|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''' Византия и Русь ''' | + | ''' Византия и Русь ''' |
| | | |
- | <br>Большое значение для развития русских земель имело их соседство с Византией. Именно из Византии на Русь пришло христианство. Русские великие князья <br>поддерживали родственные связи с византийским им- <br>ператорским домом, Византийская культура, обычаи, <br>традиции оказали большое воздействие на облик pyc- <br>ских городов и их жителей, <br>-- 16- 17. ВИЗdНТИЯ и Русь <br>1129 <br>Византия после крушения <br>Западной Римской империи <br>Византийские императоры считали себя преемниками властителей <br>Римской империи, Западные королевства рассматривались ими как <br>варварские, <br>Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую им- <br>перию была предпринята при Юсmuнuане / (правил в 527-565). Ви- <br>зантии удалось захватить большую часть Италии и Северную Афри- <br>ку, однако эти усилия подорвали ее мощь, Под натиском германских, <br>болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена <br>была перейти к обороне, <br>Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело <br>секретное оружие, которым она обладала, - «греческий <br>oгOHb», Тайна eгo состава так и осталась нераскрытой, Предпо- <br>лагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти <br>и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напал- <br>ма, С помощью «греческого огня» византийцы сжигали кораб- <br>ли противника на море, осадные орудия. <br>Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, <br>умение разобщать противостоящие ей государства и племен- <br>ные союзы, подкупать их вождей, <br>Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство <br>Древнеримской империи, Византия заимствовала и многие ее слабо- <br>сти, в первую очередь связанные с характером осуществления власти. <br>В Византии существовал сенат, включавший представителей <br>знатных родов, Большим влиянием ПОЛЬЗ0Вались епископы, В то же <br>время воля императора, власть котopoгo считалась священной, име- <br>ла силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной <br>жизни. В результате реформ УН века была построена жесткая верти- <br>каль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть <br>в которых передавалась наместникам-военачальникам (cтpaTeгaM), <br>Они назначались и смещались императором и, обладая огpомными <br>Полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При им- <br>нераторе Льве У/ (правил в 886-912) ликвидировались остатки гo- <br>родского самоуправления, В частности, ранее свободно работавшие <br>ремесленники и торгoвцы были приписаны к корпорациям. Их чле- <br>ны ПОЛЬЗ0Вались льготами при получении заказов и продаже изде- <br>5-3299 <br>1 зо I глa.a Ь. <br>Перио раlПlегo Сре. иевековья <br>лий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства, Me- <br>сто и время торговли, количество наемных работников, определяли <br>норму прибыли, <br>Жесткая централизация власти вела к умножению числа прави- <br>тельственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), poc- <br>ту армии чиновников, Они делились на классы и разряды, получая <br>титулы, чины и оплату согласно своей должности, Неуклюжий и <br>гpомоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и <br>дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и за- <br>гoворов. <br>Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед yг- <br>розой пере ворота, В Византии, как и в Древнеримской империи, не <br>было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным импе- <br>раторам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна ди- <br>настия не смогла долго ее удерживать, <br>По подсчетам историков, за время существования Византии, <br>с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей CMep- <br>тью, остальные были cвергнуты или пали жертвой покушения, <br>Социально-экономическое развитие <br>и реформы в ВиззlПИИ <br>Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние <br>социальные противоречия, Армия первоначально рекрутировалась <br>из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобре- <br>сти вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение <br>от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую <br>служб- Однако со временем земля переходила в собственность <br>крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви, Крестьяне разоря- <br>лись, становились арендаторами, Будучи гpажданами империи, они <br>находились в полной материальной зависимости от землевладельца, <br>Использовался в усадьбах и труд рабов, <br>Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию <br>наемной армии, содержание которой обходилось дорого, Увеличение <br>же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоя- <br>тельности крестьянских хозяйств, <br>Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить <br>исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных <br>служить в армии и помешать росту крупной земельной <br>99 1б-17. Византия и Русь <br>1131 <br>собственности, С ее развитием связывалась опасность появления <br>слоя местных царьков, экономически независимых от императора и <br>склонных к неповиновению, <br>В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. <br>Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. <br>ИХ могyщество стало восприниматься как угpоза всевластию импе- <br>ратора и чиновников, а рост веры в местных святых - как источник <br>сепаратизма. <br>Волна религиозного фанатизма, охватившегo Византию, <br>рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый <br>уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны CTpa- <br>хом перед вторжением арабов, <br>В этих условиях император Лев II/ (правил в 717-741) издал <br>эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идо- <br>лопоклонством, У монастырей отбирались земли, монахов застав- <br>ляли отбывать государственные повинности, жениться или BCТY- <br>пать в армию, Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и <br>других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти <br>столетие, поставило империю на гpaHb гpажданской войны, MHO- <br>гие провинции были охвачены восстаниями. <br>В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась, <br>Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть <br>императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. по- <br>читание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглаше- <br>но ересью, <br>Aгpарная политика византийских властей отличалась от западно- <br>европейской, Многие земли перешли к государству, часть из них <br>передавалась мелким землевладельцам, В Х - XI вв, неоднократно <br>принимались законы, которые укрепляли их права на владение <br>землей, Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвра- <br>щение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет Ha- <br>зад, Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, ec- <br>ли она перешла в собственность государства, При продаже земли <br>преимущественное право ее приобретения предоставлялось OДHO- <br>сельчанам, <br>Сановников и отличившихся приближенных редко нагpаждали <br>землей, Крупные землевладельцы не имели судебной власти над <br>132 I ....... <br>ерн раин гo Сре. в к,вь' <br>арендаторами своей земли. В ню-раду за службу обычно жаловалось <br>лишь право сбора налогов (прония) С определенной территории, но <br>эта привилегия не наследовалась, <br>Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разо- <br>рение крестьянства, При этом она вызывала постоянное недовольст- <br>во крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремивших- <br>ся к освобождению от опеки столичных чиновников, Попытка <br>решить возникшие противоречия была предпринята при правлении <br>императоров из династии Комнинов (1081-1185). В частности, дep- <br>жатели проний получили всю полноту власти на соответствующих <br>землях, Сановники начали жаловать земли собственным прибли- <br>женным, создавая подобия императорских дворов, Это было шагом к <br>утверждению феодальных отношений в Византии, хотя они и не по- <br>лучили в ней полного развития, <br>Византия и утвеР}IЩение <br>христианства на Руси <br>Острота внутренних противоречий в Византии, частые войны с coce- <br>ДЯМИ побуждали ее императоров с большим вниманием относиться к <br>Руси, Ее великие князья располагали немалыми военными силами и <br>оказывали значительное влияние на положение в Причерноморье, <br>Наиболее мощные военные походы были предприняты при сыне <br>Игоря,1С1lЯЗе Святославе (правил в 945-972), <br>Четырехлетним мальчиком он принял участие в походе на <br>древлян, в стычке с которыми погиб eгo отец, князь Игорь, <br>В ходе первого самостоятельного похода Святослав поко- <br>рил вятичей. До этого они платили дань тюркским племенам <br>Волжской Булгарии, которые также была завоевана, В <br>965-966 гг. дружины Святослава разгромили Хазарский Kaгa- <br>нат, располагавшийся между Азовским и Каспийским морями, <br>который также облагал данью славянские союзы племен, <br>В 967 г" заключив союз с Византией, Святослав выступил против <br>Дунайской Болгарии, В течение двух лет егo дружины овладели Bce- <br>ми болгарскими городами по Дунаю, Заключив мир с болгарами, yc- <br>тупившими ему нижнее течение Дуная, Святослав решил перенести <br>свою столицу в город Переяславец, передав Киев, Искоростень <br>(столицу древлян) и Новгород своим сыновьям - Ярополку, Олегy <br>и Владимиру, <br>-- 16- 17 Византия и Русь <br>Новая столица, расположенная на пересечении TopгoBblx путей из <br>Центральной Европы в Малую Азию, должна была стать базой даль- <br>нейшего наступления на Балканы и саму Византию, Вступив в союз с <br>болгарами, Святослав начал против нее войну, которая шла с пере- <br>менным успехом, Однако под Адрианополем византийцы нанесли <br>поражение объединенным силам Руси и болгар, осадив дружину Свя- <br>тослава в крепости Доростол, В 971 г, был заключен мир, по которому <br>Святослав оставлял Придунайские земли и возвращался в Киев, Oд- <br>нако по дороге домой, на днепровских порогах, eгo дружину aTaKOBa- <br>ли кочевники-печенеги, и Святослав погиб, <br>После смерти Святослава между eгo сыновьями началась междо- <br>усобица, Киевский князь Ярополк захватил земли древлян, князь <br>Олег был убит, Узнав об этом, новгородский князь Владимир BЫCТY- <br>пил против Ярополка, разгpомил eгo дружину и стал великим кня- <br>зем в Киеве (980-1015). <br>Владимир также предпринял ряд походов, Eгo дружины OTBoeBa- <br>ли у Польши Волынь и [алицию, вернули к повиновению вятичей и <br>радимичей, нанесли поражения печенегам и волжским булгарам, На <br>южных гpаницах русских земель, в 1 - 2 днях пути от Киева, были по- <br>строены укрепления, которые должны были защитить от набегoв KO- <br>чевников, <br>Основное внимание Владимир уделял упрочению своей державы <br>Опыт показывал, что малейшая неудача дружины великого князя Be- <br>дет к отказу подчиненных ему союзов племен от уплаты дани, Ника- <br>ких скрепляющих их уз, кроме страха перед дружиной, не было, Top- <br>гoвые связи между ними еще не игpали роль цементирующего <br>начала государственности, Каждый союз племен имел собственные <br>религиозные воззрения, Они поклонялись богам, олицетворяющим <br>силы природы и считающимся покровителями определенных видов <br>деятельности. <br>Местные жрецы (волхвы) пользовались большим влиянием, <br>которое Владимир стремился использовать для укрепления вели- <br>кокняжеской власти, В 980-983 гг. он пытался ввести единый для <br>всех подвластных ему земель религиозный языческий культ бога <br>Перуна (громовержца и покровителя воинов), Однако это не <br>встретило поддержки жреческой знати, и Владимир обратился к <br>Идее введения на Руси христианства, 988 l, считается официаль- <br>ной датой крещения Руси, <br>1 з4 I ...... - <br>ери PIi <br>.. С, . .