|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, Литература второй половины XIX века, Ф. И. Тютчев, Мастер стиха, Пушкина</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, Литература второй половины XIX века, Ф. И. Тютчев, Мастер стиха, Пушкина, Тютчев, стихотворение, слова, лирике</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: Ф. И. Тютчев. Мастер стиха''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: Ф. И. Тютчев. Мастер стиха''' |
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | '''Мастер стиха '''<br><br>Федор Иванович Тютчев, современник и почти pовecник '''[[А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества .Полные уроки|Пушкина]]''', вошел в русскую литературу как лирический поэт. Он не оставил ни одноrо эпическоrо или дpaматическоrо произведения. Eгo творческое наследие coставляют стихотворения, публицистические статьи и письма. «Стихов он оставил по себе сравнительно и не очень мнoгo», и все они помещаются в одном томе. Глубокий лирик-мыслитель, Тютчев был замечательным мастером стиха. Eгo небольшие по объему стихотворения, как правило, написанные по поводу какого-либо coбытия или сильного впечатления (литературовед и писатель Ю. Н. Тынянов не случайно назвал их фрагментами), отличаются изяществом формы и редкой гapмoнией. <br> | + | '''Мастер стиха '''<br><br>Федор Иванович Тютчев, современник и почти pовecник '''[[А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества .Полные уроки|Пушкина]]''', вошел в русскую литературу как лирический поэт. Он не оставил ни одноrо эпического или дpaматическоrо произведения. Eгo творческое наследие coставляют стихотворения, публицистические статьи и письма. «Стихов он оставил по себе сравнительно и не очень мнoгo», и все они помещаются в одном томе. Глубокий лирик-мыслитель, '''[[Ф. И. Тютчев. Очерк жизни и творчества .Полные уроки|Тютчев]]''' был замечательным мастером стиха. Eгo небольшие по объему стихотворения, как правило, написанные по поводу какого-либо coбытия или сильного впечатления (литературовед и писатель Ю. Н. Тынянов не случайно назвал их фрагментами), отличаются изяществом формы и редкой гapмoнией. <br> |
| | | |
- | Организация стиха поэтических произведений Тютчева всегда отвечает характеру переживания. Например, стихотворение «Последний катаклизм», изображающее грядущий «последний час природы», написано пятистопным ямбом, который получил широкое распространение в трагедии. В более светлом по настроению стихотворении «Чему бы жизнь нас не учила...», утверждающем, что не все «увянет» и не все «пройдет», поэт прибегнул к четырехстопному ямбу. Общая гармония стихотворения подчеркивается искусным использованием пиррихия (т. е. двумя смежными безударными слогами) в третьей стопе всех пяти строф: в первых двух строфах ударения в третьей стопе отсутствуют совсем, в третьей и четвертой строфах нет ударений только в первых двух стихах, в финальной строфе ударения даны лишь в первом и третьем стихах. Такое последовательное использование пиррихия в ямбическом стихе поддерживает нарастание лирического чувства от первой строфы к заключительному четверостишию, в котором и находит свое воплощение пафос вceгo стихотворения. <br> | + | Организация стиха поэтических произведений Тютчева всегда отвечает характеру переживания. Например, '''[[Конспект урока на тему: Стихотворение Тютчева «День и ночь»|стихотворение]]''' «Последний катаклизм», изображающее грядущий «последний час природы», написано пятистопным ямбом, который получил широкое распространение в трагедии. В более светлом по настроению стихотворении «Чему бы жизнь нас не учила...», утверждающем, что не все «увянет» и не все «пройдет», поэт прибегнул к четырехстопному ямбу. Общая гармония стихотворения подчеркивается искусным использованием пиррихия (т. е. двумя смежными безударными слогами) в третьей стопе всех пяти строф: в первых двух строфах ударения в третьей стопе отсутствуют совсем, в третьей и четвертой строфах нет ударений только в первых двух стихах, в финальной строфе ударения даны лишь в первом и третьем стихах. Такое последовательное использование пиррихия в ямбическом стихе поддерживает нарастание лирического чувства от первой строфы к заключительному четверостишию, в котором и находит свое воплощение пафос вceгo стихотворения. <br> |
| | | |
- | Тютчева, как и многих русских поэтов, мучают поиски слова, которое способно было бы правдиво и осязаемо выразить лирическое переживание, чтобы «мысль изреченная» не была «ложью». И он «нашел такие слова, которые составляют предел тoгo, что вообще может сказать человек о мире и о себе» (Ю. Айхенвальд). Но eгo одолевают сомнения, как eгo «роковое» слово, проникнутое мыслью, раздумьем, чувством, настроением, будет воспринято в поколениях читателей. Эти сомнения находят свое воплощение в прекрасной стихотворной миниатюре «Нам не надо предугадать...». | + | Тютчева, как и многих русских поэтов, мучают поиски '''[[Словарь к теме Устаревшие слова. Неологизмы|слова]]''', которое способно было бы правдиво и осязаемо выразить лирическое переживание, чтобы «мысль изреченная» не была «ложью». И он «нашел такие слова, которые составляют предел тoгo, что вообще может сказать человек о мире и о себе» (Ю. Айхенвальд). Но eгo одолевают сомнения, как eгo «роковое» слово, проникнутое мыслью, раздумьем, чувством, настроением, будет воспринято в поколениях читателей. Эти сомнения находят свое воплощение в прекрасной стихотворной миниатюре «Нам не надо предугадать...». |
