KNOWLEDGE HYPERMARKET


Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада
Строка 12: Строка 12:
'''<br>СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ'''  
'''<br>СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ'''  
-
'''Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада '''<br><br><br>Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в мoнyмeнтальной скульптуре. Ее отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.  
+
'''Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада '''<br><br><br>Помимо [[Основные_формы_рельефа_Земли._Минеральные_ресурсы_литосферы|рельефа]], ставшего неотъемлемой частью [[Архитектура,_музыка,_театр,_народное_творчество|архитектуры]], антропоморфизм греков наиболее полно проявился в мoнyмeнтальной скульптуре. Ее отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.  
-
В период архаики ведущее место занимали куросы и коры. Статуя куроса - обнаженного шагающего юноши - тpaктовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой нaгoты.  
+
В период архаики ведущее место занимали куросы и коры. Статуя куроса обнаженного шагающего юноши - тpaктовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой нaгoты.  
-
Юное тело кур оса из Аттики (530 г. до н. э.) С широкими плечами и тонкой талией сияет здоровьем. Eгo мощная грудь, поджарый живот, крепкие ноги и руки полны жизненной силы. В то же время поза - и не движение, и не покой - весьма условна. А лицо, овеянное блаженной, «архаической улыбкой, которую нельзя назвать ни веселой, ни грустной, выражает состояние ничем не смущаемого духа. Неслучайно для греков тезис «В здоровом теле - здоровый дух» являлся постулатом, ибо они мыслили дух гарантом хорошей физической формы. Именно в куросах скульпторы воплотили идею единства холодного совершенства формы и жизненной правды, достигнув исключительной целостности образа, свойственной греческому искусству.  
+
Юное тело кур оса из Аттики (530 г. до н. э.) С широкими плечами и тонкой талией сияет здоровьем. Eгo мощная грудь, поджарый живот, крепкие ноги и руки полны жизненной силы. В то же время поза и не [[Броуновское_движение|движение]], и не покой весьма условна. А лицо, овеянное блаженной, «архаической улыбкой, которую нельзя назвать ни веселой, ни грустной, выражает состояние ничем не смущаемого духа. Неслучайно для греков тезис «В здоровом теле здоровый дух» являлся постулатом, ибо они мыслили дух гарантом хорошей физической формы. Именно в куросах скульпторы воплотили идею единства холодного совершенства формы и жизненной правды, достигнув исключительной целостности образа, свойственной греческому [[Искусство|искусству]].  
-
Подстать куросам безмятежные коры - юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой. Они охраняли вход в дpeнпий храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.  
+
Подстать куросам безмятежные коры юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой. Они охраняли вход в дpeнпий храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам [[Культура_одежды|одежд]], размещению и рисунку узоров на них.  
<br>  
<br>  
-
[[Image:5-09-24.jpg]]<br><br>49<br>Курос из Аттики. 530 г. до н. э. <br>Национальный <br>археологический <br>музей. Афины <br>  
+
[[Image:5-09-24.jpg|49. Курос из Аттики. 530 г. до н. э. Национальный археологический музей. Афины. 50. Кора в пеплосе. 530 г. до н. э. Музей Акрополя. Афины. 51. Высокая мраморная кора. 520 г. до н. э. Музей Акрополя. Афины ]]<br><br><br>Сравнивая '''кору в пеплосе '''(530 г. до н. э.)'''высокую мраморную кору '''(520 г. до н. э.), можно легко в этом убедиться. Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного мaтериала скрывает ее плечи, и весь наряд дает ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без тoгo пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гaммa в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, [[Глаз_и_зрение|глаза]] и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелеными.
-
50<br>Кора в пеплосе. <br>530 г. до н. э. Музей <br>Акрополя. Афины <br>  
+
<br>  
-
51<br>Высокая <br>мраморная кора. <br>520 г. до н. э. Музей <br>Акрополя. Афины <br><br><br>Сравнивая '''''кору в пеплосе (530 г. до н. э.) и высокую мраморную кору (520 г. до н. э.),''''' можно легко в этом убедиться. Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного мaтериала скрывает ее плечи, и весь наряд дает ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без тoгo пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гaммa в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы - коричневыми, струящиеся по плечам волосы - розовато-красными, края льняного хитона и накидки - зелеными.  
+
[[Image:5-09-25.jpg|ПОЛИКЛЕТ. Дорифор. Начало V в. до н. э. Римская копия. Национальный археологический музей. Неаполь ]]<br>
 +
<br>
 +
[[Image:5-09-26.jpg|53. ФИДИЙ. Торс богини с западногo фронтона Парфенона. 438 г. до н. э. Британский музей. Лондон.  54. Скопас. Менада. IV в. до н. э. Римская копия. Скульптурное собрание. Дрезден 53. ФИДИЙ. Торс богини с западногo фронтона Парфенона. 438 г. до н. э. Британский музей. Лондон. 54. СКОПАС. Менада. IV в. до н. э. Римская копия. Скульптурное собрание. Дрезден ]]
-
[[Image:5-09-25.jpg]]<br>
 
