|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | <br>''' РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ'''<br><br>Несказанно прекрасен мир народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен — их пели в определенные дни года, по праздникам, Календарная песня — это песня, исполнение которой в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла. | + | <br>''' РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ'''<br><br>Несказанно прекрасен мир народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен — их пели в определенные дни года, по праздникам, '''[[Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни |Календарная песня]]''' — это песня, исполнение которой в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла. |
| | | |
- | Новый год встречали в надежде на доброе житье. Всюду по деревням и городам на так называемых Святках из дома в дом ходили подростки и величали хозяев; величальные песни на юге называли колядой, около Москвы, Владимира и Рязани - овсенем, на севере — виноградьем. Тема, смысл и образы их, однако, были одни и те же. Обычай обязывал угощать певцов. Чем щедрее было подарение — кусок пирога, пышка, ломоть хлеба, денежка, тем ближе казалось исполнение доброго пожелания. Хозяева дома и певцы вступали в обрядовую игру. | + | Новый год встречали в надежде на доброе житье. Всюду по деревням и городам на так называемых Святках из дома в дом ходили подростки и величали хозяев; величальные песни на юге называли колядой, около Москвы, Владимира и Рязани - овсенем, на севере — виноградьем. Тема, смысл и образы их, однако, были одни и те же. Обычай обязывал угощать певцов. Чем щедрее было подарение — кусок пирога, пышка, ломоть хлеба, денежка, тем ближе казалось исполнение доброго пожелания. Хозяева дома и певцы вступали в обрядовую игру. |
| | | |
- | Название «коляда» возникло из названия первых дней каждого месяца э римском календаре — «календ». Календарь римлян был перенят в давние-давние времена славянами. | + | Название «коляда» возникло из названия первых дней каждого месяца в римском календаре — «календ». Календарь римлян был перенят в давние-давние времена славянами. |
| | | |
- | Весну закликали песнями веснянками, в майские дни чествовали деревья и цветы. С календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые, плясовые песни. | + | Весну закликали песнями веснянками, в майские дни чествовали деревья и цветы. С календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые, плясовые песни. |
| | | |
- | Обширны группы песен, не связанных ни с обрядами, ни с пляской, — это лирические песни, медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования. | + | Обширны группы песен, не связанных ни с обрядами, ни с пляской, — это лирические песни, медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования. |
| | | |
- | Любовные песни не единственный вид народной лирики. Не менее обширна группа семейных песен, в них выражалась печаль домашних неурядиц. Перед нами встают картины старинного житья-бытья. В особенности горьки песни о вдовьей и сиротской жизни. | + | Любовные песни не единственный вид народной лирики. Не менее обширна группа семейных песен, в них выражалась печаль домашних неурядиц. Перед нами встают картины старинного житья-бытья. В особенности горьки песни о вдовьей и сиротской жизни. |
| | | |
- | Как ни тяжела была жизнь народа, неистребимой оставалась шутка. Шуточные песни — особая группа лирических песен. Народ трунил над незадачливыми женихами, спесивыми невестами, неумелыми стряпухами. А. С. Пушкин упомянул об одной такой песне в стихотворении «Зимний вечер»:<br><br> Спой мне песню, чак синица <br> Тихо за морем жила...<br> <br> <br>[[Image:31.08-1.jpg]]<br><br> <br>От лирических песен отличаются свадебные обрядовые песни, предназначенные для исполнения на свадьбе. Пение этих песен предусмотрено самим обрядом. Эти песни были пленительной поэзией, которая украшала свадьбу, делала ее памятным событием в жизни человека. На свадьбе звучали причитания невесты. | + | Как ни тяжела была жизнь народа, неистребимой оставалась шутка. Шуточные песни — особая группа лирических песен. Народ трунил над незадачливыми женихами, спесивыми невестами, неумелыми стряпухами. '''[[A. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»|А. С. Пушкин]]''' упомянул об одной такой песне в стихотворении «Зимний вечер»:<br><br> Спой мне песню, чак синица <br> Тихо за морем жила...<br> <br> <br>[[Image:31.08-1.jpg]]<br><br> <br>От лирических песен отличаются свадебные обрядовые песни, предназначенные для исполнения на свадьбе. Пение этих песен предусмотрено самим обрядом. Эти песни были пленительной поэзией, которая украшала свадьбу, делала ее памятным событием в жизни человека. На свадьбе звучали причитания невесты. |
| | | |
- | Прачитания-плачи звучали и на похоронах, при отъезде в дальнюю дорогу, на похоронные плачи были похожи причитания по рекруту-новобранцу. | + | Прачитания-плачи звучали и на похоронах, при отъезде в дальнюю дорогу, на похоронные плачи были похожи причитания по рекруту-новобранцу. |
