'''Тема урока''': Историко-педагогическое наследие М.В. Гоголя.<br>'''Цель урока''': Анализ историко-педагогической деятельности Гоголя.<br>'''Тип урока''': Образовательно-воспитательный.<br>'''Ход урока'''<br><br> [[Image:Гогль.jpg|263x355px|Гогль.jpg]]<br><br> Широко известный в мире, как гениальный литератор, М В Гоголь до сих пор остается совершенно не известным ,как историк, философ и преподаватель, несмотря на то, что его статьи по исторической тематике были опубликованы и входили почти во все издания его произведений. Однако их должным образом не прочитали, не исследовали и не проанализировали . Во времена, когда в толковании исторического прошлого своей страны и мировой истории в целом единственно возможным был марксистский подход ,основанный на классовых позициях, взгляды М В Гоголя не вписывались в общепринятые каноны. Между тем многие мысли нашего великого соотечественника в частности относительно значения народного эпоса и мифологии, как важных исторических источников, не утратили своей научной ценности и актуальности, и сегодня через 150 лет после его смерти.
+
'''Тема урока''': Мастерство М.В. Гоголя.<br>'''Цель урока''': Анализ литературной деятельности Гоголя,характер его произведений.<br>'''Тип урока''': Образовательно-воспитательный.<br>'''Ход урока'''<br><br> [[Image:Гогль.jpg|263x355px|Гогль.jpg]]<br><br> «Теперь, через сто лет после «Вечеров», еще нельзя говорить, что Гоголь отшумел в нас», — наверное, эти слова Андрея Белого можно повторить и сейчас (исследование «Мастерство Гоголя» было создано по поводу столетия издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»).<br> Удивительный и неповторимый язык Гоголя удивляет нас и сегодня. Язык писателя богат и необычен: его фраза — «без меры в ширину, без конца в длину», она сложна, «многоэтажна», «многоярусна», в ней можно найти нагромождение глаголов, обилие эпитетов, сравнений, метафор. Гоголь любил глаголы и использовал их для «увеличения энергии глагольного действия», срывая с места предметы: пошли писать версты, рассыпалась избами деревня, бричка мчалась во всю пропалую, деревня унеслась из виду...<br>
{{#ev:youtube|J5TFWaqC0k8}}
{{#ev:youtube|J5TFWaqC0k8}}
-
Еще в начале ХХ века в 1902 г М Каманин ,автор исследования посвященного анализу исторических и литературных произведений М В Гоголя по истории Украины подчеркивал,что интерес к профессиональным занятиям историей будущему писателю и ученому привили в свое время профессора и учителя Нежинской гимназии высших наук собственным примером и педагогическим мастерством . И действительно Нежинская классическая гимназия была известна своими традициями, и давала ученикам глубокие и всесторонние историко -филологические знания ,закладывая прочный фундамент для их дальнейшего самосовершенствования .С гимназических лет М В Гоголь имел возможность пользоваться лучшими библиотеками, в частности библиотекой бывшего министра Д П Трощинского ,которая содержала редкие издания первых отечественных историков филологов, этнографов, среди них работы М А Цертелева а позже произведения Н А Максимовича ,Зориан Доленга, Ходаковского ,И И Срезневского ,А М Бодянского, П Я Лукашевича, Ф С Евецко и А Л Метлинского- польских этнографов . Еще за два года до окончания Нежинской гимназии Николай Гоголь начинает плодотворно заниматься сбором исторических и этнографических материалов.
+
Даже привычные художественные приемы оборачиваются новыми для нас сторонами. Так, например, эпитеты то метафоричны, то метонимичны, в них много гиперболизма. Характерна для эпитетов Гоголя «неумеренная роскошь» определений, а в речи часто встречается нагромождение эпитетов: странное, и манящее, и несущее, и чудесное слово, черство, неотесано, неладно, нестройно, негоже, нехорошо... Андрей Белый пишет по этому поводу, что Гоголь — «Плюшкин словечек».<br> Сравнения щедро варьируются в произведениях писателя: глаза — как огонь, как молния, как звездочки, как выстрелы, как клещи, репой, как у вола; нос — как пятачок, как слива, как пробка, как пуговица, как топор.<br> Необычно выглядят отрицательные сравнения: не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок...Часто сравнения гиперболичны: штаны как Черное море, посинел как Черное море, красное море запорожцев...<br>
-
[[Image:Ревиз.jpg|365x349px|Ревиз.jpg]]<br> По свидетельствам очевидцев М В Гоголь собрал множество этнографических и археологических материалов .Он считал украинские песни, мифы ,легенды настоящей живой, яркой историей ,по которой раскрывается вся жизнь народа. Этими размышлениями Николай Васильевич делится в письмах к своим ближайшим друзьям ,ученым И И Срезневского ,М О Максимовича, М П Погодина ,С П Шевырева и многих других.