не овья <br>Христианство и до этого не было абсолютно чуждым для русских <br>земель, гдe уже давно действовали христианские миссионеры. Еще <br>великая княгиня Ольга, жена Игоря, официально крестилась и при- <br>няла христианское имя Елена, Однако только при ее внуке Владими- <br>ре христианство стало государственной религией. <br>Процесс утверждения христианства на Руси растянулся на дли- <br>тельное время. Открытое сопротивление приверженцев язычества, <br>поддерживаемое жрецами-волхвами, продолжалось несколько дe- <br>сятилетий, однако восстания были подавлены вооруженной силой. <br>Сложнее обстояло дело с принятием идей христианства за основу <br>мировоззрения. На Руси веками сохранялась приверженность MHO- <br>гим языческим верованиям, традициям, празднествам, При этом <br>церковь, проявляя гибкость, либо закрывала на них глаза, либо Ha- <br>чинала рассматривать их как христианские. <br>Верования в домовых, кикимор, леших, водяных, русалок, в <br>приметы, в эффективность гадания зародились задолгo до <br>принятия христианства, Такие обычаи, как колядование на <br>Рождество, сжигание соломенного чучела на Масленицу, лет- <br>нее празднование Иванова дня (Ивана Купалы) с прыжками че- <br>рез oгoHb и плетением венков HaMHoгo пережили связанные с <br>ними языческие представления, <br>Принятие христианства оказало большое влияние на развитие <br>русских земель, Распространение христианства с eгo единым по- <br>рядком осуществления службы содействовало становлению едино- <br>[о языка, распространению гpамотности (основой алфавита стала <br>кириллица), Церковь вела борьбу с наиболее жестокими язычески- <br>ми традициями, Особенно преследовался обычай, согласно котOpO- <br>му при погpебении покойника из знатного рода убивали и сжигали <br>вместе с ним жену, слуг, домашний скот и имущество, <br>Более активно стали развиваться дипломатические и TopгoBbIe <br>связи с соседними христианскими странами, Близкие отношения <br>были установлены с Византией, Ее патриарх назначал митрополита <br>Русской православной церкви вплоть до 1439 [" Koгдa она стала aB- <br>токефальной (независимой). <br>В то же время с разрывом между римской и византийской цepK- <br>вами принадлежность Руси к православию стали осложнять ее <br>отношения с католическими монархами Западной и Центральной <br>Европы, <br>99 1б-17. Византия и Русь <br>1135 <br>Раскол христианства <br>Разногласия между восточной и запа.дной ветвями христианской <br>церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий Kpyг <br>вопросов, <br>Папа римский претендовал на верховную власть на.д церковью, а <br>патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской <br>церкви порядки постепенно увеличивали различия в религи03НЫХ <br>дoгмaTax и осуществлении обрядов, Римская церковь вела богослу- <br>жения только на латыни, византийская - на местных языках, На За- <br>па.де считалось, что Святой дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога- <br>Сына, На Востоке признавалось, что eгo источником может быть <br>только Бог-Отец, На Запа.де причащались простым пресным хлебом, <br>на Востоке - квасным, В VIII - IX вв, Рим не поддержал начавшееся <br>в восточной церкви иконоборчество, Византийское же духовенство <br>не поддержало клюнийские реформы римской церкви Х - ХI вв, Они <br>были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургyн- <br>дии возникло движение за cTpoгoe соблюдение монахами и священно- <br>служителями норм святости в повседневной жизни, в частности за <br>введение обета безбрачия для духовных лиц, <br>Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере <br>обострения борьбы за разгpаничение сфер влияния восточной и за- <br>па.дной ветвей христианства, Постепенное ослабление Византии co- <br>провождалось расширением сферы влияния папской власти, В ХI Be- <br>ке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал <br>признать eгo права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. <br>Получив отказ, папа римский в 1054 l, отлучил патриарха Константи- <br>нополя от церкви, Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) <br>на папство, Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел 11 выразил co- <br>жаление по поводу разрыва 1054 [" принеся извинения за действия, <br>предпринимавшиеся католиками против православной церкви, <br>Закреплением церковного раскола стал ЛатераllСКUЙ собор <br>1059l,, на котором было принято решение, что папу римского изби- <br>рают высшие должностные лица римско-католической церкви - <br>кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; счита- <br>лось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвига- <br>лись на этот пост гpуппировками знати, императорами Священной <br>Римской империи), Одновременно запрещалась «симония» - про- <br>дажа церковных должностей за плату, <br>136 <br>глава 6, <br>Период paHHeгo Средневековья <br>Эти решения знаменовали организационное оформление <br>римско-католической церкви, принявшей принцип независимости <br>духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в <br>Византии, была другой. Там император считался высшим авторите- <br>том в вопросах как светской. так и духовной жизни, <br>-- 16- 17 Вопросы и задания <br>1. Почему византийские императоры считали себя преемниками <br>власти римских правителей? Чем закончились попытки Юсти- <br>ниана I восстановить Римскую империю? Почему это оказа- <br>лось невозможным? <br>2, Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской импе- <br>рии, Отметьте особенности императорской власти, <br>З, Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. <br>В чем состояла специфика поземельных отношений? <br>4, Дайте характеристику отношений Руси и Византии. За какие <br>территории соперничали эти два гocyдapcTBa? Дайте оценку <br>деятельности князя Святослава. <br>5, Объясните, почему князь Владимир принял решение о переме- <br>не веры. Как происходил процесс распространения христиан- <br>ства на русских землях? Расскажите о значении принятия <br>христианства на Руси. <br>6. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской <br>церкви? Как происходило разделение церквей? <br>7. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей <br>по-разному решался в католической и православной церквах? <br>
| + | <br>Большое значение для развития русских земель имело их соседство с Византией. Именно из Византии на Русь пришло христианство. Русские великие князья поддерживали родственные связи с византийским императорским домом. Византийская культура, обычаи, традиции оказали большое воздействие на облик pycских городов и их жителей.<br><br><u>'''Византия после крушения Западной Римской империи'''</u><br> |
| + | |
| + | Византийские императоры считали себя преемниками властителей Римской империи. Западные королевства рассматривались ими как варварские.<br> |
| + | |
| + | Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую империю была предпринята при Юсmuнuане l (правил в 527-565). Византии удалось захватить большую часть Италии и Северную Африку, однако эти усилия подорвали ее мощь. Под натиском германских, болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена была перейти к обороне.<br> |
| + | |
| + | Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело секретное оружие, которым она обладала, - «греческий oгонь». Тайна eгo состава так и осталась нераскрытой. Предполагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напалма. С помощью «греческого огня» византийцы сжигали корабли противника на море, осадные орудия. <br> |
| + | |
| + | Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, умение разобщать противостоящие ей государства и племенные союзы, подкупать их вождей.<br> |
| + | |
| + | Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство Древнеримской империи. Византия заимствовала и многие ее слабости, в первую очередь связанные с характером осуществления власти. <br> |
| + | |
| + | В Византии существовал сенат, включавший представителей знатных родов, Большим влиянием пользовались епископы. В то же время воля императора, власть котopoгo считалась священной, имела силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной жизни. В результате реформ VII века была построена жесткая вертикаль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть в которых передавалась наместникам-военачальникам (cтpaтегам). Они назначались и смещались императором и, обладая огpомными полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При имнераторе Льве VI (правил в 886-912) ликвидировались остатки гoродского самоуправления. В частности, ранее свободно работавшие ремесленники и торгoвцы были приписаны к корпорациям. Их члены пользовались льготами при получении заказов и продаже изделий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства. Meсто и время торговли, количество наемных работников, определяли норму прибыли.<br> |
| + | |
| + | Жесткая централизация власти вела к умножению числа правительственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), pocту армии чиновников. Они делились на классы и разряды, получая титулы, чины и оплату согласно своей должности. Неуклюжий и гpомоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и загoворов. <br> |
| + | |
| + | Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед yгрозой пере ворота. В Византии, как и в Древнеримской империи, не было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным императорам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна династия не смогла долго ее удерживать.<br> |
| + | |
| + | По подсчетам историков, за время существования Византии, с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей смepтью, остальные были cвергнуты или пали жертвой покушения.<br> |
| + | |
| + | <u>'''<br>Социально-экономическое развитие и реформы в Византии'''</u><br> |
| + | |
| + | Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Армия первоначально рекрутировалась из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобрести вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую службу. Однако со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разорялись, становились арендаторами. Будучи гpажданами империи, они находились в полной материальной зависимости от землевладельца. Использовался в усадьбах и труд рабов. |
| + | |
| + | Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию наемной армии, содержание которой обходилось дорого. Увеличение же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоятельности крестьянских хозяйств. |
| + | |
| + | Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности, С ее развитием связывалась опасность появления слоя местных царьков, экономически независимых от императора и склонных к неповиновению. |
| + | |
| + | В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. Их могyщество стало восприниматься как угpоза всевластию императора и чиновников, а рост веры в местных святых - как источник сепаратизма. |
| + | |
| + | Волна религиозного фанатизма, охватившегo Византию, рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны стpaхом перед вторжением арабов. |
| + | |
| + | В этих условиях император Лев III (правил в 717-741) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идолопоклонством. У монастырей отбирались земли, монахов заставляли отбывать государственные повинности, жениться или вступать в армию. Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на гpaнь гpажданской войны, многие провинции были охвачены восстаниями. |
| + | |
| + | В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась. Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. почитание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглашено ересью. |
| + | |
| + | Aгpарная политика византийских властей отличалась от западноевропейской, Многие земли перешли к государству, часть из них передавалась мелким землевладельцам. В Х - XI вв. неоднократно принимались законы, которые укрепляли их права на владение землей. Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвращение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет нaзад. Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, ecли она перешла в собственность государства. При продаже земли преимущественное право ее приобретения предоставлялось односельчанам. |
| + | |
| + | Сановников и отличившихся приближенных редко нагpаждали землей. Крупные землевладельцы не имели судебной власти над арендаторами своей земли. В награду за службу обычно жаловалось лишь право сбора налогов (прония) С определенной территории, но эта привилегия не наследовалась. |
| + | |
| + | Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разорение крестьянства. При этом она вызывала постоянное недовольство крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремившихся к освобождению от опеки столичных чиновников. Попытка решить возникшие противоречия была предпринята при правлении императоров из династии Комнинов (1081-1185). В частности, дepжатели проний получили всю полноту власти на соответствующих землях. Сановники начали жаловать земли собственным приближенным, создавая подобия императорских дворов. Это было шагом к <br>утверждению феодальных отношений в Византии, хотя они и не по- <br>лучили в ней полного развития. |
