|
|
Строка 3: |
Строка 3: |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 5 класс|Литература 5 класс]]>>М. Ю. Лермонтов «Бородино»''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 5 класс|Литература 5 класс]]>>М. Ю. Лермонтов «Бородино»''' |
| | | |
- | <br> <br>
| + | <br> |
| | | |
- | ''' М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО»'''<br><br>Стихотворение «Бородино» имеет давнюю традицию изучения в школе. Так, Т. В. Чирковская в книге «Изучение литературы в 4 классе» утверждает: «Наша задача — углубить переживания, сделать осознанными, помочь четверокласснику ощутить гордость за своих далеких предков, желание быть не только достойными их, но и приумножить их славу. | + | '''М. Ю. Лермонтов «Бородино»'''<br><br>Стихотворение «Бородино» имеет давнюю традицию изучения в школе. Так, Т. В. Чирковская в книге «Изучение литературы в 4 классе» утверждает: «Наша задача — углубить переживания, сделать осознанными, помочь четверокласснику ощутить гордость за своих далеких предков, желание быть не только достойными их, но и приумножить их славу. |
| | | |
| Стихотворение „Бородино“ способствует развитию воображения школьника, его фантазии. Ребята не только охотно читают вслух „Бородино“ сами, но и с подъемом учатся выразительному чтению стихотворения. Все это приходится учитывать, продумывая работу над произведением». И далее: «Основная цель, стоящая перед учителем, работающим над стихотворением „Бородино“, — помочь ребятам проникнуться высоким чувством патриотизма, почувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных». Исходя из этого, Т. В. Чирковская основной работой по данной теме считает выразительное чтение стихотворения учащимися и предлагает такой план работы: | | Стихотворение „Бородино“ способствует развитию воображения школьника, его фантазии. Ребята не только охотно читают вслух „Бородино“ сами, но и с подъемом учатся выразительному чтению стихотворения. Все это приходится учитывать, продумывая работу над произведением». И далее: «Основная цель, стоящая перед учителем, работающим над стихотворением „Бородино“, — помочь ребятам проникнуться высоким чувством патриотизма, почувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных». Исходя из этого, Т. В. Чирковская основной работой по данной теме считает выразительное чтение стихотворения учащимися и предлагает такой план работы: |
| | | |
- | <u>Первый урок:</u> | + | '''<u>Первый урок:</u>''' |
| | | |
- | 1. Вступительная часть.<br>2. Рассказ учителя о событиях 1812 г.<br>3. Беседа о Лермонтове. Чтение стихотворений поэта, знакомых учащимся. Слово учителя о том, как создавалось стихотворение.<br>4. Словарная работа.<br>5. Чтение стихотворения учителем.<br>6. Беседа после чтения о том, как построено стихотворение.<br><br><u>Второй урок:</u> | + | 1. Вступительная часть.<br>2. Рассказ учителя о событиях 1812 г.<br>3. Беседа о Лермонтове. Чтение стихотворений поэта, знакомых учащимся. Слово учителя о том, как создавалось стихотворение.<br>4. Словарная работа.<br>5. Чтение стихотворения учителем.<br>6. Беседа после чтения о том, как построено стихотворение.<br><br>'''<u>Второй урок:</u>''' |
| | | |
| Посвящается анализу стихотворения и работе над выразительным чтением. | | Посвящается анализу стихотворения и работе над выразительным чтением. |
Строка 25: |
Строка 25: |
| Имя М. Ю. Лермонтова школьникам известно и по начальной школе, и по самостоятельному чтению, поэтому начнем эту тему с беседы о том, что они знают о поэте, какие его произведения прочитаны и нравятся, какие стихотворения Лермонтова могут быть прочитаны наизусть. | | Имя М. Ю. Лермонтова школьникам известно и по начальной школе, и по самостоятельному чтению, поэтому начнем эту тему с беседы о том, что они знают о поэте, какие его произведения прочитаны и нравятся, какие стихотворения Лермонтова могут быть прочитаны наизусть. |
| | | |