-
52<br>Поликлет. Дорифор. <br>Начало V в. до н. э. <br>Римская копия. <br>Национальный <br>археологический <br>музей. Неаполь <br>
 
-
[[Image:5-09-26.jpg]]
+
Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в pocкошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, coхранившем местами зеленый [[Заливка_цветом|цвет]], сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой [[Руки_—_первый_инструмент_для_счета|рукой]] (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зеленой каймой по краю. Весь этот каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко&nbsp; обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры гoвoрят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, черные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют ее внешнему облику Игривость и легкомыслие.
 +
Орнаментальность архаики в скульптуре постепенно сменил реализм классических образов. Предельного реализма и ощущения cкpытoгo движения в состоянии покоя достиг Поликлет (вторая половина V в. до н. э.), преодолев архаическую манеру распределять [[Взаимодействие_тел._Масса|массу]] тела статуи равномерно на обе ноги. он воспроизвел естественную спонтанную позу человека и осязаемую, трепетную форму eгo тела. Приемы Поликлета со всей очевидностью просматриваются в статуе Дорифора (Копьеносца) (начало V в. до н. э.).
 +
Во-первых, это хиазм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую нoгy влечет за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру coответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру - правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Bo-втopыx, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и четкие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бедрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров. В то же время разработанный Поликлетом zеомемрический канон* стал причиной внешней бесстрастности eгo героев, соответствующей призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из мeгap: «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».
-
53<br>Фидий. Торс богини <br>с западногo фронто- <br>на Парфенона. <br>438 г. до н. э. Британ- <br>ский музей. Лондон <br>
+
Вершиной мастерства при создании круглой скульптуры стали статуи Фидия, украсившие фронтоны Парфенона. Даже в своем нынешнем состоянии без рук и голов они сохраняют внутреннюю силу и пластическое единство с объемом храма.<br><br>'''''* Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.'''''<br><br>Характерным выpaжением этой силы и законченности служит торс богипи с заnадпоzо фроптопа (438 г. до н. э.), в котором органично слились присущая Парфенону мощь и устремленность ввысь. Поза богини, ее широкий шаг указывают на движение вперед, которое подчеркивается благодаря ритму складок одежды. Прихотливо клубящаяся [[Как_получаются_ткани|ткань]] на груди, животе, правой нoгe словно прибита к телу потоком воздуха. Некоторая условность в распределении складок по фигуре – при естественном порыве ветра они распределялись бы иначе – порождает ощущение легкости ткaни, не стесняющей движения. А более динамичное, нежели движение тела, движение драпировок как бы срывает фигуру с ее кaмeннoгo ocнoвания, и создается впечатление, что она стремительно преодолевает шквал ветра. Кажется, что каждая часть фигуры исполнена тoгo же порыва, что и фигура в целом.  
-
54<br>Скопас. Менада. <br>IV в. до н. э. <br>Римская копия. <br>Скульптурное <br>собрание. Дрезден <br><br>Совершенно иной типаж - высокая мраморная кора в pocкошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, coхранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зеленой каймой по краю. Весь этот каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко&nbsp; обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры гoвoрят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, черные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют ее внешнему облику Игривость и легкомыслие.  
+
Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н. э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с eгo простым, ясным, гармоничным [[Восприятие_и_представление_информации|восприятием]] бытия. Философ Сократ своим «Н знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность гpeкoв. Трагичес кое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нoвoгo лика красоты, исполненного динамизма и внyтpeннeгo накала. Скопас (380–330 гг. до н. э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Мепаду (IV в. до н. э.) в момент принесения жертвы. 3aдавшись целью передать экстатический надрыв, Скопас выбирает тип лица, далекий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная [[Урок_35._Точки_и_линии|линия]] рта. Тело также показано в состоянии оргиастичеcкoгo экстаза, когда движения не мoгут быть ни выверенными, ни разумно продуманными.  
-
Орнаментальность архаики в скульптуре постепенно сменил реализм классических образов. Предельного реализма и ощущения cкpытoгo движения в состоянии покоя достиг Поликлет (вторая половина V в. до н. э.), преодолев архаическую манеру распределять массу тела статуи равномерно на обе ноги. он воспроизвел естественную спонтанную позу человека и осязаемую, трепетную форму eгo тела. Приемы Поликлета со всей очевидностью просматриваются в статуе Дорифора (Копьеносца) (начало V в. до н. э.).
+
Чтобы отобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приемы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор. <br>Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжелой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Вo-втopыx, новое coотношение ткани и плоти ткань здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела»,- обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.  
-
 
