|
|
Строка 3: |
Строка 3: |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Обществознание|Обществознание]]>>[[Обществознание 8 класс|Обществознание 8 класс]]>>Долг и совесть''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Обществознание|Обществознание]]>>[[Обществознание 8 класс|Обществознание 8 класс]]>>Долг и совесть''' |
| | | |
- | | + | <br> |
- | [[../../../../index.php?title=%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3_%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C|<br>]]
| + | |
| | | |
| '''§ 6 ''' '''Долг и совесть''' | | '''§ 6 ''' '''Долг и совесть''' |
| | | |
| + | <br> Что же такое долг? Как его определить? Впрочем, не будем торопиться с определением.<br><br>'''Факты.''' Зима 1988 г. Весь мир потрясла трагедия Армении — землетрясение. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ею управлять.<br><br>А подготовиться заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главного: сократить число жертв. Яркий пример — случившееся в 1989 г. землетрясение приблизительно такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших 63 человека. А ведь это город многомиллионный, с гигантскими небоскребами (ни один из которых, кстати, не был разрушен, даже не покосился). В Армении же многие здания рассыпались, как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны же были их соблюдать... Должны были... |
| | | |
- | Что же такое долг? Как его определить? Впрочем, не будем торопиться с определением.<br><br>'''Факты.''' Зима 1988 г. Весь мир потрясла трагедия Армении — землетрясение. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ею управлять.<br><br>А подготовиться заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главного: сократить число жертв. Яркий пример — случившееся в 1989 г. землетрясение приблизительно такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших 63 человека. Л ведь это город многомиллионный, с гигантскими небоскребами (ни один из которых, кстати, не был разрушен, даже не покосился). В Армении же многие здания рассыпались, как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны же были их соблюдать... Должны были...
| + | А еще раньше, в 1986 г., был Чернобыль — величайшая в истории авария на атомной электростанции. Тут уж на стихию не сошлешься. Были грубо нарушены правила эксплуатации и обслуживания оборудования станции, не сработала специальная защита, потому что была отключена, хотя делать этого нельзя, нельзя категорически. Персонал станции обязан был неукоснительно, тщательно соблюдать эти правила. А руководители должны были постоянно, неустанно все проверять, контролировать, заботиться о безопасности и т. д. Должны были... |
- | | + | |
- | А еще раньше, в 1986 г., был Чернобыль — величайшая в истории авария на атомной электростанции. Тут уж на стихию не сошлешься. Были грубо нарушены правила эксплуатации и обслуживания оборудования станции, не сработала специальная защита, потому что была отключена, хотя делать этого нельзя, нельзя категорически. Персонал станции обязан был неукоснительно, тщательно соблюдать эти правила. А руководители должны были постоянно, неустанно все проверять, контролировать, заботиться о безопасности и т. д. Должны были... | + | |
- | | + | |
- | | + | |
| | | |
- | Вы, возможно, подумали, что факты приведены особые, чрезвычайные. Действительно, мы обратились к ним для того, чтобы обострить ваше внимание. А список этих фактов, к сожалению, можно продолжать и продолжать. И тут не только стихийные бедствия, но и «рукотворные», прежде всего терроризм: взрывы домов, нападения на общественные и детские учреждения и т. д. Многое можно было бы предотвратить или хотя бы смягчить. Но для этого должны были честно, четко и высокопрофессионально сработать соответствующие службы. Не сработали...