+
[[Image:Козак.jpg|445x264px|Козак.jpg]]<br> По свидетельствам очевидцев М В Гоголь собрал множество этнографических и археологических материалов .Он считал украинские песни, мифы ,легенды настоящей живой, яркой историей ,по которой раскрывается вся жизнь народа. Этими размышлениями Николай Васильевич делится в письмах к своим ближайшим друзьям ,ученым И И Срезневского ,М О Максимовича, М П Погодина ,С П Шевырева и многих других.
*'''Задание'''
*'''Задание'''
Строка 17:
Строка 17:
♦ Прокомментируйте суждение Н. Г. Чернышевского: «Мы называем Гоголя... величайшим русским писателем...
♦ Прокомментируйте суждение Н. Г. Чернышевского: «Мы называем Гоголя... величайшим русским писателем...
-
М В Гоголь был очень увлечен идеей написать собственноручно малороссийскую и всемирную истории на основе исследования и включение материалов анализа старинных народных песен, легенд, мифов, как главных исторических источников .В письме к Н А Максимовича он пишет о том, насколько его захватывает эта работа ,сколько новых ,свежих мыслей и выводов приходит к нему. При этом отмечает, что его упрекают за живости слога и тут же возражают. Но что за история, если она скучна. Он мечтал о том времени, когда можно будет издать несколько интересных книг и учебников по истории Украины и всемирной истории ,использовав в них большое количество еще никем не привлеченных источников ,прежде старинные народные песни ,исторические бытовые ,а также былины, мифы, легенды и т д.<br> {{#ev:youtube|Il_Qy6ghIUo&feature=related}}
+
В творчестве Гоголя сравнение — лаборатория метафор.Художественные средства реализуются в зависимости от роли образа. Поскольку образ Чичикова в поэме «Мертвые души» централен, то «к нему стянуты и сюжетные линии, и лица, и вещи». И, как отмечают исследователи, поражает символизм мелочей. Человек, который хочет стать богачом, пока владеет лишь тройкой коней. И в этой тройке каждый конь имеет не только масть: каурый, гнедой и чубарый. Они наделены и характерами. Так, чубарый сильно лукав. Вспомним, что именно его назовут Бонапартом. Тройка коней въезжает в ворота гостиницы губернского города в самом начале первой главы, она не раз упоминается во время странствий Чичикова и, наконец, появляется в патетических стро¬ках финала. Автор дает возможность пристального и заинтересованного наблюдения даже за этими «героями».<br><br> {{#ev:youtube|Il_Qy6ghIUo&feature=related}}
Об блестящее знание М В Гоголем всемирной истории равно как и истории мифологии искусства и культуры античности ярко свидетельствуют его научные труды ,по исторической тематике в которых множество ссылок сопоставлений, сравнений с античностью и прямых обращений к ней, а также историко педагогические статьи.
Об блестящее знание М В Гоголем всемирной истории равно как и истории мифологии искусства и культуры античности ярко свидетельствуют его научные труды ,по исторической тематике в которых множество ссылок сопоставлений, сравнений с античностью и прямых обращений к ней, а также историко педагогические статьи.