+
-
Во-первых, это хиазм - поза, при которой перенос тяжести тела на правую нoгy влечет за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру coответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру - правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой - наоборот. Bo-втopыx, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и четкие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бедрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров. В то же время разработанный Поликлетом zеомемрический канон* стал причиной внешней бесстрастности eгo героев, соответствующей призыву, который прозвучал в стихах поэта ФеОгнида из мeгap: «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».
+
-
 
+
-
Вершиной мастерства при создании круглой скульптуры стали статуи Фидия, украсившие фронтоны Парфенона. Даже в своем нынешнем состоянии без рук и голов они сохраняют внутреннюю силу и пластическое единство с объемом храма.<br><br>'''''* Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.'''''<br><br>Характерным выpaжением этой силы и законченности служит торс боzипи с заnадпоzо фроптопа (438 г. до н. э.), в котором органично слились присущая Парфенону мощь и устремленность ввысь. Поза богини, ее широкий шаг указывают на движение вперед, которое подчеркивается благодаря ритму складок одежды. Прихотливо клубящаяся ткань на груди, животе, правой нoгe словно прибита к телу потоком воздуха. Некоторая условность в распределении складок по фигуре - при естественном порыве ветра они распределялись бы иначе - порождает ощущение легкости ткaни, не стесняющей движения. А более динамичное, нежели движение тела, движение драпировок как бы срывает фигуру с ее кaмeннoгo ocнoвания, и создается впечатление, что она стремительно преодолевает шквал ветра. Кажется, что каждая часть фигуры исполнена тoгo же порыва, что и фигура в целом.
+
-
 
+
-
Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н. э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с eгo простым, ясным, гармоничным восприятием бытия. Философ Сократ своим «Н знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность гpeкoв. Трагичес кое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нoвoгo лика красоты, исполненного динамизма и внyтpeннeгo накала. Скопас (380 - 330 гг. до н. э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Мепаду (IV в. до н. э.) в момент принесения жертвы. 3aдавшись целью передать экстатический надрыв, Скопас выбирает тип лица, далекий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта. Тело также показано в состоянии оргиастичеcкoгo экстаза, когда движения не мoгYт быть ни выверенными, ни разумно продуманными.
+
-
 
+
-
Чтобы отобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приемы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор. <br>Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжелой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Вo-втopыx, новое coотношение ткани и плоти - здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела»,- обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.  
+
-
 
+
-
<br>'''ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ '''<br><br>1. В чем, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа? <br>2. Как скульптура позволяет представить мироощущение гpeкoв в эпоху ранней, высокой, поздней классики? <br>
+
 +
<br>'''ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ '''<br><br>1. В чем, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической [[Рисование_и_скульптура|скульптуры]]? Какую роль играет одежда в трактовке образа? <br>2. Как скульптура позволяет представить мироощущение гpeкoв в эпоху ранней, высокой, поздней классики? <br>
 +
<br>
<br>  
<br>  
Строка 65: Строка 59:
  '''<u>Содержание урока</u>'''
  '''<u>Содержание урока</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект урока'''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] опорный каркас   
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас   
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] интерактивные технологии  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] интерактивные технологии  
   
   
  '''<u>Практика</u>'''
  '''<u>Практика</u>'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] задачи и упражнения  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] задачи и упражнения  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] самопроверка
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] самопроверка
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашние задания
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашние задания
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] дискуссионные вопросы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] риторические вопросы от учеников
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников
-
 
+
  '''<u>Иллюстрации</u>'''
  '''<u>Иллюстрации</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа '''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа '''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фотографии, картинки  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] графики, таблицы, схемы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
   
   
  '''<u>Дополнения</u>'''
  '''<u>Дополнения</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты'''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов                           
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов                           
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие  
  '''<u></u>'''
  '''<u></u>'''
  <u>Совершенствование учебников и уроков
  <u>Совершенствование учебников и уроков
-
  </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] исправление ошибок в учебнике'''
+
  </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обновление фрагмента в учебнике  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обновление фрагмента в учебнике  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] элементы новаторства на уроке  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] замена устаревших знаний новыми  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми  
-
 
+
  '''<u>Только для учителей</u>'''
  '''<u>Только для учителей</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] идеальные уроки '''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки '''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год   
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год   
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации   
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации   
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обсуждения
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обсуждения
   
   
   
   

Версия 13:02, 22 июля 2012

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада



УРОК 13


СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ

Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада


Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в мoнyмeнтальной скульптуре. Ее отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.

В период архаики ведущее место занимали куросы и коры. Статуя куроса – обнаженного шагающего юноши - тpaктовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой нaгoты.

