|
|
Строка 35: |
Строка 35: |
| «Сон Попова» - забавная и озорная шутка. Но у этой шутки острый политический подтекст. Именно в этом произведении впервые в русской художественной литературе упоминается о знаменитом lll Отделении и eгo деяниях. Очевидцы вспоминают, что «Лев Николаевич Толстой говаривал о «Сне Попова»: <br>« - Ах, какая это милая вещь, вот настоящая сатира и превосходная сатира! <br> И еще: <br> - Это бесподобно. Нет, я не Moгy не прочитать вам этого... <br> И он мастерски читал поэму, вызывая взрывы смеха у слушателей». | | «Сон Попова» - забавная и озорная шутка. Но у этой шутки острый политический подтекст. Именно в этом произведении впервые в русской художественной литературе упоминается о знаменитом lll Отделении и eгo деяниях. Очевидцы вспоминают, что «Лев Николаевич Толстой говаривал о «Сне Попова»: <br>« - Ах, какая это милая вещь, вот настоящая сатира и превосходная сатира! <br> И еще: <br> - Это бесподобно. Нет, я не Moгy не прочитать вам этого... <br> И он мастерски читал поэму, вызывая взрывы смеха у слушателей». |
| | | |
- | Политические сатиры Толстого были очень популярны. Поэт полемизировал с революционной демократией («Порой веселой мая...», «Против течению» и др.), критиковал исторические традиции, которые породили действующую систему. Слова из «Истории государства Poc сийского от Гостомысла до Тимашева» и сейчас часто цитируются: <br><br> Земля у нас богата, <br>Порядка в ней лишь нет... <br><br> Смелость автора едва ли можно связать с политической ясностью eгo позиций. Они могли совпадать с четко определившимися взглядами славянофилов, но могли противостоять им. Так, стихотворение «Ходит Спесь, надуваючись...» вызвало восторженную оценку К. С. Aксакова: «Спесь...» так хороша, что уже кажется не подражанием песне народной, но самой этой народной песней... в этой песне уже не слышен автор: ее как будто нaрод спел». Передавая эту оценку жене, А. К. Толстой утверждал: «Эти слова для меня - самая лучшая хвала, которую я мoг бы пожелать». Проверьте верность этих суждений - стихотворение невелико. | + | Политические сатиры Толстого были очень популярны. Поэт полемизировал с революционной демократией («Порой веселой мая...», «Против течению» и др.), критиковал исторические традиции, которые породили действующую систему. Слова из «Истории государства Poc сийского от Гостомысла до Тимашева» и сейчас часто цитируются: <br><br> Земля у нас богата, <br>Порядка в ней лишь нет... <br><br>Смелость автора едва ли можно связать с политической ясностью eгo позиций. Они могли совпадать с четко определившимися взглядами славянофилов, но могли противостоять им. Так, стихотворение «Ходит Спесь, надуваючись...» вызвало восторженную оценку К. С. Aксакова: «Спесь...» так хороша, что уже кажется не подражанием песне народной, но самой этой народной песней... в этой песне уже не слышен автор: ее как будто нaрод спел». Передавая эту оценку жене, А. К. Толстой утверждал: «Эти слова для меня - самая лучшая хвала, которую я мoг бы пожелать». Проверьте верность этих суждений - стихотворение невелико. |
| | | |
| Ходит Спесь, надуваючись, <br>С боку на бок переваливаясь. <br>Ростом -то Спесь аршин с четвертью, <br>Шапка-то на нем во целу сажень, <br>Пузо-то ero все в жемчуrе, <br>Сзади-то у Heгo раззолочено. <br>А и зашел бы Спесь к отцу к матери, <br>Да ворота некрашены! <br>А и помолился б Спесь во церкви Божией, <br>Да пол не метен! <br>Идет Спесь, видит: на небе радуrа; <br>Повернул Спесь во друrу сторону: <br>Непригоже-де мне наrибатися! <br><br>Если любовная лирика поэта трогательно нежна и лирична, то, обращаясь к сатире, автор меняет манеру общения со словом и фразой, даже с ритмическим звучанием стихов. | | Ходит Спесь, надуваючись, <br>С боку на бок переваливаясь. <br>Ростом -то Спесь аршин с четвертью, <br>Шапка-то на нем во целу сажень, <br>Пузо-то ero все в жемчуrе, <br>Сзади-то у Heгo раззолочено. <br>А и зашел бы Спесь к отцу к матери, <br>Да ворота некрашены! <br>А и помолился б Спесь во церкви Божией, <br>Да пол не метен! <br>Идет Спесь, видит: на небе радуrа; <br>Повернул Спесь во друrу сторону: <br>Непригоже-де мне наrибатися! <br><br>Если любовная лирика поэта трогательно нежна и лирична, то, обращаясь к сатире, автор меняет манеру общения со словом и фразой, даже с ритмическим звучанием стихов. |
Строка 45: |
Строка 45: |
| А. К. Толстому (без участия соавторов) принадлежит портрет этоrо героя. | | А. К. Толстому (без участия соавторов) принадлежит портрет этоrо героя. |
| | | |
- | К моему портрету, <br>который будет издан вскоре <br>при полном собрании моих сочинений <br>Когда в толпе ты встретишь человека, <br>Который '''''нaг '''<sup>'''1'''</sup>'' ; <br>Чей лоб мрачней тумaннoгo Казбека, <br>Неровен шаг; <br>Koгo власы подъяты в беспорядке, <br>Кто, вопия, <br>Всегда дрожит в нервическом припадке, -<br>Знай - это я!.. <br><br>Творческая позиция. В области оценки искусства А. К. Толстой был защитником тoгo направления, которое называют «чистым искусством». Стихотворение «Против течению» (1867) некоторые называли манифестом «чистого искусства». <br><br>Други, вы слышите ль крик оглушительный: <br>«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли <br>Вымыслы ваши в наш век положительный? <br>MHoгo ли вас остается, мечтатели? <br>Сдайтеся натиску новoгo времени! <br>Мир отрезвился, прошли увлечения - <br>Где ж устоять вам, отжившему племени, <br>Против течения?<br><br>Прочитав эти строки, вы наверняка вспомните позицию Базарова иневольно включитесь внезавершенный спор о роли искусства в жизни. Толстой не принимал крайностей нигилизма, но в то же время считал: «Если бы я встретился с Базаровым, я уверен, что мы стали бы друзьями, несмотря на то, что мы продолжали бы спорить» . | + | К моему портрету, <br>который будет издан вскоре <br>при полном собрании моих сочинений <br>Когда в толпе ты встретишь человека, <br>Который '''''нaг '''<sup>'''1'''</sup>'' ; <br>Чей лоб мрачней тумaннoгo Казбека, <br>Неровен шаг; <br>Koгo власы подъяты в беспорядке, <br>Кто, вопия, <br>Всегда дрожит в нервическом припадке, -<br>Знай - это я!.. <br><br>'''''Творческая позиция.''''' В области оценки искусства А. К. Толстой был защитником тoгo направления, которое называют «чистым искусством». Стихотворение «Против течению» (1867) некоторые называли манифестом «чистого искусства». <br><br>Други, вы слышите ль крик оглушительный: <br>«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли <br>Вымыслы ваши в наш век положительный? <br>MHoгo ли вас остается, мечтатели? <br>Сдайтеся натиску новoгo времени! <br>Мир отрезвился, прошли увлечения - <br>Где ж устоять вам, отжившему племени, <br>Против течения?<br><br>Прочитав эти строки, вы наверняка вспомните позицию Базарова иневольно включитесь внезавершенный спор о роли искусства в жизни. Толстой не принимал крайностей нигилизма, но в то же время считал: «Если бы я встретился с Базаровым, я уверен, что мы стали бы друзьями, несмотря на то, что мы продолжали бы спорить» . |
| | | |
| '''''<sup>1 </sup>Вариант: «На коем фрак». Примечание К. Пруткова.'''''<br><br>В одном из стихотворений 1871 года поэт пишет: <br><br>Нет, пол н иного чувства, <br>Я верю реалистам: <br>Искусство для искусства <br>Равняю с птичьим свистом: <br>Я, новому ученью <br>Отдавшись без раздела, <br>Хочу, чтоб в песнопенье <br>Всегда сквозило дело. <br><br>Граф А. К. Толстой - автор, с которым и сегодня нeизбежны споры и несогласия. Eгo искренний и убедительный гнев против несправедливости сочетается с poмантическим и часто наивным взглядом на события poдной истории. | | '''''<sup>1 </sup>Вариант: «На коем фрак». Примечание К. Пруткова.'''''<br><br>В одном из стихотворений 1871 года поэт пишет: <br><br>Нет, пол н иного чувства, <br>Я верю реалистам: <br>Искусство для искусства <br>Равняю с птичьим свистом: <br>Я, новому ученью <br>Отдавшись без раздела, <br>Хочу, чтоб в песнопенье <br>Всегда сквозило дело. <br><br>Граф А. К. Толстой - автор, с которым и сегодня нeизбежны споры и несогласия. Eгo искренний и убедительный гнев против несправедливости сочетается с poмантическим и часто наивным взглядом на события poдной истории. |
Версия 09:13, 26 августа 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. К. Толстой. Очерк жизни и творчества
Алексей Константинович ТОЛСТОЙ
1817,24 августа (5 сентября) - родился в Петербурге. 1843 - получил придворное звание камер-юнкера. 1840-e - создана баллада «Василий Шибанов». 1851, май - назначен «церемониймейстером Двора Eгo Величества». 1863 - издан исторический роман «Князь Серебряный». 1866 - написана трагедия «Смерть Иоанна Грозного». 1867 - вышло первое собрание стихотворений. 1868 - написана трагедия «Царь Федор Иоаннович». 1869 - создана трагедия «Царь Борис». 1870-e - опубликованы баллады «Змей Тугарин» , «Песня о Геральде и Ярославне», «Роман Галицкий», «Илья Муромец» и др. 1880-e - увидели свет стихотворные политические сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», «Сон Попова» и др.). 1875,28 сентября (10 октября) - умер в имении Красный Poг.
Очерк жизни и творчества
Становление личности. Биография Алексея Коннстантиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о гepoe, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В нем в юные годы были и стать, и размах былинных богатырей. Мужчины семьи Толстых-Перовских легко ломали подковы и завязывали в узел чугунные кочерги. Однако их отличала не только физическая сила, но и разностороннее образование.
А. К. Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра ll. Доверительные отношения с венценосной семьей сохранились и в зрелые годы.
В 30-40-e годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. При этом Толстой никогда не забывал о том, что считает своим долгом «гoвoрить во что бы то ни стало правду» (так он написал царю Александру 11). Следуя этому принципу, он хлопотал возвращении из ссылки Т. Г. Шевченко, вступался за И. С. Тургенева, котopoгo обвинили в сношениях с «лондонскими пропагандистами», и даже пытался смягчить судьбу Н. Г. Чернышевского, из-за чего произошла eгo размолвка с царем.
В юности светская жизнь eгo увлекала, на охоте он был признанным лидером - за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно и eгo первым советчиком был дядя А. А. Перовский, который показывал eгo первые опыты Жуковскому, а, по семейному преданию, однажды их одобрил и Пушкин. Позже Толстой познакомился и с Гоголем.
Рыцарский характер графа был известен в правящих кpyгax России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Eгo Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью.
Историческая тема в произведениях А. К. Толстого. Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех eгo творениях.
Вот одна из лирических миниатюр, в которой звучит не только интерес к истории, но и глубокое и волнующее чувство причастности к каждой детали, которая несет в себе приметы времени.
В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба грянула. С треском кpyгoм от нее разлетелись осколки. Он же вздрогнул - и к народу могучие медные звуки Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая.
Наверное, можно назвать это стихотворение иcтopической миниатюрой - пафос eгo очевиден и эмоционально оно убедительно. Напомним также, что в основу лег подлинный случай из времен Крымской войны. Толстой два месяца путешествовал по Крыму вскоре после окончания войны, и это один из стихотворных откликов на происшедшие события.
В eгo изображении событий истории есть идеализация былого, но есть и важное в любое время признание заслуг ушедших поколений.
Произведения А. К. Толстого на исторические темы в основном охватывают два периода: Киевско-Новгородскую Русь, которой посвящены многочисленные баллады («Илья Муромец», «Садко», «Змей Тугарин» и др.), и времена Ивана грозного (баллады «Василий Шибанов », « Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия).
Бескомпромиссен и критичен взгляд Толстого на эпоху Ивана грозного и время Петра Великого. Он прямолинеен и даже односторонен в изображении главных фигур. Но в то же время eгo увлекает картина жизни далекого времени, а герои из народа созданы с искренней симпатией. Романтически яркий сюжет и убедительность психологических характеристик увлекают читателя.
Толстой смел и лишен подобострастия, столкнувшись с любым проявлением деспотизма. Такова eгo позиция в балладе «Василий Шибанов». Казалось бы, автору проще вceгo было построить конфликт на контрасте поведения главных гepoeв: показать деспотизм Ивана Грозного и оправдать бунт князя Курбского. Но автор ищет правдивого изображения исторической картины: он утверждает, что и царю, и мятежному боярину при всей важности их противоречий свойственны такие качества, как гордость, заносчивость, бесчеловечность, неблагодарность. Благородство и способность к самопожертвованию Толстой показал в простом человеке - гepoe баллады Василии Шибанове.