- | Подобная беседа и подготовленный к этой теме класс (книжная выставка лермонтовских произведений, иллюстрации к «Бородино», портрет Лермонтова, эпиграф — строка из стихотворения «Бородино», например:<br><br> «Недаром помнит вся Россия<br> Про день Бородина!»)<br><br>Учитель, анализируя ответы учащихся, их знания о поэте, предложит им выслушать небольшой рассказ о том, что жизнь поэта была коротка и трагична, но богата творческими свершениями. М. Ю. Лермонтов оставил своим потомкам богатейшее литературное наследие. Учитель напомнит школьникам о том, что детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Жизнь в Тарханах, забота бабушки, лечение на кавказских водах и в Подмосковье, учение в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, переход в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, ссылка на Кавказ за стихотворение «Смерть Поэта». За дуэль с французским посланником снова ссылка на Кавказ. Затем Москва, Петербург, круг литературных знакомств. На Кавказе в 1841 г. на дуэли поэт погиб. | + | Подобная беседа и подготовленный к этой теме класс (книжная выставка лермонтовских произведений, иллюстрации к «Бородино», портрет Лермонтова, эпиграф — строка из стихотворения «Бородино», например:<br><br> '' «Недаром помнит вся Россия<br> Про день Бородина!»)''<br><br>Учитель, анализируя ответы учащихся, их знания о поэте, предложит им выслушать небольшой рассказ о том, что жизнь поэта была коротка и трагична, но богата творческими свершениями. М. Ю. Лермонтов оставил своим потомкам богатейшее литературное наследие. Учитель напомнит школьникам о том, что детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Жизнь в Тарханах, забота бабушки, лечение на кавказских водах и в Подмосковье, учение в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, переход в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, ссылка на Кавказ за стихотворение «Смерть Поэта». За дуэль с французским посланником снова ссылка на Кавказ. Затем Москва, Петербург, круг литературных знакомств. На Кавказе в 1841 г. на дуэли поэт погиб. |
| | | |
| Обратим внимание на то, что пафос поэзии Лермонтова усматривался Белинским в нравственных вопросах о судьбе и правах человека, что в ранней лирике поэта звучат «мотивы и стремление жить в согласии с идеалом», слышатся мечты о гражданском деянии («За дело общее, быть может, я паду...»). «Герой зрелой лирики, — по выражению литературоведа В. И. Коровина, — жаждет обнять всю вселенную. Но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу, по-прежнему „гонимый миром странник“. В зрелой лирике Лермонтов становится строже в лирических высказываниях. В памяти поколений он живет как страдалец-мятежник и поэт-бунтарь. В поэзии Лермонтова народ чтит духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, дерзкое отрицание косной неподвижности бытия, вечную устремленность к свободе, жажду внутренней цельности и гармонии с миром». | | Обратим внимание на то, что пафос поэзии Лермонтова усматривался Белинским в нравственных вопросах о судьбе и правах человека, что в ранней лирике поэта звучат «мотивы и стремление жить в согласии с идеалом», слышатся мечты о гражданском деянии («За дело общее, быть может, я паду...»). «Герой зрелой лирики, — по выражению литературоведа В. И. Коровина, — жаждет обнять всю вселенную. Но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу, по-прежнему „гонимый миром странник“. В зрелой лирике Лермонтов становится строже в лирических высказываниях. В памяти поколений он живет как страдалец-мятежник и поэт-бунтарь. В поэзии Лермонтова народ чтит духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, дерзкое отрицание косной неподвижности бытия, вечную устремленность к свободе, жажду внутренней цельности и гармонии с миром». |
Строка 35: |
Строка 35: |
| Разумеется, учитель сам прочитает стихотворение, оттеняя интонацией героическую направленность стихотворения, патриотический пафос, неудовлетворенность поэта современным ему поколением, печаль в связи с гибелью бойцов. | | Разумеется, учитель сам прочитает стихотворение, оттеняя интонацией героическую направленность стихотворения, патриотический пафос, неудовлетворенность поэта современным ему поколением, печаль в связи с гибелью бойцов. |
| | | |
- | Причем важно, чтобы школьники восприняли стихотворение умом и сердцем, смогли верно прочитать его наизусть, делая акценты не только на стремительности боя, храбрости солдат, боевом их духе, восхищении солдата мужеством своих собратьев, печали по поводу погибших в бою, но и на важные детали текста. Например, местоимением мы поэт как бы воссоединяет чувства участников сражения и всех, кто читает эти строки и воспринимает горечь и радость как свои собственные:<br><br> ...Уж постоим мы головою<br> За родину свою!<br><br>Вместе с учащимися после чтения дается комментарий, обучение выразительному чтению стихотворения и одновременно его анализ. От чьего имени ведется рассказ? Что этим достигает автор? О чем говорится в стихотворении? В чем его пафос? Какие картины проходят перед глазами читателя? Что возмущало солдат? О чем печалится солдат и чем гордится? С помощью каких литературных приемов удалось показать и поле боя, и перестрелку, и тихий открытый бивак, и рукопашный бой? Как понимают пятиклассники слова и словосочетания: схватки боевые, нынешнее племя, чужие изорвать мундиры, построили редут, ломить стеною, грозная сеча, ликовал француз, бивак открытый, кивер, полковник наш рожден был хватом, булат, уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, звучал булат, картечь визжала, изведал враг? | + | Причем важно, чтобы школьники восприняли стихотворение умом и сердцем, смогли верно прочитать его наизусть, делая акценты не только на стремительности боя, храбрости солдат, боевом их духе, восхищении солдата мужеством своих собратьев, печали по поводу погибших в бою, но и на важные детали текста. Например, местоимением мы поэт как бы воссоединяет чувства участников сражения и всех, кто читает эти строки и воспринимает горечь и радость как свои собственные:<br><br> '' ...Уж постоим мы головою<br> За родину свою!''<br><br>Вместе с учащимися после чтения дается комментарий, обучение выразительному чтению стихотворения и одновременно его анализ. От чьего имени ведется рассказ? Что этим достигает автор? О чем говорится в стихотворении? В чем его пафос? Какие картины проходят перед глазами читателя? Что возмущало солдат? О чем печалится солдат и чем гордится? С помощью каких литературных приемов удалось показать и поле боя, и перестрелку, и тихий открытый бивак, и рукопашный бой? Как понимают пятиклассники слова и словосочетания: схватки боевые, нынешнее племя, чужие изорвать мундиры, построили редут, ломить стеною, грозная сеча, ликовал француз, бивак открытый, кивер, полковник наш рожден был хватом, булат, уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, звучал булат, картечь визжала, изведал враг? |
| | | |
| Какие интонации характерны для каждой строфы? В чем суть каждой из строф? Как прочитать? Пробуют читать несколько человек до тех пор, пока не прозвучит удовлетворяющее учителя чтение. | | Какие интонации характерны для каждой строфы? В чем суть каждой из строф? Как прочитать? Пробуют читать несколько человек до тех пор, пока не прозвучит удовлетворяющее учителя чтение. |
Строка 59: |
Строка 59: |
| «Только после изучения в классе мне особенно понятным стало стихотворение, понравилось по-настоящему...» | | «Только после изучения в классе мне особенно понятным стало стихотворение, понравилось по-настоящему...» |
| | | |
- | «Сейчас я стал особенно, как на картине, представлять себе рассказчика, полковника, наш и французский лагерь... Мне стало стихотворение близким, любимым. Оно торжественно и грустно, оно вызывает гордость за воинов-богатырей, защищавших свою Родину...»<br><br><br><br><br> | + | «Сейчас я стал особенно, как на картине, представлять себе рассказчика, полковника, наш и французский лагерь... Мне стало стихотворение близким, любимым. Оно торжественно и грустно, оно вызывает гордость за воинов-богатырей, защищавших свою Родину...»<br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
Версия 10:43, 20 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 5 класс>>М. Ю. Лермонтов «Бородино»
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Стихотворение «Бородино» имеет давнюю традицию изучения в школе. Так, Т. В. Чирковская в книге «Изучение литературы в 4 классе» утверждает: «Наша задача — углубить переживания, сделать осознанными, помочь четверокласснику ощутить гордость за своих далеких предков, желание быть не только достойными их, но и приумножить их славу.
