его, «строителя чудотворного», как он со злобной иронией величает «кумира на бронзовом коне», Евгений считает виновником своего несчастья. Евгений — выходец из обедневшего дво¬рянского рода, чьи предки, возможно, упоминались в истории Карамзина. Однако о них уже забыли, ничего не знает о них сам Евгений и не тужит «ни о почиющей родне, ни о забытой старине». Поэтому Пушкин предпочитает даже не упоминать его фамилии («прозванья нам его не нужно»). Вспомним, что поэт воспевал «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу», — значит, какая-то доля осуждения в незнании своего рода Евгением звучит в представлении героя поэмы читателю. Важно, что через такую небольшую, казалось, деталь мы осознаем глубину расхождения интересов власти и отдельной личности простого обывателя, занятого собственной нелегкой судьбой, заботами, далекими от государственных. Герой поэмы молод, здоров, только что начинает служить, мечтает о семье с возлюбленной им Парашей, о достатке в доме, о долгой и спокойной жизни. Конфликт Евгения и Медного всадника, в котором воплощены черты основателя Петербурга, называют бунтом. Чем же он вызван? Вероятно, виной «того, чьей волей роковой . Под морем город основался...» перед «безумцем бедным». Угроза, прозвучавшая из уст Евгения, — «Ужо тебе!..» — наивысшая точка безумной вспышки. Затем начинается картина преследования Медным всадником героя. Бунт завершен. Евгений не только физически уничтожен, но и сломлен морально мощью государства, созданного Петром. Вслед за потрясением, испытанным в ту ночь, когда Медный всадник преследовал бедного Евгения, наступает духовное смирение. Признание ли это правоты государя или своего ничтожества перед ним? Может быть, и то и другое. «С Божией стихией царям не совладеть». Власть подавляет личность отдельного человека, его интересы, но не в состоянии противостоять стихии и защититься от нее. Природная стихия — страшна и способна мстить за свое поражение не только победителю, но и его потомкам. Жертвой взбунтовавшейся Невы стали горожане, особенно бедные жители островов. Философская позиция Пушкина выражена в сравнении мощи государственной воли и силы стихии. Река напоминает разъяренного зверя, стремящегося разрушить возведенные человеком преграды. Государство оказалось не в состоянии защитить и город, и его жителей от разрушительных последствий. Печально звучат слова правящего императора: «С Божией стихией царям не совладеть». Немаловажно для понимания идейного смысла поэмы сопоставить начало вступления и конец второй части, чтобы найти своеобразное обрамление. «На берегу пустынных волн» Петр мечтал о могущественной державе и возведении великого города. И «град Петров» встал «неколебимо». Но взбунтовавшаяся стихия вернула часть города — «остров малый» — в первоначальное состояние. Именно на этом пустынном острове у порога разрушенного домика умирает безумный Евгений, когда-то надеявшийся на долгую жизнь с любимой женой. На такой печальной ноте завершается поэма.
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|