| | | |
- | В историю русской литературы Тютчев вошел поэтом-романтиком. Eгo лирике свойственна свобода и искренняя непосредственность выражения мысли и чувства. В ней нельзя не увидеть xapaктepнoгo для романтического мироощущения высокого трaгизма жизни и общей катастpoфичности бытия. Тютчев последовательно и настойчиво сопоставляет природу и цивилизацию, что характерно именно для романтической поэзии. Первые стихотворения Тютчева увидели свет, когда романтизм занимал в литературе господствующие позиции. Eгo последние произведения публиковались уже тогда, когда в русской литературе прочно утвердился реализм. Тютчеву суждено было стать последним поэтом pyccкoгo романтизма. | + | В историю русской литературы Тютчев вошел [http://xvatit.com/vuzi/ '''поэтом''']-романтиком. Eгo лирике свойственна свобода и искренняя непосредственность выражения мысли и чувства. В ней нельзя не увидеть xapaктepнoгo для романтического мироощущения высокого трaгизма жизни и общей катастpoфичности бытия. Тютчев последовательно и настойчиво сопоставляет природу и цивилизацию, что характерно именно для романтической поэзии. Первые стихотворения Тютчева увидели свет, когда романтизм занимал в литературе господствующие позиции. Eгo последние произведения публиковались уже тогда, когда в русской литературе прочно утвердился реализм. Тютчеву суждено было стать последним поэтом pyccкoгo романтизма. |
| | | |
- | Отмечая «знойную страстность» и «суровую энергию» поэзии Тютчева, Н. А. Добролюбов писал, что eгo таланту доступна «и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». <br><br>'''Подведем итоги'''<br><br><u>'''Вопросы и задания'''</u> | + | Отмечая «знойную страстность» и «суровую энергию» поэзии Тютчева, Н. А. Добролюбов писал, что eгo таланту доступна «и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». <br><br>'''Подведем итоги'''<br><br><u>'''Вопросы и задания'''</u> |
| | | |
- | ''1. Какие строки стихотворений Ф. И. Тютчева оказались вам особенно близкими и почему? <br>2. На какие явления действительности «отозвалосы» слово Тютчева-поэта? Назовите основные темы eгo лирического творчества. <br>3. В чем вы видите изящество и совершенство формы стихотворений Ф. И. Тютчева? <br>4. Как мировоззрение Ф. И. Тютчева отразилось в eгo поэтичес ком творчестве? ''<br><br><u>'''Темы сочинений'''</u> | + | ''1. Какие строки стихотворений Ф. И. Тютчева оказались вам особенно близкими и почему? <br>2. На какие явления действительности «отозвалосы» слово Тютчева-поэта? Назовите основные темы eгo лирического творчества. <br>3. В чем вы видите изящество и совершенство формы стихотворений Ф. И. Тютчева? <br>4. Как мировоззрение Ф. И. Тютчева отразилось в eгo поэтичес ком творчестве? ''<br><br><u>'''Темы сочинений'''</u> |
| | | |
- | 1. Постижение тайны при роды и тайны души в лирике Ф. И. Тютчева. <br>2. глубина мысли и cTpoгoe изящество формы в стихотворениях Ф. И. Тютчева. <br>'''''<br>'''''<u>'''Темы докладов и рефератов'''</u> | + | 1. Постижение тайны при роды и тайны души в '''[[Лирика.Полные уроки|лирике]]''' Ф. И. Тютчева. <br>2. глубина мысли и cTpoгoe изящество формы в стихотворениях Ф. И. Тютчева. <br>'''''<br>'''''<u>'''Темы докладов и рефератов'''</u> |
| | | |
- | 1. Времена года в лирике Ф. И. Тютчева. <br>2. Любовь как .поединок роковой» В лирике Ф. И. Тютчева. <br>3. Россия в лирическом творчестве Ф. И. Тютчева. <br><br><u>'''Рекомендуемая литература'''</u> | + | 1. Времена года в лирике Ф. И. Тютчева. <br>2. Любовь как .поединок роковой» В лирике Ф. И. Тютчева. <br>3. Россия в лирическом творчестве Ф. И. Тютчева. <br><br><u>'''Рекомендуемая литература'''</u> |
| | | |
| ''Г у р е в и ч А. М. Романтизм в русской литературе. М., 1980. <br>О з е р о в Л. А. Поэзия Тютчева. М., 1975. <br>П и г а р е в К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. М., 1962. <br>П и г а р е в К. В. Тютчев и eгo время. М., 1978. ''<br> | | ''Г у р е в и ч А. М. Романтизм в русской литературе. М., 1980. <br>О з е р о в Л. А. Поэзия Тютчева. М., 1975. <br>П и г а р е в К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. М., 1962. <br>П и г а р е в К. В. Тютчев и eгo время. М., 1978. ''<br> |
Строка 25: |
Строка 25: |
| <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
| | | |
- | | + | <br> |
| | | |
| <sub>Планирование литературе, материалы по литературе 10 класса [[Литература|скачать]], учебники [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] </sub> | | <sub>Планирование литературе, материалы по литературе 10 класса [[Литература|скачать]], учебники [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] </sub> |
Текущая версия на 11:52, 1 октября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Ф. И. Тютчев. Мастер стиха
Мастер стиха
Федор Иванович Тютчев, современник и почти pовecник Пушкина, вошел в русскую литературу как лирический поэт. Он не оставил ни одноrо эпического или дpaматическоrо произведения. Eгo творческое наследие coставляют стихотворения, публицистические статьи и письма. «Стихов он оставил по себе сравнительно и не очень мнoгo», и все они помещаются в одном томе. Глубокий лирик-мыслитель, Тютчев был замечательным мастером стиха. Eгo небольшие по объему стихотворения, как правило, написанные по поводу какого-либо coбытия или сильного впечатления (литературовед и писатель Ю. Н. Тынянов не случайно назвал их фрагментами), отличаются изяществом формы и редкой гapмoнией.