Стихотворение „Бородино“ способствует развитию воображения школьника, его фантазии. Ребята не только охотно читают вслух „Бородино“ сами, но и с подъемом учатся выразительному чтению стихотворения. Все это приходится учитывать, продумывая работу над произведением». И далее: «Основная цель, стоящая перед учителем, работающим над стихотворением „Бородино“, — помочь ребятам проникнуться высоким чувством патриотизма, почувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных». Исходя из этого, Т. В. Чирковская основной работой по данной теме считает выразительное чтение стихотворения учащимися и предлагает такой план работы:
Первый урок:
1. Вступительная часть. 2. Рассказ учителя о событиях 1812 г. 3. Беседа о Лермонтове. Чтение стихотворений поэта, знакомых учащимся. Слово учителя о том, как создавалось стихотворение. 4. Словарная работа. 5. Чтение стихотворения учителем. 6. Беседа после чтения о том, как построено стихотворение.
Второй урок:
Посвящается анализу стихотворения и работе над выразительным чтением.
Т. В. Чирковская советует провести беседу с учащимися о том, какие битвы им известны, в которых решалась судьба нашей Родины. Затем рассказать о Куликовской битве, битве под Полтавой, наконец, о войне 1812 г., о Бородинском сражении, использовать репродукции картин «Бородинская битва» А. Ф. Рубо, «М. И. Кутузов под Бородином» С. В. Герасимова и др. (см. подробнее материал для слова учителя в названном пособии).
Словарную работу автор этого пособия предлагает построить на подборе синонимов, объяснении слов и выражений (например, ликовал, поведал, постоять головою, поле грозной сечи, у наших ушки на макушке и др.).
Важны и приведенные автором статьи слова Д. Е. Максимова о героях, например: «Рассказчик „Бородина“ — старый солдат и дядя и вместе с тем русский народ, а мысль народа заключает в себе неизмеримо больше того, что заключено в мыслях каждого из его рядовых представителей». В самом деле, это и голос народа, и голос солдата, и голос самого поэта. В его речи — разговорная интонация, лукавый народный юмор, и патетика, и глубокое раздумье.
З. Я. Рез (М. Ю. Лермонтов в школе. — М., 1963) обращает внимание учителя на то, что «Бородино» написано в связи с двадцатипятилетней годовщиной Бородинской битвы. Во вступительном слове методист советует сообщить конкретные сведения о войне 1812 г. и Бородинском сражении, результатах этого сражения, провести воображаемую экскурсию на Бородинское поле (картина П. Е. Заболотского «Старый солдат», картина А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях»), тщательно подготовить выразительное чтение стихотворения учителем, обратить внимание на героев стихотворения, на внимательное обдумывание и рассматривание картин, изображенных М. Ю. Лермонтовым. «Прочитав стихотворение „Бородино“, — пишет З. Я. Рез, — читатель обогащается каким-то новым ощущением, чувством, переживанием, а не только знанием». И далее: «Нельзя читать обращение полковника крикливо и бодро, как нередко можно слышать в 5 классе: в нем тревога за судьбу России и понимание ответственности перед ней. Фраза: „Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали...“ — тоже звучит строго и чуть-чуть сурово...»
Имя М. Ю. Лермонтова школьникам известно и по начальной школе, и по самостоятельному чтению, поэтому начнем эту тему с беседы о том, что они знают о поэте, какие его произведения прочитаны и нравятся, какие стихотворения Лермонтова могут быть прочитаны наизусть.