-
[[Image:Читает.jpg|454x337px|Читает.jpg]]<br> В письмах М П Погодину, М О Максимович ,И И Срезневскому он часто дает оценку научным трудам и учебникам украинских, российских, зарубежных авторов. Размышляет над научно - историческими вопросами и проблемами .Некоторые статьи М В Гоголя были написаны на основе лекций ,прочитанных им для студентов Петербургского университета. Гоголь- педагог прошел путь от домашнего учителя к адъюнкт профессора кафедры всеобщей истории Петербургского университета ,где ему пришлось выкладывать большой курс древней истории. Впрочем его научная и преподавательская карьера не сложилась. Сначала он получил отказ на чтение лекций в университете в Киеве .А затем начав преподавать в Петербурге, был очень разочарован безликостью и равнодушием тамошних студентов.<br> Замечания сделанные М В Гоголем по поводу организации преподавания географии детям ,а также предложения относительно того ,как следует писать учебники, какими должны быть учебные географические карты, и как научить ребенка читать .Они актуальны и сегодня, когда для детей представляется чрезвычайно мало интересных карт ,атласов ,наглядных альбомов с истории и географии .Сквозная мысль всех историко- педагогических статей М В Гоголя о необходимости развития межпредметных связей, гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания А это то ,что сегодня мы определяем как интегрированный подход. Его волнуют методические вопросы о том, как преподавать историю в школе, какими профессиональными качествами должен обладать учитель.
+
[[Image:Читает.jpg|454x337px|Читает.jpg]]<br> Можно старательно разглядеть и шкатулку, которая также не раз появляется перед глазами читателя.Обратим внимание на цвета, которые преобладают в палитре Гоголя. В первом томе «Мертвых душ» это белый, черный, серый, затем идет желтый, золотой, красный и синий цвета. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» на первом месте стоит красный цвет, а следом идут золотой, синий и белый.<br> При этом в раннем творчестве в текстах писателя преобладали не только чистые цвета, но и простые, чистые, мелодичные звуки. В «Мертвых душах» картина иная. Припомним одно из описаний: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить». Мир цвета и звука оживляет картины заштатного города .<br> Величие Гоголя состоит в том, что он сумел донести до читателя и ярость сатиры, и лирическую стихию. Он видел жизнь во всей ее противоречивости и сложности и передал эту способность читателю: видеть смешное и прекрасное, ощущать их бесконечное движение.<br>
[[Image:Тарас.jpg|466x359px|Тарас.jpg]]<br> М В Гоголь занимался и глубокими философскими проблемами ,которые волнуют человечество и в наше время.<br> В чем суть жизни, как ее понимать, ценить, пользоваться ее красотой и радостями, которые она нам дает. М В Гоголь искал ответа на этот вопрос ,сравнивая мировоззренческие основы величественного Древнего Египта, жизнеутверждающей Греции и железного Рима Анализируя .Этот тематический пласт в творчестве М В Гоголя уместно напомнить ,что в Украине до сих пор не созданы учебники нового поколения с античной и древней истории для высшей школы ,а также гимназий и лицеев .А тем временем наш великий соотечественник неоднократно подчеркивал, что античность- это фундамент культур всех новейших народов мира .
[[Image:Тарас.jpg|466x359px|Тарас.jpg]]<br> М В Гоголь занимался и глубокими философскими проблемами ,которые волнуют человечество и в наше время.<br> В чем суть жизни, как ее понимать, ценить, пользоваться ее красотой и радостями, которые она нам дает. М В Гоголь искал ответа на этот вопрос ,сравнивая мировоззренческие основы величественного Древнего Египта, жизнеутверждающей Греции и железного Рима Анализируя .Этот тематический пласт в творчестве М В Гоголя уместно напомнить ,что в Украине до сих пор не созданы учебники нового поколения с античной и древней истории для высшей школы ,а также гимназий и лицеев .А тем временем наш великий соотечественник неоднократно подчеркивал, что античность- это фундамент культур всех новейших народов мира .
Эти его мысли сегодня приобретают особое значение и звучание, потому античность снова возвращается в нашу жизнь ,подтверждая вечность классики .Впрочем во всех европейских гимназиях, лицеях и высших учебных заведениях, никогда не прекращалось изучение латыни и греческого языка ,античной истории ,мифологии и культуры. Пора нам обратить должное внимание на эти дисциплины ,которым оказывал такого значения наш отечественный классик .Выдающийся писатель М В Гоголь сумел удивительно ярко и выразительно нарисовать несколькими мазками образ языческого мира на пороге новой христианской эры .Что дальше. Какой должна стать жизнь .Наконец автор не формулирует ответов на поставленные вопросы, он размышляет сам и предлагает подумать читателю.