| + | |
| + | <br><u>'''Византия и утверждение христианства на Руси'''</u> |
| + | |
| + | Острота внутренних противоречий в Византии, частые войны с coceдями побуждали ее императоров с большим вниманием относиться к Руси. Ее великие князья располагали немалыми военными силами и оказывали значительное влияние на положение в Причерноморье. |
| + | |
| + | Наиболее мощные военные походы были предприняты при сыне Игоря, князее Святославе (правил в 945-972). |
| + | |
| + | Четырехлетним мальчиком он принял участие в походе на древлян, в стычке с которыми погиб eгo отец, князь Игорь. |
| + | |
| + | В ходе первого самостоятельного похода Святослав покорил вятичей. До этого они платили дань тюркским племенам Волжской Булгарии, которые также была завоевана. В 965-966 гг. дружины Святослава разгромили Хазарский Kaгaнат, располагавшийся между Азовским и Каспийским морями, который также облагал данью славянские союзы племен.<br>В 967 г., заключив союз с Византией, Святослав выступил против Дунайской Болгарии. В течение двух лет егo дружины овладели Bceми болгарскими городами по Дунаю. Заключив мир с болгарами, ycтупившими ему нижнее течение Дуная, Святослав решил перенести свою столицу в город Переяславец, передав Киев, Искоростень (столицу древлян) и Новгород своим сыновьям - Ярополку, Олегy и Владимиру. |
| + | |
| + | Новая столица, расположенная на пересечении тopгoвыx путей из Центральной Европы в Малую Азию, должна была стать базой дальнейшего наступления на Балканы и саму Византию. Вступив в союз с болгарами, Святослав начал против нее войну, которая шла с переменным успехом. Однако под Адрианополем византийцы нанесли поражение объединенным силам Руси и болгар, осадив дружину Святослава в крепости Доростол. В 971 г. был заключен мир, по которому Святослав оставлял Придунайские земли и возвращался в Киев. Oднако по дороге домой, на днепровских порогах, eгo дружину aтаковaли кочевники-печенеги, и Святослав погиб. |
| + | |
| + | После смерти Святослава между eгo сыновьями началась междоусобица, Киевский князь Ярополк захватил земли древлян, князь Олег был убит. Узнав об этом, новгородский князь Владимир выступил против Ярополка, разгpомил eгo дружину и стал великим князем в Киеве (980-1015). |
| + | |
| + | Владимир также предпринял ряд походов. Eгo дружины отвоевали у Польши Волынь и Галицию, вернули к повиновению вятичей и радимичей, нанесли поражения печенегам и волжским булгарам. На южных гpаницах русских земель, в 1 - 2 днях пути от Киева, были построены укрепления, которые должны были защитить от набегoв кочевников. |
| + | |
| + | Основное внимание Владимир уделял упрочению своей державы. Опыт показывал, что малейшая неудача дружины великого князя Beдет к отказу подчиненных ему союзов племен от уплаты дани. Никаких скрепляющих их уз, кроме страха перед дружиной, не было. Topгoвые связи между ними еще не игpали роль цементирующего начала государственности. Каждый союз племен имел собственные религиозные воззрения, Они поклонялись богам, олицетворяющим силы природы и считающимся покровителями определенных видов деятельности. |
| + | |
| + | Местные жрецы (волхвы) пользовались большим влиянием, которое Владимир стремился использовать для укрепления великокняжеской власти. В 980-983 гг. он пытался ввести единый для <br>всех подвластных ему земель религиозный языческий культ бога <br>Перуна (громовержца и покровителя воинов), Однако это не <br>встретило поддержки жреческой знати, и Владимир обратился к <br>Идее введения на Руси христианства, 988 l, считается официаль- <br>ной датой крещения Руси, <br>1 з4 I ...... - <br>ери PIi <br>.. С, . .не овья <br>Христианство и до этого не было абсолютно чуждым для русских <br>земель, гдe уже давно действовали христианские миссионеры. Еще <br>великая княгиня Ольга, жена Игоря, официально крестилась и при- <br>няла христианское имя Елена, Однако только при ее внуке Владими- <br>ре христианство стало государственной религией. <br>Процесс утверждения христианства на Руси растянулся на дли- <br>тельное время. Открытое сопротивление приверженцев язычества, <br>поддерживаемое жрецами-волхвами, продолжалось несколько дe- <br>сятилетий, однако восстания были подавлены вооруженной силой. <br>Сложнее обстояло дело с принятием идей христианства за основу <br>мировоззрения. На Руси веками сохранялась приверженность MHO- <br>гим языческим верованиям, традициям, празднествам, При этом <br>церковь, проявляя гибкость, либо закрывала на них глаза, либо Ha- <br>чинала рассматривать их как христианские. <br>Верования в домовых, кикимор, леших, водяных, русалок, в <br>приметы, в эффективность гадания зародились задолгo до <br>принятия христианства, Такие обычаи, как колядование на <br>Рождество, сжигание соломенного чучела на Масленицу, лет- <br>нее празднование Иванова дня (Ивана Купалы) с прыжками че- <br>рез oгoHb и плетением венков HaMHoгo пережили связанные с <br>ними языческие представления, <br>Принятие христианства оказало большое влияние на развитие <br>русских земель, Распространение христианства с eгo единым по- <br>рядком осуществления службы содействовало становлению едино- <br>[о языка, распространению гpамотности (основой алфавита стала <br>кириллица), Церковь вела борьбу с наиболее жестокими язычески- <br>ми традициями, Особенно преследовался обычай, согласно котOpO- <br>му при погpебении покойника из знатного рода убивали и сжигали <br>вместе с ним жену, слуг, домашний скот и имущество, <br>Более активно стали развиваться дипломатические и TopгoBbIe <br>связи с соседними христианскими странами, Близкие отношения <br>были установлены с Византией, Ее патриарх назначал митрополита <br>Русской православной церкви вплоть до 1439 [" Koгдa она стала aB- <br>токефальной (независимой). <br>В то же время с разрывом между римской и византийской цepK- <br>вами принадлежность Руси к православию стали осложнять ее <br>отношения с католическими монархами Западной и Центральной <br>Европы, <br>99 1б-17. Византия и Русь <br>1135 <br>Раскол христианства <br>Разногласия между восточной и запа.дной ветвями христианской <br>церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий Kpyг <br>вопросов, <br>Папа римский претендовал на верховную власть на.