Подобная беседа и подготовленный к этой теме класс (книжная выставка лермонтовских произведений, иллюстрации к «Бородино», портрет Лермонтова, эпиграф — строка из стихотворения «Бородино», например:
«Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»)
Учитель, анализируя ответы учащихся, их знания о поэте, предложит им выслушать небольшой рассказ о том, что жизнь поэта была коротка и трагична, но богата творческими свершениями. М. Ю. Лермонтов оставил своим потомкам богатейшее литературное наследие. Учитель напомнит школьникам о том, что детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Жизнь в Тарханах, забота бабушки, лечение на кавказских водах и в Подмосковье, учение в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, переход в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, ссылка на Кавказ за стихотворение «Смерть Поэта». За дуэль с французским посланником снова ссылка на Кавказ. Затем Москва, Петербург, круг литературных знакомств. На Кавказе в 1841 г. на дуэли поэт погиб.
Обратим внимание на то, что пафос поэзии Лермонтова усматривался Белинским в нравственных вопросах о судьбе и правах человека, что в ранней лирике поэта звучат «мотивы и стремление жить в согласии с идеалом», слышатся мечты о гражданском деянии («За дело общее, быть может, я паду...»). «Герой зрелой лирики, — по выражению литературоведа В. И. Коровина, — жаждет обнять всю вселенную. Но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу, по-прежнему „гонимый миром странник“. В зрелой лирике Лермонтов становится строже в лирических высказываниях. В памяти поколений он живет как страдалец-мятежник и поэт-бунтарь. В поэзии Лермонтова народ чтит духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, дерзкое отрицание косной неподвижности бытия, вечную устремленность к свободе, жажду внутренней цельности и гармонии с миром».
Впечатления детства, рассказы участников войны 1812 г. отразились в поэзии Лермонтова. Рассказ в стихотворении «Бородино» сливается с элегией, мажорные ноты перемежаются трагическими, печальными. Поэт противопоставляет героев Бородинского сражения с современным ему поколением, «дремлющим в бездействии».
Учитель обратит внимание на то, от чьего лица ведется рассказ и как простой солдат-рассказчик оценивает это героическое сражение.
Разумеется, учитель сам прочитает стихотворение, оттеняя интонацией героическую направленность стихотворения, патриотический пафос, неудовлетворенность поэта современным ему поколением, печаль в связи с гибелью бойцов.
Причем важно, чтобы школьники восприняли стихотворение умом и сердцем, смогли верно прочитать его наизусть, делая акценты не только на стремительности боя, храбрости солдат, боевом их духе, восхищении солдата мужеством своих собратьев, печали по поводу погибших в бою, но и на важные детали текста. Например, местоимением мы поэт как бы воссоединяет чувства участников сражения и всех, кто читает эти строки и воспринимает горечь и радость как свои собственные:
...Уж постоим мы головою За родину свою!
Вместе с учащимися после чтения дается комментарий, обучение выразительному чтению стихотворения и одновременно его анализ. От чьего имени ведется рассказ? Что этим достигает автор? О чем говорится в стихотворении? В чем его пафос? Какие картины проходят перед глазами читателя? Что возмущало солдат? О чем печалится солдат и чем гордится? С помощью каких литературных приемов удалось показать и поле боя, и перестрелку, и тихий открытый бивак, и рукопашный бой? Как понимают пятиклассники слова и словосочетания: схватки боевые, нынешнее племя, чужие изорвать мундиры, построили редут, ломить стеною, грозная сеча, ликовал француз, бивак открытый, кивер, полковник наш рожден был хватом, булат, уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, звучал булат, картечь визжала, изведал враг?
Какие интонации характерны для каждой строфы? В чем суть каждой из строф? Как прочитать? Пробуют читать несколько человек до тех пор, пока не прозвучит удовлетворяющее учителя чтение.
