User16 (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Обществознание, 5 класс, Во...») Следующая правка → Версия 19:51, 6 декабря 2011
Гипермаркет знаний>>Обществознание >>Обществознание 5 класс>> Воспитание детей
§ 13. Воспитание детей Ничего подобного не происходит вне человеческого общества. Животные не воспитывают своих детей. Они лишь заботятся о них, доставляя в гнездо пищу, а затем обучают элементарным навыкам охоты, помогая выжить среди хищников. Человек продвинулся гораздо дальше животных в своем развитии. Родители учат не тому, как выжить в мире, а тому, как помочь слабым, как быть вежливым и всесторонне развитым, отказываться от удовольствий, защищать свою честь и достоинство. Все это формируется обществом и передается благодаря воспитанию. Родители — самые первые и самые заинтересованные воспитатели, так как имеют дело с собственными детьми. У них принимают эстафету школьные учителя, которые и обучают, и воспитывают. Но у одного учителя много учеников, поэтому всесторонне развить способности каждого он не в состоянии. К тому же видится с ребенком лишь несколько часов в день. И такой большой ответственности, как родители, за воспитание чужих для него детей школьный учитель не несет и нести не может. Тем не менее, учительницу многие называют второй мамой. Очень многие школьные учгггеля и воспитатели в детских домах проявляют к детям такую теплоту и нежность, какой дети не получают в своей семье. В разные исторические эпохи и в разных странах детей воспитывали неодинаково. В эпоху Возрождения и в Средние века детей подолгу не отнимали от груди и кормление происходило не по часам, а когда детям захочется есть. Сильно ограничивалась их физическая подвижность. Первые 4 месяца жизни младенец проводил полностью спеленутым, затем освобождали его руки и лишь много времени спустя — ноги. Тугое пеленание объяснялось заботой о безопасности младенца, который, как считалось, может искривить ноги или оторвать себе уши. Но вместе с тем оно избавляло взрослых от забот. Обретя свободу и повзрослев, девочки сразу же помещались в жесткие корсеты. Вследствие низкой гигиенической культуры детей поздно начали приучать к туалету. В XVI—XVII веках битье детей стало массовым. В английских университетах публичной порке подвергали 18-летних юношей. Иного способа освоить языки древних народов и грамматику как только с помощью зубрежки и бесконечных повторений в те времена не знали. В XVII веке воспитание детей сравнивали с дрессировкой лошадей, и во всем придерживались принципа подчинения воли. Телесные наказания и жестокие порки широко применяли не только в семье, но и в школе, включая университет. Учитель не мыслился без розог. На картинах его обязательно изображали с плетью в руках. В конце XVII — начале XVIII века нравы постепенно смягчаются. Телесные наказания становятся более легкими. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка и его праве на самостоятельный выбор жизненного пути. Правила хорошего тона запрещают держать локти на столе, чавкать, рыгать, сморкаться и т. д. Иначе говоря, в воспитании детей взят курс на дисциплину, воспитание воли и хороших манер. У каждого народа, эпохи и класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев днем и ночью предпочитают держать в люльке спеленутыми. А в странах с теплым климатом — носить в платке или на перевязи за спиной. Одевают их легко или вовсе не одевают. У малочисленной народности кётов ребенок не испытывает никаких ограничений со стороны взрослых. Он окружен заботой и вниманием. Взрослые обычно выполняют все его просьбы и требования. Полагают, что если ребенку в чем-то отказать, чем-то напугать его, наказать, то душа предка, находящаяся в его теле, уйдет обратно в мир мертвых, и ребенок, оставшись без души, умрет. Ругать ребенка нельзя, это равносильно неуважению к памяти предка. Вместе с тем с самого раннего возраста (у нанайцев — с трех лет, у турок — с четырех-пяти) начинается обучение ребенка трудовым навыкам, приобщение к хозяйственной жизни семьи. До этого ребенок был целиком на попечении матери, а теперь к нему, особенно к сыну, проявляет внимание и отец. В Японии учитель чаще обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чт обы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление, направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат. С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Он начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает. В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру, к детям надо относиться сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к собакам и кошкам. К дисциплине приучают с раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей - это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей — значит портить их. С детства англичане приучаются к самостоятельности и к ответственности за свои поступки. Дети рождаются как бы готовыми взрослыми и для перехода в мир взрослых их не надо специально готовить. Уже в 16- 17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают и живут независимо от родителей. К трудностям и физическим испытаниям с ранних лет приучают своих детей австралийские аборигены. При этом дети должны были с честью выдержать боль - без криков и слез. Главными воспитателями у большинства народов считаются родители. Но так происходит не всегда. В некоторых странах детей отдают на воспитание родственникам или даже посторонним людям. Так происходило, например, в средневековой Европе. До сих пор у некоторых закавказских народов на терри гории России существует особый обычай, согласно которому родители отдают своего ребенка в семью близкого родственника, который считается приемным отцом и воспитывает ребенка до совершеннолетия. Воспитание в чужой семье практиковалось в Японии, где ребенка отдавали на сторону в 10-летнем возрасте, и в средневековой Европе, где многие дети воспитывались в монастырях, закрытых школах и университетах с 7—10 лет. В Англии до 1,5 лет детей выкармливала наемная кормилица в родительском доме, затем их воспитанием занимались родители, а с 10 лет многие из них отправлялись жить и учиться в другие семьи. Европейские аристократы отдавали своих отпрысков в дома более знатных дворян, где они служили в качестве пажей и оруженосцев. Не отставали от них крестьяне и ремесленники, отдававшие детей в прислуги. Ученые обнаружили немало таких обществ, где первоначальный уход за ребенком поручается дяде, особенно брату матери. До недавнего времени среди европейской аристократии и крупной буржуазии было принято использовать кормилиц. А воспитание детей возлагалось в основном на нянек и гувернанток; отцы же участвовали в воспитании сыновей, когда мальчики уже могли охотиться, заниматься спортом или обучаться военному делу. 2. Зачем детей отдавали из собственной семьи на воспитание в чужие семьи? 3. Как бы вы продолжили фразы; «Чтобы хорошо воспитать ребенка, надо...», «При воспитании нельзя...» 4. Объясните смысл понятия: воспитание. 5. Как вы понимаете старые пословицы: «У семи нянек дитя без глаза», «Воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит». 6. Приведите примеры разного воспитания из художественной литературы или из фильмов.
Кравченко А.И., Обществознание: учебник для 5 класс / А.И.Кравченко. - 9-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2011. - 112 с.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: