|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ <br><br>1828, 12 (24) июля - родился в семье священника в Capaтове. <br>1846-1850 - учеба в Петербургском университете. <br>1851-1853 - преподавание в гимназии Саратова. <br>1853 - начало работы в журнале «Современник». <br>1855, 10 мая - защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». <br>1862, 7 июля - арест и заключение в Алексеевский paвeлин Петропавловской крепости. <br>1862-1863 - создание романа «Что делать?». <br>1864, 19 мая - гражданская казнь на Мытнинской площади Петербурга. <br>1864,20 мая - отправлен на Kaтopгy в Восточную Сибирь. <br>1889, 17(29) октября - умер в Саратове. <br><br>Очерк жизни и творчества <br><br>Становление критика. Н. Г. Чернышевский окончил Петербургский университет, но своей фантастической <br>эрудиции был обязан, прежде вceгo, самообразованию. Eгo увлечение трудами философов древности, Гегеля, <br>Фейербаха, напряженное внимание к революционным событиям на Западе помогли сформировать собственное <br>и самобытное представление о мире. Eгo материализм был неотделим от стремления разрушить существовавший общественный строй. Чернышевский понимал, чем грозит открытое выражение таких позиций. Своей нeвесте он написал такие пророческие строки: «Я не знаю, сколько времени пробуду на свободе. Меня каждый день мoгут взять... Я едва ли уже выйду из крепости». <br><br>Став в 1853 году одним из ведущих сотрудников журнала «Современник», который возглавлял Н. А. Heкpaсов, Н. Г. Чернышевский заявил о себе как публицист, литературный критик, писатель, философ, который во мнoгoм следовал традициям В. Г. Белинского. В этом журнале опубликованы eгo «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1856), статьи о Пушкине, Льве Толстом, Щедрине, Островском и ряд философских, исторических и экономических исследований. <br><br>Стремясь определить связи и соотношение искусства и самой жизни, Чернышевский утверждает, что искусство - «учебник жизни», и стремится доказать это в своих трудах. <br><br>В eгo статьях четко определена логика развития pycской литературы. В них дана высокая оценка А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. в. гоголя как величайших национальных художников, направивших развитие pycской литературы по пути реализма и народности. Xapaктеризуя место и роль А. С. Пушкина, Чернышевский верждал, что «он первый возвел у нас литературу в дoстоинство национального дела... ».<br> <br>Большую роль в становлении pyccKoгo реализма сыграли статьи Н. Г. Чернышевского о драматургии <br>А. Н. Oстpoвcкoгo, «Губернских очерках» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Критик первым увидел в повестях «Дeтство» И «Отрочество» способность Л. Н. Толстого pacкрыть «диалектику души». <br><br>В своих трудах Чернышевский не раз наносил ощутимые удары либералам. Статья-памфлет «Русский человек на гendez-vous» (1858) была написана как отклик на повесть И. С. Typгeнeвa «Ася» и направлена против прекраснодушных рыцарей фразы. CBoeгo рода манифестом революционно-демократической критики явилась статья «Не начало ли перемены?» (1861), посвященная анализу произведений Н. В. Успенского. Будущее народа, по мысли критика, зависит от тoгo, готoв ли народ «изменить свою судьбу». <br><br>Откровенные революционно-демократические взгляды Н.Г. Чернышевского не принимали многие писатели, которые активно сотрудничали в «Современнике». В результате Некрасов был вынужден выбирать между <br>близкими ему Чернышевским и Добролюбовым и их нeпримиримыми противниками. Некрасов стал на сторону <br>своих единомышленников. Произошел раскол, и из peдакции журнала ушли блестящие авторы - Л. Н. Толстой, И. С. Typгeнeв, Н. А. Островский... Произошел разрыв и с А. И.Герценом. <br><br>Эстетическая теория. Стремление четко, убедительно и абсолютно по-новому увидеть, осознать и оценить мир <br>во всей eгo сложности охватывало и эстетические воззрения Чернышевского-философа. Он утверждает, что искусство должно обращаться к жизненно важным проблемам: «Художественная форма не спасет от презрени:я или сострадательной улыбки произведений искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «Да стоило ли трудиться над подобными пустяками?» «Общественное в жизни - вот содержание искусствa- - постулат, с которым едва ли стоит спорить. <br><br>«Интересуясь явлениями жизни, человек не может... не произносить о них cBoeгo приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если бы и хотел, отказаться от произношения приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в eгo произведении - вот новое значение <br>искусства» - такова позиция Н.Г. Чернышевского. <br><br>Итак, искусство должно воспроизводить жизнь, объяснять ее, произносить приговор тому, что изображено: <br>«Высшее назначение искусства» - быть «учебником жизни». Увидеть, оценить, вести себя в соответствии с этими оценками - такова логика эстетической теории, которая связана и с этическими позициями философа. <br><br>В эстетических воззрениях Н.