| + | <br> |
| | | |
- | А теперь давайте присмотримся к тому, что порой происходит в нашей повседневной жизни. | + | Вы, возможно, подумали, что факты приведены особые, чрезвычайные. Действительно, мы обратились к ним для того, чтобы обострить ваше внимание. А список этих фактов, к сожалению, можно продолжать и продолжать. И тут не только стихийные бедствия, но и «рукотворные», прежде всего терроризм: взрывы домов, нападения на общественные и детские учреждения и т. д. Многое можно было бы предотвратить или хотя бы смягчить. Но для этого должны были честно, четко и высокопрофессионально сработать соответствующие службы. Не сработали... |
| | | |
| + | А теперь давайте присмотримся к тому, что порой происходит в нашей повседневной жизни. |
| | | |
| + | <br> |
| | | |
| '''Ситуация. '''Друг поклялся всегда быть рядом — и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен быть... | | '''Ситуация. '''Друг поклялся всегда быть рядом — и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен быть... |
| | | |
- | Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не ризнался, соврал да еще пытался свалить вину на другого — сподличал. | + | Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не ризнался, соврал да еще пытался свалить вину на другого — сподличал. |
| | | |
- | А ведь должен был просто честно все рассказать и по возможности исправить оплошность. Должен... | + | А ведь должен был просто честно все рассказать и по возможности исправить оплошность. Должен... |
| | | |
- | Выросли дети, живут своей жизнью — все вполне -нормально. Но вот старых своих родителей забывают так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них... Должны...<br><br>Можно привести много подобных ситуаций. Однако конечно, поняли, что речь идет о долге. Даже примерно представили себе, что это такое. Предлагаем сопоставить ваши личные соображения с мнением тех, кто специально занимается вопросами морали. | + | Выросли дети, живут своей жизнью — все вполне -нормально. Но вот старых своих родителей забывают так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них... Должны...<br><br>Можно привести много подобных ситуаций. Однако конечно, поняли, что речь идет о '''[[Моральный выбор — это ответственность|долге]]'''. Даже примерно представили себе, что это такое. Предлагаем сопоставить ваши личные соображения с мнением тех, кто специально занимается вопросами морали. |
| | | |
- | '''Что такое долг.''' Долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. | + | '''Что такое долг.''' Долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. |
| | | |
- | Серьезное заявление. Что же оно означает? | + | Серьезное заявление. Что же оно означает? |
| | | |
- | Во-первых, оно означает, что, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определенные объективные обязанности. | + | Во-первых, оно означает, что, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определенные объективные обязанности. |
| | | |
- | Во-вторых, на нас ложится ответственность — столь же объективная необходимость эти обязанности выполнять. Так, например, вы ученик. Есть у вас обязанности? Несомненно, сами знаете. Другой пример: вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Конечно, надо купить билет, занять в кинозале свое, а не чужое место, не разговаривать во время сеанса, не мешать другим смотреть фильм, не мусорить и т. д. | + | Во-вторых, на нас ложится ответственность — столь же объективная необходимость эти обязанности выполнять. Так, например, вы ученик. Есть у вас обязанности? Несомненно, сами знаете. Другой пример: вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Конечно, надо купить билет, занять в кинозале свое, а не чужое место, не разговаривать во время сеанса, не мешать другим смотреть фильм, не мусорить и т. д. |
| | | |
- | Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» значает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвел товарища — можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д. | + | Вся наша жизнь заполнена '''[[Человек в системе социальных связей|отношениями]]''' с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвел товарища — можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д. |
| | | |
- | '''Долг общественный и долг моральный. '''Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учебе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям. | + | '''Долг общественный и долг моральный. '''Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учебе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям. |
| | | |
- | Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись легко, без принуждения, добровольно? Это тоже один из вечных вопросов. Есть такой ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу. | + | Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись легко, без принуждения, добровольно? Это тоже один из вечных вопросов. Есть такой ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу. |
| | | |