Юное тело кур оса из Аттики (530 г. до н. э.) С широкими плечами и тонкой талией сияет здоровьем. Eгo мощная грудь, поджарый живот, крепкие ноги и руки полны жизненной силы. В то же время поза – и не движение, и не покой – весьма условна. А лицо, овеянное блаженной, «архаической улыбкой, которую нельзя назвать ни веселой, ни грустной, выражает состояние ничем не смущаемого духа. Неслучайно для греков тезис «В здоровом теле – здоровый дух» являлся постулатом, ибо они мыслили дух гарантом хорошей физической формы. Именно в куросах скульпторы воплотили идею единства холодного совершенства формы и жизненной правды, достигнув исключительной целостности образа, свойственной греческому искусству.

Подстать куросам безмятежные коры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой. Они охраняли вход в дpeнпий храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.


49. Курос из Аттики. 530 г. до н. э. Национальный археологический музей. Афины. 50. Кора в пеплосе. 530 г. до н. э. Музей Акрополя. Афины. 51. Высокая мраморная кора. 520 г. до н. э. Музей Акрополя. Афины


Сравнивая кору в пеплосе (530 г. до н. э.)высокую мраморную кору (520 г. до н. э.), можно легко в этом убедиться. Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного мaтериала скрывает ее плечи, и весь наряд дает ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без тoгo пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гaммa в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелеными.


ПОЛИКЛЕТ. Дорифор. Начало V в. до н. э. Римская копия. Национальный археологический музей. Неаполь


53. ФИДИЙ. Торс богини с западногo фронтона Парфенона. 438 г. до н. э. Британский музей. Лондон.  54. Скопас. Менада. IV в. до н. э. Римская копия. Скульптурное собрание. Дрезден 53. ФИДИЙ. Торс богини с западногo фронтона Парфенона. 438 г. до н. э. Британский музей. Лондон. 54. СКОПАС. Менада. IV в. до н. э. Римская копия. Скульптурное собрание. Дрезден


Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в pocкошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, coхранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зеленой каймой по краю. Весь этот каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко  обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры гoвoрят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, черные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют ее внешнему облику Игривость и легкомыслие.

Орнаментальность архаики в скульптуре постепенно сменил реализм классических образов. Предельного реализма и ощущения cкpытoгo движения в состоянии покоя достиг Поликлет (вторая половина V в. до н. э.), преодолев архаическую манеру распределять массу тела статуи равномерно на обе ноги. он воспроизвел естественную спонтанную позу человека и осязаемую, трепетную форму eгo тела. Приемы Поликлета со всей очевидностью просматриваются в статуе Дорифора (Копьеносца) (начало V в. до н. э.).

Во-первых, это хиазм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую нoгy влечет за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру coответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру - правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Bo-втopыx, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и четкие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бедрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров. В то же время разработанный Поликлетом zеомемрический канон* стал причиной внешней бесстрастности eгo героев, соответствующей призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из мeгap: «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».

Вершиной мастерства при создании круглой скульптуры стали статуи Фидия, украсившие фронтоны Парфенона. Даже в своем нынешнем состоянии без рук и голов они сохраняют внутреннюю силу и пластическое единство с объемом храма.

* Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.

Характерным выpaжением этой силы и законченности служит торс богипи с заnадпоzо фроптопа (438 г. до н. э.), в котором органично слились присущая Парфенону мощь и устремленность ввысь. Поза богини, ее широкий шаг указывают на движение вперед, которое подчеркивается благодаря ритму складок одежды. Прихотливо клубящаяся ткань на груди, животе, правой нoгe словно прибита к телу потоком воздуха. Некоторая условность в распределении складок по фигуре – при естественном порыве ветра они распределялись бы иначе – порождает ощущение легкости ткaни, не стесняющей движения. А более динамичное, нежели движение тела, движение драпировок как бы срывает фигуру с ее кaмeннoгo ocнoвания, и создается впечатление, что она стремительно преодолевает шквал ветра. Кажется, что каждая часть фигуры исполнена тoгo же порыва, что и фигура в целом.

Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н. э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с eгo простым, ясным, гармоничным восприятием бытия. Философ Сократ своим «Н знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность гpeкoв. Трагичес кое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нoвoгo лика красоты, исполненного динамизма и внyтpeннeгo накала. Скопас (380–330 гг. до н. э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Мепаду (IV в. до н. э.) в момент принесения жертвы. 3aдавшись целью передать экстатический надрыв, Скопас выбирает тип лица, далекий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта. Тело также показано в состоянии оргиастичеcкoгo экстаза, когда движения не мoгут быть ни выверенными, ни разумно продуманными.

Чтобы отобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приемы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор.
Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжелой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Вo-втopыx, новое coотношение ткани и плоти ткань здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела»,- обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа?
2. Как скульптура позволяет представить мироощущение гpeкoв в эпоху ранней, высокой, поздней классики?



Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по исскуству, рефераты и конспекты уроков по исскуству для 10 класса скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.