Версия 11:47, 25 июля 2011
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 5 класс>>Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед»
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РОБЕРТ ЛУИС СТИВЕНСОН. «ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД»
В биобиблиографическом справочнике «Зарубежные писатели», выпущенном издательством «Просвещение», дана довольно полная биография Роберта Луиса Стивенсона. Приведем ее в несколько сокращенном виде:
«Английский писатель, литературный критик, поэт, основоположник и теоретик неоромантизма. Родился в семье потомственного морского инженера. Отец и дед Роберта Луиса — строители маяков, изобретатели. Самым большим делом в жизни Томаса Стивенсона, отца писателя, было строительство маяка Скерривор. Близость к морю, паруса и волны, суровые рифы — все это скажется впоследствии на творчестве Роберта Луиса.
Единственный, крайне болезненный ребенок, он на протяжении всей своей жизни бывал надолго прикован к постели из-за „грудной болезни“; у него развился туберкулез, и он никогда не чувствовал себя вполне здоровым.
К тринадцати годам здоровье мальчика немного окрепло, и его отправили в закрытую школу. Поездки по Шотландии во время летних каникул оставили глубокий след в душе мальчика: истории о кораблекрушениях, рассказы о безжалостных бурунах, горных вершинах питали воображение будущего писателя. Стивенсон страстно полюбил родной край, его природу и историю. Позже он напишет о Шотландии рассказы и очерки, стихотворения и романы, обработает народные поверья. Он с гордостью будет считать В. Скотта своим родственником. С чисто мальчишеской любовью к романтике и приключениям он тешил себя надеждой, что, быть может, ведет свой род от Роб Роя, Мак Грегора или хотя бы от его клана.
В 1867 г. Стивенсон поступил в Эдинбургский университет и начал изучать юриспруденцию по настоянию отца, крайне огорченного отказом сына поддержать семейную традицию стать инженером.
В студенческие годы (1867—1873) у Роберта Луиса крайне осложнились отношения с отцом. Стивенсон скандализировал своим богемным поведением «благопристойный» Эдинбург, небрежно одевался, посещал «убежища греха» — все это раздражало отца, и он в какой-то момент даже лишил его права на наследство.
Состояние здоровья Стивенсона ухудшилось, и по настоянию врачей он едет на юг, во Францию. Неторопливо продвигаясь по незнакомым местам, от Дувра к Ментоне, Стивенсон начинает создавать свои первые путевые очерки. Оказавшись превосходным путешественником, обладая зорким взглядом на новое, даром сходиться с людьми, писатель в 1873 г. юношескими путевыми заметками начинает список своих публикаций. С этого времени и до самой смерти не будет ни одного года, чтобы в печати не появилось какое-либо его произведение.
Жизнь во Франции была для Стивенсона счастьем. Среди многочисленных увлечений этого периода следует назвать средневековую поэзию.
Смерть отца позволила Луису изменить свою жизнь. Вначале он с семьей переезжает в Америку, а затем нанимает яхту «Каско» и семь месяцев плавает по южным морям.
Морское путешествие вернуло Стивенсона к жизни, он вновь обретает силу, может общаться с людьми, грести, ездить верхом, прорубать дорогу в зарослях леса, жизнь кажется Луису волшебной сказкой.
В южных морях бушевали яростные штормы и шквалы, а плавание между островами было опасно... Но опыт показал, что, только живя близко к экватору, Стивенсон чувствует себя хорошо. Принимается решение купить участок земли. Он остановил свой выбор на Ваилиме (Пятиречье). И до конца своих дней Стивенсон остается жить среди туземцев, на острове Уполу, одном из островов Самоа. Он изучает местный фольклор, дружит с местными жителями, принимает участие в их судьбе, работает физически и много сидит за письменным столом.
Еще при жизни Стивенсон становится легендой. Творцом этой легенды во многом был он сам. На острова Океании, где жил писатель, отправлялись толпы паломников. Подолгу в его доме гостили друзья. В торжественных случаях весь штат прислуги красовался в набедренных повязках королевских цветов. Интерес к личности Стивенсона, к его жизни на островах, к его приключениям был огромен. Стивенсон сотворил вокруг себя приключенческий мир, жизнь усиливала впечатление от его книг.
13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, по этому поводу на острове состоялся праздник, а 3 декабря, занимаясь домашними делами, Стивенсон вдруг упал — кровоизлияние в мозг. Через два часа он умер. Похоронили писателя романтически — на вершине горы Веа, где морской горизонт простирается, насколько может охватить взор.