- | Что же такое моральный долг? Начнем с фактов.<br><br>'''Факты'''. Жил на Горном Алтае, у Телецкого озера, Николай Павлович Смирнов — знаменитый охотник. Всю жизнь там прожил. Уезжал только раз, причем в Москву. И вот зачем. На берегу высокогорного озера вырастил Николай Павлович огромный яблоневый сад. Что, в общем, невозможно: дом его стоял на голом скалистом берегу. Много лет почти каждый день греб он на противоположный берег и привозил оттуда в лодке хорошую землю, которую выкладывал террасами по скалистому берегу. И всю жизнь каждую яблоньку бережно обихаживал, спасая от сурового климата. Вот так, никем не побуждаемый, бескорыстно и мужественно человек украшал Землю. | + | Что же такое моральный долг? Начнем с фактов.<br><br>'''Факты'''. Жил на Горном Алтае, у Телецкого озера, Николай Павлович Смирнов — знаменитый охотник. Всю жизнь там прожил. Уезжал только раз, причем в Москву. И вот зачем. На берегу высокогорного озера вырастил Николай Павлович огромный яблоневый сад. Что, в общем, невозможно: дом его стоял на голом скалистом берегу. Много лет почти каждый день греб он на противоположный берег и привозил оттуда в лодке хорошую землю, которую выкладывал террасами по скалистому берегу. И всю жизнь каждую яблоньку бережно обихаживал, спасая от сурового климата. Вот так, никем не побуждаемый, бескорыстно и мужественно человек украшал Землю. |
| | | |
- | В Москве каким-то образом узнали об этом чуде, позвали Смирнова в столицу и вручили медаль Выставки достижений народного хозяйства.<br><br>А теперь поставим вопрос: почему так самоотверженно жил человек, ради чего? | + | В Москве каким-то образом узнали об этом чуде, позвали Смирнова в столицу и вручили медаль Выставки достижений народного хозяйства.<br><br>А теперь поставим вопрос: почему так самоотверженно жил человек, ради чего? |
| | | |
- | Общественный долг? Тут нечто большее. Это большее и есть моральный долг, когда человек превращает требования морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования пред?,являет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга. | + | Общественный долг? Тут нечто большее. Это большее и есть моральный долг, когда человек превращает требования морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования представляет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга. |
| | | |
| Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга все идет легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает такие внутренние противоречия, ведет борьбу с самим собой. В нем сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий IX. Порой ему хотелось бы бросить все, уйти, укрыть. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твердо идет к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными. | | Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга все идет легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает такие внутренние противоречия, ведет борьбу с самим собой. В нем сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий IX. Порой ему хотелось бы бросить все, уйти, укрыть. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твердо идет к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными. |
Строка 53: |
Строка 51: |
| '''Совесть.''' Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля? | | '''Совесть.''' Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля? |
| | | |
- | Сушествует, и даже двойной: внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний —само контроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим, опять начнем с фактов.<br><br>'''Факты.''' Есть в Польше небольшое селенине Треблинка. Во время Второй мировой воины близ него находился один на самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты - уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном на каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».<br><br>[[Image:9.08-5.jpg]]<br><br>'''Януш Корчак (1879 — 1942)''' — великий польский педагог н детский врач, любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной он стал директором дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда германские войска сосались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться продолжать борьбу. По поступил иначе. Когда фашисты, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел учитель. На руках, крепко прижав к себе, он нес больную девочку. Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти.
| + | Существует, и даже двойной: внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний —само контроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим, опять начнем с фактов.<br><br>'''Факты.''' Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой воины близ него находился один на самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты - уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном на каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».<br><br>[[Image:9.08-5.jpg]]<br><br>'''Януш Корчак (1879 — 1942)''' — великий польский педагог н детский врач, любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед '''[[Боевые действия на фронтах|войной]]''' он стал директором дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда германские войска сосались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться продолжать борьбу. По поступил иначе. Когда фашисты, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел учитель. На руках, крепко прижав к себе, он нес больную девочку. Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти. |
| | | |
- | Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе? | + | Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе? |
| | | |