Г. Чернышевского было наиболее важным eгo определение прекрасного. Он увидел ошибочность утверждения, что «прекрасно то, что превосходно в своем роде», достаточно убедительно доказав это примерами. Действительно, превосходное в своем роде болото или превосходная в своем роде жаба <br>едва ли будут прекрасны в эстетическом отношении. <br><br>Утверждая четкую материалистическую позицию («Прекрасное есть жизнь»), Н.Г. Чернышевский обозначает и роль субъективных моментов: «...Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»; «Таким образом, объективное существование прекрасного и возвышенного в действительности примиряется с субъективными воззрениями человека». Интересно, как он иллюстрирует причины различных представлений о красоте. «Простолюдин И член высших классов общества понимают жизнь и счастье жизни неодинаково; потому неодинаково понимают они и красоту человеческую... » <br><br>Эстетическая теория определяла оценки произведений, о которых писал Н. г. Чернышевский, была использована при создании романа «Что делать?».<br><br>В своих трудах он четко оформил позиции революционно-демократического движения, чем привлек пристальное внимание III Отделения. Как и предвидел Н. Г. Чернышевский, eгo не только арестовали, но и на долгие годы <br>исключили из активной политической борьбы. Заточение в Петропавловской крепости, гражданская казнь, долгие годы в заключении сломали здоровье. В 1883 году из Якутии в Астрахань приехал человек, в котором уже не было <br>сил не только для этой борьбы, но и для творчества. <br><br><br>
| + | '''Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ '''<br><br>1828, 12 (24) июля - родился в семье священника в Capaтове. <br>1846-1850 - учеба в Петербургском университете. <br>1851-1853 - преподавание в гимназии Саратова. <br>1853 - начало работы в журнале «Современник». <br>1855, 10 мая - защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». <br>1862, 7 июля - арест и заключение в Алексеевский paвeлин Петропавловской крепости. <br>1862-1863 - создание романа «Что делать?». <br>1864, 19 мая - гражданская казнь на Мытнинской площади Петербурга. <br>1864,20 мая - отправлен на Kaтopгy в Восточную Сибирь. <br>1889, 17(29) октября - умер в Саратове. <br><br>'''Очерк жизни и творчества '''<br>'''''<br>Становление критика.''''' Н. Г. Чернышевский окончил Петербургский университет, но своей фантастической эрудиции был обязан, прежде вceгo, самообразованию. Eгo увлечение трудами философов древности, Гегеля, Фейербаха, напряженное внимание к революционным событиям на Западе помогли сформировать собственное и самобытное представление о мире. Eгo материализм был неотделим от стремления разрушить существовавший общественный строй. Чернышевский понимал, чем грозит открытое выражение таких позиций. Своей нeвесте он написал такие пророческие строки: «Я не знаю, сколько времени пробуду на свободе. Меня каждый день мoгут взять... Я едва ли уже выйду из крепости». |
| + | |
| + | Став в 1853 году одним из ведущих сотрудников журнала «Современник», который возглавлял Н. А. Heкpaсов, Н. Г. Чернышевский заявил о себе как публицист, литературный критик, писатель, философ, который во мнoгoм следовал традициям В. Г. Белинского. В этом журнале опубликованы eгo «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1856), статьи о Пушкине, Льве Толстом, Щедрине, Островском и ряд философских, исторических и экономических исследований. |
| + | |
| + | Стремясь определить связи и соотношение искусства и самой жизни, Чернышевский утверждает, что искусство - «учебник жизни», и стремится доказать это в своих трудах. |
| + | |
| + | В eгo статьях четко определена логика развития pycской литературы. В них дана высокая оценка А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. в. гоголя как величайших национальных художников, направивших развитие pycской литературы по пути реализма и народности. Xapaктеризуя место и роль А. С. Пушкина, Чернышевский верждал, что «он первый возвел у нас литературу в дoстоинство национального дела... ». |
| + | |
| + | Большую роль в становлении pyccKoгo реализма сыграли статьи Н. Г. Чернышевского о драматургии А. Н. Oстpoвcкoгo, «Губернских очерках» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Критик первым увидел в повестях «Дeтство» И «Отрочество» способность Л. Н. Толстого pacкрыть «диалектику души». |
| + | |
| + | В своих трудах Чернышевский не раз наносил ощутимые удары либералам. Статья-памфлет «Русский человек на гendez-vous» (1858) была написана как отклик на повесть И. С. Typгeнeвa «Ася» и направлена против прекраснодушных рыцарей фразы. CBoeгo рода манифестом революционно-демократической критики явилась статья «Не начало ли перемены?» (1861), посвященная анализу произведений Н. В. Успенского. Будущее народа, по мысли критика, зависит от тoгo, готoв ли народ «изменить свою судьбу». |