Десять лет работал писатель над историческим pомaном «Князь Серебряный» (1863), в котором поставил множество политически важных проблем. Автор далек от востopгa перед победителем, который присвоил себе право быть самовластным государем. Он не только обличает разнузданное самовластье и террор, но показывает их пагубное влияние на царя и eгo окружение. Для Толстoгo очевидно, что именно народ и те, кто умеет понять eгo устремления, творят историю. И это не только князь Серебряный (не стоит искать eгo реального прототипа), но и исторически достоверные персонажи - Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Митька... В самых ответственных сценах романа звучат подлинные народные исторические песни, которые перекликаются с раздумьями aвтора.
Драматическая трилогия, включающая трагедии «Смерть Иоанна грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1869) рисует жизнь Pocсии конца XVI - начала XVH века. Автор не столько стремится к достоверности, сколько добивается решения историко-философских проблем. Перед читателем и зрителем проходят трагедии трех царствований. Различны правители и их судьбы, но равно удалены они от решения проблемы гумaннoгo правителя. Ни тиран Иоанн Грозный, ни мягкий Федор, ни «гениальный честолюбец» Годунов не могут ее решить. Эта проблема остро волновала и современников писателя. Цензура ощутила в пьесах Толстого критику самодержавия, и трилогия былa под запретом тридцать лет. Только после смерти автора в 1898 году трагедия «Царь Федор Иоаннович» триумфально открыла первый сезон Mосковскoгo Xyдoжественного театра.
Сатирические и юмористические произведения. Проникновенный лирик, А. К. Толстой одновременно был и озорным юмористом, и ярким сатириком. Активный и заинтересованный взгляд на окружающий мир порождал смелость выражения собственных позиций. Сатирические и юмористические про изведения поэта включают и забавные «Медицинские стихотворения», и шутливые «Мудрость жизни», «Надписи на стихотворениях Пушкина», и политические сатиры. Резкость aвтора часто исключала возможность их публикации. «Сон Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» распространялись в рукописи.
«Сон Попова» - забавная и озорная шутка. Но у этой шутки острый политический подтекст. Именно в этом произведении впервые в русской художественной литературе упоминается о знаменитом lll Отделении и eгo деяниях. Очевидцы вспоминают, что «Лев Николаевич Толстой говаривал о «Сне Попова»: « - Ах, какая это милая вещь, вот настоящая сатира и превосходная сатира! И еще: - Это бесподобно. Нет, я не Moгy не прочитать вам этого... И он мастерски читал поэму, вызывая взрывы смеха у слушателей».
Политические сатиры Толстого были очень популярны. Поэт полемизировал с революционной демократией («Порой веселой мая...», «Против течению» и др.), критиковал исторические традиции, которые породили действующую систему. Слова из «Истории государства Poc сийского от Гостомысла до Тимашева» и сейчас часто цитируются:
Земля у нас богата, Порядка в ней лишь нет...
Смелость автора едва ли можно связать с политической ясностью eгo позиций. Они могли совпадать с четко определившимися взглядами славянофилов, но могли противостоять им. Так, стихотворение «Ходит Спесь, надуваючись...» вызвало восторженную оценку К. С. Aксакова: «Спесь...» так хороша, что уже кажется не подражанием песне народной, но самой этой народной песней... в этой песне уже не слышен автор: ее как будто нaрод спел». Передавая эту оценку жене, А. К. Толстой утверждал: «Эти слова для меня - самая лучшая хвала, которую я мoг бы пожелать». Проверьте верность этих суждений - стихотворение невелико.
Ходит Спесь, надуваючись, С боку на бок переваливаясь. Ростом -то Спесь аршин с четвертью, Шапка-то на нем во целу сажень, Пузо-то ero все в жемчуrе, Сзади-то у Heгo раззолочено. А и зашел бы Спесь к отцу к матери, Да ворота некрашены! А и помолился б Спесь во церкви Божией, Да пол не метен! Идет Спесь, видит: на небе радуrа; Повернул Спесь во друrу сторону: Непригоже-де мне наrибатися!
Если любовная лирика поэта трогательно нежна и лирична, то, обращаясь к сатире, автор меняет манеру общения со словом и фразой, даже с ритмическим звучанием стихов.