- | Вопросы сложные, очень личные. Открыть истину нам смог бы только сам Януш Корчак. Мы же с вами способны лишь предполагать. | + | Вопросы сложные, очень личные. Открыть истину нам смог бы только сам Януш Корчак. Мы же с вами способны лишь предполагать. |
| | | |
| Давайте порассуждаем. Януш Корчак, как мы знаем, был не только педагогом, но и директором дома сирот. Свой общественный (педагогический) долг оп исполнял честно. Но вот наступил особый день: его ученики стали жертвами национальной ненависти. Фашисты пе щадили никого, даже детей. Как должен поступить в такой ситуации директор школы, да и просто нормальный, порядочный человек? Вы скажете: бороться со злом. Бесспорно, это единственно приемлемый для порядочного человека способ действия. По со злом можно бороться по-разному. Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обреченных детей, но приблизил бы день победы и тем самым помог бы другим детям. Однако Корчак избрал свой путь: пошел на самопожертвование. | | Давайте порассуждаем. Януш Корчак, как мы знаем, был не только педагогом, но и директором дома сирот. Свой общественный (педагогический) долг оп исполнял честно. Но вот наступил особый день: его ученики стали жертвами национальной ненависти. Фашисты пе щадили никого, даже детей. Как должен поступить в такой ситуации директор школы, да и просто нормальный, порядочный человек? Вы скажете: бороться со злом. Бесспорно, это единственно приемлемый для порядочного человека способ действия. По со злом можно бороться по-разному. Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обреченных детей, но приблизил бы день победы и тем самым помог бы другим детям. Однако Корчак избрал свой путь: пошел на самопожертвование. |
| | | |
- | Почему? Есть бесспорный ответ: он любил этих детей и не мог оставить их одних в трагический момент. Сердце, наверное, подсказывало, что его любовь, сострадание нужны им сейчас, сию минуту, перед тем как шагнуть в пропасть. | + | Почему? Есть бесспорный ответ: он любил этих детей и не мог оставить их одних в трагический момент. Сердце, наверное, подсказывало, что его любовь, сострадание нужны им сейчас, сию минуту, перед тем как шагнуть в пропасть. |
| | | |
- | На этом можно было бы поставить точку, ибо любовь объясняет все, ради любви человек идет на любую жертву. По было бы несправедливо утверждать, что любовь, не связана с долгом и совестью. Давайте проследим эту связь. Зададим себе вопрос: можно ли считать, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Мы, конечно, уверены, что Корчак глубоко осознавал свой общественный долг. Но имеем ли мы право считать самопожертвование общественным долгом учителя? | + | На этом можно было бы поставить точку, ибо любовь объясняет все, ради любви человек идет на любую жертву. По было бы несправедливо утверждать, что любовь, не связана с долгом и совестью. Давайте проследим эту связь. Зададим себе вопрос: можно ли считать, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Мы, конечно, уверены, что Корчак глубоко осознавал свой общественный долг. Но имеем ли мы право считать самопожертвование общественным долгом учителя? |
| | | |
| На наш взгляд, ответ может быть только одни: нет, зто противоречит гуманистической морали. Следовательно, поступок Януша Корчака нельзя считать исполнением его общественного долга. | | На наш взгляд, ответ может быть только одни: нет, зто противоречит гуманистической морали. Следовательно, поступок Януша Корчака нельзя считать исполнением его общественного долга. |
| | | |
- | Как же быть? | + | Как же быть? |
| | | |
- | Ну, а если посмотреть на ситуацию с позиции морального долга? В этом случае все решает сам человек — лнчно глубоко в душе своей, руководствуясь только своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем. И Корчак нашел единственно приемлемый для него вариант поведения — идти на казнь вместе с детьми... Таковы наши предположения. | + | Ну, а если посмотреть на ситуацию с позиции морального долга? В этом случае все решает сам человек — лнчно глубоко в душе своей, руководствуясь только своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем. И Корчак нашел единственно приемлемый для него вариант поведения — идти на казнь вместе с детьми... Таковы наши предположения. |
| | | |
| А теперь давайте вернемся к теоретическим вопросам подумаем: что это собственно такое — внутренний голос, внутренний моральный контроль? Наверное, вы уже поняли, что речь идет о совести. | | А теперь давайте вернемся к теоретическим вопросам подумаем: что это собственно такое — внутренний голос, внутренний моральный контроль? Наверное, вы уже поняли, что речь идет о совести. |
| | | |
- | Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совести — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А еще про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение. | + | Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совести — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А еще про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение. |
| | | |
| Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляют: на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоким тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит челоку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести — что тогда ждет его? (Постарайся сам ответить на этот вопрос.) | | Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляют: на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоким тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит челоку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести — что тогда ждет его? (Постарайся сам ответить на этот вопрос.) |
| | | |
- | И все же тайну совести, наверное, никогда не смогут скрыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, все видит и знает, почему умеет подсказать, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему вообще именно перед совестью нам нужно держать ответ. Одни полагают, что совесть - это голос Бога внутри человека, другие утверждают, что на результат долгого развития человеческого опыта. | + | И все же тайну совести, наверное, никогда не смогут скрыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, все видит и знает, почему умеет подсказать, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему вообще именно перед совестью нам нужно держать ответ. Одни полагают, что совесть - это голос Бога внутри человека, другие утверждают, что на результат долгого развития человеческого опыта. |
| | | |
- | Впрочем, так ли уж это важно? Важно, что она есть.<br><br> ''' Проверь себя'''<br><br>1. Что такое долг?<br>2. Что такое объективные обязанности?<br>3. Какие стороны предлагает наука различать в долге?<br>4. Что такое моральный долг?<br>5. Кто контролирует и оценивает исполнения долга?<br>6. Что такое совесть?<br>'''<br> В классе и дома'''<br><br>1. В пьесе отечественного драматурга В. Розова "А, Б. В, Г, Д..." есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: "Должен, должен... Никому я ничего не должен!"<br>Выскажи свою опенку столкнувшихся позиций.<br><br>2. Ты уже знаешь, что долг — это обязанность, помноженная на ответственность. Подумай, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайся оценить это явление.<br><br>3. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», « угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».<br><br>4. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».<br><br>Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чем может быть причина страха? А в каких случаях совесть дает человеку уверенность и душенное спокойствие?<br><br>5. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: "Бессовестный" Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?<br><br>6. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясни почему.<br> <br> ''' Говорят мудрые'''<br><br>«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». | + | Впрочем, так ли уж это важно? Важно, что она есть.<br><br> ''' Проверь себя'''<br><br>1. Что такое долг?<br>2. Что такое объективные обязанности?<br>3. Какие стороны предлагает наука различать в долге?<br>4. Что такое моральный долг?<br>5. Кто контролирует и оценивает исполнения долга?<br>6. Что такое совесть?<br>'''<br> В классе и дома'''<br><br>1. В пьесе отечественного драматурга В. Розова "А, Б. В, Г, Д..." есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: "Должен, должен... Никому я ничего не должен!"<br>Выскажи свою опенку столкнувшихся позиций.<br><br>2. Ты уже знаешь, что долг — это обязанность, помноженная на ответственность. Подумай, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайся оценить это явление.<br><br>3. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», « угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».<br><br>4. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».<br><br>Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чем может быть причина страха? А в каких случаях совесть дает человеку уверенность и душенное спокойствие?<br><br>5. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: "Бессовестный" Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?<br><br>6. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясни почему.<br> <br> ''' Говорят мудрые'''<br><br>«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». |
| | | |
- | '' Т. Карлейль (1795—1881), английский публицист, философ''<br><br>«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совестью. | + | '' Т. Карлейль (1795—1881), английский публицист, философ''<br><br>«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совестью. |
| | | |
| '' Л. И. Солженицын. (1918—2008) —русский писатель ''<br><br><br><br><br><br> | | '' Л. И. Солженицын. (1918—2008) —русский писатель ''<br><br><br><br><br><br> |
Версия 15:01, 1 сентября 2011
Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 8 класс>>Долг и совесть
§ 6 Долг и совесть
Что же такое долг? Как его определить? Впрочем, не будем торопиться с определением.
Факты. Зима 1988 г. Весь мир потрясла трагедия Армении — землетрясение. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ею управлять.
А подготовиться заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главного: сократить число жертв. Яркий пример — случившееся в 1989 г. землетрясение приблизительно такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших 63 человека. А ведь это город многомиллионный, с гигантскими небоскребами (ни один из которых, кстати, не был разрушен, даже не покосился). В Армении же многие здания рассыпались, как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны же были их соблюдать... Должны были...