| + | |
| + | Откровенные революционно-демократические взгляды Н.Г. Чернышевского не принимали многие писатели, которые активно сотрудничали в «Современнике». В результате Некрасов был вынужден выбирать между близкими ему Чернышевским и Добролюбовым и их нeпримиримыми противниками. Некрасов стал на сторону своих единомышленников. Произошел раскол, и из peдакции журнала ушли блестящие авторы - Л. Н. Толстой, И. С. Typгeнeв, Н. А. Островский... Произошел разрыв и с А. И.Герценом. |
| + | |
| + | '''''Эстетическая теория.''''' Стремление четко, убедительно и абсолютно по-новому увидеть, осознать и оценить мир во всей eгo сложности охватывало и эстетические воззрения Чернышевского-философа. Он утверждает, что искусство должно обращаться к жизненно важным проблемам: «Художественная форма не спасет от презрени:я или сострадательной улыбки произведений искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «Да стоило ли трудиться над подобными пустяками?» «Общественное в жизни - вот содержание искусствa- - постулат, с которым едва ли стоит спорить. |
| + | |
| + | «Интересуясь явлениями жизни, человек не может... не произносить о них cBoeгo приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если бы и хотел, отказаться от произношения приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в eгo произведении - вот новое значение искусства» - такова позиция Н.Г. Чернышевского. |
| + | |
| + | Итак, искусство должно воспроизводить жизнь, объяснять ее, произносить приговор тому, что изображено: «Высшее назначение искусства» - быть «учебником жизни». Увидеть, оценить, вести себя в соответствии с этими оценками - такова логика эстетической теории, которая связана и с этическими позициями философа. |
| + | |
| + | В эстетических воззрениях Н.Г. Чернышевского было наиболее важным eгo определение прекрасного. Он увидел ошибочность утверждения, что «прекрасно то, что превосходно в своем роде», достаточно убедительно доказав это примерами. Действительно, превосходное в своем роде болото или превосходная в своем роде жаба едва ли будут прекрасны в эстетическом отношении. |
| + | |
| + | Утверждая четкую материалистическую позицию («Прекрасное есть жизнь»), Н.Г. Чернышевский обозначает и роль субъективных моментов: «...Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»; «Таким образом, объективное существование прекрасного и возвышенного в действительности примиряется с субъективными воззрениями человека». Интересно, как он иллюстрирует причины различных представлений о красоте. «Простолюдин И член высших классов общества понимают жизнь и счастье жизни неодинаково; потому неодинаково понимают они и красоту человеческую... » |
| + | |
| + | Эстетическая теория определяла оценки произведений, о которых писал Н. г. Чернышевский, была использована при создании романа «Что делать?». |
| + | |
| + | В своих трудах он четко оформил позиции революционно-демократического движения, чем привлек пристальное внимание III Отделения. Как и предвидел Н. Г. Чернышевский, eгo не только арестовали, но и на долгие годы исключили из активной политической борьбы. Заточение в Петропавловской крепости, гражданская казнь, долгие годы в заключении сломали здоровье. В 1883 году из Якутии в Астрахань приехал человек, в котором уже не было <br>сил не только для этой борьбы, но и для творчества. <br><br><br> |
| | | |
| <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
Версия 17:38, 26 августа 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Н. Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества
Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
1828, 12 (24) июля - родился в семье священника в Capaтове. 1846-1850 - учеба в Петербургском университете. 1851-1853 - преподавание в гимназии Саратова. 1853 - начало работы в журнале «Современник». 1855, 10 мая - защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». 1862, 7 июля - арест и заключение в Алексеевский paвeлин Петропавловской крепости. 1862-1863 - создание романа «Что делать?». 1864, 19 мая - гражданская казнь на Мытнинской площади Петербурга. 1864,20 мая - отправлен на Kaтopгy в Восточную Сибирь. 1889, 17(29) октября - умер в Саратове.
Очерк жизни и творчества
Становление критика. Н. Г. Чернышевский окончил Петербургский университет, но своей фантастической эрудиции был обязан, прежде вceгo, самообразованию. Eгo увлечение трудами философов древности, Гегеля, Фейербаха, напряженное внимание к революционным событиям на Западе помогли сформировать собственное и самобытное представление о мире. Eгo материализм был неотделим от стремления разрушить существовавший общественный строй. Чернышевский понимал, чем грозит открытое выражение таких позиций. Своей нeвесте он написал такие пророческие строки: «Я не знаю, сколько времени пробуду на свободе. Меня каждый день мoгут взять... Я едва ли уже выйду из крепости».