+
<br>
-
[[Image:Козак.jpg|445x264px|Козак.jpg]]<br> Жаль что его так и не услышали отечественные историки ,и эту замечательную научную идею, проект так и не удалось осуществить ни самому Николаю Васильевичу, ни кому другому в нашей стране .Ее воплотил в жизнь современный немецкий историк Бодо Харенберг. В конце ХХ в и второго тысячелетия он составил историческую хронику человечества . Ученые и критики многих стран мира назвали появление этого труда выдающимся событием в мировой науке и культуре .Бодо Харенберг по сути точно воплотил в жизнь идею М В Гоголя ,то есть научный замысел почти 200 летней давности .Его историческое описание состоит из виднейших дат, событий ,имен .Только все самое ценное ,самое главное, яркое и значимое для народов и человечества в целом. Реализация этого проекта немецким ученым стала наглядным подтверждением глубины замысла нашего отечественного мыслителя с его почти планетарным образом .<br>
+
[[Image:Ревиз.jpg|365x349px|Ревиз.jpg]] <br> Творчество Гоголя оказало огромное влияние на русскую литературу. «Говорено, что все мы выросли из гоголевской «Шинели». А «Старосветские помещики»? А «Тарас Бульба»? А «Вечера на хуторе близ Дикань-ки»? А петербургские повести? А пьесы Гоголя? Из них разве никто и ничего не выросло?» (В. Астафьев.)<br><br>
*'''Задание'''
*'''Задание'''
-
♦ Какую роль играла дорога в судьбе писателя? Каково ее символическое значение в произведениях Н. В. Гоголя?
+
♦ Какую роль играла дорога в судьбе писателя? Каково ее символическое значение в произведениях Н. В. Гоголя?
♦ Каково отношение Н. В. Гоголя к своему творчеству?
♦ Каково отношение Н. В. Гоголя к своему творчеству?
Строка 41:
Строка 41:
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, [http://xvatit.com/index.php?do=feedback напишите нам].
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, [http://xvatit.com/index.php?do=feedback напишите нам].
-
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - [http://xvatit.com/forum/ Образовательный форум].
+
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - [http://xvatit.com/forum/ Образовательный форум].
Тема урока: Мастерство М.В. Гоголя. Цель урока: Анализ литературной деятельности Гоголя,характер его произведений. Тип урока: Образовательно-воспитательный. Ход урока
«Теперь, через сто лет после «Вечеров», еще нельзя говорить, что Гоголь отшумел в нас», — наверное, эти слова Андрея Белого можно повторить и сейчас (исследование «Мастерство Гоголя» было создано по поводу столетия издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»). Удивительный и неповторимый язык Гоголя удивляет нас и сегодня. Язык писателя богат и необычен: его фраза — «без меры в ширину, без конца в длину», она сложна, «многоэтажна», «многоярусна», в ней можно найти нагромождение глаголов, обилие эпитетов, сравнений, метафор. Гоголь любил глаголы и использовал их для «увеличения энергии глагольного действия», срывая с места предметы: пошли писать версты, рассыпалась избами деревня, бричка мчалась во всю пропалую, деревня унеслась из виду...
Даже привычные художественные приемы оборачиваются новыми для нас сторонами. Так, например, эпитеты то метафоричны, то метонимичны, в них много гиперболизма. Характерна для эпитетов Гоголя «неумеренная роскошь» определений, а в речи часто встречается нагромождение эпитетов: странное, и манящее, и несущее, и чудесное слово, черство, неотесано, неладно, нестройно, негоже, нехорошо... Андрей Белый пишет по этому поводу, что Гоголь — «Плюшкин словечек». Сравнения щедро варьируются в произведениях писателя: глаза — как огонь, как молния, как звездочки, как выстрелы, как клещи, репой, как у вола; нос — как пятачок, как слива, как пробка, как пуговица, как топор. Необычно выглядят отрицательные сравнения: не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок...Часто сравнения гиперболичны: штаны как Черное море, посинел как Черное море, красное море запорожцев...