А еще раньше, в 1986 г., был Чернобыль — величайшая в истории авария на атомной электростанции. Тут уж на стихию не сошлешься. Были грубо нарушены правила эксплуатации и обслуживания оборудования станции, не сработала специальная защита, потому что была отключена, хотя делать этого нельзя, нельзя категорически. Персонал станции обязан был неукоснительно, тщательно соблюдать эти правила. А руководители должны были постоянно, неустанно все проверять, контролировать, заботиться о безопасности и т. д. Должны были...
Вы, возможно, подумали, что факты приведены особые, чрезвычайные. Действительно, мы обратились к ним для того, чтобы обострить ваше внимание. А список этих фактов, к сожалению, можно продолжать и продолжать. И тут не только стихийные бедствия, но и «рукотворные», прежде всего терроризм: взрывы домов, нападения на общественные и детские учреждения и т. д. Многое можно было бы предотвратить или хотя бы смягчить. Но для этого должны были честно, четко и высокопрофессионально сработать соответствующие службы. Не сработали...
А теперь давайте присмотримся к тому, что порой происходит в нашей повседневной жизни.
Ситуация. Друг поклялся всегда быть рядом — и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен быть...
Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не ризнался, соврал да еще пытался свалить вину на другого — сподличал.
А ведь должен был просто честно все рассказать и по возможности исправить оплошность. Должен...
Выросли дети, живут своей жизнью — все вполне -нормально. Но вот старых своих родителей забывают так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них... Должны...
Можно привести много подобных ситуаций. Однако конечно, поняли, что речь идет о долге. Даже примерно представили себе, что это такое. Предлагаем сопоставить ваши личные соображения с мнением тех, кто специально занимается вопросами морали.
Что такое долг. Долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом.
Серьезное заявление. Что же оно означает?
Во-первых, оно означает, что, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определенные объективные обязанности.
Во-вторых, на нас ложится ответственность — столь же объективная необходимость эти обязанности выполнять. Так, например, вы ученик. Есть у вас обязанности? Несомненно, сами знаете. Другой пример: вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Конечно, надо купить билет, занять в кинозале свое, а не чужое место, не разговаривать во время сеанса, не мешать другим смотреть фильм, не мусорить и т. д.
Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвел товарища — можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д.
Долг общественный и долг моральный. Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учебе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.
Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись легко, без принуждения, добровольно? Это тоже один из вечных вопросов. Есть такой ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу.
Что же такое моральный долг? Начнем с фактов.
Факты. Жил на Горном Алтае, у Телецкого озера, Николай Павлович Смирнов — знаменитый охотник. Всю жизнь там прожил. Уезжал только раз, причем в Москву. И вот зачем. На берегу высокогорного озера вырастил Николай Павлович огромный яблоневый сад. Что, в общем, невозможно: дом его стоял на голом скалистом берегу. Много лет почти каждый день греб он на противоположный берег и привозил оттуда в лодке хорошую землю, которую выкладывал террасами по скалистому берегу. И всю жизнь каждую яблоньку бережно обихаживал, спасая от сурового климата. Вот так, никем не побуждаемый, бескорыстно и мужественно человек украшал Землю.
В Москве каким-то образом узнали об этом чуде, позвали Смирнова в столицу и вручили медаль Выставки достижений народного хозяйства.
А теперь поставим вопрос: почему так самоотверженно жил человек, ради чего?
Общественный долг? Тут нечто большее. Это большее и есть моральный долг, когда человек превращает требования морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования представляет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.
Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга все идет легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает такие внутренние противоречия, ведет борьбу с самим собой. В нем сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий IX. Порой ему хотелось бы бросить все, уйти, укрыть. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твердо идет к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.
Совесть. Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля?
Существует, и даже двойной: внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний —само контроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим, опять начнем с фактов.
Факты. Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой воины близ него находился один на самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты - уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном на каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».