Чтобы отдать последний долг писателю, местные жители медленно пробирались по крутым склонам горы в абсолютном молчании, прокладывая себе топорами и мотыгами путь наверх, к месту, которое было выбрано самим писателем.
После смерти Стивенсона было издано 30 томов сочинений. Талант его богат и многогранен, он работал в самых различных жанрах — романы, рассказы, путевые очерки, повести, сборники стихотворений, эссе, пьесы.
Мировую славу Стивенсону принес роман «Остров сокровищ». Книга относится к жанру приключенческой литературы для подростков и среди книг этого типа, несомненно, занимает почетное место.
В «Острове сокровищ» Стивенсон нашел путь к успеху. Роман выдержал десятки изданий в нашей стране и включен в «Библиотеку мировой литературы для детей». Стивенсон — автор сборника «Сад стихов для детей». В нем чувствуется рука мастера, тронувшая детский рисунок. Как трогательно, просто, с милой беззаботностью Стивенсон пишет:
Повсюду дождь, он льет на сад, На синий лес вдали, На наши зонтики, а там — В морях — на корабли.
И кажется, будто достаточно взглянуть в окно, мысленно отвлечься от сырых листьев и знакомых зонтиков и увидеть морские просторы и паруса. Кажется, что для этого нужно только приподнять голову и оторвать взгляд от обыденности. Стивенсон спасает нас своими произведениями от суеты повседневности. Он любил поэзию, состязался в молодости с друзьями в создании виртуозных средневековых форм, писал стихи для детей. Несколько его стихотворений включено в антологии английской поэзии. Нравственные проблемы интересовали писателя на протяжении всей его жизни. В их решении он опирался как на традицию романтиков, так и в определенной мере на творчество Достоевского.
Творчество писателя хорошо известно у нас в стране. Для нас он остается писателем для детей, автором одной книги — «Острова сокровищ». Лучший перевод романа сделан Н. Чуковским и появился впервые в 1935 г. под редакцией К. Чуковского, «дедушки Корнея» (по О. Рокаш).
Самые важные и интересные сведения из этого очерка войдут в рассказ учителя, затем многие из этих сведений закрепятся в процессе чтения статьи учебника учащимися и беседы по основным вопросам (кто были родители Стивенсона? Когда он родился и умер? Обратим внимание школьников, насколько короткой была жизнь писателя и в то же время насколько много удалось ему сделать. Какие произведения принесли самую большую славу? Где он учился? Почему жизнь его стала легендой? Где прошла большая часть его сознательной жизни? Какие из его произведений вы читали?).
Последний вопрос и станет переходом к новому небольшому произведению Стивенсона, которое включено в программу и учебник. «Вересковый мед» — произведение, которое рассказывает о мужестве, смелости, стойкости, верности своей идее, своей стране. Оно хорошо воспринимается школьниками, легко заучивается наизусть.
Прочитать его в первый раз предпочтительно самому учителю, представив пятиклассникам героя, который пошел на крайнюю и страшную меру, пожертвовав сыном, чтобы не выдать тайны. Прав ли он? Восхищается им или осуждает его нынешний читатель, подросток и взрослый человек?
Ответы на эти вопросы в большой степени зависят от чтения учителя, его интерпретации.
После такой беседы учитель вместе со школьниками размышляет, как правильнее прочитать стихотворение выразительно. Дома школьники готовят выразительное чтение его наизусть и рассказ о писателе. Обратим внимание на то, что начало стихотворения спокойное, — рассказ о том, как давным-давно варили малютки-медовары из меда напиток, затем этот спокойный тон сменяется печальным рассказом о безжалостном короле, который затеял войну и прогнал пиктов. Бедные медовары нашли приют в горах, но тут их снова настигает злая воля короля. И вот центральная, решающая сцена — противостояние короля и медовара...
Осмысление каждой части стихотворения поможет уловить их настроение, верно найти мелодику чтения, сосредоточиться на кульминационных моментах произведения.
На следующем уроке проверяется выразительное чтение его наизусть, мотивируются особенности чтения, рецензируется товарищами.
Стихотворение настолько яркое и эмоциональное, что школьники часто создают рисунки к нему, выражая своим рисунком отношение к героям и их поступкам.
Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.
Планы конспектов уроков по литературе 5 класса скачать, учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|