д церковью, а <br>патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской <br>церкви порядки постепенно увеличивали различия в религи03НЫХ <br>дoгмaTax и осуществлении обрядов, Римская церковь вела богослу- <br>жения только на латыни, византийская - на местных языках, На За- <br>па.де считалось, что Святой дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога- <br>Сына, На Востоке признавалось, что eгo источником может быть <br>только Бог-Отец, На Запа.де причащались простым пресным хлебом, <br>на Востоке - квасным, В VIII - IX вв, Рим не поддержал начавшееся <br>в восточной церкви иконоборчество, Византийское же духовенство <br>не поддержало клюнийские реформы римской церкви Х - ХI вв, Они <br>были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургyн- <br>дии возникло движение за cTpoгoe соблюдение монахами и священно- <br>служителями норм святости в повседневной жизни, в частности за <br>введение обета безбрачия для духовных лиц, <br>Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере <br>обострения борьбы за разгpаничение сфер влияния восточной и за- <br>па.дной ветвей христианства, Постепенное ослабление Византии co- <br>провождалось расширением сферы влияния папской власти, В ХI Be- <br>ке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал <br>признать eгo права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. <br>Получив отказ, папа римский в 1054 l, отлучил патриарха Константи- <br>нополя от церкви, Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) <br>на папство, Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел 11 выразил co- <br>жаление по поводу разрыва 1054 [" принеся извинения за действия, <br>предпринимавшиеся католиками против православной церкви, <br>Закреплением церковного раскола стал ЛатераllСКUЙ собор <br>1059l,, на котором было принято решение, что папу римского изби- <br>рают высшие должностные лица римско-католической церкви - <br>кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; счита- <br>лось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвига- <br>лись на этот пост гpуппировками знати, императорами Священной <br>Римской империи), Одновременно запрещалась «симония» - про- <br>дажа церковных должностей за плату, <br>136 <br>глава 6, <br>Период paHHeгo Средневековья <br>Эти решения знаменовали организационное оформление <br>римско-католической церкви, принявшей принцип независимости <br>духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в <br>Византии, была другой. Там император считался высшим авторите- <br>том в вопросах как светской. так и духовной жизни.<br> |
| + | |
| + | <br> '''Вопросы и задания '''<br> |
| + | |
| + | <br>1. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юстиниана I восстановить Римскую империю? Почему это оказалось невозможным? <br>2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской империи. Отметьте особенности императорской власти, <br>З. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика поземельных отношений? <br>4. Дайте характеристику отношений Руси и Византии. За какие территории соперничали эти два гocyдapcтвa? Дайте оценку деятельности князя Святослава. <br>5. Объясните, почему князь Владимир принял решение о перемене веры. Как происходил процесс распространения христианства на русских землях? Расскажите о значении принятия христианства на Руси. <br>6. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей? <br>7. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах? <br> |
| | | |
| <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> | | <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> |
Версия 15:50, 13 августа 2010
Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Византия и Русь
Византия и Русь
Большое значение для развития русских земель имело их соседство с Византией. Именно из Византии на Русь пришло христианство. Русские великие князья поддерживали родственные связи с византийским императорским домом. Византийская культура, обычаи, традиции оказали большое воздействие на облик pycских городов и их жителей.
Византия после крушения Западной Римской империи
Византийские императоры считали себя преемниками властителей Римской империи. Западные королевства рассматривались ими как варварские.
Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую империю была предпринята при Юсmuнuане l (правил в 527-565). Византии удалось захватить большую часть Италии и Северную Африку, однако эти усилия подорвали ее мощь. Под натиском германских, болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена была перейти к обороне.
Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело секретное оружие, которым она обладала, - «греческий oгонь». Тайна eгo состава так и осталась нераскрытой. Предполагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напалма. С помощью «греческого огня» византийцы сжигали корабли противника на море, осадные орудия.
Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, умение разобщать противостоящие ей государства и племенные союзы, подкупать их вождей.
Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство Древнеримской империи. Византия заимствовала и многие ее слабости, в первую очередь связанные с характером осуществления власти.
В Византии существовал сенат, включавший представителей знатных родов, Большим влиянием пользовались епископы. В то же время воля императора, власть котopoгo считалась священной, имела силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной жизни. В результате реформ VII века была построена жесткая вертикаль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть в которых передавалась наместникам-военачальникам (cтpaтегам). Они назначались и смещались императором и, обладая огpомными полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При имнераторе Льве VI (правил в 886-912) ликвидировались остатки гoродского самоуправления. В частности, ранее свободно работавшие ремесленники и торгoвцы были приписаны к корпорациям. Их члены пользовались льготами при получении заказов и продаже изделий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства. Meсто и время торговли, количество наемных работников, определяли норму прибыли.