Дома школьники готовят рассказ о Лермонтове и выразительное чтение стихотворения «Бородино» наизусть.
Учительница московской школы № 1666 Т. И. Максимова на втором уроке по данной теме, который она назвала «„Бородино“ Лермонтова в осмыслении пятиклассников», организовала беседу о том, что в большей мере привлекает сегодняшних школьников («Мне нравится в стихотворении голос как бы живого бывалого солдата. ...Рассказ его помогает представить все реально, как было»; «Когда читаешь стихотворение, переживаешь за все, что было когда-то, и гордишься за солдат, и радуешься, и печалишься...»; «Между бывалым и молодым солдатом происходит диалог, разговор, и сразу представляешь себе все, как было когда-то, как шел бой во время Бородинского сражения...»).
Следующим этапом работы было задание рассказать о героях этого стихотворения («Мне хочется рассказать, каким я представляю молодого солдата — молодой, улыбчивый, внимательный, искренний, добродушный. Его волнует прошлое нашей Родины...»; «Старый, бывалый солдат — у него на лице шрамы, следы прошлых сражений, у него задумчивое, немного усталое выражение лица. Он добрый, но и сильный, удалой, как и много лет тому назад...»; «Старый солдат, пожилой человек, уставший от войны, в которой ему пришлось участвовать, до сих пор он помнит все, что было когда-то, — и полковника, и солдат, его товарищей, и жестокий бой, в котором он участвовал, и погибших товарищей...»; «Немного сказано о полковнике... Говорится, что он был хватом, наверное, это потому, что он был смелым, сильным, что он был слугой царю и отец солдатам... значит, был верным присяге и добрым по отношению к солдатам, близким, сердечным для них...»).
Учащиеся читают стихотворение наизусть и по тексту, размышляют над тем, кто прочитал лучше, кто хуже и почему («он правильно читал: о печальном — тихо, печально, о бое — быстро, как и шел бой...»), и т. д.
Интересной была работа над рисунками учащихся, когда они сами рассказывали о своих рисунках и когда рецензировали их рисунки товарищи («Этот рисунок мне понравился, правильно передается форма военная солдат, рисунок близок к тому, как описан Бородинский бой Лермонтовым...»; «Я решил проиллюстрировать этот эпизод, потому что мой дедушка и прадедушка были артиллеристами в гражданскую и Великую Отечественную войну... Мне кажется, что это так было в 1812 году на Бородинском поле...»).
И снова мы слушаем выразительное чтение учащихся, рецензии на это чтение, совершенствование этого чтения, в процессе которого ощущаем не просто верное интонирование и правильные логические ударения, но выражение чувств, сопереживание учащихся.
Представления учащихся о стихотворении «Бородино» после двух уроков по этой теме стали иными, что сказалось на выразительном чтении и в высказываниях учащихся:
«Стихотворение М. Ю. Лермонтова „Бородино“ я прочитал давно, в первом классе, тогда я многого не понял. Во-первых, я ничего не знал о войне 1812 года, о Бородинском сражении. В этом году мы познакомились в классе с историческими событиями 1812 года, узнали многое про Бородинский бой и храбрость русских солдат. Я лучше понял стихотворение, мне захотелось выучить его наизусть. Дома я нашел фотографии из музея „Бородинская панорама“, захотелось там побывать».
«Когда мы читали стихотворение „Бородино“ в классе, мне представлялось, что мы на самом деле видим и слышим сражение, радуемся храбрости наших солдат, как и сам рассказчик... старый солдат...»
«Только после изучения в классе мне особенно понятным стало стихотворение, понравилось по-настоящему...»
«Сейчас я стал особенно, как на картине, представлять себе рассказчика, полковника, наш и французский лагерь... Мне стало стихотворение близким, любимым. Оно торжественно и грустно, оно вызывает гордость за воинов-богатырей, защищавших свою Родину...»
Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.
Полный перечень тем по классам, календарный план согласно школьной программе по литературе онлайн, видеоматериал по литературе для 5 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|