Януш Корчак (1879 — 1942) — великий польский педагог н детский врач, любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной он стал директором дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда германские войска сосались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться продолжать борьбу. По поступил иначе. Когда фашисты, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел учитель. На руках, крепко прижав к себе, он нес больную девочку. Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти.
Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе?
Вопросы сложные, очень личные. Открыть истину нам смог бы только сам Януш Корчак. Мы же с вами способны лишь предполагать.
Давайте порассуждаем. Януш Корчак, как мы знаем, был не только педагогом, но и директором дома сирот. Свой общественный (педагогический) долг оп исполнял честно. Но вот наступил особый день: его ученики стали жертвами национальной ненависти. Фашисты пе щадили никого, даже детей. Как должен поступить в такой ситуации директор школы, да и просто нормальный, порядочный человек? Вы скажете: бороться со злом. Бесспорно, это единственно приемлемый для порядочного человека способ действия. По со злом можно бороться по-разному. Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обреченных детей, но приблизил бы день победы и тем самым помог бы другим детям. Однако Корчак избрал свой путь: пошел на самопожертвование.
Почему? Есть бесспорный ответ: он любил этих детей и не мог оставить их одних в трагический момент. Сердце, наверное, подсказывало, что его любовь, сострадание нужны им сейчас, сию минуту, перед тем как шагнуть в пропасть.
На этом можно было бы поставить точку, ибо любовь объясняет все, ради любви человек идет на любую жертву. По было бы несправедливо утверждать, что любовь, не связана с долгом и совестью. Давайте проследим эту связь. Зададим себе вопрос: можно ли считать, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Мы, конечно, уверены, что Корчак глубоко осознавал свой общественный долг. Но имеем ли мы право считать самопожертвование общественным долгом учителя?
На наш взгляд, ответ может быть только одни: нет, зто противоречит гуманистической морали. Следовательно, поступок Януша Корчака нельзя считать исполнением его общественного долга.
Как же быть?
Ну, а если посмотреть на ситуацию с позиции морального долга? В этом случае все решает сам человек — лнчно глубоко в душе своей, руководствуясь только своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем. И Корчак нашел единственно приемлемый для него вариант поведения — идти на казнь вместе с детьми... Таковы наши предположения.
А теперь давайте вернемся к теоретическим вопросам подумаем: что это собственно такое — внутренний голос, внутренний моральный контроль? Наверное, вы уже поняли, что речь идет о совести.
Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совести — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А еще про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение.
Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляют: на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоким тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит челоку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести — что тогда ждет его? (Постарайся сам ответить на этот вопрос.)
И все же тайну совести, наверное, никогда не смогут скрыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, все видит и знает, почему умеет подсказать, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему вообще именно перед совестью нам нужно держать ответ. Одни полагают, что совесть - это голос Бога внутри человека, другие утверждают, что на результат долгого развития человеческого опыта.
Впрочем, так ли уж это важно? Важно, что она есть.
Проверь себя
1. Что такое долг? 2. Что такое объективные обязанности? 3. Какие стороны предлагает наука различать в долге? 4. Что такое моральный долг? 5. Кто контролирует и оценивает исполнения долга? 6. Что такое совесть?
В классе и дома
1. В пьесе отечественного драматурга В. Розова "А, Б. В, Г, Д..." есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: "Должен, должен... Никому я ничего не должен!" Выскажи свою опенку столкнувшихся позиций.
2. Ты уже знаешь, что долг — это обязанность, помноженная на ответственность. Подумай, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайся оценить это явление.
3. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», « угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».
4. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».
Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чем может быть причина страха? А в каких случаях совесть дает человеку уверенность и душенное спокойствие?
5. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: "Бессовестный" Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?
6. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясни почему. Говорят мудрые
«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить».
Т. Карлейль (1795—1881), английский публицист, философ
«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совестью.
Л. И. Солженицын. (1918—2008) —русский писатель
Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».— М. : Просвещение, 2010.- 223 с.— (Академический школьный учебник)
Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Обществознание для 8 класса онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|