Жесткая централизация власти вела к умножению числа правительственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), pocту армии чиновников. Они делились на классы и разряды, получая титулы, чины и оплату согласно своей должности. Неуклюжий и гpомоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и загoворов.
Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед yгрозой пере ворота. В Византии, как и в Древнеримской империи, не было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным императорам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна династия не смогла долго ее удерживать.
По подсчетам историков, за время существования Византии, с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей смepтью, остальные были cвергнуты или пали жертвой покушения.
Социально-экономическое развитие и реформы в Византии
Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Армия первоначально рекрутировалась из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобрести вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую службу. Однако со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разорялись, становились арендаторами. Будучи гpажданами империи, они находились в полной материальной зависимости от землевладельца. Использовался в усадьбах и труд рабов.
Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию наемной армии, содержание которой обходилось дорого. Увеличение же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоятельности крестьянских хозяйств.
Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности, С ее развитием связывалась опасность появления слоя местных царьков, экономически независимых от императора и склонных к неповиновению.
В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. Их могyщество стало восприниматься как угpоза всевластию императора и чиновников, а рост веры в местных святых - как источник сепаратизма.
Волна религиозного фанатизма, охватившегo Византию, рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны стpaхом перед вторжением арабов.
В этих условиях император Лев III (правил в 717-741) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идолопоклонством. У монастырей отбирались земли, монахов заставляли отбывать государственные повинности, жениться или вступать в армию. Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на гpaнь гpажданской войны, многие провинции были охвачены восстаниями.
В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась. Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. почитание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглашено ересью.
Aгpарная политика византийских властей отличалась от западноевропейской, Многие земли перешли к государству, часть из них передавалась мелким землевладельцам. В Х - XI вв. неоднократно принимались законы, которые укрепляли их права на владение землей. Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвращение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет нaзад. Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, ecли она перешла в собственность государства. При продаже земли преимущественное право ее приобретения предоставлялось односельчанам.
Сановников и отличившихся приближенных редко нагpаждали землей. Крупные землевладельцы не имели судебной власти над арендаторами своей земли. В награду за службу обычно жаловалось лишь право сбора налогов (прония) С определенной территории, но эта привилегия не наследовалась.
Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разорение крестьянства. При этом она вызывала постоянное недовольство крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремившихся к освобождению от опеки столичных чиновников. Попытка решить возникшие противоречия была предпринята при правлении императоров из династии Комнинов (1081-1185). В частности, дepжатели проний получили всю полноту власти на соответствующих землях. Сановники начали жаловать земли собственным приближенным, создавая подобия императорских дворов. Это было шагом к утверждению феодальных отношений в Византии, хотя они и не по- лучили в ней полного развития.
Византия и утверждение христианства на Руси
Острота внутренних противоречий в Византии, частые войны с coceдями побуждали ее императоров с большим вниманием относиться к Руси. Ее великие князья располагали немалыми военными силами и оказывали значительное влияние на положение в Причерноморье.
Наиболее мощные военные походы были предприняты при сыне Игоря, князее Святославе (правил в 945-972).
Четырехлетним мальчиком он принял участие в походе на древлян, в стычке с которыми погиб eгo отец, князь Игорь.
В ходе первого самостоятельного похода Святослав покорил вятичей. До этого они платили дань тюркским племенам Волжской Булгарии, которые также была завоевана. В 965-966 гг. дружины Святослава разгромили Хазарский Kaгaнат, располагавшийся между Азовским и Каспийским морями, который также облагал данью славянские союзы племен. В 967 г., заключив союз с Византией, Святослав выступил против Дунайской Болгарии. В течение двух лет егo дружины овладели Bceми болгарскими городами по Дунаю. Заключив мир с болгарами, ycтупившими ему нижнее течение Дуная, Святослав решил перенести свою столицу в город Переяславец, передав Киев, Искоростень (столицу древлян) и Новгород своим сыновьям - Ярополку, Олегy и Владимиру.
Новая столица, расположенная на пересечении тopгoвыx путей из Центральной Европы в Малую Азию, должна была стать базой дальнейшего наступления на Балканы и саму Византию. Вступив в союз с болгарами, Святослав начал против нее войну, которая шла с переменным успехом. Однако под Адрианополем византийцы нанесли поражение объединенным силам Руси и болгар, осадив дружину Святослава в крепости Доростол. В 971 г. был заключен мир, по которому Святослав оставлял Придунайские земли и возвращался в Киев. Oднако по дороге домой, на днепровских порогах, eгo дружину aтаковaли кочевники-печенеги, и Святослав погиб.
После смерти Святослава между eгo сыновьями началась междоусобица, Киевский князь Ярополк захватил земли древлян, князь Олег был убит. Узнав об этом, новгородский князь Владимир выступил против Ярополка, разгpомил eгo дружину и стал великим князем в Киеве (980-1015).
Владимир также предпринял ряд походов. Eгo дружины отвоевали у Польши Волынь и Галицию, вернули к повиновению вятичей и радимичей, нанесли поражения печенегам и волжским булгарам. На южных гpаницах русских земель, в 1 - 2 днях пути от Киева, были построены укрепления, которые должны были защитить от набегoв кочевников.
Основное внимание Владимир уделял упрочению своей державы. Опыт показывал, что малейшая неудача дружины великого князя Beдет к отказу подчиненных ему союзов племен от уплаты дани. Никаких скрепляющих их уз, кроме страха перед дружиной, не было. Topгoвые связи между ними еще не игpали роль цементирующего начала государственности. Каждый союз племен имел собственные религиозные воззрения, Они поклонялись богам, олицетворяющим силы природы и считающимся покровителями определенных видов деятельности.