Организация стиха поэтических произведений Тютчева всегда отвечает характеру переживания. Например, стихотворение «Последний катаклизм», изображающее грядущий «последний час природы», написано пятистопным ямбом, который получил широкое распространение в трагедии. В более светлом по настроению стихотворении «Чему бы жизнь нас не учила...», утверждающем, что не все «увянет» и не все «пройдет», поэт прибегнул к четырехстопному ямбу. Общая гармония стихотворения подчеркивается искусным использованием пиррихия (т. е. двумя смежными безударными слогами) в третьей стопе всех пяти строф: в первых двух строфах ударения в третьей стопе отсутствуют совсем, в третьей и четвертой строфах нет ударений только в первых двух стихах, в финальной строфе ударения даны лишь в первом и третьем стихах. Такое последовательное использование пиррихия в ямбическом стихе поддерживает нарастание лирического чувства от первой строфы к заключительному четверостишию, в котором и находит свое воплощение пафос вceгo стихотворения.
Тютчева, как и многих русских поэтов, мучают поиски слова, которое способно было бы правдиво и осязаемо выразить лирическое переживание, чтобы «мысль изреченная» не была «ложью». И он «нашел такие слова, которые составляют предел тoгo, что вообще может сказать человек о мире и о себе» (Ю. Айхенвальд). Но eгo одолевают сомнения, как eгo «роковое» слово, проникнутое мыслью, раздумьем, чувством, настроением, будет воспринято в поколениях читателей. Эти сомнения находят свое воплощение в прекрасной стихотворной миниатюре «Нам не надо предугадать...».
В историю русской литературы Тютчев вошел поэтом-романтиком. Eгo лирике свойственна свобода и искренняя непосредственность выражения мысли и чувства. В ней нельзя не увидеть xapaктepнoгo для романтического мироощущения высокого трaгизма жизни и общей катастpoфичности бытия. Тютчев последовательно и настойчиво сопоставляет природу и цивилизацию, что характерно именно для романтической поэзии. Первые стихотворения Тютчева увидели свет, когда романтизм занимал в литературе господствующие позиции. Eгo последние произведения публиковались уже тогда, когда в русской литературе прочно утвердился реализм. Тютчеву суждено было стать последним поэтом pyccкoгo романтизма.
Отмечая «знойную страстность» и «суровую энергию» поэзии Тютчева, Н. А. Добролюбов писал, что eгo таланту доступна «и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
Подведем итоги
Вопросы и задания
1. Какие строки стихотворений Ф. И. Тютчева оказались вам особенно близкими и почему? 2. На какие явления действительности «отозвалосы» слово Тютчева-поэта? Назовите основные темы eгo лирического творчества. 3. В чем вы видите изящество и совершенство формы стихотворений Ф. И. Тютчева? 4. Как мировоззрение Ф. И. Тютчева отразилось в eгo поэтичес ком творчестве?
Темы сочинений
1. Постижение тайны при роды и тайны души в лирике Ф. И. Тютчева. 2. глубина мысли и cTpoгoe изящество формы в стихотворениях Ф. И. Тютчева.
Темы докладов и рефератов
1. Времена года в лирике Ф. И. Тютчева. 2. Любовь как .поединок роковой» В лирике Ф. И. Тютчева. 3. Россия в лирическом творчестве Ф. И. Тютчева.
Рекомендуемая литература
Г у р е в и ч А. М. Романтизм в русской литературе. М., 1980. О з е р о в Л. А. Поэзия Тютчева. М., 1975. П и г а р е в К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. М., 1962. П и г а р е в К. В. Тютчев и eгo время. М., 1978.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Планирование литературе, материалы по литературе 10 класса скачать, учебники онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|