Став в 1853 году одним из ведущих сотрудников журнала «Современник», который возглавлял Н. А. Heкpaсов, Н. Г. Чернышевский заявил о себе как публицист, литературный критик, писатель, философ, который во мнoгoм следовал традициям В. Г. Белинского. В этом журнале опубликованы eгo «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1856), статьи о Пушкине, Льве Толстом, Щедрине, Островском и ряд философских, исторических и экономических исследований.
Стремясь определить связи и соотношение искусства и самой жизни, Чернышевский утверждает, что искусство - «учебник жизни», и стремится доказать это в своих трудах.
В eгo статьях четко определена логика развития pycской литературы. В них дана высокая оценка А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. в. гоголя как величайших национальных художников, направивших развитие pycской литературы по пути реализма и народности. Xapaктеризуя место и роль А. С. Пушкина, Чернышевский верждал, что «он первый возвел у нас литературу в дoстоинство национального дела... ».
Большую роль в становлении pyccKoгo реализма сыграли статьи Н. Г. Чернышевского о драматургии А. Н. Oстpoвcкoгo, «Губернских очерках» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Критик первым увидел в повестях «Дeтство» И «Отрочество» способность Л. Н. Толстого pacкрыть «диалектику души».
В своих трудах Чернышевский не раз наносил ощутимые удары либералам. Статья-памфлет «Русский человек на гendez-vous» (1858) была написана как отклик на повесть И. С. Typгeнeвa «Ася» и направлена против прекраснодушных рыцарей фразы. CBoeгo рода манифестом революционно-демократической критики явилась статья «Не начало ли перемены?» (1861), посвященная анализу произведений Н. В. Успенского. Будущее народа, по мысли критика, зависит от тoгo, готoв ли народ «изменить свою судьбу».
Откровенные революционно-демократические взгляды Н.Г. Чернышевского не принимали многие писатели, которые активно сотрудничали в «Современнике». В результате Некрасов был вынужден выбирать между близкими ему Чернышевским и Добролюбовым и их нeпримиримыми противниками. Некрасов стал на сторону своих единомышленников. Произошел раскол, и из peдакции журнала ушли блестящие авторы - Л. Н. Толстой, И. С. Typгeнeв, Н. А. Островский... Произошел разрыв и с А. И.Герценом.
Эстетическая теория. Стремление четко, убедительно и абсолютно по-новому увидеть, осознать и оценить мир во всей eгo сложности охватывало и эстетические воззрения Чернышевского-философа. Он утверждает, что искусство должно обращаться к жизненно важным проблемам: «Художественная форма не спасет от презрени:я или сострадательной улыбки произведений искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «Да стоило ли трудиться над подобными пустяками?» «Общественное в жизни - вот содержание искусствa- - постулат, с которым едва ли стоит спорить.
«Интересуясь явлениями жизни, человек не может... не произносить о них cBoeгo приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если бы и хотел, отказаться от произношения приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в eгo произведении - вот новое значение искусства» - такова позиция Н.Г. Чернышевского.
Итак, искусство должно воспроизводить жизнь, объяснять ее, произносить приговор тому, что изображено: «Высшее назначение искусства» - быть «учебником жизни». Увидеть, оценить, вести себя в соответствии с этими оценками - такова логика эстетической теории, которая связана и с этическими позициями философа.
В эстетических воззрениях Н.Г. Чернышевского было наиболее важным eгo определение прекрасного. Он увидел ошибочность утверждения, что «прекрасно то, что превосходно в своем роде», достаточно убедительно доказав это примерами. Действительно, превосходное в своем роде болото или превосходная в своем роде жаба едва ли будут прекрасны в эстетическом отношении.
Утверждая четкую материалистическую позицию («Прекрасное есть жизнь»), Н.Г. Чернышевский обозначает и роль субъективных моментов: «...Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»; «Таким образом, объективное существование прекрасного и возвышенного в действительности примиряется с субъективными воззрениями человека». Интересно, как он иллюстрирует причины различных представлений о красоте. «Простолюдин И член высших классов общества понимают жизнь и счастье жизни неодинаково; потому неодинаково понимают они и красоту человеческую... »
Эстетическая теория определяла оценки произведений, о которых писал Н. г. Чернышевский, была использована при создании романа «Что делать?».
В своих трудах он четко оформил позиции революционно-демократического движения, чем привлек пристальное внимание III Отделения. Как и предвидел Н. Г. Чернышевский, eгo не только арестовали, но и на долгие годы исключили из активной политической борьбы. Заточение в Петропавловской крепости, гражданская казнь, долгие годы в заключении сломали здоровье. В 1883 году из Якутии в Астрахань приехал человек, в котором уже не было сил не только для этой борьбы, но и для творчества.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Литература для 10 класса, учебники и книги по литературе скачать, библиотека онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|