Близость к фольклорным мотивам и резкость очертаний сатирических образов перекликаются с безымянными созданиями народных авторов. Вот начало стихотворения «У приказных ворот собирался народ...»:
У приказных ворот собирался народ густо, говорит в простоте, что в eгo животе Пусто! «Дурачье, - сказал дьяк, - из вас должен быть всяк В теле; Еще в Думе вчера мы с трудом осетра Съели! »
Сатирическое осмысление окружающего живет и в творениях Козьмы Пруткова, созданного поэтом и eгo двоюродными братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми. Творения этого вымышленного автора до сих пор переиздаются и цитируются, демонстрируя читателям мир ограниченного человека косных взrлядов, малой культуры и великоrо самомнения.
А. К. Толстому (без участия соавторов) принадлежит портрет этоrо героя.
К моему портрету, который будет издан вскоре при полном собрании моих сочинений Когда в толпе ты встретишь человека, Который нaг 1 ; Чей лоб мрачней тумaннoгo Казбека, Неровен шаг; Koгo власы подъяты в беспорядке, Кто, вопия, Всегда дрожит в нервическом припадке, - Знай - это я!..
Творческая позиция. В области оценки искусства А. К. Толстой был защитником тoгo направления, которое называют «чистым искусством». Стихотворение «Против течению» (1867) некоторые называли манифестом «чистого искусства».
Други, вы слышите ль крик оглушительный: «Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли Вымыслы ваши в наш век положительный? MHoгo ли вас остается, мечтатели? Сдайтеся натиску новoгo времени! Мир отрезвился, прошли увлечения - Где ж устоять вам, отжившему племени, Против течения?
Прочитав эти строки, вы наверняка вспомните позицию Базарова иневольно включитесь внезавершенный спор о роли искусства в жизни. Толстой не принимал крайностей нигилизма, но в то же время считал: «Если бы я встретился с Базаровым, я уверен, что мы стали бы друзьями, несмотря на то, что мы продолжали бы спорить» .
1 Вариант: «На коем фрак». Примечание К. Пруткова.
В одном из стихотворений 1871 года поэт пишет:
Нет, пол н иного чувства, Я верю реалистам: Искусство для искусства Равняю с птичьим свистом: Я, новому ученью Отдавшись без раздела, Хочу, чтоб в песнопенье Всегда сквозило дело.
Граф А. К. Толстой - автор, с которым и сегодня нeизбежны споры и несогласия. Eгo искренний и убедительный гнев против несправедливости сочетается с poмантическим и часто наивным взглядом на события poдной истории.
Не случайно при знакомстве с ним так часто приходится возвращаться к строкам стихотворения «Двух станов не боец, но только гостьслучайный....» (1858), подтверждающим двойственность eгo позиций.
Двух станов не боец, но только гость случайный, 38 правду я был рад поднять мой добрый меч. Но спор с обоими досель мой жребий тайный, И к клятве ни один не Moг меня привлечь; Союза полного не будет между нами - Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя, При страстной ревности друзей не в силах снесть, Я знамени Bpaгa отстаивал бы честь!
Это стихотворение в первом eгo варианте называлось «Галифакс» и было посвящено английскому общественному деятелю, который «.. .всегда был cтpoг к своим ярым союзникам и всегда был в дружеских отношениях с своими умеренными противниками». Это и послужило поводом для выражения собственных взглядов А. К. Толстого.
И так было вплоть до конца eгo дней. При мер тому фрагмент из письма Б. М. Маркевичу: «Шесть часов утра. Петухи поют так, будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. 3ажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Все это хорошо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь, но мне по мере сил придется везти жену в Венецию или в Пустыньку. Ей хочется точно узнать, существует ли Наполеон lll или нет? Mнe-то оно безразлично. Какое мне до этого дело?. Если Париж стоит обедни, то Kpacный Poг (имение Толстого на Черниговщине. - Авт) со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов, как бы их ни пронумеровали... Я бы легко согласился не знать о том, что творится в нашем seculum (столетии. - Авт»... Остается истинное, вечное, абсолютное, не зависящее ни от какoгo столетия, ни от какой моды, ни от кaкoгo веяния... - и вот этому-то я всецело отдаюсь. Да здравствует абсолютное, т. е. да здравствует человечность и поэзия!!»
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Помощь школьнику онлайн, Литература для 10 класса скачать, календарно-тематическое планирование
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|