Местные жрецы (волхвы) пользовались большим влиянием, которое Владимир стремился использовать для укрепления великокняжеской власти. В 980-983 гг. он пытался ввести единый для всех подвластных ему земель религиозный языческий культ бога Перуна (громовержца и покровителя воинов), Однако это не встретило поддержки жреческой знати, и Владимир обратился к Идее введения на Руси христианства, 988 l, считается официаль- ной датой крещения Руси, 1 з4 I ...... - ери PIi .. С, . .не овья Христианство и до этого не было абсолютно чуждым для русских земель, гдe уже давно действовали христианские миссионеры. Еще великая княгиня Ольга, жена Игоря, официально крестилась и при- няла христианское имя Елена, Однако только при ее внуке Владими- ре христианство стало государственной религией. Процесс утверждения христианства на Руси растянулся на дли- тельное время. Открытое сопротивление приверженцев язычества, поддерживаемое жрецами-волхвами, продолжалось несколько дe- сятилетий, однако восстания были подавлены вооруженной силой. Сложнее обстояло дело с принятием идей христианства за основу мировоззрения. На Руси веками сохранялась приверженность MHO- гим языческим верованиям, традициям, празднествам, При этом церковь, проявляя гибкость, либо закрывала на них глаза, либо Ha- чинала рассматривать их как христианские. Верования в домовых, кикимор, леших, водяных, русалок, в приметы, в эффективность гадания зародились задолгo до принятия христианства, Такие обычаи, как колядование на Рождество, сжигание соломенного чучела на Масленицу, лет- нее празднование Иванова дня (Ивана Купалы) с прыжками че- рез oгoHb и плетением венков HaMHoгo пережили связанные с ними языческие представления, Принятие христианства оказало большое влияние на развитие русских земель, Распространение христианства с eгo единым по- рядком осуществления службы содействовало становлению едино- [о языка, распространению гpамотности (основой алфавита стала кириллица), Церковь вела борьбу с наиболее жестокими язычески- ми традициями, Особенно преследовался обычай, согласно котOpO- му при погpебении покойника из знатного рода убивали и сжигали вместе с ним жену, слуг, домашний скот и имущество, Более активно стали развиваться дипломатические и TopгoBbIe связи с соседними христианскими странами, Близкие отношения были установлены с Византией, Ее патриарх назначал митрополита Русской православной церкви вплоть до 1439 [" Koгдa она стала aB- токефальной (независимой). В то же время с разрывом между римской и византийской цepK- вами принадлежность Руси к православию стали осложнять ее отношения с католическими монархами Западной и Центральной Европы, 99 1б-17. Византия и Русь 1135 Раскол христианства Разногласия между восточной и запа.дной ветвями христианской церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий Kpyг вопросов, Папа римский претендовал на верховную власть на.д церковью, а патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской церкви порядки постепенно увеличивали различия в религи03НЫХ дoгмaTax и осуществлении обрядов, Римская церковь вела богослу- жения только на латыни, византийская - на местных языках, На За- па.де считалось, что Святой дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога- Сына, На Востоке признавалось, что eгo источником может быть только Бог-Отец, На Запа.де причащались простым пресным хлебом, на Востоке - квасным, В VIII - IX вв, Рим не поддержал начавшееся в восточной церкви иконоборчество, Византийское же духовенство не поддержало клюнийские реформы римской церкви Х - ХI вв, Они были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургyн- дии возникло движение за cTpoгoe соблюдение монахами и священно- служителями норм святости в повседневной жизни, в частности за введение обета безбрачия для духовных лиц, Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере обострения борьбы за разгpаничение сфер влияния восточной и за- па.дной ветвей христианства, Постепенное ослабление Византии co- провождалось расширением сферы влияния папской власти, В ХI Be- ке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал признать eгo права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. Получив отказ, папа римский в 1054 l, отлучил патриарха Константи- нополя от церкви, Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) на папство, Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел 11 выразил co- жаление по поводу разрыва 1054 [" принеся извинения за действия, предпринимавшиеся католиками против православной церкви, Закреплением церковного раскола стал ЛатераllСКUЙ собор 1059l,, на котором было принято решение, что папу римского изби- рают высшие должностные лица римско-католической церкви - кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; счита- лось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвига- лись на этот пост гpуппировками знати, императорами Священной Римской империи), Одновременно запрещалась «симония» - про- дажа церковных должностей за плату, 136 глава 6, Период paHHeгo Средневековья Эти решения знаменовали организационное оформление римско-католической церкви, принявшей принцип независимости духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в Византии, была другой. Там император считался высшим авторите- том в вопросах как светской. так и духовной жизни.
Вопросы и задания
1. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юстиниана I восстановить Римскую империю? Почему это оказалось невозможным? 2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской империи. Отметьте особенности императорской власти, З. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика поземельных отношений? 4. Дайте характеристику отношений Руси и Византии. За какие территории соперничали эти два гocyдapcтвa? Дайте оценку деятельности князя Святослава. 5. Объясните, почему князь Владимир принял решение о перемене веры. Как происходил процесс распространения христианства на русских землях? Расскажите о значении принятия христианства на Руси. 6. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей? 7. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах?
3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.
История скачать, задача школьнику 10 класса, материалы по истории для 10 класса онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|