По свидетельствам очевидцев М В Гоголь собрал множество этнографических и археологических материалов .Он считал украинские песни, мифы ,легенды настоящей живой, яркой историей ,по которой раскрывается вся жизнь народа. Этими размышлениями Николай Васильевич делится в письмах к своим ближайшим друзьям ,ученым И И Срезневского ,М О Максимовича, М П Погодина ,С П Шевырева и многих других.
Задание
♦ Прокомментируйте суждение Н. Г. Чернышевского: «Мы называем Гоголя... величайшим русским писателем...
В творчестве Гоголя сравнение — лаборатория метафор.Художественные средства реализуются в зависимости от роли образа. Поскольку образ Чичикова в поэме «Мертвые души» централен, то «к нему стянуты и сюжетные линии, и лица, и вещи». И, как отмечают исследователи, поражает символизм мелочей. Человек, который хочет стать богачом, пока владеет лишь тройкой коней. И в этой тройке каждый конь имеет не только масть: каурый, гнедой и чубарый. Они наделены и характерами. Так, чубарый сильно лукав. Вспомним, что именно его назовут Бонапартом. Тройка коней въезжает в ворота гостиницы губернского города в самом начале первой главы, она не раз упоминается во время странствий Чичикова и, наконец, появляется в патетических стро¬ках финала. Автор дает возможность пристального и заинтересованного наблюдения даже за этими «героями».
Об блестящее знание М В Гоголем всемирной истории равно как и истории мифологии искусства и культуры античности ярко свидетельствуют его научные труды ,по исторической тематике в которых множество ссылок сопоставлений, сравнений с античностью и прямых обращений к ней, а также историко педагогические статьи.
Можно старательно разглядеть и шкатулку, которая также не раз появляется перед глазами читателя.Обратим внимание на цвета, которые преобладают в палитре Гоголя. В первом томе «Мертвых душ» это белый, черный, серый, затем идет желтый, золотой, красный и синий цвета. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» на первом месте стоит красный цвет, а следом идут золотой, синий и белый. При этом в раннем творчестве в текстах писателя преобладали не только чистые цвета, но и простые, чистые, мелодичные звуки. В «Мертвых душах» картина иная. Припомним одно из описаний: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить». Мир цвета и звука оживляет картины заштатного города . Величие Гоголя состоит в том, что он сумел донести до читателя и ярость сатиры, и лирическую стихию. Он видел жизнь во всей ее противоречивости и сложности и передал эту способность читателю: видеть смешное и прекрасное, ощущать их бесконечное движение.
М В Гоголь занимался и глубокими философскими проблемами ,которые волнуют человечество и в наше время. В чем суть жизни, как ее понимать, ценить, пользоваться ее красотой и радостями, которые она нам дает. М В Гоголь искал ответа на этот вопрос ,сравнивая мировоззренческие основы величественного Древнего Египта, жизнеутверждающей Греции и железного Рима Анализируя .Этот тематический пласт в творчестве М В Гоголя уместно напомнить ,что в Украине до сих пор не созданы учебники нового поколения с античной и древней истории для высшей школы ,а также гимназий и лицеев .А тем временем наш великий соотечественник неоднократно подчеркивал, что античность- это фундамент культур всех новейших народов мира .
Творчество Гоголя оказало огромное влияние на русскую литературу. «Говорено, что все мы выросли из гоголевской «Шинели». А «Старосветские помещики»? А «Тарас Бульба»? А «Вечера на хуторе близ Дикань-ки»? А петербургские повести? А пьесы Гоголя? Из них разве никто и ничего не выросло?» (В. Астафьев.)
Задание
♦ Какую роль играла дорога в судьбе писателя? Каково ее символическое значение в произведениях Н. В. Гоголя?
♦ Каково отношение Н. В. Гоголя к своему творчеству?
Использованная литература:
Урок на тему: Историко-педагогическое наследие М.В. Гоголя, учитель литературы и языка Понащук С.В., сш № 1 г. Керч. Волик Лариса. Педагогические взгляды Николая Гоголя / / Путь образования. - № 3 (49). - 2008. - С. 51-56. Каманин Н. Научные и литературные произведения Н.В. Гоголя по истории Малороссии. — Киев, 2009 Куликова Л.Б. Современный взгляд на историко-педагогические труды М. В. Гоголя .Педагогика и психология 2008 № 1 (50). - С.119-128.
Отредактировано и прислано Китаевым В.А
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.