| | | |
- | Во второй половине XIX столетия в народе появились частушки. Среди частушек были лирические попевки:<br><br> Лучше нету того цвету, <br> Когда яблоня цветет. <br> Лучше нету той минуты, <br> Когда миленький придет.<br><br>Особое место в народной песне занимает песня историческая, которая говорит о действительно живших людях, чем-то заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях. | + | Во второй половине XIX столетия в народе появились частушки. Среди частушек были лирические попевки:<br><br> Лучше нету того цвету, <br> Когда яблоня цветет. <br> Лучше нету той минуты, <br> Когда миленький придет.<br><br>Особое место в народной песне занимает песня историческая, которая говорит о действительно живших людях, чем-то заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях. |
| | | |
- | В песнях поется о том, как Иван IV завоевал Казань, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасали Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих стругах, как в Полтавском бою солдаты Петра одержали - победу над шведами, как Пугачев пригрозил графу Панину, как Суворов велел армии переплыть море, как Кутузов вступился за честь России. | + | В песнях поется о том, как Иван IV завоевал Казань, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасали Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих стругах, как в Полтавском бою солдаты Петра одержали - победу над шведами, как Пугачев пригрозил графу Панину, как Суворов велел армии переплыть море, как Кутузов вступился за честь России. |
| | | |
| Минувшая история проходит в народных песнях такой, какой ее пережил народ, как он понял ее.<br> В. Аникин | | Минувшая история проходит в народных песнях такой, какой ее пережил народ, как он понял ее.<br> В. Аникин |
Версия 20:43, 30 сентября 2011
Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 8 класс>>Русские народные песни
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Несказанно прекрасен мир народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен — их пели в определенные дни года, по праздникам, Календарная песня — это песня, исполнение которой в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла.
Новый год встречали в надежде на доброе житье. Всюду по деревням и городам на так называемых Святках из дома в дом ходили подростки и величали хозяев; величальные песни на юге называли колядой, около Москвы, Владимира и Рязани - овсенем, на севере — виноградьем. Тема, смысл и образы их, однако, были одни и те же. Обычай обязывал угощать певцов. Чем щедрее было подарение — кусок пирога, пышка, ломоть хлеба, денежка, тем ближе казалось исполнение доброго пожелания. Хозяева дома и певцы вступали в обрядовую игру.
Название «коляда» возникло из названия первых дней каждого месяца в римском календаре — «календ». Календарь римлян был перенят в давние-давние времена славянами.
Весну закликали песнями веснянками, в майские дни чествовали деревья и цветы. С календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые, плясовые песни.
Обширны группы песен, не связанных ни с обрядами, ни с пляской, — это лирические песни, медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования.
Любовные песни не единственный вид народной лирики. Не менее обширна группа семейных песен, в них выражалась печаль домашних неурядиц. Перед нами встают картины старинного житья-бытья. В особенности горьки песни о вдовьей и сиротской жизни.
Как ни тяжела была жизнь народа, неистребимой оставалась шутка. Шуточные песни — особая группа лирических песен. Народ трунил над незадачливыми женихами, спесивыми невестами, неумелыми стряпухами. А. С. Пушкин упомянул об одной такой песне в стихотворении «Зимний вечер»:
Спой мне песню, чак синица Тихо за морем жила...
От лирических песен отличаются свадебные обрядовые песни, предназначенные для исполнения на свадьбе. Пение этих песен предусмотрено самим обрядом. Эти песни были пленительной поэзией, которая украшала свадьбу, делала ее памятным событием в жизни человека. На свадьбе звучали причитания невесты.
Прачитания-плачи звучали и на похоронах, при отъезде в дальнюю дорогу, на похоронные плачи были похожи причитания по рекруту-новобранцу.
Во второй половине XIX столетия в народе появились частушки. Среди частушек были лирические попевки:
Лучше нету того цвету, Когда яблоня цветет. Лучше нету той минуты, Когда миленький придет.
Особое место в народной песне занимает песня историческая, которая говорит о действительно живших людях, чем-то заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях.
В песнях поется о том, как Иван IV завоевал Казань, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасали Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих стругах, как в Полтавском бою солдаты Петра одержали - победу над шведами, как Пугачев пригрозил графу Панину, как Суворов велел армии переплыть море, как Кутузов вступился за честь России.
Минувшая история проходит в народных песнях такой, какой ее пережил народ, как он понял ее. В. Аникин
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|